Научная статья на тему 'Традиция как этнокультурная универсалия повседневных социальных практик населения Юга России'

Традиция как этнокультурная универсалия повседневных социальных практик населения Юга России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ЮГ РОССИИ / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / VALUE SYSTEM / EVERYDAY SOCIAL PRACTICES / SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чикарова Галина Игоревна, Свистунов Андрей Владимирович

Данная статья посвящена изучению этнокультурных традиций в повседневных практиках населения Юга России. На основе результатов прикладного социологического исследования проанализировано проявление традиций в практиках индивидов. В работе сделан вывод о том, что в большей степени следование традициям проявляется среди населения республик Юга России, а также приватное пространство индивидов в большей степени подвержено влиянию этнокультурных традиций, нежели публичное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чикарова Галина Игоревна, Свистунов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION AS AN ETHNO-CULTURAL UNIVERSAL OF EVERYDAY SOCIAL PRACTICES OF THE SOUTH OF RUSSIA POPULATION

The article is devoted to the study of ethnocultural traditions in everyday practices of the South of Russia population. Based on the results of applied sociological research, the manifestation of traditions in the individual practices is analyzed. The author concludes that the greater adherence to traditions is manifested among the population of the Republics of the South of Russia. Moreover the individual private space is more sensitive to the ethnocultural traditions than the public space.

Текст научной работы на тему «Традиция как этнокультурная универсалия повседневных социальных практик населения Юга России»

УДК 316.7

DOI 10.23683/2227-8656.2018.5.12

ТРАДИЦИЯ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ ПОВСЕДНЕВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК НАСЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ

Чикарова Галина Игоревна

Младший научный сотрудник, Южнороссийский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; аспирант,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

Свистунов Андрей Владимирович

Научный сотрудник, Южнороссийский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]

Данная статья посвящена изучению этнокультурных традиций в повседневных практиках населения Юга России. На основе результатов прикладного социологического исследования проанализировано проявление традиций в практиках индивидов. В работе сделан вывод о том, что в большей степени

TRADITION AS AN ETHNO-CULTURAL UNIVERSAL OF EVERYDAY SOCIAL PRACTICES OF THE SOUTH OF RUSSIA POPULATION

Galina I. Chikarova

Junior Research Assistant, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Post-graduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]

Andrey V. Svistunov

Researcher, South Russian Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the study of ethnocul-tural traditions in everyday practices of the South of Russia population. Based on the results of applied sociological research, the manifestation of traditions in the individual practices is analyzed. The author concludes that the greater adherence to traditions is manifested

следование традициям проявляется среди населения республик Юга России, а также приватное пространство индивидов в большей степени подвержено влиянию этнокультурных традиций, нежели публичное.

Ключевые слова: этнокультурные традиции; ценностные установки; повседневные социальные практики; Юг России.

among the population of the Republics of the South of Russia. Moreover the individual private space is more sensitive to the ethno-cultural traditions than the public space.

Keywords: ethno-cultural traditions; value system; everyday social practices; South of Russia.

Введение

Российская Федерация - многонациональное государство, на территории которого проживает более 200 национальностей и народностей (Всероссийская перепись населения, 2010). Одной из важных задач государственной национальной политики РФ являются объединение всех жителей страны и сохранение духовной общности многонационального народа (О Стратегии государственной национальной политики ... , 2012). В современных условиях нарастающих темпов глобализации и усиливающихся внешних угроз возросло стремление индивидов к сохранению собственной идентичности, определяющей свой индивидуальный образ мысли и жизни. Наибольшие сложности при этом могут возникнуть в регионах со сложным этническим составом.

Важность изучения Юга России определяется тем, что на территории данного макрорегиона проживает большое количество этносов и этнических групп, каждая из которых обладает собственной культурой. Выступая определенной соционормативной системой, культура включает в себя ценностные установки, определяющие жизнедеятельность индивидов. Изучение этнокультуры как определенной аксиологической оси для представителей того или иного этноса невозможно без исследования традиций, которые являются неотъемлемой универсалией культуры и обеспечивают ее преемственность.

Актуальность проведения социологического анализа данного вопроса обусловлена также наличием двухсторонней взаимосвязи между этническим самосознанием и элементами традиционной культуры, которая способна возрождать этнокультурные традиции, утратившие свои социальные функции, но при этом способные повысить этноот-личительную значимость индивидов (Этническое и религиозное многообразие России, 2017).

