Научная статья на тему 'Музей под открытым небом как форма презентации культурного ландшафта (на примере Онгудай-ского района Республики Алтай)'

Музей под открытым небом как форма презентации культурного ландшафта (на примере Онгудай-ского района Республики Алтай) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
515
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / РЕВАЛОРИЗАЦИЯ / MUSEUM AND PARK ZONE / MUSEUM SPACE / CULTURAL LANDSCAPE / REVOLARIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Такаракова Е. О.

В статье рассматривается проблема концептуальной модели проектирования музея под открытым небом, анализируется экспозиционная инфраструктура и перспективы развития культурного ландшафта путем целенаправленной работы над интеллектуальными, научно-техническими, экономическими и природными ресурсами Онгудайского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM OPEN-AIR AS A FORM OF PRESENTATION OF A CULTURAL LANDSCAPE (ON THE EXAMPLE OF THE ONGUDAYSKY REGION OF ALTAI REPUBLIC)

In article the problem of conceptual model of design of a museum open-air is considered, the exposition infrastructure and prospects of development of a cultural landscape by purposeful work on intellectual, scientific and technical, economic and natural resources of the Ongudaysky area is analyzed.

Текст научной работы на тему «Музей под открытым небом как форма презентации культурного ландшафта (на примере Онгудай-ского района Республики Алтай)»

13. Абаев, Н.В. Соотношение понятий «хор» и «тенгри» в этнокультурной и религиозно-философской традиции народов Саяно-Алтая // Мункуевские чтения - 2: материалы Международной научно-практич. конф., посвященной 80-летию Н.Ц. Мункуева. - Улан-Удэ, 2004. - Ч. 2.

Bibliography

1. Chistik, Zh.K. Ehkologicheskaya kuljtura tuvinskogo ehtnosa. - Kihzihl, 2010.

2. Abaev, N.V. Rannie formih religii i ehtnokuljturogenez tyurko-mongoljskikh nardov. - Kihzihl, 2005.

3. Kotozhekov, G.G. Kuljtura nardov Sayano-Altayjskogo nagorjya. - Abakan, 1992.

4. Tugusheva, L.Yu. Kakim bogam poklonyalisj drevnie tyurki? // Altaica. - M. - 2000. - № 4.

5. Kenin-Lopsan, M.B. Magiya tuvinskikh shamanov. - Kihzihl, 1993.

6. Cit. po: Kenin-Lopsan, M.B. Kuljt neba v algihshakh tuvinskikh shamanov i v drevnetyurkskikh nadpisyakh v chestj Kyulj-Tegina // Pisjmennoe

nasledie tyurkov: materialih Mezhdunarodnogo simpoziuma, posvyathennogo 110-letiyu deshifrovki orkhono-eniseyjskoyj pisjmennosti i 100-letiyu vihkhoda v svet tr. N.F. Katanova «Opiht issledovaniya uryankhayjskogo yazihka». - Kihzihl, 2003.

7. Sagalaev, A.M. Altayj v zerkale mifa. - Novosibirsk, 1992.

8. Burnakova, L.Yu. Shamanskie pesnopeniya v muzihke khakasskikh kompozitorov // Aktualjnihe problemih istorii Sayano-Altaya i sopredeljnihkh territoriyj. - Abakan, 2002.

9. Cit. po: Kenin-Lopsan, M.B. Kuljt neba v algihshakh tuvinskikh shamanov i v drevnetyurkskikh nadpisyakh v chestj Kyulj-Tegina // Pisjmennoe

nasledie tyurkov: materialih Mezhdunarodnogo simpoziuma, posvyathennogo 110-letiyu deshifrovki orkhono-eniseyjskoyj pisjmennosti i 100-letiyu vihkhoda v svet tr. N.F. Katanova «Opiht issledovaniya uryankhayjskogo yazihka». - Kihzihl, 2003.

10. Abaeva, L.L. Ehehzh Khada, Matj-Skala Mongolii // Vostochnaya kollekciya. - M. - 2005. - № 2.

11. Abaeva L.L. Ehehzh Khada, Matj-Skala Mongolii // Vostochnaya kollekciya. - M. - 2005. - № 2.

12. Zhambalova, S.G. Kosmologicheskie predstavleniya buryat // Problemih tradicionnoyj kuljturih narodov Bayjkaljskogo regiona. - Ulan-Udeh, 1999.

