УДК 008.001
ТРАДИЦИОННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© 2012 г. Н.А. Лобко
Лобко Наталья Андреевна — аспирант,
кафедра теории культуры, этики и эстетики, факультет философии и культурологии, Южный федеральный университет, пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, E-mail: [email protected].
Lobko Natalya Andreevna — Post-Graduate,
Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Philosophy and Cultural Studies, Southern Federal University, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038, E-mail: [email protected].
Рассматривается проблема реконструирования традиционных гендерных стереотипных представлений. Особое внимание уделяется истории русской культурной традиции, в контексте которой происходит переоценка традиционных ценностей, что приводит к разрушению прежних воззрений на поведение и взаимоотношение полов. Трансформационный процесс прежних стереотипных представлений происходил поэтапно в течение нескольких культурно-исторических периодов. В пространстве современной культуры он усугубился, вызвав в результате потребность в формировании новых гендерных моделей поведения и новой культурной парадигмы.
Ключевые слова: культура, мировоззренческие ориентиры, гендерные отношения, стереотипы, трансформация, межполовой конфликт.
The problem of reconstruction of traditional gender stereotypic conceptions is considered. The special attention is given to the history of Russian cultural tradition in which context there is a revaluation of traditional values that leads to destruction offormer views in behavior and relationship of sexes. The transformation process of former stereotypic conceptions occurred step by step within several cultural and historical periods. In space of modern culture it was aggravated, having caused as a result, the need for formation of new gender behavior models and a new cultural paradigm.
Keywords: culture, worldview orienting points, gender relations, stereotypes, transformation, intersexual conflict.
Культура как базовый элемент общества и её основные ценности на протяжении всего исторического времени подвергались трансформационным процессам. Культура России не стала исключением. Она формировалась в сложных социокультурных условиях, создавая свои мировоззренческие ориентиры под постоянным влиянием инородных культур. В настоящее время в современном российском обществе в очередной раз наблюдается более выраженный процесс переоценки основных ценностных установок, сформированных в рамках традиционной культуры. Он вызван недавней социокультурной и экономической трансформацией российского общества и сильным, как никогда, влиянием на него западной культуры. В настоящее время происходит наиболее активное отхождение от стереотипных норм, лежащих в основе российской действительности. Прежние культурные ориентиры становятся менее традиционными. Они всё более подстраиваются под образцы поведения, продиктованные западной культурой. Отказ от прежних ценностных приоритетов, на основе которых выстаивалась русская культурная традиция, приводит к реорганизации всего социального пространства и, следовательно, к конструированию новой культурной парадигмы.
Происходящие общественные процессы наиболее ярко отражены в сфере гендерных отношений, пронизывающих всю социокультурную реальность. Являясь базовым элементом любого общественного взаимодействия, гендерные отношения как лакмусовая бумага впитывают социальные изменения, становясь своеобразным индикатором для окружающей культурной среды. Сегодня, как никогда, приемлемые в обществе традиционные гендерные роли и стереотипы подвергаются значительной реконструкции. В результате их обновления разрушаются вековые грани между «мужским» и «женским». Ломаются традиционные представления об их взаимодействии в рамках социального и культурного пространства.
В настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопросам соотношения пола и культуры. Это обусловлено пересмотром оснований тендерного устройства общества, сформированного в рамках традиционной культуры, а также поиском приемлемых для современной социокультурной ситуации иных гендерных моделей поведения. В данном контексте следует отметить группу мыслителей, занимающихся изучением данной проблемы - А.И Абрамова, О. Воронину, П.П. Гайденко, И. Жеребкину, А.И. Новико-
ва. Основой для их исследований стали труды русских философов XIX в., которые можно отнести к взглядам изнутри. А.О. Хомяков выработал славянофильскую концепцию пола и обозначил половую дифференцированность в виде «природной» данности и воли Бога. В философских построениях В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В. Розанова, П. Чаадаева, Н. Данилевского лежит принцип иерархического дуализма, согласно которому мир воспринимается как противопоставление двух неравноценных начал, находящихся между собой в противоречивом взаимоотношении. На сегодняшний день гендерные стереотипы и гендерные отношения в целом имеют различные аспекты исследования — социальный, психологический, и рассматриваемый нами философско-культурологический.
