Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА'

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мун В.А.

Введение: важным ориентиром в правовой эволюции России выступает приоритет семьи и семейных ценностей. Идея сохранения традиционных семейных ценностей транслируется в Основном Законе, официальных стратегических документах и последовательно реализуется в государственных программах, национальных и федеральных проектах. Понимание и юридическое оформление концепта традиционных семейных ценностей обусловлено необходимостью сохранения российской самобытности, морально-нравственных ориентиров в обществе. Анализ исторического опыта будет способствовать выработке адекватной модели культурной идентичности России. Исследование концепта традиционных семейных ценностей в трудах выдающихся дореволюционных этнографов, антропологов, историков, философов, юристов, общественных деятелей составило цель настоящей работы. Методы: методы историзма, системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: в исследовании проведен анализ трудов российских дореволюционных этнографов, антропологов, историков, философов, юристов, общественных деятелей с точки зрения содержания концепта традиционных семейных ценностей в России в XIX - начале ХХ в., также произведен теоретико-правовой анализ категорий «традиция», «ценность», «семья», исследована роль традиций в праве. Выводы: сохранение традиционных семейных ценностей, укрепление роли семьи в жизни общества, повышение авторитета отцовства и материнства, а также в целом родительства в семье и обществе являются в настоящее время актуальными приоритетными мерами государственной семейной политики. Дореволюционное российское законодательство рассматривало брак как акт религиозный, отсюда юридическое регулирование семейных отношений при заключении и расторжении брака основывалось на вероисповедании супругов и признании исключительно церковной формы брака. В основе традиционных семейных ценностей согласно российской общественно-правовой мысли XIX - начала ХХ в. находились такие аспекты, как: естественный (половой), включающий физиологическое взаимное стремление супругов друг к другу; духовный, заключающийся во взаимной любви, привязанности супругов; репродуктивный, связанный с деторождением, со стремлением продолжить род, передавать знания и умения из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FAMILY VALUES IN THE SOCIAL AND LEGAL THOUGHT OF RUSSIA IN THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

Introduction. An important guideline in the legal evolution of Russia is the preservation of traditional family values. The idea of preserving traditional family values is reflected in the Basic Law and official policy papers and is consistently implemented in state programs and national and federal projects. The understanding and legal formalization of the concept of traditional family values are conditioned by the need to preserve the Russian identity and moral guidelines in society. The analysis of historical experience will contribute to the development of an adequate model of Russia's cultural identity. The research on the concept of traditional family values in the works of outstanding pre-revolutionary ethnographers, anthropologists, historians, philosophers, lawyers, and public figures has formed the purpose of the study. Methods. The methods of historicism, systematicity, analysis and comparative law. Results. The study analyzes the works of Russian pre-revolutionary ethnographers, anthropologists, historians, philosophers, lawyers, and public figures according to the concept and content of traditional family values in Russia in the 19th - early 20th centuries; a theoretical and legal analysis of the categories “tradition”, “value”, and “family” is also made; and the role of traditions in law is investigated. Conclusions. The preservation of traditional family values, increasing the role of the family in society and increasing the authority of parenthood in the family and society are currentlyrelevant priorities for state family policies. The pre-revolutionary Russian legislation considered marriage a religious act; hence, the legal regulation of familyrelations at the conclusion and dissolution of marriage was based on the religion of the spouses and the recognition of the exclusively ecclesiastical form of marriage. According to the Russian social and legal thought of the 19th - early 20th centuries, traditional family values were based on such aspects as natural (sexual), including the physiological mutual desire of spouses; spiritual, consisting in mutual love and affection of spouses; reproductive, associated with childbirth; and the desire to continue the family and transfer knowledge and skills from generation to generation.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.8

