_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_363
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2018. Т. 2, вып. 3
УДК 32 (438) М.А. Булахтин
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ПОЛЬСКИХ ПРАВЫХ1
Повестка современных польских консерваторов, польской «правицы», на первый взгляд имеет много общего с другими европейскими и американскими правыми. Она представляет собой реакцию на либеральную политическую повестку и происходящие социальные изменения. Особенно это касается семейных и сексуальных отношений, в частности прав на аборт и однополые браки, а также вопросов национальной идентичности. Правые публицисты в Польше отстаивают необходимость сохранения традиционных представлений о браке, семье и родительстве как обязательных и важнейших аспектах человеческой жизни. Отдельное внимание уделяется необходимости воспитывать любовь к родине и чувство гордости за свой народ и свершения предков в условиях европейской интеграции и глобального мира.
Однако у польских правых есть своя специфика. Они критически осмысливают берущий начало в 1960-х гг. опыт радикальной секуляризации общественной жизни и вытеснения всего сакрального из публичной сферы Запада. Более того, они даже готовы переосмысливать идейные основы общественно-политической жизни, заложенные эпохой Просвещения.
Религия и христианская мораль называются основой западной и польской культуры. И сохранение традиционных ценностей в польском обществе консерваторы считают важнейшей задачей в широком историческом контексте, поскольку именно эти ценности позволили полякам выстоять в трудные времена их истории ХУШ-ХХ вв. Такой подход обуславливает и тяготение польских консерваторов к мифотворчеству. Они обвиняют леволибе-ральные силы в распространении идеологии «гендера», попытках создать нового человека, оторванного от своих культурных корней и социальных обязательств, и в надругательствах над святыми для поляков религиозными символами.
В мрачных тонах правые в Польше рисуют образ человека, которого хотят создать их оппоненты. Этот человек оторван от мира христианских ценностей. Он ничем не ограничен, удовлетворяет свои желания любым путем и не знает традиций и истории своего народа. Это гедонист, одержимый комфортом, проводящий большую часть своего времени в развлечениях, сексе и потреблении и устремленный к жизни приятной и лишенной боли. Тем интереснее, что представления польских консерваторов в части аксиологии во многом отвечают нынешним настроениям большей части польского общества.
Ключевые слова: консерватизм, либерализм, западная цивилизация, внутренняя политика Польши, польские правые.
Введение
Современное общество на Западе переживает период глубоких и системных трансформаций. Эти процессы находят свое выражение также в общественно-политической сфере. Эксперты обращают внимание на то, что обострение идейно-политической борьбы в западных странах имеет серьезные аксиологические основания. В научных спорах, политических дискуссиях и публицистике сложившуюся ситуацию называют следствием «глобальной культурной революции». Она проявляется сегодня в остром противоборстве между сторонниками так называемых «новых европейских ценностей», «нового Запада» и приверженцами «традиционных ценностей и нравов».
«Островом» традиционализма ученые, политики и публицисты часто называют современную Польшу - страну с сильными традициями христианства и католической культуры. Действительно, более 90 % поляков считают себя религиозными людьми, около 40 % еженедельно посещают церковь, 50 % соблюдают Великий пост перед Пасхой [39. 8. 1; 45. 8. 1]. Однако и в Польше в последнее время стал отмечаться рост влияния секулярной культуры Запада, усиливая политическую напряженность и раскалывая польское общество.
Поборники традиционных ценностей пользуются значительной поддержкой польских избирателей на выборах в различные органы власти. Примером может служить победа на парламентских и президентских выборах 2005 г. и 2015 г. консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС). По данным социологического опроса, проведенного в июле 2018 г., эта партия по-прежнему пользуется наибольшей поддержкой избирателей (40 % опрошенных) [40. 8. 2]. Самыми популярными политика-
1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 18-411-590010 «Традиционные ценности и глобализация в современном мире: Северная Америка, Западная и Восточная Европа».
ми в стране являются представители партии «Право и справедливость», а именно президент Польши Анджей Дуда (68 % доверия граждан) и премьер-министр Матеуш Моравецкий (57 %) [47. 8. 1].
Многолетний лидер «ПиС» и самый влиятельный человек в современной Польше Ярослав Ка-чиньский называет свою партию единственной силой в стране, защищающей традиционные национальные ценности поляков - семью, религию и патриотизм [33]. Политик отмечает, что пока «Право и справедливость» у власти, она не позволит уничтожить традиционные ценности и не допустит победы в Польше «революции нравов», происходящей в Европе [9].
Многие годы свою политическую деятельность «ПиС» выстраивала на противостоянии либеральной партии «Гражданская платформа», лидером которой долгое время был Дональд Туск, премьер Польши в 2007-2014 гг., а затем председатель Европейского совета. Основателя «ПиС» и президента Польши в 2005-2010 гг. Леха Качиньского еще в 1980-е гг. раздражала агрессивная антирелигиозность Дональда Туска [1. С. 127]. В 2017 г. только Польша, возглавляемая партией «Право и справедливость», выступила против его переизбрания на пост главы Евросовета. Именно «Гражданскую платформу» польские консерваторы обвиняли и продолжают обвинять в том, что она является проводником разрушительного влияния «новой» западной культуры в Польше.
Современные вызовы традиционным ценностям
Публицисты, близкие к «ПиС», отмечают негативные, с их точки зрения, тенденции развития современной западной цивилизации, представляющие угрозу существованию польского общества. Опасной считается в первую очередь стремительная дехристианизация Запада. Символом этого процесса польские консерваторы называют падение давнего «бастиона» западной христианской культуры - Ирландии: на референдуме 2015 г. ирландцы проголосовали за легализацию однополых браков, а в мае 2018 г. - за отмену поправки к конституции, запрещавшей аборты.
