Научная статья на тему 'БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТРАДИЦИИ'

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА / ТИБЕТ / ТРАДИЦИЯ / БУДДИЗМ / БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КАЛМЫКИЯ / БУРЯТИЯ / ТЫВА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Джигме Гьямцо

Традиционная медицина Тибета - это весьма древняя, чрезвычайно обширная и сложная система натуропатических форм диагностики и терапии, которая вобрала в себя многовековой опыт целого ряда народа и цивилизаций. Эти знания бережно хранились и приумножались в рамках традиционного обучения монахов-врачей в различных буддийских монастырях по всему Тибету. В последние годы высокая эффективность лечения методами тибетской медицины вызвала большой интерес к ознакомлению с основополагающими принципами этой науки. Этот интерес, в первую очередь, обусловлен тем, что Россия имеет многовековую, живую культурно-историческую связь с Тибетом в лице ее регионов - Калмыкии, Бурятии, Тывы, традиционно исповедующих северный буддизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHIST PHILOSOPHY AS A DETERMINANT OF TIBETAN MEDICAL TRADITION

The traditional medicine of Tibet is very ancient. It is an extremely extensive and complex system of naturopathic forms of diagnosis and therapy, which has absorbed the centuries-old experience of a number ofpeoples and civilizations. This knowledge was carefully preserved and multiplied as part of the traditional training of medical monks in various Buddhist monasteries throughout Tibet. In recent years, the high efficiency of treatment with Tibetan medicine methods has caused great interest in getting acquainted with the fundamental principles of this science. This interest is primarily due to the fact that Russia has the centuries-old cultural and historical connections with Tibet. These connections have been developed with Russian regions like Kalmykia, Buryatia, and Tuva, traditionally professing northern Buddhism.

Текст научной работы на тему «БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТРАДИЦИИ»

УДК 130 DOI: 10.53315/1995-0713-2022-53-1-119-125

ББК 87.5

Джигме Гьямцо

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Традиционная медицина Тибета - это весьма древняя, чрезвычайно обширная и сложная система натуропатических форм диагностики и терапии, которая вобрала в себя многовековой опыт целого ряда народа и цивилизаций. Эти знания бережно хранились и приумножались в рамках традиционного обучения монахов-врачей в различных буддийских монастырях по всему Тибету.

В последние годы высокая эффективность лечения методами тибетской медицины вызвала большой интерес к ознакомлению с основополагающими принципами этой науки. Этот интерес, в первую очередь, обусловлен тем, что Россия имеет многовековую, живую культурно-историческую связь с Тибетом в лице ее регионов - Калмыкии, Бурятии, Тывы, традиционно исповедующих северный буддизм.

Ключевые слова: тибетская медицина, Тибет, традиция, буддизм, буддийская философия, традиционная медицина, традиционная культура, Калмыкия, Бурятия, Тыва.

Jigme Gyamtso

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

BUDDHIST PHILOSOPHY AS A DETERMINANT OF TIBETAN MEDICAL TRADITION

The traditional medicine of Tibet is very ancient. It is an extremely extensive and complex system of naturopathic forms of diagnosis and therapy, which has absorbed the centuries-old experience of a number ofpeoples and civilizations. This knowledge was carefully preserved and multiplied as part of the traditional training of medical monks in various Buddhist monasteries throughout Tibet.

In recent years, the high efficiency of treatment with Tibetan medicine methods has caused great interest in getting acquainted with the fundamental principles of this science. This interest is primarily due to the fact that Russia has the centuries-old cultural and historical connections with Tibet. These connections have been developed with Russian regions like Kalmykia, Buryatia, and Tuva, traditionally professing northern Buddhism.

Key words: Tibetan medicine, Tibet, tradition, Buddhism, Buddhist philosophy, traditional medicine, traditional culture, Kalmykia, Buryatia, Tyva.

Традиционная медицина Тибета - это весьма древняя, чрезвычайно обширная и сложная система натуропатических форм диагностики и терапии, которая вобрала в себя многовековой опыт целого ряда народа и цивилизаций. Эти знания бережно хранились и приумножались в рамках традиционного обучения монахов-врачей в различных буддийских монастырях по всему Тибету [8, с. 5].

