Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ МЕСОПОТАМИИ, ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ИНДИИ, КИТАЯ). ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ'

ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ МЕСОПОТАМИИ, ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ИНДИИ, КИТАЯ). ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2052
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ВОСТОК / МЕДИЦИНА / ИСТОРИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЧЕЛОВЕК / ANCIENT EAST / MEDICINE / HISTORY / HEALTH / PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакиева А. Р.

В статье рассматриваются методики врачевания, их особенности и вклад в развитие медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL HEALING SYSTEMS OF THE ANCIENT EAST (MEDICINE OF THE ANCIENT STATES OF MESOPOTAMIA, ANCIENT EGYPT, INDIA, CHINA). THEIR INFLUENCE ON THE SUBSEQUENT DEVELOPMENT OF MEDICINE

In the article methods of healing, their features and contribution to the development of medicine are considered.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ МЕСОПОТАМИИ, ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ИНДИИ, КИТАЯ). ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ»

Бакиева А.Р. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов

ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (МЕДИЦИНА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ МЕСОПОТАМИИ, ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ИНДИИ, КИТАЯ). ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ

Аннотация: в статье рассматриваются методики врачевания, их особенности и вклад в развитие медицины.

Ключевые слова: Древний Восток, медицина, история, здоровье, человек.

Bakieva A.R.

Second year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the

Ministry of Health Of Russia Russia, Saratov city Supervisor: Kuznetsova M.N.

TRADITIONAL HEALING SYSTEMS OF THE ANCIENT EAST (MEDICINE OF THE ANCIENT STATES OF MESOPOTAMIA, ANCIENT EGYPT, INDIA, CHINA). THEIR INFLUENCE ON THE SUBSEQUENT DEVELOPMENT OF MEDICINE. Annotation: in the article methods of healing, their features and contribution to the development of medicine are considered.

Key words: Ancient East, medicine, history, health, people.

С древних времен медицина считалась высшим благом, неотъемлемой частью искусства и науки. Строение человеческого тела, функционирование органов, проявление болезни и возможность ее лечения - являлись ведущими вопросами для изучения и дискуссии во все времена, вплоть до нашего века. Поскольку на тот момент технологии не позволяли открывать сущность врачевания с иной точки зрения, использовались стандартные методы подходов к изучению строения тела человека, патологии и изготовлению лекарств. Также рассматривались способы оказания экстренной помощи, что являлось немаловажным во вкладе в развитии медицины. Именно в странах Древнего Востока рассматривались этические вопросы, касаемых болезней и возможности формирования профессиональной медицины с врачебными школами. Немаловажным

фактором являлось сочетание философии и с медициной, к примеру, религиозно-философские системы и их влияние на представление о болезнях и лечении. Уделялось большое внимание методам обследования человека, которые представляют в современной концепции такие понятия как «Anamnesis vitae et morbi». Конечно же, медицина тех времен не была так сильно близка к раскрытию некоторых заболеваний, нежели чем в нашем веке, но она дала значительный прогресс и вклад в развитие медицины.

Древний Восток - колыбель всемирной истории человеческих цивилизаций, государств, а также классовых обществ. Здесь раньше всех совершился переход первобытно-общинного строя к рабовладению. Первое расслоение общества произошло в IV тысячелетии до н.э. - Египет и Шумер. В других частях земного шара процесс расслоения общества явился позднее: в Индии - середина III тысячелетия до н.э., в Китае - II тысячелетие до н.э., а в Восточном Средиземноморье около III-II тысячелетий до н.э. Конечно же, развитие апостериорных знаний, включавшие в себя врачевание в странах древнего мира были многогранны: с одной стороны было нечто общее, а с другой - знания и опыт в сфере медицины резко отличались в связи с культурным и историческим развитием определенного государства. Более того, существенное влияние оказывали и религиозные аспекты, которые дали различие в методике диагностики и лечения в разных странах. Если собрать схожие черты медицины в разных странах, то можно выделить несколько особенностей: создание письменности и текстов с медицинским уклоном; формирование таких направлений врачевания как «эмпиризм», где основой выступает практический опыт и «теургия», где основу давали религиозные верования; совершенствование в представлении о болезнях и их происхождений; обучение людей в медицинских школах при храмах; формирование этических основ в сфере медицины, а также развитие гигиенических навыков.

