Научная статья на тему 'Традиционные символические формы в культурном пространстве'

Традиционные символические формы в культурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
832
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURAL SPACE / SYMBOL / TRADITION / SHAPING / GRAPHIC FORM / TRANSFORMATION / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИМВОЛ / ТРАДИЦИЯ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисенко Руслан Анатольевич

Отображение древним человеком реального мира на ранних этапах становления культуры привело к возникновению знаково-символических форм. Поначалу знаковые изображения соответствовали конкретному назначению: указательное, племенное, родовое, культовое и т. п., однако многие формы основательно закрепились в символической системе. Во всех древних культурах, в языческих и религиозных практиках присутствовало символическое видение мира, о чем свидетельствует мифология, сохранившиеся ритуалы, обряды, язык многих народов. Органическая связь человека с природой, окружающим миром в культурном контексте определяются как природные и духовные пути развития человека. Этот фактор стал основополагающим в целостно-символическом осмыслении человеком мира. Простейшие графические изображения определили истоки новых формообразований, символически закрепились в культурном пространстве. В каждой эпохе, в каждой культуре появлялись свои символы, но основу, фундамент какой-либо культуры составили графические универсалии, ставшие основаниями традиционной символики разных культур. Традиционные символы, выходя за пределы своего времени, трансформировались, обрели новые интерпретацию, смысл и значение, не теряя своей базовой значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional symbolic forms in the cultural space

The display by the ancient man of the real world in the early stages of the formation of culture led to the emergence of sign-symbolic forms. Initially, the iconic images corresponded to a specif c purpose: indicative, tribal, clan, cult, etc., but many forms were f rmly entrenched in the symbolic system. In all ancient cultures, in pagan and religious practices, there was a symbolic vision of the world, as evidenced by the mythology, the preserved rituals and the language of many peoples. The organic connection of a person with nature, the world around him in a cultural context is def ned as the natural and spiritual ways of human development. This factor has become fundamental in the holistic-symbolic understanding of the world by man. The simplest graphic images determined the origins of new shapes, symbolically entrenched in the cultural space. In each epoch and culture, its own symbols appeared, but the basis, the foundation of any culture was made by graphic universals, which became the bases of the traditional symbolism of dif erent cultures. Traditional symbols, transcending the limits of their time, transformed, gained new interpretation, meaning and meaning, without losing their basic signif cance.

Текст научной работы на тему «Традиционные символические формы в культурном пространстве»

УДК 930.85:164.02

Р. А. Борисенко

Традиционные символические формы в культурном пространстве

Отображение древним человеком реального мира на ранних этапах становления культуры привело к возникновению знаково-символических форм. Поначалу знаковые изображения соответствовали конкретному назначению: указательное, племенное, родовое, культовое и т. п., однако многие формы основательно закрепились в символической системе. Во всех древних культурах, в языческих и религиозных практиках присутствовало символическое видение мира, о чем свидетельствует мифология, сохранившиеся ритуалы, обряды, язык многих народов. Органическая связь человека с природой, окружающим миром в культурном контексте определяются как природные и духовные пути развития человека. Этот фактор стал основополагающим в целостно-символическом осмыслении человеком мира. Простейшие графические изображения определили истоки новых формообразований, символически закрепились в культурном пространстве. В каждой эпохе, в каждой культуре появлялись свои символы, но основу, фундамент какой-либо культуры составили графические универсалии, ставшие основаниями традиционной символики разных культур. Традиционные символы, выходя за пределы своего времени, трансформировались, обрели новые интерпретацию, смысл и значение, не теряя своей базовой значимости.