Следует отметить, что «родиной тибетской медицины была Индия, которая также оказала огромное влияние на все области культуры Тибета, и именно ее культура составила основное ядро тибетской цивилизации. Уже в ведийские времена индийская медицинская школа была известна как «Аюрведа» - наука о продлении (или поддержании) жизни, являясь дополнением к знаменитой «Атхарваведе» -

«Веде заклинаний», четвертой из Вед. Вся научная терминология аюрведических текстов и образность их изложения были использованы тибетцами с необычайной точностью и тщательностью» [1, с. 15]. Как справедливо отмечает Базарон Э.Г., «тибетская медицина - детище древнеиндийской медицины, поэтому не редко ее называют индо-тибетской» [4, с. 7].

Приведем здесь также мнение доктора тибетской медицины Ниды Ченангцанг, ректора Международной академии традиционной тибетской медицины (МАТТМ), который отмечает, что в тибетской медицине присутствуют концепции других медицинских систем - китайской, Аюрведы и арабской: «Из китайской медицины тибетская медицина взяла систему пяти астрологических элементов: вода, земля, огонь, дерево, металл. Понятия трех ньеспа (тиб. пуеБ-ра): Ветер, Желчь и Слизь соотносятся с тремя дошами в Аюрведе. Пять великих махабхут: огонь, земля, воздух, ветер и пространство восходят к индийской традиции и также имеют сходство с представлением об элементах в Древней Греции. А из арабской медицинской традиции, я думаю, ТМ заимствовала некоторые сведения о действии лекарственных веществ» [15, с. 112].

Тибетская медицина относится к категории традиционной и занимает промежуточное положение между народной и современной научной медициной. Она позаимствовала многое из аюрведы, монгольской, китайской, арабской, персидской и греческой медицинских школ.

В последние годы высокая эффективность лечения методами тибетской медицины вызвала большой интерес к ознакомлению с основополагающими принципами этой науки. Этот интерес в первую очередь обусловлен тем, что Россия имеет многовековую, живую культурно-историческую связь с Тибетом в лице ее регионов - Калмыкии, Бурятии, Тывы, традиционно исповедующих северный буддизм [См.: 5, 9, 10, 12, 13.]. По этому поводу Аюшеева Л.В. отмечает, что «как система медицинских знаний тибетская медицина проникла в нашу страну вместе с буддийской религией в XVII - XVIII вв. и прочно укрепилась на территории Забайкалья и Калмыкии как составляющая часть буддийской конфессии, а в 1944 г. ее традиционный ареал распространения расширился в результате вступления в состав СССР республики Тувы, государственной религией которой являлся буддизм» [2, с. 3]. Линия преемственности духовных и медицинских традиций в этом регионе жива и по сей день.

Уланов М.С. и Бадмаев В.Н. традиционную медицину калмыков определяют «как социокультурное явление, как сложный, но единый культурный комплекс, сложившийся под влиянием культурно-конфессиональных и этно-хозяйственных традиций, исторических, природно-ландшафтных, экологических факторов. Традиционная калмыцкая медицина, по нашему мнению, представляла собой своеобразный синтез, с одной стороны, традиций народного врачевания кочевников, с другой, традиционной тибетской медицины» [16, с. 153].

Найданова отмечает, что, хотя «формирование теории, духовности и медицинской практики тибетской системы врачевания происходило под влиянием добуддийской религии Тибета - бон и при длительном взаимодействии с медицинскими традициями сопредельных стран» [11, с.11-12], Буддизм с его целым комплексом философских, этических, собственно религиозных идей «послужил главной детерминантой формирования тибетской медицины в ее классическом виде как одной из традиционных наук Тибета» [11, с. 13], обеспечив неразрывное единство буддизма и тибетской медицины в теоретическом, духовном и практическом аспектах. В философской экспликации характера этой детерминации особое значение имеют базовые философские доктрины буддизма - «учение о Четырех Благородных Истинах, доктрина зависимого

возникновения, теория достоверного восприятия, теория двух истин, теория кармы, ваджраяна и махаянская духовность (религия и этика) - послужили мировоззренческим, теоретическим, духовным фундаментом концепции человека и этиологии тибетской медицины и определили ее содержательную и методологическую специфику» [11, с. 13].

Однако специфика тибетской медицины, а также некоторые ее культурные особенности (например, тесная связь с буддийской философией) могут создавать определенные трудности в ознакомлении с ее доктриной. Сложной задачей представляется сопоставление медицинской терминологии традиционной тибетской медицины и терминологии западной медицины. Строго говоря, провести точное соответствие между ними порой и вовсе невозможно.