UDC 340.12:347.6 LBC 67.3

Submitted: 18.04.2023 Accepted: 15.05.2023

TRADITIONAL FAMILY VALUES IN THE SOCIAL AND LEGAL THOUGHT OF RUSSIA IN THE 19th - EARLY 20th CENTURIES

Viktoriya A. Mun

Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russian Federation

Introduction. An important guideline in the legal evolution of Russia is the preservation of traditional family values. The idea of preserving traditional family values is reflected in the Basic Law and official policy papers and is consistently implemented in state programs and national and federal projects. The understanding and legal formalization of the concept of traditional family values are conditioned by the need to preserve the Russian identity and moral guidelines in society. The analysis of historical experience will contribute to the development of an adequate model of Russia's cultural identity. The research on the concept of traditional family values in the works of outstanding pre-revolutionary ethnographers, anthropologists, historians, philosophers, lawyers, and public figures has formed the purpose of the study. Methods. The methods of historicism, systematicity, analysis and comparative law. Results. The study analyzes the works of Russian pre-revolutionary ethnographers, anthropologists, historians, philosophers, lawyers, and public figures according to the concept and content of traditional family values in Russia in the 19th - early 20th centuries; a theoretical and legal analysis of the categories "tradition", "value", and "family" is also made; and the role of traditions in law is investigated. Conclusions. The preservation of traditional family values, increasing the role of the family in society and increasing the authority of parenthood in the family and society are currently relevant priorities for state family policies. The pre-revolutionary Russian legislation considered marriage a religious act; hence, the legal regulation of family relations at the conclusion and dissolution of marriage was based on the religion of the spouses and the recognition of the exclusively ecclesiastical form of marriage. According to the Russian social and legal thought of the 19th - early 20th centuries, traditional family values were based on such aspects as natural (sexual), including the physiological mutual desire of spouses; spiritual, consisting in mutual love and affection of spouses; reproductive, associated with childbirth; and the desire to continue the family and transfer knowledge and skills from generation to generation.

Key words: tradition, family, values, motherhood, childhood, succession, family law.

Citation. Mun V.A. Traditional Family Values in the Social and Legal Thought of Russia in the 19th -Early 20th Centuries. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 60-67. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.8

УДК 340.12:347.6 Дата поступления статьи: 18.04.2023

ББК 67.3 Дата принятия статьи: 15.05.2023

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Виктория Анатольевна Мун

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград, Российская Федерация

m <N

Введение: важным ориентиром в правовой эволюции России выступает приоритет семьи и семейных ценностей. Идея сохранения традиционных семейных ценностей транслируется в Основном Законе, официоз альных стратегических документах и последовательно реализуется в государственных программах, нацио-^ нальных и федеральных проектах. Понимание и юридическое оформление концепта традиционных семей-^ ных ценностей обусловлено необходимостью сохранения российской самобытности, морально-нравственных

ориентиров в обществе. Анализ исторического опыта будет способствовать выработке адекватной модели культурной идентичности России. Исследование концепта традиционных семейных ценностей в трудах выдающихся дореволюционных этнографов, антропологов, историков, философов, юристов, общественных деятелей составило цель настоящей работы. Методы: методы историзма, системности, анализа и сравнительно-правовой. Результаты: в исследовании проведен анализ трудов российских дореволюционных этнографов, антропологов, историков, философов, юристов, общественных деятелей с точки зрения содержания концепта традиционных семейных ценностей в России в XIX - начале ХХ в., также произведен теоретико-правовой анализ категорий «традиция», «ценность», «семья», исследована роль традиций в праве. Выводы: сохранение традиционных семейных ценностей, укрепление роли семьи в жизни общества, повышение авторитета отцовства и материнства, а также в целом родительства в семье и обществе являются в настоящее время актуальными приоритетными мерами государственной семейной политики. Дореволюционное российское законодательство рассматривало брак как акт религиозный, отсюда юридическое регулирование семейных отношений при заключении и расторжении брака основывалось на вероисповедании супругов и признании исключительно церковной формы брака. В основе традиционных семейных ценностей согласно российской общественно-правовой мысли XIX - начала ХХ в. находились такие аспекты, как: естественный (половой), включающий физиологическое взаимное стремление супругов друг к другу; духовный, заключающийся во взаимной любви, привязанности супругов; репродуктивный, связанный с деторождением, со стремлением продолжить род, передавать знания и умения из поколения в поколение.

