Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОСТЬ В ФОРМЕ ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ТРАДИЦИОННОСТЬ В ФОРМЕ ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
музыкальные инструменты / традиция / антиквариат / элемент / декоративный / musical instruments / traditional character / ancient / element / decorative

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эмилия Эмиль Кызы Янакиева

Статья посвящена определению традиционности в структурной форме древних и современных музыкальных инструментов Азербайджана. Для этого был проведен сравнительный анализ на разных образцах музыкальных инструментов. Учитывая, что исследования, проводимые в этом направлении до сих пор, основаны на исследованиях в аспекте музыковедения, изучение форм музыкальных инструментов с точки зрения декоративно-прикладного искусства рассматривается как научная инновация в области искусствоведения. В результате исследования структурной формы музыкальных инструментов подтверждается, что они всегда разрабатывались на основе древних традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CHARACTER IN THE FORM STRUCTURE OF THE ANCIENT AND MODERN AZERBAIJANI MUSICAL INSTRUMENTS

The article is devoted to the definition of traditional character in the form structure of ancient and mod-ern musical instruments of Azerbaijan. In the article for this purpose the comparative analysis are carried on the various samples. If one takes into account the fact that the studies carried out in the mentioned direction up to now are on musical research, the study of their forms from the direction of decorative-applied art is evaluat-ed as a scientific novelty of research in the field of art. As a result, it should be noted that research on the form structures of musical instruments confirms that they have always been developed on ancient traditions.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОСТЬ В ФОРМЕ ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

10

ART / «ШУУШШШУМ-ЛЭЦТМак» #7®13©)), 2©22

пропорции деталей и строгая выверенность в соотношениях элементов;

3. звучные контрасты цвета подчеркивали геометрическую точность силуэта, смягчающуюся вкраплениями орнаментальных композиций.

Литература

1. Азизбекова, П.А. Азербайджанская национальная одежда. / П.А. Азизбекова - Москва - 1972 - 31 с., 99 л. илл.

2. Садыхова, С.Ю. Азербайджанский костюм XIX века. / С.Ю. Садыхова - Баку: Элм - 2007 - 192 с.

3. Садыхова, С.Ю. Средневековый костюм Азербайджана. / С.Ю. Садыхова - Баку: Элм - 2005 - 170 с.

4. Трофимова, А.Г. Обзор коллекции одежды народов Азербайджана Государственного музея Грузии им. акад. С.Н. Джанашиа. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа Х1Х-ХХ вв. / А.Г. Трофимова - Москва: Наука - 1971.

УДК 745/749

Эмилия Эмиль кызы Янакиева Докторант Азербайджанской Государственной Академии Художеств

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-7130-10-12 ТРАДИЦИОННОСТЬ В ФОРМЕ ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Emilya Emil gizi Yanakiyeva

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

TRADITIONAL CHARACTER IN THE FORM STRUCTURE OF THE ANCIENT AND MODERN

AZERBAIJANI MUSICAL INSTRUMENTS

Аннотация.

Статья посвящена определению традиционности в структурной форме древних и современных музыкальных инструментов Азербайджана. Для этого был проведен сравнительный анализ на разных образцах музыкальных инструментов. Учитывая, что исследования, проводимые в этом направлении до сих пор, основаны на исследованиях в аспекте музыковедения, изучение форм музыкальных инструментов с точки зрения декоративно-прикладного искусства рассматривается как научная инновация в области искусствоведения. В результате исследования структурной формы музыкальных инструментов подтверждается, что они всегда разрабатывались на основе древних традиций.

Abstract.

The article is devoted to the definition of traditional character in the form structure of ancient and modern musical instruments of Azerbaijan. In the article for this purpose the comparative analysis are carried on the various samples. If one takes into account the fact that the studies carried out in the mentioned direction up to now are on musical research, the study of their forms from the direction of decorative-applied art is evaluated as a scientific novelty ofresearch in the field of art. As a result, it should be noted that research on the form structures of musical instruments confirms that they have always been developed on ancient traditions.

Ключевые слова: музыкальные инструменты, традиция, антиквариат, элемент, декоративный

Keywords: musical instruments, traditional character, ancient, element, decorative

Вступление. Несмотря на множество исследований в области азербайджанских музыкальных инструментов и принципов их развития, сравнительный анализ декоративных особенностей древних и современных инструментов в этом направлении является новаторством в азербайджанском искусствоведении. Интересен тот факт, что старинные музыкальные инструменты, привлекающие внимание своей эстетической формой и декоративным строем, выражающие высокий художественный вкус, сохраняют свою традицию и сегодня, несмотря на то, что относятся к более или менее разным формам, но в каждом исполнении выделяются особым образом. Например, рассмотрим форму одного из духовых инструментов - нея. Ней, который в большинстве случаев участвует на траурных церемониях и своим грустным голосом напоминает о

