Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОЕ И АВТОРСКОЕ В МАЛОЙ ПЛАСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКУЛЬПТОРОВ УРАЛА'

ТРАДИЦИОННОЕ И АВТОРСКОЕ В МАЛОЙ ПЛАСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКУЛЬПТОРОВ УРАЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СКУЛЬПТУРА САМОУЧЕК / ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ЕАМАЮН» / И.Ю. АКИФЬЕВ / Н.Ф. ЗЫКОВ / Ю.Е КАТЫШЕВ / В.Л. КРАЕВ / ЕЙ. МЕДВЕДЕВА / ЕП. ПЕЛЕВИН / Т.Е СИБИРЕВА / Н.М. СКОРОХОДОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макова Мария Александровна

В статье рассматривается мелкая пластика непрофессиональных авторов Урала как часть регионального искусства. На примере коллекции Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Еамаюн» анализируется творчество наиболее ярких представителей данного направления: применяемые ими техники и материалы, темы и сюжеты работ, личные истории. Высказывается предположение, что непрофессиональным художникам свойственно обращение к традиционной культуре, а выбор тем и сюжетов часто становится способом взаимодействия с собственным жизненным опытом или семейной историей. Каким образом происходит синтез традиционного и авторского начал, рассматривается на примере малой пластики из фондов Екатеринбургского музея народного творчества «Еамаюн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Макова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RELATION AND MUTUAL INTERACTION BETWEEN TRADITIONAL ARTS APPROACH AND INDIVIDUAL AUTHOR’S APPROACH IN THE SMALL SCUPLTURES OF URAL MODERN AMATEUR ARTISTS

The article describes phenomenon of small sculpture made by the Ural modern amateur artists. The works of the most prominent representatives of the Ural nonprofessional art are analyzed on the example of the collection of the Ekaterinburg museum of Folk Art “Gamayun”. Special attention is paid to describing materials, methods and approaches, themes and subjects. The assumption is made that amateur artists tend to appeal to traditional culture as the primary source of images while themes and plots are often used as an instrument for interpretation of individual experience or family history. The result of such interaction between traditional culture and individual author’s approach is analyzed and illustrated through the example of amateur small-sized sculptures from the Ekaterinburg museum of Folk Arts “Gamayun”.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОЕ И АВТОРСКОЕ В МАЛОЙ ПЛАСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКУЛЬПТОРОВ УРАЛА»

DOI: 10.17516/2713-2714-0008 УДК 7.74.745/749

ON RELATION AND MUTUAL INTERACTION BETWEEN TRADITIONAL ARTS APPROACH AND INDIVIDUAL AUTHOR'S APPROACH IN THE SMALL SCUPLTURES OF URAL MODERN AMATEUR ARTISTS

Makova Maria Alexandrovna

Museum Center "Gamayun" Ekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article describes phenomenon of small sculpture made by the Ural modern amateur artists. The works of the most prominent representatives of the Ural nonprofessional art are analyzed on the example of the collection of the Ekaterinburg museum of Folk Art "Gamayun". Special attention is paid to describing materials, methods and approaches, themes and subjects. The assumption is made that amateur artists tend to appeal to traditional culture as the primary source of images while themes and plots are often used as an instrument for interpretation of individual experience or family history. The result of such interaction between traditional culture and individual author's approach is analyzed and illustrated through the example of amateur small-sized sculptures from the Ekaterinburg museum of Folk Arts "Gamayun".

Keywords: amateur art; sculpture of self-taught artists; Ekaterinburg Museum Centre of Folk Art "Gamayun"; Ivan Yu. Akifiev; Nikolay F. Zykov; Yu. G. Katyshev; Vasiliy L. Krayev; Galina Iv. Medvedeva; Genrikh P. Pelevin; Tatyana G. Sibireva; Nayalia M. Skorokhodova.

Citation: Makova, M. A. (2022). ON RELATION AND MUTUAL INTERACTION BETWEEN TRADITIONAL ARTS APPROACH AND INDIVIDUAL AUTHOR'S APPROACH IN THE SMALL SCUPLTURES OF URAL MODERN AMATEUR ARTISTS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 65-71.