Обзор научно-исследовательской литературы

Проблема традиции является одним из центральных понятий в исследованиях в области философии, истории, антропологии, этноло-

гии и социологии. В теоретических концепциях разных гуманитарных наук и научных школ сложилось разное понимание термина «традиция». В зависимости от концепции исследования ученые вкладывают в данное понятие разное содержание. Так, в фокусе исследовательского внимания оказываются социальные структуры, поведение индивидов, культурные представления (Лобанова, 2008).

Традиция как этнокультурная универсалия является частью этнической культуры, которая обеспечивает ее устойчивость, а также выполняет интегрирующую и дифференцирующую функции, выступая механизмом сохранения, передачи культурных ценностей и смыслов (Нехвядович, 2010). К настоящему времени в научной литературе накоплен большой опыт осмысления этнической традиции. Также сложилось большое количество исследовательских подходов, позволяющих проанализировать различные аспекты данного феномена.

Изучению этнических традиций и ценностных ориентаций, а также их роли в трансляции социокультурных норм уделяется значительное внимание в трудах Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера, М. Элиада. П. Сорокин, Т. Парсонс, К. Гирц и целый ряд других исследователей в разные годы занимались изучением отдельных аспектов культуры и ее влияния на индивида. Структура, виды и влияние традиций на процесс социализации разрабатывались в отечественных научных работах С.Ф. Анисимовым, Г.С. Батыгиным, С.А. Арутюновым, Б.С. Ерасовым, В.М. Каировым, Э.С. Маркаряном, В.Д. Плаховым, В.А. Тишковым и др.

Также данная тема находит свое широкое освещение в работах социологов Юга России. Влиянию этнокультурных традиций и ценностных ориентаций уделяется значительное внимание такими социологами, как Ю.Г. Волков, А.В. Лубский, А.В. Сериков, Р.Д. Хунагов, Г.С. Денисова, А.Ю. Шадже, Т.И. Афасижев, Б.Х. Бгажноков, С.А. Ля-ушева, К.Х. Унежев.

Методология исследования

Цель данной статьи - изучить традицию как этнокультурную универсалию повседневных социальных практик населения Юга России.

Для достижения поставленной цели в работе определены ценностные установки жителей Юга России, определяющие их повседневные практики (Социология, 2006. С. 260), проанализирована степень выраженности этнокультурных традиций в публичной и приватной сферах жизнедеятельности индивидов, а также установлены мотивы следования этнокультурным традициям в условиях современного мира.

Эмпирической основой данной работы являются результаты прикладного социологического исследования на тему «Культурная инерционность в социальных практиках населения полиэтничных регионов Юга России», проведенного на Юге России в 2018 г. исследовательским коллективом Южнороссийского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Метод сбора информации - анкетный опрос. Вся выборка составила 2256 респондентов, в числе которых 534 жителя Республики Крым, 150 - Кабардино-Балкарской Республики, 188 - Республики Адыгеи, 638 - Ставропольского края, в Ростовской области было опрошено 746 чел. Опрос проводился по стандартизированной анкете. Структура выборки соответствует генеральной совокупности, статистическая погрешность не превышает 3 %.

Результаты

Согласно полученным результатам (рис. 1), этнокультурные традиции не занимают лидирующих позиций в определении жизнедеятельности индивидов, проживающих на Юге России. Проанализированные данные демонстрируют, что в большей степени респонденты руководствуются собственными предпочтениями (38,9 %), на втором месте - обычаи семьи и круга общения (23,4 %), затем личная выгода (11,9 %) и законы страны (10,7 %), а этнокультурные традиции и обычаи отмечаются как важные только 8,3 % респондентов.

При этом анализ результатов эмпирического массива данных по каждому отдельному субъекту Юга России - участнику исследования позволил выявить, что жители республик отмечают приверженность к традиционным нормам выше, чем представители Ростовской области и Ставропольского края. Так, доля тех, кто считает, что в первую очередь людям необходимо руководствоваться традициями своего народа в своих повседневных действиях, в Республике Адыгее составила 17 % респондентов, в Крыму - 14 и в Кабардино-Балкарии - 8 %, в то время как жители Ростовской области и Ставропольского края отмечают данную позицию намного реже (4,1 и 6 % соответственно) (рис. 1).

Одним из объяснений разной степени влияния этнокультурных традиций на повседневные практики индивидов может быть этнонаци-ональный состав регионов, в которых проходило исследование: Ростовская область и Ставропольский край являются регионами Юга России, в которых этническое большинство составляет русское население (Население по национальности ... , 2010). А также тем фактом, что для жите-

лей каждого изучаемого субъекта РФ характерна своя иерархия в многоуровневой системе идентичности индивида.