Ключевые слова: культурное пространство, символ, традиция, формообразование, графическая форма, трансформация

Ruslan A. Borisenko Traditional symbolic forms in the cultural space

The display by the ancient man of the real world in the early stages of the formation of culture led to the emergence of sign-symbolic forms. Initially, the iconic images corresponded to a specific purpose: indicative, tribal, clan, cult, etc., but many forms were firmly entrenched in the symbolic system. In all ancient cultures, in pagan and religious practices, there was a symbolic vision of the world, as evidenced by the mythology, the preserved rituals and the language of many peoples. The organic connection of a person with nature, the world around him in a cultural context is defined as the natural and spiritual ways of human development. This factor has become fundamental in the holistic-symbolic understanding of the world by man. The simplest graphic images determined the origins of new shapes, symbolically entrenched in the cultural space. In each epoch and culture, its own symbols appeared, but the basis, the foundation of any culture was made by graphic universals, which became the bases of the traditional symbolism of different cultures. Traditional symbols, transcending the limits of their time, transformed, gained new interpretation, meaning and meaning, without losing their basic significance.

Keywords: cultural space, symbol, tradition, shaping, graphic form, transformation DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-11-15

В условиях информатизации современного мира происходит интенсивное преобразование культурного пространства, складываются новые культурные модели, формы, ценности, традиции. Культурная динамика, в то же время, определяет необходимость сохранения в новых реалиях культурных кодов, традиций, ценностей мировой культуры.

Особую значимость представляют сохранившиеся до современности и имеющие свою нишу в культурном пространстве традиционные символы. Истоки традиционных символов имеют исторические корни, являясь, своего рода, хранителями времени, истории, информации. Зарождение знаково-символических форм началось в глубокой древности, когда не было письменного языка и первобытный человек пытался выразить или передать, отобразить реаль-

ный мир. Таким образом, вначале происходило осмысление человеком окружающего мира, природных явлений. Затем трансформация внутреннего мира человека привела его к постижению мира сокровенного, божественного. Свое видение о вселенной человек передавал через мифолого-знаковые, мифолого-символи-ческие формы. Так символ становится посредником, связующим звеном между человеком и сокровенным, Божественным миром.

Теория архетипов К. Г. Юнга наиболее точно освящает проблемное поле символических универсалий, значение которых не поддается точному определению, поскольку разум пытающийся объять некий символ, неизбежно приходит к идеям, не поддающимся логическим рассуждениям. В то же время, архетипические образы, сопровождающие человечество всегда, явились

источниками зарождения мифологии, религии, искусства, этим объясняется сходство и различие культурных образований, в том числе и символов, разных народов и различных цивилизаций [1].

Рождение геометрических фигур происходит от простейших форм - точки, линии. Ценность простых форм отмечал Ю. М. Лотман, считая, что простые символы имеют культурно-смысловую насыщенность, именно они составляют основу и ядро культуры [2, с. 13]. Между тем первые простейшие графические формы -точка и линия - являются началом созидательной энергии древнего человека зарождением изобразительной деятельности и художественной формы. На примерах наскальных изображений, условных знаков и схем с повторяющимися ритмами линий и точек прослеживается возникновение и эволюция изобразительных форм. Связанное с образным мышлением древнего человека изображение стало властно над временем - «остановило мгновение», изображение явилось новой формой бытия - бытия художественной формы [3, с. 11-12]. Многие известные ученые (А. А. Формозов, В. Б. Мирима-нов, В. А. Семенов и т. д.) посвятили свои исследования изучению первобытного искусства, их разработки составили основу фундаментальных археологических исследований.

Простейшая форма, одно лишь соприкосновение - точка, - послужила началом развития ментального сознания человека, чувственного восприятия окружающего мира и осознанного желания отобразить реально увиденное [4, с. 104]. Точка является естественной, органической формой, которую возможно познать через зрительное восприятие. Точки могут быть самостоятельными «малыми пространственными телами», из которых состоит композиция вселенной [5, с. 91-92]. Точка как абстрактный объект в пространстве может стать точкой опоры, точка соприкосновения может связать мир духовный и мир эмпирический, несмотря на различие и противоположность двух миров [4, с. 264].

В образно-символическом пространстве точке принадлежит основополагающая роль, она является центром рождения любого формообразования, из точки рождается линия, круг, треугольник, квадрат, крест. При этом задача точки - создать начало, соединить, завершить или совершить переход в бесконечность, если она в центре, - то цель ее мироздание. Сама по себе символическая идея точки бесконечна. В индуизме, например, точка - сердце Вселенной, выходящие от нее во все стороны линии представляют бесконечные пространства, символизирующие волосы верховного бога Шивы. Точка, являясь первоэлементом образно-сим-

волического пространства, рассматривается как малый мир, огражденный от окружающего мира [4, с. 83]. Скопления линий и точек в окружающем мире служили человеку образно-символическим путем познания мира и открывали новые способы познания самого себя.

