Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВВ КОНТЕКСТЕ КОНВЕРГЕНТНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВВ КОНТЕКСТЕ КОНВЕРГЕНТНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОНЛАЙН-КУРС / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONVERGENT TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ONLINE-COURSE / INTERNET-RESOURCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COGNITIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монастырская Елена Александровна, Дерябина Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме использования базовых методов обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в современных условиях технологического прорыва. Представлены результаты апробации алгоритма использования онлайн-курсов и Интернет-ресурсов, разработанного с учетом базовых методов обучения и конвергентных технологий. Цель исследования - сформулировать алгоритм обучения иностранному языку, сочетающий принципы традиционной методики и современные конвергентные технологические достижения для формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов. Методология исследования осуществляется в рамках компетентностного, компаративного и когнитивного подходов и базируется на следующих методах: описательный, сравнительный, аналитический. Проанализированы принципы традиционных методов обучения иностранному языку и сущность современных педагогических подходов. Изучены результаты взаимовлияния информационно-коммуникационных и когнитивных технологий. Сформулированы принципы комплексного использования традиционных и прогрессивных методов в обучении иностранному языку. Методически обоснованный алгоритм позволяет сформировать онлайн-курс с использованием Интернет-ресурсов, включающих аутентичный языковой материал. Обучение в таком формате предполагает этапы ознакомления с языковыми явлениями в рамках когнитивного и компаративного подходов, отработку материала и тестирования сформированных навыков посредством современных технологий в онлайн-режиме. Представленный алгоритм комплексного использования базовых методов обучения иностранному языку в сочетании с последними достижениями в сфере информационно-коммуникационных и когнитивных технологий позволяет эффективно формировать и развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, тестировать уровень сформированности коммуникативных навыков и стимулировать интерес к дальнейшему изучению иностранного языка. В результате анализа полученных данных стала очевидной необходимость нового подхода в обучении иностранному языку - комплексное использование традиционных методов и конвергентных технологий для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов в современных условиях технологического прорыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монастырская Елена Александровна, Дерябина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FOREIGN LANGUAGE TEACHING AND CONVERGENT TECHNOLOGIES IN NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article is devoted to the problem of using basic methods of foreign language teaching students in non-linguistic higher education institutions under the modern circumstances of technological leap. The authors represent the algorithm of using online-courses and Internet-resources that was established with reference to basic teaching methods and convergent technologies. The purpose of the investigation is to formulate an algorithm of teaching foreign language that combines principles of traditional methods and modern technological achievements as to develop communicative competence of students in non-linguistic higher education institutions. The investigation methodology is carried out in the frame of competence-based approach, comparative and cognitive ones. It is based on such methods as descriptive, comparable and analytical. The authors analyze the traditional methods of foreign language teaching and modern pedagogical approaches; scrutinize the results of interinfluencing the cognitive technologies and information and communication ones; formulate principles of multiple use of traditional and progressive methods in foreign language teaching. Theoretically grounded algorithm makes it possible to create online-course based on Internet-resources with authentic language material. Such a teaching format assumes the following stages: getting acquainted with language phenomena in the frame of cognitive and comparative approaches, makeup work and testing established skills by means of modern technologies in online mode. The algorithm of multiple using basic methods of foreign language teaching combined with the latest advances in the sphere of cognitive and information and communication technologies provides effective formation and development of students’ communicative competence, testing established skills and stimulation of interest to further studying foreign language.The results obtained make it obvious that nowadays effective development of communicative competence of students in non-linguistic higher education institutions needs to be based on multiple use of traditional pedagogical methods and convergent technologies.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВВ КОНТЕКСТЕ КОНВЕРГЕНТНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Монастырская Е.А., Дерябина Н.В. Традиционные методы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в контексте конвергентности технологий // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Monastyrskaya E.A., Deryabina N.V. (2020). Traditional foreign language teaching and convergent technologies in non-linguistic higher education institutions. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN520.pdf (in Russian)

