Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТОБРАЖЕНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ КОНТЕНТЕ'

ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТОБРАЖЕНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ КОНТЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
411
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО - ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / НАСАЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕРИАЛЫ / ТЕЛЕАУДИТОРИЯ / КОНТЕНТ / ИНТЕРНЕТ - ПЛАТФОРМЫ / КОНТЕНТ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дубровин В. Л.

В статье рассматриваются характер и результаты воздействия художественного контента современных ТВ- и интернет-вещателей на формирование ценностей зрительской аудитории РФ.Методология исследования основана на социокультурном анализе контента.Одним из результатов влияния такого контента становится, по мнения автоа, размывание и разбалансировка ценностно-нормативной системы российского общества.Тема статьи представляется одной из ключевых в области социологии культуры и массовых коммуникаций, позволяющей оценивать тенденции трансформации культурно-информационного пространства, и формировать рекомендации для проведения эффективной государственная политики в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CORE SPIRITUAL AND MORAL VALUES - PECULIARITIES OF REPRESENTATION IN AUDIOVISUAL CONTENT

The article examines the nature and results of impact of feature content by TV- and internet - broadcasters on formation of values of the Russian audience.The methodology of the study is based on the socio-cultural content analysis.According to the author, among other results of such content impact are erosion and disbalance of Russian society value-normative system.The research topic is considered to be one of the key issues for sociology of culture and mass communications, which should enable assessment of trends in cultural and information spheres transformation and formulate guidelines for efficient Government policy in this sphere.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТОБРАЖЕНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ КОНТЕНТЕ»

УДК 316.7

DOI 10.34823/SGZ.2022.1.51762

В.Л. ДУБРОВИН Кандидат социологических наук, Старший научный сотрудник, Центр социокультурной и медиа-коммуникации Института социологии ФНИСЦ РАН

Традиционные российские духовно-нравственные ценности и некоторые особенности их отображения в аудиовизуальном контенте

В статье рассматриваются характер и результаты воздействия художественного контента современных ТВ- и интернет-вещателей на формирование ценностей зрительской аудитории РФ.

Методология исследования основана на социокультурном анализе контента.

Одним из результатов влияния такого контента становится, по мнения автоа, размывание и разбалансировка ценностно-нормативной системы российского общества.

Тема статьи представляется одной из ключевых в области социологии культуры и массовых коммуникаций, позволяющей оценивать тенденции трансформации культурно-информационного пространства, и формировать рекомендации для проведения эффективной государственная политики в этой области.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, ценностно - идеологические установки, насаждение ценностей, телевизионные сериалы, телеаудитория, контент, интернет - платформы, контент - анализ.

V.L. DUBROVIN Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher, Center for Socio-Cultural and Media Communication of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences

Russian Core Spiritual and Moral Values -Peculiarities of Representation in Audiovisual Content

The article examines the nature and results of impact of feature content by TV-and internet - broadcasters on formation of values of the Russian audience.

The methodology of the study is based on the socio-cultural content analysis.

According to the author, among other results of such content impact are erosion and disbalance of Russian society value-normative system.

The research topic is considered to be one of the key issues for sociology of culture and mass communications, which should enable assessment of trends in cultural and information spheres transformation and formulate guidelines for efficient Government policy in this sphere.

Keyword: spiritual and moral values, value and ideology guidelines, inculcation of values, television series, television audience, content, Internet platforms, content analysis.

Трансформация российского общества в последние десятилетия совпала с многомерным и радикальным развитием информационных технологий, многократно повысившим степень реального влияния средств массовой информации и коммуникации как на отдельного гражданина, так и на все сферы жизни общества, причём потенциал этого влияния далёк от исчерпания. Данные трансформации сложны и динамичны, тем важнее становится их социокультурный анализ и изучение в качестве важнейшего объекта социологических исследований.

Сегодняшние технологии медиакоммуникации, являясь элементом «мягкой силы», приобрели беспрецедентный политический и социокультурный резонанс, определяя для громадного числа сограждан политические установки, социальные нормы и устремления, актуальные духовно-нравственные ценности.