М. А. Макова

Музейный центр «Гамаюн» Екатеринбург, Российская Федерация

ТРАДИЦИОННОЕ И АВТОРСКОЕ В МАЛОЙ ПЛАСТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКУЛЬПТОРОВ УРАЛА

В статье рассматривается мелкая пластика непрофессиональных авторов Урала как часть регионального искусства. На примере коллекции Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн» анализируется творчество наиболее ярких представителей данного направления: применяемые ими техники и материалы, темы и сюжеты работ, личные истории. Высказывается предположение, что непрофессиональным художникам свойственно обращение к традиционной культуре, а выбор тем и сюжетов часто становится способом взаимодействия с собственным жизненным опытом или семейной историей. Каким образом происходит синтез традиционного и авторского начал, рассматривается на примере малой пластики из фондов Екатеринбургского музея народного творчества «Гамаюн».

Ключевые слова: непрофессиональное искусство; скульптура самоучек; Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»; И.Ю. Акифьев; Н.Ф. Зыков; Ю.Г. Катышев; В.Л. Краев; Г.И. Медведева; Г.П. Пелевин; Т.Г. Сибирева; Н.М. Скороходова.

Отечественное непрофессиональное искусство XX века1 проделало сложный и во многом противоречивый путь становления: от открытия в среде ученых и коллекционеров до организации клубов и ассоциаций, признания в музейном сообществе и проведения регулярных выставок. Тем не менее проблема изучения традиций и принципов развития искусства самоучек на Урале по-прежнему остается актуальной. Мало изучено влияние самодеятельного искусства на профессиональное, а также вопрос соотношения традиционного и авторского начал в деятельности мастеров.

Как самостоятельное художественное явление искусство самоучек Урала стали признавать лишь с 1980-х годов. Во второй половине XX века народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство стало стремительно набирать обороты в рамках массовой художественной самодеятельности, которая была призвана решать задачи идейно-нравственного и эстетического воспитания человека, повышения качества его работы, развития творческих способностей. Таким образом, речь шла о явлении, выросшем в рамках школ, кружков и студий самодеятельности, где обучающиеся, насколько это было возможно, стремились достичь определенного профессионального уровня.

В Свердловске в этот период были организованы и активно работали изостудии и кружки: вечерняя художественная школа для взрослых под руководством П.П. Хожателева, работавшая с 1959 по 2006 годы; расположенная в ДК имени А.М. Горького изостудия под руководством Ф.В. Губернаторова; организованная в 1959 году народная изостудия при Свердловском ДК железнодорожников, которой в разное время руководили Н.Г. Чесноков, Ю.К. Киселев, А.П. Мицник. Тогда же проходили первые выставки работ Н.И. Варфоломеевой (1919-1998), А.И. Трофимовой (1905-1988), Х.Д. Чупраковой (1902-1984).

В этот период происходит постепенное формирование художника-любителя нового типа: оставаясь в рамках советской идеологии, он все же не скрывал своего личного, авторского высказывания, оформленного в работах. П.Р. Гамзатова трактует этот период непрофессионального искусства как переходный: именно в это время в общественной жизни зарождается вкус ко всему нестандартному, индивидуальному [3, с. 458].

Наряду с живописью и графикой искусство самоучек встречается и в скульптуре. На мно-

гочисленных всесоюзных выставках непрофессионального искусства2, которые проходили в 1970-1990-е годы, экспонируются произведения скульпторов-самоучек. Н.С. Шкаровская отмечает, что неживописные формы непрофессионального искусства в это время развиваются не менее активно [6, с. 44]. Особенно если речь шла о тех случаях, когда скульпторы-самоучки не пытались копировать или подражать профессиональной пластике. Деревянная и керамическая скульптура в этом случае оказывалась в большей мере связанной с «низовой» культурой, в том числе с домовой резьбой, предметами крестьянского быта, а также с культовой пластикой. Однако даже следуя определенным условностям и традициям, авторское начало превалировало: для индивидуального творчества (даже с оглядкой на традицию) была характерна гораздо большая свобода самовыражения.

Целостность и нерушимость мира мастера-самоучки пытались воссоздать через собственное мифотворчество: в образах семьи, дома и предков, в изображении военных подвигов и

Н. Ф. Зыков. Домовой

на Чуде-Юде. 2001. Дерево, нитрокраска, резьба, роспись. 28,5x6x27

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

N. F. Zykov. Brownie on the Chudo-Yudo. 2001. Wood, nitro paint, carving, painting. 28,5x6x27

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

В. Л. Краев. Конь рудый. 2015. Дерево, резьба, тонирование. 12,5x15,5x4,5

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

V. L. Kraev.

The horse is rudy.