13. Abaev, N.V. Sootnoshenie ponyatiyj «khor» i «tengri» v ehtnokuljturnoyj i religiozno-filosofskoyj tradicii narodov Sayano-Altaya // Munkuevskie chteniya - 2: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf., posvyathennoyj 80-letiyu N.C. Munkueva. - Ulan-Udeh, 2004. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 20.10.13

УДК 069,069.01

Takarakova E.O. MUSEUM OPEN-AIR AS A FORM OF PRESENTATION OF A CULTURAL LANDSCAPE (ON THE EXAMPLE OF THE ONGUDAYSKY REGION OF ALTAI REPUBLIC). In article the problem of conceptual model of design of a museum open-air is considered, the exposition infrastructure and prospects of development of a cultural landscape by purposeful work on intellectual, scientific and technical, economic and natural resources of the Ongudaysky area is analyzed.

Key words: museum and park zone, museum space, cultural landscape, revolarization.

Е.О. Такаракова, аспирант Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств, г. Улан-Удэ, н.с. Автономного Учреждения Республики Алтай «Агентство по культурно-историческому наследию

Республики Алтай», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ КАК ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (НА ПРИМЕРЕ ОНГУДАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)

В статье рассматривается проблема концептуальной модели проектирования музея под открытым небом, анализируется экспозиционная инфраструктура и перспективы развития культурного ландшафта путем целенаправленной работы над интеллектуальными, научно-техническими, экономическими и природными ресурсами Онгудайского района.

Ключевые слова: музей под открытым небом, музейное пространство, культурный ландшафт, ревалоризация.

Современное музейное и культурное пространство представляет собой весьма своеобразный культурный симбиоз, присущий центральноазиатской культуре алтайцев, культуре сибирских городов России советского и постсоветского периодов. В современной действительности, намечаются и определенные тенденции по формированию собственного облика.

Поэтому рубеж ХХ-ХХ1 веков в музейной практике можно определить как «переходный этап», связанный с кардинальными трансформациями музейного пространства и его смыслов. Стратегии развития музейного дела XX века не только географически расширили область бытования музейных форм, включив практически все континенты в музейное строительство, но и предложили новые типы музеев, стремительно увеличив круг возможных объектов собирательской деятельности, а также направлений и форм экспозиционной и образовательной практики. Можно утверждать, что сегодня музей стоит на пороге серьезных преобразований, причины которых определяются тенденциями развития культуры, заявившими о себе в первой половине ХХ века, получившими развитие во второй половине столетия и обнаружившими определенные «кризисные» явления на современном этапе. Названные обстоятельства требуют культурологического анализа феномена музея и музейности и определяют актуальность темы исследования [1, с. 3].

Состояние культурного ландшафта, заповедных зон на территории Республики Алтай, познавательные и экономические составляющие от развития туризма, сохранения наследия народа, его древней истории, требует обращения к данной проблеме и попытку постановки проблемы.

Современный период развития представлений о музее можно рассматривать как этап прохождения своеобразной «точки бифуркации», когда накопленный практический материал требует не просто суммирования, но дальнейшего развития оснований науки, связанных с определенными концептуальными перестройками [2, с. 3]. Ориентация музея на осуществление межличностных, межпоколенных связей, на обретение человеком самобытия, отвечает принципам современной образовательной парадигмы, основанной как на признании высокой значимости духовной составляющей жизни общества, так и на поиске новых инновационных форм [1, с. 42].

Организация и проектирование музея под открытым небом

- это трудный процесс, где необходимо учитывать духовные, объективные условия и закономерности, которые будут определять основы функционирования музея. Музей данного вида требует сочетания творческого потенциала проектировщика и научного, рационального подхода в процессе организации такого объекта, как музей под открытым небом, археологический и при-

родный музей-заповедник. Территория Онгудайского района, в нашем случае Каракольской долины отвечает требованиям как музея под открытым небом, так и заповедника. Данный объект признан особо охраняемой природной территорией, поэтому на данной территории функционирует природный парк «Уч-Энмек».

