Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ КАВКАЗА (ПО ПОЛЕВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ РАЙОНОВ ЧЕЧНИ)'

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ КАВКАЗА (ПО ПОЛЕВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ РАЙОНОВ ЧЕЧНИ) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
630
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / ФЛОРА И ФАУНА / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / ЭПИДЕМИЯ / ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУБЦА / ГАНГРЕНА / ФУРУНКУЛЫ / РЕВМАТИЗМ / CAUCASUS / FLORA AND FAUNA / FOLK MEDICINE / EPIDEMIC / TREPANATION / SCAR USE / GANGRENE / BOILS / RHEUMATISM

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Шавлаева Тамара Магамедовна, Садулаев Эмилхан Султанович

Статья посвящена наиболее универсальным рецептам народной медицины, которые находили применение на Кавказе, в частности, традиционном обществе чеченцев. Высокая гуманность народных лекарей проявлялась в поисках лечебных средств в окружающей среде. Благодаря хозяйственному освоению территории проживания, человек научился извлекать пользу из растительного мира и животного мира. Подчёркнуто, что народная медицина является базисом научной медицины и сыграла огромную роль в деле сохранения здоровья и жизни человека. В периоды эпидемий чумы и холеры, частых военных конфликтов традиционное общество искало спасение только народными средствами лечения. Щадящие методы врачевания народных целителей оправдывали себя на практике и восхищали именитых людей, побывавших на Кавказе. Знаменитый военный хирург Н. И. Пирогов дал высокую оценку кавказским лекарям. Успехи народной медицины во много определялись богатой фауной и флорой Кавказского края. Они сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FOLK RECIPES FOR TREATING PATIENTS AS PART OF THE FOLK CULTURE OF THE CAUCASUS (BASED ON FIELD RESEARCH IN THE CHECHEN REGIONS)

The article is devoted to the most universal recipes of traditional medicine that were used in the Caucasus, in particular, in the traditional society of Chechens. The high humanity of folk healers was manifested in the search for remedies in the environment. Thanks to the economic development of the territory of residence, people have learned to benefit from the flora and fauna. It is emphasized that traditional medicine is the basis of scientific medicine and has played a huge role in preserving human health and life. During periods of plague and cholera epidemics and frequent military conflicts, traditional society sought salvation only with folk remedies. Gentle healing practices of traditional healers have proven themselves in practice and was fascinated by famous people who have visited in the Caucasus. The famous military surgeon N. I. Pirogov praised the Caucasian healers. The success of traditional medicine was largely determined by the rich fauna and flora of the Caucasus region. They remain relevant at the present time.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ КАК ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ КАВКАЗА (ПО ПОЛЕВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ РАЙОНОВ ЧЕЧНИ)»

Традиционные народные рецепты лечения больных как часть народной культуры жителей Кавказа (по полевым исследованиям районов Чечни)

Шавлаева Тамара Магамедовна;

доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской республики, tamara-shavlaeva@yandex.ru

Садулаев Эмилхан Султанович;

стажёр-исследователь отдела этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской республики, shumeriya@mail.ru

Статья посвящена наиболее универсальным рецептам народной медицины, которые находили применение на Кавказе, в частности, традиционном обществе чеченцев. Высокая гуманность народных лекарей проявлялась в поисках лечебных средств в окружающей среде. Благодаря хозяйственному освоению территории проживания, человек научился извлекать пользу из растительного мира и животного мира. Подчёркнуто, что народная медицина является базисом научной медицины и сыграла огромную роль в деле сохранения здоровья и жизни человека. В периоды эпидемий чумы и холеры, частых военных конфликтов традиционное общество искало спасение только народными средствами лечения. Щадящие методы врачевания народных целителей оправдывали себя на практике и восхищали именитых людей, побывавших на Кавказе. Знаменитый военный хирург Н. И. Пирогов дал высокую оценку кавказским лекарям. Успехи народной медицины во много определялись богатой фауной и флорой Кавказского края. Они сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

Ключевые слова: Кавказ, флора и фауна, народная медицина, эпидемия, трепанация черепа, использование рубца, гангрена, фурункулы, ревматизм.