Ключевые слова: традиция, семья, ценности, материнство, детство, преемственность, семейное право.

Цитирование. Мун В. А. Традиционные семейные ценности в общественно-правовой мысли России в XIX - начале XX века // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, №№ 2. - С. 60-67. - DOI: https:// doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.8

Введение

В эпоху процессов всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации, высокой интенсивности применения цифровых компьютерных технологий [12], охвата глобализацией социально-политического пространства [7], трендом мировых современных конституционных преобразований является адаптация к новым реалиям и объективным обстоятельствам. Сегодня Россия вырабатывает стратегию государственно-правового развития исходя из собственной «социокультурной, национальной, конституционной идентичности». Формирование «национальной модели конституции, соответствующей отечественному менталитету и новым требованиям государственной безопасности страны», обусловлено стремлением, с одной стороны, сохранить российские самобытные ценности и морально-нравственные ориентиры [21], с другой стороны, эффективно решать стоящие перед страной масштабные задачи в социальной, экономической сферах, в области технологического развития [15]. Таким образом, в настоящее время идет выработка современной национальной модели культурной идентичности России, ее социокультурных ценностных ориентиров, полити-

ко-правовых идеалов, учитывающих накопленный исторический опыт.

14 марта 2020 г. в Конституцию Российской Федерации внесены изменения, в частности, пункт «в» части 1 статьи 114 отныне относит к полномочиям Правительства Российской Федерации обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, в том числе в области сохранения традиционных семейных ценностей [6].

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации, утвержденная на период до 2025 г., также включает сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе в число приоритетных мер государственной семейной политики. В документе отмечается, что «основным типом семьи традиционной российской семейной культуры всегда являлась большая многопоколенная семья, в которой воспитательная стратегия традиционно была направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основывалась на уважении к родителям, а также людям старшего поколения» [17]. Концепция демографической политики популяризируется посред-

ством соответствующих мероприятий по повышению престижа семьи и ответственного родительства [16]. Стратегия государственной культурной политики вплоть до 2030 г. также ставит своей задачей не только утвердить в общественном сознании традиционные семейные ценности, но и повысить социальный статус семьи, социальный престиж многодетности. В конечном счете указанные меры должны будут способствовать налаживанию диалога между поколениями в масштабах всего общества [18].

Содержание понятия «традиционные семейные ценности»

Концепт традиционных семейных ценностей состоит из понятий: «традиция», «ценность», «семья». Историко-правовое осмысление этих понятий позволит глубже уяснить сущность проводимых конституционных преобразований на современном этапе. Выявление традиционных для России семейных ценностей позволит не только определить их истоки, но и сделать вывод о том, проистекает ли то или иное социальное явление из культурного наследия страны или является несвойственным общекультурному развитию феноменом [14].

Отражение традиций в праве является фактором развития любого общества, а отнюдь не атавизмом. Можно с уверенностью утверждать, что «традиции являются не просто основой, но и условием преемственного и стабильного развития государства и общества» [20]. Более того, появление традиций и ценностей в юридической сфере является отражением духовного состояния общества, зафиксированным на определенном этапе его развития, закреплением укоренившихся ценностных ориентиров, неосознанно регулирующих поведение людей. Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, «человек поступает согласно с законом не потому, что опасается невыгодных последствий, которыми угрожает ему закон за уклонение, а в силу усвоенной им привычки следовать законным предписаниям» [22, с. 454].

Таким образом, традиция в праве функционирует как специфический элемент нормативной системы, отражающий духовно-нрав-

ственные ценности коренных народов, и является предтечей правовой системы. Традиции в праве отражают возникшие в обществе и укоренившиеся с течением времени в праве духовно-нравственные ориентиры. Словно предшествуя появлению в праве, данные традиции взращиваются под влиянием национальной и самобытной культуры коренных народов, перерастают в обычное право, а прижившись становятся частью нормативно-регулятивной правовой системы. Как свидетельствует история, нормы обычного права позволяли, в частности судам, отступать от более строгого действовавшего законодательства и защищать права нуждающихся в этом лиц [3].

