Научная статья на тему 'Традиционное общество Черноморско-Каспийского региона: история и современность'

Традиционное общество Черноморско-Каспийского региона: история и современность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОСОБОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ / TRADITIONAL SOCIETY / SPECIAL TRADITIONAL SOCIETY / ACADEMIC APPROACH / SOCIAL DOMAIN / NETWORK WAR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кобякова И. А.

Автор рассматривает, как взаимодействуют противоречия истории и современности в особом традиционном обществе Большого Кавказа. Выделяет академический подход к решению проблем в социальной области Черноморско-Каспийского региона в противоборстве с «сетевыми войнами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author considers how to interact with contradictions of history and modernity in a traditional society the greater Caucasus. Highlights academic approach to solution of problems in social area of the Black sea-Caspian region in confrontation with «network wars».

Текст научной работы на тему «Традиционное общество Черноморско-Каспийского региона: история и современность»

Анализ и оценка показателей скорости и плотности позволит сформировать информационный базис для определения соответствующих интегральных показателей, которые в свою очередь, позволят скорректировать стратегический курс предприятия в направлении преобразования организационной системы.

Библиографический список

1. Карпова, О. К., Лобахина, Н. А., Юрков, А. А. Гомеостаз экономических систем на основе интенсификации использования временного и пространственного ресурсов [Электронный ресурс] // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы : труды науч.-практ. конф. — Режим доступа : https://elibrary.ru/download/elibrary_ 28986592_79385201.pdf.

2. Клейнер, Г. Б. Системная организация экономики и проблемы распространения инноваций // Вестник университета // Государственный университет управления. — 2011. — № 3.

3. Корнаи, Я.Системная парадигма // Вопросы экономики. — 2002. — № 4.

4. Сбалансированная система показателей [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://kpi-monitor.ru/solu tions/balanced-scorecard (дата обращения: 21.06.2017).

Bibliographic list

1. Karpova, O. K., Lobakhina, N. A., Yurkov, A. A. Gomeostases of economic systems based on time and space resources' intensification [Electronic resource] // Digital economy and «Industry 4.0»: problems and prospects : scientific and practical conference with international participation. — Mode of access : https://library.ru/download/ elibrary_2898659 2_79385201.pdf (date of access: 21.06.2017).

2. Kleiner, G. B. System organization of economy and problems of spread of innovations // University Bulletin. State University of Management. — 2011. — № 3.

3. Kornai, Ya. System paradigm. Issues of economics. — 2002. — № 4.

4. Balanced scorecard [Electronic resource]. — Mode of access : http://kpi-monitor.ru/solutions/balanced-scorecard (date of access: 21.06.2017).

И. А. Кобякова

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация

Автор рассматривает, как взаимодействуют противоречия истории и современности в особом традиционном обществе Большого Кавказа. Выделяет академический подход к решению проблем в социальной области Черноморско-Каспийского региона в противоборстве с «сетевыми войнами».

Ключевые слова

Традиционное общество, особое традиционное общество, академический подход, социальная область, сетевые войны.

I. A. Kobyakova

TRADITIONAL SOCIETY OF THE BLACK SEA — CASPIAN REGION:

HISTORY AND MODERNITY

Annotation

Author considers how to interact with contradictions of history and modernity in a traditional society the greater Caucasus. Highlights academic approach to solution of problems in social area of the Black sea-Caspian region in confrontation with «network wars».

Keywords

Traditional society, special traditional society, academic approach, social domain, network war.

Организация и проведение таких мероприятий, как Международная дискуссионная площадка «Международный Черноморско-Каспийский форум сотрудничества: безопасность, устойчивость, развитие» — «микро» практическое решение для «мега» противоречивых проблем. Так устроено развитие — «микро» движением (академическим «насилием») меняется «мегамир», другими словами, не было бы «микромира», не известна была бы жизнь на планете Земля.

По велению судьбы Черноморско-Каспийский регион насыщен противоречиями в геополитическом, геоэкономических, этно-конфессионом, этно-ландшафтно-историческом (этногенез) поле. Чтобы выделить и сформулировать проблемную область из множества противоречивых проблем данного региона для данной статьи обратимся к исследованиям д. филс. н. Добаева И. П. В работах по проблемам с размножением концепции «сетевых войн», он пишет: «Теория «сетевых войн» предполагает, что ее развертывание происходит в четырех смежных областях человеческой структуры: в физической, информационной, когнитивной (рассудочной) и социальной» [1, с. 95-102]. Из чего следует, что будет проблемным полем данной статьи. «Социальная область представляет собой поле взаимодействия людей. Здесь преобладают исторические, культурные, религиозные ценности, пси-

хологические установки, этнические особенности. Социальная область является контекстом сетевых войн» [1].