УДК 37.02 ГРНТИ 14.35.09

Монастырская Елена Александровна

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат филологических наук, доцент E-mail: dzorochka@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8490-2161

Дерябина Наталья Владимировна

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: keme1974@mail.ru

Традиционные методы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в контексте конвергентности технологий

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования базовых методов обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в современных условиях технологического прорыва. Представлены результаты апробации алгоритма использования онлайн-курсов и Интернет-ресурсов, разработанного с учетом базовых методов обучения и конвергентных технологий. Цель исследования - сформулировать алгоритм обучения иностранному языку, сочетающий принципы традиционной методики и современные конвергентные технологические достижения для формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов. Методология исследования осуществляется в рамках компетентностного, компаративного и когнитивного подходов и базируется на следующих методах: описательный, сравнительный, аналитический. Проанализированы принципы традиционных методов обучения иностранному языку и сущность современных педагогических подходов. Изучены результаты взаимовлияния информационно-коммуникационных и когнитивных технологий. Сформулированы принципы комплексного использования традиционных и прогрессивных методов в обучении иностранному языку. Методически обоснованный алгоритм позволяет сформировать онлайн-курс с использованием Интернет-ресурсов, включающих аутентичный языковой материал. Обучение в таком формате предполагает этапы ознакомления с языковыми явлениями в рамках когнитивного и компаративного подходов, отработку материала и тестирования сформированных навыков посредством современных технологий в онлайн-режиме. Представленный алгоритм

https:// mir-nauki. com

комплексного использования базовых методов обучения иностранному языку в сочетании с последними достижениями в сфере информационно-коммуникационных и когнитивных технологий позволяет эффективно формировать и развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, тестировать уровень сформированности коммуникативных навыков и стимулировать интерес к дальнейшему изучению иностранного языка. В результате анализа полученных данных стала очевидной необходимость нового подхода в обучении иностранному языку - комплексное использование традиционных методов и конвергентных технологий для эффективного формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов в современных условиях технологического прорыва.

Ключевые слова: конвергентные технологии; обучение иностранному языку; онлайн-курс; Интернет-ресурс; коммуникативная компетенция; информационно-коммуникационные технологии; когнитивные технологии

Актуальность темы данной статьи обусловлена новыми детерминантами развития общества, в число которых входят конвергенция технологий и скоростной обмен информацией. Конвергенция технологий - это взаимовлияние и взаимопроникновение нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий, определяющих фундаментальный технологический прорыв, который, в свою очередь, принципиально меняет современный общественный уклад. Обмен информацией становится практически мгновенным, что предполагает наличие не только языковых навыков, но и владение информационными технологиями. Это определяет основную цель нашего исследования - сформулировать алгоритм обучения иностранному языку, сочетающий принципы традиционной методики и современные конвергентные технологические достижения для формирования и развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.

Объектом исследования является процесс формирования навыков языковой компетенции в условиях комбинированного использования традиционных методик и конвергентных технологий. Предмет исследования - конвергентные технологии как средство формирования и развития языковой компетенции в условиях технологического прорыва. Гипотезой исследования является следующее положение: методически обоснованный алгоритм комплексного использования базовых методов обучения иностранному языку в сочетании с последними достижениями в сфере информационно-коммуникационных и когнитивных технологий позволяет эффективно формировать и развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, тестировать уровень сформированности коммуникативных навыков и стимулировать интерес к дальнейшему изучению иностранного языка.

Методологическая база исследования, направленного на формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов в условиях технологического прорыва, основана на комплексном использовании базовых методов обучения в рамках компетентностного, компаративного и когнитивного подходов. Исследование базируется на описательном, сравнительном и аналитическом методах с учетом достижений конвергентных технологий.