Согласно тибетским преданиям, медицину в мир принес Будда Шакьямуни. Но это всего лишь легенда, медицина не возникла 2500 лет назад, она гораздо старше.

Методы Будды Шакьямуни похожи на методы врача, ищущего подходы к лечению и предупреждению заболеваний: он рассматривал жизнь человека с ее заботами и страданиями как явление, сходное болезни. Свое учение Будда представил миру в виде Четырех благородных истин, которые, в определенной мере, созвучны с медицинским диагнозом. Сначала обозначается факт страдания, то есть заболевания, затем выражается уверенность, что страдание излечимо, после чего предписывается способ лечения и предупреждения заболевания [См.: 7].

Тибетская медицина предлагает уникальный подход к вопросам, связанным со здоровьем, интеллектом и духовностью, систему осмысления духовного развития, которому сопутствуют физиологические изменения: физическое совершенство имеет важное значение для тела и ума человека и является начальным звеном в достижении просветления. Известная поговорка «в здоровом теле - здоровый дух» ни у кого не вызывает сомнений. Во все времена считалось, что любые биологические проявления содержат психологическую составляющую. Можно предположить и обратную связь, а именно: здоровый дух, то есть сознание и подсознание, определяет здоровье человека. Для того, чтобы поддерживать этот баланс, необходимо знать способы гармоничного сосуществования и взаимодействия с окружающей средой. Подобные навыки можно приобрести за счет сознательного стремления к достижению равновесия между эмоциями и осознанными мотивировками. Система знаний тибетской медицины существует уже тысячелетия, поскольку она бережно вбирала в себя знания и опыт давно исчезнувших цивилизаций. В ней немало эмпирически выработанного и апробированного веками. Наиболее ценными в ней являются разделы частной патологии и структуры терапии, а также раздел лекарственных средств [См.: 6].

Болезнь в тибетской медицине рассматривается не как локальный недуг, а как патологическое изменение организма с большим или меньшим вовлечением в этот процесс всех органов и систем, но в особенности нашего сознания. Врачи тибетской медицины всегда настаивали на том, что при оценке общего состояния больного необходимо принимать во внимание и духовные аспекты его жизнедеятельности. Это действительно так, поскольку неуравновешенный, имеющий много страстей и ведущий асоциальный образ жизни человек в большей степени подвержен разного рода заболеваниям, чем тот человек, который развивается как физически, так и духовно. Лечение в данном контексте не только понимается как помощь в процессе возобновления взаимодействия органов, но и подразумевает духовную помощь, направленную на развитие и очищение нашего сознания. Можно сколько угодно лечить физические

симптомы, но если человек не имеет духовной целостности и внутреннего умиротворения, то это обязательно приведет к некоему дисбалансу, а как следствие, к разного рода заболеваниям. Ментальное состояние - краеугольный камень нашего здоровья.

Тибетская медицина всегда находилась под влиянием буддийской религиозно-философской доктрины. Традиционных врачей в Тибете и по сей день готовят в монастырях, где они изучают, помимо медицинских, еще и религиозные дисциплины, а по завершении обучения выходят из стен монастырей не просто врачами тибетской медицины, но и духовными наставниками, философами, астрологами, историками и т.д. Следует признать, что порой бывает трудно понять, где идет линия, разделяющая религиозные и медицинские воззрения. Углубленное понимание принципов тибетской медицины требует понимания основ буддийской философии [См.: 7].

Как отмечает Бадмаева Э.Э., «медицина в буддийской практике являлась тайным учением, проповеданным самим Буддой Шакьямуни. Поэтому к изучению медицины допускались люди, длительное время изучавшие теоретические и практические основы буддизма. Это являлось естественной преградой, оберегающей медицинские знания от недобросовестного использования. Поэтому обучение тибетской медицине предполагает, в первую очередь, духовно-нравственное воспитание и обучение ответственному отношению к своей деятельности» [3, с. 327].

В тибетской медицинской традиции выделяют три основные причины, приводящие к болезни, и четыре обстоятельства, способствующие усилению или ослаблению течения болезней [См.: 7].

К трем причинам болезни относятся патологические состояния трех физиологических начал организма: 1) Ветра, 2) Желчи и 3) Слизи.