Касаемо врачевания в Месопотамии, наиболее исторический и философский интерес представляют собой такие древние царства, как Шумер, Вавилония и Ассирия. В Шумере заложились основы геометрии, арифметики, астрономии, а также клинопись. Сами месопотамские тексты были написаны на шумерском языке. К началу II тысячелетия до н.э. данный язык стал «мертвым» языком ученых текстов. Несомненно, появление письменности дало начало созданию светских школ э-дубба (дом табличек). Подтверждением тому служит находка в 1889 году - клинописная табличка, в которой содержалось 15 рецептов с использованием лекарственных средств: ива, груша, пихта, сосна, горчица и т.д. Также в состав входили: нефть, поваренная соль, молоко и внутренние органы водяных змей. Однако в этой табличке не было упоминаний о демонах или богах, а это значит, что врачевание не включало в себя понятие эмпиризма. Текст был краток и лаконичен с точными сведениями, к примеру: «Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и

горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты». В Шумере создали гигиенические правила, которые были основаны на опыте народа. Данные правила гласили о том, что нельзя пить загрязненную воду, не простирать к Богам немытые руки, а жрецы должны были бриться в целях профилактики педикулеза. Таким образом, врачевание в Шумере развивалось не в связи с религией или магией, а из практического опыта.

Жители Вавилонии считали, что земная жизнь - это небесное отражение, воспринимали явления здоровья и общественную жизнь в единой целой, то бишь Вселенной. Вавилоняне представляли, что во главе мира стоит триада Богов: повелители воздуха, земли и воды. Считалось, что Бог воды (Эйа) также почитался как покровитель врачебного искусства, а тайну знания воды он передавал врачевателям (Асу). Именно поэтому врачеватели изображены в одежде в виде рыбы. Также существовала и другая триада: Бог солнца, луны и богиня утренней звезды, где последняя исцеляла от болезней. Помимо Богов существовали полубоги, мудрецы и демоны, которые могли повлиять на здоровье человека. К середине II тысячелетия в Месопотамии сформировались два направления: асуту - врачеватели и ашипуту -заклинатели. Первый связывал болезнь с естественными причинами, а второй до начала лечения делал прогноз касаемо больного. Врачеватель осуществлял паллиативную и радикальную помощь, считался знатоком в сфере лекарств и терапии. Если мероприятия были неэффективными, то ашипу объяснял это вмешательством сверхъестественных сил. Однако, если речь шла об ятрогении, то врачевателя наказывали по всей строгости отрезанием руки. Также в письменах упоминалось разделение на специализации, к примеру, существовали и те врачи, которые занимались кастрацией волов; врачеватели, лечившие болезни глаз и т.д.

Раскрытие тактики врачевания в Древнем Египте осуществилось благодаря текстам Полибия и Плутарха, записям и изображениям на стенах пирамид и папирусных свитков. Само врачевание возникло из практического опыта народа. Анатомические данные египтяне получали благодаря процессу бальзамирования, что послужило описанию таких органов как мозг, сердце, кишечник и т.д. Считалось, что причины, которые вызвали болезнь или смерть человека могли иметь естественное происхождение (паразиты, нездоровая пища) или же сверхъестественное (злые духи). Самую большую информацию о врачевании и применении лекарственных средств содержит папирус Г.Эберса, найденный в 1872 году в Фивах. Название папируса переводилось как «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», всего содержалось более 900 прописей рецептов, где основными компонентами выступали молоко, мед, растительные травы и минеральных веществ. Множество рецептов включали в себя часть эмпиризма: отпугивание злых духов путем заклинаний с использованием частей тела животных. Египтяне уделяли большое значение красоте, поэтому в папирусе