В уставе парка прописано, что «Учреждение создано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.04.2001 № 109 «О создании в Онгудайском районе Каракольского природного парка “Уч-Энмек”» [3]. Настоящий устав признан не действительным, утратившим силу, в связи с реорганизацией автономных учреждений Республики Алтай «Каракольский природный парк «Уч-Энмек» и «Природно-хозяйственный парк «Аргут». Учитывая особую актуальность реорганизации данных учреждений, необходимо будет разработать перспективную схему развития и повышения эффективности природоохранной деятельности и предоставления современных туристических услуг. Главная задача АУ РА «КПП «Уч-Энмек» -документальное оформление историко-культурных памятников, как объектов показа и внесение соответствующих изменений и дополнений в законодательно-правовую базу автономного учреждения. Для его развития и возрождения необходимо организовать и целенаправленно работать над интеллектуальными, научно-техническими, экономическими и природными ресурсами Онгудайского района.

По мнению исследователей, на фоне постепенно истощаемых природных и энергетических ресурсов и грозящих природным катаклизмом Европы, и отчасти сопредельной Азии, ещё слабо разработанные и освоенные территории и запасы природных ресурсов, Россия, с её огромной территорией и неразработанными природными ресурсами все явнее становится резервом и потенциалом Человечества [4, с. 57]. Поэтому создание на территории Каракольской долины музея под открытым небом, где будут по возможности револаризованы памятники природы, археологии, этнографии - актуальный вопрос не только для Горного Алтая, но и всего культурного наследия России.

Ревалоризация подразумевает собой возвращение историко-культурному объекту ценности, утраченной под воздействием времени и других разрушительных факторов. Предполагает восстановление как физического состояния объекта, так и его ценности в сознании социума. Ревалоризация наиболее ценных объектов может происходить путем их музеефикации [5].

Если рассмотреть с точки зрения восстановления только территорию Каракольского природного парка, то мы обнаружим ряд уникальных памятников археологического наследия:

- Башадарские курганы скифской эпохи, расположенные в Башадарской долине. В этой долине насчитывается более ста археологических памятников, которые нуждаются в музеефика-ции. Существуют курганные насыпи, расположенные по всей территории села Боочи Онгудайского района. Данные объекты находятся в неудовлетворительном состоянии - полуразрушены. При предварительном осмотре мы обнаруживаем данные территории и памятники в удручающем состоянии. В настоящее время они служат ямой для мусора, скотомогильником, а также местом для игр детей, когда-то, эти места были сакральными и пользовались уважительным отношением, о чем нельзя сказать сегодня.

Народ Алтая в прошлом воспевали о курганах (корымдар), каменных изваяниях (кезер-таш), они их почитали:

«Таш-корумды jастанып,

Jебрен алтай ту^ырайт.

Корум - ташты jастанып,

Баатырларым уйуктайт.» (народная песня)

Курганные насыпи в прошлом представляли гробницы -магическое сооружение для умершего. Географическая особенность Онгудайского района позволяет подступить к организации и сохранения ценностей её территории при организации музейного комплекса, в данном случае музея под открытым небом.

Ниже приведем ряд доступных для нас документов, определяющих статус данной территории:

- к решению сессии Районного Совета депутатов от 16.06.2004 года № 14-10 прилагается Положение «О статусе памятников природы районного значения, находящихся на территории Онгудайского района» где в пункте 1.2 сказано, что «на территории памятника природы и его охранной зоны запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного мира, в том числе: размещение...мест складирования и захоронения отходов,

кладбищ и скотомогильников; складирование навоза и мусора.» [6, с. 1].

Из визита в администрацию Онгудайского района автору данной статьи выяснилось:

1. Отсутствуют соответствующие нормативные и официальные документы, действующие в настоящий момент. В связи с постоянной сменой штатных единиц некоторые документы утеряны. По словам Рустама Николаевича Байталакова - главного специалиста экономического отдела МО «Онгудайский район» на сегодня проблема с нормативными документами действительно является острым и открытым вопросом.

2. По положению «О статусе памятников природы районного значения, находящихся на территории Онгудайского района» следует, что памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченным органом администрации МО «Онгудайский район» в области охраны окружающей природной среды. Такие информационные щиты сегодня стоят при въезде на территории Каракольской и Бащадарской долин. Также по собственным исследованиям автора как выяснилось, что уполномоченным органом администрации МО «Онгудайский район» в области охраны окружающей природной среды является эколог - Диятова Л.В., которая занимается только вопросом по очистке местности от мусора. Муниципального инспектора по охране территорий памятников природы районного значения вовсе нет. Хотя нужно отметить, что в отделе по земельным и имущественным отношениям в администрации имеется положение, где в пункте 4.2. активно прописываются должностные обязанности муниципального инспектора в области охраны окружающей среды. Например, «.привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; принимать меры по ликвидации нарушителями последствий совершенных ими экологических правонарушений.» [7, с. 12].