История располагает многими свидетельствами о том, что у всех народов издревле существовали своеобразные методы лечения больных. К ряду свидетельств относятся находки хирургических инструментов, аптекарских ёмкостей, а также передаваемые из поколения в поколение устные информации о чудесных лекарях и волшебных лечебных мазях.

Народная медицина является частью народной культуры, в ней отражается, прежде всего, давность гуманных воззрений: сострадание человека к человеку и искреннее желание помочь больному, - всё это заставляет искать в окружающей среде средства для исцеления. Тема о народных методах лечения представляет интерес не только для научной медицины, но и для этнографов, изучающих народные знания, для специалистов в области ботаники и зоологии, поскольку флора и фауна дают сырьё для приготовления лечебных средств.

В данной статье, написанной на основе полевых материалов авторов (далее ПМА) с использованием литературных источников, изучены наиболее распространённые народные рецепты лечения больных в традиционном обществе чеченцев. Целью изучения является познание и сохранение практиковавших методов лечения в старину. Актуальность темы объясняется возросшим интересом к культуре народной медицины, поиском щадящих методов лечения с использованием натуральных продуктов. При изучении использованы

этнографические методы исследования, включая сбор материалов по народной медицине и включённое наблюдение авторов.

Исследования учёных показали, что традиционная медицина, практикуемая у кавказских народов, в частности, северокавказских, имела определённые успехи, что было обусловлено богатой фауной и флорой Кавказского края. Более того, они издавна проявляли интерес к рецептам мусульманской медицины, которые пришли в край с утверждением исламской религии. Популярность в крае приобрёл широко известный медицинский труд средневекового учёного, философа и врача Ибн Сины -«Канон врачебной науки». Не только в приграничной с Дагестаном Чечне, но и везде на Кавказе, большую практическую значимость имело медицинское сочинение «Ханнал мурад» (1714 г.), написанное на арабском языке, но со знанием местной флоры и её целебных свойств. Автором столь нужной работы являлся известный дагестанский учёный-богослов Дамадан ал- Мухи [1, с. 21].

Традиционная медицина народов Северного Кавказа, в том числе и чеченцев, являлась предметом внимания многих исследователей. «Отчет о путешествии по Кавказу» [2], составленный полевым хирургом Н.И. Пироговым, пребывание на Кавказе которого было связано с длительной Кавказской войной, содержит интересные сведения о горской медицине. Знаменитый врач был приятно удивлён, когда стал свидетелем факта, как местные лекари вылечивали конечности, не прибегая к ампутации даже в самых сложных ситуациях, а кровавые операции делали только для изъятия пуль.

Известный политик, историк Кавказа С. М. Броневский [3] и великий русский писатель Л. Н. Толстой [4], которые знали Кавказ не по наслышке, в своих произведениях оставили упоминания о традиционной народной медицине народов Кавказа. История народной медицины Северного Кавказа являлась

предметом исследования современных учёных Г. В. Василенко [5], З. Р. Алико-вой [6], Т. З. Ахмадова [7] и др. Традиционную медицину чеченцев изучали З. И. Яхъяева [8], Х. М. Батаев [9], этнографы З.И. Хасбулатова, З. А. Мадаева [10].

Согласно устной традиции, передаваемой из поколения в поколение, в традиционном обществе чеченцев имела место высокая смертность людей в периоды эпидемий чумы и холеры (чеч. ун). Самым универсальным средством в борьбе с инфекционными заболеваниями считались дым и горячая калорийная пища. Из пищи предпочтение отдавали горячему мясному бульону с добавлением разных целебных трав (чабрец, укроп). Как правило, в селениях, где свирепствовала эпидемия, разводили костры, что являлось своеобразным знаком бедствия, чтобы в село не заходили посторонние, с одной стороны, а с другой стороны, - таким образом получали смертоносные для переносчиков заболевания жар и дым. Дымом окутывали часто посещаемые места, жилые и хозяйственные помещения, одежду. Эпидемии в дореволюционной Чечне не имели местного происхождения, заразу завозили торговцы и другие странники из восточных стран. Источником заразы являлись и купленные у торговцев предметы одежды. В чеченских семьях окутывали дымом и при небольшом недомогании, и после посещения заброшенных мест, и от сглаза, чтобы защитить от нечистой силы. Для этого в небольшое блюдечко помещали кусочек шерсти, ваты или ткани, предварительно помаслив жиром животного происхождения. Затем добавляли крупинки соли, и всё это сжигали, чтобы получить дым для окутывания [11, ПМА]. Такое лечение в народной среде считалось очень эффективным, а с точки зрения науки, наверное, результат объясняется тем, что дым уничтожает заразные бактерии.