Идея традиционных семейных ценностей в общественно-правовой мысли России в XIX - начале ХХ века

В общественно-правовой мысли России XIX - начала ХХ в. обсуждалась содержательная сторона понятий «семья» и «семейные ценности», ставших традициями для русского народа. Лингвисты, этнографы, антропологи, историки, философы, правоведы, общественные деятели, обращаясь к этимологии слова «семья», анализируя обычаи, пословицы, поговорки, традиции русского народа, изучая нормы обычного права и действовавшее в тот период законодательство о браке и семье, в концепт «традиционные семейные ценности» вкладывали следующее содержание.

Российский лингвист, историк литературы и искусства XIX в., глава русской морфологической школы, профессор Ф.И. Буслаев в исторических очерках русской народной словесности и искусства пришел к выводу о том, что слово «семья» первоначально не имело значения фамилии (рода), а употреблялось на Руси в значении «жена», в ласкательной форме - «семьица». Позднее стал употребляться глагол «семьиться» - собираться и «семей-но»-многолюдно, что означало переход от тесного круга семейной жизни к общине. По мнению Федора Ивановича, употребление слова «семья» в смысле «жена» прямо указывало на жизненный, народный элемент, под особым влиянием женщины. Именно «женские» пес-

ни составляли главную часть семейного эпоса славянских племен [2, с. 105].

Дореволюционный российский этнограф, историк Я.О. Кузнецов, исследуя семейное и наследственное право в народных пословицах и поговорках, также пришел к выводу о том, что изначально понятие «семья» символизировало женское начало. Отсюда, «ты послушай жена - семья любимая». Как отмечает Яков Осипович, «одни муж и жена еще не составляют семьи», поскольку в основе семьи -физиологическая потребность зрелых людей к размножению «подобных себе особей». Для понятия «семья» необходимы или дети или третьи лица (подопечные) [9, с. 3-7]. Более того, холостой считался только «получеловеком», поэтому говорили: «не женат - не человек». Считалось нормой стремление каждого человека к женитьбе, при этом правильным и естественным полагалось единобрачие: «законною женой будь доволен и одной» [9, с. 48]. Таким образом, постепенно понятие «семья» стало включать кровное и экономическое начало, оформленное юридически, и означало союз родственников, ведущих сообща под главой одного домохозяина (старшого) свое полевое и домашнее хозяйство.

Обращение к Своду законов гражданских дает основание утверждать о том, что только церковная форма брака признавалась государством [13]. С момента принятия христианства на Руси российское законодательство о браке и семье во многом основывалось на христианском каноническом праве и церковных правилах, с присущими им доктринами о таинстве брака [11]. Подтверждением тому служат положения гражданского закона 1857 г., согласно которым «законный брак совершается в церкви... во всем согласно правилам и обрядам Православной Церкви» (ст. 31). Брак правоверных с раскольниками допускался не иначе как по правилам православной религии после «принятия последними церкви святой с присягой» (ст. 33) [19].

Российский правовед, известный дореволюционный специалист по гражданскому и семейному праву А.И. Загоровский, исследуя специфику правового регулирования отношений в семье и браке, сравнивая правовую природу имущественных и семейных отношений, выделял следующие элементы брачного ин-

ститута: во-первых, естественный (физический), половой, включающий физиологическое взаимное стремление лиц разного пола; во-вторых, нравственный (этический), заключающийся в духовной привязанности супругов, потребности их в общении; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает совместное хозяйство мужа и жены; в-четвертых, юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, порождающего для них взаимные права и обязанности; в-пятых, религиозный, в основе которого таинство брака и нерушимость брачного союза [5, с. 2-3].

