Научная статья на тему 'Традиция Овидия в «Элегиях» Джона Донна'

Традиция Овидия в «Элегиях» Джона Донна Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
153
49
Поделиться
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ЭЛЕГИЯ / ДЖОН ДОНН / ОВИДИЙ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Скиба Инна Васильевна

В данной статье анализируются особенности традиции Овидия в «Элегиях» Джона Донна. Отталкиваясь от овидианских ситуаций, образов и мотивов, Донн создает оригинальные художественные решения. В «Элегиях» рождается «новый Овидий», более остроумный, чувственный, драматичный.

Ovid's Tradition in «Elegies» by John Donne

The features of Ovid's tradition in «Elegies» by John Donne are analyzed in the article. Making a start from Ovid's situations, images and motives, Donne creates original art decisions. A «new Ovid» is born in «Elegies» wittier, more sensual and dramatic.

Текст научной работы на тему «Традиция Овидия в «Элегиях» Джона Донна»

УДК 821.111 ББК 83.3(4Вел)

Скиба Инна Васильевна

соискатель

кафедра литературы и методики ее преподавания Смоленский государственный университет г. Смоленск Skiba Inna Vasilievna Applicant for a Degree Chair of Literature and Methods of Teaching Literature Smolensk State University Smolensk

Традиция Овидия в «Элегиях» Джона Донна Ovid’s Tradition in «Elegies» by John Donne

В данной статье анализируются особенности традиции Овидия в «Элегиях» Джона Донна. Отталкиваясь от овидианских ситуаций, образов и мотивов, Донн создает оригинальные художественные решения. В «Элегиях» рождается «новый Овидий», более остроумный, чувственный, драматичный.

The features of Ovid's tradition in «Elegies» by John Donne are analyzed in the article. Making a start from Ovid's situations, images and motives, Donne creates original art decisions. A «new Ovid» is born in «Elegies» - wittier, more sensual and dramatic.

Ключевые слова: Традиция, элегия, Джон Донн, Овидий.

Key words: tradition, elegy, John Donne, Ovid.

Джон Донн (1572-1631) - выдающийся английский поэт XVII века, основатель «метафизической школы» поэзии. В своей любовной лирике он отказывается от идеализации, присущей поэзии Петрарки. Полемизируя с популярной в XVI веке традицией петраркизма, Донн обращается к поэзии Овидия.

Английского поэта привлекает в первую очередь иронический тон Овидия, «его отношение к любви как к занятию несерьезному, забавной игре, или искусству, украшающему жизнь» [3, с. 100]. Возвращаясь к античным истокам, Джон Донн в своих элегиях разрушает привычный куртуазный стереотип с недоступной прекрасной дамой и несчастным, страдающим влюбленным. Однако поэту-метафизику импонирует не только отношение Овидия к любви, но и способ ее изображения. «Любовные элегии» античного поэта имеют «парадигматический» характер. Так, по словам М.М. Гарибашвили, автора диссертации «Композиционная организация «Любовных элегий» Овидия», целью элегика

является «не поэтическое изложение одной конкретной любовной истории, а поэтическое исследование Любовной истории вообще, воссоздание обобщенной картины любовных отношений, от ее начала до конца, и каждая элегия, не являясь явным продолжением предыдущей, призвана быть парадигмой отдельных типичных моментов на этом пути» [2, с. 8].

В сборнике Овидия изображаются основные этапы развития истории любви: сближение (I; 4), свидание (I; 5), препятствие (I; 6), поражение возлюбленного (I; 7, 11, 12) и т.д. Само название книги «Amores» означает -«разные случаи любви, различные ее типы и разновидности» [1, с. 27]. Овидий пытается передать весь спектр любовных переживаний, показать взаимоотношения мужчины и женщины в самых различных ситуациях. Возможно, поэтому он вводит в свои элегии большое количество персонажей: здесь есть и сводницы, и служанки, и стражники, и обманутый муж, и соперники влюбленного и т.д. При этом все эти персонажи изображаются как определенные психологические типы и играют каждый свою роль в истории

В элегиях Джона Донна также можно выделить определенные парадигмы любовных отношений. Однако если Овидий парадигматично описывает любовную историю в ее развитии, то Донн изображает различные любовные ситуации, как будто выхваченные из чьей-то жизни. Например, одну парадигму составляют элегии, где говорится о счастливой любви двух взрослых людей, которые «переросли» юношеское легкомыслие, и ценят друг в друге духовную красоту («Портрет», «Осеннее»). В других элегиях появляется пара влюбленных, которые по каким-либо причинам не могут быть вместе и потому страдают («На преданность возлюбленной», «Разлука с нею»), либо пренебрегают внешними обстоятельствами и встречаются, несмотря, например, на Ее замужество или запреты родителей («Аромат», «Ревность», «Рассказ о горожанине и его жене»). Третью парадигму отношений составляют элегии, где появляется образ страдающего героя, влюбленного в неверную женщину («Изменчивость», «Отречение», «Невежда от природы», «Увещевание»). И, наконец, есть элегии,

в которых описывается физический союз любовников («Путь любви», «На раздевание возлюбленной», «Любовная война»).

