Научная статья на тему 'Традиционность в конструировании социокультурной парадигмы детства'

Традиционность в конструировании социокультурной парадигмы детства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ДЕТСТВА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мамычева Д.И.

Автор статьи обращает внимание на понятие «традиционность», часто игнорируемое при анализе проблем современного детства. Традиционность является условием возникновения традиции. Отсюда необходимость рассмотрения этого феномена как важной составляющей социокультурной парадигмы детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционность в конструировании социокультурной парадигмы детства»

Раздел I. Философия

цептуализации и феноменологии опыта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс. 1980. 448 с.

2. Ниинилуото И. Заметки о логике восприятия // Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М., 1984, С. 329-340.

3. Сааринен Е. Являются ли суждения объектами пропозициональных установок? // Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М., 1984. С. 249-273.

4. Сааринен Е. Хинтикка, Кастанеда и Куайн о "Квантификации в": некоторые основополагающие проблемы в интенсиональной логике // Исследования по неклассическим логикам. М.: Наука, 1989. С. 184-203. Barwise J. Scences and other situations // Journal of philosophy, 1981. Vol. 78.

5. Hintikka J. On the Logic of Perception // Models for Modalities. Dordercht, 1969.

6. Niiniluoto J. The logic of imagination. // J. of philosophical logic. Dordrecht; Boston, 1986. Vol. 11. N 1. P. 131-148.

7. Niiniluoto J. Knowing that one sees // essays in Honour of Jakko Hintikka. Dordrecht, 1979.

8. Barwise J., Perry J. Situations and attitudes. London, 1983. P. 318.

9. Barwise J. Scences and other situations // Journal of philosophy, 1981. Vol. 78.

Д.И. Мамычева

ТРАДИЦИОННОСТЬ В КОНСТРУИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ ДЕТСТВА

Одним из наиболее востребованных и актуальных сегодня понятий в социальных и философских науках предстает понятие - «социальные изменения», что вполне закономерно в контексте современных трансформационных процессов, протекающих в обществе и затрагивающих все явления и уровни его организации. В результате анализа проблем современного детства, становится очевидным, что из внимания исследовательских стратегий «выпадает» не менее значимый феномен как «традиционность», связанный в широком смысле с проблематикой сохранности института детства в рамках конкретной социокультурной общности, его духовно-нравственного благополучия; актуализирующий роль традиции и традиционных представлений в процессах преемственности и воспроизводства социально-значимого опыта в новом поколении, а - шире воспроизводства и самоорганизации общества. В качестве дополнения хочется отметить, что концептуализация понятия традиционность происходит за пределами традиционной эпохи, когда его восприятие перестает быть само собой разумеющимся, «остраняется» (термин Б. Шкловского) за счет усиливающегося присутствия исторических инноваций, и тем самым обрастает новыми смыслами и значимостью. Именно нестабильность как характеристика современного социума, влияющая на неустойчивость, повышенный социальный риск детства, выдвигает на первый план проблемы инвариантности, традиционности, как условие сохранения преемственного воспроизводства жизненно важных механизмов социального взаимодействия, социально-духовного благополучия детства. В этом контексте трудно переоценима актуальность и востребованность исследования традиционных оснований для конструирования социокультурной парадигмы детства, отвечающей требованиям формирования духовно и физически «здорового» поколения.

Традиционность - это качественная характеристика социума, отражающая духовно -нравственные и социально-культурные процессы воспроизводства наиболее успешных, прошедших историческую апробацию социально полезных форм и способов организации сосуществования индивидов в конкретном жизненном пространстве. Тем самым, традиционность является условием возникновения традиции, поскольку традиция - любое устойчивое проявление, несущее в себе черты традиционности, т.к. последнее является качеством, свойством, которое может быть правомерным для самых различных жизненных содержаний.

Поскольку в процессе преемственности традиции передаются не только определенные мо-

Вестник ТГПИ

Гуманитарные науки

дели и образцы поведения, но и, прежде всего, стратегии социально-ценного действования, а также определенная система оценок, установок, облегчающих и стабилизирующих взаимодействие субъектов в определенной социокультурной среде. В связи с этим, преемственное воссоздание, как аккумулирующее в себе социально выверенный опыт, жизненно необходимо детству1, для его успешной и наиболее безболезненной социализации в социуме, т.к. предполагает опору на устойчивость и стабильность. Тем самым, преемственность традиций обеспечивает воссоздание и продолжение института детства в исторически специфической форме.

Невозможно понять тот или иной феномен, не понимая специфику социокультурной преемственности, в рамках которой он становится частью общей исторической традиции. Следовательно, построение эффективных социальных стратегий в отношении к детству должно опираться на понимание нормативных традиционных представлений и традиций взаимодействия между взрослым и детским миром, сформировавшихся в рамках конкретной социокультурной общности. Представления о детстве не складываются каждый раз заново, и не являются чем-то внешним по отношению к обществу, в рамках которого разворачивается его бытие. Характер существования детства есть всецело следствие внутренней организации социальной системы, вплетен в ткань национальной культуры. Является результатом длительной истории становления института семьи, культурных стереотипов, традиционных представлений о назначении человека, смысле его жизни, добре и зле, нормативных моделях поведения, нашедших отражение в формулируемых принципах воспитания.

Другим важным аспектом, раскрывающим востребованность категории традиционность для построения адекватной парадигмы детства и понимания его сущностных черт, является свойство традиционности выступать одной из базовых психологических характеристик индивида. Традиционное мышление (традиционность) - это исходный тип мышления людей, который «самовоспроизводится» человеческим сообществом из поколения в поколение. Преобладает данный тип мышления в традиционных обществах как исторически необходимый этап развития мышления, тесно связан с мифологическим мышлением, а также характеризуется стремлением к стабильности и устойчивости. Мифологическое мышление - доминирующая составляющая в детском способе познания мира. Согласно гипотезе параллелизма онто- и филогенеза, данный тип мышления является необходимым и доминирующим в детском способе познания, в связи с чем, традиционность, находящая воплощение в традициях (традиционных играх, практиках воспитания и т.д.) и традиционных представлениях (мифе, сказках и т.д.), реализуясь в построении смыслосферы детства, его жизненной организации наиболее соответствует сущностным свойствам детства и должна быть реализована в построении парадигмы его развития.

О.А. Музыка

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА И ИНДЕТЕРМИНИЗМА В РАМКАХ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ

В современной философской литературе недостаточное внимание уделяется проблемам соотношения социального детерминизма и индетерминизма и, как следствие этого подобное соотношение нередко сводится к достаточно простому анализу причинно-следственных отношений. Конечно, подобная обусловленность справедливо имеет место, однако, рассуждая на эту тему в рамках таких серьезных проблем как философия времени, философия истории, и, в конце концов, в рамках синергетической парадигмы возникает целый ряд вопросов, которые, в конечном счете, можно свести к тому, что сама причинная обусловленность, действительно имеет важное значение, по крайней мере, с точки зрения времени, последовательности, зависимости в рассматривае-

1 Общим местом в психологии является представление о неустойчивости сознания ребенка, маргинального по своей природе. Также общеизвестно о большой его восприимчивости и отсутствии защитных механизмов, поэтому вся мозаика повседневной жизни «оседает», трансформируясь в причудливые смыслообразы. В связи с чем, особенно востребованы стабилизирующие, защитные функции культурной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.