В польской прессе правого толка отмечается, что люди на Западе демонстрируют все большее безразличие к христианской религии. Церкви пустеют и переделываются в дискотеки или мечети [13]. Леволиберальные силы и руководимые ими средства массовой информации распространяют негативный образ христианства, высмеивают Церковь и верующих, представляют католиков как врагов демократии и прогресса [11]. Активисты либеральных движений организуют демонстрации перед церквями, переодеваются в священников и монахинь [29]. В самой Польше допускается публичное богохульство, соединенное с бесчестием Библии, распятия и других религиозных символов. На Западе христианство перестает быть силой, формирующей культуру большинства населения, и постепенно превращается в субкультуру меньшинства [32].
Консерваторы болезненно воспринимают вытеснение распятия из общественного пространства Европы. Так, весьма критично в Польше оценивалось решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге убрать кресты из школьных классов в Италии и выплатить компенсацию гражданке Италии финского происхождения, требовавшей их удаления, в размере 5 тыс. евро за понесенные «моральные потери». Согласно судебному решению размещение крестов в школьных комнатах нарушает права родителей на воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями, а также религиозные свободы учеников. Еще большую критику в Польше вызвало решение французского суда убрать крест с монумента, посвященного Папе римскому Иоанну Павлу II, поляку по происхождению.
В начале 2000-х гг. в польских консервативных кругах вызвал недовольство отказ от упоминания в проекте Конституции ЕС христианских ценностей как наследия единой Европы. Корни антиклерикализма консервативные публицисты видят в эпохе Просвещения и Великой французской революции [5; 7]. «Просвещенные» философы, пишет Барбара Станиславчик, объявившие войну «трону и алтарю», открыли «важную» истину: разожги страсти, освободи желания и будешь контролировать людей. Они станут рабами своих страстей и, поглощенные ими, не заметят оков, которые их сдерживают, а также «веревочек», с помощью которых их дергают, и тем более тех, кто этими веревочками управляет [5].
Польская публицистка Кристина Гжибовская считает, что эпоха Просвещения имела и другие негативные последствия. «Только теперь видно, - отмечает автор, - какое опустошение произвели деятели Просвещения в человеческих душах и коллективном сознании европейцев... Прославляя разум, Просвещение отобрало у человека душу и поместило его в эволюционный ряд вместе с животными...» [7].
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Начало нынешней фазы секуляризации консервативные авторы относят ко второй половине 1960-х гг. Именно с тех пор на Западе интенсивно развивается процесс секуляризации и вытеснения всего сакрального из публичной сферы, а представители многочисленных либеральных течений обрели все более значительное политическое влияние в Европе. По мнению Г. Кухарчика, это, как правило, те самые радикалы, которые в мае 1968 г. сражались на баррикадах, а с 1980-х гг. утвердились в структурах национальных государств и общеевропейских организаций [4]. В их повестке дня -борьба за равноправие меньшинств, прежде всего сексуальных, распространение идеологии «генде-ризма», отрицающей традиционное видение человека и семьи.
План действий этих сил, считает Г. Кухарчик, предусматривает несколько этапов. На первом этапе, который можно условно назвать «давайте поговорим о...», ставится задача приучить публику к определенной теме. После проведения бесед и обсуждений, например, о гомосексуалах, выделяются отдельные случаи с людьми, подвергшимися общественному остракизму из-за своей сексуальной ориентации. Затем эти случаи распространяют на всю группу и заявляют, что в обществе господствует «нетолерантность», с которой нужно бороться. Следующий этап предполагает политическое действие: лозунги борьбы с «нетолерантностью» включаются в программы политических партий, проводятся мероприятия в сфере массовой культуры, например, демонстрируются фильмы, сериалы, телепрограммы, где гомосексуалов никогда не представляют в негативном свете.
Проявление этих тенденций заметно и в Польше. По словам главного редактора консервативного издания «До Жечи» Павла Лисицкого, в польских кинотеатрах все чаще стали показывать фильмы, представляющие образы женщин (или мужчин) в «страстных объятьях», или испытывающих страдания из-за преследований со стороны «злого» общества, например через Церковь, мелкобуржуазную семью, политиков старого закала. «Покажи тяжелую долю гея или лесбиянки, лучше всего в гомофобном окружении, - пишет П. Лисицкий, - и получишь награду. Таков рецепт успеха для многих режиссеров. Вслед за ними идут писатели, неожиданно открывшие для себя, что уже нельзя показывать мир, не учитывая гомоэротизма. Они поняли, что именно приносит выгоду, и прописались в первых рядах борьбы с угнетением» [19].
Этому примеру следуют и другие деятели искусства. Например, в 2015 г. награду фотоконкурса World Press Photo получил датский фотограф за снимок двух мужчин нетрадиционной ориентации из Петербурга. Данная работа должна была обратить внимание на тяжелое положение сексуальных меньшинств в России. По мнению П. Лисицкого, столь навязчивая заинтересованность гомосексуальным сюжетом и постоянное внушение людям, что отношение к гомосексуалам должно свидетельствовать о моральности, чуткости и гуманизме, напоминают коммунистическую пропаганду на ранней ее стадии [19]. Тогда в роли героев выступали молодые и «ядреные» комсомолки, а также дерзкие юноши-бунтари с большевистской внешностью, противостоявшие мутным, двуличным, алчным и похотливым представителям капиталистического класса. Автор считает, что за первой и второй пропагандой скрывается одна и та же идея - идти против природы и создать нового, оторванного от своих корней человека.
Консервативные публицисты упрекают немецкие СМИ в стремлении оказывать влияние на формирование чуждых польскому обществу ценностей, нравов, вкусов и эстетических предпочтений [43]. Они хотят сформировать деполитизированного поляка, податливого на любые воздействия, как это происходит с большинством потребителей в современном мире. Лишение польских граждан собственных вкусов, отказ от прочной системы ценностей и моральных принципов должны привести к формированию человека нового типа - поляка-европейца, оторванного от мира христианских ценностей, не знающего польской традиции и истории, относящегося к морали как явлению, затрудняющему «комфортную жизнь», беззаботного и проводящего большую часть времени в развлечениях, сексе и потреблении.
