001: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.067-074
А. А. Елисеева*
Семья и семейные ценности: подходы к пониманию в условиях современного права
Аннотация. Институт семьи имеет многовековую историю. Традиционную семью образуют супруги и их потомство. К семейным ценностям обычно относят: любовь, супружество, многодетность, преемственность поколений. Целью проведенного исследования послужило отражение подходов к пониманию содержания терминов «семья» и «семейные ценности» в современном обществе, определение целесообразности отражения в российском праве существующих «нововведений» в подходе к пониманию их сущности. При помощи историко-правового, сравнительно-правового, правосоциологического методов исследования в работе отражается динамика отношений семьи и государства, сопоставляются толкования дефиниций «семья» и «семейные ценности» в разные исторические эпохи российского государства. В работе утверждается, что современное российское право относит к членам семьи необоснованно широкий круг лиц, что дезориентирует современного человека, ведет к обесцениванию института семьи и деформации представлений в обществе о семейных ценностях. Делается вывод о том, что чем традиционнее состав семьи, тем она функциональнее и меньше зависит от поддержки и защиты со стороны государства; о необходимости сохранения традиционного подхода к пониманию содержания терминов «семья» и «семейные ценности» с целью исключения подмены сущности данных понятий и защиты института семьи; о важности закрепления в законодательстве в качестве принципа правового регулирования семейных отношений приоритета защиты интересов семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.
Ключевые слова: семья; семейные ценности; принципы семейно-правового регулирования; государство; общество; государственная семейная политика; воспитание; образование; семьеведение; семейное право. Для цитирования: Елисеева А. А. Семья и семейные ценности: подходы к пониманию в условиях современного права // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 3. — С. 67-74. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.067-074.
A Family and Family Values: Approaches to Understanding in the Context of Modern Law
Anna A. Eliseeva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law; Associate Professor, Department of Notary, Kutafin of the O. Е. Кутафafin Moscow State Law University (MGUA) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Abstract. A family as an institution has a long history. A traditional family is formed by spouses and their offspring. Family values usually include: love, marriage, having many children, continuity of generations. The purpose of the study was to reflect approaches to understanding the content of the terms «family» and «family
© Елисеева А. А., 2022
* Елисеева Анна Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, доцент кафедры нотариата Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
values» in modern society, to determine the expediency of reflecting existing «innovations» in the approach to understanding their essence in Russian law. With the help of historical-legal, comparative-legal, legal-sociological research methods, the paper reflects the dynamics of family and state relations, compares the interpretations of the definitions of «family» and «family values» in different historical epochs of the Russian state. The paper argues that modern Russian law refers an unreasonably wide range of persons to family members, which disorients a modern person, leads to the devaluation of the institution of the family and the deformation of ideas in society about family values. It is concluded that the more traditional the composition of the family, the more functional it is and less dependent on support and protection from the state. The paper substantiates the need to preserve a traditional approach to understanding the content of the terms «family» and «family values» in order to exclude substitution of the essence of these concepts and the protection of the institution of the family, the importance of fixing in legislation as a principle of legal regulation of family relations the priority of protecting the interests of the family and preserving traditional family values.
Keywords: family; family values; principles of family legal regulation; state; society; state family policy; upbringing; education; family studies; family law.
Cite as: Eliseeva AA. Semya i semeynye tsennosti: podkhody k ponimaniyu v usloviyakh sovremennogo prava [A Family and Family Values: Approaches to Understanding in the Context of Modern Law]. Aktual'nye problemy rossijskogoprava. 2022;17(3):67-74. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.136.3.067-074. (In Russ., abstract in Eng.).
Поддержка семьи, ее ценностей — это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке.
В. В. Путин1
Введение
Терминам «семья» и «семейные ценности» нет легального определения в семейном законодательстве современной России. Закон называет лишь субъектов, относящихся к членам семьи2. Это вызвано, помимо прочего, существованием в обществе довольно долгое время общепринятого понимания данных категорий. Но конец XX — начало XXI в. ознаменовался переворотом во взглядах на многие общественные институты. В том числе произошел пересмотр представлений о семье, о ценностях семейной жизни, включая ценности создания семьи и ценности деторождения. Для современных людей нередко перестало быть важным придерживаться традиционного состава семьи, при создании семьи заключать брак и
оформлять происхождение детей с указанием обоих родителей. При наличии конфликтных ситуаций супруги готовы с легкостью разорвать семейные узы, не стремятся к их сохранению. Молодые семьи все чаще придерживаются идеи сознательного отложения рождения детей на более поздний срок или вообще отказываются от рождения детей (так называемый childfree). Финансовая независимость, приоритет личных интересов над общими стали занимать одни из первых мест в иерархии ценностей современных людей. Виртуальное общение все активнее заменяет личные коммуникации между членами семьи. Действующее российское право, в отличие от ранее существовавших норм, позволяет гражданам самостоятельно решать вопрос придания публичности сведениям о семейном статусе путем проставления соответствующей
1 Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. № 7. 16.01.2020.
