УДК 39:398(=511. 152.2)(045)
Козлова Тамара Алексеевна
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск
ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ МОРДВЫ (по материалам мордовского фольклора)
В статье рассматриваются традиционные головные уборы мордовских девушек и женщин, отраженные в произведениях мордовского фольклора.
Ключевые слова: мордовский фольклор, традиционный головной убор мордвы-мокши, мордвы-эрзи.
Комплекс народного костюма как важнейший компонент материальной культуры .этноса издавна несет в себе и особый духовный смысл. Из века в век в коллективном творчестве народа формировались и обогащались идеалы прекрасного, которые проявлялись в постепенно усложняющейся структуре ансамбля костюма. Он отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом, т.е. ко всей его бытовой жизнедеятельности.
Весь комплекс национальной одежды мордвы, как будничной, так и праздничной, обрядовой художественно описывается в произведениях мордовского фольклора. Так, в лирических песнях при описании образа идеального героя (мужчины или женщины) большое место занимало восхваление их костюма, которое делалось по общепринятым, традиционным стандартам.
В общем комплексе народного мордовского костюма важное место занимали головные уборы.
Широкое распространение имели валяные шляпы самой различной формы:
В круглой шляпе, подруга, тот парень,
Павлиное перо, подруга, в шляпу воткнуто...
[8, с. 211].
Часто в фольклоре упоминаются и покупные, так называемые крымские шапки:
На голову надел
Пятирублевую крымку... [8, с. 216].
Со второй половины XIX века в быт входит картуз с твердым козырьком, который постепенно вытесняет шляпы:
Надел шаровары,
Надел картуз блестящий [7, с. 378].
Головные уборы женщин соответствовали их возрасту и служили показателем ее положения в семье и обществе. Форма и способы ношения головных уборов были тесно взаимосвязаны с широко распространенными у многих народов представлениями о магии женских волос, якобы влиявших на погоду, плодовитость людей, скота и сельскохозяйственных культур.
В фольклоре при создании образа идеальной героини большое внимание уделяется ее волосам. По народным представлениям у девушек и женщин должна быть ухоженная голова. Так, в сатиричес-
ких песнях легкомысленные мужья, противопоставляя свою жену девушкам, обязательно подчеркивает неопрятность ее волос:
Не шуми, Таня, не кричи ты, женушка.
Не зови та меня, неприбранная голова, -Имя твое Таня, а коса твоя незаплетенная,
Коса незаплетенная, волосы непомытые. Уличных девушек зовут «Наденьки»,
Зовут «Наденьки», косички их гладеньки
[8, с. 224].
Для того чтобы волосы были гладкими, женщины мазали их коровьим, козьим, конопляным или льняным маслом:
Маслом помажет (челку) -Кольцами вьется,
Змеею извивается,
Завитки рассыпаются [8, с. 253].
При изображении внешности девушки в устнопоэтическом творчестве всегда обращалось внимание на ее прическу. Одним из достоинств красивой девушки была толстая коса, которую сравнивали с длинным топорищем, кнутом пастуха или ногайца:
Будто светлая мишура ее волосы,
Будто луч зари, ее пробор,
Будто ногайский кнут, ее коса [2, с. 99].
По обычаю у девушки-мордовки в праздничные дни оставляли свои волосы непокрытыми, даже зимой при сильных морозах. Этим они подчеркивали свою независимость. Вырвать или отрезать у девушки прядь волос, по народным представлениям, значило лишить ее самостоятельности, свободы, расположить ее сердце к себе:
Впереди идет красивая Танюша,
За ней вслед идет бурлак Семуша.
За кончики волос Семен Таню ухватил [10, с. 73]
Девушки носили налобные повязки, вышитые или обшитые бисером и позументом, обруч из луба, бересты, картона, обтянутый тканью, или венок из искусственных цветов и бус:
На себя одела платье в шесть точ,
Подпоясалась она поясом с кистями,
Голову повязала лентой позолоченной [2, с. 381].
Девушки также носили головное покрывало -фату. Ее изготавливали из шелковой или атласной ткани преимущественно красного или бордового цветов, которую обшивали по краю бахромой или полоской материи. Иногда фату использовали в качестве налобной повязки.