КБР РА РК РО СК 0%

17,30% 8,00% 6,70% 17,30%

45,70% 5,30% 17,00% 30% 13,80%

34,00% 31,30% 14,00% 9,40% 7,50%

41,50% 24,90% 4 ,10% 11,40% 11,70%

36,70% 21,60% 6,00% 13,80% 14,10%

0 % 1С 1% 2С )% ЗС )% 4С )% 50 % 6С )% 7( )% 8( )% 9С )% 10

■ Собственными представлениями ■ Законами страны

■ Обычаями своей семьи, своего круга общения ■ Религиозными предписаниями

Традициями и обычаями своего народ, этноса ■ Руководствуются теми нормами, которые им выгодны

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Как Вы думаете, чем в первую очередь руководствуются люди в своих повседневных действиях?»

Так, среди опрошенных из Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Крыма национальная идентичность занимает лидирующую позицию в идентификационной модели. Больше половины респондентов в республиканских регионах (66,20 % - Кабардино-Балкария; 63,00 - Адыгея; 57,40 % -Крым) отмечают общность с группой населения, сформированной по национальному признаку, как особо значимую. Что же касается данной характеристики относительно жителей Ростовской области и Ставропольского края, данный тип идентичности не является преобладающим (табл. 1).

Полученные в ходе исследования данные также выявили различие, связанное с долей населения в каждом отдельном регионе, которая ощущает свою сопричастность к группе индивидов, соблюдающих те же традиции. Отраженные в табл. 2 данные демонстрируют, что в республиках Юга России только порядка 10-15 % респондентов не ощущают свою близость с данной группой людей, в то время как доля жителей Ростовской области и Ставропольского края, у которых не

сформирован данный идентификационный компонент, в два раза больше республиканских показателей.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «О каких из перечисленных групп людей Вы можете сказать: "Это - мы"?», %

Субъект РФ Ответы

Люди моей национальности Люди, соблюдающие те же традиции

В значительной степени В небольшой степени Не ощущаю близости В значительной степени В небольшой степени Не ощущаю близости

Кабардино-Балкарская Республика 66,20 28,20 5,60 44,90 42,00 13,00

Республика Адыгея 63,00 4,30 32,60 37,20 47,90 14,90

Республика Крым 57,40 33,20 9,40 41,90 46,80 11,20

Ростовская область 46,20 40,10 13,60 24,20 55,00 20,80

Ставропольский край 38,50 39,10 22,40 27,30 48,70 24,00

Всего 49,50 34,40 16,10 31,80 49,80 18,40

Несмотря на это, при выборе норм, которыми регулируется жизнь общества, в ответах респондентов этнические традиции не занимают лидирующих позиций и не вступают в конкуренцию с нормами права. Так, 28 % населения Кабардино-Балкарской Республики отмечают, что право регулирует практически все сферы жизни, 25,7 % респондентов уверены, что «жизнь общества имеет мало отношения к праву, люди живут по своим правилам», и только 17,6 % участников придерживаются мнения, что жизнь общества регулируется этническими традициями, нежели правом. Респонденты в Адыгее демонстрируют более высокую степень приверженности нормам права (44,9 %) по сравнению с этническими традициями (15,7 %). В наивысшей степени нормы права регулируют жизнь общества в Республике Крым. Процент участников исследования, выбравших утверждение, что в нашей стране право регулирует практически все сферы общества, со-

ставил 63,7, что в два раза больше количества респондентов, придерживающихся аналогичной точки зрения в Ростовской области и Ставропольском крае (31,4 и 36,3 % соответственно). При этом в ценностно-нормативной системе жителей этих 3 субъектов Юга России минимальное значение отводится этнокультурным традициям: в Республике Крым -4,9 %, в Ростовской области - 9,5, в Ставропольском крае - 5,5 %.

Для того чтобы верифицировать декларируемую опрошенными жителями Юга России низкую приверженность этнокультурным традициям, в рамках данной работы были проанализированы ценностные установки и отдельные поведенческие практики как в публичной, так и в приватной сферах жизнедеятельности индивидов.