2 См.: ст. 2 СК РФ.
отметки в паспорте (о регистрации и расторжении брака, наличии детей)3.
Уравнивание правового статуса супругов и зарегистрированных партнеров (товарищей) в значительном количестве государств, а также популяризация вспомогательных репродуктивных технологий, позволяющих иметь потомство без образования семьи в ее традиционном понимании, безусловно, способствуют обесцениванию института брака, цель которого многие века оставалась практически неизменной — создание семьи, продолжение рода.
Данные обстоятельства привели к тому, что дефиниции «семья» и «семейные ценности» утратили общепринятое традиционное понимание, стали «пластилиновыми», приспосабливающимися к конкретным жизненным ситуациям.
Но несмотря на то что подходы к восприятию содержания понятия «семья» в обществе изменились, в праве в основном сохраняется традиционное толкование его сущности. Так нужно ли при таких обстоятельствах «подстраивать», «осовременивать» российское законодательство под новые реалии и менять подход к пониманию содержания категорий «семья» и «семейные ценности»? Попробуем ответить на данные вопросы, проведя небольшое исследование.
Семья и государство
Для начала обратимся к истории. Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за изменением общества. В первобытном обществе семью «образовывал круг лиц, между которыми разрешались половые отношения (групповой брак, парный брак)»4. Как устойчивое объедине-
ние семья возникает «с разложением родового строя»5. В буржуазном обществе институт семьи получил развитие и был стабилен, семья рассматривалась практически автономно от государства, старалась выполнять все свойственные ей функции самостоятельно. «Семья в капиталистическом обществе являлась своего рода крепостью, отгороженной от общества, — указывал Г. М. Свердлов, — чему всячески содействовали буржуазная наука, искусство, литература, создавая видимость свободы личности»6.
Общественный переворот, совершенный в октябре 1917 г., обозначил переход от «старой организации семьи, от старого строя семейных отношений к новому семейному строю»7. В советский период семья воспринималась как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью»8. Семья освободилась от пережитков прошлого, претерпела существенные преобразования, но не смогла самостоятельно справиться с возникшими переменами, несмотря на полученное со стороны государства особое, всестороннее попечение, проявляющееся в многочисленных формах помощи и содействия, переходящее порою в полную замену заботы членов семьи друг о друге. В таких условиях государство было вынуждено заявить уже не только об охране интересов отдельных, наиболее незащищенных членов семьи (женщины, матери, ребенка), но и о защите самой семьи, что сохранилось и в ныне действующем законодательстве.
Примечательно, что в период существования крепкой «буржуазной семьи» понятия «семья» и «брак» были взаимообусловлены. «Семья есть постоянное сожительство мужа,
3 П. 5 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 15.07.2021) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.
4 Советский энциклопедический словарь / науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.). М. : Советская энциклопедия, 1981. С. 1205.
5 Советский энциклопедический словарь. С. 1205.
6 Свердлов Г. М. Советское семейное право. М. : Гос. изд-во юрид. литературы, 1958. С. 12.
7 Свердлов Г. М. Указ. соч. С. 5.
8 Советский энциклопедический словарь. С. 1205.
жены и детей, т.е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих»9, — утверждал Г. Ф. Шершеневич. Согласно же положениям советского и современного законодательства, где семья уже не столь крепка и находится под защитой государства, семья может быть основана не только на брачных отношениях. В нынешнем юридическом понимании семью могут образовывать опекуны (попечители) и опекаемые (подопечные), фактические воспитатели и их воспитанники, «сожители» (например, в наследственном, жилищном законодательстве) и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации семья не признается субъектом права, но является объектом государственной семейной политики, к основному принципу которой относится «сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование»10.
Государство, понимая важность института брака и семьи в жизни общества, их роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, практически на всех уровнях власти принимает программные документы и нормативные акты, направленные не только на охрану семьи, но и на ее защиту.
В качестве примера проявления в последний период особого интереса государства к проблемам современной семьи, сохранению ее традиционных ценностей и воспитанию детей, необходимо отметить изменения отдельных положений Конституции РФ11 и принятие
Федерального закона от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»12.
Проведенный краткий исторический экскурс позволяет утверждать об определенной траектории развития взаимоотношений российской семьи и государства, согласно которой в начальном этапе государство практически не вмешивалось в дела семьи. В большинстве своем традиционные семьи образовывали супруги и дети, от них происходящие. Семьи были многодетны и сами справлялись со всеми возникающими трудностями. Затем семьи стали не так многочисленны в своем составе, освободились от установлений старого общества, но потеряли при этом способность самостоятельно решать большую часть вопросов, относящихся к семейной жизни. В этот период государство стало активно принимать участие в жизни ну-клеарной семьи. Были приняты меры сначала по поддержке и защите отдельных членов семьи, затем защите самой семьи. В современный период государство вынуждено еще больше проявлять заботу о семье, т.к. семья практически совсем утратила способность к саморегулированию процессов, протекающих в ней.