человеческих страданиях, интересен своей длинной узкой формой. Хотя у нея нет особо сложных декоративных элементов, главная причина его уникальности — элегантность, сделанная из тростника. Эта традиция сохранилась практически с древних времен до наших дней. На миниатюре юноши игравшего на нее, нарисованной в 1257 году произведению «Бустан» видного представителя средневековой персидской литературы Сади Ширази, можно увидеть простую форму нея, сделанную из камыша с участием декоративных элементов. Современная форма забытого годами и вновь вошедшего в мир культуры народа этого духовного музыкального инструмента, показывает, что он предстает в простых или более сложных формах, привлекающих внимание своей большей эстетичностью. Напри-

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 20222 / лят

11

мер, образец нея 1968 года, хранящийся в Азербайджанском Государственном Музее Музыкальной Культуры, демонстрирует его эстетический вкус. Стилизованные орнаментальные элементы, выражающие индивидуальный вкус художника, образованные синтезом ботанических и зоологических узоров - листьев и птиц, выделяются рядами, которые отделяются промежуточными линиями на прямых черных неях. Динамически решив узоры цвета нута на черном фоне, художник смог удачно разместить их на инструменте, узком, как летящий, движущийся элемент. Или, когда мы обращаем внимание на образцы белого нея 1996 года, хранящиеся в личной коллекции Дж.Исмаиллы, мы видим, что новые образцы выполнены традиционным способом. Хотя образцы, изготовленные из камыша простые, наличие на них нежных цветочных элементов, растворенных в темных и светлых оттенках, объясняется тем, что они сохраняют лиризм инструмента, не выходя за рамки основ древней формы. Ленточные окантовки на большинстве соединений не только сохраняют элегантность инструмента, но и показывают, что он сделан со вкусом.

Эти мысли можно также отнести к балабану, одному из древних духовых инструментов Азербайджана. Известно, что древние экземпляры балабана, изготовленные из абрикосового, тутового, орехового и грушевого деревьев, относятся к простой форме. Хотя эта форма сохраняет свою структуру и в новое время, теоретически интересна эстетическая ценность узоров, образованных наличием на ней различных декоративных элементов. Например, черты элемента пахлавы, обогащенного точками на образцах более позднего периода (Азербайджанский Государственный Музей Музыкальной Культуры), показывают, что этот инструмент имеет декоративную функцию. Соответствие продольно вытянутого рисунка строению формы инструмента, выражение простых границ открытыми точками на темном фоне в промежутках каждого ряда доставляет удовольствие зрителю.

История еще одного духового музыкального инструмента - зурны, восходящая к древности, примечательна тем, что ее традиционная форма, встречающаяся в таких классических произведениях, как миниатюры, также отличается изящными узорами. В ходе исследований, проведенных в Мингячевире, было установлено, что четыре зурны из оленьего рога принадлежали трехтысячелетней давности (1). Анализ нескольких экземпляров зурна, относящихся к середине XX века (Азербайджанский Государственный Музей Музыкальной Культуры), сопоставляет их с их декоративными особенностями, которые ценятся с точки зрения украшения.

Светло-желтые элементы на текстуре коричневого дерева в основном расположены в нижней части инструмента. Здесь интерес с точки зрения эстетической ценности представляют стилизованные формы ажурных растительных элементов, принимающие форму пахлавы в широкой части. Или, на другом примере, черная зурна выполнена с особым

вкусом, с удачным декоративным рисунком, несмотря на простоту элемента пахлавы, которая расположена в нижней части, за счет увеличения пропорции размера с темными линейными элементами на открытом фоне.

Стоит отметить, что в ходе исследования древних струнных инструментов Азербайджана было выявлено, что новые образцы этих инструментов были изготовлены в традиционных формах. Например, если сравнить танбур, изображенный на картине, посвященной герою «Хамса» великого Азербайджанского поэта Низами Гянджеви - Бахраму-Гуру, с ширванским танбуром, выполненным М.Каримовым в 1962 году, можно увидеть, что формы предстают почти в идентичной структуре. Автор - один из мастеров, которые, сохраняя классическую форму танбура, не нарушая традиции, не позволяют старинному музыкальному инструменту исчезнуть и сегодня. В этом смысле правильно отметить, что для этой цели - для сохранения традиционности не использовался ни один декоративный элемент.

Тот факт, что уд, имеющий очень древнюю историю по сравнению с другими струнными инструментами, берет свою форму от формы горящего огня, считается одним из ценных образцов восточной музыки. При сравнительном анализе двух удов - хранящийся в Государственном Музее Музыкальной Культуры Азербайджана и подготовленный С. Зульфугаровым в 2000 году, представляет интерес их декоративная структура, очень близкая друг к другу. В музейном образце той же формы две широкие круглые формы в нижней и верхней частях лица раскрывают эстетическую форму инструмента с двумя относительно небольшими кружками справа и слева. Можно отметить, что аналогичные декоративные формы появились на инструменте, созданном С. Зульфугаровым, с некоторыми изменениями. Ажурные исламские узоры внутри кругов расположены таким образом, чтобы привлечь внимание к простой поверхности. Одним из основных отличий здесь является цветовая гамма инструментов. Например, чуть более старый образец создан с близкими тонами желтого дерева, а изделие, созданное Зульфугаровым, создано путем сопоставления более темных и светлых значений.