Польский публицист Мачей Мазурек убежден в том, что религия способствует формированию у человека сильной идентичности, которая помогает противостоять тяготам судьбы [31]. Идеологическим же постулатом современной западной цивилизации является как раз стремление ослабить формирование такой идентичности, причем уже с детского возраста. М. Мазурек проводит аналогию с Советским Союзом, в котором, как он полагает, с раннего детства из каждого молодого поколения власти пытались сформировать «массу», готовую к покорению мира. Все начиналось с яслей и детского сада: над кроватками размещался портрет «дедушки Ленина» и цветочки на стене, сделанные из бумаги по случаю 1 мая.
Автор утверждает, что современная Европа находится на этапе уничтожения традиционной модели семьи и воспитания. Это происходит без применения силы, с помощью пропаганды, «одетой в униформу современности и законов ЕС». Речь идет об уничтожении всего, что связано с религией. В польской же исторической традиции, полагает М. Мазурек, «политическое», понимаемое как активное участие граждан в общественной жизни, поддерживается именно благодаря религии. Уничтожение «политического» происходит с помощью социальной инженерии, смены направлений интересов граждан с общественных дел на личные, путем убеждения людей следовать прежде всего модным культурным трендам и т. д.
По словам Г. Кухарчика, в настоящее время ставятся под вопрос основные понятия, укорененные не только в христианстве, но и в естественном праве, известные еще древним грекам и римлянам [4]. Например, по-новому определяется понятие брака. Верховный суд США в 2015 г. на федеральном уровне легализовал однополые браки. В Италии был принят закон, направленный против гомофобии. Во Франции, несмотря на массовые протесты, однополые союзы были приравнены к бракам [26]. Заместитель председателя Европейской комиссии Франц Тиммерманс призвал все государства ЕС принять аналогичные постановления [17].
По оценке П. Лисицкого, теперь то, что на протяжении веков считалось грехом, становится «правильным» и «достойным» способом поведения. Легализацию однополых браков в США он называет проявлением «радикального бума» против извечного морального порядка. Это показывает, что когда радикальное меньшинство приобретает влияние на СМИ и политиков, то может эффективно преодолевать сопротивление традиционного большинства. Если брак между мужчиной и женщиной имеет ту же самую ценность, что и союз между двумя мужчинами или двумя женщинами, то это может повлечь за собой также изменение принципов воспитания детей. Педагоги начнут их воспитывать в духе одобрения нового закона, а если родители не захотят согласиться с подобным «промыванием мозгов» своим детям, то могут быть ограничены в родительских правах. Сторонники же предлагаемых нововведений постараются «надеть намордник» на своих критиков, чтобы заставить их замолчать [17].
Весьма болезненно консервативные публицисты реагируют и на предоставление гомосексуальным парам права усыновлять детей. Материнство и отцовство, отмечает П. Лисицкий, укоренены в природе и всей традиции человечества. Однако современная цивилизация, якобы настроенная на обеспечение детям счастья, совершенно пренебрегает правом ребенка иметь папу и маму. Теперь он становится лишь средством для удовлетворения желаний взрослых. Если двое мужчин или две женщины захотят взять ребенка, то их нельзя дискриминировать и в соответствии с «просвещенным», прогрессивным и европейским правом им следует его предоставить. При этом не обращается внимания на личное отношение детей к такой ситуации, на риски, связанные с их взрослением, идентичностью и самоощущением. Для «современных варваров», считает Лисицкий, природы не существует, потому что в расчет принимаются лишь желания индивидуумов и их удовлетворение [17].
Тем не менее при изучении польской прессы правого толка можно заметить, что, несмотря на довольно острую критику современных тенденций развития западной цивилизации, как в церковно-католических кругах, так и в среде правых политиков и публицистов, по некоторым моментам рассматриваемой проблематики высказываются и более сбалансированные суждения. Так, например, консервативное издание «Гость Недзельны» напоминает, что Римско-католическая церковь призывает с уважением и терпимостью относиться к гомосексуалам. «Определенное количество мужчин и женщин, - цитирует издание соответствующее постановление Церкви, - проявляют глубоко укорененные гомосексуальные склонности. Такая склонность ... для большинства из них является трудным опытом. Нужно относиться к таким людям с уважением, сочувствием и деликатностью. Нужно избегать в отношении них каких-либо проявлений несправедливой дискриминации. Эти люди призваны исполнить Божью волю в своей жизни и - если они христиане - объединиться с жертвой Креста Господня в трудностях, с какими могут столкнуться по причине своего состояния» [12].
Рассуждая в духе этой установки, известный польский публицист Рафал Земкевич указывает, что именно идеологи левого толка стремятся убедить гомосексуалов в том, что они являются «естественными» врагами общества и что условием их существования должно стать уничтожение принципов традиционной морали [48]. По мнению Р. Земкевича, это делается для того, чтобы использовать сексуальные меньшинства в качестве «нового пролетариата» для «деконструкции» человеческой цивилизации. Он обращает внимание, что левые силы объединили требования легализации однополых
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
браков и «гетеросексуальных партнерских союзов». Таким образом, полагает автор, они добиваются возвращения к дохристианскому праву, разрешавшему внебрачное сожительство.
Признание за «гетеросексуальными партнерскими союзами» прав, полагающихся семье, польский публицист считает губительным шагом, поскольку это уничтожит важные социальные связи и нивелирует социальный капитал. По его утверждению, левые силы стремятся использовать гомосек-суалов в качестве тарана для разрушения и дезинтеграции общества. Поэтому он призвал выстраивать такой социальный порядок, который бы не превращал гомосексуалов во врагов общества. Интерес общества заключается в том, считает Р. Земкевич, чтобы гомосексуал жил в «крепком союзе». Хотя такая практика и не оказывает созидательного воздействия на общество, однако и не вредит ему и не мешает, чтобы гомосексуал был полезен для социума в своих других ролях, вместо того чтобы участвовать в «парадах равенства» (шествия сексуальных меньшинств) и вести себя там непристойно.
