УДК 398(=511)
ТА.Козлова
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ МОРДВЫ В ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ*
Показывается важность привлечения фольклора как источника для изучения материальных компонентов традиционной культуры мордовского народа, рассматривается комплекс национальной одежды, как будничной, так и праздничной, обрядовой, отражающий в произведениях мордовского фольклора.
Ключевые слова: мордовский фольклор; песня; сказка; народный костюм.
T.A.Kozlova folk costume mordovians in folklore
Shows the importance of involving folklore as a source for a study of the components of the traditional culture of the people of Mordovia, examines the complex of clothing as everyday and festive, ritual, reflecting the works of Mordovia folklore.
Keywords: Mordovia folklore, song, story, folk costume.
Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства -материального и духовного.
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Материальной культуре принадлежит первостепенная роль в функционировании этносов, что делает ее изучение весьма актуальным. В первую очередь это касается тех материальных компонентов, которые имеют традиционный, массовый характер, проявляясь в повседневном быту (традиционные занятия, поселения и жилище, народная одежда и т. д.).
Привлечение фольклорных материалов для изучения жизнедеятельности этноса, бесспорно, является актуальным, так как в них отразились многовековая история, хозяйство и культура, общественный и семейный быт народа, его взаимосвязи с другими этносами, религиозные верования и народные знания. Особенно велика их роль как источника для исследования истории и культуры народов, не имевших в прошлом письменности. К таким народам относится мордва. Поэтому мордовский фольклор является тем фундаментом, на основе которого можно реконструировать архаичные формы вещественного быта мордвы, а также проследить тенденции развития отдельных материальных компонентов и их взаимодействие в процессе исторического развития.
В фольклоре часто изображаются занятия мордвы, подробно описываются орудия труда земледельцев, ремесленников, приспособления для ловли зверей и рыбы, способы и навыки, применяемые при обработки земли, выпасе скота и т. п. Значительное внимание в мордовских песнях, сказках, уделяется изображению жилых и хозяйственных построек, их внешнему виду и внутреннему устройству и убранству. Во многих произведениях фольклора часто упоминается о праздничной и повседневной традиционной одежде, изображается процесс ее изготовления и украшения. Более красочно в лирических песнях описывается женский костюм. В его художественном образе удивительно ярко представлена сила жизнеутверждающего начала. Его мягкая пластика и торжественно праздничный колорит подчеркивали облик здоровой и цветущей женщины:
Девушка - барышня,
Красавица Азравка...
Удалась она ростом - статью,
Удалась она походкой,
Удалась она и очами ясными.
У ней личико белое, тонкое.
Ох, красивое у ней личико [6, с. 102].
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева» на 20122016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»
Основу женского мордовского костюма составляла рубаха - панар. Рубаха являлась нательной и одновременно выходной одеждой женщин независимо от их возраста. Рубахи, предназначенные для праздничных дней, гуляний и игрищ, а так же семейных торжеств, шили из тонкого хорошо отбеленного холста, льняного или посконного, будничные - из более грубого. В лирической песни женские рубахи сравнивали с маком и его лепестками, с кленовыми листьями: Ой, белые, желтые у Матрены рубашки,
Ой, словно лепестки мака, у Матрены руця...[7, с. 143].
Женские рубахи украшались вышивкой. Она окаймляла ворот, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.
Самой нарядной рубахой эрзянок был покай. Это была длинная рубаха из грубого неотбеленного холста туникообразного покроя. Покай украшался выпуклой вышивкой коврового типа, исполненной красной, синей, желтой и зеленой шерстью. Вышивка в основном располагалась спереди в виде широкой полосы, закрывающей шов. Продольные полосы шли также по бокам и по спине. Богато расшивался подол, имелись наплечные розетки [3, с. 221].
Девушка-боярышня,
Девушка-сударушка.
Ходит в чулках, котах,
В шесть полос вышитом платье,
В десять полос вышитом покае [7, с. 155].
