ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ПОВОЛЖЬЯ В ИСТОРИОГРАФИИ XX-XXI ВЕКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧУВАШИИ)
Ключевые слова: русские традиционные обряды, полиэтническая среда, русское население в Чувашии.
Рассматривается историография традиционной обрядовой культуры русского населения за период XX-
XXI вв., освещаются особенности историографии советского и постсоветского периодов.
T.N. LYSOVA
TRADITIONAL HOLIDAYS AND CEREMONIES OF RUSSIAN POPULATION IN THE POLYETHNIC ENVIRONMENT IN THE VOLGA REGION IN HISTORIOGRAPHY OF 20-21 CENTURIES (ON THE MATERIAL OF CHUVASHIA)
The historygraphy of traditional customs of the Russian people's cultures for the period of 20-21 centuries are considered. The peculiarities of historygraphy of the soviet and postsoviet periods are highlighted in the article.
Противоречивая общественно-политическая ситуация, проблемы взаимоотношений между народами и социальными группами обострившееся на рубеже XIX-XX вв., вызвали интерес к этнокультурным процессам. В исследованиях по истории и культуре народов Среднего Поволжья большое внимание уделялось вопросам духовного обрусения «инородцев». В этом аспекте привлекают внимание труды С.В. Чичериной [32], Н.В. Никольского [19], Г.И. Ко-мисарова [6], Я.Д. Коблова [15, 16]. Книга С.В. Чичериной, написанная живым литературным языком, имела успех не только у специалистов, но и у широкого круга читателей. Вместе с тем автор отмечает, что между русскими и чувашами устанавливаются добрые отношения, чуваши начинают перенимать от русских все хорошее в быту, одежде [32, c. 103].
Сведения о расселении русских и особенностях их культуры и быта можно извлечь из книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», в которой помимо справочного материала имеются данные этнографического характера. Особый интерес представляет том, посвященный Среднему, Нижнему Поволжью и Заволжью [22, c. 482].
Богатый материал по традициям был собран А.А. Коринфским, который записывал увиденные и услышанные обычаи русских, приживавших в Симбирской губернии, в состав которой входили интересующие нас современной Алатырский и Порецкий районы Чувашии [17].
В советский период вопросы историко-этнографического изучения русского населения Чувашского края долгое время не становились предметом специального рассмотрения. Рост интереса к этнографии русских наблюдается в 50-е годы хХ в. Представляет интерес работа М.Н. Тихомирова «Российское государство XV-XVII веков», в которой автор на основе использования архивных и летописных материалов подробно исследует историю присоединения Чувашского края к Российскому государству [29, c. 5]. Она поможет наиболее полно изучить вопрос заселения и хозяйственного освоения Среднего Поволжья русскими.
Значительный труд о зимнем цикле русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. опубликовал В.И. Чичеров [33]. По мере описания он рассмотрел смысловое содержание зимних праздников, подтверждавших восточнославянским материалом теорию их аграрного происхождения, или трудовую теорию. К сожалению, он осветил содержание и формы праздников только от октября до нового года.
Важный вклад в изучение этнографии русского народа внес В.Я. Пропп. Им подробно рассмотрены отдельные компоненты всего цикла праздников. Опираясь на метод структурного анализа, на основе их повторяемости он сделал вывод о первичности в календарных праздниках погребальной и поминальной обрядности. Реконструируя фольклорные явления, В.Я. Пропп призывал пользоваться только индуктивным методом, т.е. идти «от изучения материала к выводам». Он считает, что праздники нельзя изучить изолированно один от другого, как это делалось прежде. Он показал, как в ходе анализа исходного материала, путем сравнения, в частности, с обрядом может быть реконструирована историческая действительность прошлого, в которой находятся корни сказочных мотивов, т.е. сходные элементы придают каждому празднику особое своеобразие. В.Я. Пропп предложил новый методологический инструментарий - структурный, генетический и исторический анализ [12, с. 23].