Первые изобразительные формы носят знаковый характер, смысл и содержание появились наряду с развитием человеческого мышления. Это уже и явилось зарождением самого символа. Линия возникла из движения - это некий скачок из статики в динамику. Путь от точки к линии отчетливо наблюдается в природе - растения, развивающиеся от семени к корню, листья, растущие из стебля и т. д. [5, с. 161]. История возникновения линии, относящейся к изобразительному процессу, ведет к началу верхнего палеолита, найденные в пещерах Франко-Кан-табрии первые линии проведены пальцами по стенам пещеры. Некоторые линии имеют извилистую форму, которую французский археолог, антрополог, этнолог, специалист по палеолиту и истории первобытного искусства Аббат Брейль назвал «макаронами». «Знаки освоения пещерного мира» анализируются в трудах В. А. Семенова, его теория энтоптических феноменов объясняет схожие графические изображения в первобытном искусстве разных народов на различных континентах. Знаки и иконические репрезентации имели «реалистический» характер, воспроизводилось то, с чем у человека имелся «реальный» опыт. «Проекция геометрических знаков и иконических образов была частью человеческого опыта в палеолите и во всех частях мира» [6, с. 140]. Многие символические знаки, найденные в пещерах, такие как гравировка на кости прямых линий в пещере Ла-Ферраси, гравировка углообразных фигур на кости оленя из французского грота Эрмитажа, пятна красной краски на камнях из Ле-Мустье и Ла-Ферраси во Франции и многие другие попадают в категорию энтоптиков, геометрические фигуры и бесформенные знаки, которые появляются в измененном состоянии сознания [6, с. 144].

Символическое значение линии развивалось по мере усложнения формообразования. Простая горизонтальная линия как условный знак означала горизонт, в то же время она символизировала землю и ассоциировалась с женским началом. Вертикальная линия означала горение пламени, в индуизме символизировала мужское начало. Следует отметить, что взаимосвязь и соединение простейших форм образуют новое структурное построение в образно-символическом пространстве. Соединение горизонтальной и вертикальной линий создает - крест, соединение двух начал мужского и женского,

точка соединения - центр, мироздание, божественное начало. При этом создается не только новое формообразование, появляется новое видение, новое смыслообразование.

Идея креста противоположна кругу, треугольнику и квадрату, которые в своем формообразовании разграничивают внутреннее и внешнее пространство. Линии креста образуют идею зримого центра с основными направлениями, идущими вовне. Таким образом, символ систематизируется, иерархически разделяя сакральное пространство [7, с. 12]. В культурном пространстве символика креста считается традиционной, зарождение этого символа произошло задолго до принятия христианства. Крест отождествляется с моделью человека с распростертыми руками. Такое сравнение часто встречается в религиозных сюжетах, мифологии и ритуалах [7, с. 14].

В виде креста кодекс майя рассматривает всю систему мироздания. Многие древние культуры народов Индии, Китая, Египта рассматривали крест как четыре стороны света. В ранних культурах крест - символ бога земли, так же он являлся солярным символом древних земледельцев. В мифологии древнего мира крест сравнивался с парящей птицей, как и солнце, этот факт объясняет смысл солярного происхождения креста. Изображение креста с кольцом, встречающиеся в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии, символизировало не только богов небес и солнца, но и саму жизнь. Так называемый Анкх - крест с петлей. Его верхняя часть и горизонтальная линия связана с солнцем, божественным миром, вертикальная линия указывает на путь идущего к высшему. В культуре раннего христианства Египта Анкх получает новую религиозную интерпретацию, связанную с вечной жизнью, искупленную страданиями Спасителя. Древнеегипетская культура широко использует символ креста с перекладиной сверху «тау», имеющий Х-образную форму. Тау-крест являлся атрибутом древнеегипетских богов, олицетворял солнце и служил ключом к божественному знанию. Во время дионисийских праздников в Древней Греции такой же крест носили на груди. Древнеримская традиция также использовала тау-крест в мистическом религиозном культе, обычно его наносили на лоб новообращенным в митраизм. Необходимо отметить, что митраизм считался основным конкурирующим религиозным культом с ранним христианством. Культ Митры был широко распространен не только на Востоке, но и в Европе. Между тем обычный крест на Руси использовался задолго до принятия христианства. Как культовый символ, как декоративный элемент крест использовался в различных орнаментах, украшениях. Новое