В отечественный эфир сегодня выходит всё больше акторов: интернет - телевидение, интернет - платформы, стриминги - все они соседствуют в медиапространстве с уже привычными эфирным телевидением и прокатным кино. При анализе контента нельзя не заметить разницу между ценностно - идеологическими установками, которые транслируются через кинопрокат и сеть интернет, и эту разницу нельзя сбрасывать со счетов. Во время Нюрнбергского процесса 1945 - 1946 гг. один из обвиняемых Альберт Шпеер показал по поводу немецких СМИ времён Великой Отечественной войны: «Телефон, телетайп и радио сделали возможной прямую отдачу приказов с высших уровней на самые низшие, где они, в силу стоящей за ними абсолютной власти, некритично исполнялись...»1. В современном же интернет - медиапространстве, где отсутствует эфирная

1 Цит. по Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека /Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - 4-е изд. - М.: Кучково поле, 2014. С. 281 -464 с.

сетка и расписание вещания, а каждый становится программным директором, формируя программу передач для себя самого, воздействие средств медиакоммуникации на непосредственного потребителя контента неизмеримо возрастает - настолько, насколько широкополосный интернет превышает по эффективности телетайп военной поры.

Проблемам, рассматриваемым в данной статье, посвящено большое количество публикаций представителей различных социальных, культурологических и искусствоведческих наук1.

Результаты исследования

В статье предпринята попытка на основе социокультурного анализа оценить популярные (по версии сайта Кинопоиск (kinopoisk.ru) аудиовизуальные произведения, которые обладают обширной зрительской аудиторией и, вероятно, значительным влиянием не только на эстетические предпочтения, но и на духовно-нравственные ценности зрителей.

Ценностная парадигма российского общества в последние десятилетия, во многом под влиянием средств массовой информации и коммуникации, прежде всего телевидения и Интернета, размывается и разбалансируется (см. работы Ю. Фохт-Бабушкина, газетные публикации)2 Наступление, а зачастую насаждение альтернативных, асоциальных и антикультурных стандартов поведения заполнило сферы индивидуальной и общественной жизни. Оно наглядно проявляется в СМИ и трудно не согласиться с известным ученым и медиа-менеджером В. Т. Третьяковым, когда он говорит о ценностной парадигме телевидения: «в данном плане претензии к телевидению примерно такие же, как и к большинству СМИ: насколько эта информация достоверна и объективна, насколько она реально значима для аудитории? Насколько адекватно отражает истинную (реальную) кар-

1 См.: Зуева Т.В., Чуракова А.М. Нравственные аспекты информационного пространства современного телевидения. //Научный вестник МГТУ ГА, 2011, № 166, с. 120-124; Кузива, А. П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / /Материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь

2019 г.). - Казань : Молодой ученый, 2019. - С. 78-81; Матвеева И.П. Роль современного телевидения в формировании морально-нравственных ориентиров российского общества // Мировые цивилизации Том 1, №3 (2016); Сулакшин С.С. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) // Политика и общество, 2014, № 9, С.1065-1081 и мн. др.

2 Художественная жизнь современного общества. 3 том. Искусство в контексте социальной автономии. Государственный институт искусствознания. Издательство «Дмитрий Буланин», Санкт-Петербург, 1998, (вся работа 352 страницы), «Российская газета» от 2 августа 1991 г. [Электронный ресурс] https://yeltsin.ru/day-by-day/1991/08/02/4051/

тину мира, происходящих в нём событий, вызовов, возникающих перед обществом, и целей, которые - во благо самому себе - это общество должно бы перед собой ставить, стремясь (в том числе и путём жертв) к их достижению? Точные ответы на все эти вопросы дать невозможно, но ясно, что ни в одном случае ответ «Полностью» был бы неправильным»1.