Общепринятые стереотипные представления, которые в настоящий момент подвергаются разрушительному влиянию, зародились в лоне патриархальной культуры. Передаваясь от поколения к поколению, они всё более укоренялись в личностном и общественном сознании, закрепляясь в культуре в качестве норм и идеалов. Таким образом, они становятся неотъемлемыми элементами культурной основы социальной жизни. Представляя собой упрощённые, готовые образцы восприятия, стереотипы «выстраивают в сознании человека схематизированную картину действительности», помогая ему с помощью определённых ценностных установок адаптироваться и ориентироваться в мире социокультурной повседневности [1].
«Культурно и социально конструируемые категории "маскулинность" и "феминность", подтверждающиеся различным в зависимости от пола поведением, общественными ролями и статусами», - претерпевали поэтапные изменения, но при этом постоянно продолжали сохранять в себе установки патриархального уклада [2, с. 128]. В них изначально подчеркнуто доминирующее положение мужчины. Женщине отведена второстепенная роль. Это находит отражение в научных исследованиях. При изучении традиционных гендерных воззрений выделяют несколько социокультурных сфер, в соответствии с которыми на протяжении долгого времени выстраивались стереотипы поведения мужчины и женщины.
В сфере трудовой деятельности мужчинам приписываются такие качества, как активность, целеустремлённость, уверенность, предприимчивость. Женщинам свойственна пассивность, нерешительность, соблюдение норм. В сфере межличностных отноше-
ний мужчине свойственны прямота, резкость, самообладание, эгоизм, надежность. Женщине присущи жертвенность, мягкосердечие, заботливость, ненадежность. В сфере власти выстраиваются следующие приоритеты: «мужчине изначально приписывается право быть покровителем и вождём» [3, с. 139 - 140]. То есть сфера власти - это сугубо мужская сфера. Что касается женского пола, то в данной сфере для него никакого места не отведено. В связи с этим в стереотипных гендерных представлениях просматривается чёткое разделение полов, т.е. обязанности и социальные роли в той или иной степени изначально распределены. Их смешение, наблюдаемое в современной культуре, раньше было явлением противоестественным, грозящим разрушением вековых устоев. Женщина в традиционном обществе занимала подчинённое положение. Она от природы считалась существом зависимым и неполноценным. Сферой, в которой женщина могла себя хоть как-то реализовать, была семья - главная ячейка патриархального уклада. Её основным предназначением считалось служение мужчине, которому изначально приписывалась роль добытчика и защитника. Он отвечал за материальное обеспечение семьи.
Почему возникает потребность в обновлении социокультурных стереотипов, и в особенности их разновидности - стереотипов гендерных? Стереотипные представления, не успевая за реконструкцией социума, в некотором смысле устаревают, становясь неэффективными. В результате они вырабатывают представления, несоответствующие определенному временному периоду действительности.
Каждый историко-культурный перелом, влёкший за собой явные трансформационные процессы в социокультурной среде, сопровождался изменениями ее основы - сферы укоренённых стереотипных представлений. Процесс смены вековых культурных представлений, нравов и моделей поведения происходил поэтапно. Этот процесс наряду с другими трансформационными изменениями оказался более продолжительным.
Согласно историческим данным, основным толчком к пересмотру укорененных мировоззренческих представлений послужили реформы Петра I, когда произошло заимствование западных традиций. Затем данный процесс был ускорен феминизмом, первая волна которого прошла в России в 50 - 60-х гг. XIX в. В результате произошло, пусть и незначительное, переосмысление роли полов, отношений между ними, перераспределение сфер влияния и труда. Это были первые попытки к обновлению стереотипных представлений. Но на протяжении многих десятилетий феминистское стремление прийти к равенству полов, подвергнув разрушению основы патриархальной культуры, не увенчалось успехом. Ситуация в корне изменилась с приходом советской власти. В этот период чаяния представителей феминизма были воплощены в жизнь. Власть предоставила женщинам всю полноту прав и свобод, возвысив их в ранг полноценных граждан.