2015.

Wood, carving, tinting.

12,5x15,5x4,5 Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

Н. Ф. Зыков. Лесовик, стоящий на ветке дерева. 2004. Дерево, металл, резьба, тонирование. 27x23x10,5

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

N. F. Zykov. A forester standing on a tree branch. 2004. Wood, metal, carving, tinting. 27x23x10,5.

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

В. Л. Краев. Девица-красавица.

2015. Дерево, резьба, тонирование. 11x3x3,6

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

V. L. Kraev.

The girl is a beauty. 2015. Wood, carving, tinting. 11x3x3,6

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

праздников. Отчасти мифы непрофессионального искусства были вызваны воспоминаниями, коллективным бессознательным и его архетипами. В отдельных случаях авторы пытались следовать уже известным приемам и техникам работы с материалом. Однако на копировании уже известных народных художественных промыслов мастера-самоучки не останавливались, перерабатывая полученный опыт и навыки в собственное авторское произведение, «комбинируя» традиционное и авторское начала.

Эту тенденцию можно проследить и в творчестве мастеров, чьи произведения представлены в стенах Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн», где собрана одна из крупнейших коллекций непрофессионального искусства Урала3.

Необходимо отметить, что в формировании коллекции значительную роль сыграла искусствовед Нина Арсеньевна Хадери (1936-2013), первая заведующая Музеем народного творчества ассоциации «Гамаюн» [4]. Ранее работавшая в научно-методическом центре областного совета профсоюзов, Нина Арсеньевна создала и курировала районные, городские, областные и зональные выставки, проводила семинары для руководителей художественных школ и студий для взрослых, проводила лектории для самодеятельных художников. Позже, благодаря деятель-

ности Нины Арсеньевны и контактам, которые ей удавалось установить с художниками Свердловска и области, коллекция музея стала пополняться работами новых авторов.

В июне 2001 года в музее открылась постоянная экспозиция «Народная картина и игрушка», в которую входили произведения И.Ю. Акифье-ва, Ю.Г. Катышева, Г.И. Медведевой, Т.Г. Сибире-вой, В.И. Луговых, Г.П. Пелевина, Н.Ф. Зыкова и других художников-самоучек. Каждый из авторов так или иначе обращался к традиционной культуре, искусно вписывая в произведение обстоятельства собственной жизни.

Так, Галина Ивановна Медведева после окончания института и переезда по распределению в Киров за девять месяцев сумела освоить традиционную технику лепки и росписи дымковской игрушки, а затем начала работать в ней как мастер [4]. Однако после возвращения домой Галина Ивановна поняла, что лепить дымковскую игрушку на Урале не имеет смысла: любой художественный промысел тесно связан с местом своего бытования. Потребовалось время на поиск собственной оригинальной манеры. Сначала появилась миниатюрная игрушка, изысканная, декоративная, но сохранившая стилистические приемы и особенности дымковского промысла. Позже мастерица пришла к созданию оригинальной авторской игрушки, для которой характерно

обилие деталей, большая вариативность пластики, сложные силуэты. Тем не менее, фигуры не теряют фронтальной доминанты, что свойственно народной игрушке.

В аналогичной стилистике выполнены произведения Татьяны Геннадьевны Сибиревой, которая была очарована дымковской игрушкой и в 1988 году посещала курсы Г.И. Медведевой. Однако полного копирования не произошло, и скульптурные композиции из музейной коллекции - пример отхода от традиционной дымковской игрушки к авторской - яркой, забавной и выразительной. В целом образы Т.Г. Сибиревой несут в себе представление «земного рая», где столы ломятся от снеди, а за ними сидит красивая и счастливая семья. Однако скульптурные композиции не являются повторением видимого. В этом случае речь скорее идет об истолковании увиденного и пережитого. Для произведений Т. Г. Сибиревой характерны чистые, праздничные краски, которые играют значительную роль в композициях. Обращение к витальным темам и авторская интерпретация традиционной народной игрушки свидетельствуют о глубинном родстве с первоосновами, с мощью фольклора.