Русский историк, публицист, известный общественный деятель, профессор Петербургского университета К.Д. Кавелин, исследуя правовую природу семьи и происхождение семейных отношений, пришел к выводу о том, что первоначально в основе сожительства людей -физиологическое соединение и как следствие рождение детей. Однако до того, как в обществе не были установлены обычаи, традиции, нравы, очерчивающие определенные границы, физиология носила «печать грубой и слепой силы, темной, необузданной и роковой, как все инстинкты и все силы природы». Подтверждением тому служат дикие народы, у которых отсутствовало понятие брака в смысле постоянного союза мужчины и женщины, было лишь «случайное соединение и смешение полов». Единобрачие положило традицию постоянству отношений между одними и теми же лицами, половые сношения отошли на второй план, уступая место общению, быту, психическим и социальным сторонам человеческого существования. Сущность человека такова, что он дольше, чем все животные остается беспомощным. Отсюда традиция заботиться о своих детях, о поддержании их существования. Это повлияло на постоянство отношений, прочную связь между детьми и родителями на протяжении всей жизни. В этом и заключаются основы семейного союза: физиологические факты и природные инстинкты отодвигаются на второй план развитием психической стороны, требованиями правильной общественной жизни. Общественная жизнь не может допустить господства внутри себя животных инстинктов и грубой силы [8, с. 7-8]. Этим объясняется

необходимость регулирования семейных отношений социальными нормами: законом, обычаями, традициями, нормами морали, религиозными нормами и др.

Дореволюционный российский юрист, профессор Новороссийского и Варшавского университетов Д.И. Азаревич в своем исто-рико-юридическом исследовании брачного союза выделял три элемента в каждом браке: 1) «реальный элемент», который заключался в различии полов и взаимном их природном влечении; 2) свободное соглашение воли сторон; 3) этический, нравственный элемент, в основе которого союз любви, полного духовного общения. Если первые два элемента были изначально присущи древнему народу, то христианство выставило на первое место идею любви, полного внутреннего общения [1, с. 5].

Известный российский юрист XIX в., председатель Московского юридического общества, декан юридического факультета Московского университета, заслуженный профессор В.Н. Лешков под браком понимал «соединение мужчины и женщины по взаимной половой любви, служащей к умножению человеческого рода». Семья основывается на таких ценностях, как любовь, вера, религия, мораль, воспитание и убеждения, которые должны развиваться в каждом поколении. Семейный союз, как и союз между родителями и детьми, не подлежит расторжению, он может прекратиться только «смертью или по суду». Этим и объясняется идея наследования, не объяснимая с точки зрения гражданского права, когда смерть хозяина вещи делает «имущество бесхозяйным». Согласно сложившемуся обычаю, наследство принадлежит семье и требуются законные основания для отступления от этого правила [11, с. 16-17].

Первая из русских женщин, получившая степень доктора права, член Санкт-Петербургского юридического общества А.М. Евреи-нова, выступая на заседании Гражданского отделения в 1883 г., отметила, что кровная связь в семейных отношениях имеет первостепенное значение, в то время как хозяйственная связь - второстепенное. Именно этим А.М. Евреинова объясняла принципы, составляющие основу института наследования в России, в котором долгое время только

единокровные братья и сестры выступали законными наследниками. Так, дети наследовали только после смерти родного отца, не отчима [4, с. 28].

Известный российский юрист, доктор права, декан юридического факультета и ректор Императорского Новороссийского университета, признанный специалист в области истории русского права Ф.И. Леонтович провел обширное историческое исследование о происхождении семьи. Так, Ф.И. Леонтович отмечал, что семья как первичная форма оседло-территориальной общины у славян имела трудовое начало и обусловливалась бытовыми факторами. Дальнейшее поощрение деторождения, установление обязательности брачной жизни были вызваны к жизни факторами: политическими (развитие боевого состава воинственных племен), экономическими («приобретение рабочих рук»), этическими («во избежание незаконной жизни, блуда») и популяционистическими («для умножения населения»). Установление в жизни и правовое оформление моногамного брака было обусловлено воззрениями христианского вероучения в смысле «таинства брака», требующего церковного благословения и осуждающего «невенчальные браки». На брачный союз оказали влияние также обычаи. Например, согласно обычаям, распространенным преимущественно в Восточной России, фактическое сожительство недопустимо до того момента, пока не состоится свадьба со всеми сопровождавшими ее обрядами, в том числе и с известным ритуалом - «брачной цензурой, как заключительным свадебным актом» [10].