Следует констатировать, что современные российские семьи в основе своей уже не только не многодетны, но зачастую не имеют даже традиционного состава (родители-супруги и дети). Многие родители не способны без помощи и дотаций со стороны государства воспитывать, кормить и обеспечивать жильем своих детей.
Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М. : Статут, 2005. Т. 2. С. 232. Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.
В частности, согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ теперь
находятся: «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».
В законе термин «воспитание» расширен, конкретизированы цели воспитания, которые включают в том числе формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
9
10
11
Семейные ценности и общество
О ценностях принято говорить как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения, воплощающих в себя общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. «Термин «ценность» широко используется в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности»13.
Семья — это государство в миниатюре, отражающее все процессы, протекающие в социуме. Семейные отношения строятся на базе ценностей, принятых в обществе. Меняется общество, меняются представления людей о семье и семейных идеалах. Однако, несмотря на наличие масштабных преобразований в различных сферах, в обществе сохранилась ценность семейной жизни.
Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, что предполагает наличие разных подходов к определению семейных идеалов. Но в нашей стране всегда были и остаются ценности, которые являются общими для всех людей, не утрачивают свое значение на протяжении многих веков. «Дети, родительская любовь, солидарность поколений — безусловная ценность для всех традиций и культур нашей многонациональной и многоконфессиональной страны» 14 .
В науке существуют различные подходы к толкованию дефиниции «семейные ценности», носящей, несомненно, комплексный и многогранный характер. Есть общее (бытующее в обществе) представление о семейных идеалах и частное (у каждого человека, в каждой конкретной семье) понимание таких ценностей. Система ценностей отдельной семьи складывается из ценностных ориентаций каждого его члена. Поэтому и имеются определенные труд-
ности объединения всех пониманий воедино и фиксирования определения данной категории в законе, как, впрочем, и термина «семья».
Согласно положениям, изложенным в разд. III Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года15 приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются «...утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного роди-тельства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи».
На Правительство РФ возложены обязанности обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Но как обеспечить сохранение традиционных ценностей семьи в современном обществе, учитывая, что у каждой семьи они могут быть разными?
На этот сложный вопрос в юридической литературе имеются различные ответы, которые сводятся в первую очередь к изменению положений действующего законодательства в исследуемой сфере.
Несомненно, в решении задачи по сохранению семейных ценностей современных людей играет важную роль совершенствование механизма правового регулирования семейных отношений, но не менее значимыми, на взгляд автора, являются и такие мероприятия, как популяризация подлинных ценностей российской семьи (любовь, материнство и отцовство, многодетность, взаимоуважение и т.д.) и
13 Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Сов. энциклопедия, 1983. С. 765.
14 Путин В. В. Съезд партии «Единая Россия» // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/66445 (дата обращения: 25.08.2021).
15 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.
модификация образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения человека, являющегося общественно значимым благом и осуществляемым в том числе в интересах семьи16.
В настоящее время по данным вопросам государство приняло уже ряд оперативных мер. В частности, появились в эфире многочисленные радио- и телепередачи, посвященные российским семьям, семейным традициям и ценностям, в российском образовательном процессе были введены новые школьные курсы, направленные на формирование знаний у обучающихся о семейных ценностях. Например, курс «Нравственные основы семейной жизни» представляет собой «...учебный курс, объединяющий знания о семье из разных научных областей: культурологии, психологии, социологии, медицине, теологии»17 и нацелен на воспитание семейных ценностей у молодежи, курс «Семье-ведение» способствует формированию позитивного отношения обучающихся к семейным ценностям18.
Что же касается высшего юридического образования, то и здесь можно отметить важные перемены. Обращает на себя внимание изменение, внесенное в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) в части дополнения перечня дисциплин, относящихся к базовой части (п. 6.4), дисциплиной «Семейное право»19, которая до этого момента находилась в вариативной части об-
щей образовательной программы. Таким образом дисциплина «Семейное право» стала признанной столь же значимым и необходимым элементом подготовки будущего юриста (вне зависимости от профиля его подготовки), как и «Теория государства и права», «Гражданское право» и все иные дисциплины, отнесенные к базовой части. Но при этом следует заметить, что содержание курса дисциплины «Семейное право» в силу ограничения количества часов, предусмотренных для ее изучения, далеко не во всех высших учебных заведениях содержит разделы, посвященные истории правовой охраны семейных отношений, правовому значению традиций в семье. Что, является, безусловно, упущением в процессе правового образования.