В настоящее время прорыв в сфере информационно-коммуникационных и когнитивных технологий является очевидным. Достижения в данных областях диктуют особый ритм во всех видах деятельности современного социума, в том числе и в образовании. Высокоскоростной

Введение

Методы

https:// mir-nauki. com

обмен информацией среди профессионалов и исследователей разных стран определяет необходимость владения не только языковой компетенцией, но и информационно-коммуникационными и когнитивными навыками. Это обусловливает изменение в парадигме современного обучения иностранному языку в вузе - комбинирование традиционных методов и современных достижений в сфере конвергентных технологий. Для достижения оптимального результата необходимо проанализировать сущность фундаментальных подходов и методов в свете современных реалий с целью получения эффективного алгоритма обучения иностранному языку, сочетающего принципы традиционных методик и технологий и современные конвергентные технологические достижения для студентов неязыковых вузов.

Современные методики и технологии обучения иностранным языкам базируются на многочисленных методах и осуществляются в рамках тщательно разработанных подходов, доказавших свою эффективность. Сущность теоретических основ и практические алгоритмы обучения сформулированы и представлены как в трудах отечественных, так и зарубежных авторов. Отметим, что в современной методологии термин «технология обучения» становится более частотным по сравнению с термином «методика обучения» [1-3]. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в современном мире высокоскоростного информационного обмена успешная интеркоммуникация становится важнее формы высказывания. Отсюда превалирующая роль технологии, которая, в отличие от методики, ориентирована на достижение конкретного результата в рамках каждого периода обучения. Технология обучения предполагает диагностику навыков и конкретный набор методов и приемов для достижения сформулированной цели на каждом обучающем этапе. В отличие от технологии методика обучения направлена на формирование языковой компетенции в целом, что позволяет преподавателю комбинировать подходы, приемы и методы конкретного обучающего курса. Однако методика обучения не предполагает деление процесса обучения иностранному языку на этапы в зависимости от конкретной цели. Это обусловливает более глобальный характер методики обучения в сравнении с прикладной направленностью технологии обучения. Иными словами, технология обучения - это часть методики, направленная на формирование и развитие конкретного навыка в рамках поставленной задачи. Комплекс компонентов технологии обучения иностранному языку, приемы и методы диагностики, подачи и отработки материала реализуются в рамках современных подходов. Наиболее эффективными с точки зрения современной образовательной парадигмы являются компетентностный, личностно-ориентированный и культурологический подходы.

Компетентностный подход обобщает современные образовательные тенденции и формирует базовые принципы остальных подходов, а также необходимые компетенции для успешного межличностного и межкультурного взаимодействия [4; 5]. Компетентностный подход позволяет реализовывать постулаты личностно-ориентированного и культурологического подходов в контексте современных образовательных реалий.

Личностно-ориентированный подход направлен на использование индивидуальных особенностей восприятия и переработки информации обучающегося, а также конкретных личностных мотиваций и интеллектуального потенциала как основу для формирования конкретного алгоритма обучения иностранному языку. Ориентированность современного образования на эффективное межличностное общение и информационный обмен определяет направленность данного подхода. Это не достижение максимально точных результатов в аудировании, говорении и письме на иностранном языке, а осуществление успешной коммуникации посредством указанных видов речевой активности [6]. Таким образом, базовыми принципами данного подхода являются максимальная самостоятельность обучающихся в процессе обучения, ориентированность на их культурные ценности, интеллектуальный потенциал и внутреннюю мотивацию.

Культурологический подход эффективно дополняет и расширяет функции компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Основной целью культурологического подхода является формирование и развитие навыков иноязычной речи для успешной коммуникации с представителями разных культур, то есть межкультурной коммуникативной компетенции. Данная компетенция обеспечивает интеграцию в мировую профессиональную сферу деятельности в контексте современных ценностей и норм поведения. Основными компонентами данного подхода являются принципы открытости, равенства культур, компаративности, эмоциональности, когниции.