Выводы

Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, в настоящее время приоритетными мерами государственной семейной политики являются сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе. Во-вторых, дореволюционное российское законодательство рассматривало брак как акт религиозный, отсюда юридическое регулирование семейных отношений при заключении и расторжении брака основывалось на вероис-

поведании супругов и признании исключительно церковной формы брака. В-третьих, согласно общественно-правовой мысли России в

XIX - начале ХХ в. в основе традиционных семейных ценностей находились такие аспекты, как: естественный (половой), включающий физиологическое взаимное стремление супругов друг к другу; духовный, заключающийся во взаимной любви, нравственной привязанности супругов, в единении их внутреннего духовного мира; репродуктивный, связанный с деторождением, со стремлением продолжить род, передавать знания и умения из поколения в поколение.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Азаревич, Д. И. Брачные элементы и их значение: историко-юридическое исследование Дмитрия Азаревича / Д. И. Азаревич. - Ярославль : Тип. Г. Фальк, 1879. - 132 с.

2. Буслаев, Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: Т. 1-2 / Ф. И. Буслаев. - СПб. : Д.Е. Кожанчиков, 1861. -Т. 2. - 429 с.

3. Ворошилова, С. В. Судебная защита прав женщин и детей в России в середине XIX - начале

XX в. / С. В. Ворошилова, В. А. Мун // Вопросы истории. - 2019. - № 12-4. - С. 70-82.

4. Евреинова, А. М. О значении и пределах обычного права при разработке отдельных институтов Гражданского уложения / А. М. Евреинова. -СПб. : Тип. М-ва путей сообщения (А. Банке), 1883. -42 с.

5. Загоровский, А.И. Курс семейного права / А. И. Загоровский. - Одесса : Тип. «Экономическая», 1902. - 460 с.

6. Закон о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

7. Иншакова, А. О. Новые технологии для инклюзивного и устойчивого роста: технологическое обеспечение, стандарты и коммерческий оборот / А. О. Иншакова, Е. И. Иншакова // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. - Т. 21, № 2. - С. 195205. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.2.26

8. Кавелин, К. Д. Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза / К. Д. Кавелин. - СПб. : Тип. Правительствующего сената, 1884. - 170 с.

9. Кузнецов, Я. О. Семейное и наследственное право в народных пословицах и поговорках

/ Я. О. Кузнецов. - СПб. : Сенатская типография, 1910. - 84 с.

10. Леонтович, Ф. И. К вопросу о происхождении семьи вообще и о ее организации по древнему русскому праву / Ф. И. Леонтович // Журнал министерства юстиции. - 1900. - № 8. - С. 78-117.

11. Лешков, В. Н. Общие замечания на первую книгу 10 т. 1 ч. Свода гражданских законов, говорящую о правах и обязанностях семейственных / В. Н. Лешков. - М. : Унив. Тип. (Катков и Ко), 1870. - 18 с.

12. Матыцин, Д. Е. Инвестиции в Интернете: дистанционные сделки с электронными эквивалентами обязательств и требований / Д. Е. Матыцин // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. -Т. 21, № 3. - С. 57-68. - DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2022.3.8

13. Мун, В. А. Законодательное регулирование охраны прав беременных женщин и женщин-матерей в России в середине XIX - начале ХХ в. / В.А. Мун // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - № 1 (132). -С. 37-44.

14. Мун, В. А. Охрана материнства и детства в научной, общественной и политической мысли России в середине XIX - начале ХХ в. / В. А. Мун // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 2 (127). - С. 67-75.

15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. -2020. - № 7.

16. Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 № 2580-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 39. - Ст. 6751.

17. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» // Собрание законодательства РФ. -2014. - № 35. - Ст. 4811.

18. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. -2016.- № 11. - Ст. 1552.

19. Свод законов гражданских: (1 часть Х тома Свода законов Российской империи по изданию 1857 года), дополненный всеми позднейшими узаконениями и ссылками на статьи других томов свода, с алфавитным указателем. - СПб. : Изд. Жирке-вича и Зубарева, 1867. - 631 с.