Значительный материал о праздниках и обрядах древней Руси представлен в трудах Б.А. Рыбакова [24, 25]. Автор показывает, что элементы мировоззрения глубочайшей древности сохранились в крестьянской среде России вплоть до XIX в., и в кое в чем - до начала XX в. Книга посвящена, во-первых, анализу восточнославянского язычества на протяжении всего первого тысячелетия нашей эры вплоть до встречи с христианством; во-вторых, дан сложный анализ взаимодействия древней народной религии с привнесенным извне христианством [24, с. 7]. Работа написана с использованием данных археологии, что позволило автору установить сроки языческих празднеств, их связь с фазами сельскохозяйственных работ, синкретизм языческого и церковного календарей.
«Очерки славянского язычества» Н.И. Толстого включили труды, посвященные языческой основе древнейшей славянской духовной культуры. Автор выявляет элементы славянской культуры, которые сохранились практически до наших дней в языке, народных верованиях, обрядах, фольклорных текстах. В книгу вошли статьи и заметки, писавшиеся и публиковавшиеся в разное время как в академических так и в неакадемических, в том числе научнопопулярных, изданиях. Эти работы разного жанра - от монографий до коротких заметок. Целью большинства работ была семантическая реконструкция мифологического содержания архаических ритуалов, верований, толкований снов, бытовых запретов и предписаний, разнообразных фольклорных текстов - песен, баллад, сказок, легенд, загадок, былин [31, с. 3].
В качестве применения сравнительного подхода представляет интерес монография В.К. Соколовой о весенне-летних календарных обрядах русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв. В ней рассматривается сохранившаяся народная обрядность. Анализируется не весь годовой круг сельскохозяйственного календаря, а только весенние и летние циклы, начиная с проводов зимы (масленицы) и встречи весны и кончая купальскими и петровскими обрядами. Сопоставление обрядов русских, украинцев и белорусов дает возможность выявить в них как общие элементы, восходящие, возможно, еще к славянской общности, так и разнообразные национальные, региональные и локальные формы, которые были приобретены в процессе исторического развития славянских народов. Обрядовые комплексы берутся в целом, чтобы представить праздник во всей его конкретности, своеобразии и многообразии, но в обрядовые комплексы наряду с элементами, специфическими для определения праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового ритуала в другой, повторялись в разные дни одни и те же похожие действия. Выделяется переплетение языческих и христианских элементов [28, с. 7].
Исследованию славянских традиционных верований, праздников и ритуалов посвящена работа Ф.С. Капицы, представленная в виде справочника, в краткой форме характеризуются языческие персонажи, фольклорные, христианские, народные праздники, ритуалы и таинства.
Основываясь на археологических и лингвистических материалах, А.К. Бай-бурин рассматривает традиционное мировоззрение как основу календарных обрядов, обычаев. Ученый считает, что развитие традиционного календаря было обусловлено накоплением эмпирических знаний о закономерностях природных процессов и явлений, что объяснялось практическими заботами и нуждами простого человека. Он выделяет обряды, которые связаны не только с аграрным хозяйством, но и со скотоводством, отмечая существенную роль животноводства в жизни крестьян. В другой работе А.К. Байбурина рассматривается ритуал в традиционной культуре. Опубликованный в ней материал фиксирует позднее состояние функционирования обрядности. Основная часть записей относится к XIX-XX вв., и это обстоятельство во многом определяет характер данного труда, который ориентирован главным образом на типологию, а не на реконструкцию обрядовой системы восточных славян. Привлечен материал, который необходим для выяснения принципиальных моментов структуры и семантики обрядов. Автор дает ответы на вопросы: что такое ритуал, каковы функции, структура и семантика восточнославянских обрядов, каким образом координируется их содержание. Этим определяется структура книги [1, с. 5].
В сборнике «Обряды и обрядовый фольклор» на примере отдельных видов фольклорных произведений показана возможность их исследования с применением различных научных методов в различных аспектах. Авторы сборника исходят из основного положения, что произведения обрядового фольклора нельзя рассматривать в отрыве от обрядов, в которые они входят. Без анализа обряда в целом и выяснения места и роли в нем словесных текстов часто нельзя полностью и правильно понять не только их смысл, но и структуру, символику, образность, их поэтические особенности [21, с. 5].