Важно понимать, что под данными тремя физиологическими началами не подразумеваются субстанциональные вещества. Ветер, Желчь и Слизь - это силы и процессы нашего организма, единая энергия, которая принимает различные формы. Комбинации этих форм обладают совершенно разными свойствами. К четырем условиям, приводящим три физиологические энергии, относятся следующие факторы: 1) среда, климатические условия, 2) нарушение диеты, 3) нарушение режима, 4) влияние духов и тонких материй.

Для нормальной функциональной деятельности организма в целом все три физиологические системы должны находиться в состоянии синхронной активности. Если в здоровом организме они рассматриваются как физиологические системы, то в случаях болезни они считаются звеньями последующих системных нарушений.

Системе Ветер приписывается регулирующая роль всех процессов в организме, включая психические, двигательные, пищеварительные, выделительные и т.д. Эта роль соответствует функции нервной деятельности. Деятельность двух других систем также зависит от Ветра, так как он обеспечивает равновесие между ними.

Физиологическая система Желчь ассоциируется с огнем, жаром. Она олицетворяет телесную теплоту и является агентом, который порождает метаболический огонь (энергетические процессы) тела и пищеварительной системы.

Физиологическая система Слизь ассоциируется с холодом и отвечает за утилизацию питательных веществ и обменные процессы, регулирует функциональную активность органов и тканей, а также влияет на питание, увлажнение, устойчивость организма.

Итак, телесное и умственное здоровье при соответствующем образе жизни и диете обеспечивается нормальной взаимосвязанной деятельностью трех физиологических начал. Равновесие трех жизненных начал является основой для крепкого здоровья и долголетия человека.

Тибетская медицина различает 404 болезни, которые условно можно разделить на четыре группы по сто одной болезни [См.: 7].

Первая группа являет собой болезни, кармические силы которых невелики, а сопутствующие факторы, спровоцировавшие их, незначительны. Это болезни, которые могут пройти и без лечения.

Вторая группа связана со специальным кармическим воздаянием и являет собой болезни, вызванные злыми духами. Лечение таких болезней требует проведения обрядов и ритуалов.

К третьей группе болезней относятся функциональные заболевания, вызванные серьезным нарушением баланса жизнедеятельных основ организма. Эти болезни представляют собой опасность для жизни и требуют лечения с использованием всех средств - диеты, режима, лекарств и процедур.

Последняя, четвертая группа заболеваний, относится к кармическим болезням, возникающим в результате деяний, совершенных в прежних существованиях. Здесь больному не сможет помочь ни самый хороший доктор, ни самое действенное лекарство, если кармические законы уже вступили в силу. При этом нельзя допускать мысли, будто бы всё равно - лечить болезнь или предоставить больного самому себе. Лечение требуется в случае любой болезни.

Из 404 болезней, известных тибетской медицине, 101 болезнь излечивается без всякой помощи, 101 - молитвами и обрядами, 101 - лекарствами и процедурами, а оставшаяся 101 болезнь в поздних стадиях не поддается лечению. Как видно, болезни в подавляющем большинстве можно вылечить и, что еще более важно, предупредить их возникновение. Умножение 404 болезней на четыре группы по степени излечимости даёт общее количество - 1616.

Человеческое тело состоит из пяти первоэлементов. Болезни также порождены пятью первоэлементами. Враги болезней - лекарства - тоже имеют природу пяти первоэлементов. Поэтому тело, болезни и лекарства есть взаимосвязанная единая сущность пяти первоэлементов, а подвергшийся лечению больной и осуществляющий лечение врач связаны кармой и благими заслугами.

Согласно тибетской традиции, большинство болезней происходит «от головы», то есть главной причиной любой болезни является основополагающее неведение нашего ума. По-тибетски оно называется маригпа - «незнание отсутствия собственного «я», что означает заблуждения относительно природы явлений. Неведение можно сравнить с летящей птицей, которая не может избавиться от собственной тени. Из-за неведения мы страдаем от трех умственных ядов: страсти, гнева и невежества, которые, в свою очередь, порождают ненависть, гордость, зависть, привязанность, еще большую омраченность и так далее - по порочному кругу.