20. Сулипов, Р. С. Роль правовых традиций в механизме правового регулирования / Р. С. Сули-пов // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - № 2 (27). - С. 34-39.

21. Хабриева, Т. Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности / Т. Я. Хабриева // Вестник Российской академии наук. - 2020. - Т. 90, № 5. - С. 403-414.

22. Шершеневич, Г. Ф. О чувстве законности / Г. Ф. Шершеневич. - М. : Статут, 2016. - 494 с.

REFERENCES

1. Azarevich D.I. Brachnye elementy i ikh znachenie: istoriko-iuridicheskoe issledovanie Dmitriia Azarevicha [Marriage Elements and Their Meaning: A Historical and Legal Study by Dmitry Azarevich]. Yaroslavl, Tip. G. Falk, 1879. 132 p.

2. Buslaev F.I. Istoricheskie ocherki russkoi narodnoi slovesnosti i iskusstva [Historical Essays of Russian Folk Literature and Art]. Saint Petersburg, D.E. Kozhanchikov, 1861, vol. 2. 429 p.

3. Voroshilova S.V., Mun V.A. Sudebnaia zashchita prav zhenshchin i detei v Rossii v seredine XIX - nachale XX v. [Judicial Protection of the Rights of Women and Children in Russia in the Middle of the XIX - Early XX Century]. Voprosy istorii [Questions of History], 2019, no. 12-4, pp. 70-82.

4. Evreinova A.M. O znachenii i predelakh obychnogo prava pri razrabotke otdelnykh institutov Grazhdanskogo ulozheniia [On the Meaning and Limits of Customary Law in the Development of Individual Institutions of the Civil Code]. Saint Petersburg, Tip. M-va putey soobshcheniya (A. Banke), 1883. 42 p.

5. Zagorovskii A.I. Kurs semeinogo prava [The Course of Family Law]. Odessa, Tip. «Ekonomicheskaya», 1902. 460 p.

6. Zakon o popravke k Konstitutsii RF ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniia otdelnykh voprosov organizatsiii funktsionirovaniia publichnoi vlasti» [The Law оп the Amendment to the Constitution of the Russian Federation No. 1-FKZ ofMarch 14, 2020 "On Improving the Regulation of Certain Issues of the Organization and Functioning of Public Power"]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2020, no. 11, art. 1416.

7. Inshakova A.O., Inshakova E.I. Novye tekhnologii dlia inkliuzivnogo i ustoichivogo rosta: tekhnologicheskoe obespechenie, standarty i kommercheskii oborot [New Technologies for Inclusive and Sustainable Growth: Technological Support, Standards and Commercial Turnover]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2022, vol. 21, no. 2, pp. 195-205. DOI: https://doi.org/10.15688/ lc.jvolsu.2022.2.26

8. Kavelin K. D. Ocherk uridicheskikh otnoshenii, voznikaiushchikh iz semeinogo soiuza

[An Outline of Legal Relations Arising from a Family Union]. Saint Petersburg, Tip. Pravitelstvuyushchego senata, 1884. 170 p.

9. Kuznetsov Ia.O. Semeinoe i nasledstvennoe pravo v narodnykh poslovitsakh i pogovorkakh [Family and Inheritance Law in Folk Proverbs and Sayings]. Saint Petersburg, Senatskaya tipografiya, 1910. 84 p.

10. Leontovich F.I. K voprosu o proiskhozhdenii semi voobshche i o eye organizatsii po drevnemu russkomu pravu [On the Question of the Origin of the Family in General and Its Organization in Ancient Russian Law]. Zhurnal ministerstva ustitsii [Journal of the Ministry of Justice], 1900, no. 8, pp. 78-117.

11. Leshkov V.N. Obshchie zamechaniia na pervuiu knigu 10 t. 1 ch. Svoda grazhdanskikh zakonov, govoriashchuiu o pravakh i obiazannostiakh semeistvennykh [General Remarks on the First Book of 10 vol. 1 Part of the Code of Civil Laws, Talking About the Rights and Obligations of the Family]. Moscow, Univ. Tip. (Katkov and Co.), 1870. 18 p.