Одной из важных областей жизни общества являются межпоколенные отношения. Манера выстраивания взаимоотношений между представителями разных поколений составляет одну из характерных особенностей этнической культуры каждого народа. Почитание старших, забота о детях, высокий авторитет родителей, сыновний и дочерний долг - важные составляющие в этнокультуре этносов, проживающих на Юге России (Энциклопедия культур народов Юга России, 2005).

Анализ степени проявления традиционных этнокультурных ценностей и поведенческих норм в сфере межпоколенного взаимодействия позволил определить, что большинство респондентов считают важным следовать данной этнокультурной норме (42,8 % опрошенных выбрали вариант «важно» и еще 40,2 % - «скорее важно»). Также необходимо обратить внимание, что следование данной норме является актуальной как для представителей старших поколений, так и для молодежи Юга России. Так, в возрастной группе 18-24 лет 41,4 % респондентов отмечают, что соблюдать традиции и обычаи народа, регулирующие отношения между поколениями, является важным, и еще 43,6 % придерживаются позиции, что следовать данной этнокультурной норме скорее важно (табл. 2).

Другой сферой для анализа проявления этнокультурных традиций в публичном пространстве является правозащитная. В данном вопросе наиболее характерной для национальных республик Юга России является этнокультурная традиция, связанная с функционированием совета старейшин (Васильев, 2014). Рассматривая поведенческие установки, сформированные в рамках правозащитной сферы жизнедеятельности индивидов, прослеживается корреляция с нормами, которыми индивиды руководствуются в своих повседневных действиях (рис. 1).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько важно для Вас лично соблюдать традиции и обычаи вашего народа, этноса, регулирующие отношения между поколениями?», %

Возраст, лет

70 и Все-

Ответ 18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60-69 боль- го

ше

Важно 41,40 37,90 34,10 38,50 46,20 62,90 35,60 42,80

Скорее важно 43,60 47,40 40,00 49,80 32,80 25,90 48,30 40,20

Скорее не 6,40 6,30 23,60 7,80 5,90 5,90 6,90 10,00

важно

Не важно 5,70 7,40 0,90 2,40 2,70 4,10 3,40 3,40

Затрудняюсь 2,90 1,10 1,40 1,50 12,40 1,20 5,70 3,70

ответить

Так, полученные количественные данные исследования позволяют утверждать, что на первом месте у всех без исключения жителей Юга России находятся нормы права, в соответствии с которыми 45,9 % жителей Кабардино-Балкарской Республики, 61,7 - Адыгеи, 69,8 -Крыма, 33,9 - Ростовской области и 46,5 % - Ставропольского края обратятся в случае нарушения своих прав в суд. Второй траекторией поведения в случае нарушения прав респондентами Юга России была выбрана практика самостоятельного решения проблемы. Средний показатель приверженности данной позиции в решении правозащитных вопросов по всей выборке исследования составил 16,4 %. А вот процент респондентов, готовых следовать этнокультурной традиции и обращаться в совет старейшин клана / рода при решении конфликтных ситуаций, не превышает 3.

Одними из наиболее подверженных традиционному влиянию в приватной сфере являются брачно-семейные отношения, анализ которых позволяет рассмотреть влияние модернизационных процессов на институт семьи и степень сохранения в нем традиционных этнокультурных устоев (Клименко, 2013).

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили выявить, что среди всех опрошенных отмечается высокий уровень приверженности традициям, регулирующим семейные отношения. Приведенные данные позволяют проследить, что актуальность данной социокультурной нормы не ослабевает с течением времени и остается важ-

ной как для представителей более взрослых возрастных групп, так и для современных молодых людей (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько важно для Вас лично соблюдать следующие традиции и обычаи вашего народа, этноса?», %

Ответ Возраст, лет Всего

18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60-69 70 и больше

Важно 54,60 54,20 41,00 55,80 51,30 70,90 47,10 53,50

Скорее важно 31,20 30,20 45,00 32,50 40,60 22,70 46,00 35,60

Скорее не важно 7,10 9,40 10,40 7,30 5,30 4,10 6,70

Не важно 2,10 5,20 2,30 2,40 1,60 0,60 4,60 2,30

Затрудняюсь ответить 5,00 1,00 1,40 1,90 1,10 1,70 2,30 2,00

Рассмотрение отдельных этнокультурных традиций, связанных с брачно-семейной сферой, привело к выводу, что заключение брака по этническим традициям в большей степени характерно для населения национальных республик Юга России: Кабардино-Балкарской Республики (49,3 % респондентов) и Республики Адыгеи (37,2 % опрошенных). Важность религиозных канонов при вступлении в брак отмечают более половины участников исследования в Республике Кабардино-Балкария (56 %). Что же касается следованию традициям многоженства, респонденты во всех изучаемых регионах охарактеризовали данную этнокультурную традицию как неприемлемую для себя (табл. 4).