описаны косметические средства - удаление родинок, пасты против морщин, изменение цвета волос, парики и многое другое. В древнем Египте был найден папирус Э.Смита, описывающий строение тела человека и хирургические вмешательства. В частности были описаны способы лечения переломов костей ключицы, грудинной клетки и позвоночного столба, а также тактика лечения при полном отсутствии элементов магии. Этика врачевателя-египтянина требовала открытого разговора между больным и врачом. После осмотра врачеватель говорил пациенту одну из трех фраз: я смогу это вылечить; возможно, я смогу это вылечить; я не смогу это вылечить. В первых двух случаях больному выписывались лекарства с последующими рекомендациями. Существовали и зубные врачеватели, которые оказывали лишь паллиативную помощь путем использования паст на пораженные участки десен. Передача медицинских знаний осуществлялась в школах писцов, где людей учили не только медицине, но и арифметике, астрономии и культам магических обрядов. В Египте придерживались наследственного врачевания, в котором знания переходили от отца к сыну, тем самым передавались не только теоретические, но и практические навыки.

Источником санитарского дела служила древняя Индия, а именно хараппская цивилизация, которая характеризовалась высоким уровнем санитарного благоустройства. К примеру строительство городов осуществлялось по плану: улицы должны быть прямыми с запада на восток и с юга на север, создание санитарно-технических сооружений (бассейны, колодцы и система канализации). Перед поступлением в каналы сточная вода подвергалась очистке через выгребные ямы и отстойники, которые плотно закрывали крышками.

Сведения о врачевании ведийского периода в древней Индии ограничены. Только в середине I тысячелетия до н.э. стали записываться священные тексты. Самыми известными трудами служили «Ригведа» и «Атхарваведа». В первом труде часто описываются чахотка, кровотечение и проказа, некоторые разделы содержат упоминания о магических обрядах. Главными божествами были: Боги-врачеватели (близнецы Ашвины), Бог лекарственных трав (Рудра), также Боги солнца и дождя. Во втором труде описывалась связь демонов с болезнями, наказание богов в виде болезни, хотя и описывались случаи практического опыта в применении лекарственных средств. Изменение в медицине произошло во времена расслоения общества на касты. Так, врачевателями могли стать только представители трех высших варн. А поскольку к шудрам нельзя было касаться людям из высших каст, то лечение и своевременное оказание помощи больным было осложнено.

Во времена врачевания классического периода и с развитием буддизма в древней Индии представление о медицине было другим. Подтверждением тому служат труды «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита». В первом случае описывается тактика лечения болезней и описание препаратов

растительного, животного и минерального происхождения. Во втором труде описывается оперативное лечение: более 300 операций, около 120 описаний хирургических инструментов и более 650 лекарственных средств. По сравнению с ведийским периодом врачеватели отошли от сверхъестественных представлений о болезнях. Здоровье понималось как равновесие между тремя субстанциями (желчь, слизь и прана) и воздействием пяти стихий (земля, воздух, огонь, вода и эфир). В трактате Сушруты были впервые описаны признаки воспаления и методах их лечения. Самостоятельной частью врачевания стало родовспоможение. В текстах упоминаются советы беременным женщинам по поводу питания и образа жизни. Хирургические операции, такие как кесарево сечение, эмбриотомия и поворот плода на ножку, дают большое представление об уровне медицины и качестве предоставляемой помощи населению. Самым высоким искусством в сфере медицины считалась хирургия. Уже на тот момент производились ампутации конечностей камнесечение, грыжесечение, а также индийская ринопластика которая, в свою очередь, внесла большой вклад в развитие медицины.

Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий. Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Здоровье понималось как результат равновесия между инь и ян, а также пятью стихиями. Болезнь же предполагала нарушение баланса и связи между ними. Большой вклад внесла систематика диагностики у больных людей: осмотр тела, включая слизистые; аускультация, пальпация и перкуссия. Самыми значимыми в тот период были методика исследования пульса, введение в терапию иглоукалывания и массажа на точки. В трактате «Иэй Цзин» писали о круговом непрерывном движении тока крови, о пульсе, который считался «тонким выражением духа». Изучая пульс, врачеватели различали его до 28 видов, где самыми важными считались первые 10 видов: свободный, вязкий, глубокий, редкий, частый, напряженный, постепенный, поверхностный, чрезмерный и тонкий. Со временем долгая практика и знание о пульсе систематизировалось в трактате известного врача Ван Шухэ «Трактат о пульсе». Характерной особенностью медицины древнего Китая являлась чжэнь-цзю терапия (чжэнь —иглоукалывание; цзю — прижигание). К примеру, если сжать центральную ямку верхней губы, то можно было вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках»,

восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Первые школы появились лишь с VI века, а до этого времени искусство врачевания передавалось по наследству. Развитие оперативного лечения не было столь сильным в виду жестких религиозных запретов, однако в то время, врач Хуа То успешно лечил переломы, производил операции на грудной и брюшной полостях. Также Хуа То стал известным благодаря чжэнь-цзю терапии. Не менее важным аспектом была профилактика: массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, что в настоящее время является составной частью терапии многих заболеваний.

Медицина - наука, которая содержит в себе теоретическую и практическую части, постоянно прогрессирует, ищет новые пути изучения человеческого тела и болезней, а также диагностику и эффективное лечение. Каждый исторический период внес большой вклад в развитие данной сферы. К примеру, изготовление лекарственных препаратов совершенствовалось в каждом веке и врачеватели, учитывая опыт и знания предыдущих представителей в медицины, старались усовершенствовать препараты. Также это происходило с хирургией, санитарно-эпидемической составляющей и терапией против различных болезней. Несмотря на жесткие законы, большинство врачевателей всё же изучали анатомическое строение человека, тем самым передавая еще больший опыт из поколение в поколения. Благодаря трудам и трактатам тех времен до нас дошли фундаментальные знания в сфере медицины. Конечно же, некоторые разработки оставались «сырыми», но положение начала исследования в какой-либо области, дает преимущество использовать эти данные и изучать в дальнейшем теорию и практику.

Развитие медицины тесно связано с переходом общества к рабовладению. Несомненно, очевидно, что появление таких направлений как эмпиризм и теургия в корне влияют на тактику диагностики и лечения заболеваний. В первом случае болезнь связана не столь с естественными причинами, а сколько со сверхъестественными. И если человек умирал от болезни, то считалось большей виной воздействие злых духов на человека, нежели чем ятрогения.

Несмотря на разницу в двух направлениях, стоит отметить, что терапия многих стран имела общие черты - это использование лекарственных и минеральных средств для лечения болезни. Большинство врачевателей оказывали больше паллиативное лечение, чем радикальное, однако во времена врачевания в древнем Китае появилось понятие об активных точках, что способствовало не инвазивной методике терапии. Также уделялось большое внимание профилактике заболеваний, что внесло существенный вклад в развитие медицины.

Стоит отметить, что, несмотря на внедрение в современном веке технологий, которые значительно упростили задачу диагностики и лечения

болезни, большая часть теории медицины и оперативного вмешательства схожа с периодами врачевания Древнего Востока. Конечно же, анестезия, ход операции и последующий послеоперационный период не были так сильно развиты, но наблюдались зачатки и попытки проведения подобных манипуляций.

Использованные источники:

1. Васильев Л.С. История Востока. Т.1-2. М.: Высшая школа, 2001

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины, 2003, с 62-70.

3. Сорокина Т.С. История медицины. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ПАИМС, 2004. - 384 с.

4. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: учебник для вузов - М.: ГЕОТАР. 2010.

5. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. - М., 2003.

091

Бакиева А.Р. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы понятия образа жизни, варианты изучения.

Ключевые слова: жизнь, изучение, здоровье, человек.

Bakieva A.R.

Second year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky of the

Ministry of Health Of Russia Russia, Saratov city Supervisor: Kuznetsova M.N. HEALTHY LIFESTYLE: THE ESSENCE AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDY. Annotation: in the article questions of the concept of a way of life, variants of studying are considered.

Key words: life, study, health, human.

На протяжении долгих лет тема здорового образа жизни вызывает ряд вопросов, в которых рассматриваются различные всевозможные варианты улучшения качества жизни не только с экономических, социальных, или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.