Территориальное пространство проблемного поля «социальной области» данной статьи — Большой Кавказ, так как «особенно это актуально для Северного Кавказа, поскольку именно это пространство является приоритетной зоной ведения сетевых войн. В этом регионе есть центр активного сепаратизма — Чечня, развернуты исламистские сети, связанные с международным терроризмом. К региону примыкает Грузия (Южный Кавказ), находящаяся под полным контролем США и Азербайджан (Южный Кавказ), где влияние США возрастает [1].

Временное пространство: история — период СССР, общая страна, XX век, современность — Россия (РФ), бывшая обшая страна в состоянии геополитического противоборства с «космополитами», XXI век.

«Социальная область» Черноморско-Каспийского региона на сегодня представляет взаимодействие между: абазинами (0,44 %), аварцами (9,18 %), агулами (0,32 %), адыгейцами (адыги) (0,88 %), азербайджанцами (1,65 %)*, армянами (2,02 %)*, балкарцами (1,17 %), белорусами (0,10 %), даргинцами (5,74 %), греками (0,39 %), грузинами (0,21 %)*, ингушами (4,44 %), кабардинцами (5,33 %), казахами (1,48 %), калмыками (1,24 %), карачаев-

цами (2,39 %), корейцами (0,13 %), курдами (0,09 %), кумыками (4,95 %), лакцами (1,77 %), лезгинами (4,2 %), молдаванами (0,11 %), немцами (0,21 %), ногайцами (0,87 %), осетинами (5,11 %), русскими (30,26 %), рутульцами (0,31 %), табасара-нами (1,36 %), татарами (0,24 %), турками (0,37 %), туркменами (0,17 %), узбеками (0,12 %), украинцами (0,45 %), цахурами (0,11 %), цыганами (0,39 %), черкесами (0,65 %), чеченцами (14,17 %) [3] на территории (Северный Кавказ) размерами 2,3 % от размеров территории РФ и соответственно со своей ментальностью — совокупность религиозных, культурных, психологический, этно-традиционных особенностей (этногенеза) с «историей, вступившей в реакцию с современностью». Большой круг авторитетных экспертов и исследователей: Арутюнян В. В., Брод А. С., Новоян Ю. Л., Сафрастян Р. А., Малышева Д. Б., Крючков И. В., Крылов А. Б., Кочуко С. К., Муханов В. М., Муртазин М. Ф., Колесникова М. Е., Ска-ков А. Ю., Цинкер А. Б., Усманов Р. Х., Подвойский Л. Я., Озеров А. А., Языкова А. А. , Дугин А. Г. и Добаева И. П. и мн. др. могут подчеркнуть следующим: «Северный Кавказ пронизан линиями конфликтов между этносами, религиями, конфессиями, административными конструкциями, кланами и группировками, элитами, неформальными движениями» [1, с. 95-102].

Общество Черноморско-Каспийс-кого региона (Большой Кавказ) в своей сути — особое традиционное общество с разным уровнем ментальности.

В понимании традиционного общества автор статьи использует, как прежде, подход Семенова Ю. И., который в своем научном труде «Общество: теоретический анализ понятия» доступно поясняет определение такой форме словосочетания в пятом значении слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество), где он пишет: «Когда под обществом понимается общество вообще определенно-

го типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозначающее его тип... выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков» [4, с. 11-58]. В прилагательном традиционное, автор подразумевает суть «Философского статуса термина «традиция», определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему. » [6]. В итоге в рамках данной статьи складывается особый — этническая суть тип общества/обществ, в котором базисом являются традиция и ее иерархичность по отношению к надстройке — ментально-сти — «истории, вступившей в реакцию с современностью». Другими словами, ментальность реагирует на возрастную категорию, городское/сельское население, языкового доступа и наличие академических институтов (детские сады, школы, школы особого направления, ДОЦ, ДДЦ, библиотеки, музеи, театры и т. п.) По статистике СКФО плотность 57,36 % чел./кв. м. из чего городского населения 49,14 % [2]. Несомненно, намерения, планы, частичная их реализация происходит в городах, и локально в населенных пунктах. Абсолютно ясна концепция полной инфраструктуры. С организации СКФО прошло лишь 7 лет, это шаг концептуально академического направления — самое начало. Данный шаг говорит об озабоченности по всем направлениям и упорной работе специалистов и экспертов.