В рамках этого важнейшего социокультурного института воздействия на умы и сердца россиян лидирует эфирное телевидение2 - по данным Ме^аэсоре, «с января по ноябрь 2020 года хотя бы один раз за месяц телевизор смотрели порядка 97% жителей городов России с численностью населения более 100 тыс. человек. Недельный охват ТВ составил 88%, а каждый день его включали 67% населения. Телевидение по-прежнему остается медиа номер один по накопленному охвату»3.

Задача данной статьи сосредоточена на одном из ключевых социокультурных сегментов нашего общества - ТВ аудитории, которая в последние годы сильно поменялась. Прежде всего, выросла её активность и субъектность. Аудитория с лёгкостью «включает в свою повседневность новые технологические формы телевидения, формирует новые практики телепотребления - различные виды платного телевидения, интернет-телевидения. Особое место занимает следующая практика взаимодействия ТВ и аудитории, которая путем выбора определенного телеконтента и телевизионных услуг оказывает влияние на содержательное, экономическое и технологическое развитие телевидения»4.

С учетом громадных объемов доступного для телеаудитории контента, авторы ограничились рассмотрением художественных произведений, которые играют далеко не последнюю роль как в редакционной политике, так и в формировании духовно-нравственных ценностей телезрителя.

Если обратиться к жанровым преференциям публики, то мы увидим, что, невзирая на интерес к новостям во время первой волны ко-видной пандемии и самоизоляции, больше половины всего времени

1 Третьяков В. Т. Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал. Курс лекций. Научно - издательский центр «Ладомир». Москва, 2015. С.109-110.

2 Конкурентное соотношение эфирного телевидения с Интернетом и социальными сетями в плане духовно-культурного влияния и реальная роль последних в духовном становлении россиян заслуживает специального рассмотрения.

3 https://www.cableman.ru/article/mediascope-obzor-pokazatelei-teleprosmotra-v-2020-до<^

4 Мамедов А.К., Комиссаров С.С. Культура как коммуникация: Российский опыт и проект. Московский государственный университет. Социологический факультет. Москва, 2015. С.146. (вся работа 256 страниц).

просмотра ТВ аудитория 4+ тратит на сериалы, кино и развлекательные программы. Исключением здесь выступает аудитория 4 - 17 лет: в структуре их просмотра почти половину - 46% - времени занимают детские программы и анимация.1

Очевидно также устоявшееся распределение зрительской аудитории по ТВ каналам, что напрямую диктует репертуарную политику. Телеканал «Россия 1», например, позиционирует свою основную аудиторию как женщин 55+ по всей территории России, так что упор в эфирной сетке делается на современные или костюмированные русскоязычные мелодрамы с детективным, значительно реже с комическим компонентом. Телеканал ТВЦ свою аудиторию видит в основном как 55+ образованных и читающих городских жительниц, для которых транслируются зарубежные экранизации Агаты Кристи, Гилберта К. Честертона и отечественные экранизации женских детективов российских писательниц, а телеканал ТНТ ориентируется на самую платежеспособную с рекламной точки зрения аудиторию возраста 14-44, которая потребляет развлекательный контент Комеди Клаба и ситкомы.

В конце 2000-х - начале 2010-х в России, вслед за остальным миром, прогремел, если перефразировать «Теорию Большого Взрыва», большой сериальный, а скорее, социокультурный взрыв.2 Сериальная материя неожиданно стала расширяться, поглощая сферы телевизионных художественных фильмов и вовлекая в себя продюсеров, режиссёров, сценаристов, писателей, исполнителей и, в конце концов, самый ценный на сегодня ресурс, «новую нефть» человеческого внимания. Кто-то считает даже, что сериал сегодня заменил жанр толстого романа. Продолжая эту аналогию, можно вспомнить один из поджанров - роман воспитания. Соответственно, людям XIX-XX веков ценности доносились через книги (романы воспитания, в частности), а нашим современникам ценности и нормы попадают в души и мозг посредством фильмов и сериалов. В этом контексте в голову приходит даже неуклюжее словосочетание «сериал воспитания». Тем не менее, это наша реальность и нам стоило бы оценить масштабы происходящих процессов, чтобы выработать к ним отношение и ответ на них общества и государства.