В тибетской традиции выделяют три основные причины, приводящие к болезни, и четыре обстоятельства, способствующие усилению или ослаблению течения болезней. К трем причинам относятся патологические состояния трех физиологических начал: лунг, чипа и пэкен. К четырем условиям, приводящим три физиологические энергии в патологический режим, относятся погодно-климатические факторы, нарушения диеты, режима и действие злых духов.

Для нормальной функциональной деятельности организма в целом все три системы должны находиться в состоянии синхронной активности. Если в здоровом организме они рассматриваются как физиологические системы, то в случаях болезни они считаются звеньями последующих системных нарушений. Системе лунг приписывается

регулирующая роль в деятельности двух других систем, так как она обеспечивает равновесие между ними. В патологических состояниях обращается особое внимание на систему лунг, которая может раздуть угасающий жар или усугубить холодные болезни.

Физиологическая система чипа ассоциируется с огнем, жаром, а система пэкен -с холодом. Считается, что пэкен умаляет жар чипа и замедляет перемещение лунг.

Итак, целостность организма обеспечивается нормальной, взаимосвязанной деятельностью физиологических начал при соответствующем образе жизни и диете. Каждая из физиологических систем подразделяется на пять разновидностей по своим специфическим функциям. Признаками болезненного состояния физиологической энергии являются увеличение или уменьшение их количества по сравнению с нормой, а также их общее расстройство, то есть дисбаланс.

Тибетская медицина опирается на фундаментальные идеи буддийской философии (всепроникающее страдание и освобождение от него, закон кармы, пустота от самобытия, принцип взаимозависимого возникновения), которые определили ее фило-софско-антропологические основания, своеобразную концепцию человека - представления о природе человека, сознания, тела, болезни и ее причинах, и эффективные методы лечения [14, с. 15]. Можно согласиться с мнением, что «основная философия тибетской медицины заключается во взаимосвязи и взаимозависимости всех вещей» [15, с. 111].

Список литературы

1. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл». - М.: Галларт 1994. - 592 с.

2. Аюшеева Л.В. Роль тибетского врачевания в отечественной медицине. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - М., 2007. - 25 с.

3. Бадмаева Э.Э. Актуальные вопросы подготовки специалистов тибетской медицины // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание искусство. Шестые Доржиевские чтения. - СПб.: Гиперион, 2015. - 324-327 с.

4. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. - Улан-Удэ: Агентство ЭкоАрт, 1992. - 224 с.

5. Беленький С. Ю., Тубянский М. И. К вопросу об изучении тибетской медицины. Предисловие, подготовка переиздания, комментарии, приложение Т. В. Ермаковой и Е. П. Островской // Mongolica. Санкт-Петербургский журнал монголоведных исследований. Том XXIV 2021. № 2. - С. 87-110.

6. Джигме Гьямцо Атлас лекарственных растений тибетской медицины. - М., 2017. - 412 с.

7. Джигме Гьямцо Буддизм и тибетская медицина в вопросах и ответах. - Элиста, 2010. - 240 с.

8. Джигме Гьямцо. Популярное введение в тибетскую медицину. -М., 2019. - 138 с.

9. Жабон Ю.Ж., Ванчикова Ц.П. К истории тибетской медицины: основные этапы развития и становления // Власть. 2018. № 1. - С. 164-169.

10. Жамбалова С.Г. «Атлас тибетской медицины» и вклад П. Б. Балданжапова в его изучение и сохранение // Монголоведение. Mongolian Studies. 2021. Т. 13. № 4. -С. 642-660.

11. Найданова С.М. Буддийские основания тибетской медицины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Чита, 2015. - 25 с.

12. Найданова С.М. Буддийские практики как духовный способ лечения в тибетской медицине // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. - №8. - С. 38-41.

13. Найданова С.М. Тибетская медицина о социальных факторах здоровья и болезней // Вестник Бурятского государственного университета. - Сер. Востоковедение. - 2012. - №8. - С. 36-41.

14. Найданова С.М. Философские основы тибетской медицины // Вестник Бурятского государственного университета. - Сер. Востоковедение. - 2014. - Т.8. №1. - С. 8-15.

15. Нида Ч., Урбанаева И.С., Найданова С.М. Тибетская медицина: философия, духовность и социальная практика // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. - 2012. - №2(6). - С. 109-119.

16. Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Традиционная медицина калмыков: историко-куль-турологический анализ // Новые исследования Тувы. 2018. № 4. - С. 138-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.