К традиционной таволожской игрушке пикульке обращается мастер-керамист Наталья Михайловна Скороходо-ва. Переехав волею обстоятельств в село Нижние Таволги, она оказалась у истоков возрождения популярного ранее промысла: таволожские пикульки делали из той же глины, что и посуду. Их лепили на детскую забаву из остатков глины, глазуровали и обжигали попутно вместе с горшками. Игрушку в Таволгах лепили вплоть до тридцатых годов XX столетия. В конце 1990-х секрет изготовления пикульки был известен только двум-трем мастерам. Наталье Михайловне пришлось стать настоящим исследователем, чтобы изучить технологические и художественные основы таволожской игрушки4. Позже появились ее первые авторские работы. Небольшие фигурки имеют предельно обобщенную форму туловища, четкий силуэт, выразительные детали. Игрушка оставалась нерасписанной, оставляя место для детской фантазии. Такую игрушку в виде лошадок, курочек, петушков или собачек дети в возрасте 10-12 лет часто лепили сами, иногда лепкой пикулек занимались старики и редко сами гончары [2, с. 36-37]. Зооморфный вид игрушки ранее использовался в качестве благопожелания долголетия, плодородия, богатства и т.д. Воплощая в традиционной форме свистульки архетипические образы, автор интерпретирует их в собственной индивидуальной стилистике.

Необходимо отметить, что всплеск интереса к керамической игрушке, наблюдавшийся на Урале в 1990-е годы, оказал влияние и на произведения керамистов-самоучек. Наиболее успешным оказался опыт мастеров Юрия Геннадьевича Катышева, Ивана Юрьевича Акифьева, Николая Федоровича Зыкова [5]. Они обогатили традиционную игрушку новыми сюжетами и темами, взяли за основу события из собственной жизни, народных пословиц и по-

Т. Г. Сибирева. Свадебный пир. 1995. Глина, темпера, обжиг, роспись. 10x13,5x12

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

T. G. Sibireva. Wedding feast. 1995. Clay, tempera, firing, painting. 10x13,5x12

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

Г. И. Медведева. Гуляющая купеческая семья. Фрагмент «Честная масленица, широкая масленица, веселая масленица». 1994. Глина, темпера, роспись, золочение. 15,5x16x8

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

G. I. Medvedeva. A walking merchant family. Fragment "Honest Maslenitsa, broad Maslenitsa, merry Maslenitsa". 1994. Clay, tempera, painting, gilding. 15,5x16x8

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

Ю. Г. Катышев. Сообразим на троих. 1998. Глина, ангобы, роспись. 10x12,5x8,5

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

Yu. G. Katyshev.

Let's figure it out for three people. 1998. Clay, angoby, painting. 10x12,5x8,5

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

говорок, добавили к нераскрашенной простой игрушке люстр и ангобы. В результате получилась даже не игрушка, а скульптура, повествующая о жизни часто в гротескной, шутовской манере, где все события реальны, а лица героев узнаваемы.

Продолжая тему пословиц и поговорок, Юрий Иванович Акифьев создает народные образы с откровенной иронией. В работах мастера преобладает грубоватый фольклорный юмор. Его герои гротескны и своей пластичностью напоминают персонажей пластилиновой анимации. Образы переданы через гиперболизацию, деформацию отдельных деталей лица или фигуры. Экспрессивные композиции возникают будто бы спонтанно, на одном дыхании. Пластичный материал словно сам диктует форму и сюжет. Мастер сознательно сохраняет фактуру глины, декорирует фигурки лишь частично, расписывая их ангобами или покрывая глазурью.

Фольклорные мотивы прослеживаются и в произведениях Юрия Геннадьевича Катышева. Однако автор не просто цитирует хорошо известные сюжеты, но вплетает фольклор в рассказ о современной жизни. Постоянными персонажами становятся герои бывальщин, частушек и поговорок: обыкновенные мужики и бабы в разных жизненных коллизиях (обычно это традиционные сюжеты), скоморохи и легендарные исторические личности. Мастерская моделировка фигур, разработка силуэта и детальная проработка поверхности делают образы легко узнаваемыми: в них прочитывается характер и сюжет. Часто обстоятельства, в которых мастер застает своих героев, грубоваты, порой даже нелепы. Жанровые сценки нередко ассоциируются с присловьем. Многие фигуры выполнены в виде традиционной игрушки-свистульки.

Среди мастеров, чьи работы представлены в музейных фондах, есть и те, кто стремится воссоздать в керамике и дереве собственный мир, воскресить в работах прошлый жизненный опыт. Не секрет, что многие скульпторы-самоучки обращаются к творчеству уже на склоне лет, когда появляются свободное время и необходимость высказаться через творчество, оставить после себя некую материальную память.