Р. Земкевич обращает внимание также на то, что деятели «радужной революции» уже давно отошли от постулата продвижения образа гомосексуала как человека, который вне своей интимной жизни является таким же, как и другие, и может быть полезен для общества [49]. Сегодня героем этого движения является уже не «гей», а «квир» (queer; особый тип сексуальной и гендерной идентичности человека), который гордится своим «отклонением», эпатирует публику своими странными пристрастиями и заставляет одобрять его «наклонность». Р. Земкевич полагает, что это не соответствует интересам большинства гомосексуалов, которые не хотят из своей интимной жизни устраивать цирк и служить пушечным мясом для очередной революции.
Главный редактор «До Жечи» П. Лисицкий указывает на то, что в своих планах все дальше отодвигать границы в области нравов деятели «радужного» движения стремятся разрушить очередное табу. Так, в ряде западных стран ведется дискуссия о допустимости кровосмешения и достоинствах сексуальных связей между близкими родственниками [20]. Экстремисты в сфере нравов, полагает автор, хотят полного освобождения людей от всех ограничений, которые рассматриваются как покушение на свободу личности и ее право удовлетворять свои желания любым путем.
Негативную реакцию польских правых вызвало обнародование в США фактов, связанных с торговлей органами и тканями детей, подвергнутых аборту. В этой связи П. Лисицкий заключил, что теперь дети превратились в поставщиков органов для взрослых, которые «без всякого зазрения совести пользуются превосходством, которое дает им сила» [16].
Консервативный еженедельник «ВСети» обратил внимание читателей на рекламу абортов, размещенную в либеральном издании «Газета Выборча». Сообщается, что на снимке позируют улыбающиеся девушки, на футболках которых написано «Аборт - это хорошо» [42]. Еженедельник отмечает, что леволиберальные силы уже много лет «работают» над польским обществом, стремясь «освободить» его от христианских ценностей, и представляют убийство нерожденных детей как естественный элемент «счастливой» жизни. Действия газеты были названы попыткой приучить людей к «цивилизации смерти», легитимировать и релятивизировать зло.
Аналогичную реакцию консерваторов вызвало предложение известного британского писателя и философа Ричарда Докинза удалять плод с выявленным синдромом Дауна. По мнению П. Лисицко-го, это типичный пример объединения атеизма и гедонизма, характерного для современной цивилизации и способного привести к уничтожению самого понятия «человеческое достоинство» [21]. Если исходить из того, что человек - это только млекопитающее, не лучшее и не худшее, чем другие виды, то человеколюбие, рассуждает автор, не имеет никакой самостоятельной ценности. В расчет принимается только здоровый человек. Только он имеет какое-то достоинство. При этом «достоинство» не является чем-то абсолютным и самоценным, изначально присущим человеку. В этих условиях «достоинство» - это только символ, словесное обозначение для особой защиты, какую обеспечивает себе группа здоровых животных. В соответствии с таким пониманием болезнь, страдание, физическая слабость, старость, немощь лишают ценности человеческую жизнь. По мнению П. Лисицкого, если ценность человека не определяет трансцендентная душа, если на защите его достоинства не стоит Бог, то согласно предлагаемой логике нет смысла защищать жизнь обездоленных, слабых и больных людей. Если человек - это только тело, то непоправимо «испорченное», неспособное приносить удовольствие и к тому же подвергнутое страданию тело следует выбросить на помойку. Автор убежден, что тот, кто однажды отказал человеку в существовании души - трансцендентной, духовной нематериальной частицы, данной Богом, - сделает именно такие выводы. «Сильные самцы и самки избавляются от более слабых и больных», - заключает польский публицист.
Правые обращают внимание также на то, что наряду с признанием права на аборт важным мерилом «прогресса» на Западе теперь стало право на эвтаназию. В Бельгии даже разрешили убийство маленьких детей, признанных неизлечимо больными [26]. П. Лисицкий полагает, что допущение эвтаназии и абортов оказалось возможным, потому что самой важной ценностью стала жизнь без страданий [24]. Ценность жизни теперь зависит от того, может ли она быть приятной и лишенной боли.
Польские правые возлагают ответственность за происходящие изменения в сфере ценностей и нравов в том числе на Римско-католическую церковь. По мнению П. Лисицкого, в 1960-е гг. Церковь по сути признала, что человек и политическое сообщество имеют право на беспрепятственное совершение ошибок в религиозной области, а значит, и в сфере морали [26]. Именно в те годы за точку отсчета для позитивного права было принято понятие свободы человека. Все это способствовало радикальной секуляризации общественной жизни и подрыву христианского политического порядка. Г. Кухарчик тоже считает, что важную роль в развитии процессов, опасных для христианской цивилизации Запада, сыграл Второй Ватиканский Собор (1962-1965 гг.) [4]. Его либеральные постановления в последующем дали основания оспаривать многие доктринальные установления Римско-католической церкви.
Религия,семья, патриотизм
В польской консервативной прессе отмечается, что на фоне западных реалий Польша пока остается христианской страной. Как известно, в период социализма польская оппозиция вела борьбу с коммунистической властью под знаком христианской веры. Духовным лидером польского народа был тогда Папа римский Иоанн Павел II, поляк по происхождению. Р. Земкевич обращает внимание, что в 1990 г. польские «посткоммунисты» проголосовали в сейме за поправку к закону, предписывавшую воспитывать молодежь в духе христианских ценностей [50]. Затем в преамбуле Конституции 1997 г. появилось положение о важности христианского наследия для польского народа. В дальнейшем лидер «ПиС» Я. Качиньский будет отстаивать идею о том, что конституция должна начинаться словами «Во имя Всемогущего Бога» [10].
Польские авторы отмечают, что аппелирование к христианским ценностям помогло «ПиС» выиграть парламентские и президентские выборы 2015 г. Избиратели, обеспокоенные последствиями «леволиберальной революции» в области нравов, поддержали эту партию ради защиты детей и молодежи от деморализации [6]. Консервативное издание «ВСети» подчеркивает, что на выборах 2015 г. польские избиратели не только отвергли прежнюю власть, но и культурную модель, навязываемую либеральными силами польскому обществу [46].