Высокая смертность имела место среди мужского населения во время частых войн и конфликтов. Нанесённые холодным или огнестрельным оружием

раны требовали срочного вмешательства. В таких случаях местные лекари в рану для дезинфекции помещали смо-чённые в мёде тампоны, а сквозные раны очищали жгутами. В качестве гипса накладывали шерстяной войлок или баранью шкуру. Трепанацию черепа делали с помощью примитивного инструмента — гам (скребок). Искусством проведения сложных операций особенно славились выходцы из высокогорного майстинского общества Чечни [12, ПМА].

Среди детей смертность также была достаточно высокой, и выживали дети только полноценные и крепкие, чем обеспечивалось жизнестойкое и здоровое поколение с хорошей функцией воспроизводства. Начиная с раннего возраста, детей не баловали, и развивались они в условиях, которые требовали выносливости. Тем не менее, существовали специальные рецепты, оберегающие детей от болезней и способствующие их закалке. Во-первых, лечение и воспитание детей доверяли только старшим в доме — дедушке, бабушке, тёте, дяде. Два-три раза в месяц ребёнку давали соску из свежего курдючного сала, которое, по их мнению, содержит особое вещество, укрепляющее организм. Укладывая на ночь ребёнка спать, бабушка часто смазывала подошвы ног и промежности нагретым топлёным маслом. Большую часть времени ребёнок должен был лежать в тёплой люльке (чеч. ага), чтобы не простудиться, а также, чтобы спина и ноги были ровными и красивыми. Если у ребёнка двигательные функции были не активными, и в положенное время не начинал ходить, его помешали в тёплое содержимое мешкообразного рубца жвачных животных. Как известно, рубец — это первый и самый крупный отдел пищеварительной системы, в котором под действием ферментов происходит разложение травы. Процедуру начинали сразу же после убоя животного, сделав надрез над брюшной частью, и, по мнению лекарей, тело ребёнка впитывало в себя необходимую энергию

для полноценного развития. Старшие не разрешали ребёнка много носить на руках, потакать его капризам, совершать при нём стыдные действия и чрезмерно ласкать, особенно мальчиков [13, ПМА].

Горцам часто приходилось лечиться от фурункулов и других болезней с накоплениями гноя, которые, как правило, сопровождались сильными болями. Для лечения таких недугов самым проверенным средством считалось сушёное курдючное сало давностью от одного года до трёх лет. Ломтик сала накладывали на больное место и закрепляли повязкой. Сало вытягивало содержимое настолько активно, что в ране начиналось пульсирование, и выходила в наружу гнойная масса, а состояние больного улучшалось сразу же. Часто бывало так, что в лунке оставался небольшой сгусток, что требовало вмешательство лекаря, который ловкостью пальцев выводил его без дополнительных разрезов [14, ПМА].

При болях, связанными с расстройством желудка, самым сподручным средством спасения являлось грушевое толокно, которым запасалась каждая хозяйка. Сушёные дольки лесной груши пропускали через жернова, после чего просеивали, и полученное толокно откладывали на хранение в сухое место. При необходимости из грушевого толокна готовили напиток, добавив на ковшик горячей воды (примерно, 1 л) одну полную ложку, после чего пили в течение дня. В сложных случаях с диареей готовили не напиток, а кашу. Передозировка приводила к запорам, что снималось уже отваром из кураги. При симптомах отравления рекомендовали выпить большое количество молочной сыворотки или простокваши, чтобы затем вызвать рвоту. Процедуру повторяли несколько раз. При переохлаждении организма, о чём свидетельствовали посиневшие губы, не дожидаясь начала простуды, взрослого и ребёнка окутывали горячим паром, для этого варили заранее заготовленные травы (к примеру, траву зверобоя) [15, ПМА].