3. Не удалось выяснить о современном и более усовершенствованном виде положения в области охраны историко-культурного наследия районного значения. Отсутствие квалифицированных рабочих кадров необходимых для создания полноценной законодательной базы обеспечения охраны историко-культурного и природного наследия усложняют процесс организации проектирования музейно-парковой зоны на территории Онгудайского района Республики Алтай. По словам РН. Байтала-кова, Онгудайский район позиционирует себя как территория, где сохранилась традиционная культура, поэтому такой вопрос, как создание этно-деревни в природном парке «Уч-Энмек», создание на базе Туектинских курганов музейно-парковой зоны рассматривались не раз. К сожалению, данные проекты все ещё числятся в проектах Онгудайского района. Вопрос о музеефи-кации, револаризации и рекультивации курганных насыпей, наскальных рисунков, монументальных памятников на территории Каракольской долины по существу сложный.

В связи с предварительным мониторинговым исследованием, проведенным автором в 2011 и 2012 гг. на территории этих районов в Республике Алтай, встреч с заинтересованными организациями муниципального уровня, с общественными и научными алтайскими деятелями, автор приводит в данной статье ряд предложений:

Особого внимания требует археологическое наследие долины, так как именно на основе недвижимых памятников создавались музеи под открытым небом. Уникальным археологическим наследием является Башадарская долина, представляющая собой археологический комплекс, который состоит из 57 объектов. Располагается на левом берегу реки Каракол между селами Боочи и Кулада Онгудайского района.

Исследования проводил С.И. Руденко (1950), который вскрыл два кургана скифского времени, принадлежавшие знати. В курганах внутри срубов находились колоды-саркофаги с погребениями. Во втором кургане саркофаг мужчины был покрыт вырезанными на нем изображениями тигров, баранов, лосей и т.д. Из предметов инвентаря найдены остатки одежды и обуви, керамика, предметы конской упряжи, вооружения быта и т.д. [8, с. 13]. Раскопанные вещи из курганов могут послужить основой этнографической коллекции. Проблема состоит в том, что колода - саркофаг с погребениями в настоящий момент является музейным экспонатом в Эрмитаже. Таким образом, в музеях Санкт-Петербурга, Москвы и других регионах раско-

панные вещи из курганов скифской эпохи составляют уникальный фонд. Вопрос по возврату данной коллекции не ставим, необходимо сформировать копии данных артефактов.

Археологический музей-заповедник не может существовать без уникальных археологических памятников - Туектинских курганов, без наскального искусства на территории села Бичикту -Боом и соответственно без курганов Башадарской долины. Огромная территория природного парка усложняет процесс проектирования и создания целостной системы.

Таким образом, на федеральном и республиканском уровнях необходимо привести в соответствии с законодательными основами Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 г. № 73-ФЗ статус данной территории; Разработка документации научного проектирования экспозиции с привлечением широкого круга специалистов-археологов, этнографов, музейных работников, специалистов по менеджменту в области туризма; Ещё одним открытым и острым вопросом остается финансирование проекта музея под открытым небом. Возможность создания такого вида музея откроют большие перспективы в дальнейшем развитии туризма, охраны историкокультурного и природного наследия Онгудайского района и всей республики в целом. Во всем мире наблюдается музейный бум.

Интенсивно развиваются и создаются многочисленные музеи. При этом создатели музеев все чаще отходят от традиционного, павильонного типа музея и отдают предпочтение музеям открытого типа [9, с. 3]. Все стороны действительности, представляемые музеем, ориентированы на создание «картины мира», целостного представления о пространстве культуры, в котором неразрывном единстве взаимодействует индивиду-

Библиографический список

альное, неповторимое и типическое, демонстрируя «иерархическое выстроенное отношение к бесконечному миру предметов и процессов» [1, с. 34].