Героини «Элегий» Джона Донна и «Любовных элегий» Овидия также обнаруживают типологическое родство. Подобно античному «певцу любви», который отказывается от стереотипа возвышенной, неприступной «госпожи» Тибулла и Проперция, Джон Донн делает героиню своих элегий легкомысленной ветреницей, склонной к измене. Кроме того, большинство современных исследователей сходятся во мнении, что Коринна Овидия - лицо вымышленное и никакого отношения к биографии поэта не имеет. Очевидно, что героиня элегий Донна также не имеет прототипа.

Однако между героинями элегий английского и античного поэтов есть и явное отличие. Например, «Любовные элегии» Овидия объединяются вокруг образа одной женщины - Коринны, хотя и не все стихотворения связаны с нею. Несмотря на то, что Овидий изображает историю любви вообще, он создает у читателя представление о Коринне как о конкретной женщине со своими внешними и внутренними качествами, привычками и социальным положением: она ревнива (II; 7), уверена в себе и горда (II; 7, 7-12); читателю известны факты об аборте (II; 13), о попугае, которого Коринна очень любит (II; 6) и наконец, о ее замужестве (II; 19, III 4).

У Джона Донна элегии не концентрируются вокруг образа одной женщины и, тем более, одна элегия не связана с другой, что можно встретить у Овидия. Можно говорить скорее о героинях стихотворений Донна. В своих элегиях поэт создает образы разных женщин, с различным социальным положением, характером и отношением к герою. Так, например, из стихотворения «Ревность» мы узнаем, что возлюбленная героя замужем, у нее есть дети. О замужестве героини говорится еще в трех элегиях: «Разлука с нею», «Невежда от природы...» и «Рассказ о горожанине и его жене», однако детали поэтического сюжета указывают на то, что в этих стихотворениях идет речь о совершенно разных женщинах. В «Аромате» маркируется иное социальное положение героини. Будучи незамужней девушкой, она живет в доме родителей, где тайно встречается с ге-

роем. В элегиях «Изменчивость», «Отречение» и «Увещевание», автор, ничего не говоря о социальном положении героини, описывает ее как женщину, склонную к непостоянству и обманывающую героя. В стихотворениях «Осеннее» и «Портрет» поэт рисует образ взрослой мудрой женщины и взаимной, спокойной, уравновешенной любви. В последнем, кроме того, сообщается, что возлюбленная ждет героя на протяжении многих лет и хранит ему верность.

Джон Донн создает новый вариант овидианской элегии, более драматичной, остроумной и чувственной. Его элегии можно назвать драматизированными, «сценичными». Так, исследователь Дж. Лейшман

отмечает: если автор «Любовных элегий» просто описывает ситуацию со стороны, то Джон Донн непосредственно участвует в ее создании, «вводя все новые аспекты любовного треугольника, разговора, мысли, чувства так же быстро и ярко, как это происходит на сцене» [7, р. 54].

Содержание овидианской элегии у Донна модернизируется. Персонажи, заимствованные у античного поэта, оказываются в современном Донну Лондоне и живут по его обычаям. Например, овидианский евнух, стерегущий Коринну, в элегиях метафизика превращается в мрачного привратника. Детали одежды, которые сбрасывает с себя возлюбленная в элегии XIX (пояс, искрящийся, как небесный обруч («...girdle, like heavens Zone glistering»); нагрудник, усеянный блестками («spangled breastplate»); кopceт («busk»), венок золоченый («wyerie Coronet»)) являются модными в светском Лондоне времен Донна [3, с. 101]. В элегиях Овидия представлены реалии древнеримской культуры: так, в элегии пятой из первой книги мы ясно ощущаем себя «в античном доме с его небольшими комнатами, приспособленными для постоянного продувания ветерком» [4, с. 14], куда входит Коринна в своей