Неспокойная жизнь горцев была полна неожиданных баталий. Иной раз бывали такие запушенные раны, что очевидным являлось начало гангрены, и под угрозой оказывались не только части тела, но и жизнь человека. Чеченские лекари умели останавливать опасный процесс гангрены, избегая ампутации конечностей. Один из таких рецептов остался в памяти народа под названием «Ма1аса дарба» («Лечение Мааса») по имени лекаря из селения Курчалой, широко практиковавшего лечение гангрены таким способом. Благодаря своей простоте и оригинальности, рецепт сохраняет актуальность и в наше время. Легендарный Маас сжигал охапку дров бука, аккуратно собирал золу и растворял одну горсть золы в 3-4 литрах тёплой воды, а затем больную конечность рекомендовал держать в ней в течение времени до одного часа. Процедура повторялась несколько раз, пока не становилось явным отступление болезни. Один из авторов данной статьи Садулаев Э. порекомендовал «Ма1аса дарба» тяжело больной жительнице из села Гвардейское — Ибрагимовой Асет, у которой началась гангрена от не заживающейся раны на почве сахарного диабета. В результате лечения процесс остановился, а рана зажила.

Если вдруг рана трескалась после кажущегося заживления и начинала кровоточить, то прикладывали кусочек свежей печени животного, но с условием, что животное до убоя было здоровое, а в самой печени отсутствовали признаки болезни (к примеру, брали во внимание цвет, упругость) [16, ПМА].

Часотку устраняли мазью, приготовленной на основе серы и жира. Болезнь уха, как следствие простуды, лечили тоже просто. В каждой семье хранился аптекарский сосуд — морская ракушка, из которой заливали в ухо разогретое топлёное масло. Единственная проблема заключалась в том, что масло должно было быть выработано из молока коровы, которую доили две жены одного мужа. Герой одноимённой комедии А. Хамидова Бож - Али по этому поводу заметил: кто осмелится пойти на

такое лечение, ведь от масла, что готовили соперницы, ухо же взорвётся [17, с. 265]. Видимо, секрет заключался в том, что соревнуясь между собой, женщины хорошо ухаживали за коровой. Далее соблюдали все производственные операции, в результате чего продукт имел эталонное качество.

При ревматизме к больному месту прикладывали свежую крапиву. А ещё лучше, если ревматизм схватывал так сильно, что невозможно было двигаться, то больному в разыгранной суматохе сообщали что-то очень неприятное (например, пожар!), от которого бедняга должен был вздрогнуть и вскочить, и.... ревматизм отпускал [18, ПМА].

Таким образом, мы рассмотрели некоторые, самые универсальные, методы врачевания, практиковавшие в прошлом повседневной жизни чеченцев, сыгравшие огромную позитивную роль в сохранении здоровья и жизни человека. Представляется, что в народной медицине заложено рациональное зерно, которое не следует игнорировать даже в современную эпоху высоких технологий. Необходимо помнить, что самыми целебными для человека являются те природные условия, взятые, разумеется, вместе с флорой и фауной, в которых он долго жил и формировался. Применение народных методов врачевания также должно быть взвешенным, так как механическое экспортирование рецептов с одного природного региона в другой (к примеру, в нашем случае с высокогорной зоны в равнинную), без учёта характерных особенностей, может быть плачевным. Это правило касается всех народных рецептов, но особенно осторожными следует быть с более сложными рецептами, которых в данной статье мы не рассмотрели.

Литература

1. Аликишиев Р. Ш. Очерки по истории здравоохранения Дагестана. - М., 1958.

2. Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. - Спб., 1849.

3. Броневский С. М. «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе».- М.,1823.

4. Виноградов П. Б. Народная и традиционная медицина в произведениях Л.Н. Толстого о Кавказе // Материалы научно-практической конференции. Ди-каревские чтения 1995 г. - Джубга, 1996.

5. Василенко В.Г. История здравоохранения и медицинского образования на Дону и Северном Кавказе (1800-1940 гг.). - Армавир, 2006.

6. Аликова З.Р. История народной медицины Северного Кавказа. Дисс... докт. мед. наук. - М., 2000.

7. Ахмадов Т.З. История здравоохранения и медицинского образования на Северо-Восточном Кавказе (XIX в. -1940 г.). - Ростов-на-Дону, 2014. -535с.

8. Яхъяева З.И. История народной медицины чеченцев и ингушей (XVШ-XX вв.): Дисс. ... канд. мед. наук. - М.,2007.

