Раздел 5
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Редакторы раздела:
СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БОРТНИКОВ - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств (г. Барнаул)
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)
УДК 930.85
Takarakova Ye.O. A TRADITION AS AN ETHIC FORM IN THE SACRAL LANDSCAPE (WITH REFERENCE TO ONGUDAI REGION OF ALTAI REPUBLIC). In the article the analysis of traditions of indigenous people of the Altai Republic, who live in a changeable environment, is carried out. The transformation of traditions under the influence of different situations is discussed. In this regard the author of the article considers a sacral landscape, as an ethic space where, social and cultural components of moral education are reflected.
Key words: tradition, ethics, landscape, sacral landscape, cultural landscape, Ongudai.
Е.О. Такаракова, аспирант ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств г. Улан-Удэ, научный сотрудник Автономного Учреждения Республики Алтай «Агентство по культурноисторическому наследию Республики Алтай», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИЯ КАК ФОРМА ЭТИКИ В САКРАЛЬНОМ ЛАНДШАФТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОНГУДАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)
В статье проведен анализ традиций коренных жителей Республики Алтай, которые встроены в изменчивое окружение, вовлечены, в цепи самотрансформации под влиянием тех ситуаций, в которых они оказываются. В связи с этим автор статьи рассматривает сакральный ландшафт, как пространство этики, где, отражены социальные и культурные составляющие нравственного воспитания.
Ключевые слова: традиция, этика, ландшафт, сакральный ландшафт, культурный ландшафт, Онгудай.
Формирование этики является значимым аспектом нравственного воспитания. Процесс трансформации и воспитания личности в сакральном ландшафте в силу культурных, религиозных, социальных и экономических факторов является на сегодня одним из важных компонентов культурной политики в целом.
В первые десятилетия XX в. наиболее выдающиеся представители сразу нескольких дисциплин завороженно пытались разгадать загадки сакрального, как минимум, найдя для него рациональное объяснение, а как максимум — попытавшись использовать данные о нем как ключ к новому знанию об основах человеческой жизни [1, с. 42.]. Под сакральной (священной) территорией можно понимать сознательно выделяемую и маркируемую часть культурного ландшафта этноса, играющую важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации; в культурном, демографическом и социально-экономическом воспроизводстве [2].
То, что почитается священным, имеет значение, делающее его достойным защиты любой ценой, - ценностью, которая зачастую ни с чем не сравнима. Если к таким убеждениям и отношениям относиться серьёзно, они могут действовать как мощнейшие силы, помогая сохранить целостность природной окружающей среды [3, с. 36].
На Алтае существует множество таких сакральных природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта, являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия, этносов, народов или отдельных социальных групп. Эти объекты имеют большое
значение как особые места духовного единения человека с Природой [4, с. 101].
Под общими принципами поведения людей, отражающимися их образа жизни, передающимся от поколения к поколению, но соблюдающимися на основе внутреннего убеждения конкретного человека мыслиться традиция. При этом данные нормы поведения первоначально основываются на культурносакральном контексте и стереотипизируются на фоне специфического религиозно-мистического или культурно-бытового окружения [5, с. 105].
Момент священности в алтайской культуре имеет удельный вес. Поэтому особое отношение алтайцев к повсеместно распространенной системе сакральных мест, устойчивость шаманской традиции, философия анимизма, как учение о всеобщей одухотворенности мира выступает как духовное, или чувственное, что отличает её от прагматичности Запада и философичности Востока [6, с. 173]. На Алтае доминируют отношения между человеком и природным ландшафтом, где он проживает и есть подвластность энергетического поля. Приобщение личности к сакральному тесно связано с духовно-практической деятельностью народа - обряды, обычаи, проведение духовных праздников и не только.
Согласно взгляду Е.А. Белецкой большую роль на этику личности и формирование мировоззрения играет природная среда - климат, ландшафт, водоемы, животный и растительный мир; влияние человека на природный мир; отношение к природе, отражение природы в народном и индивидуальном сознании [7, с. 101]. Природа является одной из основополагающих реалий развития личности: «Природная реальность для
человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности» [7, с. 101]. Особенность сакральных природных территорий представляют фундамент для развития культур коренных жителей, в том числе для осмысления ими природных законов.