Для определения рейтинга произведений предлагаем обратиться к сайту kinopoisk.ru, который входит в топ-25 самых посещаемых ресурсов интернета в России, его месячная аудитория составляет более 20 миллионов человек (за декабрь 2021 сайт посетили 24 955 179

1 Подробнее: https://www.cableman.ru/article/mediascope-obzor-pokazatelei-teleprosmotra-v-2020-godu

2 https://intelros.ru/readroom/logos/lo3-2013

человек, дневная аудитория составила 2 450 322 человек)1. В октябре 2013 года сервис КиноПоиск был приобретён российской компанией Яндекс для развития его в онлайн - кинотеатр и сайт, посвя-щённый кино2, что свидетельствует о значимости - экономической, политической и социокультурной - этого вопроса для отечественного информационно-культурного пространства.

Если рассмотреть произведения из списка сериальных лидеров последнего десятилетия3, станет ясно, что современный отечественный зритель в топе зарубежных сериалов (вслед за мировым, т.к. за рубежом эти сериалы тоже лидируют) предпочитает видеть на экране яркую, непреклонную, зачастую кровавую, но всегда эффектную борьбу за власть (во всех вариантах - над народами, над близкими, над первым встречным), насилие, жестокость, половые отношения, гениальных социопатов, развенчанную партийную номенклатуру (или её близнецов в современной политике), сеансы паранормальных явлений (без разоблачения), юмор, часто чёрный, и, непременный атрибут - бесконечно наступающих зомби.

Что первично в выборе сценарного материала - зрительский запрос или тематика, возникшая в недрах медиабизнеса - сказать трудно. Вероятно, два этих источника взаимно подпитывают друг друга. Очевидно при этом, что телесериал стал одним из важнейших социокультурных средств воздействия на массовое сознание. Также ясно, что сериалы становятся значимым элементом организации информационного пространства, согласно экономическим, политическим и социокультурным мотивам.

Необходимо отметить, что после ликвидации пиратских видеохо-стингов сериальная продукция доступна жителям России через эфирное ТВ и через интернет-платформы. И если для эфирного телевидения производство игрового сериального продукта - дело привычное, то отечественные платформы занялись разработкой собственного оригинального контента только с 2017 года, зато сегодня он уже составляет ощутимую часть «премиальной» сериальной продукции на российских экранах - т.к. после премьерных показов эти сериалы транслируются и на эфирном телевидении, естественно, с учётом возрастных и прочих ограничений, которые требуются от телевещателя.

1 https://radar.yandex.ru/yandex?month=2021-12 [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

2 https://www.m24.ru/articles/Yandeks/15102013/27705 [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

3 https://www.kinopoisk.ru/lists/navigator/2010-2019/?quick_filters=high_rated%2Cseri-als%2Cforeign%2Creleased&exclude_viewed=1 &limit=20&tab=best [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

Необходимо сказать, что качество российских сериалов за последние несколько лет значительно выросло, не в последнюю очередь благодаря широкой доступности импортных сериальных образцов. Сегодняшний «насмотренный» зритель уже привык к качественным зарубежным лентам и не станет смотреть отечественный продукт низкого уровня. Из-за высоких зрительских ожиданий творцам контента объективно тесно в рамках, установленных для них эфирным телевидением, аудитория которого гораздо более лояльна и не настолько часто требует повышения градуса и эмоций произведения, в отличие от активной платежеспособной аудитории Интернет-платформ.

В конце концов, 24 часа в сутках позволяют использовать ресурс человеческого внимания не бесконечно, поэтому лидирует тот, кто надёжнее насадит зрителя на «эмоциональный крючок» сериала, так что сейчас именно в этом секторе «рынка эмоций» происходит активное перераспределение активов - финансовых, организационных, творческих. Возникают всё новые структуры, жизнеспособность которых будет, конечно же, определяться целым рядом факторов.

