Научная статья на тему 'Традиционный свадебный обряд в культуре Мали'

Традиционный свадебный обряд в культуре Мали Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сагара Д.

Статья посвящена традиционной свадебной церемонии в Мали. Свадьба это основа любой культуры. Каждое общество имеет свои отличительные черты и ритуалы проведения свадьбы, изучение которых позволяет реконструировать значительную часть древней культуры данной народности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the report speech goes about the traditional wedding ceremonies into Mali. Wedding is the basic of any culture. In any culture there are special features of rites and rituals. Into Mali wedding ceremony has distinctive nature and surprising rituals, about which is vividly explained in the report.

Текст научной работы на тему «Традиционный свадебный обряд в культуре Мали»

УДК 392:572.026:662.1

Д.САГАРА

Металлургический факультет, группа ОП- 05

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД В КУЛЬТУРЕ МАЛИ

Статья посвящена традиционной свадебной церемонии в Мали. Свадьба - это основа любой культуры. Каждое общество имеет свои отличительные черты и ритуалы проведения свадьбы, изучение которых позволяет реконструировать значительную часть древней культуры данной народности.

In the report speech goes about the traditional wedding ceremonies into Mali. Wedding is the basic of any culture. In any culture there are special features of rites and rituals. Into Mali wedding ceremony has distinctive nature and surprising rituals, about which is vividly explained in the report.

Свадебный обряд является важнейшей частью любой культуры. Зародившийся еще в глубочайшей древности, он служил одним из способов поддержания гармонии между человеком и универсумом, одновременно организуя и упорядочивая жизнь рода в пределах социума.

Изучение структуры и символики свадебного обряда является важнейшим фактором в реконструкции духовной и материальной культуры данного народа. Этот опыт тем более значим для культуры, во многом сохранившей приверженность древним традициям.

В культуре Мали свадебный обряд включает традиционные этапы выбора невесты и сватовства, ритуальные испытания жениха и невесты и собственно брачную церемонию, о которых пойдет речь в данной статье.

Семья начинается с выбора жениха и невесты, который осуществляют старшие в роду. Главную роль здесь играет «Griot» семьи. «Griot» - это хранители культуры и истории народа, среди которого они живут. Они получают знания от отца, который в свою очередь получил от своего отца. Они знают историю каждой семьи в своем обществе, передают культуру от поколения к поколению. «Griot» обращает внимание на мать девушки: как она относится к сыновьям других жен и к отцу девушки, с каким настроением она принимает друзей отца и

людей старшего возраста, когда они в гостях. Он ведет наблюдение, свободно приходя в их дом, его встречают, угощают, он спрашивает соседей о том, как мать относится к людям и т.д. Поэтому у нас говорят: «Какая мать, такая и дочь». Наблюдения длятся месяц, а иногда и больше.

Отец собирает братьев и они принимают решение на основе наблюдений «Griot». До этого они посещают колдуна, чтобы узнать: благословляют ли боги их союз, если нет, то какие необходимы жертвы.

Первый шаг этого процесса делает «Griot» семьи. «Griot» сообщает старшему брату отца о выбранной девушке. Семья молодого человека получает ответ через «Griot» семьи девушки. В случае положительного ответа «Griot» приносит приданое: золото, корову, желательно красного цвета (цвета крови животного), двенадцать тканей из хлопка, три козы или барана семье девушки, которая выбирает день свадьбы.

В день свадьбы утром на девушку надевают украшения из золота, дерева, вулканического стекла и натирают благовониями, делают подношения очагу, бросая в него благовония. Она одевает в основном «bogolan» или «basin» - это национальная одежда из хлопка, просторная, вышитая особым узором, в древности это было повязка на бедрах и на груди с большими количеством украшений.

_ 261

Санкт-Петербург. 2009

Мужчина обычно одевает «коблан не-блан» (одежда белого цвета из хлопка). До начала церемонии свадьбы приносят в жертву три козы, бросают четыре «basin» в воду - все это делается для благополучия семьи в будущем.

Церемония проводится во дворе жениха, в присутствии главы народа и его советников. Свадьба - это большой праздник в деревне. Формируют круг в центре, в котором танцуют под прекрасные звуки барабанов, балафонов и других инструментов. «Griot» поют, прославляя предков, рассказывая историю рода, благословляют молодых, а женщины готовят свадебные блюда из коровы, которую подарил жених.

Интересно отметить, что в танце есть ряды для мужчин и для девушек, только под определенную музыку танцуют вместе. Обязательно устраивают ритуальные состязания: молодые люди должны как можно дольше удержаться верхом на осле, который отличается особо крутым нравом. На нем почти невозможно усидеть. Девушки смотрят, как молодые люди могут справиться с этим животным. Бывает так, что никто из юношей не может удержаться на осле. Но если один из них продержится дольше всех и не упадет, он может в этот же день выбирать себе невесту самостоятельно, не советуясь со старшими. Для девушек это очень большая честь. Свадебные празднества продолжаются. Ближе к вечеру жену приводят в дом, специально подготовленный, где приятно пахнет благовониями. Это будущий дом супругов. Они проводят в этом доме семь дней (аналогично медовому месяцу в европейской традиции). После семи дней молодые покидают этот дом и поселяются в доме, где им подготовлена комната. Комната находится в доме отца мужа, но со временем муж может строить свой дом, когда он женат на двух или более женах.

Дома обычно огромные, так как у мужа иногда бывает до шести жен. Дом состоит

из комнат, у каждой жены своя комната и комната для детей. В доме есть двор, по краям которого обычно растут деревья, где отдыхают днем. Дом построен из земли, смешанной с рисовой соломой.

Мужчина - главный в семье, он обеспечивает семью. Занимается он в основном сельским хозяйством и охотой. Все жены и дети должны его уважать и подчиняться ему. Он обучает мальчиков, сопровождает первые шаги их взрослой жизни, участвует в инициации, посвящая в традиции и мужские тайны.

Жены ведут хозяйство и воспитывают дочерей как будущих жен и матерей. Главная черта жены - это гостеприимство. Она должна улыбаться в присутствии гостей, подавая угощения, следя за тем, чтобы дети не мешали. Но она не остается вместе с мужем и его друзьями. Когда друг мужа или человек старшего возраста приходит в гости, она должна, не смотря ему в глаза, на коленях дать ему воды и уйти.

Жены готовят по очереди, муж спит у той, которая готовила в этот день. В случае неуважения к мужу он может наказать жену, не оставаясь с ней на ночь, и временно отобрать ее землю, где растут ее овощи. Когда мужчина собрался жениться на новой жене, свадьба проходит так же, как в первый раз.

Имя первого ребенка определяется днем луны, у каждого дня свое имя, но бывают исключения. Если ребенок появился на свет во время уборки урожая, его называют «удачливый», если он рождается во время свадьбы или другого праздника в семье, его зовут «радость» и т.д. Третья дочь каждой жены должна получить имя своей бабушки по линии матери.

В настоящее время сохранилась роль «Griot» в свадьбе, они будущее этой церемонии. Но и сама свадьба в основном сохраняет традиционные черты.

Научный руководитель канд. ф. н. доц. И.В. Трофимова

262 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.