Английского поэта привлекает дерзость Овидия, но сам он гораздо резче, а иногда и циничнее в своих элегиях. Герой «Любовных элегий» - гедонист, для которого любовь - увлекательная игра. Элегии Овидия окрашены легким юмором. Любовные переживания и разочарования героя, измены возлюбленной вызывают у читателя улыбку. Самые серьезные ситуации поэт превращает в шут-

ку, прибегая иногда к парадоксу. Так, в элегии девятнадцатой второй книги любовник просит супруга избранницы тщательнее сторожить свою жену, чтобы в нем (в герое) разжечь страсть, в противном случае муж рискует потерять соперника. Комический эффект вызывает парадоксальность ситуации: обещание любовника отказаться от чужой жены выглядит как угроза, адресованная мужу.

В элегиях Джона Донна исчезает легкая ироничность Овидия, и та же ситуация любовного треугольника перерастает в настоящую драму. Наиболее показательным в этом отношении является стихотворение «Ревность». Если у Овидия герой ведет себя довольно дружелюбно, то донновский любовник полон ненависти. Английский поэт делает обманутого мужа мишенью для издевательств домочадцев: жена губит его ядом его же собственной ревности и веселится, глядя на его муки на смертном одре, вместе с любовником они шутят над его уродством, а дети цинично выдавливают из себя слезы, надеясь получить большую часть наследства. Поэт отталкивается от овидианского мотива и воссоздает в одной элегии целую историю семейных отношений.

Более смел и дерзок, чем Овидий, Донн в элегии «Невежда от природы». Здесь отправной точкой для поэта становится овидианская пародийношутливая поэма «Наука любви» (или «Искусство любить») автор которой, называя себя «наставником любви» («ptaeceptor amoris»), учит людей этому искусству. Герой элегии Донна тоже дает своей возлюбленной уроки изысканных манер и правильной речи, «таинственного языка глаз и рук» («The mystique lanquade of the eye nor hand») [8, р. 63]. Ho овидианская тема приобретает у него особый характер: если Овидий в «Науке любви» называет себя дидактом, то герой элегии Донна видит себя творцом, создающим

Эффект удивления в стихотворении Джона Донна порождается приемом парадокса, который, в свою очередь, является основной формой «wit» (остроумия). Автор сталкивает антиномичные, далекие друг от друга образы, понятия, утверждения. Данный прием возник еще в эпоху античности и представлен, как мы уже видели, в поэзии Овидия. Поэтому (как и по ряду других причин) автор

«Любовных элегий», как магнит, притягивает к себе метафизиков. Так, некоторые свои парадоксальные сравнения Донн заимствует у Овидия.

В элегии девятой первой книги античный поэт вводит метафору «любовь-война». Данный образ основывается на уподобление действий влюбленного на пути завоевания сердца возлюбленной действиям воина: любовник осаждает порог дома избранницы так же, как солдат осаждает города, ломится в ее дверь, как воин ломится в крепостные ворота, не спускает глаз с соперника, как с врага. Создавая данную метафору, Овидий акцентирует внимание именно на действиях, героя. Джон Донн в элегии XX («Любовная война») продолжает овидианскую тему, однако здесь тема приобретает эротический характер, в центре внимания оказывается не стратегия ухаживаний поклонника, а физический контакт любовников. Таким образом, овидианская тема «любовь -война» трансформируется у Донна в тему «секс - война»:

Here let mee warr; in these armes lett mee lye;

Here lett mee parlee, batter, bleede, and dye [8, р. 86].

[Позволь мне здесь воевать, в эти объятия попасть;/ Позволь мне здесь спорить, биться, истекать кровью и умереть (Перевод наш - И.С.).]

Как свойственно поэтам-метафизикам, Дж. Донн развивает тему исчерпывающим образом, втягивая в тематический круг все новые и новые области, далекие от центральной сюжетной ситуации. В элегии поднимаются социальные и даже политические проблемы. Поэт-метафизик критикует власти, которые развязывают войну и самое войну как таковую, ибо ничего кроме смерти и страданий она принести не может. Поэтому герой элегии предпочитает сражение в объятиях любимой.

Для лирики античного «певца любви» характерен легкий налет эротики, Донн же, по выражению Андрисена, добавляет к ней перчинку, чтобы сильнее возбудить чувственные аппетиты читателя. Таким образом, в элегиях Овидия представлено «искусство любви», а в элегиях Донна - «наука страсти» [5, сс. 117-118].

