УДК 614.25 (045)
Каффарова А.Р. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель: Кузнецова М.Н., к.филос.н.
доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Россия, г. Саратов
ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
МЕДИЦИНЫ
Аннотация. В данной статье рассматривается традиционные системы врачевания стран Древнего Востока и их влияние на современную медицину
Ключевые слова: болезнь; здоровье; религия; субстанция; гуморальная теория; инь и ян.
Kaffarova A.R. student
2 courses, medical faculty Saratov State Medical University Russia, Saratov
Scientific adviser: Maria Nikolaevna Kuznetsova Candidate of Philosophy, Associate Professor Lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology TRADITIONAL HEALING SYSTEMS OF THE ANCIENT EAST.
THEIR INFLUENCE ON THE SUBSEQUENT DEVELOPMENT OF
MEDICINE
Annotation. This article examines the traditional healing systems of the countries of the Ancient East and their impact on modern medicine
Key words: disease; health; religion; substance; humoral theory; yin and
yang.
В странах Древнего Востока функция врачевания сосредотачивается в руках старейшин и жрецов. В дальнейшем из множества существующих профессий выделяется профессия врача-профессионала. Медицинскую подготовку врачеватели получали в семье, происходила передача знаний от отца к сыну и их дополнение в каждом новом поколении. С возникновением письменности появились первые записи рецептов, описание болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Древние врачеватели в своей практике использовали в основном продукты растительного мира, реже животного происхождения (молоко, печень, масло) и минеральные вещества (мышьяк, ртуть).
Длительное время в рабовладельческом периоде деятельность врача тесно переплеталась с религией и мифологией - период жреческой (храмовой) медицины. В мифах появляются злые и добрые боги, соответственно боги болезней и здоровья. Сущность болезни составляли демонологические воззрения: болезнь - злой дух, который вселяется в человека, а болезненный ощущения, плохое самочувствие - следствия присутствия духа, болезнь — это проявление гнева богов, наказание. В следствии дифференцировки общественных функций в рабовладельческом мире, каждой, отдельно взятой, областью жизни ведает множество божеств (боги здоровья, боги покровители беременных женщин, боги врачей т.д.). Во многом сведущие жрецы считались посредниками между богом и человеком, они могли с помощью культа (молитвы, жертвоприношения) умилостивить божеств и вернуть утраченное здоровье. Происходит смешение мифологического представления о болезни с истинными причинами. Для верного представления о медицине Древнего Востока следует отделять объективное от мистики.
Знания о медицине Месопотамии были получены учеными из клинописных записей на обожженных табличках, а также из законов царя Хаммурапи - собрание статей судебника, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. До наших дней дошли глиняные и бронзовые модели печени, которые разделены на части; части содержали текст, являющимся руководством состояния данной части печени.
Врачами Месопотамии болезнь воспринималась следствием проникновения в тело болезненных демонов, т.е. чем-то посторонним. Это обозначило направление лечебных мероприятий: благодаря изгнанию духа происходит выздоровление больного. Широко применялись амулеты, талисманы, молитвы и символические приемы (разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен пшеницы и т.д.), которые человек наделял функцией изгнания злого духа, освобождения от него.
Ассиро-Вавилонянами медицина тесно связывалась с астрологией: большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (благоприятные и неблагоприятные дни для операций, лечения, родов и т.д.). Астрология перешла в обиход других народностей и в последующие эпохи занимала значимое место в медицине.
В медицине Древнего Египта рационально-эмпирические элементы смешивались с суевериями и магической практикой. Врачевание находилось в руках жрецов. В лечебных манипуляциях они руководствовались как целебной силой души, так и силой демонов, находящихся между людьми и богами. На 36 частей человеческого тела приходилось 36 демонов. Образование врачи получали в школах писцов при храмах - "домах жизни". Деятельность жреца подчинялась строгим моральным нормам, придерживаясь которых врач не подвергался наказанию даже при смертельном исходе.
Причины болезни в Египте связывали как с естественными явлениями
(нездоровая пища, неблагоприятные климатические условия, наличие кишечных паразитов), так и с представлением о воздействии сверхъестественных сил (вселение в тело духа умершего).
Египтяне считаются основателями "предупредительной" медицины, придавалось большое значение соблюдению гигиенических норм. Законы религии предписывали умеренность в пище и аккуратность в быту. Геродот в V до н.э., описывая обычаи египтян, свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны вовремя служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь"[2, стр37].
В Египте существовало представление о четырех элементах мира -огне, воде, воздухе, земле. В следствии чего возникает гуморальное учение о четырех соках, составляющих организм человека, его здоровье и болезнь. Также в Древнем Египте возникает учение о пневме - это особый воздух, который содержится в невидимом и невесомом веществе, поступающем в легкие, а оттуда в сердце и по артериям расходится по всему организму. При заболевании изменяются характеристики крови и пневмы, что определяет направление терапевтических воздействий. Лечение включало в себя такие задачи, как очищения организма больного от образовавшихся в нем гнилостных веществ (удаление "дурной крови", применение очищающих клизм).
Согласно религиозным взглядам египтян, душа человека не умирает, а продолжает существовать, но только при условии сохранения тела, в которое она может вселиться. Бальзамирование сохраняла тело от разрушения. Данная практика способствовала накоплению знания о строении тела человека, но не привела к созданию системы анатомических знаний.
