Научная статья на тему 'Традиционные народные праздники и русская народная песня как фактор творческого развития и воспитания детей младшего школьного возраста'

Традиционные народные праздники и русская народная песня как фактор творческого развития и воспитания детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3800
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК / TRADITIONAL NATIONAL HOLIDAY / РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / RUSSIAN NATIONAL SONG / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE DEVELOPMENT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДЕТИ / CHILDREN / ИСКУССТВО / ART / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ART CREATIVITY / НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / NATIONAL TRADITION / ОБРЯДЫ / CEREMONIES / ОБЫЧАИ / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Е.В.

В статье рассматривается вопрос о традиционных народных праздниках и русской народной песни как факторе творческого развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Выявлено тесное взаимодействие народного праздника с русской народной песней, обрядом и традицией. Определена роль и черты традиционного праздника и русской народной песни. Изучено влияние народного праздника и песни на творческое развитие и воспитание детей, на формирование личности ребенка. Анализируются результаты исследования познания и взаимосвязи традиционного праздника и народной песни. В заключении подведены итоги, где выявлена необходимость творческого развития и воспитания подрастающего поколения средствами традиционной культуры, изучение их элементов, воздействия на формирование личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional national holidays and a Russian national song as a factor of creative development and education of primary school age children

The article deals with the question of traditional national holidays and the Russian national song as a factor of creative development and education of young school age children. It reveals a close interaction of a national holiday with the Russian national song, customs and traditions. The paper defines the role and features of a traditional holiday and the Russian national song. It studies the influence of a national holiday and a song on creative development and education of children, on formation of the personal identity. It analyses the results of the research of cognition and interrelation of a traditional holiday and a national song. In the conclusion the article sums up that there is the need of creative development and education of younger generation by means of traditional culture, studying its elements, impacts on formation of the identity of the child.

Текст научной работы на тему «Традиционные народные праздники и русская народная песня как фактор творческого развития и воспитания детей младшего школьного возраста»

новые исследования молодых ученых

Козлова Е.В.

традиционные народные праздники и русская народная песня как фактор творческого развития и воспитания детей младшего школьного возраста

В XXI веке важную роль в творческом развитии детей, а так же становление детей как личности играет искусство, в частности музыкальное. Для перспективы творческого развития и совершенствования педагогического процесса в целом, нужно уделять должное внимание детскому художественному творчеству.

Сегодня наблюдается реформирование в области образовательной политики, где повержены изменениям экономическая и культурная жизнь. Первостепенными задачами современного образования являются: сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Возрождаются народные традиции музыкально - эстетического воспитания, организации досуга детей средствами искусства, в частности русской народной песни.

Путь к познанию культуры своей страны, освоению художественного творчества младших школьников, направлен на песенно - игровые традиции и календарно - обрядовые праздники. Несмотря на то, что сегодня многие старинные обычаи переосмыслены и наполнены новым содержанием, их основа и обрядовость сохранена.

Зима - «Колядка», «Святки», «Зимние вечёра»;

Весна - «Масленичные песни», «Волочебные песни», «Качельные песни»;

Лето - «Купальские песни», «Сенокосные песни»;

Осень - «Трудовые песни», «Жатвенные песни».

Творческое развитие и воспитание детей сегодня реализуется через познание народно - художественного творчества, выступление детских фольклорных коллективов на традиционных народных праздниках. Народная культура России так же нуждается в возрождении, сохранении и дальнейшем своем продвижении.

Организация праздника на народной основе должна обязательно вводить детей в художественно - творческую составляющую народной культуры, с це-

лью изучения основных ее категорий.

Художественное творчество для детей младшего школьного возраста является внутренней необходимостью, в соответствии со своими индивидуальными потребностями.

Традиционные народные праздники и обряды, обычаи и традиции, народная песня и танец, постепенно поднимаются на основную ступень культурной жизни общества. Как отмечает О.А.Калинина, народный праздник - это традиционная форма единения общества, и поэтому «пение, танцы, игры и развлечения, вместе со всеми, создают ощущение целостности, коллективного творчества, и необходимое чувство солидарности» [1, с.121].

Выдающиеся педагоги, психологи, этнографы доказали, что в каждой стране есть свои обычаи и порядки, а так же исторические формы и средства национального воспитания. Как описывает Г.Н.Волков в своем этнопедагогическом очерке: «В трудовом народе, испокон веков выработался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и к поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия» [2, с.61].

Сегодня общество начинает осознавать всю ценность и важность таинства внутреннего самосознания, где важным аспектом становится изучение традиционных народных праздников и русской народной песни. Вместе с тем, педагогика музыкального образования, которая базируется на изучении традиционных праздников и русской народной песенной традиции, не имеет должного методического обеспечения. У детей младшего школьного возраста часто нет возможности погрузиться в процесс освоения подлинной народной музыкальной культуры, песенной традиции в частности.