Так, например, Генрих Павлович Пелевин воплотил свои воспоминания о деревне, где он родился и вырос, в деревенских бытовых образах, напитанных душевным теплом мастера. Первая работа мастера представляла собой модель кре-

стьянской усадьбы со всеми примыкающими к ней хозяйственными постройками, баней, колодцем с журавлем, корытом для скота, фигурками людей и животных. В подобном доме провел свое детство сам мастер. На склоне лет в нем появилась потребность воссоздать этот «рай земной» таким, каким он его запомнил. Позже появились многофигурные композиции, которые, на первый взгляд, могут показаться обыденными, даже заурядными. Однако, если присмотреться внимательно, замечаешь, что речь здесь идет скорее не о бытовых ежедневных моментах, но о бытии и о категориях вечных, следовательно - значимых: о сострадании и судьбе, о буднях и праздниках, о вечном цикле жизни. Поэтому воспроизведение какого-либо момента из жизни воспринимается здесь не как достоверная фиксация отдельного эпизода, но как иносказание.

В отличие от предыдущего автора, Василий Леонидович Краев обращается в своем творчестве к архетипическим образам. Как у всякого мастера, собственная манера резьбы у него появилась не сразу: скульптор-самоучка пробовал, экспериментировал, искал себя. Результатом стала игрушка. Новая, самобытная, выполненная современным человеком, она, тем не менее, несет печать давних времен. Работы мастера сохраняют традиционность сюжетов и образов, наделенных особой сакральной значимостью. Автор обращается к таким архетипам, как конь-колода, птица (утица), безликая кукла-панка. Первоначально заинтересовавшись декоративно-прикладным искусством Русского Севера, мастер берет за основу резные детали северной домовой резьбы (так, охлупень-конь появляется у мастера в малых скульптурных формах и превращается в коня-каталку), элементы вышивок и народной росписи. Однако, сохраняя опыт предыдущих поколений и духовную национальную основу народного искусства, В.Л. Краев привносит свое, авторское видение. Так, если конь-колода практически полностью воспроизводит опыт и культуру предков, то конь-скакун несет в себе авторскую интерпретацию.

Мастер использует топор и пилу, чтобы вырубить, а затем выпилить туловище животного из цельной чурки. В.Л. Краев оставляет форму фигурок традиционно обобщенной, моделируя ее лишь мелкими плоскостями срезов. Работа приобретает особенное звучание, стоит лишь нарастить или уменьшить объем скульптуры, изменить цвет материала, положение хвоста и

ног-лучинок. Конь-колода, напротив, сохраняет все присущие ему архетипические черты: его фигура тяжеловесна, массивна, лаконична. Из декоративных деталей - лишь грива, едва заметная, обозначенная зарубками.

Цельность, нерасчлененность объема, скупая обработка характерны также для куклы-панки, традиционной деревянной игрушки без лица, которую резали рыбаки-поморы и крестьяне северных деревень, где до конца XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни. Чуть позже Краев начинает работать над новыми для него образами: княгини, боярышни, княжны, боярина. Мастер сохраняет древние приемы работы, а следовательно, и форму. Фигурки остаются безликими, форма - столбоватой, но изменяется сам образ человека: благодаря проработке некоторых деталей костюма, намеченному положению рук, еле заметным чертам лица герои ожили, заговорили со зрителем на своем языке. Сравнивая резьбу по дереву с архитектурой, мастер считает, что излишнее украшательство выхолостит образ.

В отличие от Василия Леонидовича Краева, Николай Федорович Зыков, чьи работы также находятся в коллекции музейного центра «Гама-юн», напротив, любит цвет и умеет с ним работать. Так, например, серия деревянных свистулек ярко раскрашена и декорирована простым геометрическим узором (кресты, точки, ромбы, волнистые линии), который отсылает нас к народной росписи, где каждый символ имел свое значение. Мастеру удается комбинировать простоту формы и яркую роспись. Вместе с тем у Николая Федоровича встречаются работы, где для сохранения целостности образа он намеренно избегает цвета. Исходя из первоначального замысла, каждая работа или серия работ имеет индивидуальную форму, цвет, сюжет. Так, для серий «Лешие» (1994) и «Домовые» (1995), выполненных из лиственных пород дерева, характерны многофигурность композиции, моно-хромность, пластичность и простота линий. Все фигурки тщательно проработаны: поверхность отшлифована и тонирована. За счет этого образ приобретает цельность, сохраняя при этом фактуру дерева. Мы полагаем, что скульптура Н.Ф. Зыкова - архаична, в ней угадываются черты древних идолов, ритуальных фигурок, которым поклонялись наши предки. Вместе с тем работы Николая Федоровича не заигрывают со зрителем. Они необычайно искренни и убедительны.