Следует заметить, что в 2020 г. в связи с сформировавшимся общественным запросом по вопросам сохранения традиционных семейных ценностей, укрепления, защиты институтов семьи и брака на рассмотрение в ГД ФС РФ был внесен проект федерального закона № 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи»20. Но данный законопроект не был рассмотрен, так как был снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ (протокол заседания Совета ГД ФС РФ от 18.11.2020 № 292, п. 12) и, к сожалению, назревших изменений действующего законодательства в данной сфере не последовало.
16 П. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 303. 31.12.2012.
17 Новый учебный курс «Нравственные основы семейной жизни // URL: http://www.pravoslavnoe-obrazovanie. ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%B B%D0%B0/l-r25.html (дата обращения: 25.08.2021).
18 Минпросвещения включило в школьные учебники курс семьеведения // РБК. URL: https://www.rbc.ru/ society/24/03/2021/605af3119a794738624cf660 (дата обращения: 20.08.2021).
19 Приказ Минобрнауки России от 11.01.2018 № 28 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.2016 № 1511» (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2018 № 49867) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 02.02.2018.
Заключение
Семья — это основная ячейка общества, важнейшая общечеловеческая и конституционная ценность. Семья выполняет ряд функций, в том числе очень важные для государства, такие как: репродуктивную, воспитательную и функцию социализации.
Функциональная способность семьи зависит от ее состава. Чем традиционнее состав семьи, тем она функциональнее, имеет большую свободу и меньшую зависимость от мер, принимаемых государством для ее поддержки и защиты.
Традиционную семью образуют супруги и лица, от них происходящие. Современное российское право относит к членам семьи необоснованно широкий, а порой совершенно пространный круг лиц, что дезориентирует современного человека, не дает возможности правильно идентифицировать свою социальную принадлежность, личность.
Поскольку в праве необходима определенность используемой терминологии, отсутствие ключевой связки в семье — супругов — делает невозможным позиционирование такого сообщества в качестве семьи в традиционном юридическом ее понимании. Одинокая мать (отец) с сыном (дочерью) не должны законодателем рассматриваться в качестве семьи, поскольку представляют собой лишь родителя с ребенком, так же, как и сожители не должны образовывать семью и относиться к ее членам в правовом смысле. Требуемая в ряде случаев государственная поддержка указанных лиц также необходима, но она не должна отождествляться с государственной поддержкой семьи.
Семья издревле объединяет, дает чувство уверенности, защищенности и безопасности. Но в настоящее время сама семья нуждается в помощи и защите. Государство принимает меры по ее защите. Гарантируя правовую защиту семьи как социального и правового института, госу-
дарство тем самым содействует заинтересованности граждан в создании семьи.
Именно в семье зарождается, растет и развивается новое поколение россиян, призванное сохранить и приумножить богатства нашей страны. От того, в каких традициях будут воспитаны дети и какие ценности будут для них опорой в жизни, зависит будущее нашей страны.
Для сохранения России и ее самобытности следует популяризировать (в том числе и в образовательном процессе) традиционные семейные ценности российской семьи, такие как: любовь, супружеская верность, отношение к семье как главной опоре в жизни человека, многодетность, семейное воспитание, забота о каждом члене семьи, авторитет родителей, уважительное отношение к старшим, связь поколений, патриотизм и т.д. В идеальной семье всегда существует уважение между супругами, почитание старших, забота о младших, посильный вклад каждого ее члена в сохранение и преумножение материальных благ, принадлежащих семье.
В целях защиты института семьи, укрепления традиционных семейных ценностей представляется необходимым зафиксировать в СК РФ в качестве принципа семейно-правового регулирования приоритет защиты интересов семьи и сохранение традиционных семейных ценностей.
Что же касается ответа на поставленный в начале исследования вопрос, то ответ должен быть однозначным: необходимо в современном законодательстве культивировать многовековой, общепринятый, традиционный для России подход к пониманию содержания терминов «семья» и «семейные ценности» с целью исключения подмены сущности данных понятий и защиты института семьи, который после событий 1917 г. в нашей стране и так претерпел существенные изменения, что отрицательно сказалось на его ценности для общества и государства.
20 СПС «КонсультантПлюс».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Свердлов Г. М. Советское семейное право. — М., 1958. — 299 с.
2. Советский энциклопедический словарь. — М., 1981. — 1600 с.
3. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — 840 с.
4. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2. — М. : Статут, 2005. — 462 с.
Материал поступил в редакцию 2 сентября 2021 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Sverdlov G. M. Sovetskoe semejnoe pravo. — M., 1958. — 299 s.
2. Sovetskij enciklopedicheskij slovar'. — M., 1981. — 1600 s.
3. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. — M., 1983. — 840 s.
4. Shershenevich G. F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava. T. 2. — M. : Statut, 2005. — 462 s.