Изучение пространства гендерного взаимодействия установило, что в условиях современного мира среди жителей Юга России - представителей различных этнических групп - произошел уход от жесткой гендерной сегрегации. Большинство респондентов во всех без исключения регионах, которые попали в выборочную совокупность, в своих суждениях отметили, что женщине сегодня «не следует ограничивать свой круг интересов домом и семьей, она может выбирать, чем ей заниматься» (Кабардино-Балкарская Республика - 84,5 %, Республика Адыгея - 95,7, Республика Крым - 74,3, Ростовская область - 75,1, Ставропольский край - 82,9 %).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько лично для Вас приемлемы следующие нормы

Ответ Кабардино-Балкарская Республика Республика Ростовская об- Ставропольский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Адыгея Крым ласть край

Заключение брака по традициям вашего народа, этноса

Приемлемо 49,30 37,20 15,90 28,50 21,30

Скорее приемлемо 30,70 20,20 30,70 28,80 30,90

Скорее не приемлемо 8,00 14,90 21,60 16,00 18,50

Не приемлемо 9,30 14,80 18,20 14,00

Затрудняюсь ответить 2,70 27,70 17,00 8,40 15,30

Заключение брака по религиозным канонам

Приемлемо 56,00 7,40 25,00 28,10 15,40

Скорее приемлемо 32,00 62,80 51,90 38,60 43,90

Скорее не приемлемо 1,30 8,30 13,20 15,70

Не приемлемо 4,00 14,90 8,70 10,70 10,90

Затрудняюсь ответить 6,70 14,90 6,10 9,40 14,10

Следование традиции многоженства

Приемлемо 5,30 2,10 3,10 6,30 5,20

Скорее приемлемо 8,00 2,10 8,40 4,60 8,10

Скорее не приемлемо 6,70 1,10 6,90 6,50 9,00

Не приемлемо 70,70 94,70 78,60 72,80 70,00

Затрудняюсь ответить 9,30 3,10 9,80 7,70

Тезис о наличии на Юге России гендерного равноправия находит свое подтверждение в результатах ответов на вопросы, изучающие модель семейных отношений, согласно которым традиционные патриархальные семейные отношения, закрепленные в этнокультурных нормах, уступили место эгалитарной модели семейных отношений и позволили еще больше укрепить гендерное равноправие. Так, согласно полученным результатам, 33 % респондентов отмечают, что в современных семьях должно быть равноправие, 23,7 % - что роль главы се-

мьи должна определяться полом, 18,9 % - что данный выбор основан на силе характера (рис. 2).

КБР

РА

РК

РО

ск

Юг России

28,4% 20,3% 20,3% 23,0%

33,0% 3,2% 45,7%

27,7% 4,9% 18,4% 31,1%

24,5% 4,4% 22,1% 26,7%

15,5% 3,8% 20,2% 40,7%

23,7% 5,0% 18,9% 33,1%

I Полом ■ Возрастом ■ Силой характера ■ В семье должно быть равноправие

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, чем определяется роль главы семьи?» (представлены наиболее распространенные ответы)

Рассматривая в рамках данной работы традицию как этнокультурную универсалию повседневных практик индивидов, важно уделить внимание изучению мотивов, лежащих в основе использования этнических традиций в качестве соционормативной системы. В рамках проведенного социологического исследования количественные показатели зафиксировали, что, с одной стороны, для жителей Юга России использование традиций своего народа, этноса в практиках повседневной жизнедеятельности определяется осознанием важности сохранения от забвения этнокультурных традиций по средствам их трансляции последующим поколениям, а также отождествлением значимости сохранения

^ А ^

традиций с сохранением всего народа. А с другой - то, что сегодня велика доля респондентов, у которых не выражена осознанная мотиваци-онная составляющая следования этнокультурным традициям, и их использование в повседневных практиках определяется привычкой: данную позицию разделяют четверть всех участников исследования (табл. 5). Не сформировано также единое мнение среди жителей Юга России относительно актуальности национальных традиций в условиях

современного мира: одна половина респондентов (50,2 %) считает, что «сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие традиции сегодня устарели», а другая - что «основные традиции не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны и современны» (49,8 %).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, почему человек в повседневной жизни следует