Предлагаем бегло рассмотреть, какие ценностно-идеологические ориентации предлагаются российской аудитории в последнее время на примере недавно запущенной (презентация 20 апреля 2021) Интернет-платформы МТС «KION» 1, которая названа создателями гипер-маркет впечатлений2. Продукция KION интересна для исследования ещё и потому, что было заявлено, что она предоставит зрителю не просто развлечения, а развлечения в сочетании с социальным воздействием - «social impact entertainment» - развлекательный контент, который привлечёт внимание аудитории к общественно значимым проблемам, окажет социальное влияние - от порождения споров в соцсе-тях до коррекции в оценке окружающей действительности.

Несмотря на то, что подробный контент - анализ выходит за рамки данной статьи, попробуем упомянуть флагманские сериальные проекты, снятые по заказу KION («ориджиналз») и предположить, какое социальное воздействие они должны иметь на аудиторию.

«Хрустальный»3. Следователь, переживший в детстве сексуальное насилие - травмирующий опыт - по приказу начальства возвращается в город детства, где всё напоминает о детской травме. Действие происходит в небогатом шахтёрском городе, ключевой темой сериала является педофилия, проблема сексуального насилия над

1 https://kion.ru/home

2 https://moskva.mts.ru/personal/novosti/2021-04-20/pereimenovanie-servisa-i-podpisok-mts-tv

3 2021, 1 сезон (10 серий), https://www.kinopoisk.ru/series/4360157/

мальчиками - именно от подобных воспоминаний пытается избавиться столичный сыщик, когда отправляется в город своего детства. Как написал один из зрителей, рекомендуя сериал к просмотру, «Получите массу противоречивых эмоций и впечатлений!!!»1. Руководство KION заявляет о важности и актуальности social impact entertainment, в частности, в связи с насилием над мальчиками и мужчинами, о том, что «в обществе созрела ситуация, когда об этом говорить хочется... совпало появление сериала и общественного запроса», констатируется, что 2/3 текущих проектов платформы так или иначе связаны с насилием, стигматизацией, проституцией, коррупции на всех уровнях и т.д., а руководитель платформы резюмирует: «Мы встали на очень правильную дорогу и надо по ней идти»2.

«Клиника счастья»3 построена на двух посылах: счастливая жизнь (в том числе сексуальная) после 50 только начинается и это зависит только от тебя самого. Как раз перешагнувшая этот возрастной рубеж профессор-эндокринолог консультирует пациенток - ровесниц на предмет гармоничной семейной жизни, когда вдруг обнаруживает, что муж, с которым у них в отношениях, как казалось, полная гармония, вовсю изменяет ей с молодой любовницей.

«Подслушано»4 - подростковое кино («young adult»). Детское кино в прежнем виде в Российской Федерации не возродилось - частично его место заняла отечественная анимация, частично так называемое семейное кино. Данный продукт - попытка войти в подростковую тематику через форму триллера и детектива на современном материале (гаджеты, незаконные группы в соцсетях). Парадоксально, однако продвигающий традиционные ценности сериал для детей и с актерами-детьми перенасыщен нецензурной лексикой и сценами жестокости, так что имеет возрастное ограничение 18+.

«Немцы»5 - экранизация получившего премию «Нацбест» остросоциального романа Александра Терехова (2012). Поиск себя, кризис среднего возраста, девальвация чувств и отношения между мужчиной и женщиной, кризис отцов и детей, утрата связи между поколениями -с другой стороны, коррупция, вседозволенность, ненасытная алчность чиновников всех уровней - тематика, которая привлекает зрителей.

На современных реалиях построены и «Секреты семейной жизни»6. Распадающийся брак молодой пары, работающей в SMM-

1 https://www.kinopoisk.ru/series/4360157/

2 https://www.youtube.com/watch?v=bzYLEL-2aZo&t=607s&ab_channel=kionru

3 2021, комедия, драма, мелодрама, 1 сезон

4 2021, триллер, детектив, 1 сезон.

5 2020 драма, 1 сезон.

6 2021, комедия, мелодрама, 1 сезон.