Принцип открытости предполагает взаимодействие культур, которое осуществляется посредством познания и принятия сущности иной культуры, понимания ее различий и основополагающих элементов. Формирование ментальной и эмоциональной готовности к принятию ценностей другой культуры обеспечивает успешное взаимодействие людей с различными картинами мира. Анализ компонентов картины мира изучаемого языка и сравнение их с картиной мира родного языка позволяет понять ценности и достижения как родной, так и чужой культуры. Понимание базовых различий и актуальных ценностей обеих культур обеспечивает равноправное межкультурное взаимодействие. При этом основным условием эффективной реализации принципа открытости культур является дидактический принцип постепенной подачи материала. Иными словами, осуществление принципа открытого межкультурного взаимодействия - это «мягкое, дозированное погружение иностранных студентов в чужую для них культурно-языковую среду в сочетании с уважительным отношением к их национально-культурным особенностям» [7].

Принцип паритета культур основан на признании равноправия и самоценности всех культур и народов. Данный принцип обеспечивает формирование и развитие навыков владения успешных стратегий и тактик коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств передачи информации, свойственных конкретному культурному социуму.

Компаративность как принцип обучения иностранному языку обеспечивает формирование и развитие навыков анализа иноязычных речевых моделей и грамматических явлений, сравнения и подбор адекватных им эквивалентов в родном языке. Понимание различий в устройстве родного и иностранного языков позволяет студентам избегать калькирования иноязычных высказываний на базе родных речевых образцов [8]. Принцип компаративности, являясь одновременно и методом обучения, позволяет формировать навыки мышления на иностранном языке и оформления высказываний в соответствии с иноязычной языковой парадигмой. Это помогает обучающемуся осознать и принять постулат о существовании многообразия языковых средств вербализации реальности.

Эмоциональность в обучении способствует формированию и развитию интереса к стране изучаемого языка, а также повышению уровня лингвистических навыков. Это происходит благодаря стимуляции эмоциональной сферы в процессе познания языка. Реализация данного принципа в контексте обучения иностранному языку предполагает эмоциональное переосмысление иноязычного материала и более детальное восприятие ценностей другого культурного социума.

Когниция и познание предполагают анализ и сравнение культурных реалий на основе языковых данных, усвоенных в процессе изучения иностранного языка. Когнитивное сознание формирует общую картину мира, свойственную конкретному социуму. Языковая картина мира является вербальной интерпретацией объективной реальности. Она по-своему транслирует сущность окружающего мира, задает собственные коды и алгоритмы, уникальные в каждой лингвокультуре. Изучение иностранного языка влияет как на когнитивную, так и на языковую сферы сознания индивида. В процессе когнитивного познания иностранного языка постепенно происходит синтез языковых и объективных картин мира родного и изучаемого языков.

https:// mir-nauki. com

Комплексный подход в обучении иностранному языку обусловливает использование различных методов - как традиционных, так и альтернативных. Обеспечение успешного межкультурного и межличностного общения определяет главенствующую роль коммуникативного метода как современного средства формирования коммуникативной компетенции [9]. Это определяет направленность обучения, когда целью становится не безупречное языковое оформление высказывания, а, прежде всего, донесение основной мысли говорящего. Достижению этой цели и способствует коммуникативный метод, когда интерактивность становится как средством, так и целью обучения иностранному языку [10; 11].

Проанализированные методы направлены на формирование и развитие коммуникативной компетенции, креативного мышления, широкого языкового кругозора студентов. Однако в современных условиях технологического прорыва становится очевидной необходимость сочетания традиционных методов и конвергентных технологий для эффективного обучения иностранному языку.

Конвергентность нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий в контексте современного образования предполагает процесс взаимовлияния и взаимопроникновения наук и технологий. Этапы и составляющие компоненты данного процесса описываются посредством категорий интеграции и дифференциации [12]. Интеграция направлена на достижение качественно нового образования посредством иерархически упорядоченных процессов. Дифференциация позволяет выделить в целом объекте отдельные составляющие, которые являются как объективно существующими компонентами, так и индивидуальными представлениями обучающегося. В процессе интеграции осуществляется формирование мировой системы образования, комбинирование курсов и дисциплин. Дифференциация предполагает выделение структурных компонентов в контексте конкретных дисциплин, курсов, заданий, технологий и методик. Таким образом, в рамках процессов интеграции и дифференциации становится возможным создание методологического алгоритма, сочетающего достижения конвергентных технологий и традиционных методов для эффективного обучения иностранному языку.