Отсюда выявляется главная проблема общего образования, которая заключается в возрождении и сохранении народно - певческой культуры в контексте творческого развития, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Отечественный исследователь теории и методики организации традиционных народных праздников А.В. Бенифанд утверждал, что «традиционные праздники удовлетворяют широкий спектр материальных и духовных потребностей общества и личности» [3, с.25].

Для нашего исследования, большое значение имеют работы по вопросам творческого развития и воспитания детей средствами народной культуры, изложенные в трудах таких исследователей, как: Т.И.Бакланова, Т.Я.Шпикалова, М.Н.Мельников, В.И.Полунина. Интерес к русской народной культуре, к традиционным праздникам, русским народным песням в научных работах, направлен на сохранение и передачу детям младшего школьного возраста эстетических, творческих, патриотических категорий.

Развитие, обучение и образование ребенка формируется при взаимоотно-

шении друг с другом, с окружающим миром, а так же внутренней гармонии самого себя. Так считают педагоги и психологи: В.А. Крутецкий , Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, К.К. Платонов, Л.В.Занков, и другие. Ребенок раскрывает свои внутренние зажатые фазы, проявляя себя спокойнее, добрее, с уважением к чужому мнению.

Еще одной задачей данного исследования является привитие детям младшего школьного возраста чувства соединения к своим народным традициям, духовным ценностям, истории русской культуры, любви к русской народной песне. Знакомясь с традиционными народными праздниками и русской народной песней, дети начинают чувствовать культурное наследие своих предков.

Для более углубленного понимания проблемы возрождения и сохранения русской традиционной культуры, традиционных праздников, русской народной песни, необходимо обратиться к теоретическим аспектам терминологии и систематизации народных праздников в педагогической и искусствоведческой литературе.

Как известно, во всех обществах многие обряды протекали в обстановке праздников (в необходимых условиях социального быта). Понятие «праздник», «свят», Дёмина Л.В. расшифровывает, как воскресенье, общинные и семейные торжества; термин «свят» закрепился и за ритуальными днями, не предполагающими окончания работы [4, с.103-107].

Праздники - это живая сторона народной культуры, которая наиболее ярко и насыщенно отражает древние обычаи и традиции, исторический опыт нашего народа. Для детей это очень важно, так как они не только знакомятся с народными традициями нашей культуры, но и выносят свои знания в повседневную жизнь. Естественно и непринужденно нужно передавать детям положительные эмоции, создавать интерес, раскрывая его творческие способности и возможности.

Ни один традиционный народный праздник, с участием детей младшего школьного возраста, не обходится без исполнения русских народных песен, игры на музыкальных инструментах (свистулька, колокольчик, деревянные ложки, дудка, балалайка), народной хореографии.

Песня - это распространенная форма вокальной музыки, которая объединяет поэтический текст с мелодией. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения. Исполняются как сольно, так и хором, с сопровождением и без [5, с.36].

Русская народная песня - это древний жанр вокальной музыки. Свои песни есть у всех народов мира. Русская песня передавалась устно, от человека к человеку, из уст в уста, от старшего поколения к младшим. Как только ребенок рождался, он уже сразу слышал, как поет его мама, сначала это нежная колыбельная, потом мамин рассказ интереснейшей и захватывающей сказки, затем веселые и забавные прибаутки. А, подрастая, он начинал запоминать разные песни и даже подпевать - это были и календарные песни, бытовые, семейные. Так и запоминалась песня наизусть [6, с.102-105].

Календарными обрядовыми называют песни, приуроченные к определенным периодам или датам земледельческого календаря и выполняющие определенную магическую функцию [7, с.9].

По мнению О.А.Пашиной, календарные обряды и песни рассматриваются как единый цикл, а не как набор отдельных ритуалов и календарно - песенных жанров [8, с.7], несмотря на то, что в современном виде этот цикл представляет собой результат длительного исторического развития (как верно заметил И.Зем-цовский) [9, с.26].

Большое значение в творческом развитии и обучении детей младшего школьного возраста, при освоении русской народной песни, имеет такой художественный жанр, как импровизация. Для исполнителей песни, она была обычным явлением. Каждый певец пытался внести свою «музыкальную изюминку», придать песне личную красоту.

Русская народная песня передавалась бесписьменным путем, являясь безымянной. Все эти песни были великим достоянием народа, где каждый участник

- исполнитель был так же и соавтором общего дела.

Русская народная песня никак неотделима от множества других видов художественного творчества. Исполнение календарных народных песен обязательно сопровождается игрой на народных музыкальных инструментах, задорной пляской, жестами. В некоторых песнях присутствуют даже «магические» действия - волшебство и колдовство. Качельные песни исполняли, сидя на качелях; хороводные - с вождением хороводов; подблюдные песни - исключительно с магической силой, и т.д.

Календарные праздники - это способ воплощения и соединения человека с природой.