Ландшафт как социальная конструкция содержит имидж и рассказ, вызывающие множество ассоциаций и историй, он вписывается в нашу идентичность, отношения и жизненный сценарий и предполагает активную позицию в последовательности жизненных событий [8]. Развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит, подразумевает собой воспитание в себе человеческих качеств. Это развитие и само изменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [9]. Так, к середине 90-х гг. российским научным сообществам было характерно использование термина «социоприродная система», что усиливает то значение, которое авторы придают взаимосвязанности и взаимообусловленности природных и социальных процессов. Устойчивое развитие они определяют как процесс, обеспечивающий экономический рост социоприродной системы любого уровня сложности, не нарушающий ее безопасности и ведущей к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений [10].
Необходимо отметить, что главным смыслом существования человека заключается в его жизни, где он функционирует как биологический вид, в том числе как разумное существо, которое имеет материальные и духовные ценности.
Утилитарно-бытовые потребности человека стали органично увязываться с окружающей средой, или, как её образно называют «космическим» началом в формировании его мировоззрения. Человек обрел возможность определить свой стереотип поведения в сообществе, и прежде чем строить свой дом, который станет со временем центром и смыслом его жизнедеятельности, задумался о взаимосвязи его с окружающим миром [11, с. 13]. Каждый этнос, национальная культура, развиваясь в определенных природно -ландшафтных условиях сформировала свой неповторимый национальный культурный ландшафт. Традиционным культурным ландшафтом являются «живые» формы культуры, обеспечивающие духовную связь этноса с месторазвитием (сакральные места, топонимика, народная архитектура, комплекс преданий, легенд связанных с родным местом). Такие культурные ландшафты выделены в особую категорию - традиционный культурный ландшафт и в настоящее время все чаще становятся объектами культурного наследия ЮНЕСКО [12, с. 33].
Каждый этнос организует вокруг себя пространство, где у них вырабатываются определенные духовные и материальные ценности. Актуальный аспект рассматриваемой нами проблемы социокультурной ориентации - формирование нормы поведения в сакральном ландшафте и изучение её мировоззренческой основы. Для решения данной проблемы обратимся к духовной культуре народов, проживающих на территории Онгудай-ского района. Нравственные традиции алтайцев включают в себя принципы гуманистического отношения к природе, они образно одухотворяют животный и растительный мир.
Онгудайский район с его огромным количеством историкокультурных объектов имеет богатый потенциал для воспитания в человеке духовных ценностей. Это предметы материальной культуры, богатейший фольклор, традиции и обычаи, «байлу кырлар» - религиозный культ родовых гор, перевалов - «ажу-лар», «кара - суулар» - целебные источники и «аржан суулар» - священные воды, наскальные рисунки (знаковые символы), объекты народного поклонения - это часть природного ландшафта, которые в общественном сознании священны и охраняются запретами. Поэтому в рамках нашего исследования большой интерес вызывают влияния сакральных свойств ландшафта на вырабатывание душевных ценностей человека. Человек тесно связан с местностью, где он проживает. Все соответствия между ним и ландшафтом можно увидеть в его поведении.
Особое значение в рассматриваемом районе придается священным водам - «аржан суулар» и лечебным родникам «кара суулар». По словам старших поколений, вода является энергетическим ресурсом. К примеру, священный источник в Онгудай-ском районе недалеко от села Боочи - это «Текпенктин суузы» (священный, лечебный источник «Текпенек»). Источник находиться за горой под названием Башадар, что в переводе означает «стрелять в голову». По словам староверов в вершине этой горы есть священные «тагылы» предков и что туда нельзя подниматься, иначе постигнет беда, того, кто осмелиться это сделать. Необходимо отметить, что у местного населения по сей день сохранены традиции охраны священных аквальных ландшафтов и уважительного к ним отношения. К священным источникам не ходят пустыми руками, обязательно с собой люди берут традиционную алтайскую белую пищу: сут (молоко), курут (сыр), тал-кан (традиционная пища из муки жаренного ячменя), сарjу (масло) и арчын (священное растение - можжевельник). Этим они представляют свое почтение духам местности. Само расположение родника «Текпенек» тоже вызывает значительный интерес. Если образно представить этот источник, то его окружают объекты священной значимости - это гора «Уч-Сумер», Баша-дарская долина, долина Текпенек, склоны гор с наскальными рисунками и различными знаковыми символами, каменные изваяния.