смысловое значение символ креста получил в христианской культуре, крест стал символизировать распятие Христа, его муку и смерть.

Таким образом, символическое значение креста указывает на бессмертие и вечную жизнь как трансформацию жизненных процессов. Простая графическая форма - соединение двух линий - горизонтальной и вертикальной, дала возможность появления нового формообразования - креста. Смысл и значение символа креста определено не только традиционным представлением, но и культурным контекстом и образами, в составе которых он находится.

Используемые практически во всех культурах мира основные универсальные формы - круг, треугольник, квадрат - как символы, простые в визуальном восприятии, получили насыщенную смысловую нагрузку, кодируя информацию какой-либо культуры. Многие культуры символизировали круг и квадрат с процессом мироздания, зарождения Вселенной. При этом, круг ассоциировался с небом, квадрат - с землей. Символ круга связывали с идеей вечного движения, повторяющегося по кругу бесконечного процесса прошлого, настоящего и будущего, само движение по кругу рассматривалось как вечное возрождение.

Природа солярной символики выразительно представлена в свастике - «крест движения», передающий круговое движение солнца, движение жизни. Свастика (на санскрите «благоденствие») изображалась как по часовой стрелке, так и против, образцы можно увидеть на греческой керамике, критских монетах, на римских мозаиках, славянских избах и других культурных образцах. Подробно исследовал археологические находки, в том числе солярные изображения первых цивилизаций, ученый-археолог В. М. Массон.

Древняя культура сохранила множество солярных изображений на предметах из керамики, одни из них - известные керамические блюда древнего города Самарра. Самаррская культура (северная Месопотамия) отличалась яркой расписной керамикой с усложненными символическими геометрическими узорами, одиночными и групповыми изображениями зверей и насекомых. На светлую поверхность наносилось изображение коричневой или темно-серой краской. Большие плоские блюда, найденные в могильнике Самарра, с птицами, оленями, скорпионами динамично выстроены по кругу и воспроизводят движение, которое подчеркивает центральная фигура в виде розетки, квадрата или свастики. Исследователи отмечают, что изображения в самаррской глиняной посуде показывают стремление к декоративности, и прослеживается тенденция к абстракции и символике. Отличается изящная роспись кера-

мики другого древнего города Сузы, уникального памятника почти полностью исчезнувших цивилизаций - эламской, персидской и парфянской, здесь уже присутствует чувство ритма и композиции. Характерная роспись глиняных блюд - изображение верениц фигур животных, птиц, расположенных по кругу, - передает непрерывное движение. Изображения наносились темно-коричневой краской на керамике оранжево-желтого фона [8].

Смысловая составляющая символа в каждую эпоху отличалась друг от друга, появлялось новое содержание, новое значение. В культуре индуистов и буддистов в символике круга видели рождение и смерть, у дзен-буддистов символ представлялся в виде концентрических кругов, каждый из которых означает новую ступень духовного совершенства на пути к духовному просветлению. Согласно легенде, еще в V-VI вв. при дворе короля Артура собирались рыцари Круглого стола. Само понятие «круглый стол» подразумевало собрание рыцарей за столом в виде круга без углов, каждый был равен другому и мог высказать свое мнение. Понятие «круглого стола» сохранило свои традиции до современности, все участники различных профессиональных сфер могут высказать свою точку зрения по конкретной проблеме.