В статье представлены результаты создания алгоритма для развития коммуникативной компетенции обучающихся, тестирования уровня сформированности коммуникативных навыков и стимулирования интереса к дальнейшему изучению иностранного языка. Формирование алгоритма осуществлялось на базе комплексного использования традиционных методов обучения иностранному языку в сочетании с последними достижениями в сфере информационно-коммуникационных и когнитивных технологий. Были использованы материалы Интернет-ресурсов (бесплатный сервис Socrative и материалы сайта www.britishcouncil.org) для создания онлайн-курса в системе MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). В состав курса вошли модули для входного тестирования уровня грамматических навыков обучающихся, отработки грамматического материала, контрольного грамматического тестирования, развития лексических навыков, совершенствования говорения, и, в целом, коммуникативной компетенции и креативного мышления.

Первый модуль курса включает в себя грамматические материалы для тестирования уровня сформированности грамматических навыков на различных этапах обучения иностранному языку. Входное тестирование, отработка и контроль осуществляются

Результаты и обсуждение

посредством тестов, оформленных в рамках сервиса Socrative1. Тесты состоят из заданий как открытого, так и закрытого типа. Среди них: дополнение, восстановление последовательности, определение соответствия, множественный выбор. Комбинация заданий различных типов позволяет разнообразить подачу тестируемого материала, а значит, сделать процесс тестирования менее утомительным и, как следствие, проверить более качественно значительный объем усвоенных знаний. Следует отметить, что количество и комбинация заданий в тестах определяется направленностью тестирования. Входной тест включает в себя небольшое количество заданий на одну тему (оптимальное количество не более десяти). При этом задания могут быть одного либо двух типов (например, дополнения и восстановления последовательности), поскольку целью такого тестирования является определение уровня владения конкретным материалом. В свою очередь, тестирования, направленные на отработку и контроль усвоенного материала, более разнообразны по типам заданий и более объемны по количеству отрабатываемых и усвоенных грамматических явлений изучаемого языка. Кроме того, такие тесты включают более сложные задания по сравнению с тестами входного контроля. Приведем описание структуры и критерии оценивания входного тестирования.

Таблица 1

Структура и критерии оценивания входного тестирования

Количество тестируемых тем в одном тесте 2

Количество типов заданий 2

Количество заданий 10

Максимальное количество баллов 10

Оценка «отлично» 9-10 баллов

Оценка «хорошо» 7-8 баллов

Оценка «удовлетворительно» 5-6 баллов

Оценка «неудовлетворительно» 3-4 баллов

Составлено авторами

В таблице 1 продемонстрированы структура и критерии оценивания входного теста. Входной тест состоит из 10 заданий, представленных двумя типами и направленных на определение уровня знаний по двум грамматическим темам. Например, входное тестирование по темам Неопределенные местоимения и Притяжательные местоимения включает в себя задания на дополнение и установление соответствий. Приведем примеры таких заданий.

1) Дополнить предложение местоимением.

Hello! Is ... at home?

2) Установите соответствие между столбцом 1 и столбцом 2.

1 2

A. spaghetti 1. many

B. a coin 2. much

C. traffic 3. much

D. sandwich 4. many

3) Дополнить предложение местоимением. You scratch my back and I'll scratch...

Второй модуль курса разработан с целью совершенствования лексических навыков обучающихся, а также навыков говорения, креативного мышления и языковой эрудиции. Модуль базируется на материалах сайта www.britishcouncil.org. Например, для отработки

1 www.socrative.com.