В стихотворении «На раздевание возлюбленной» для поэта снова становится опорной овидианская ситуация. В элегии пятой из книги первой античный поэт рассказывает, как герой в порыве желания срывает с Коринны одежду, чтобы насладиться ее обнаженным телом. При этом главным становится эстетический момент - красота и сексуальность возлюбленной. Элегия Донна гораздо чувственнее. Герой в нетерпеливой страсти снимает одну за другой детали одежды с любовницы, почти в экстазе он восклицает: «О нагота! Блаженство ты несешь ...» («Full nakedness! All joyes are due to thee ...»)

Отмеченные нами черты близости любовных элегий Овидия и Дж. Донна объясняются, в частности, особенностями поэтики элегической лирики Овидия, которая имеет определенное сходство с барочно-маньеристской эстетикой. К таким специфическим свойствам овидианской лирики исследователи относят следующие: динамизм и пестрота, отсутствие единой концепции и стиля (поэт стремится передать жизнь в движении, во всем ее разнообразии), внезапные переходы от одной темы к другой, декоративность, неожиданные художественные решения, сочетание комического и серьезного и т.п. [6, рр. 91-

Овидий отвергает классицистическую гармонию Проперция, предпочитая ей причудливую красоту и дисгармоничные отношения: поэта привлекает не спокойное, уравновешенное чувство, а «любовь - борьба», с ссорами и примирениями, взлетами и падениями [1, с. 29]. Автор «Любовных элегий» все время держит читателя в напряжении, вовлекая его то в одну, то в другую игровые ситуации. Пестрота, демонстративность, причудливость лирики Овидия притягивают к себе внимание Джона Донна, в элегиях которого античный «певец любви» звучит в новой, современной обработке.

Библиографический список

1.Вулих Н. Овидий [Текст] / Н. Вулих. - М.: Молодая гвардия, 1996. 281 с.

2. Гарибашвили М.М. Композиционная организация «Любовных элегий»

Овидия: Дисс. ... канд. филол. наук [Текст] /М.М. Гарибашгвили. -Тбилиси, 1990.

3. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков [Текст] / А.Н. Горбунов. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 186, [1] с.

4. Овидий П.Н. Amores. Любовные элегии [Текст] / П.Н. Овидий. -М.: Худ. лит., 1963.

202 с.

5. Andreasen N. J. C. John Donne: conservative revolutionary [Text] / N. J. C. Andreasen. -Princeton: Princeton University Press, 1967. IX, 249 p.

6. Crahay R. La vision poetique d'Ovide et l'esthetique baroque [Text] / R. Crahay // Atti del Convegno internationale Ovidiano. -Roma: Ist. di studi romani, 1959. - V. II. - S. 91-110.

7. Leishman J. B. The Monarch of Wit: An Analytical and Comparative Study of the Poetry of John Donne [Text] / J. B. Leishman. -Lond.: Hutchinson University Library, 1962. 287 p.

8. The complete poetry and selected prose of John Donne [Text] / Ed. by Charles M. Coffin. New York: Modern Library, 2001. XXXII, 697 p.

Bibliography

1. Andreasen, N. J. C. John Donne: Conservative Revolutionary [Text] / N. J. C. Andreasen. -Princeton: Princeton University Press, 1967. - IX, 249 p.

2. Crahay, R. La Vision Poetique d'Ovide et l'Esthetique Baroque [Text] / R. Crahay // Atti del Convegno Internationale Ovidiano. - Roma: Ist. di Studi Romani, 1959. - V. II. - P. 91-110.

3. Garibashvili, M.M. Compositional Organization of Ovid's «Love Elegies»: Diss. ... Cand. of Phil. [Text] / M.M. Garibashvili. -Tbilisi, 1990.

4. Gorbunov, A.N. John Donne and English Poetry of XVI-XVII Centuries [Text] / A.N. Gorbunov. -M.: Publishing House of MSU, 199З. - 186, [1] p.

5. Leishman J. B. The Monarch of Wit: An Analytical and Comparative Study of the Poetry of John Donne [Text] / J. B. Leishman. - Lond.: Hutchinson University Library, 1962. - 287 p.

6. Ovid, P.N. Amores. Love Elegies [Text] / P.N. Ovid. -M.: Khud. Lit., 196З. - 202 p.

7. The Complete Poetry and Selected Prose of John Donne [Text] / Ed. by Charles M. Coffin. New York: Modern Library, 2001. - XXXII, 697 p.

8. Vulikh, N. Ovid [Text] / N. Vulikh. -M.: Molodaya Gvardia, 1996. - 281 p.