В комплекс одежды мордвы входила верхняя распашная одежда руця. Ее шили из холста лучшего качества, тонкого и хорошо отбеленного и носили поверх белой рубахи. Полы ее не сходились и оставляли открытым вышитый перед рубахи. Отделка руци состояла из вышивки, узорного тканья, разноцветных полос ткани, лент, позумента и блесток. Вышивка располагалась на груди, шла продольными полосами с двух сторон на спине, поперек плеча, вдоль рукава, окаймляла край рукава и подол. Во многих мордовских песнях упоминается об этом элементе традиционной одежды.
Ох, посмотри, чужанин посмотри!
В какой наряд я наряжена;
Как я обута - одета.
В вышитой рубашке в шесть полос,
В вышитой руце в восемь рядов [10, с. 204-205].
Руця являлась торжественной праздничной одеждой женщин. Ее носили по большим праздникам, в церковь, в гости. У молодых женщин, руця была более нарядной, чем у пожилых, солдаток и вдов. Девушки надевали руцю в исключительно торжественных случаях, например, на свадьбу подруги.
Красавицы подруги мои поднялися,
Стаей белых гусей двинулись.
В шесть полос вышиты их рубашки,
Клетками украшены их руци [2, с. 51].
Широкая туникообразная женская одежда требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде. Прежде всего, рубаха подпоясывалась плетеным на дощечках шерстяным поясом - каркс:
На себя надела платье в шесть точ,
Подпоясалась она поясом с кистями [7, с. 184].
Нередко концы поясов завершались кисточками, отделанными бисером, блестками, помпонами.
Ой, бедная старушка обрадовалась,
Принесла она тюк полотна льняного И отрезала ей на платье,
А еще одарила дочь кистями...[6, с. 68].
Поясной набор включает также и съемные детали: подвески и полотенца. Боковые полотенца носили по 1-3 пары, затыкая за пояс.
Катерина ходит щеголихою ...
В рубашке из шести полос,
В двенадцати платках,
Вай, зарей полыхают ее платки [12, с. 61].
Мокшанки также подвешивали к поясу парные подвески (сект, секонят). Они состояли из металлического каркаса в виде двух, трех и даже четырех рядов медной проволоки, скрепленной поперечными стержнями. На проволоку нанизывались раковины каури. Иногда основу украшения составлял узкий плетеный пояс, на который прикреплялись раковины, разноцветные бусы, медные пуговицы, а по краям на поперечную проволоку бубенчики (корейнят), жетоны, а также кисточки из бисера.
Опояшем тебя поясом Натуни,
Обмерим тебя вокруг.
Подвяжем тебе к поясу
Колокольчики - бубенчики [11, с. 234-235].
Поверх распашной одежды девушки и женщины повязывали покупные кушаки. Наиболее распространены были кушаки красного и зеленого цвета, на их концах вышивали тамбуром растительный орнамент. В быту и в фольклоре именно такие кушаки называют «стамедными»: Солай, хорошая Солай,
Солай, пригожая Солай!
В шесть полос вышитой рубашке,
В восемь полос вышитом платье.
Подпоясана стамедным кушаком...[7, с. 153].
В общем комплексе народного мордовского костюма важное место занимали головные уборы. Они соответствовали возрасту, женщины и служили показателем ее положения в семье и обществе.
Девушки носили налобные повязки, вышитые или обшитые бисером и позументом, обруч из луба, бересты, картона, обтянутый тканью, или венок из искусственных цветов и бус:
На себя одела платье в шесть точ,
Подпоясалась она поясом с кистями,
Голову повязала лентой позолоченной [1, с. 381].
Девушки также носили головное покрывало - фату. Ее изготавливали из шелковой или атласной ткани преимущественно красного или бордового цветов, которую обшивали по краю бахромой или полоской материи. Иногда фату использовали в качестве налобной повязки. Оделась, обулась Костина Даша,
Помолилась, нарядилась.
На голову повязала Костина Даша,
Шелковую фату [7, с. 257].
Наиболее распространенным головным убором замужних женщин была сорока. Ее остов состоял из мягкой холщовой шапочки - волосника и передней твердой части, сделанной из лубяной, обшитой холстом полоски.
