Бакиева А.Р. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.
Россия, г. Саратов
ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ МЕСОПОТАМИИ, ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ИНДИИ, КИТАЯ). ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ
Аннотация: в статье рассматриваются методики врачевания, их особенности и вклад в развитие медицины.
Ключевые слова: Древний Восток, медицина, история, здоровье, человек.
Bakieva A.R.
Second year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the
Ministry of Health Of Russia Russia, Saratov city Supervisor: Kuznetsova M.N.
TRADITIONAL HEALING SYSTEMS OF THE ANCIENT EAST (MEDICINE OF THE ANCIENT STATES OF MESOPOTAMIA, ANCIENT EGYPT, INDIA, CHINA). THEIR INFLUENCE ON THE SUBSEQUENT DEVELOPMENT OF MEDICINE. Annotation: in the article methods of healing, their features and contribution to the development of medicine are considered.
Key words: Ancient East, medicine, history, health, people.
С древних времен медицина считалась высшим благом, неотъемлемой частью искусства и науки. Строение человеческого тела, функционирование органов, проявление болезни и возможность ее лечения - являлись ведущими вопросами для изучения и дискуссии во все времена, вплоть до нашего века. Поскольку на тот момент технологии не позволяли открывать сущность врачевания с иной точки зрения, использовались стандартные методы подходов к изучению строения тела человека, патологии и изготовлению лекарств. Также рассматривались способы оказания экстренной помощи, что являлось немаловажным во вкладе в развитии медицины. Именно в странах Древнего Востока рассматривались этические вопросы, касаемых болезней и возможности формирования профессиональной медицины с врачебными школами. Немаловажным
фактором являлось сочетание философии и с медициной, к примеру, религиозно-философские системы и их влияние на представление о болезнях и лечении. Уделялось большое внимание методам обследования человека, которые представляют в современной концепции такие понятия как «Anamnesis vitae et morbi». Конечно же, медицина тех времен не была так сильно близка к раскрытию некоторых заболеваний, нежели чем в нашем веке, но она дала значительный прогресс и вклад в развитие медицины.
Древний Восток - колыбель всемирной истории человеческих цивилизаций, государств, а также классовых обществ. Здесь раньше всех совершился переход первобытно-общинного строя к рабовладению. Первое расслоение общества произошло в IV тысячелетии до н.э. - Египет и Шумер. В других частях земного шара процесс расслоения общества явился позднее: в Индии - середина III тысячелетия до н.э., в Китае - II тысячелетие до н.э., а в Восточном Средиземноморье около III-II тысячелетий до н.э. Конечно же, развитие апостериорных знаний, включавшие в себя врачевание в странах древнего мира были многогранны: с одной стороны было нечто общее, а с другой - знания и опыт в сфере медицины резко отличались в связи с культурным и историческим развитием определенного государства. Более того, существенное влияние оказывали и религиозные аспекты, которые дали различие в методике диагностики и лечения в разных странах. Если собрать схожие черты медицины в разных странах, то можно выделить несколько особенностей: создание письменности и текстов с медицинским уклоном; формирование таких направлений врачевания как «эмпиризм», где основой выступает практический опыт и «теургия», где основу давали религиозные верования; совершенствование в представлении о болезнях и их происхождений; обучение людей в медицинских школах при храмах; формирование этических основ в сфере медицины, а также развитие гигиенических навыков.
Касаемо врачевания в Месопотамии, наиболее исторический и философский интерес представляют собой такие древние царства, как Шумер, Вавилония и Ассирия. В Шумере заложились основы геометрии, арифметики, астрономии, а также клинопись. Сами месопотамские тексты были написаны на шумерском языке. К началу II тысячелетия до н.э. данный язык стал «мертвым» языком ученых текстов. Несомненно, появление письменности дало начало созданию светских школ э-дубба (дом табличек). Подтверждением тому служит находка в 1889 году - клинописная табличка, в которой содержалось 15 рецептов с использованием лекарственных средств: ива, груша, пихта, сосна, горчица и т.д. Также в состав входили: нефть, поваренная соль, молоко и внутренние органы водяных змей. Однако в этой табличке не было упоминаний о демонах или богах, а это значит, что врачевание не включало в себя понятие эмпиризма. Текст был краток и лаконичен с точными сведениями, к примеру: «Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и
горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты». В Шумере создали гигиенические правила, которые были основаны на опыте народа. Данные правила гласили о том, что нельзя пить загрязненную воду, не простирать к Богам немытые руки, а жрецы должны были бриться в целях профилактики педикулеза. Таким образом, врачевание в Шумере развивалось не в связи с религией или магией, а из практического опыта.