Глобальная тенденция современного музейного развития проявляется в стремлении музеев к открытости обществу и преодолению локальности в пространстве. Экспозиции современных музеев создаются на площадях, превышающих размеры помещения, а характер их деятельности направлен на приближение музея к людям. Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения. В сообществе музейных специалистов распространяются представления об «интегрированном музее» и «новой музеологии», в которых музей рассматривается как институт, выходящий за пределы идентификации, консервации и просвещения и переходящий к осуществлению более широких программ, позволяющих музею активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду [9, с. 3]. Создание и организация музея под открытым небом является одним из ключевых и приоритетных принципов защиты историко-культурного и природного наследия. Сохранение его на месте первоначального расположения, прямо распространяется на археологическое наследие, а также на недвижимые объекты культурного наследия. Очень важно сберечь культурный ландшафт без отрыва от определенной культуры, территории, в том числе целесообразным представляется рассмотреть и проанализировать нормативно-правовые нормы, которые закрепляют принципы сохранения историко-культурного наследия. Культурный ландшафт оказывает влияние на жизнь современного человека, внутри этой среды формируются духовные ориентиры общества, где существует система историко-культурных ценностей.

1. Сапанжа, О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: дис. .канд. культурологии. - СПб., 2005.

2. Сапанжа, О.С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. ... д-ра культурологии - СПб., 2011.

3. Устав государственного учрежедния «Каракольский природный парк «Уч-Энмек» от 13 сентября 2001 года // Гарант: информ.-право-вое обеспечение [Э/р]. - Р/д: www.garant.ru

4. Пюрвеев, Д.Б. Архитектура мироздания. - М., 2006.

5. Словарь музейных терминов [Э/р]. - Р/д: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?59

6. Положение «О статусе памятников природы районного значения, находящихся на территории Онгудайского района»: прил. 1 к решению сессии Районного Совета депутатов от 16.06.2004 г. № 14-10. // Архив Администрации муниципального образования «Онгудайс-

кий район».

7. Положение Отдела по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования «Онгудайский район», № 86 от 07.04.2006, с. Онгудай, 2006 // Архив Администрации муниципального образования «Онгудайский район».

8. Соенов, В.И. Археологический словарь Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1993.

9. Зыков, А.В. Музееведческие взгляды Н.Ф. Федорова и современное музееведение: дис. ... канд. культурологических наук. - Кемеро-

во, 2004.

Bibliography

1. Sapanzha, O.S. Strategii kommunikacionnihkh processov sovremennogo muzeya: dis. ...kand. kuljturologii. - SPb., 2005.

2. Sapanzha, O.S. Kuljturologicheskaya teoriya muzeyjnosti: avtoref. dis. ... d-ra kuljturologii - SPb., 2011.

3. Ustav gosudarstvennogo uchrezhedniya «Karakoljskiyj prirodnihyj park «Uch-Ehnmek» ot 13 sentyabrya 2001 goda // Garant: inform.-pravovoe obespechenie [Eh/r]. - R/d: www.garant.ru

4. Pyurveev, D.B. Arkhitektura mirozdaniya. - M., 2006.

5. Slovarj muzeyjnihkh terminov [Eh/r]. - R/d: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?59

6. Polozhenie «O statuse pamyatnikov prirodih rayjonnogo znacheniya, nakhodyathikhsya na territorii Ongudayjskogo rayjona»: pril. 1 k resheniyu sessii Rayjonnogo Soveta deputatov ot 16.06.2004 g. № 14-10. // Arkhiv Administracii municipaljnogo obrazovaniya «Ongudayjskiyj rayjon».

7. Polozhenie Otdela po zemeljnihm i imuthestvennihm otnosheniyam administracii municipaljnogo obrazovaniya «Ongudayjskiyj rayjon», № 86 ot 07.04.2006, s. Ongudayj, 2006 // Arkhiv Administracii municipaljnogo obrazovaniya «Ongudayjskiyj rayjon».

8. Soenov, V.I. Arkheologicheskiyj slovarj Gornogo Altaya. - Gorno-Altayjsk, 1993.

9. Zihkov, A.V. Muzeevedcheskie vzglyadih N.F. Fedorova i sovremennoe muzeevedenie: dis. ... kand. kuljturologicheskikh nauk. - Kemerovo, 2004.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 008

Andreev V.M. ARCHAEOLOGICAL MONUMENT AS AN AESTHETIC OBJECT. The article deals with the aesthetic aspects of the archaeological monument, as a functional element of modern cultural space. The author discloses four aspects of manifestation of aesthetic qualities, which potentially inherent to the monument of archeology, functioning in modern culture.

Key words: culturology, aesthetics of archeology, archaeological heritage, archaeological monument, aesthetic object.

В.М. Андреев, аспирант ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.