Одевается шельма, прихорашивается:
На ноги натягивает чулки вышитые,
Надевает вышитое платье,
Голову повяжет сорокой [6, с. 376].
Для мордвы-эрзи были характерны высокие головные уборы на твердой основе типа панго. Он имел форму полуцилиндра, суживающегося кверху. На голове панго держался с помощью завязок, которые прикрепляли к внутренним сторонам убора:
На голову повяжу я пангу,
Пангу укреплю я завязочкой [1, с. 455].
Мокшанки носили, в основном, мягкие головные уборы. Наиболее распространенным была панга, которая «представляет трапециевидно скошенный кверху холщовый мешок, обшитый кумачом и украшенный шелковыми лентами, медными пуговицами со стеклянными глазками» [5, с. 6]. Кроме того, у мокши в качестве головных уборов бытовали разнообразные платки: шерстяной красный с цветами (гарсовой), с золотым шитьем (солот). О них упоминается в фольклоре. Например, в мокшанской сказке «Ветка орешка», старшая дочь просит отца купить ей «красивый шелковый платок с длинными кистями, да чтобы был весь в цветах» [8, с. 210].
Традиционной обувью мордовок были лапти. Повседневные лапти плели, как правило, из пяти, а праздничные из семи и даже десяти лык.
На скамеечке молодая девушка,
Как одета, принаряжена?
На ней платье красуется,
Платком шелковым повязана,
Семилычные лапоточки на ногах [7, с. 239].
По праздникам женщины и девушки носили сапоги, которые шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Верх голенища часто обшивали красным сафьяном, а ниже шли узорчатая строчка и медные бляшки. Особо модными считались сапоги на каблуках и со складками на голенищах.
Щеголиха Дашенька -
Что порхающая бабочка.
Форсит в чулках,
В сапожках
С высокими каблуками [7, с. 210].
В некоторых регионах женщины в праздники носили низкие кожаные ботинки с отделкой из красной фланели, желтой или красной кожи:
Девушка - барышня.
Как одета она разнаряжена?
Какими нарядами блещет она?
Ходит (девушка) в чулках, котах...[6, с. 102].
Таким образом, произведения мордовского фольклора служат важным этнографическим источником, из которого можно почерпнуть ценные сведения о технологии изготовления того или иного элемента одежды: материал, из которого он сделан, приемы его украшения, цветовая гамма, а также способы его ношения и функциональное назначение. В мордовском устнопоэтическом творчестве художественно обрисован весь комплекс национальной одежды, как будничной, так и праздничной, обрядовой.
Литература
1. Евсевьев М. Е. Избранные труды : в 5 т. Т.2. Народные песни мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 528 с.
2. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба // Избранные труды : в 5 т. Т.5. Историко-этнографические исследования. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - С.7-341.
3. Крюкова Т. А. Женская рубаха «покай» и ее связь с праздником «Пивань кудо» у мордвы / / Записки мордовского НИИЯЛИЭ. - Вып. 19. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. - С. 218-230.
4. Рогачев В. И. Духовная культура мордвы-каратаев. Обряды и фольклор: свадебные причитания / / Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2(6). - С. 80-81.
5. Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии по материалам экспедиции 1925 г. // Средне-Волжский Пензенский областной музей. - Вып. 3. - Пенза, 1928. - 46 с.
6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 10 т. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни / сост. Л. С. Кавтаськин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
7. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 10 т. Т. 2. Лирические песни / под ред. Э. В. Померанцевой. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. - 372 с.
8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 10 т. Т. 3. Ч. 1. Мокшанские сказки / под ред. А. И. Маскаева. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. - 383 с.
9. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 10 т. Т. 6. Ч. 1. Эрзянская свадебная поэзия / под ред. А. Г. Борисова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. - 472 с.
10. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 10 т. Т. 7. Ч. 1. Эрзянские причитания-плачи / сост. Л. С. Кавтаськин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. - 376 с.
11. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 10 т. Т. 6. Ч. 2. Мокшанская свадебная поэзия / сост. Л. С. Кавтаськин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. - 400 с.
12. Шуляев А. Д. Жизнь и песня: (Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 172 с.