Жители Вавилонии считали, что земная жизнь - это небесное отражение, воспринимали явления здоровья и общественную жизнь в единой целой, то бишь Вселенной. Вавилоняне представляли, что во главе мира стоит триада Богов: повелители воздуха, земли и воды. Считалось, что Бог воды (Эйа) также почитался как покровитель врачебного искусства, а тайну знания воды он передавал врачевателям (Асу). Именно поэтому врачеватели изображены в одежде в виде рыбы. Также существовала и другая триада: Бог солнца, луны и богиня утренней звезды, где последняя исцеляла от болезней. Помимо Богов существовали полубоги, мудрецы и демоны, которые могли повлиять на здоровье человека. К середине II тысячелетия в Месопотамии сформировались два направления: асуту - врачеватели и ашипуту -заклинатели. Первый связывал болезнь с естественными причинами, а второй до начала лечения делал прогноз касаемо больного. Врачеватель осуществлял паллиативную и радикальную помощь, считался знатоком в сфере лекарств и терапии. Если мероприятия были неэффективными, то ашипу объяснял это вмешательством сверхъестественных сил. Однако, если речь шла об ятрогении, то врачевателя наказывали по всей строгости отрезанием руки. Также в письменах упоминалось разделение на специализации, к примеру, существовали и те врачи, которые занимались кастрацией волов; врачеватели, лечившие болезни глаз и т.д.
Раскрытие тактики врачевания в Древнем Египте осуществилось благодаря текстам Полибия и Плутарха, записям и изображениям на стенах пирамид и папирусных свитков. Само врачевание возникло из практического опыта народа. Анатомические данные египтяне получали благодаря процессу бальзамирования, что послужило описанию таких органов как мозг, сердце, кишечник и т.д. Считалось, что причины, которые вызвали болезнь или смерть человека могли иметь естественное происхождение (паразиты, нездоровая пища) или же сверхъестественное (злые духи). Самую большую информацию о врачевании и применении лекарственных средств содержит папирус Г.Эберса, найденный в 1872 году в Фивах. Название папируса переводилось как «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», всего содержалось более 900 прописей рецептов, где основными компонентами выступали молоко, мед, растительные травы и минеральных веществ. Множество рецептов включали в себя часть эмпиризма: отпугивание злых духов путем заклинаний с использованием частей тела животных. Египтяне уделяли большое значение красоте, поэтому в папирусе
описаны косметические средства - удаление родинок, пасты против морщин, изменение цвета волос, парики и многое другое. В древнем Египте был найден папирус Э.Смита, описывающий строение тела человека и хирургические вмешательства. В частности были описаны способы лечения переломов костей ключицы, грудинной клетки и позвоночного столба, а также тактика лечения при полном отсутствии элементов магии. Этика врачевателя-египтянина требовала открытого разговора между больным и врачом. После осмотра врачеватель говорил пациенту одну из трех фраз: я смогу это вылечить; возможно, я смогу это вылечить; я не смогу это вылечить. В первых двух случаях больному выписывались лекарства с последующими рекомендациями. Существовали и зубные врачеватели, которые оказывали лишь паллиативную помощь путем использования паст на пораженные участки десен. Передача медицинских знаний осуществлялась в школах писцов, где людей учили не только медицине, но и арифметике, астрономии и культам магических обрядов. В Египте придерживались наследственного врачевания, в котором знания переходили от отца к сыну, тем самым передавались не только теоретические, но и практические навыки.
Источником санитарского дела служила древняя Индия, а именно хараппская цивилизация, которая характеризовалась высоким уровнем санитарного благоустройства. К примеру строительство городов осуществлялось по плану: улицы должны быть прямыми с запада на восток и с юга на север, создание санитарно-технических сооружений (бассейны, колодцы и система канализации). Перед поступлением в каналы сточная вода подвергалась очистке через выгребные ямы и отстойники, которые плотно закрывали крышками.
Сведения о врачевании ведийского периода в древней Индии ограничены. Только в середине I тысячелетия до н.э. стали записываться священные тексты. Самыми известными трудами служили «Ригведа» и «Атхарваведа». В первом труде часто описываются чахотка, кровотечение и проказа, некоторые разделы содержат упоминания о магических обрядах. Главными божествами были: Боги-врачеватели (близнецы Ашвины), Бог лекарственных трав (Рудра), также Боги солнца и дождя. Во втором труде описывалась связь демонов с болезнями, наказание богов в виде болезни, хотя и описывались случаи практического опыта в применении лекарственных средств. Изменение в медицине произошло во времена расслоения общества на касты. Так, врачевателями могли стать только представители трех высших варн. А поскольку к шудрам нельзя было касаться людям из высших каст, то лечение и своевременное оказание помощи больным было осложнено.
Во времена врачевания классического периода и с развитием буддизма в древней Индии представление о медицине было другим. Подтверждением тому служат труды «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита». В первом случае описывается тактика лечения болезней и описание препаратов
растительного, животного и минерального происхождения. Во втором труде описывается оперативное лечение: более 300 операций, около 120 описаний хирургических инструментов и более 650 лекарственных средств. По сравнению с ведийским периодом врачеватели отошли от сверхъестественных представлений о болезнях. Здоровье понималось как равновесие между тремя субстанциями (желчь, слизь и прана) и воздействием пяти стихий (земля, воздух, огонь, вода и эфир). В трактате Сушруты были впервые описаны признаки воспаления и методах их лечения. Самостоятельной частью врачевания стало родовспоможение. В текстах упоминаются советы беременным женщинам по поводу питания и образа жизни. Хирургические операции, такие как кесарево сечение, эмбриотомия и поворот плода на ножку, дают большое представление об уровне медицины и качестве предоставляемой помощи населению. Самым высоким искусством в сфере медицины считалась хирургия. Уже на тот момент производились ампутации конечностей камнесечение, грыжесечение, а также индийская ринопластика которая, в свою очередь, внесла большой вклад в развитие медицины.
Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий. Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Здоровье понималось как результат равновесия между инь и ян, а также пятью стихиями. Болезнь же предполагала нарушение баланса и связи между ними. Большой вклад внесла систематика диагностики у больных людей: осмотр тела, включая слизистые; аускультация, пальпация и перкуссия. Самыми значимыми в тот период были методика исследования пульса, введение в терапию иглоукалывания и массажа на точки. В трактате «Иэй Цзин» писали о круговом непрерывном движении тока крови, о пульсе, который считался «тонким выражением духа». Изучая пульс, врачеватели различали его до 28 видов, где самыми важными считались первые 10 видов: свободный, вязкий, глубокий, редкий, частый, напряженный, постепенный, поверхностный, чрезмерный и тонкий. Со временем долгая практика и знание о пульсе систематизировалось в трактате известного врача Ван Шухэ «Трактат о пульсе». Характерной особенностью медицины древнего Китая являлась чжэнь-цзю терапия (чжэнь —иглоукалывание; цзю — прижигание). К примеру, если сжать центральную ямку верхней губы, то можно было вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках»,
восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Первые школы появились лишь с VI века, а до этого времени искусство врачевания передавалось по наследству. Развитие оперативного лечения не было столь сильным в виду жестких религиозных запретов, однако в то время, врач Хуа То успешно лечил переломы, производил операции на грудной и брюшной полостях. Также Хуа То стал известным благодаря чжэнь-цзю терапии. Не менее важным аспектом была профилактика: массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, что в настоящее время является составной частью терапии многих заболеваний.
Медицина - наука, которая содержит в себе теоретическую и практическую части, постоянно прогрессирует, ищет новые пути изучения человеческого тела и болезней, а также диагностику и эффективное лечение. Каждый исторический период внес большой вклад в развитие данной сферы. К примеру, изготовление лекарственных препаратов совершенствовалось в каждом веке и врачеватели, учитывая опыт и знания предыдущих представителей в медицины, старались усовершенствовать препараты. Также это происходило с хирургией, санитарно-эпидемической составляющей и терапией против различных болезней. Несмотря на жесткие законы, большинство врачевателей всё же изучали анатомическое строение человека, тем самым передавая еще больший опыт из поколение в поколения. Благодаря трудам и трактатам тех времен до нас дошли фундаментальные знания в сфере медицины. Конечно же, некоторые разработки оставались «сырыми», но положение начала исследования в какой-либо области, дает преимущество использовать эти данные и изучать в дальнейшем теорию и практику.
Развитие медицины тесно связано с переходом общества к рабовладению. Несомненно, очевидно, что появление таких направлений как эмпиризм и теургия в корне влияют на тактику диагностики и лечения заболеваний. В первом случае болезнь связана не столь с естественными причинами, а сколько со сверхъестественными. И если человек умирал от болезни, то считалось большей виной воздействие злых духов на человека, нежели чем ятрогения.
Несмотря на разницу в двух направлениях, стоит отметить, что терапия многих стран имела общие черты - это использование лекарственных и минеральных средств для лечения болезни. Большинство врачевателей оказывали больше паллиативное лечение, чем радикальное, однако во времена врачевания в древнем Китае появилось понятие об активных точках, что способствовало не инвазивной методике терапии. Также уделялось большое внимание профилактике заболеваний, что внесло существенный вклад в развитие медицины.
Стоит отметить, что, несмотря на внедрение в современном веке технологий, которые значительно упростили задачу диагностики и лечения
болезни, большая часть теории медицины и оперативного вмешательства схожа с периодами врачевания Древнего Востока. Конечно же, анестезия, ход операции и последующий послеоперационный период не были так сильно развиты, но наблюдались зачатки и попытки проведения подобных манипуляций.
Использованные источники:
1. Васильев Л.С. История Востока. Т.1-2. М.: Высшая школа, 2001
2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины, 2003, с 62-70.
3. Сорокина Т.С. История медицины. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ПАИМС, 2004. - 384 с.
4. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: учебник для вузов - М.: ГЕОТАР. 2010.
5. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. - М., 2003.
091
Бакиева А.Р. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.
Россия, г. Саратов ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы понятия образа жизни, варианты изучения.
Ключевые слова: жизнь, изучение, здоровье, человек.
Bakieva A.R.
Second year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the
Ministry of Health Of Russia Russia, Saratov city Supervisor: Kuznetsova M.N. HEALTHY LIFESTYLE: THE ESSENCE AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDY. Annotation: in the article questions of the concept of a way of life, variants of studying are considered.
Key words: life, study, health, human.
На протяжении долгих лет тема здорового образа жизни вызывает ряд вопросов, в которых рассматриваются различные всевозможные варианты улучшения качества жизни не только с экономических, социальных, или