лексики по теме Моя будущая профессия используются материалы раздела Learn English Professionals2. Владение вокабуляром и речевыми моделями монолога Relationship-building отрабатывается, а затем тестируется не только посредством заданий, направленных на репродукцию знакомого материала. В данном модуле представлены тесты на воспроизведение и творческое применение речевых моделей в измененной ситуации. Приведем примеры таких заданий.

1. Complete the following sentences by the appropriate speech pattern:

a) The successful building of relationship competency is....

b) If you don't know about current affairs you...

c) In a conflict situation we can... but then - shake hands and go for a coffee.

d) If you want to know somebody in your office better make it your....

2. Point out the main principles of successful relationship-building.

3. Analyze the monologue and write out speech patterns describing the main principles of successful relationship-building.

4. Agree or disagree with the statement that any conflict situation can be resolved if you focus on person's deficiencies. Use the speech patterns written out.

5. Make up a situation in which you can use the speech patterns written out as to explain the idea of the monologue.

Структура курса и входящих в него модулей может быть представлена следующим образом.

Таблица 2

Структура модулей онлайн-курса

Грамматический модуль Лексический модуль

Входные тесты Тесты для отработки вокабуляра

Тесты для отработки материала Тесты для отработки речевых моделей

Контрольные тесты Тесты на развитие коммуникативности

Составлено авторами

В соответствии с таблицей 2 курс состоит из двух модулей - грамматического и лексического. В грамматический модуль входят три группы тестов: тесты входного контроля, тесты для отработки изучаемого материала и тесты для итогового контроля отдельной темы, а также всего грамматического курса. Необходимо отметить, что в количественном и качественно отношении тесты модуля значительно отличаются. Это обусловлено целью каждого вида тестирования. Тесты входного контроля состоят не более чем из десяти заданий одного либо двух видов. Тестирование направлено на определение уровня владения конкретной грамматической темой. Тесты для отработки материала более разнообразны по содержанию и видам заданий. Количество заданий также увеличивается. Однако направленность тестирования предполагает небольшой набор грамматических тем - не более двух. Тесты для итогового контроля включают наибольшее количество заданий различных типов. При этом значительную часть составляют достаточно сложные задания. Тестируется владение значительным количеством грамматических тем.

В лексический модуль курса входят тесты для отработки вокабуляра и речевых моделей, а также тесты, включающие в себя вокабуляр и речевые модели с целью их применения в

2 https://leamenglish.britishcouncil.org.

https:// mir-nauki. com

измененных ситуациях. Такого рода тестовые задания позволяют развивать коммуникативную компетенцию обучающихся. Как и в грамматическом модуле, задания в лексическом модуле варьируются в зависимости от цели тестирования. Вокабуляры по темам и речевые модели отрабатываются и тестируются посредством тестов, состоящих из небольшого количества заданий одного или двух типов. Развитие коммуникативности базируется на тестовых заданиях различного типа и уровня сложности.

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость изменений в современном образовании. В сфере обучения иностранному языку особую роль начинают играть достижения технологической конвергенции (прежде всего, информационно-коммуникационные и когнитивные конвергентные технологии). В связи с чем особую актуальность приобретают онлайн-курсы, разработанные путем комбинирования традиционных методов обучения и последних достижений конвергентных технологий.

Представленный курс, состоящий из двух модулей - грамматического и лексического, включает в себя аутентичные материалы и информационную платформу Интернет-ресурсов. Задания модулей сформированы в рамках когнитивного и компаративного подходов. Совершенствование и тестирование коммуникативных навыков обеспечиваются использованием достижений современных технологий. Комбинирование традиционных методов обучения иностранному языку и конвергентных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения иностранному языку по нескольким направлениям. Во-первых, совершенствуется навык самостоятельного анализа языкового материала и работы с ним как в письменной форме, так и в устной. Во-вторых, высвобождается значительное количество времени на аудиторном занятии, что позволяет более эффективно отрабатывать сложные моменты, требующие непосредственного присутствия преподавателя. Кроме того, задания курса стимулируют творческое мышление, расширяют языковой кругозор и стимулируют обучающихся к дальнейшему изучению иностранного языка. Таким образом, использование современных достижений в сфере конвергентных технологий в рамках традиционных методов и подходов обеспечивает эффективное совершенствование навыков коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе // Перспективы Науки и Образования. 2014. №1. С. 189-194.