12. Matytsin D.E. Investitsii v Internete: distantsionnye sdelki s elektronnymi ekvivalentami obiazatelstv i trebovanii [Investments on the Internet: Remote Transactions with Electronic Equivalents of Obligations and Requirements]. Pravovaya paradigma [Legal Concept], 2022, vol. 21, no. 3, pp. 5768. DOI: https: //doi. org/10.15688/lc.jvolsu.2022.3.8

13. Mun V.A. Zakonodatelnoe regulirovanie okhrany prav beremennykh zhenshchin i zhenshchin-materei v Rossii v seredine XIX - nachale XX v. [Legislative Regulation of the Protection of the Rights of Pregnant Women and Women-Mothers in Russia in the Mid-XIX - Early XX Centuries]. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iuridicheskoi akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy], 2020, no. 1 (132), pp. 37-44.

14. Mun V.A. Okhrana materinstva i detstva v nauchnoi, obshchestvennoi i politicheskoi mysli Rossii v seredine XIX - nachale XX v. [Protection of Motherhood and Childhood in Scientific, Social and Political Thought of Russia in the Mid-XIX - Early XX Centuries]. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi i uridicheskoi akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy], 2019, no. 2 (127), pp. 67-75.

15. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniiu ot 15.01.2020 [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January15, 2020]. Rossiiskaya gazeta [Russian Newspaper], 2020, no. 7.

16. Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 16.09.2021 № 2580-r «Ob utverzhdenii plana meropriiatii po realizatsii v 2021-2025 godakh Kontseptsii demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» [Decree of the Government of

the Russian Federation No. 2580-r of September 16, 2021 "On Approval of the Action Plan for the Implementation in 2021-2025 of the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025"]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2021, no. 39, art. 6751.

17. Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 25.08.2014 № 1618-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii gosudarstvennoi semeinoi politiki v RF na period do 2025 g.» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1618-r of August 25, 2014 "On Approval of the Concept of State Family Policy in the Russian Federation for the Period up to 2025"]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 35, art. 4811.

18. Rasporiazhenie Pravitelstva RF ot 29.02.2016 № 326-r «Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoi kulturnoi politiki na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 326-r of February 29, 2016 "On Approval of the Strategy of the State Cultural Policy for the Period up to 2030"]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 11, art. 1552.

19. Svodzakonov grazhdanskikh: (1 chast Xtoma Svoda zakonov Rossiiskoi imperii po izdaniiu 1857 goda), dopolnennyi vsemi pozdneishimi uzakoneniiami i ssylkami na stati drugikh tomov svoda, s alfavitnym ukazatelem [The Code of Civil Laws: (1 Part X Volume of the Code of Laws of the Russian Empire as Published in 1857), Supplemented by All Later Legalizations and Links to Articles in Other Volumes of the Code, with an Alphabetical Index]. Saint Petersburg, Izd. Zhirkevicha i Zubareva, 1867. 631 p.

20. Sulipov R.S. Rol pravovykh traditsii v mekhanizme pravovogo regulirovaniia [The Role of Legal Traditions in the Mechanism of Legal Regulation]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriia «Pravo» [Bulletin of Omsk University. The Series "Law"], 2011, no. 2 (27), pp. 34-39.

21. Khabrieva T.Ia. Konstitutsionnaia reforma v Rossii: v poiskakh natsionalnoi identichnosti [Constitutional Reform in Russia: In Search of National Identity]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2020, vol. 90, no. 5, pp. 403-414.

22. Shershenevich G.F. O chuvstve zakonnosti [On the Sense of Legality]. Moscow, Statute Publ., 2016. 494 p.

Information About the Author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Viktoriya A. Mun, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Theory and History of Law and State, Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, mun-va@vlgr.ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0002-3010-1094

Информация об авторе

Виктория Анатольевна Мун, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, mun-va@vlgr.ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0002-3010-1094

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.