Научная статья на тему 'Традиционные стили пения как элемент национально-регионального компонента в музыкальном образовании'

Традиционные стили пения как элемент национально-регионального компонента в музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / традиционные стили пения саха / специфика / тембр / звукоидеал / musical education / traditional Sakha singing styles / specificity / timbre / sound ideal

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скрыбыкина Чаянда Кимовна

В данной статье мы предлагаем ознакомиться с традиционными стилями пения народа саха как элементом национально-регионального компонента якутского музыкального образования. Здесь изложены основные содержательные моменты по данной проблеме, которые могут быть включены в качестве тем в учебные курсы дисциплин «Музыкальная литература», «Якутская музыкальная литература», «Элементарная теория музыки», «Педагогический репертуар» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article we propose to get acquainted with the traditional singing styles of the Sakha people as an element of the national-regional component of Yakut musical education. Here are the main substantive points on this issue, which can be included as topics in training courses in the disciplines “Musical Literature”, “Yakut Musical Literature”, “Elementary Music Theory”, “Pedagogical Repertoire”, etc.

Текст научной работы на тему «Традиционные стили пения как элемент национально-регионального компонента в музыкальном образовании»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-255-259 Скрыбыкина Чаянда Кимовна

»^шььаш-шшш-ам^ш

VAMmm-mmrnwrn

Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова, Профессор/доцент

Традиционные стили пения как элемент национально-регионального компонента в музыкальном образовании

Аннотация. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с традиционными стилями пения народа саха как элементом национально-регионального компонента якутского музыкального образования. Здесь изложены основные содержательные моменты по данной проблеме, которые могут быть включены в качестве тем в учебные курсы дисциплин «Музыкальная литература», «Якутская музыкальная литература», «Элементарная теория музыки», «Педагогический репертуар» и др. Ключевые слова: музыкальное образование, традиционные стили пения саха, специфика, тембр, звукоидеал.

Abstract. In this article we propose to get acquainted with the traditional singing styles of the Sakha people as an element of the national-regional component of Yakut musical education. Here are the main substantive points on this issue, which can be included as topics in training courses in the disciplines "Musical Literature", "Yakut Musical Literature", "Elementary Music Theory", "Pedagogical Repertoire", etc.

Key words: musical education, traditional Sakha singing styles, specificity, timbre, sound ideal.

Музыка - искусство звуков. Существует несколько версий происхождения музыкального искусства:

- подражание звукам природы (Чарльз Дарвин);

- эмоциональная речь (Герберт Спенсер);

- звуковые сигналы (Фридрих Штумпф);

- трудовые попевки (Карл Бюхер);

- элемент ритуала (Жиль Комбарье).

Наиболее демократичным жанром музыкального искусства является песня. Именно этот жанр может стать «проводником» в мир фольклорной и академической музыки, позволит разобраться в сложных явлениях этномузыковедения и музыкознания. Рассмотрим некоторые параметры песенного жанра:

- по содержанию выделяют эпические, лирические и драматические песни, а так же их смешения;

- по форме песни могут быть написаны в специфически вокальных или инструментальных формах;

- в музыкальном языке песни можно выделить следующие элементы: лад, мелодия, метроритм, гармония, фактура, динамика, принципы развития;

- по созданию пеня может быть народной или авторской.

Каждый народ имеет свой неповторимый мелос: «Песня - душа народа». Как отличить мелос одного народа от интонаций других этносов? В чем заключается специфика национального интонирования? Как претворить в своем творчестве специфические черты народной мелодики?

В 1939 году исследователь Ф. Бозе в труде «Музыка неевропейского фольклора» ввел понятие «звукотембровый идеал», означающий национальный музыкальный код народа. Позднее, отечественный музыковед В. Шулин предложил следующую классификацию звукоидеала:

- историко-географический звукоидеал;

- звукоидеал национальной (этнической) музыкальной культуры;

- звукоидеал стиля (направления, жанра);

- звукоидеал исполнительской школы (инструментальной, вокальной);

- звукоидеал инструмента (в том числе голоса);

- синтагма звукоидеала (характерные мотивные и фразовые построения).

Сибирский музыковед, профессор АГИКИ Ю. Шейкин определяет следующие

приемы звукоизвлечения звукотембрового идеала:

- вокальный тип (фальцет, микст);

- речевой тип;

- безгласный тип (звуковые образы эмоциональных состояний: плач, тревогу, нервное расстройство);

- звукоподражательный тип;

- инструментальный тип;

- горлохрипение на вдох и выдох;

- горловое пение (голосо-свист и голосо-хрип).

Известный якутский этномузыколог Э. Алексеев в монографии «Проблемы формирования лада» говорит о двух основных свойствах вокального тона:

- весомость (удельный вес звучащего тона в напеве);

- яркость (высокие тоны ярче низких).