агентстве, скрепляется убийствами блогеров, которым муж придумывает такое оправдание: «Мы, как санитары леса, очищаем мир от нечисти». Сериал - очень чёрная комедия и сатира на современное стремительно дигитализирующееся и теряющее традиционные ценности общество, где в погоне за лайками в соцсетях люди способны на любое преступление - пытается, тем не менее, утверждать эти традиционные ценности - любовь, семья, дети - которым противостоят жажда славы, гордыня, эгоизм, ради которых можно переступить через всё и всех.

«Сергий против нечисти»1 - запрещённый к священнослужению поп - расстрига уничтожает разнообразную нечисть в современной городской среде. Знаменательно, что изначально, в апреле 2021 г., продукт анонсировался под названием «Отец Сергий», однако, по необъявленным причинам, был перенесён премьерой на предрождественское 5 января 2022 года с изменённым названием. Вносились ли правки в монтаж фильма наряду со сменой названия, нам неизвестно.

«Товарищ майор»2 - Сан Саныч, майор в отделе прослушки ФСБ, долгие годы был частью бездушной государственной машины, но в 50 вдруг осознал, «что люди... нуждаются не в слежке, а в помощи»3 - как бы невзначай даже в аннотации подчёркнуто, что государство в лице правоохранительных органов помощь не оказывает, скорее наоборот, эту помощь можно получить разве что случайно от «внезапно прозревшего» сотрудника репрессивного аппарата. Однако, мы не можем пока сказать о проекте ничего более, т.к., несмотря на анонс в апреле 2021 г., сериал к зрителю пока так и не вышел.

Сериал онлайн - кинотеатра START4 «Карамора»5 рисует альтернативную реальность России начала XX века - молодой анархист борется с теми, кто на самом деле правит миром - с вампирами и упырями. В данном случае от рук революционера погибает Император Александр II, на поверку оказавшийся вампиром. На каком основании вампир вошёл в русскую историю как Царь-Освободитель, создатели проекта не сообщают - в конце концов, это история альтернативная.

С другой стороны, тот же START выпустил в 2020 сериал «257 причин, чтобы жить»6 про девушку, которая три года боролась со смертельным недугом, победила его, и теперь хочет вернуться к жизни. Следует подчеркнуть, что эту историю о преодолении и

1 2022 комедия, ужасы, фэнтези, боевик, 1 сезон

2 2021 комедия, семейный, 1 сезон

3 https://www.kinopoisk.ru/series/4476462/ [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

4 https://start.ru/?! [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

5 2022, фэнтези, триллер, 1 сезон

6 2020, комедия, драма, 2 сезона

любви, которая декларирует те самые традиционные ценности, по заслугам оценили на международном сериальном фестивале Canneseries 2020 - исполнительница главной роли Полина Максимова получила там приз за лучшую женскую роль1. Таким образом, как нам представляется, вопрос традиционных ценностей актуален не только в России, но и за её пределами - что не умаляет заслуг актрисы, естественно.

Небольшой обзор продукции двух онлайн - кинотеатров побуждает задуматься о ценностях, которые транслируются в сознание и души соотечественников - в первую очередь, самых молодых и платежеспособных владельцев подписки, а потом и остальных - так как довольно скоро сериалы расходятся в бесплатный доступ и/ или эфирное ТВ. Например, упомянутый сериал «Хрустальный» транслируется с 23 января 2022 г. в 22.00 по две серии подряд в эфире Первого канала. Требование возрастной маркировки 18+ при этом, несомненно, соблюдается, но охват вещания федерального телеканала, несравнимо больший охвата платной интернет - платформы, позволит донести описанные выше ценностно - идеологические установки до максимального числа жителей РФ.