Тем не менее, несмотря на критическую настроенность к своим оппонентам, консервативные публицисты обращают внимание на идейную неоднородность либерального лагеря. Так, К. Гжибов-ская отмечает, что среди современных западных либералов есть и такие, кто не считает, что принцип собственной выгоды является достаточным механизмом для организации общества [7]. Они понимают, что современные западные общества живут благодаря наследию докапиталистической и доинду-стриальной эры. По мнению же самой К. Гжибовской, эти общества «питаются» именно христианской моралью, - как индивидуальной, так и коллективной. Автор обращает внимание, что еще французский мыслитель Алексис де Токвиль отмечал, что господство свободы нельзя обосновать без обращения к хорошему обычаю, а хорошего обычая нет без религии. Современные западные экономисты, пишет К. Гжибовская, пришли к выводу, что общественные добродетели, играющие центральную роль в функционировании современного общества, могут быть эффективно привиты только с помощью религии и религиозных институций.
Польские правые называют католическую религию моральной основой функционирования польского общества и призывают уважать традиции, христианскую мораль, польские святыни, которые никто не имеет права топтать и высмеивать. П. Лисицкий напоминает, что святыми символами в Польше являются крест, образ Богоматери, Папа римский Иоанн Павел II [15]. Можно критиковать религию и ее представителей, однако критика и богохульство - это не одно и то же. Следует защищать абсолютную ценность христианских культурных символов, позволивших полякам выстоять в самые тяжелые периоды истории. Церковь и религия в Польше не должны капитулировать перед лицом внешнего и внутреннего давления. Чем шире распространяется христианское учение, тем большее влияние оно оказывает на формирование совести, тем больше шансов у человека на спасение души, тем сильнее влияние христианства на выработку законов и общественную жизнь. Подчеркива-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ется, что именно христианская, латинская цивилизация определяет истинную сущность Запада, побуждает защищать слабых и преследуемых в современном мире [30]. Правые призывают бороться за сохранение важной роли в жизни человеческой цивилизации естественного права, исходным источником которого является Бог.
В каталог безусловных нравственных ценностей для польских правых входит семья. Они отстаивают необходимость сохранения таких добродетелей, как честность в семейных отношениях, ответственность, диалог, преодоление эгоизма, взаимопомощь, терпение, выдержанность, супружеская верность. Семейным ценностям большое внимание уделяют авторы католического еженедельника «Гость Недзельны». Они подчеркивают, что важную роль в формировании современных основ католического учения о семье сыграл известный польский церковный деятель Кароль Войтыла, избранный в 1978 г. Папой римским и принявший имя Иоанн Павел II. Еще будучи архиепископом Краковским, он принимал активное участие в подготовке церковных документов, посвященных семейной проблематике. Кароль Войтыла был, в частности, противником использования контрацепции, считая ее одним из современных средств порабощения женщины, формой насилия мужчины над женщиной [3]. Римско-католическая церковь и сегодня осуждает использование контрацептивов, называя такое поведение морально злым и недопустимым, направленным против человеческой жизни, способным привести к утрате уважения к женщине и ее психике, упадку нравов, росту случаев супружеских измен. Согласно учению Церкви супруги, использующие контрацептивы, совершают тяжкий грех.
Консервативные авторы напоминают историю возникновения самой этой проблемы [3; 8]. После Второй мировой войны развивающиеся страны переживали демографический бум. Стало распространяться мнение, что стремительный рост рождаемости может привести к масштабному продовольственному кризису и что планета не сможет прокормить большое количество населения. Предпринимались попытки оказать давление на будущих родителей, изображая ребенка в качестве врага, от которого нужно защищаться. Все проблемы современной цивилизации стремились свести лишь к естественному приросту населения, а детей объявили главными виновниками всех трудностей. Единственным спасением от перенаселения называлось массовое использование контрацептивов и право на аборт. В Соединенных Штатах в 1960-е гг. быстро развивалась индустрия по производству противозачаточных препаратов. Владельцы этих производств рассчитывали за короткое время получить огромные доходы, сопоставимые с теми, что приносил тогда бурно развивающийся автомобильный рынок.
В этих условиях Церковь заявила о моральной недопустимости ограничения рождаемости путем прерывания «начатого уже процесса жизни», осудила «любое действие, которое или в ожидании супружеского сближения, или во время его осуществления, или в развитии его естественных последствий имело бы целью предотвращение зачатия» [8].
Консервативные авторы подчеркивают актуальность этих положений и для современной семьи. Они напоминают учение Церкви об обязанности продолжения человеческой жизни, вверенной людям Богом, которая неизбежно соединяет в себе как радости, так и трудности. Отмечается, что супружество - это общность людей, устремленных через посвящение себя друг другу к взаимному совершенствованию и сотрудничеству с Богом в создании и воспитании новых поколений. Супружеская любовь в таком качестве является одновременно чувственной, духовной, полной, исключительной, а также плодотворной и направленной на созидание новой жизни [8].
Развитием этих мыслей стало понятие «ответственное родительство», занимавшее важное место во взглядах Войтылы. Ответственное родительство предполагает способность не только владеть влечениями и страстями, но и принимать во внимание все обстоятельства, в которых живет семья, в том числе допускать в определенных ситуациях уклонение от интимного сожительства супругов и обзаведения потомством [3].
При этом авторы напоминают, что ответственное родительство, по мысли Войтылы, не только сознательно допускает возможность ограничения количества зачатий. Выражением ответственности является также стремление создать большую семью. В такой семье гораздо легче противостоять «вездесущему индивидуализму». В ней царят взаимность и естественная солидарность. Молодые люди, воспитанные в больших семьях, часто намного лучше справляются с вызовами, которые ставит перед ними супружеская жизнь.
Правые выступают также в защиту сохранения «польскости» и исторической памяти народа [2; 14; 25]. Они обращают внимание на стремление своих оппонентов «размыть» национальную идентичность, растворить ее в наднациональном, «европейском», внедрить в сознание поляков чув-
ство стыда за свое прошлое. П. Лисицкий подчеркивает, что люди должны гордиться своим народом и свершениями предков. Поэтому необходимо уделять большое внимание воспитанию патриотизма.