Для формирования собственного понимания звукоидеала мы опирались на вышеизложенные теоретические системы. Итак, в нашем понимании понятие «национальный звукотембровый идеал» включает:

- темброфоническую характерность исполнения, т. е. а) пространственно-регистровая дифференциация звучания; б) весомость (плотность или прозрачность) звука; в) сонорная природа вокального и инструментального звукоизвлечения;

- ладомелодические модели: якутские традиционные стили пения (дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа, инопение духов Нижнего мира, кутуруу (шаманское пение); призвук кылы1пах; интонации «дьэ-буо»; раскрывающийся лад; якутская кварта (тритон).

Специфика якутского национального звукоидеала воплощена в эпосе олонхо. Древнейший культурный памятник народа саха может включать от 10000 до 15000 стихотворных строк. На сегодняшний день расшифровано 16 текстов из 130 рукописей олонхо, жанр которого возник в бронзовом и раннем железном веке (VIII-IX вв.). В 2000 году республика отметила 1250 лет олонхо, а в 2005 году оно было признано ЮНЕСКО шедевром нематериального устного наследия человечества.

Олонхо вобрало все традиционные стили пения якутов. Так, богатыри Верхнего и Среднего миров поют в стиле высокого, торжественного дьиэрэтии ырыа, богатыри Нижнего мира - в стиле испорченного дьиэрэтии ырыа, которое называют «инопени-ем», а шаманы - в трансовом, мистическом стиле кутуру. Для дев Верхнего и Среднего миров характерны узкообъемные олиготонные напевы-плачи, а для дев Нижнего мира - скачкообразная хазматоника. Комические персонажи (например, Сорук Боллууры) изьясняются в размеренном, подвижном стиле дэгэрэн ырыа.

Особое значение в фольклорном звукоизвлечении имеют темброкрасочность и сонорные явления: сонорика, колористика и сонористика. Здесь формообразующую, композиционную роль играют тембр, артикуляция, динамика и метроритм. Так, практически весь мелос олонхо состоит из соноров: точек, россыпей и линий. Среди со-

норных средств в олонхо можно назвать так же музыкальные шумы, тембровые пласты, звукокрасочные комплексы и звучания без определенной высоты.

К сонорным способам звукоподачи в олонхо относятся:

- тремолированное пение;

- кантиленное пение с распевами слогов;

- метризованное пение без распевов;

- протяжное пение в высокой тесситуре с приемом кыль^ах;

- пение с применением небных щелчков языка на двойном вдохе;

- пение с носовой («гнусавой») звукоподачей;

- пение с хрипами в горле;

- вокальная фарингализация;

- громкое возгласное пение.

Олонхо исполняет сказитель-олонхосут, который помимо развитого наглядно-образного мышления должен обладать хорошей памятью, ярким импровизационным талантом, а так же должен владеть всеми приемами сонорного звукоизобразитель-ного пения и, в частности, традиционными стилями пения: дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа, инопение (пение абааhы), кутуруу (пение шаманов). Исследователь Э. Алексеев в труде «Проблемы формирования лада» дал характеристику ладовых систем данных стилей пения:

1. Дэгэрэн ырыа: неизменные звукоряды с подвижным (мобильным) центром: а) тональный тип; б) модальный тип;

2. Дьиэрэтии ырыа, инопение, кутуруу: мобильные звукоряды с неизменными функциональными соотношениями между опорными и неопорными тонами (раскрывающиеся лады).

Эдуард Ефимович определил систему звукорядов, характерных для ран-нефольклорного интонирования:

о

- 10 равномерных ладов3;

- 37 равномерно-сокращающихся ладов4.

Наиболее используемыми в якутской народной музыке среди равномерных ладов являются №2 (например, в песне «Олень»), 3, 4, 8, 9, а среди равномерно-сокращающихся ладов №1, 3, 6, 9-12, 14, 15, 28, 29 (например, песни «Песня свободы» и «Счастливый якут» из сборника «Якутские народные песни» Ф. Корнилова). Звукоряды из системы Э. Алексеева применяются в архаической музыке самых разных народов, а лады, отмеченные крестиком, используются достаточно редко.

Обучающиеся должны иметь четкое представление об особенностях традиционных стилей пения. Так, например, специфическими чертами стиля дьиэрэтии ырыа являются:

- возвышенное содержание;

- импровизационность;

- экмелика (лады с неопределенными по высоте звуками)

- наличие кылы^ах;

- свободная ритмика;

- форма - фантазийность, вариационность, индивидуальный проект.

Для стиля дэгэрэн ырыа типичны:

- бытовое содержание;

- определенная форма;

- выдержанный размеренный ритм;

- узкообъемные лады (олиготоника).

3

См. Приложение, №1.