© Козлова Т.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
31
Оделась, обулась Костина Даша,
Помолилась, нарядилась.
На голову повязала Костина Даша,
Шелковую фату [8, с. 257].
В песнях шелковая фата красного или бордового цвета сравнивается с ясной или горящей зарей. Девушка-боярышня,
Девушка-сударушка...
Голова вся в кудрях.
В фате цвета алой зари [8, с. 155].
После свадьбы женщины по обычаю должны были тщательно скрывать свои волосы. В его основе распространенное у многих народов представление, что девушка по выходе замуж могла навредить роду мужа магической силой, заключенной в ее волосах [1, с. 150]. В более позднем осмыслении закрывание волос стало символизировать подневольное положение замужней женщины. Об этом говорилось и в причитаниях, которые исполнялись во время обряда расплетения косы у невесты перед одеванием ее к венцу. Одна из родственниц, обращаясь к ней, приговаривала:
Теперь не станешь, золовушка,
Носить их (волосы) при свете солнечном, Станешь держать их спрятанными,
Станешь в темноте носить их [3, с. 246].
Головные уборы замужних женщин были весьма разнообразны. Их существовало несколько видов. Одним из наиболее распространенных была сорока. Ее остов состоял из мягкой холщовой шапочки - волосника и передней твердой части, сделанной из лубяной, обшитой холстом полоски. Одевается шельма, прихорашивается:
На ноги натягивает чулки вышитые,
Надевает вышитое платье,
Голову повяжет сорокой [7, с. 376].
Для мордвы-эрзи были характерны высокие головные уборы на твердой основе типа панго. Он имел форму полуцилиндра, суживающегося кверху. На голове панго держался с помощью завязок, которые прикрепляли к внутренним сторонам убора:
На голову повяжу я пангу,
Пангу укреплю я завязочкой [2, с. 455].
Мокшанки носили, в основном, мягкие головные уборы. Наиболее распространенным была пан-га, которая «представляет трапециевидно скошенный кверху холщовый мешок, обшитый кумачом и украшенный шелковыми лентами, медными пуговицами с стеклянными глазками» [6, с. 16]. Кроме того, у мокши в качестве головных уборов бытовали разнообразные платки: шерстяной красный с цветами (гарсовой), с золотым шитьем (солот). О них упоминается в фольклоре. Например, в мокшанской сказке «Ветка орешка» старшая дочь просит отца купить ей «красивый шелковый платок с длинными кистями, да чтобы был весь в цветах» [9, с. 210].
В начале XX столетия платки почти повсеместно заменили традиционные головные уборы, как женские, так и девичьи:
Девушка - барышня,
Красавица Азравка...
Голова у нее кудрявая,
А платочек как зорька красная [7, с. 102].
Обычно платки и шали приобретали у заезжих торговцев или на базарах:
Ой, все же отправилась Костина Даша на Троицкий базар Купить платочки.
Один (платок) купила -На голову повязала,
Второй купила -
На шею повязала [8, с. 251].
Таким образом, произведения мордовского фольклора могут быть использованы в качестве источника для изучения традиционных головных уборов этноса.
Библиографический список
1. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. - 228 с.
2. Евсевьев М.Е. Избранные труды: в 5 тт. Т. 2. Народные песни мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 528 с.
3. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба // Избранные труды. Т. 5. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - С. 7-341.
4. Козлова Т.А. Народный костюм мордвы в фольклорных произведениях // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 41-44.
5. КорнишинаГ.А. Обрядовая культура в системе функционирования мордовского этноса // Гуманитарные науки. - 2011. - № 3(7). - С. 86-90.
6. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии по материалам экспедиции 1925 г. // Средне-Волжский Пензенский областной музей. - Вып. 3. - Пенза, 1928. - 46 с.
7. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 тт. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни / сост. Л. С. Кавтаськин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 т. Т. 2. Лирические песни / под ред. Э.В. Померанцевой. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 372 с.
9. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 т. Т. 3. Ч. 1. Мокшанские сказки / под ред. А.И. Маскаева. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 383 с.
10. Шуляев А.Д. Жизнь и песня: (Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 172 с.
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013