У подножия горы находиться курганное поле на нем имеются как раскопанные и не нарушенные курганы. Вокруг курганного поля идет кольцо камней, имеющих усиленное магнитное поле. Также на поле находиться «Тюркская оградка», представляющая собой камни, выложенные по прямоугольному периметру, и «Кезер Таш», характерный для древних захоронений [13, с. 100]. Местное население бережно и уважительно относятся к этому священному ландшафту, аквальный ландшафт не засоряют и близлежащие территории поддерживают в чистоте. Нужно подчеркнуть, что именно через созерцание, восприятие и участие самого себя приходит осознание бережного отношения к окружающему миру. Старшее поколение людей, посещая эту местность, берут вместе с собой своих детей, молодых тем самым обучая их этике в священных местах. В данном случае идет процесс воспитания в человеке духовных ценностей и принципов табу. Важный аспект данного вопроса выражается в регуляции сакрализованной номартивности. Жизнь в сакральном ландшафте таит в себе много интересного и опасного. Человек познает взаимодействие себя с природой, которое закреплено в системе традиций.
Особенность жителей Онгудайского и других районов республики заключается в том, что каждый из них имеет представление о глубинном понимании сакральной местности. Из уст пожилых людей автор этой статьи слышал, что каждый живой имеет своего бога «бойынын ичинде кудайы», который регулирует каждый его шаг и на интуитивном уровне подсказывает дальнейшие действия. С помощью знаков человек может познать свое предназначение. Сакральная местность, обладающая сильной энергетикой и сам человек, могут общаться посредством проводимых ритуалов и традиционных обычаев на этой территории.
С точки зрения алтайской философии, ритуал совершают не для решения своих проблем, а чтобы благословить Алтай, отдавать излишек положительных, гармонизирующих энергий [4, с. 107]. Это своего рода знания, которые передаются из поколения в поколения, требующие особого внимания и бережного сохранения для будущего в целом.
Исходя из вышеизложенного следует, что традиция является особой формой этики. В сакральном ландшафте традиция, как преемственность, представляющая культурные и духовные ценности, а также живой источник человеческого бытия. Окружающий природный ландшафт включает в себя эти аспекты, делая её значимым источником жизни. Соблюдение традиций и обычаев, почитание природы и его духов, представляют важный компонент высшей системы ценностей. Трепетное отношение со стороны коренных жителей хранит в себе тайны предков, предания, мифы и легенды, которые непрерывно передаются из поколения в поколение. Поэтому необходима политика охраны и защиты интересов устойчивого развития сакральных мест, учитывающая вышесказанные культурные и духовные факторы.
Библиографический список
1. Белецкая, Е.А. Воздействие народной художественной культуры на самосознание личности / Е.А. Белецкая, Л.Е. Яковлева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 3. - Т. 1.
2. Белокуров, А.А. Мировоззрение кочевника Евразии, как фактор традиционного культурного ландшафта Евразии // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 1(8).
3. Дульянинов, А.Г. Феномен сакрального в контексте туристического нарратива. [Э/р]. - Р/д: http://elibrary.ru|download/57699563.pdf
4. Замалетдинова, Л.Р Качество жизни: понятие, структура, значение теории в решении экологической проблемы [Э/р]. - Р/д: http:// www.unn.ru/pages/issues/vestnik_soc/99990201_West_soc_2008_2(10)/11 .pdf
5. Иванов, А.В. Сакральные территории как хранительницы традиционных ценностей евразийских народов (на примере плоскогорья Укок на Алтае и долины Эрдэнэбурэн в Западной Монголии) [Э/р]. - Р/д: http://www.tuva.asia/journal/issue_12/4194-ivanov.html
6. Куракин, Д. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсо-циологии // Социологическое обозрение. - 2011. - № 3. - Т. 10.
7. Ларина, Л. Архитектурно-градостроительные предложения по организации туризма на территории КПП «Уч-Энмек» // Единое культурное пространство Большого Алтая. - Барнаул, 2008.
8. Мамыев, Д.И. Значение сакральных территорий в национальной культуре Алтая / Д.И. Мамыев, Н.И. Токова // Единое культурное пространство Большого Алтая. - Барнаул, 2008.
9. Мессерли, Б. Горы мира. Глобальный приоритет. - М., 1999.
10. Мудрик, А.В. Сущность социализации и её особенности [Э/р]. - Р/д: http://www.profile-edu.ru/sushhnost-socializacii-i-ee-osobennosti-page-3.html
11. Пюрвеев, Д.Б. Архитектура мироздания. - М., 2006.
12. Суразов, А. Философские размышления (1994-2006 гг.). - Горно-Алтайск, 2006.
13. Тирских, М.Г. Соотношение традиции с обычаем и правом: компаративистские аспекты / М.Г. Тирских, Л.Ю. Черняк // Сибирский юридический вестник. - 2013. - № 2.