В историческом и современном пространстве уровень ментальности, или другими словами уровень традиционности менялся по отношению друг к другу и когда уровень выравнивается на протяжении временного пространства ориентировочно двух поколений — 50X50, то в обществе формируется осо-

знанная гражданская позиция, и она в стабильных пространственных условиях становится гражданским обществом.

В историческом пространстве Чер-номорско-Каспийский регион был в составе Советского Союза и с начала XX в. традиционное общество общей страны бок о бок с особым традиционным обществом республик и малых народов проходили исторический этап за этапом становления и расцвета человеческой возможности по всем направлениям технического прогресса. «Мы» — общей страной отправили человека в космос, выстроили (отстояли ценной общих жизней) ориентируясь на «вечное» временное пространство инфраструктуру общей страны, где малое поселение — сёла, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора по обеспечению социальных нужд были на приоритетном месте (современная ситуация противоположна). Общие театры, филармонии, музеи. Общие дети страны учились вместе в школах, институтах, университетах, академиях, консерваториях по всей стране в равном статусе, где преподавателями были представители разных этносом, за частую случалось так что лучшим учителем русского языка и литературы были представители не русского этноса. Общей страной создали Мировую школу балета, кинематографа, мультипликации, неповторимый опыт КВН. Общие писатели, художники, композиторы, режиссеры, пианисты, и т. д. По всем категориям, из чего характеризует уровень Великой державы, «мы перевыполнили план». За это историческое пространство особое традиционное общество одновременно стало представителями гражданского общества общей страны. Разумеется, не обходилось без утопических направлений и внутренних межэтнических конфликтов, единое противоречие объединяло переход и закрепление в гражданское общество — общество закрытое.

После распада Союза не сразу, но весьма резко все вернулись на 50-70 лет

назад и уже каждый отдельно, или в составе бывшей общей страны преодолевали отскок по всем этапом человеческой возможности во всех направлениях технического прогресса. И соответственно в многолетней нестабильной ситуации осознанное гражданское общество XX в. вернулось на уровень традиционного и особого традиционного общество XXI в. — открытое общество. Любопытно, то что результат прогресса XX в. — Великой державы перестал быть нужен, пропала его ценность и смысл, важным стало территориальное пространство и его природный состав, «третья, промежуточная область — т.н. «береговая зона», «Rimland», которая не обладает собственной онтологической природой, как не является и каким-либо «третьим центром». Скорее, это «составное пространство», потенциально способное быть фрагментом «талассокра-тии» или «теллурократии», либо ареной геополитического противоборства» [1, с. 95-102]. Обесценился академический уровень общества, произошла консервация мотиваций к знаниям в целом — невостребованное на фоне инновационных технологий цифрового всплеска и, как это ни парадоксально — средств массовой информации. Загрузка информации, в том числе цифрового мусора, происходит со «скоростью света», качество этой информации сложно оценить в условиях начала расконсервации мотивации к знаниям в целом. Такие высказывания, как «Было бы глубоким заблуждением вместе с тем воспринимать роль цивилизацион-ного наследия только в историко-культурном отношении. На самом деле его значение гораздо шире и, по существу, определяет современное состояние и дальнейшее развитие» [5, с. 12-14], в помощь чистке зашлакованного цифровым мусором сознание начала XXI в.

Важно понимать, что без высочайшего — с точки зрения современного дня, академического уровня не обойтись. Нужно восстановить, «активизи-

ровавшейся за последнее время и принявшей системный характер исследовательской работе в научных и научно-практических организациях и объединениях по изучению исторических, культурных, межэтнических, языковых, семейно-родственных и иных общих цивилизационных связей между народами, проживающими на территории России и ее ближайших соседей из стран «ближнего зарубежья», связей, которые складывались многими десятилетиями и даже веками, и которые не могли бесследно исчезнуть с распадом Советского Союза и образованием новых независимых государств на месте бывших советских республик» [5, с. 1214] базис общности целого в индивидуальных условиях современности.