Как отмечает польский историк и публицист, заместитель директора музея Варшавского восстания Дариуш Гавин, патриотизм является важным условием функционирования политического сообщества [36]. Государство не может действовать как собрание индивидуумов, которых объединяют только общие интересы. Любое общество нуждается в глубоком чувстве солидарности людей, готовых сообща противостоять трудностям. Поэтому связь, соединяющая народ, должна быть чем-то большим, чем только договор. Это должна быть абсолютная связь, которая существует лишь там, где есть любовь. В последнее время, отмечает Д. Гавин, во многих странах Европы наблюдается подъем национальных чувств. Это свидетельствует о том, что именно национальное, а не наднациональное, является единственно реальным, что объединяет и формирует глубокую солидарность между людьми.
Важный вклад в развитие польского патриотизма вносит Римско-католическая церковь. Позиция Церкви по этому вопросу особенно важна в условиях роста националистических настроений в польском обществе. Так, большой резонанс в Европе вызвали марши польских националистов в 2017 г. под лозунгом «Польша для поляков». Пугающим для многих и в самой Польше стало определение польского народа как «чистого, белого, католического». Издание «Гость Недзельны» обращает внимание на существенное различие в подходах к патриотизму националистов и служителей Церкви. Согласно изданию «здоровый», «зрелый» патриотизм в трактовке Церкви должен выражаться в любви к своей родине, культуре и традиции. Эта любовь должна уважать инакомыслие и быть свободной от ненависти, презрения и агрессии по отношению к другим народам и культурам [35; 38]. «Историческими примерами нашего патриотизма, национального самосознания мы должны гордиться, напоминать о них и передавать следующим поколениям, не замалчивая о трудных, а иногда и стыдливых страницах национальной истории. Патриотизм всегда должен строиться на правде, но нет патриотизма без здорового чувства гордости за достижения прежних поколений», - гласит официальная позиция польского епископата [34].
Еженедельник обращает внимание на то, что согласно католической традиции второе место после любви к Богу занимает любовь к родителям и родине [38]. Поскольку человек рождается от родителей и воспитывается на родине, то после исполнения обязанностей перед Богом самые важные обязанности он имеет по отношению к родителям и родине. «Любовь к Богу и Родине помогла преодолеть все трудности. Именно на великом христианском наследии нашей Родины мы хотим строить будущее нашего государства и народа», - цитирует «Гость Недзельны» слова президента Польши Анджея Дуды [41].
Заключение
Как показало исследование, в польской консервативной публицистике дается весьма негативная характеристика современных тенденций развития западной цивилизации. Жесткую критику вызывает деятельность поборников утверждения максимальной свободы человека. Их активность, по мнению польских консерваторов, оборачивается против человеческой жизни (право на аборт и эвтаназию) и фундаментальных заповедей христианства. Тревогу польских правых вызывает стремление леволи-беральных сил вытеснить из публичной сферы доминирование христианских представлений о семье и браке. Утверждается, что пропагандисты «новых ценностей» по сути сводят смысл человеческой жизни лишь к удовлетворению утилитарных, «плотских» потребностей человека. Более всего консервативных критиков раздражает стремление своих либеральных оппонентов утвердить собственное видение мира и образа жизни в качестве господствующей и единственно возможной доктрины.
Польские политики и публицисты правого толка стремятся противостоять этому, не допустить подрыва традиционных ценностных и моральных устоев, доминирующих в польском обществе. Подобные взгляды находят понимание и поддержку избирателей. Вот уже несколько лет, начиная с 2016 г., безусловным одобрением польских граждан пользуется проводимая правящей партией «ПиС» политика поддержки семьи. Напомним, что в рамках специальной правительственной программы семьи, воспитывающие детей в возрасте до 18 лет, ежемесячно получают пособие в размере 500 злотых за второго и каждого следующего ребенка. Семьи, доход которых не превышает ежемесячно 800 злотых в пересчете на каждого члена семьи (или 1200 злотых в случае семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями), получают это пособие и на первого ребенка. Правительство обязалось также с 2019 г. осуществлять раз в год выплаты семьям за каждого школь-
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ника в размере 300 злотых. Кроме того, запланированы выплаты пособий для матерей, имеющих четырех и более детей, бесплатные лекарства для беременных женщин, льготы для матерей-студенток (например, индивидуальная программа обучения), премия за быстрое рождение следующего ребенка (в течение 2 лет с момента рождения последнего). По опросам социологов, все это не только улучшает материальную ситуацию, но и оказывает благотворное влияние на отношения в семье.
Многие поляки разделяют представления правых о традиционных устоях семьи и брака. Так, более половины опрошенных (55 %) относится к гомосексуализму как к отклонению от нормы, почти четверть (24 %) проявляет к этому нетерпимость [44. S. 2]. Большинство респондентов не одобряют легализацию партнерских союзов однополых пар и заключение однополых браков, не говоря уже об усыновлении детей (против последнего выступают 84 % граждан) [44. S. 3]. Более того, подавляющая часть населения не желает, чтобы гомосексуальные пары публично демонстрировали свой образ жизни (62 %) [44. S. 3].
Общественные настроения и популярность консерваторов дают основания известному польскому политологу Антони Дудеку говорить о том, что будущее Польши может принадлежать политическим группировкам, даже более правым, чем «ПиС» [37]. Исследователь считает ошибочным мнение, что после возможного «выгорания» этой партии власть в стране снова перейдет к либеральному лагерю. Многие избиратели, полагает А. Дудек, скорее могут поддержать еще более радикальные правые группировки, чем «ПиС».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лыкошина Л. С. «Польско-польская война». Политическая жизнь современной Польши. М., 2015.
2. Afirmacja nacji. URL: https://www.gosc.pl/doc/1776739.Afirmacja-nacji (дата обращения: 24.08.2018)
3. Antykoncepcja to przemoc. Wojtyla to wiedzial. URL: https://www.gosc.pl/doc/4890486.Antykoncepcja-to-przemoc-Wojtyla-to-wiedzial (дата обращения: 10.08.2018).