Bibliography
1. Beleckaya, E.A. Vozdeyjstvie narodnoyj khudozhestvennoyj kuljturih na samosoznanie lichnosti / E.A. Beleckaya, L.E. Yakovleva // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 3. - T. 1.
2. Belokurov, A.A. Mirovozzrenie kochevnika Evrazii, kak faktor tradicionnogo kuljturnogo landshafta Evrazii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2008. - № 1(8).
3. Duljyaninov, A.G. Fenomen sakraljnogo v kontekste turisticheskogo narrativa. [Eh/r]. - R/d: http://elibrary.ru|download/57699563.pdf
4. Zamaletdinova, L.R. Kachestvo zhizni: ponyatie, struktura, znachenie teorii v reshenii ehkologicheskoyj problemih [Eh/r]. - R/d: http://www.unn.ru/ pages/issues/vestnik_soc/99990201_West_soc_2008_2(10)/11.pdf
5. Ivanov, A.V. Sakraljnihe territorii kak khraniteljnicih tradicionnihkh cennosteyj evraziyjskikh narodov (na primere ploskogorjya Ukok na Altae i dolinih Ehrdehnehburehn v Zapadnoyj Mongolii) [Eh/r]. - R/d: http://www.tuva.asia/journal/issue_12/4194-ivanov.html
6. Kurakin, D. Uskoljzayuthee sakraljnoe: problema ambivalentnosti sakraljnogo i ee znachenie dlya «siljnoyj programmih» kuljtursociologii // Sociologicheskoe obozrenie. - 2011. - № 3. - T. 10.
7. Larina, L. Arkhitekturno-gradostroiteljnihe predlozheniya po organizacii turizma na territorii KPP «Uch-Ehnmek» // Edinoe kuljturnoe prostranstvo Boljshogo Altaya. - Barnaul, 2008.
8. Mamihev, D.I. Znachenie sakraljnihkh territoriyj v nacionaljnoyj kuljture Altaya / D.I. Mamihev, N.I. Tokova // Edinoe kuljturnoe prostranstvo Boljshogo Altaya. - Barnaul, 2008.
9. Messerli, B. Gorih mira. Globaljnihyj prioritet. - M., 1999.
10. Mudrik, A.V. Suthnostj socializacii i eyo osobennosti [Eh/r]. - R/d: http://www.profile-edu.ru/sushhnost-socializacii-i-ee-osobennosti-page-3.html
11. Pyurveev, D.B. Arkhitektura mirozdaniya. - M., 2006.
12. Surazov, A. Filosofskie razmihshleniya (1994-2006 gg.). - Gorno-Altayjsk, 2006.
13. Tirskikh, M.G. Sootnoshenie tradicii s obihchaem i pravom: komparativistskie aspektih / M.G. Tirskikh, L.Yu. Chernyak // Sibirskiyj yuridicheskiyj vestnik. - 2013. - № 2.
Статья поступила в редакцию 20.02.14
УДК 7.06
Каlitsky V.V. A CULTURAL PARADIGM OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL WORKS (PERFORMANCE ASPECT). This paper studies the culturological significance of performing-interpretive contents of a musical work. The musical art as a significant category of the theory of culture is analyzed, the cultural, historical, philosophical and aesthetic genesis of this concept reveals the intricate interweaving of cultural traditions, lying in the basis of the relevant concepts of musical practice.
Key words: cultural studies, musical performance, musical interpretation.
В.В. Калицкий, ст. преп. каф. инструментального исполнительства Российской гос. специализированной
академии искусств, г. Москва, Е-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ РАКУРС)
В работе рассматривается вопрос культурологической значимости исполнительско-интерпретационного содержания музыкального произведения. Исследуется музыкальное исполнительство как существенная категория теории культуры, раскрывается культурно-исторический и философско-эстетический генезис данного концепта, выявляется сложное переплетение культурных традиций, лежащих в основании соответствующих концепций музыкальной практики.
Ключевые слова: культурология, музыкальное исполнительство, музыкальная интерпретация.
Понятия «исполнение» и «интерпретация» не идентичны друг другу. Исполнение - более общий случай, представляющий собой всякое воплощение нотного текста в живом звучании перед слушателями. Интерпретация - особый, частный случай,
когда музыкант, желая сохранить произведение композитора в слушательском сознании, преподносит его, выражая своё отношение к его замыслу. Исполнение допускает простое воспроизведение, интерпретация - индивидуальное прочтение произ-