Большой интерес представляют работы М.М. Громыко о традиционных нормах поведения и формах общения русских крестьян, о семье и общине, об их традиционной духовной культуре. Автор тщательно рассматривает три вопроса по традиционным нормам поведения крестьянства XIX в., каждому из которых соответствует раздел книги. Хронологические рамки исследования заканчиваются временем отмены круговой поруки в уплате налогов и платежей или до начала столыпинской реформы. Для нас практический интерес представляют обычаи трудовой взаимопомощи. Заслуживают внимания с этой точки зрения формы общения, в которых органично соединялись хозяйственный занятия с многообразными видами развлечений, в том числе творческого характера. В народной традиции в отдельных видах работ (покос, например) четко проступает слияние в единую систему таких факторов, как трудовой ритм, влияние общественного мнения, трудовое воспитание, праздничность [5, с. 265]. Автор на основе свидетельств современников и других источников рассматривает нормы поведения различных групп крестьянства, поведения в труде и в праздничной обстановке.
Молодежь и обрядовая жизнь русской общины XIX - начала XX вв. представлены в работе Т.А. Бернштам. В ней определены специфика социального статуса, роли, функций, степень групповой обособленности и внутригрупповой консолидации молодежи не только в контексте традиционного образа жизни, но и в сопоставлении с аналогичными признаками всех возрастных слоев. Этим обусловлена оригинальная структура работы, ее содержание, чем особым образом подчеркивается «противостояние» молодежи другим «возрастам» [2, с. 7].
Значительный материал по интересующей нас теме представлен в энциклопедии «Русские». Издание состоит из двух частей. В первой освещается динамика расселения русских с XII в. по настоящее время. Их демографическое состояние на различных этапах истории, антропологические и лингвистические особенности разных регионов, хозяйственная деятельность, домостроительство, производство одежды и народная кухня. Не меньшее внимание уделено в первой части сельским и городским поселениям, типичному их хозяйственному значению, т.е. всему тому, что отражало как своеобразие поселений, так и последовательное социально-экономическое развитие их отдельных типов. Вторая часть книги посвящена широкому кругу вопросов, касающихся аспектов изучения семьи и семейного общественного быта, духовной культуры, народных знаний и декоративно-прикладного искусства. Значительное внимание уделено таким сюжетам, как национальное сознание и народная память, традиционный нравственный идеал и вера, народная религиозная концепция зарождения и начала жизни, женщина в русской семье X-XX вв., гражданские праздники послепетровской России [23, с. 5].
Важный вклад в изучение язычества и христианства привнесла книга Г.А. Носова «Язычество в православии», посвященная прошлому и настоящему православно-языческого синкретического комплекса, который исторически сложился в быту русского народа в процессе христианизации Руси. В работе дан сравнительно-исторический очерк религиозных верований, обычаев, отношений, бытовавших в среде русского крестьянства на протяжении периода конца XIX -начала XX вв. и современности. Автор попытался дать не только представление об истории православного язычества, но и проследить его эволюцию в современных условиях, рассмотреть, когда и какие религиозные предрассудки ушли из быта, каковы характер и формы проявления тех религиозно-бытовых пережитков, которые еще сохраняются, какое историческое наследие их питает, в какой среде он и еще бытуют, с какими остаточными моментами в жизненном укладе связаны [20, с. 5].
Значительным вкладом в научное освоение темы стал анализ взаимоотношений традиционной народной культуры и православия, стоявшего на ортодоксальных позициях неприятия народных праздников как проявлений язычества. Рассматривая официальный культ, мораль и догматику церкви как поверхностный налет, С.А. Токарев одновременно указывал на большое значение христианского магического элемента в народной обрядности [30].
Помимо специальной литературы издавались работы междисциплинарного характера. Так, с привлечением археологических данных исследовали славянские древности филологи В.В. Иванов и В.Н. Топоров, на стыке фольклористики и этнографии была создана серия научных сборников «Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор» со статьями Т.С. Макашиной, Л.М. Сабуровой, Л.А. Тульцевой, К.В. Чистова, Т.Г. Шаповаловой, которые рассматривали различные стороны обрядового фольклора, выявляли общеславянские корни и обрядовые особенности отдельных групп славян.