Корни восточной медицины берут начало из ведическй культуры древней Индии. Веды ("совершенное знание") - сакральные тексты индийской культур, включающие собрания священных гимнов, жреческих формул. Важными письменными источниками являются Аюрведа ("наука о жизни"), Самхитса и трактат Вабхата. Ведические и аюрведические учения были универсальными и завершенными. Это привлекало внимание врачей и оказывало влияние на развитие медицинских знаний азиатских стран.
В обязанности аюрведического врача входило обучение человека чистому и духовному образу жизни. Следовательно, в образ врача входил образ мудреца, который в первую очередь лечит душу, а затем тело, который сначала пробуждает в сердце пациента бога, а после использует рациональные методы лечения.
Человек находился в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению, древних индусов состоял из пяти стихий - земли, воды, воздуха, огня, эфира. Жизнедеятельность человека состояла из взаимодействия трех
субстанций - воздуха, огня, воды, которые в организме заключались в трех жидкостях (слизь, желчь, воздух). Исходя из этого здоровье - это смешение жидкостей и гармоничное соотношения трех субстанций, верное совершение жизненных отправлений тела, а болезнь - нарушение равновесия. Целью лечебной тактики было восстановление равновесия. Врачи ставили точный диагноз по методу "пяти зеркал": измерение пульса, распознавание болезни по глазам, аура, состояние языка, кожных покровов и слизистых.[3]
В Древнем Китае здоровье также воспринималось как равновесное состояние пяти "первоэлементов": огонь, земля, вода, дерево, металл; организм уподоблялся миру, но в миниатюре. Болезни делились на две группы: "Инь"(понижение функций организма) и "Янь"(повышение функций организма). Синдром "Янь" в одном случае может возникнуть от вторжения "плохого Янь", который подавляет "нормальное Инь" - это "полный Янь" синдром, а в другом случае от недостатка "нормального Инь", результате чего теряется контроль над "нормальным Янь" - "пустой Янь" синдром. Исходя из этого, даже если симптомы будут похожи, лечение будет разным. Например, устранение "лишнего Янь" при "полном Янь" синдроме (понижение температуры при ее повышении) или добавление "нормального Инь" при его недостатке (переливание крови при ее потере).
Таким образом, колебания "Инь" и "Янь" в отдельных органах и системах допускаются в известных пределах без нарушения равновесия. Возникновение избытка того или иного начала ведет к развитию болезни и паталогических процессов.[1]
На ход развития медицины в Древней Греции оказала сильное влияние "теория гуморальной патологии". Согласно учению Гиппокарат, тело человека образуется путем смешения четырех "влаг": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь; они соответствуют первоэлементам окружающей природы и Космоса: Воздух, Огонь, Земля, Вода. Здоровье и болезнь зависят от взаимодействия в организме человека "соков", обладающих определнными свойствами: "кровь" - влажность и тепло, "слизь" - холод и влажность, "желтая желчь" - сухость и тепло, "черная желчь" - холод и сухость.
Различают четыре состояния тела в зависимости от преобладания того или иного "сока": сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (черная желчь), холерик (желтая желчь). Склонность к болезни объясняется различием в телесной организации. Человек с преобладанием крови заболевают лихорадкой, слизи - водянкой, холерики - разлитием желчи и т.д.
Все народы мира участвовали в построении фундамента современной медицины. Важную роль отдавали предупреждению болезней и этическим основам врачеваниям, как и в современном мире. Древневосточные концепции болезней и здоровья являлись натурфилосфскими и отражали единство организма с окружающей средой и его внутреннее единство. До сих пор эти общие положения и некоторые частные методики имеют практическое значение и в наши дни. Например, своеобразный метод
лечений древнего Китая чженьнзютерапия, включающая в себя иглоукалывание и прижигание, а концепция четырех первоэлементов легла в основу теоретической модели гомеостаза.
Использованные источники:
1. И.М. Раздорская, С.П. Щавелёв. Очерки истории фармации //Выпуск первый/ Рождение целителя и его аптеки: древние цивилизации. 2006
2. Геродот. История. Книга II. Евтерпа//Перевод с греческого Ф.Г.Мищенко/Издание А.Г.Кузнецова. Москва 1888
3. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия.// М., 1994.
4. Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины.// М., 1955.
5. Т. С. Сорокина «История медицины», -// Москва, 1994.
УДК 336.71
Кашковкий Н.В. студент магистратуры Российский Государственный Социальный Университет
Россия, г. Москва
СУЩНОСТЬ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
И ЕЕ КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Аннотация: данная статья посвящена изучению сущности кредитной политики коммерческого банка и анализу ее ключевых элементов. Автором приводится определение рассматриваемого понятия, поэтапно разбираются составные части кредитной политики. Помимо этого в статье представлены этапы кредитования клиентов в коммерческом банке и разбирается весь процесс взаимодействия сторон при проведении кредитной сделки. Автором освящается взаимосвязь элементов кредитной политики и их значимость для достижения эффективности деятельности коммерческих банков при реализации кредитных операций.
Ключевые слова: кредитная политика, стратегия банка, кредитные операции, кредитный портфель, элементы кредитной политики.
Kashkovskiy N. V.
student
Russian State Social University Russian Federation, Moscow THE ESSENCE OF THE CREDIT POLICY OF THE COMMERCIAL BANK AND ITS KEY ELEMENTS
Abstract: this article is devoted to the study of the nature of the credit policy of a commercial Bank and the analysis of its key elements. The author provides the definition of the concept, gradually understand the components of the credit policy. In addition, the article presents the stages of lending to customers in a commercial Bank and understands the whole process of interaction of the parties in the credit transaction. The author describes the relationship of the elements of credit policy and their importance for the effectiveness of commercial banks in the