Что касается декоративной структуры тара, одного из самых важных музыкальных инструментов, восходящего к древности, где в образцах древности и современности можно найти различные его образцы, сделанные из перламутра или других драгоценных камней или резные. Когда мы обращаем внимание на разные образцы тара, принадлежащие народам Востока, становится ясно, что здесь они проявляются в разных формах.

Например, нижняя часть Иранского тара более широкая и выпуклая, имеет яркую темную поверхность, что отличает его от Азербайджанского аналога. Современные образцы тара с древних времен более интересны обогащенными декоративными элементами. Например, на современных образцах тара с перламутром использовался простой орнамент, созданный в синтезе элемента звезды и листа.

12

ART / «ШУУШШШУМ-ЛЭЦТМак» #781303, 2022

В основной части восьмиугольная звезда с фигурами пахлавы в центре круга, перламутровые узоры подтверждают, что этот инструмент был создан с особым вниманием и вкусом.

В другом примере конца ХХ века мы видим, что узоры с перламутром и резьбой вместе с геометрическими и современными растительными элементами усиливают декоративность тара. Эстетическая форма узора бам- тар, созданного В.Фарзалиевым в 1961 году, находит свое отражение в особой упругой форме вырезанной из дерева. Хотя в основной части мастер не использовал никаких орнаментов, но при несколько более сложном решении головной части он придал полноту строению инструмента в целом и даже силу лирического воздействия.

Исследования декоративных форм древних образцов саза показывают, что они имели очень богатый и разнообразный орнамент. Эта традиция существует с древних времен. Например, в образце тара, созданном мастером Р.Мамедовым в 1994 году, несмотря на простоту тазовой части, ее «движение» вверх, как бы в несколько упругой форме, адаптировано к движущемуся образу каравана верблюдов. Здесь как бы весь элемент динамичен своей формой, которая подчинена целостности композиции как по описанию, так и по структуре.

Образец тара, созданный мастером М.Керимо-вым в 1987 году был сделан методом резьбы. Известно, что существуют разные виды саза, который представляет собой еще один струнный инструмент. Различия между этими видами саза обращают на себя внимание не только строением формы, отличающейся от других, но и декоративными конструкциями, определяющими творчество каждого мастера. Например, когда мы сравниваем главный саз, хранящийся в Государственном Музее Музыкальной Культуры Азербайджана, с образцами такого же саза, изготовленными К.Ахмедовым в 1994 году, мы видим, что не только форма, но и декоративный рисунок на элементах отличают их друг от друга.

По строению формы можно показать танбуры как древний музыкальный инструмент, появлявшийся в самых разных формах. Примечательно, что каждый раз декоративные формы отдельных работ мастера проявляют свою эластичность, основанную на искусстве резьбы по дереву. Например, рассмотрим три разных примера танбуров, хранящихся в музее. Главное, что их объединяет, это отсутствие орнаментальных признаков ни на одном

из них. Отличительной особенностью является структура формы. Например, в первом примере изображение, идущее прямо и слегка расширяющееся к тазу, в статическом состоянии имеет более серьезную структуру. Другой элемент немного сложнее. Прямая, направленная вниз структура со временем приобрела немного более сложную форму с лицевыми прорезями. Скручивание головки полукругом создавало более полную декоративную структуру инструмента. Форма третьего узора танбура сочетает в себе простоту и красоту.

Долча-гопуз, как следует из названия (долча-водолей), обладает очень лирическим эффектом благодаря своей структуре, подобной водолею. Чтобы сохранить эту чувственность в образце, подготовленном М.Керимовым в 1999 году, мастеру удалось привлечь внимание к рисунку в натуральности текстуры дерева, без каких-либо других декоративных элементов, но с классическим стилем формы. Мастер добавляет древность, указывая на классическую ценность музыкального инструмента, основанную на сохранении старинных музыкальных инструментов в наши дни.

В целом изучение традиции формообразования древних и современных музыкальных инструментов, хотя их функциональные возможности с точки зрения музыки были улучшены в новой форме в настоящее время, уделялось внимание сохранению их более традиционной структуры. Эта мысль применима как к ударным, так и к духовым и струнным инструментам и мы постарались раскрыть это приведенными выше конкретными примерами.

Наше исследование подтверждает выводы сделанные нами при сопоставлении древних и современных образцов различных видов музыкальных инструментов, таких как тар, саз, ней, танбур и т.д. Например, интересно отметить, что, несмотря на свою простую форму, он связан с ранней музыкальной культурой на бубне. В целом исследования структуры музыкальных инструментов подтверждают, что они всегда разрабатывались на основе древних традиций.

Литература

1. Zurna // https://www.azerbaijans.com/content_241_tr.html -

2. Bas tar va ya Бэт tar // Mugam Ensiklopedi-

yasi

3. Karimov, M. Azarbaycan musiqi alatlari. -Baki: Yeni nasil, 2009. - 36 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.