Представленные в трудах А.П. Смирнова материалы получены в результате раскопок в частности в Среднем Поволжье. Это дало возможность выяснить еще один сюжет взаимоотношений Руси с Булгарией. Автор рассматривает вопрос о культурных связях, установившихся в булгарский период. В результате получает четкие доказательства проживания русских еще в Волжской Булгарии [26, 27].
Бесценный вклад в изучение русского населения Среднего Поволжья и Чувашии внесли казанские ученые Н.В. Зорин и Л.И. Зорина, издавшие значительное количество фундаментальных работ, в которых характеризуются рус-
ская сельская семья, ее численность, структура, профессиональный и социальный состав. Авторы не оставили без внимания межнациональные браки и национально-смешанные семьи. Для написания работ был использован полевой этнографический материал, собранный в течение нескольких десятилетий. Авторы рассматривают тему работ как часть большой проблемы истории формирования и развития культуры и быта русского народа [13, 14].
Совместно с В.Н. Зориным работал казанский ученый Е.П. Бусыгин, который также проводил исследования русского населения Среднего Поволжья. В их трудах были исследованы материальная культура русского сельского населения Среднего Поволжья, пути формирования культуры и быта поволжских великороссов, выявлены культурно-бытовые связи русских с местными поволжскими народами [3]. Необходимо отметить, что казанские ученые стали первыми, кто занялся изучением русского населения в Поволжье и обозначил эту проблему.
Огромный вклад в изучение этнических процессов в Чувашии внес В.Д. Димитриев. Особое внимание им уделено историческим условиям развития отношений между чувашским и русским народами. Значительный этнографический материал о быте русского населения города Чебоксары содержится в одной из его монографий, в которой с привлечением большого количества фактов из русских летописей, из разрядных книг, актовых и делопроизводственных материалов автор приводит сведения о праздниках и обрядах горожан в разные эпохи [11]. Во многих других работах В.Д. Димитриев обращался к вопросам освоения русскими Чувашского края, установления и развития толерантных отношений между чувашами и русскими [9, 10]. Анализ этнодемографических процессов в Чувашии по данным ревизий XVII-XVIII вв. представлен в статье, в которой показана динамика численности не только чувашей, но и соседних народов, включая количественные параметры русского населения [8, с. 183].
Среди исследований современных авторов следует особо отметить работу В.П. Иванова, посвященную расселению чувашского народа. Автор рассматривает значительный исторический период с привлечением большого числа источников и литературы. Работа выполнена с применением новых методов историкоэтнографических исследований, поэтому представляет особый научно-теоретический интерес. Наряду с использованием материалов официальных переписей, опубликованных и архивных материалов широко применялись результаты массовых этносоциологических исследований. В работе рассмотрены особенности расселения, динамика численности и характеристика современного межэтнического взаимодействия на территории Чувашской Республики.
Серьезного внимания заслуживают исследования И.И. Демидовой, посвященные истории культурно-бытового взаимодействия русского и чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале XX вв., в которых на богатом источниковом материале анализируются вопросы межэтнических связей прежде всего в сфере материальной культуры [7].
В нашем исследовании использовался, главным образом, сравнительноисторический метод, в связи с чем нас интересовали работы по обрядам и праздникам чувашского народа, среди них издание, в котором в доступной форме повествуется о чувашском народе, включая его культуру [18]. Более подробные сведения о культуре чувашского народа содержатся в фундаментальной коллективной монографии под редакцией казанского исследователя Н.И. Воробьева. Издание состоит из двух частей, вторая, интересующая нас, часть монографии посвящена рассмотрению общественного и семейного быта, духовной культуры и народного творчества чувашского народа. К сожалению, в данной работе не
анализируются происходящие процессы преобразования быта и культуры чувашей, а изменения в этой сфере рассматриваются лишь в общих чертах [34].
Народная обрядность чувашей получила научную систематизацию в трудах
A.К. Салмина. Автор на основе изучения традиционных верований, фольклорных произведений проанализировал сельские (межсельские и общесельские), домашние, индивидуальные обряды, раскрыл древнейшие пласты духовной жизни чувашского народа. Отличительной чертой его исследования является системный, кроссжанровый (сказка-обряд) сравнительно-исторический анализ источников. Можно констатировать, что А.К. Салмин в популярной форме излагает свод чувашских традиционных праздников и обрядов, проводит их системный анализ [34].