9. Яхъяева З.И., Батаев Х.М. Н.И. Пирогов о народной медицине чеченцев и ингушей // Вопросы гуманитарных наук. М., 2005. № 3 (18). С. 52-55.

10. Хасбулатова З.И., Мадаева З.А. Народная медицина чеченцев. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2012. - 366 с.

11. Общество Чеберлой. Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

12. Шаройский р-он Чечни. Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

13. Итум-Калинский р-он Чечни. Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

14. с. Памятой. Шатойский р-он Чечни. Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

15. с. Комсомольское (Наурский р-он). Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

16. Общество Чеберлой. Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

17. Хамидов I. Дийцарш, пьесаш (на чеченском языке). - Грозный, 1970. -280 с.

18. с. Побединское (Грозненский р-он). Полевые материалы по народной медицине (1980-2019 гг.).

Traditional folk recipes for treating patients as part of the folk culture of the Caucasus (based on field research in the Chechen regions) Shavlaeva T.M., Sadulaev E.S.

Institute of humanitarian studies of the Academy of

Sciences of the Chechen Republic The article is devoted to the most universal recipes of traditional medicine that were used in the Caucasus, in particular, in the traditional society of Chechens. The high humanity of folk healers was manifested in the search for remedies in the environment. Thanks to the economic development of the territory of residence, people have learned to benefit from the flora and fauna. It is emphasized that traditional medicine is the basis of scientific medicine and has played a huge role in preserving human health and life. During periods of plague and cholera epidemics and frequent military conflicts, traditional society sought salvation only with folk remedies. Gentle healing practices of traditional healers have proven themselves in practice and was fascinated by famous people who have visited in the Caucasus. The famous military surgeon N. I. Pirogov praised the Caucasian healers. The success of traditional medicine was largely determined by the rich fauna and flora of the Caucasus region. They remain relevant at the present time.

Keywords: Caucasus, flora and fauna, folk medicine, epidemic, trepanation, scar use, gangrene, boils, rheumatism. References

1. Alikishiev R. sh. Essays on the history of healthcare

in Dagestan. - M., 1958.

2. Pirogov N. I. Report on a trip to the Caucasus. - St.

Petersburg, 1849.

3. bronevsky S. M. "the Latest geographical and

historical news about the Caucasus". - M., 1823.

4. Vinogradov P. B. folk and traditional medicine in the

works of Leo Tolstoy about the Caucasus // Materials of the scientific and practical conference. Dikarev readings 1995 - Dzhubga, 1996.

5. Vasilenko V. G. History of health care and medical

education in the don and North Caucasus (18001940). - Armavir, 2006.

6. Alikova Z. R. History of folk medicine in the Northern

Caucasus. Diss... doctor. med. Sciences. - M., 2000.

7. Akhmadov T. Z. History of health and medical

education in the North-Eastern Caucasus (XIX century -1940 g). - Rostov-on-don, 2014. -535c.

8. Yakhyayeva Z. I. the History of traditional medicine

of Chechens and Ingush (XIX-XX centuries): Diss. kand. med. Sciences. - M.,2007.

9. Yakhyayeva Z. I., Bataev H. M. N. And. Pies on

traditional medicine of Chechens and Ingush // Questions of the Humanities, Moscow, 2005. No. 3 (18). Pp. 52-55.

10. Khasbulatova Z. I., Madaeva Z. A. folk medicine of Chechens. - Elista: ZAOr " NPP "dzhangar", 2012. - 366 p.

11. Cheberloy Society. Field materials of traditional medicine (years 1980-2019).

12. Sharoysky district of Chechnya. Field materials on folk medicine (1980-2019).

13. Itum-Kalinsky district of Chechnya. Field materials of traditional medicine (years 1980-2019).

14. Shatoysky district of Chechnya. Field materials on folk medicine (1980-2019).

15. Komsomolskoe village (Naursky district). Field materials on folk medicine (1980-2019).

16. Cheberloy Society. Field materials of traditional medicine (years 1980-2019).

17. Khamidov I. Dinars, pieces (in the Chechen language). - Grozny, 1970. -280 p.

18. C. Pobedinskoe (Grozny district). Field materials on

folk medicine (1980-2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.