традициям своего народа, этноса?», %

Ответ КБР РА РК РО СК Всего

Это происходит по привычке, потому что так принято 23,20 11,70 31,70 28,80 25,90 26,90

Это модно 6,50 4,90 1,90 4,60 3,40 3,70

Это важно для личного духовного развития 16,10 3,10 16,70 9,70 8,30 11,00

Важно, чтобы народные традиции и обычаи не предавались забвению, передавались следующим поколениям 27,10 46,00 24,20 26,40 29,40 28,30

За несоблюдение традиций следует наказание, осуждение, неприятие 3,20 0,00 4,00 7,40 4,40 4,80

Это важно для сохранения народа 16,80 18,40 15,50 12,90 16,30 15,20

Иначе человек останется один и не сможет рассчитывать на поддержку соплеменников 5,20 8,00 5,20 5,20 5,10 5,40

Затрудняюсь ответить 1,90 8,00 0,60 4,40 6,80 4,20

Резюме

Таким образом, несмотря на то что жители Юга России в целом декларируют низкую приверженность этнокультурным традициям, рассмотрение данной соционормативной системы, проявляющейся в ценностных установках и отдельных повседневных практиках как в публичной, так и в приватной сферах жизнедеятельности индивидов, позволило выявить ряд закономерностей. Во-первых, на сегодняшний день только половина населения Юга России разделяет мнение об актуальности традиций как соционормативной системы, определяющей жизнедеятельность индивидов. Во-вторых, в большей степени значимость традиций проявляется среди населения республик Юга России. В-третьих, приватное пространство индивидов в большей степени

подвержено влиянию этнокультурных традиций, нежели публичное. В-четвертых, сохранение и применение в повседневных практиках этнокультурных норм поведения обусловлены желанием транслировать свои этнокультурные традиции будущим поколениям с целью сохранения этноса.

Литература

Васильев А.В., Михайленко Н.М. Роль правового обычая в правовой культуре общества (на примере Северного Кавказа) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8.

Всероссийская перепись населения -2010. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ perepis_itogi 1612. htm.

Клименко Л.В. Гендерные диспозиции в современной северокавказской семье: модернизация или архаизация // Женщина в российском обществе. 2013. № 1 (66).

Лобанова Т.В. Основные подходы к изучению проблемы традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. 2008. № 1 (9).

Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации. Режим доступа: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/cr oc/Documents/Vol4/pub-04-04.xlsx.

Нехвядович Л.И. Многообразие подходов к определению понятия «этническая традиция» // Известия Алтайского государственного университета. 2010.

О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и на период до 2025 г. : Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666. Режим доступа: http ://kremlin.ru/acts/bank/36512.

Социология : словарь-справочник / под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М.; Краснодар, 2006. 224 с.

Энциклопедия культур народов Юга России / под ред. Ю.А. Жданова. Ростов н/Д., 2005. 244 с.

Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М. : ИЭА РАН, 2017. 551 с.

References

Vasiliev, A.V., Mikhailenko, N.M. (2014). The role of legal custom in the legal culture of society (on the example of the North Caucasus). Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya, 8. (in Russian).

Official site All-Russian Population Census 2010. Available at: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis _itogi1612.htm.

Klimenko, L.V. (2013). Gender disposition in the modern North Caucasian family: modernization or archaization. Woman in Russian society, 1 (66). (in Russian).

Lobanova, Т. V. (2008). Basic approaches to the study of the problem of tradition. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Loba-chevsky. Social Sciences, 1 (9). (in Russian).

Population by nationality and knowledge of the Russian language by subjects of the Russian Federation. Available at: http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis201 0/croc/Documents/Vol4/pub-04-04.xlsx.

Nekhvyadovich, L.I. (2010). Variety of Approaches to Concept Definition «Ethnic Tradition». Izvestiya Altayskogo gosudar-stvennogo universiteta. (in Russian).

On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation and for the Period until 2025: Decree of the President of the Russian Federation No. 1666 of 19.12.2012. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/ 36512.

Sociology: Dictionary-directory

(2006) / Ed. by Yu.G. Volkov. M.; Krasnodar.

Encyclopedia of Cultures of the Peoples of the South of Russia (2015). Ed. Yu.A. Zhdanov. Rostov-on-Don.

Ethnic and Religious Diversity of Russia (2017). Ed. V.A. Tishkov, V.V. Stepanov. Moscow: IEA RAS.

Поступила в редакцию

29 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.