Научная статья на тему 'Традиционные головные уборы мордвы (по материалам мордовского фольклора)'

Традиционные головные уборы мордвы (по материалам мордовского фольклора) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1467
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР МОРДВЫ-МОКШИ / МОРДВЫ-ЭРЗИ / MORDVINIC FOLKLORE / TRADITIONAL HEADWEAR OF MAJOR MORDVINIC ETHNIC GROUPS MOKSHAS AND ERZYA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна

В статье рассматриваются традиционные головные уборы мордовских девушек и женщин, отраженные в произведениях мордовского фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mordvins'' (Finno-Ugric people in European Russia) traditional headwear (on the materials of Mordvinic folklore)

The article discusses the traditional headwear of Mordvinic girls and women, as reflected in the works of Mordvinic folklore.

Текст научной работы на тему «Традиционные головные уборы мордвы (по материалам мордовского фольклора)»

УДК 39:398(=511. 152.2)(045)

Козлова Тамара Алексеевна

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск

toma_68@mail.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ МОРДВЫ (по материалам мордовского фольклора)

В статье рассматриваются традиционные головные уборы мордовских девушек и женщин, отраженные в произведениях мордовского фольклора.

Ключевые слова: мордовский фольклор, традиционный головной убор мордвы-мокши, мордвы-эрзи.

Комплекс народного костюма как важнейший компонент материальной культуры .этноса издавна несет в себе и особый духовный смысл. Из века в век в коллективном творчестве народа формировались и обогащались идеалы прекрасного, которые проявлялись в постепенно усложняющейся структуре ансамбля костюма. Он отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом, т.е. ко всей его бытовой жизнедеятельности.

Весь комплекс национальной одежды мордвы, как будничной, так и праздничной, обрядовой художественно описывается в произведениях мордовского фольклора. Так, в лирических песнях при описании образа идеального героя (мужчины или женщины) большое место занимало восхваление их костюма, которое делалось по общепринятым, традиционным стандартам.

В общем комплексе народного мордовского костюма важное место занимали головные уборы.

Широкое распространение имели валяные шляпы самой различной формы:

В круглой шляпе, подруга, тот парень,

Павлиное перо, подруга, в шляпу воткнуто...

[8, с. 211].

Часто в фольклоре упоминаются и покупные, так называемые крымские шапки:

На голову надел

Пятирублевую крымку... [8, с. 216].

Со второй половины XIX века в быт входит картуз с твердым козырьком, который постепенно вытесняет шляпы:

Надел шаровары,

Надел картуз блестящий [7, с. 378].

Головные уборы женщин соответствовали их возрасту и служили показателем ее положения в семье и обществе. Форма и способы ношения головных уборов были тесно взаимосвязаны с широко распространенными у многих народов представлениями о магии женских волос, якобы влиявших на погоду, плодовитость людей, скота и сельскохозяйственных культур.

В фольклоре при создании образа идеальной героини большое внимание уделяется ее волосам. По народным представлениям у девушек и женщин должна быть ухоженная голова. Так, в сатиричес-

ких песнях легкомысленные мужья, противопоставляя свою жену девушкам, обязательно подчеркивает неопрятность ее волос:

Не шуми, Таня, не кричи ты, женушка.

Не зови та меня, неприбранная голова, -Имя твое Таня, а коса твоя незаплетенная,

Коса незаплетенная, волосы непомытые. Уличных девушек зовут «Наденьки»,

Зовут «Наденьки», косички их гладеньки

[8, с. 224].

Для того чтобы волосы были гладкими, женщины мазали их коровьим, козьим, конопляным или льняным маслом:

Маслом помажет (челку) -Кольцами вьется,

Змеею извивается,

Завитки рассыпаются [8, с. 253].

При изображении внешности девушки в устнопоэтическом творчестве всегда обращалось внимание на ее прическу. Одним из достоинств красивой девушки была толстая коса, которую сравнивали с длинным топорищем, кнутом пастуха или ногайца:

Будто светлая мишура ее волосы,

Будто луч зари, ее пробор,

Будто ногайский кнут, ее коса [2, с. 99].

По обычаю у девушки-мордовки в праздничные дни оставляли свои волосы непокрытыми, даже зимой при сильных морозах. Этим они подчеркивали свою независимость. Вырвать или отрезать у девушки прядь волос, по народным представлениям, значило лишить ее самостоятельности, свободы, расположить ее сердце к себе:

Впереди идет красивая Танюша,

За ней вслед идет бурлак Семуша.