Таким образом, народные праздники и русская народная песня имеют неразрывную магическую связь с ритмом природы, с человеческой деятельностью, с биоритмами отдельной личности. Каждый традиционный праздник и русская народная песня становится символом новой жизни, её обновления, омоложения, временем, в котором соединяются прошлое, настоящее, и «идеальное» будущее [10, с.133-137].

Для получения объективных данных и выявления уровня в решении наших поставленных задач, мы провели исследование, на основе эмпирического метода

- наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение результатов.

В исследовании приняли участие дети общеобразовательной школы г.Калуга, а так же дети Калужской обл., Жиздринского район, д.Мужичино- I, II, III класс. Всего задействовано 86 детей. Вопросы были связаны с традиционными народными праздниками и обрядами.

Полученные данные говорят о том, что дети младшего школьного возраста мало знакомы с народными праздниками и с чем они связаны. Дети не смогли отличить народный праздник от обряда. Например, на вопрос:

•«В какое время года, и на какой праздник пели качельные песни?»

•«При каких действиях пели подблюдные песни? и что это такое?» - дети

затруднялись ответить.

Второй этап метода исследования заключался в познании русской народной песни. Детям была поставлена задача, импровизировать народную песню. Была задана свободная импровизация (то есть без определенного жанра, стиля, гармонии, мелодии, ритма).

Каждый ребенок показал свой природный талант и проявил творческие возможности.

В целом, проведенный нами анализ показал:

- в деревенском поселении дети частично сохранили истоки традиционной русской культуры, знание русских народных песен, там ежегодно проводятся народные празднования, что способствует сохранению и творческому развитию учащихся.

- деревенские дети являются участниками того или иного праздника, поэтому информированы чуть больше, чем городские жители.

- и в городском, и в деревенском поселении, в общеобразовательных школах сохранена традиция проведения народных праздников, что влияет на творче-ско - художественное сознание и развитие детей.

Экспериментальное исследование нам показало, что при возрождении и сохранении традиционных народных праздников, а так же изучение русских народных песен нужен комплексный подход, куда входит не только музыкальное, словесное, но и хореографическое и изобразительное искусство.

При творческом развитии и воспитании, у детей формируется интерес к данной деятельности и вырабатывается потребность в обращении внимания на самого себя, на своё внутреннее «я». Обучая детей через национальные традиции и обряды, формируется чувство патриотичности, внутреннее познание и уважение к истории и культуре своего народа. Развиваются познавательные навыки; творческая память; эстетический вкус, где выстраивается внутренняя модель.

В классе, где проходят занятия традиционной культуры, были созданы наглядные элементы фольклорного содержания. Развешаны народные костюмы, сделан декоративный забор из веток ивы («плетень», «тын»), на них повешена глиняная посуда (кувшины), все украшено подлинными вышитыми рушниками, кокошниками, выставлена литература по народно - художественному творчеству.

В настоящее время традиционные народные праздники не входят в обыденность существования человека. Поэтому воссоздать, сохранить и выявить педагогические условия - это главная задача в изучении и развитии народно-песенной культуры.

Сегодня происходит возрождение народных традиций массового музыкально-эстетического воспитания, организации досуга детей средствами искусства, в частности средствами русской народной песни. Русская народная песня была и остается своеобразным родником, питающим сердца большого количества людей. Она представляет «музыкально-эстетическую кладовую», которая позволяет формировать художественно-творческий потенциал подрастающего поколения.

литература

1. Калинина, О.А. Этническая культура марийцев (традиции и современность) // АЭМК - Вып. 26 (Сбор. статей МарНИИ). - Йошкар - Ола, 2002. 152 с.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей. Чебоксары. Чуваш. кн. Изд-во, 1997, 341 с.

3. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность // А.В.Бе-нифанд. - Красноярск: изд-во Красноярского Университета, 1986, 141 с.

4. Дёмина, Л.В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник ЧГАКИ. 2011. №1 (25) С.103-107.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986. - С.36.

6. Козлова, Е.В. Приобщение детей к традициям русской народной песни. // Вестник Калужского Университета. РИА «Калужский Печатный Двор», 2015. С. 102-105.

7. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб.пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч.1: История, бытование, музыкально - поэтические особенности. - М.: Музыка, 2007. - 400 с.

8. Пашина, О.А. Календарно - песенный цикл у восточных славян. - СПб.: Композитор. Санкт - Петербург, 2006. - 280 с.

9. Земцовский, И. Методика календарных песен. Л., 1975. 114 с.

10. Лебедева, Е.И., Керимшеева О.А. Русские народные праздники как средство этнохудожественного образования студентов // Наука и современность. 2015. №37-1 С.133-137.

Руднев Я.И.

гендерные особенности информационного потребления современной молодежи, имеющей право участвовать в выборах

Исследование специфики культуры информационного потребления современной молодежи обусловлено влиянием большого числа доступности информации и способов ее обработки. Медиапотреблению в научном сообществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.