2. Игна О.Н. Методика и технология обучения: понятийно-функциональное соотношение // Мир науки, культуры и образования. 2010. №3 (22). С. 257-260.

3. Стрельчук Е.Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 10-19. doi: 10.32744/pse.2019.1.1.

4. Данчевская О.Е. Методы межкультурных исследований в системе иноязычного образования // Преподаватель XXI век. 2018. №1. С. 115-132.

5. Орехова Ю.М. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в современной школе // Ярославский педагогический вестник. 2016. №3. С. 115120.

6. Давыденко Ю.И. Деятельностный подход при обучении английскому языку // Труды БГТУ. 2016. №5. С. 224-227.

7. Дерябина Н.В., Митякина О.В., Монастырская Е.А. Особенности обучения студентов иностранному языку в билингвальных условиях // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования Кемерово, 2017. С. 82-86.

8. Конева Н.Н., Власова А.А. К вопросу о классификации стратегий обучения языкам. Стратегии обучения грамматической стороне говорения // Преподаватель XXI век. 2019. №3. С. 113-122.

9. Архипова Е.И., Джонс Холли, Красавина В.Ю. Педагогическое сотрудничество при обучении английскому языку в профессиональной сфере в техническом вузе: опыт и перспективы // Образование и наука. 2015. № 5. С. 149-165.

10. Bax, Stephen (2003-07-01). "The end of CLT: a context approach to language teaching". ELT Journal, 2003, 57 (3): 278-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Felder, Richard. Learning and Teaching Styles in Foreign and Second Language Education. Foreign Language Annals, 1995, Volume28, Issue1: 21-31.

12. Алиева Н.З., Захаров А.П. Трансформации научно-инновационного развития общества в контексте конвергентных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4 - С. 391.

Monastyrskaya Elena Aleksandrovna

Kemerovo state university, Kemerovo, Russia E-mail: dzorochka@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8490-2161

Deryabina Natalia Vladimirovna

Kemerovo state university, Kemerovo, Russia E-mail: keme1974@mail.ru

Traditional foreign language teaching and convergent technologies in non-linguistic higher education institutions

Abstract. The article is devoted to the problem of using basic methods of foreign language teaching students in non-linguistic higher education institutions under the modern circumstances of technological leap. The authors represent the algorithm of using online-courses and Internet-resources that was established with reference to basic teaching methods and convergent technologies. The purpose of the investigation is to formulate an algorithm of teaching foreign language that combines principles of traditional methods and modern technological achievements as to develop communicative competence of students in non-linguistic higher education institutions. The investigation methodology is carried out in the frame of competence-based approach, comparative and cognitive ones. It is based on such methods as descriptive, comparable and analytical. The authors analyze the traditional methods of foreign language teaching and modern pedagogical approaches; scrutinize the results of interinfluencing the cognitive technologies and information and communication ones; formulate principles of multiple use of traditional and progressive methods in foreign language teaching. Theoretically grounded algorithm makes it possible to create online-course based on Internet-resources with authentic language material. Such a teaching format assumes the following stages: getting acquainted with language phenomena in the frame of cognitive and comparative approaches, makeup work and testing established skills by means of modern technologies in online mode. The algorithm of multiple using basic methods of foreign language teaching combined with the latest advances in the sphere of cognitive and information and communication technologies provides effective formation and development of students' communicative competence, testing established skills and stimulation of interest to further studying foreign language.

The results obtained make it obvious that nowadays effective development of communicative competence of students in non-linguistic higher education institutions needs to be based on multiple use of traditional pedagogical methods and convergent technologies.

Keywords: convergent technologies; foreign language teaching; online-course; Internet-resource; communicative competence; information and communication technologies; cognitive technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.