За кончики волос Семен Таню ухватил [10, с. 73]

Девушки носили налобные повязки, вышитые или обшитые бисером и позументом, обруч из луба, бересты, картона, обтянутый тканью, или венок из искусственных цветов и бус:

На себя одела платье в шесть точ,

Подпоясалась она поясом с кистями,

Голову повязала лентой позолоченной [2, с. 381].

Девушки также носили головное покрывало -фату. Ее изготавливали из шелковой или атласной ткани преимущественно красного или бордового цветов, которую обшивали по краю бахромой или полоской материи. Иногда фату использовали в качестве налобной повязки.

© Козлова Т.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

31

Оделась, обулась Костина Даша,

Помолилась, нарядилась.

На голову повязала Костина Даша,

Шелковую фату [8, с. 257].

В песнях шелковая фата красного или бордового цвета сравнивается с ясной или горящей зарей. Девушка-боярышня,

Девушка-сударушка...

Голова вся в кудрях.

В фате цвета алой зари [8, с. 155].

После свадьбы женщины по обычаю должны были тщательно скрывать свои волосы. В его основе распространенное у многих народов представление, что девушка по выходе замуж могла навредить роду мужа магической силой, заключенной в ее волосах [1, с. 150]. В более позднем осмыслении закрывание волос стало символизировать подневольное положение замужней женщины. Об этом говорилось и в причитаниях, которые исполнялись во время обряда расплетения косы у невесты перед одеванием ее к венцу. Одна из родственниц, обращаясь к ней, приговаривала:

Теперь не станешь, золовушка,

Носить их (волосы) при свете солнечном, Станешь держать их спрятанными,

Станешь в темноте носить их [3, с. 246].

Головные уборы замужних женщин были весьма разнообразны. Их существовало несколько видов. Одним из наиболее распространенных была сорока. Ее остов состоял из мягкой холщовой шапочки - волосника и передней твердой части, сделанной из лубяной, обшитой холстом полоски. Одевается шельма, прихорашивается:

На ноги натягивает чулки вышитые,

Надевает вышитое платье,

Голову повяжет сорокой [7, с. 376].

Для мордвы-эрзи были характерны высокие головные уборы на твердой основе типа панго. Он имел форму полуцилиндра, суживающегося кверху. На голове панго держался с помощью завязок, которые прикрепляли к внутренним сторонам убора:

На голову повяжу я пангу,

Пангу укреплю я завязочкой [2, с. 455].

Мокшанки носили, в основном, мягкие головные уборы. Наиболее распространенным была пан-га, которая «представляет трапециевидно скошенный кверху холщовый мешок, обшитый кумачом и украшенный шелковыми лентами, медными пуговицами с стеклянными глазками» [6, с. 16]. Кроме того, у мокши в качестве головных уборов бытовали разнообразные платки: шерстяной красный с цветами (гарсовой), с золотым шитьем (солот). О них упоминается в фольклоре. Например, в мокшанской сказке «Ветка орешка» старшая дочь просит отца купить ей «красивый шелковый платок с длинными кистями, да чтобы был весь в цветах» [9, с. 210].

В начале XX столетия платки почти повсеместно заменили традиционные головные уборы, как женские, так и девичьи:

Девушка - барышня,

Красавица Азравка...

Голова у нее кудрявая,

А платочек как зорька красная [7, с. 102].

Обычно платки и шали приобретали у заезжих торговцев или на базарах:

Ой, все же отправилась Костина Даша на Троицкий базар Купить платочки.

Один (платок) купила -На голову повязала,

Второй купила -

На шею повязала [8, с. 251].

Таким образом, произведения мордовского фольклора могут быть использованы в качестве источника для изучения традиционных головных уборов этноса.

Библиографический список

1. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. - 228 с.

2. Евсевьев М.Е. Избранные труды: в 5 тт. Т. 2. Народные песни мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 528 с.

3. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба // Избранные труды. Т. 5. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - С. 7-341.

4. Козлова Т.А. Народный костюм мордвы в фольклорных произведениях // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 41-44.

5. КорнишинаГ.А. Обрядовая культура в системе функционирования мордовского этноса // Гуманитарные науки. - 2011. - № 3(7). - С. 86-90.

6. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии по материалам экспедиции 1925 г. // Средне-Волжский Пензенский областной музей. - Вып. 3. - Пенза, 1928. - 46 с.

7. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 тт. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни / сост. Л. С. Кавтаськин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.

8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 т. Т. 2. Лирические песни / под ред. Э.В. Померанцевой. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 372 с.

9. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 т. Т. 3. Ч. 1. Мокшанские сказки / под ред. А.И. Маскаева. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 383 с.

10. Шуляев А.Д. Жизнь и песня: (Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 172 с.

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.