Утопии XXI века искусно камуфлируются под многообещающую благородную суть. Чтобы разобраться и провести ревизии такой сути на вредность / полезность необходимо, как минимум, общество, которое будет готово грамотно отреагировать, расставить паритет и не поддаться закамуфлированным провокациям, выйти из поля внешнего эксперимента. Общество в дееспособном уровне правового статуса должно понимать, знать: историю, своего рода / семьи; историю территории села / города / государства, которая взрастила его; осознано идентифицировать «свой / чужой»; считывать информационное давление, манипуляцию; знать языки, культуру, традиции как минимум окружающего пространства его соседей.

По мнению автора, в этой связи может противостоять академического уровня общество, базисом которого будет 50 % стабильной традиции. Академический подход важен в противоборстве с «космополиткой» теорией «сетевых войн» по всем ее «четырем смежным областям человеческой структуры: в физической, информационной, когнитивной (рассудочной) и социальной».

Библиографический список

1. Добаев, И. П., Дугин, А. Г. Геополитические трансформации в Черно-морско-Каспийском регионе // Государственное и муниципальное управление : уч. зап. — 2005. — № 1.2. — С. 95-107.

2. Государственная статистика РФ ЕМИСС [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.fedstat.ru.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей (без учета республик и государств Южного Кавказа) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/results2.html.

4. Семенов, Ю. И. СКЕПСИС [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://scepsis.net/library/id_65.html.

5. Чуфрин, Г. И. О роли общего цивилизационного наследия в общественном развитии постсоветских государств [Электронный ресурс] // Религия и политика на Юге России: аспекты взаимодействия : междунар. конф. — М., 2015. — С. 12-14. — Режим доступа : http://iphlib.ru/greenstone3/library/collec tion/newphilenc/document/HASH0139aae 275501c6d82199339.

Bibliographic list

1. Dobaev, I. P., Dugin, A. G. Geopolitical transformations in the Black Sea-Caspian region. // State and municipal management. Proceedings. — 2005. — № 1.2. — P. 95-107.

2. State statistics of Russian Federation EMISS [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.fedstat.ru.

3. Results of census 2010 population in relation to demographic and socioeconomic characteristics of individual nationalities [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/results2.html.

4. Semionov, Y. I. SKEPSIS [Electronic resource]. — Mode of access : http://scepsis.net/library/id_65.html.

5. Chuphrin, G. I. On the role of a common civilizational heritage in social development of post-Soviet States [Elec-

tronic resource] // Religion and politics in South Russia: aspects of interaction : international conf. — M., 2015. — P. 12-14. — Mode of access : http://iphlib.ru/green stone3/library/collecti on/newphilenc/docu ment/HASH0139aae275 501c6d82199339.

О. А. Миронова

ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются основные характеристики экономики постиндустриального общества, особенности поведения на товарных и факторных рынках представителей различных поколений. Исследуется необходимость дифференцированной ориентации бизнеса на экономические интересы представителей разных поколений.

Ключевые слова

Постиндустриальное общество, постиндустриализация, поколение, ценность, по-коленческие группы.

O. A. Mironova

GENERATIONAL ASPECT OF FORMATION OF A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Annotation

Article discusses basic characteristics of economy of postindustrial society, especially behavior in commodity and factor markets, representatives of different generations. Examines the need for differentiated targeting businesses on economic interests of different generations.

Keywords

Postindustrial society, post-industrialization, generation, value, generational groups.

Объективными предпосылками нового качества экономического роста в современных условиях являются процессы, обусловленные становлением в ряде стран-лидеров мировой экономики постиндустриального или информационного общества, характеризующегося кардинальными изменениями в структуре общественного воспроизводства под влиянием НТП. Широкий спектр достижений в науке, технике, коммуникационных и информационных технологиях, в управлении, логистике и мар-

кетинге в обусловливает интенсификацию развития всей системы экономических взаимосвязей в этих странах.

Экономика постиндустриального общества принципиально отличается от всех предшествующих форм социальной и экономической организации. Осмысление процессов, которыми сопровождается его формирование, приводит к возникновению новых экономических концепций и моделей.

Сегодня в рамках постиндустриальной теории многие исследователи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.