Женщин наделили равными правами с мужчинами, обеспечили им социальную защищённость, удовлетворив их многолетнее стремление к трудовой деятельности. Женщина обрела права и свободы, а государство получило необходимую дешёвую рабочую силу. Советская власть открыла перед ней новые горизонты, впустив в сферу общественного труда. Женская часть населения стала категорией граждан, совмещающих в себе потенциальные обязанности матери и работницы, строителя социалистического общества наравне с мужчиной. Труд на благо социалистического общества стал гражданским долгом.
«Эмансипация по-советски привела к двойной нагрузке женщин дома и на работе» [4, с. 166]. Исходя из этого, в советском социокультурном пространстве наблюдается дисбаланс женских ролей, прописанных в культурной традиции. В некотором смысле происходит «маскулинизация» женщины, которая ориентируется на семью, материнство и на труд в семейных организациях. Несмотря на это, стереотипные представления о традиционном образе женщины значительно поменялись. Из низшего по сравнению с мужчиной существа она превратилась в полноценного гражданина советского общества, перестала быть домохозяйкой, выйдя из сферы семейного быта в мир общественного производства.
Итак, трансформация традиционных культурных воззрений и социально-политические изменения советского периода привели к значительному сдвигу в становлении гендерных стереотипов.
В постсоветский период изменения продолжаются. Советские идеалы женственности подвергаются крушению. Возникают новые идеологии, такие как неолиберальный гендерный традиционализм и неогосудар-ственнический традиционализм, которые, несмотря на установленные различия, были обращены к традиционным представлениям о «естественном» предназначении полов [5, с. 146]. В процессе крушения прежних стереотипных норм огромную роль сыграло падение «железного занавеса», которое пришлось на конец 80-х гг., занавеса, отделявшего на протяжении многих лет СССР от капиталистических стран Запада, а также ограждавшего от «тлетворного» влияния западной идеологии. Российская культура вновь ощутила и восприняла доминирующие в этой идеологии ценности и идеи свободы, рационализма и демократии. В связи с этим вновь начинают видоизменяться гендерные роли и права, появляются новые культурные репрезентации мужественности и женственности.
Женщина продолжает совмещать несколько социокультурных ролей. Работа уже не возводится в ранг гражданского долга, как в советский период. Уже не обязанность, а экономическая необходимость может заставить женщину работать. Она сама вправе выбирать - труд или семья. Для многих женщин соответственно приватная сфера жизни вновь становится наиболее значимой, начинает возрастать традиционная роль домохозяйки. Но в условиях рыночной экономики большинство женщин, выбрав сферу труда, составили конкуренцию мужской части населения.
Мужчина оказался менее способным в этих условиях обеспечить семью. Поэтому он пытается реализовы-вать себя не только в публичной, но и в приватной сфере, начиная исполнять роли, присущие женщине. Стереотипные представления о маскулинности пошатнулись, что привело к ее кризису. Таким образом, в постсоветский период в межполовых отношениях наблюдается своеобразный откат назад к традиционным воззрениям, приобретшим в какой-то степени несколько иной смысл.
Патриархальные взгляды и полоролевые стереотипные представления о женственности и мужественности медленно и уверенно шли по пути обновлений, но патриархальные основы укорененных представлений окончательно не были разрушены. Они продолжали сохраняться в культурной основе социальной реальности, пускай и в более завуалированной форме.
В основу гендерных стереотипных воззрений были положены те социокультурные элементы, на основе которых путём длительного обобщения возникают многовековые оценочные интерпретации идеального образа мужчины и женщины в культурном пространстве. На наш взгляд, стереотипы - это устоявшиеся, «коварные» представления, заключающие в себе некую двойственность. С одной стороны, они с помощью определённых схем поведения помогают адаптироваться в социокультурной среде, познавать явления действительности, а с другой - устаревая, ставят своеобразный барьер на пути к развитию культурной личности и к установлению гендерного равенства в нашем обществе.
В настоящее время наблюдается наиболее яркая реконструкция патриархальных традиций. Культура современной России более уверено продолжает идти по пути переоценки традиционных ценностей и воззрений. Социокультурный прогресс, характерный для нашего времени, затрудняет развитие полоролевых отношений, продолжая ломать укоренившиеся маскулинные представления о взаимодействии мужского и женского. Таким образом, в полоролевой сфере обозначился социальный конфликт, выраженный в форме гендерной асимметрии. Она представляет собой «непропорциональную представленность культурных и социальных ролей обоих полов в различных сферах жизни» [6]. Речь идет о дестабилизации культурной основы, а именно о некотором смещении и смешении стереотипных ролей и образцов поведения. Предвестником этого стала ситуация экономического и социокультурного кризиса, в результате которого исчезает стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Эти обстоятельства приводят к отказу от прежних стереотипных представлений об иерархичности отношений и полоролевом взаимодействии. Особенно ярко данная ситуация обозначена в сфере семьи. Взаимоотношения внутри неё перешли от подчинения главе семейства в лице мужчины на более иной уровень. Между мужчиной и женщиной начали формироваться партнёрские отношения. Установки культуры патриархального мира с её подчинением и угнетением перестали соответствовать современной действительно-
сти. В связи с реконструкцией традиционных воззрений отношения потеряли свою иерархичность. Нельзя сказать, что в рамках современной культуры мужчина потерял свой авторитет. Он сохраняется, но в более завуалированном виде. Исчезло жесткое подчинение. Нет ни полного признания авторитета отца, ни полного контроля над жизнью семьи со стороны матери [7, с. 129]. Отношения построены на взаимных обязанностях и правах.
Таким образом, для современной культурной действительности характерно совмещение, взаимный обмен ролями и обязанностями. Правда, несмотря на то, что социокультурное мировоззрение изменилось, в нем все равно продолжают сохраняться культурные установки патриархального уклада. Наглядно это представлено в сфере труда, в которой и сегодня мы можем наблюдать преобладание мужчины и «неявную» дискриминацию женщины. Несмотря на то, что в настоящее время женщины проявляют значительную активность, они по-прежнему не допускаются в дела крупных фирм. Это свидетельствует о том, что в сфере трудовой деятельности равноправия как такового не достигнуто. Оно формально. Здесь до сих пор присутствует разделение труда. Убеждения, связанные с различием между мужчиной и женщиной, продиктованным стереотипными образцами поведения, играют немаловажную роль. Женщины зарабатывают меньше мужчин, занимают менее оплачиваемые должности и медленнее продвигаются по карьерной лестнице [8, с. 61]. Все зависит от до сих пор бытующих представлений о «естественном» предназначении мужского и женского начала, навязывающих каждому из них определенные роли и сферу деятельности. Но, несмотря на это, женщина все чаще встречается в мужской сфере деятельности, принимает правила поведения, рассчитанные в основном на мужчин. Это позволяет говорить о её маскулинизации, в результате которой она приобретает качества, присущие сильному полу. Становится наиболее рациональной, стойкой, конкурентоспособной и независимой. Но перед ней постоянно возникает необходимость оправдывать свой новый статус. Современная женщина «должна доказывать, что ее образ жизни нормален», ведь «общественное сознание с большей готовностью принимает образы домохозяек, содержанок, и с меньшей -самостоятельных, деловых женщин», которые вышли за рамки стереотипных представлений. «Мы живем в мужском мире, созданном мужчинами по своим меркам» [9, с. 224], в мире, где все построено на доминировании одного пола над другим.
В настоящее время в связи со сменой традиционных основ российской культуры и всего общества в целом прослеживается своеобразный гендерный разлад. Дело в том, что многие представители российской социокультурной реальности не поддерживают смешения ролей, а следовательно, и обновление стереотипов. Считается, что это противоречит традиционным представлениям о мужестве и женственности. Таким образом, сегодня можно наблюдать две противоположные тенденции. Первая из них свидетельст-
вует о стремлении одной части социокультурных индивидов окончательно отойти от традиционных воззрений. Другая, наоборот, показывает, что в обществе находит место потребность в возрождении стереотипных норм и прежних ценностных ориентаций. В основном такого рода проблема возникает в мужской среде. Все дело в том, что общественное мнение все еще, хоть и формально, но придерживается стереотипных убеждений. Общество, хоть и с трудом, принимает женщину с маскулинными качествами, а на мужчину с чертами феминности оказывает давление. Смена присущих им мужских качеств на женские выходит за рамки нормальности.
Гендерные стереотипы, ламинарно-следующие по пути обновления, вышли на новый уровень развития. Но, несмотря на это, проблема их переосмысления в рамках культурного пространства современной России остается открытой. Она, как и любое явление, имеет две стороны. С одной - общество нуждается в возрождении стереотипных установок традиционной, маскулинизированной культуры. С другой - современное общество все острее начинает ощущать прессинг гендерных стереотипов на частной и общественной жизни, на профессиональной сфере деятельности, на межличностных и межполовых отношениях.
Подводя итоги, необходимо сказать, что культура современной России находится в состоянии кризиса, вызванного постоянной трансформацией традиционных элементов социокультурной реальности. В условиях перемен индивидуальное сознание подвергается мощному разрушающему влиянию. В ходе обновления стереотипных воззрений новые ценности и нормы смешиваются со старыми, исчезают четкие культурные ориентиры, в результате ложные идеалы, навязываемые человеку, принимаются за истинные. Современный индивид оказался в пограничной ситуации. Он все острее начинает чувствовать давление гендер-ных стереотипов, половина из которых устарела и приобрела форму предрассудков. Несмотря на это, механизмы, влияющие на общественное и индивидуальное сознание, например СМИ, продолжают транслировать непригодные стереотипные представления, создавая некий миф, которому волей или неволей подчиняется большинство из нас.
В условиях такой социальной нестабильности в сфере межполовых отношений произошли перемены, приведшие к возрастанию гендерной нетерпимости, непониманию, дискриминации и асимметрии. Но все эти гендерные явления в современном обществе представлены в более скрытой форме. В некоторых сферах жизнедеятельности, например в сфере семьи, просматривается партнерское взаимодействие, приводящее к уравновешенному положению мужчин и женщин в социуме, несмотря на то, что сегодня идеалы мужественности и женственности как никогда противоречивы. В них традиционные черты, еще до конца не искорененные, перемешива-
Поступила в редакцию
ются с современными, которые достаточно полнее, чем раньше, учитывают индивидуальное многообразие и репрезентируют не только мужское, но и женское мнение. Как считает Ю.Б. Рюриков, на земле уже давно угасает патриархат, словом, мужевластие [10]. На смену ему идет новое состояние мира, который, можно назвать «биархат - главенство обоих полов» [11, с. 33]. Несмотря на асимметрию, в сфере гендерного взаимодействия произошло ослабление поляризации, исчезла жесткая дифференциация в полоролевой сфере жизнедеятельности и связанных с ней стереотипных убеждений.
Таким образом, проведя теоретико-методологический анализ, мы пришли к выводу, что современная культура, несмотря на сложившуюся ситуацию, нуждается в дальнейшем пересмотре традиционных стереотипных представлений, которые сегодня в значительной степени устарели и обрели статус предрассудков. Это необходимо для разработки новой гармонично сложенной культуры, а также для осуществления эффективного урегулирования взаимоотношений между полами в различных сферах культурной реальности.
Литература
1. Липман У. Общественное мнение / пер. Т.Б. Барчуно-вой. М., 2004.
2. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблемы гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1 - 2. С. 120 - 139.
3. Розанов В.В. Религия и культура // Собр. соч. М., 1995. Т. 1.
4. Бондаренко ЛЮ. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 162 - 169.
5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Трансформация гендерного гражданства в современной России // Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации / под ред. Т.И. Заславской. М., 2003. С. 140 - 150.
6. Ажгихина Н.И. Гендерная асимметрия // Словарь гендерных терминов. М., 2002.
7. Айвазова С.Г. Гендерная асимметрия российской повседневности // Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., 1998. С. 120 - 130.
8. Вовк Е. Гендерная асимметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. 2006. № 3. С. 61 - 73.
9. Маркова О.Ю. Гендерные измерения современного общества // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. статей. Вып. 1. СПб., 2001.
10. Рюриков Ю.Б. По закону Тезея // Новый мир. 1986. № 7. С. 174 - 198.
11. Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Р.М. Чумичевой. Ростов н/Д, 2010.
3 апреля 2012 г.