Образно-символическое значение круга раскрывается в полной мере в христианской культуре, охватывая канонические ритуалы, действия, внутреннее храмовое убранство, сами храмовые сооружения, находящиеся там иконы. На каждой иконе изображены символы святости, нимб в форме круга над головой передает сияние Божественного света, преображение и соединение с Богом. Символ круга имеет особенное символическое значение, основные церковные ритуалы, связанные с кругом, - это крещение, крестный ход, соборование, венчание. Облачение священников, их атрибуты также связаны с символическим значением круга, головные уборы в виде круга - митра епископа, архимандрита или священника, скуфья, небольшая шапочка, держащаяся на окружности - имеют крестное знамение вокруг головы, носят ее православное духовенство, монахи, некоторые послушники; камилавка в форме цилиндра, ее носят священники из белого духовенства, протодиаконы получают как награду; клобук, монашеская камилавка со шлейфом; куколь - повседневный головной убор патриарха, белого цвета, круглая с изображением крылатых серафимов. Символ круга присутствует в атрибутах, крест вокруг шеи, четки - на веревочке круглые шарики, круговой орнамент на одежде и многое другое.

Во многих культурах от архаики до современности в образно-символическом простран-

стве (круг и квадрат), встречается изображение треугольника. В культуре середины и конца верхнего палеолита встречаются фигуры треугольника, семантику этого знака исследовал А. Д. Столяр. В коллекции Мезинской стоянки изображения треугольника встречаются на культовых предметах, исследователи определили его как женский орнамент, связанный с зарождением новых жизней [9, с. 244-245].

Между тем различное смысловое значение треугольника связано с дополняющими элементами. В неолитических графемах треугольник с исходящими лучами солнца символизировал богиню неба, изображение треугольника внутри с параллельными линиями и точками символизировало божество земли. Необходимо отметить, что многие культуры, начиная от древнеегипетской до современной христианской, индуистской, связывают символику треугольника с божественным триединством. В древнеегипетской религии каждая сторона треугольника связывалась с определенным богом: Осирис - вертикальная сторона; Исида - горизонтальная; их сын Гор - гипотенуза. Три субстанции составляют божественную триаду и в индуистской мифологии: бог творения Брахма, бог хранения Вишну и бог разрушения Шива. В славянской культуре известен Триглав и божественная триада: бог творения Сварог, бог закона Прави или Перун, бог божественного Света - Святовит. Христианская культура также не осталась в стороне от божественного триединства и запечатлела образ Святой Троицы в иконах.

Древнегреческие мыслители видели в треугольнике особое назначение, Платон представлял треугольник как космический строительный материал, покрывающий поверхность, из него образованы тела всех стихий: огня, воздуха, воды и земли. Символом создания космоса являлся треугольник в философских представлениях школы пифагорейцев. Интересное умозаключение оставил Ксенократ, треугольники с равными сторонами он сопоставляет с богами, как божественное совершенство, демоны представлены как равнобедренные треугольники, предполагающие скрытое несовершенство, простые смертные ассоциируются с разносторонним треугольником, суть заключается в человеческом несовершенстве.

Образно-символическое значение квадрата в различных культурах имеет отличительные признаки, это связано с основными ценностями, традициями, мировосприятием. Как духовную составляющую представляли пифагорейцы квадрат, ассоциировав его с душой, в культуре индуизма квадрат представлен как архетип (первообраз), символизирующий мироздание,

порядок. В китайской философской традиции основная концепция инь-ян рассматривала квадрат как землю (инь), круг как небо (ян). Многие древние сооружения архитектуры (зиккурат, пирамида, пагода, различные жилища) построены в форме квадрата, поскольку четырехсторонняя форма квадрата характеризуется устойчивостью, порядком, стабильностью. Стараясь жить в гармонии с природой, окружающим миром, человек древности пытался организовать свое пространство, жилище рамками квадрата.

Таким образом, символическое обозначение круга, треугольника и квадрата во многих мировых культурах представлено как модель структурирования мироздания. Одинаковое или похожее смысловое значение в различных культурах свидетельствует о символическом представлении Вселенной, ее божественном происхождении, устройстве мироздания, о жизни и смерти. Знаково-символическая структура оказала существенное влияние на формирование мышления, восприятия, языка общения, культуры в целом.