4 См. Приложение, №2.

Инопение жителей Нижнего мира имеет следующие специфические черты:

- испорченное пение абааhы в стиле дьиэрэтии ырыа;

- особое гипертрофированно «неправильное» звукоизвлечение (пение отрицательных персонажей олонхо);

- хазматоника (скачкообразная мелодика);

- синкопированный, изломанный ритм.

Для мелодики шаманского стиля кутуруу характерны:

- ирреальное, мистическое содержание;

- звукопись;

- свободная форма;

- свободная ритмика;

- возгласное пение (хазматоника).

При трансовом, мистическом пении шаманов применяются особые сонорные звучности:

- удары бубна, железных подвесок, задающих ритм и темп;

- натуралистические, звукоподражательные, сонорные формы звукоподачи -смех, бормотание, зевки, присвистывание, вскрики, хохот, переходящий в воронье карканье, подражание звукам птиц, животных, заключительный вой шамана;

- речитация (семантические слоги), медленная и быстрая скороговорка, рит-мотонирование.

Специфика традиционных стилей пения нашла отражение в музыке якутских композиторов и мелодистов. Так, первая якутская опера «Ньургун Боотур» М. Жиркова и Г. Литинского практически полностью построена на мелодике стиля дьиэрэтии ырыа. Гимн РС(Я), музыку которого написал заслуженный деятель искусств РС(Я) К. Герасимов, начинается с зачина «дьиэ-буо». Версия этого же зачина содержится и в мелодии М. Жиркова в песне «Кыталык ырыата». Вариант «дьиэ-буо» имеется в мелодии якутской мелодистки М. Даниловой «Иhит, Олонхо дойдутун о5ото».

Вторая национальная опера «Сыгый Кырынаастыыр» М. Жиркова и Г. Литинского являеся образцом прочтения стиля дэгэрэн ырыа. Характерные черты этого стиля прослеживаются в песне «Таайын эрэ, кыргыттар» З. Степанова, мелодии песни «Мутукча сыта» А. Алексеева.

Большое количество примеров применения инопения и кутуруу можно найти в музыке якутских композиторов:

- Захар Степанов: опера «Колыбельная», балеты «Волшебный олень», «Ярха-дана», симфонические поэмы «Весенние голоса», «Зов солнца», оркестровые сюиты «Северная праздничная», «Танец удаганки», симфонические картины «Сказка старика», «Ритуальный танец шамана», Концерт для тромбона и симфонического оркестра «Сказание олонхосута», фортепианный цикл «Краски Севера»;

- Владимир Ксенофонтов: оперы «Сарыал», «Саасчаана и Сардаана», «Ман-чаары», «Аар Тойон алгы^а», «Спор между умом и сердцем», балеты «Пробуждение Туймаады», «Бохсуруйуу», «Воители Верхнего мира», «Ньырбакаан», балет-сюита «Ысыах»;

- Кирилл Герасимов: хореографическая поэма «Ойуун», Фантазия для симфонического оркестра «Раздумье», музыкальная картина «Северные мотивы», «Концертино» для ф-но и симфонического оркестра, Струнный квартет, фортепианные циклы «Якутская сюита», «Узоры якутской зимы»;

- Полина Иванова: балет-олонхо «Нижний мир», поэма-кантата «Ледовое море» для хора и симфонического оркестра, чтеца и солиста, симфоническая поэма «Предание», Соната для фортепиано, 12 пьес для фортепиано, 6 пьес для скрипки и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фортепиано, Фантазия для скрипки solo «Санаа» («Переживание»), импровизация для флейты «Раздумье»;

- Егор Неустроев: Концерт для фортепиано с оркестром, Сонатина для трубы, хомуса и фортепиано, пьеса для фагота и фортепиано «Сэhэн», пьеса для скрипки и фортепиано «Номох», хореографические сюиты, сценки, миниатюры, танцы для оркестра якутских народных инструментов;

- Николай Михеев: танцевальный спектакль «Ор^уохтаах Кыыс»; этно-рок-фантазия «Таас Хайа»; Сюита для симфонического оркестра; Увертюра для симфонического оркестра; «Якутская поэма» для симфонического оркестра; «Якутская сюита» для симфонического оркестра и др.

Так же ритуальное, трансовое пение господствует во многих направлениях якутской эстрады: рок-музыке, инструментальных композициях-импровизациях медитативного, мистического плана, вокальных импровизациях на стыке джаза и этно-рок-музыки.

Таким образом, мы видим, что демократический жанр песни и традиционные стили пения являются тем отличительным, специфическим звеном, что определяют «национальность», самобытность музыки. И одной из важнейших целей музыкального образования является изучение и анализ образцов фольклорной и профессиональной музыки каждого конкретного региона и, в частности, музыки земли Олонхо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.