4. Czas porzucania swi^tyn. URL: https://www.wprost.pl/swiat/534166/czas-porzucania-swiatyn.html (дата обращения: 20.07.2018).
5. Gender kontra rodzina - dodatek specjalny. URL: https://www.wsieciprawdy.pl/gender-kontra-rodzina-dodatek-specjalny-pnews-738.html (дата обращения: 25.07.2018)
6. Gender wci^z w szkole. URL: https://www.gosc.pl/doc/3763760.Gender-wciaz-w-szkole (дата обращения: 25.07.2018).
7. Grzybowska K. Preambula bez wartosci. URL: https://www.wprost.pl/tygodnik/45948/preambula-bez-wartosci.html (дата обращения: 16.07.2018).
8. «Humanae Vitae», czyli co Kosciól mówi o rodzinie? URL: https://www.gosc.pl/doc/4890477.Humanae-Vitae-czyli-co-Kosciol-mowi-o-rodzinie/2 (дата обращения: 05.08.2018).
9. Kaczynski J. Nie pozwolimy na niszczenie tradycyjnych, polskich wartosci. URL: http://pis.org.pl/aktualnosci/nie-pozwolimy-na-niszczenie-tradycyjnych-polskich-wartosci (дата обращения: 05.08.2018).
10. Kaczynski: Wpisac Boga do Konstytucji. URL: https://www.gosc.pl/doc/1692047.Kaczynski-Wpisac-Boga-do-Konstytucji (дата обращения: 18.07.2018).
11. Kaleta S. Wartosci wyszydzone. URL: https://www.wprost.pl/tygodnik/518950/wartosci-wyszydzone.html (дата обращения: 17.07.2018).
12. Komunia Swi^ta smakuje jak tektura i pachnie jak nienawisc. URL: https://www.gosc.pl/doc/4652258.Komunia-Swieta-smakuje-jak-tektura-i-pachnie-jak-nienawisc (дата обращения: 22.07.2018).
13. Ks. Kowalczyk D. Demokracja i Falszywy Prorok. URL: https://www.gosc.pl/doc/2934631.Demokracja-i-Falszywy-Prorok (дата обращения: 17.08.2018)
14. Ks. Kowalczyk D. «Nienowoczesny» patriotyzm prymasa. URL: https://www.gosc.pl/doc/2664960.Nienowoczesny-patriotyzm-prymasa (дата обращения: 17.08.2018).
15. Lisicki P. Prawdziwi obroncy sztuki. URL: https://dorzeczy.pl/kraj/22918/Prawdziwi-obroncy-sztuki.html (дата обращения: 16.07.2018).
16. Lisicki P. Wspólczesne barbarzynstwo. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/6797/Wspolczesne-barbarzynstwo.html (дата обращения: 27.07.2018).
17. Lisicki P. Fatalny dzien nie tylko dla Ameryki. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/6637/Fatalny-dzien-nie-tylko-dla-Ameryki.html (дата обращения: 03.08.2018).
18. Lisicki P. Bastiony padaj^ w ciszy. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/5356/Bastiony-padaja-w-ciszy.html (дата обращения: 05.08.2018).
19. Lisicki P. Ta sama idea niszczenia. URL: https://dorzeczy.pl/temat-tygodnia/5537/Ta-sama-idea-niszczenia.html (дата обращения: 23.07.2018).
20. Lisicki P. Kiedy nadejdzie odwet natury. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/4483/Kiedy-nadejdzie-odwet-natury.html (дата обращения: 23.07.2018).
21. Lisicki P. Zasady ateistycznej kultury. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/4023/Zasady-ateistycznej-kultury.html (дата обращения: 24.07.2018).
22. Lisicki P. Jeszcze Kosciól nie zgin^l. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/3747/Jeszcze-Kosciol-nie-zginal.html (дата обращения: 2б.07.2018).
23. Lisicki P. O czym zapomnial Zachód. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/2941/O-czym-zapomnial-Zachod.html (дата обращения: 11.08.2018).
24. Lisicki P. Zycie pod ochron^. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/2587/Zycie-pod-ochrona.html (дата обращения: 11.08.2018).
25. Lisicki P. 12 miesiçcy po powrocie. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/2178/12-miesiecy-po-powrocie.html (дата обращения: 12.08.2018).
26. Lisicki P. Korzenie kryzysu. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/2136/Korzenie-kryzysu.html (дата обращения: 14.08.2018).
27. Lisicki P. Kto jest agresorem. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/1945/Kto-jest-agresorem.html (дата обращения: 14.08.2018).
28. Lisicki P. Milczenie Kosciola. URL: https://dorzeczy.pl/kraj/1756/Milczenie-Kosciola.html (дата обращения: 1б.08.2018).
29. Lisicki P. Problem z obsesj^. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/1491/Problem-z-obsesja.html (дата обращения: 1б.08.2018).
30. Lisicki P. O czym zapomnial Zachód. URL: https://dorzeczy.pl/felietony/2941/O-czym-zapomnial-Zachod.html (дата обращения: 21.08.2018)
31. Mazurek M. Wyscig z czasem. URL: https://www.wsieciprawdy.pl/wyscig-z-czasem-pnews-706.html (дата обращения: 03.08.2018).
32. Machala T. Kosciól bçdzie mniejszosci^. URL: https://www.wprost.pl/tygodnik/266914/kosciol-bedzie-mniejszoscia.html (дата обращения: 29.07.2018).
33. Musimy zewrzec szeregi, by odebrac wladze ludziom niszcz^cym katolicyzm. URL: https://www.wprost.pl/kraj/ 208237/musimy-zewrzec-szeregi-by-odebrac-wladze-ludziom-niszczacym-katolicyzm.html (дата обращения: 09.08.2018)
34. Nowy dokument Episkopatu: «Chrzescijanski ksztalt patriotyzmu». URL: https://www.gosc.pl/doc/3843872.Nowy-dokument-Episkopatu-Chrzescijanski-ksztalt-patriotyzmu/2 (дата обращения: 05.08.2018).