Таким образом, начавшееся в XIX в. достаточно интенсивное этнографическое изучение праздничной обрядности русского населения, проживавшего в окружении чувашского этноса, в XX столетии вышло на новый уровень. Созданный массив литературы, значительный по объему и глубокий по содержанию, позволил перейти от частных выводов к более обоснованным обобщениям. Появилась возможность прослеживать тенденции, выявлять закономерности и региональные особенности в празднично-обрядовой сфере русского населения.
Литература
1. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека / А.К. Байбурин. Л.: Знание, 1989.
2. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в. / Т.А. Бернштам. Л.: Наука, 1988.
3. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья / Е.П. Бусыгин, В.Н. Зорин. Казань: Изд-во Казан. унта, 1984.
4. Бусыгин Е.П. Русское население Чувашской АССР: материальная культура / Е.П. Бусыгин, В.Н. Зорин. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960.
5. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М.М.Громыко. М.: Наука, 1986.
6. Гурий Комиссаров - краевед и просветитель. Уфа, 1999.
7. Демидова И.И. Русско-чувашские связи во второй половине XIX - начале XX вв. / И.И. Демидова; научн. ред.
B.Д. Димитриев. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2006.
8. Димитриев В.Д. Динамика численности чувашей в веках в сравнении с соседними народами /
В.Д. Димитриев // Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004.
9. Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века / В.Д. Димитриев. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1959.
10. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания / В.Д. Димитриев. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993.
11. Димитриев В.Д. Чебоксары. Очерки истории города конца XlII-XVII веков / В.Д. Димитриев. Чебоксары: ЧГИГН, 2003.
12. Золотова Т.Н. Календарные праздники русских Тоболо-Иртышского региона в конце XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук / Золотова Т.Н. Омск, 1997. 290 с.
13. Зорин В.Н. Русский свадебный ритуал / В.Н. Зорин. М.: Наука, 2001.
14. Зорин В.Н. Русская сельская семья Чувашской АССР / В.Н. Зорин, Л.И. Зорина. Казань: Изд-во Казан. ун-та
, 1980.
15. Коблов Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского края / Я.Д. Коблов. Казань, 1910.
16. Коблов Я.Д. О необходимости инородческих миссионеров в деле просвещения инородцев / Я.Д. Коблов // Православный собеседник. 1905. Апрель. С. 706-716; Май. С. 108-118.
17. Коринфский А.А. В мире сказаний. Очерки народных взглядов и поверий / А.А. Коринфский. СПб., 1905.
18. Культура Чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. Ч. 1.
19. Никольский Н.В. Сочинения / Н.В. Никольский. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. Т. I.
20. Носова Г.А. Язычество в православии / ГА. Носова. М.: Наука, 1975.
21. Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. С. 5.
22. Россия. Полное географическое описание отечества. СПб., 1899. Т. 1.
23. Русские. М.: Наука, 1999.
24. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.
25. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1981.
26. Смирнов А.П. Очерки средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. Материалы и исследования по археологии СССР / А.П. Смирнов. М., 1952. Т. 28.
27. Смирнов А.П. Волжские булгары / А.П. Смирнов. М.: Изд. Гос. ист. музея, 1951.
28. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов / В.К. Соколова. М.: Наука, 1979.
29. Тихомиров М.Н. Российской государство КУ-КУИ веков / М.Н. Тихомиров. М.: Наука, 1973.
30. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала XX вв. / С.А. Токарев. М.; Л., 1957.
31. ТолстойН.И. Очерки славянского языка / Н.И. Толстой. М.: ИНДРИК, 2003.
32. Чичерина С.В. У приволжских инородцев. Путевые заметки / С.В. Чичерина. СПб., 1905.
33. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XV-XIX вв. / В.И. Чичеров. М., 1957.
34. Чуваши. Этнографическое исследование. Духовная культура. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. Ч. 2.
ЛЫСОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1980 г. Окончила Чувашский государственный университет. Соискатель кафедры археологии, этнографии и региональной истории Чувашского университета. Область научных интересов - этнография русского населения Чувашии, традиционные праздники и обряды.