Символ хранит, несет, передает информацию из прошлого в настоящее и будущее. Поскольку в разных культурах образно-символическое пространство существенно отличается, имеет свою специфику, свое ценностное содержание, обусловленное национальным характером, традициями, пониманием прошлого, настоящего и будущего. Проявление человеческой сущности в знаково-символической деятельности показало связь человека с миром, внутреннее откровение, духовное воззрение.

Во всех формах духовной и материальной культуры, во все времена и у всех народов символы несут особую миссию, будь то миф, язык, традиции, духовные ценности. Смысл символа есть нечто большее, чем представляется, понять смысл возможно, только изучив традиций, ценности конкретной культуры. В определенной степени традиционные символы в любой культуре являются хранителями тайного смысла мироздания, зашифрованных сокровенных знаний, предназначенных для передачи последующим поколениям. В связи с этим необходимо глубинное изучение традиционных символов, поскольку именно они могут являться ключом к культурному коду мира, который хранит информационные потоки, тайные знания всего человечества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что каждая культура наделяла символ своим ценностным, многообразным и динамичным содержанием, со временем усложняя идею и смысл, но при этом, именно традиционные символы смогли донести сокровенные знания многих культур до современного времени. Между тем влияние информационных технологий на

культурный процесс непосредственным образом сказывается на видоизменении и трансформации традиционных символов. Традиционный символ в культурном пространстве помогает раскрыть и понять основу самобытности, идентичности, культурный код нации. При этом важно не утратить в информационном пространстве образно-смысловое содержание и аксиологическую составляющую традиционного символа.

Список литературы

1. Юнг К. Архетип и символ. Москва: Ренессанс, 1991. URL: http: // royallib.com/book/yung_karl/arhetip_i_simvol. html (дата обращения: 28.05 2019).

2. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Учен. зап. Тартус. гос. ун-та. 1987. Вып. 754. С. 10-21.

3. Мириманов В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Москва: Искусство. 1973. 319 с.

4. Кассирер Э. Философия символических форм. Москва; Санкт-Петербург: Универс. кн., 2002. Т. 2: Язык. 280 с.

5. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005. 240 с.

6. Семенов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. 592 с.

7. Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира: энциклопедия. Москва: Совет. энцикл., 1992. Т. 2. С. 12-14.

8. Масон В. М. Первые цивилизации. Москва: Наука, 1989. 268 с. URL: http: // arheologija.ru/masson-v-m-pervyie-tsivilizatsii (дата обращения: 28.05.2019).

9. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. Москва: Искусство, 1985. 298 с.

References

1. Jung K. Archetype and symbol. Moscow: Renaissance, 1991. URL: http: // royallib.com/book/yung_karl/arhetip_i_ simvol.html (accessed: May 28. 2019).

2. Lotman Yu. M. Symbol in the system of culture. Sci. notes Tartu State Univ. Tartu, 1987. 754, 10-21.

3. Mirimanov V. B. Small history of art. Primitive and traditional art. Moscow: Iskusstvo, 1973. 319 (in Russ.).

4. Cassirer E. Philosophy of symbolic forms. Moscow; Saint-Petersburg: Univ. book, 2002. 2: Language, 280 (in Russ.).

5. Kandinsky V. V. Point and line on the plane. Saint-Petersburg: Azbuka-classic, 2005. 240 (in Russ.).

6. Semenov V. A. Primitive art. Stone Age. Bronze age. Saint-Petersburg: Azbuka-classic, 2008. 592 (in Russ.).

7. Toporov V. N. Cross. Myths of the peoples of the world: encyclopaedia. Moscow: Soviet Encycl., 1992. 2, 12-14 (in Russ.).

8. Mason V. M. First civilizations. Moscow: Nauka, 1989. 268. URL: http: // arheologija.ru/masson-v-m-pervyie-tsivilizatsii (accessed: May 28. 2019) (in Russ.).

9. Stolyar A. D. The origin of the visual arts. Moscow: Iskusstvo, 1985. 298 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.