35. Patriotyzm a nacjonalizm w nauczaniu Kosciola. URL: https://www.gosc.pl/doc/4512245.Patriotyzm-a-nacjonalizm-w-nauczaniu-Kosciola (дата обращения: 05.08.2018).
36. Patriotyzm, czyli co? URL: https://www.gosc.pl/doc/1173361.Patriotyzm-czyli-co/3 (дата обращения: 12.08.2018)
37. Prof. Antoni Dudek: PiS to partia demokratyczna, ale nie liberalna. URL: http://www.fronda.pl/a/prof-antoni-dudek-pis-to-partia-demokratyczna-ale-nie-liberalna,72068.html (дата обращения: 15.08.2018).
38. Przewodnicz^cy KEP: Odrózniajmy patriotyzm od nacjonalizmu. URL: https://www.gosc.pl/doc/4458757. Przewodniczacy-KEP-Odrozniajmy-patriotyzm-od-nacjonalizmu (дата обращения: 15.08.2018).
39. Przynaleznosc Polaków do ruchów i wspólnot religijnych. Komunikat z badan. Warszawa, czerwiec 2017. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2017/K_084_17.PDF (дата обращения: 15.07.2018).
40. Preferencje partyjne w lipcu 2018. Komunikat z badan. Warszawa, lipiec, 2018. URL: https://www.cbos.pl/ SPISKOM.POL/2018/K_088_18.PDF (дата обращения: 20.08.2018).
41. Prezydent w liscie do Rodziny Radia Maryja: Dajecie przyklad, ze ewangeliczna logika milosci wydaje owoce. URL: https://www.wprost.pl/kraj/10138032/prezydent-w-liscie-do-rodziny-radia-maryja-dajecie-przyklad-ze-ewangeliczna-logika-milosci-wydaje-owoce.html (дата обращения: 28.07.2018).
42. «Sieci»: Oswajanie zabijania. URL: https://www.wsieciprawdy.pl/sieci-oswajanie-zabijania-pnews-3517.html (дата обращения: 19.08.2018).
43. «Sieci»: Wojna z Polsk^ pod obc^ flag^. URL: https://www.wsieciprawdy.pl/sieci-wojna-z-polska-pod-obca-flaga-pnews-3621.html (дата обращения: 06.08.2018).
44. Stosunek do osób o orientacji homoseksualnej i zwi^zków partnerskich. Komunikat z badan. Warszawa, grudzien 2017. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2017/K_174_17.PDF (дата обращения: 15.07.2018).
45. Wielkanoc 2018. Komunikat z badan. Warszawa, marzec 2018. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/ 2018/K_043_18.PDF (дата обращения: 15.07.2018).
46. ""wSieci": Radio, które szuka prawdy. URL: https://www.wsieciprawdy.pl/wsieci-radio-ktore-szuka-prawdy-pnews-2738.html (дата обращения: 30.07.2018)
47. Zaufanie do polityków w lipcu 2018. Komunikat z badan. Warszawa, lipiec, 2018. URL: https://www.cbos.pl/ SPISKOM.POL/2018/K_096_18.PDF(дата обращения: 20.08.2018).
48. Ziemkiewicz R. Pogodzic siç z homoseksualist^. URL: https://ziemkiewicz.dorzeczy.pl/subotnik-ziemkiewicza/ 2492/Pogodzic-sie-z-homoseksualista.html (дата обращения: 02.08.2018).
СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
49. Ziemkiewicz R. Gejowskie maski. URL: https://dorzeczy.pl/obserwator-mediow/1428/Gejowskie-maski.html (дата обращения: 02.08.2018).
50. Ziemkiewicz R. Jezus si§ wstydzi. URL: https://dorzeczy.pl/subotnik-ziemkiewicza/10026/Jezus-sie-wstydzi.html (дата обращения: 12.08.2018).
Поступила в редакцию 07.09.2018
Булахтин Максим Анатольевич, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]
M.A. Bulakhtin
CONSERVATIVE VALUES IN THE PUBLICISM OF POLISH RIGHTS
On first reading political agenda of current conservators in Poland has much in common with other European and American rights. The agenda represents typical right-wing response on both liberal ideas and objective social changes. Especially this is the case of family and sexual relations, abortions and same-sex marriage in particular, as well as issues of national identity.
Polish conservative political writers defend the ideas towards traditional marriage, traditional family and parenthood as the essential and one of the most important parts of human being. Also they claim the necessity of education towards pride for the nation and respect to ancestors and their achievements as the balance to European integration and globalized world.
However Polish rights have a specific that distinguishes them from conservative wings in other European countries and the United States. They criticize the Western historical experience of radical secularization of civic life and ousting of sacral meanings from public affairs that has taken place since at least 1960s. Moreover Polish rights are ready to reconsider the ideological framework of social and political life that was established by the Enlightenment. According to Polish rights religion and Christian morality are the basis of both Western and Polish culture. So, right-wing political writers in Poland consider the maintenance of conservative values as the most important goal within the wide historical context, because of the very values allowed Polish nation to win through the troubles in 18th-20th centuries. Such an approach determines the inclination to mythmaking that is inherent to conservators in Poland. They accuse left-liberals in expansion of "gender ideology", in efforts towards creation of new human subjects who are detached from cultural roots and social obligations, and in outrages upon religious symbols that are sacred for Polish people. Polish conservative political writers paint gloomy picture: these new human subjects are removed from the world of Christian values and don't have any limits. They only satisfy desires and don't know traditions and history of their nation. They are hedonists with fixation on comfort, entertainments, free sexual life and consuming. Their main purpose is pleasant and painless life.
Interestingly, the axiology of Polish conservators meets sustainable support among the most of Polish citizens. Keywords: conservatism, liberalism, domestic politics of Poland, Polish rights.
Received 07.09.2018
Bulakhtin M.A., Doctor of History, Professor at Department of General History
Perm State University
Bukireva st., 15, Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected]