Научная статья на тему 'Традиционные этнические ценности и культура доверия'

Традиционные этнические ценности и культура доверия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
859
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / НАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ЯЗЫК / РОДНАЯ ЗЕМЛЯ / БУРЯТИЯ / TRUST / NATION / CULTURE / TRADITIONAL ETHNIC VALUES / CLERISY / LANGUAGE / NATIVE LAND. BURYATIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Осинский Иван Иосифович

В статье рассматриваются проблемы культуры доверия и роль в этом процессе традиционных этнических ценностей любви к родному краю, положительного опыта межэтнического сотрудничества, языка, религии, приверженности к знаниям и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL ETHNIC VALUES AND THEIR ROLE IN THE FORMATION OF CULTURE OF TRUST

This article presents the problems of culture of trust and its role in the process of traditional ethnic values love for the native land, positive experience of interethnic cooperation, language, religion, commitment to knowledge, etc.

Текст научной работы на тему «Традиционные этнические ценности и культура доверия»

социология

УДК 1:3163 © И И. Осинский

ТРАДИЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И КУЛЬТУРА ДОВЕРИЯ

В статье рассматриваются проблемы культуры доверия и роль в этом процессе традиционных этнических ценностей - любви к родному краю, положительного опыта межэтнического сотрудничества, языка, религии, приверженности к знаниям и др.

Ключевые слова: доверие, нация, культура, традиционные этнические ценности, интеллигенция, язык, родная земля, Бурятия.

I.I. Osinskiy

TRADITIONAL ETHNIC VALUES AND THEIR ROLE IN THE FORMATION OF CULTURE OF TRUST

This article presents the problems of culture of trust and its role in the process of traditional ethnic values - love for the native land\ positive experience of interethnic cooperation, language, religion, commitment to knowledge, etc.

Key words: trust, nation, culture, traditional ethnic values, clerisy, language, native land\ Buryatia.

Доверие является одним из важнейших факторов, поддерживающих устойчивость и интег-рированность общества. Оно играет важную роль в конструировании горизонтальных и вертикальных общественных отношений, упорядочивании и уравновешивании социальных и культурных разнообразий, в обеспечении позитивного социального самочувствия. Доверие выступает условием комфортного существования в согласии с окружающей средой, служит необходимым компонентом отношений толерантности.

Доверие, таким образом, является комплексным феноменом, пронизывающим все уровни социального взаимодействия — от ближайшего окружения индивида до общественных организаций и властных структур.

Сложная природа доверия обуславливает и неоднозначность его трактовок. Это понятие полисемантично. Часто значение, вкладываемое в это слово, зависит от используемого контекста. Так, А.Гидденс определяет доверие как уверенность в надежности некоторой личности или системы относительно данного комплекса последствий или событий, где эта уверенность выражает веру в честность или любовь другого лица или в правильность абстрактных принципов (технического знания). Причем доверием облекаются не только личности, но и «абстрактные системы», такие как экспертное знание или финансовая система [1, с. 34-36]. Ф.Фукуяма рассматривает доверие как «возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его

члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно или со вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами» [2, с. 52]. Некоторые исследователи связывают доверие с проблемой уязвимости одного из субъектов взаимодействия, обращаясь, таким образом, в первую очередь к межличностному доверию. Так, Дж.Б. Барни и М.Г. Хансен считают, что доверие является «взаимной уверенностью в том, что уязвимость одного не будет использована против него самого» [3, с. 177].

Понятие доверие нередко используется как синоним, разновидность или форма веры, так в «Словаре философских терминов» написано: «греч. Пютц - вера, доверие (во что или кому); признание верным, истинным; верность, верное слово, ручательство, клятва, обязательство, договор; верование; мнение, представление (в противоположность знанию). Подобные значения сохраняются в романо-германских языках». Здесь же подчеркнуто: «Вера есть особое состояние психики индивида, группы, массы - верящих субъектов, - выражающихся в твердой убежденности, несомненном доверии и надежде» [4, с. 73].

Не ставя своей задачей специальное рассмотрение содержания приведенных выше трактовок доверия, мы будем исходить из понимания данного термина как открытые, положительные взаимоотношения между субъектами, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого субъекта, с которыми дове-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННО! О УНИВЕРСИТЕТА

14 А/2012

ряющий находится в тех или иных отношениях. Как уже отмечалось, в качестве доверяющих субъектов могут выступать отдельные индивиды, группы, массы людей. Формирование взаимного доверия между социальными субъектами - одна из ключевых задач политического класса. Ее утверждение, развитие детерминированы многими факторами.

Культура доверия в полиэтническом социуме неразрывно связана с этническими ценностями. Под традиционными этническими ценностями мы понимаем элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и закрепляются в жизни этноса в течение длительного времени.

Традиционные ценности существуют в материальной и духовной культуре. Это укоренившиеся представления, идеи, обычаи, обряды, позволяющие нации сохранить неповторимое своеобразие, специфические особенности, менталитет. Вместе с тем, следует отметить, что традиционные ценности не остаются неизменными.

Каждое поколение осуществляет выбор тех или иных традиций, принимая одни, отвергая другие. Очевидно, было бы в такой же степени неразумным пренебрегать ценностями прошлого, как и пытаться все их сохранить в низменном виде в новых исторических обстоятельствах. Традиция должна иметь актуальную содержательность. В этой связи нельзя не согласиться с профессором Белградского университета Д.Ж. Марковичем, который пишет, что «традиция имеет своё актуальное культурное, историческое, эстетическое, политическое значение только тогда, когда под ней подразумевается процесс активной, критической валоризации культурных ценностей» [5, с. 342].

В противном случае национальное сознание остается пассивным, нетворческим, и, как правило, попадает в услужение консервативному традиционализму.

В предлагаемой статье мы остановимся на некоторых традиционных ценностях русского и бурятского населения Республики Бурятия, преимущественно наиболее образованной ее части (интеллигенции) и влиянии этих ценностей на формирование культуры доверия.

Республика Бурятия - один из сибирских субъектов Российской Федерации. Ее территория составляет 351,3 тыс.кв.км., население 972,0 тыс. человек, в том числе 286,8 тыс. бурят (29,5%), 630,6 тыс. русских (64,9%), 54,6 тыс. (5,6%) представителей других национальностей.

В процессе рассмотрения названной темы мы будем использовать материалы государственной

статистики, социологических исследований, проведенных в 1995 и 2011 гг., в ходе которых было опрошено 860 представителей бурятской и 995 русской интеллигенции. Цель исследований - выявить изменения в традиционных ценностях бурятского и русского этносов, произошедших в период трансформации российского общества, то есть в 1990-е и последующие годы.

Исследования показали, что важнейший ценностью как у представителей бурятской, так и русской интеллигенции является любовь к родной земле, к краю, где они родились, выросли, где их дом, дом родителей, то есть патриотическая ценность. Эта ценностная установка является доминирующей и у молодежи. Анкетный опрос показал, что наиболее сильные чувства у студентов вузов Бурятии, по их признанию, связаны с местностью, где они родились - 70%, затем идут Россия, Бурятия. Несколько лет назад при опросе студентов БГУ мы ставили вопрос «Нужно ли в школе воспитывать учащихся патриотами?», 80% опрошенных ответили: «Да». Нас интересовало мнение студентов так как в российской печати развернулась критика патриотизма (некоторые авторы называли его неразвитым, примитивным и даже животным чувством). Мы убеждены, что патриотизм - это не только одно из самых древних, но и самых глубоких и важных чувств человека. Воспитательная система школы, несомненно, должна проявлять заботу о формировании теплых чувств к Родине, патриотических установок к нации.

В то же время патриотизм предполагает глубокое уважение к другим народам, государствам. к их истории, культуре, традициям, налаживанию взаимного сотрудничества, а при необходимости - помощи.

«Никакая нация, - пишет известный сибирский писатель В.Распутин, - не станет замыкаться в себе. В скрытое, возбужденное патриотическое чувство точно также не уткнется только в свою нацию, ибо истинный патриотизм не может быть эгоистичным, но зародиться ему надо из родных понятий и заговорить на родном языке».

Весьма значимой традиционной ценностью является накопленный в прошлом положительный опыт взаимодействия этносов, их сотрудничества. В истории межэтнических отношений народов Сибири можно выделить три периода: дореволюционный (до 1917 г.); советский (1917-1991 гг.); с 1991 г. по настоящее время. 350 лет Бурятия находится в составе России. За эти годы сложились достаточно стабильные, добрососедские отношения между русскими и бурятами, что прочно вошло в общественное

И.И. Осинскиы. Традиционные этнические ценности и культура доверия

сознание как русского, так и бурятского населения и передается от поколения к поколению. Сохранению стабильности отношений способствовала и взвешенная национальная политика республиканской власти, что позволило сохранить в целом бесконфликтные отношения между народами Бурятии и в постсоветский период. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос анкеты 5): «Ощущается ли сейчас в том городе, районе, селе, где Вы живете, национальная напряженность?». 79,8% бурятской интеллигенции и 73,2% русских ответили, что не ощущают. Утвердительные ответы дали 17,5% бурят и 15,9% русских.

Одной из главных традиционных ценностей любого народа является язык. Он хранит и ретранслирует духовные ценности, выражает менталитет, углубляет у этнофоров ощущение принадлежности к данному этносу. Языку принадлежит важнейшая функция в формировании национального самосознания, без которого не может быть самой этносоциальной целостности. Как убеждает наше исследование, как русская, так и бурятская интеллигенция Бурятии стопроцентно приобщена к русскому языку. Бурятская

интеллигенция - 75% респондентов указали, что хорошо владеют и понимают бурятский язык, из них 47% владеют в совершенстве, 28% - хорошо понимают, правда, редко говорят, хотя в 1995 г. - эти данные равнялись соответственно 80%, 52% и 29%. За 15 лет, как видно, уменьшилась доля интеллигентов, в совершенстве владеющих бурятским языком. Это, очевидно, объясняется недооценкой в советском прошлом национальных языков в национально-государственных образованиях страны, а также наличием объективного фактора — относительной немногочисленностью бурятского населения, значительная часть которого рассредоточена в инонациональной среде.

В то же время бурятская и русская интеллигенция будущее своего нового поколения связывают со своим национальным языком, а также одновременно ориентируется на приобщении его к другим языкам.

Так, на вопрос анкеты: «В какую школу Вы послали бы учиться своих детей?» респонденты-интеллигенты бурятской и русской национальности ответили следующим образом.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «В какую школу Вы послали бы учиться своих детей?», %

№ Варианты ответов буряты русские

1995 2011 1995 2011

1 В русскоязычную школу с изучением бурятского языка 50,6 19,0 21.1 8.0

2 В бурягскоязычную школу с изучением русского языка 18,6 6.8 1,0 0,7

3 В школу только с русским языком 1,8 1,2 7,3 9.0

4 В школу только с бурятским языком обучения 2,6 1,0 1,0 0,4

5 В школу с изучением бурятского и английского языков Нет сведений 6,1 Нет сведений 44,1

6 В школу с изучением бурятского и английского языков Нет сведений 3,9 Нет сведений 0.9

7 В школу с изучением русского, бурятского и английского языков 26,1 26,1 59,85 68,9 32,55

8 Затрудняются ответить 5,7 1,5 5,8 3,6

Примечания: в анкете 1995 г. пункт 7 формулировался так: в русскоязычную школу с изучением английского языка.

Из приведенных данных видно, что 90,5% респондентов бурятской национальности нацелены на школу, где изучают бурятский язык, 93,0% - русский язык и 69,9% - английский язык. У русских респондентов аналогичные показатели равняются: 42,6%, 94,4%, 77,6%. В целом эти данные отражают, на наш взгляд, современные, прагматические тенденции в области языкового поведения в полиэтнической среде и свидетельствуют об относительно высоком уровне культуры межэтнического доверия.

Одной из важнейших традиционных ценностей у народов являлись и являются знания. С приходом в Бурятию буддизма установилась традиция отправлять старшего сына в дацан-скую школу. Семьи с гордостью следовали этой традиции. С древних времен у монгольских племен существовало изречение: «Поклонись книге, Поклонись учителю, Поклонись богу». В годы советской власти эта традиция не только сохранилась, но в содружестве с интеллигенцией русского и других народов получила свою

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

14 А/2012

широкую реализацию. В 1970-е годы, как свидетельствуют материалы Всесоюзной переписи населения, буряты имели один из самых высоких показателей уровня образования среди 53 этносов, имевших свои национально-государственные образования. Высокие показатели были и других народов, что не могло не сказаться на их культуре межэтнических отношений. Нельзя недооценивать в этом и роли традиционной религии бурят - буддизма, которая утверждает в среде верующих ценности толерантности, гуманизма, доверия, сотрудничества. Приверженцами буддизма являются более 60% бурятской национальной интеллигенции. Среди русской интеллигенции исповедующей, православие, более 50%. Существовали и другие традиционные ценности, наполнявшие все формы общественного сознания - моральные, эстетические, религиозное, политическое, правовое, научное, философское, экологическое.

Специфически преломляя их в плодотворном межкультурном взаимодействии с русским и

За период с 1995 по 201 1 гг. произошло как в среде бурятской, так и русской интеллигенции более глубокое внедрение традиционных ценностей: увеличилась доля лиц, придерживающихся всех национальных традиций, и уменьшилась, доля тех, кто их не придерживается, или придерживается изредка. Более привержены национальным традициям представители бурятской интеллигенции, чем русской. Наряду с работниками литературы и искусства, ламаистского духовенства, учителями, врачами, специалистами сельского хозяйства стали чаще обращаться к национальным традициям инженерно-технические работники, специалисты органов государственного управления, правоохранительной системы.

Нас интересовало отношение интеллигенции к истории своей страны, республики, народа. В этой связи в анкете предлагался вопрос: «Какие исторические события сыграли, на Ваш взгляд, решающую роль в развитии Вашего народа?». Из 19 предложенных вариантов ответов на первом месте оказалось «вхождение Бурятии в со-

другими народами, особенно в современную эпоху, бурятская интеллигенция создала многие шедевры национальной культуры, которые стали достоянием широких народных масс. Вместе с тем в тот период бурятской традиционной культу рой, к сожалению, не без участия интеллигенции, были утрачены или существенно девальвированы некоторые ее имманентные элементы.

В числе ушедших в небытие этнических ценностей назовем, к примеру, особое почитание родителей, родных и предков, стремление к этнической окрашенности своего быта и экологической среды обитания.

В постсоветские годы наметился процесс восстановления ряда утраченных традиций. Успех тут во многом зависит от того, в какой мере сама интеллигенция почитает национальные традиции, сколь укоренены они в сознании интеллигенции. Об отношении интеллигенции к традициям свидетельствуют данные приводимые ниже таблицы.

Таблица 2

став России» (у бурят - 62,8%, у русских -53,35%). В 1995 г. этот показатель у бурятской интеллигенции равнялся 49,1%, у русской -46,4%. Это значит, что за прошедшие 15 лет эта ценность приобрела в сознании бурятской и русской интеллигенции, надо думать, что и их народов больший вес, большую значимость, чем прежде. Это можно расценивать как высокий уровень взаимного доверия этих двух этносов. На втором месте у бурятской интеллигенции -«Образование Бурятской АССР в 1923 г.» (30,2%), у русской интеллигенции - «победа в Великой Отечественной войне» (45,9%), на третьем - у бурятской интеллигенции - «победа в Великой Отечественной войне» (35,5%), у русской - «избрание Президентом России В.В. Путина, его деятельность» (26,6%), на четвертом -у бурятской интеллигенции - «Октябрьская революция 1917 г.» (25,8%) и «Индустриализация республики» (25,8%), у русской - «Индустриализация республики» (19,5%), на пятом - у бурятской интеллигенции - «принятие декларации о государственном суверенитете Бурятии»

Результаты ответа на вопрос: «Придерживаетесь ли Вы национальных традиций своего народа?», %

№ Варианты ответов буряты русские

1995 2011 1995 2011

1 Придерживаюсь всех национальных традиций 18.9 27,25 11,7 13,6

2 В основном придерживаюсь 62,5 55,5 39,1 45,75

3 Придерживаюсь изредка 19.6 15.3 39.8 32,55

4 Не придерживаюсь 2.8 1,7 3,4 7.0

5 Не вижу в этом необходимости 1.0 0.0 5,8 0,9

И.Ц Доржиева. Развитие бурятского этноса в социокультурном пространстве города (на материалах Республики Бурятия)

(22,6%), у русской - «Октябрьская революция 1917 г.» (17,5%).

Некоторые расхождения в оценках респондентов бурятской и русской интеллигенции таких исторических событий как вхождение Бурятии в состав Российского государства, образование Бурятской АССР в 1923 г., принятие декларации о государственном суверенитете Бурятии и некоторых других объясняются, на наш взгляд, ростом национального самосознания бурятской интеллигенции, более чувственном ее

отношении к земле своих предков, ее судьбе, к национально-государственному устройству своего народа.

Может служить одним из индикаторов межэтнического доверия отношение к национальной принадлежности руководителей органов государственной власти региона. В этой связи в анкете был поставлен вопрос: «Какой национальности, на Ваш взгляд, должен быть Президент Бурятии?». Ниже приводятся результаты ответов.

Таблица 3

Результаты ответов на вопрос: «Какой национальности, на Ваш взгляд, должен быть Президент Бурятии?»

№ Варианты ответов Национальность

Бурят(-ка) Русский(-ая)

1 Бурят 31,1 1,3

2 Русский 2,4 23,7

3 Национальность не имеет значения, главное деловые и нравственные качества 64,5 72,15

Абсолютное большинство респондентов как бурятской, так и русской национальности считает, что национальность не имеет значения, главное деловые и нравственные качества руководителя.

В заключение отметим, что существует тесная связь между понятиями «культура доверия» и «традиционные этнические ценности». Традиция - духовная основа, на которой существует, выживает общество, культура, цивилизация. Традиционные ценности играют важную роль в формировании культуры доверия между народами. Любовь к родной Земле, многолетний положительный опыт межэтнического взаимодействия, язык, стремление к овладению знаниями, традиционные верования, значимые исторические события в жизни народа - оказывают огромное влияние на жизнедеятельность этносов, побуждают их к сотрудничеству, взаимопомощи. В процессе взаимодействия вырабатываются общие духовно-нравственные качества, формируется культура доверия, необходимое усло-

вие становления и развития дружбы и сотрудничества между народами.

Литература

1. Giddens A. The consequence of modernity. - Cambridge: Polity Press, 1990. - P.34-36.

2. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и пути к процветанию: пер. с англ. - М: ACT, 2004. — С.52.

3. Barney J.В., Hansen M. H. Trustworthiness as a Source of Competitive Advantage // Stategic Management Journal. -1994. -№ 15 (Winter Special issue). - P. 177.

4. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. -М, 2004.-С.73.

5. Маркович Д.Ж. Общая социология. - М.: ВЛАДОС. - 1998. - С.342.

Осинский Иван Иосифович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Osinskiy Ivan losifovich, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 316.343 (571.54) О И.Ц. Доржиева

РАЗВИТИЕ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

(НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Статья посвящена исследованию современных этносоциальных процессов в среде городских бурят. Рассмотрены изменения в социальной структуре бурятского этноса. Выявлены особенности этноязыковой ситуации, религиозного поведения, традиционной семейной обрядности бурят в условиях урбанизации. Ключевые слова: буряты, урбанизация, этносоциальные процессы, религиозное поведение, традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.