Еще в прошлом, 2020 году мы с коллегами делали вывод, что «консервативный поворот прокатной политики в нашей стране можно считать зафиксированным. И он определяется не столько личными вкусами или интересами представителей государственных структур, от которых зависит эта политика, а реальным эстетическим настроем киноаудитории - при всем ее разнообразии и относительно хаотичном состоянии российского эстетического поля»2. Сегодня, говоря о сериальном контенте, можно прийти к похожим выводам, однако декларируемые намерения продолжать продвигать и развивать в медиа темы травмы, педофилии, сексуального насилия над мальчиками, насилия вообще, как средства достижения успеха, должны настораживать. Текущие тенденции в этом сегменте информационного поля, обладающего значительным воздействием на умы и сердца телезрителей требуют внимания ученых-социологов, делают необходимым контент-анализ оригинальной продукции ТВ и онлайн-кинотеатров, чтобы оценить её влияние на социокультурную и медийную динамику российского общества и трансформацию его ценностной парадигмы.

1 https://tass.ru/kultura/9721853 [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

2 Комиссаров С. Н., Дубровин В. Л., «Консервативный поворот прокатного российского кино - шаг к восстановлению ценностного континуума? (на примере лидеров российского проката 2015-2020 гг.)» // (Гуманитарий Юга России. 2020 Том 9 (43) № 3, стр. 216-231.

Нельзя отрицать, что вопрос анализа и контроля ценностно -идеологического содержания контента становится сегодня задачей первостепенной важности для внутренней политики. Так, Министерство культуры России вынесло в январе 2022 г. на общественное обсуждение проект указа президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу - май 2022 г.) Согласно тексту проекта указа, к числу традиционных ценностей относятся: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»1. Таким образом, государство начинает возобновлять действия по регулированию насаждаемых в обществе ценностей. Одной из задач социологической науки видится контент - анализ видеопродукции, который бы позволил имплементировать обозначенные ценности и установки максимально эффективно. В конце концов, как писал Маршалл Маклюэн ещё в 1964 году, «как сейчас мы пытаемся взять под контроль непредвиденные последствия атомной бомбы, так в один прекрасный день мы попытаемся взять под контроль и непредвиденные последствия средств коммуникации»2.

Заключение

Таким образом, мы наблюдаем плюрализацию ценностно-идеологических ориентаций аудитории и формирование двух духовных «полюсов» - условно, консервативного и нового, подверженного веяниям извне и радикальным отечественным экспериментам - как результата процесса смены ценностей и норм современного общества России. Развитие технологий в последнее время обострило проблему, сегодня можно сказать уже не о плюрализации, а о размывании ценностно-нормативной системы российского общества и её разбалансировании.

1 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, ОСНОВЫ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, I.3. [Электронный ресурс] URL: https://regulation.gov.ru/pro-jects#npa=123967 дата обращения 05.02.2022 г.

2 Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека /Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. - 4-е изд. - М.: Кучково поле, 2014. С. 349 - 464 с.

Выше мы приводили цитату Маршалла Маклюэна, сравнившего коммуникации с атомной бомбой. Теперь же мы процитируем высказывание о массовой культуре, идеологии и бюрократии учёного, имевшего к бомбам непосредственное отношение. В 1968 году академик Сахаров написал в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»: «..свобода мысли в современном обществе находится под тройной угрозой: со стороны рассчитанного опиума "массовой культуры", со стороны трусливой и эгоистической мещанской идеологии, со стороны окостенелого догматизма бюрократической олигархии и ее излюбленного оружия - идеологической цензуры. Поэтому свобода мысли нуждается в защите всех мыслящих и честных людей»1.

Сегодня эти предсказанные угрозы не только многократно усилились благодаря выросшей мощи современных средств медиакомму-никации, но и приобрели новые формы в соответствии с бизнес-интересами, с точки зрения которых традиционные ценности вторичны. Либерально-постгуманистическая цензура, та самая «повестка», диктуется коммерческим интересом и стремлением разбалансировать систему традиционных культурных ценностей, чтобы дать дорогу вытеснению традиционной нормы и установлению «разноцветной» морали, деструктивной для человеческой сущности человека.

1 https://old.sakharov-center.ru/sakharov/works/razmyshleniya.php [Электронный ресурс] дата обращения 05.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.