Обращаясь к народной культуре в творческом поиске, непрофессиональный автор невольно поднимает пласт общечеловеческого опыта, который впоследствии будет тем или иным образом переработан и воплощен в авторском замысле. Чтобы сохранить узнаваемость образа, мастеру приходится обращаться к традиционным формам, свойственным народной игрушке; последняя же творит свой собственный мир, заложенный в нее еще прадедами, где реальность и фантазия переплетаются множество раз, и разделить их уже невозможно.

Таким образом, старые традиции оживают благодаря усиленной декоративности и узорной орнаментальности изображения, прочитываются в замкнутости скульптурных форм и архе-типичности выбранных образов. В результате, цитируя О.Д. Балдину, мы можем говорить «о существенном родстве между непрофессиональным искусством и классическим фольклором: и тот, и другой лежат в сфере живого, реально функционирующего культурного пласта» [1, с. 3].

Вместе с тем искусство самоучек может рассматриваться и как динамичное явление, а его роль и место в культуре в значительной степени зависят как от тех исторических обстоятельств, в которых они формируются, так и от личности самого автора. Сосредоточенность на собственных переживаниях, выстраивание своего мифологического пространства, обращение к ограниченному числу тем и сюжетов, типическим формулам и архетипам становятся характерными чертами искусства самоучек, а наивность -внутренним признаком самого автора, его позиции по отношению к окружающему миру.

Подводя итог, следует отметить, что в коллекции музейного центра «Гамаюн» находятся произведения мастеров и художников, чье творчество можно отнести к разным направлениям непрофессионального искусства. Однако обращение к истокам свойственно им всем. Вместе с тем, в отличие от народного искусства, произведения самоучек исключительны в своем проявлении и представляют собой явления единичного порядка, которые в каждом конкретном случае обусловлены тем жизненным и профессиональным опытом, которым обладает мастер.

Н. М. Скороходова. Фома на свинье.

2001. Глина, глазурь. 12x4,5x7,5

Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург)

N. M. Skorokhodova.

Thomas on a pig. 2001. Clay, glaze. 12x4,5x7,5

Yekaterinburg Folk Art Center "Gamayun" (Yekaterinburg)

Примечания

1. Под непрофессиональным искусством ХХ века подразумевается наивное искусство, самодеятельное искусство, искусство аутсайдеров и др.

2. Выставки: Выставка работ самодеятельных художников, учащихся курсов заочного обучения ЦДНТ им. Н.К. Крупской, Москва, 1965; Всероссийская выставка произведений самодеятельных художников, Москва, 1960; Всесоюзные выставки самодеятельных художников в Москве: 1967, 1970, 1974, 1977, 1985; выставка «100 работ самобытных художников», Москва, 1971; Юбилейная выставка работ учащихся факультета изобразительного искусства в честь 50-летия ЗНУИ в Центральном выставочном зале Союза художников РСФСР в Подольске, 1983-1984; Всероссийская выставка работ самодеятельных художников в честь 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Москва, 1985; «Сон золотой», 1992; «Райские яблоки», 2000.

3. Екатеринбургский центр народного творчества «Гамаюн» был учрежден в марте 1993 года. Музей стал наследником существующей ранее Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел «Гамаюн». Учрежденная 10 февраля 1990 года Ассоциация стала результатом работы Московского съезда мастеров народного творчества, созванного ЦК ВЦСПС годом ранее. Среди основных целей этого общественного союза значилось создание Музея народного творчества и формирование его коллекции.

4. Традиционно игрушку лепили небольшого размера: всего 5-6 сантиметров в длину и столько же в высоту, с типичным конусовидным телом, широко расставленными ножками, упругой гривой и крутой грудью у коня, вытянутой шеей и лихим гребнем у петуха, с шапочкой на голове у курочки.

Литература

1. Балдина, О.Д. Окно в мир праздника : вступительная статья // Наивное искусство России: живопись, скульптура, графика : каталог выставки, 10 декабря 1997 г. - 5 февраля 1998 г., Москва. - Москва,

1998. - С. 3-5.

2. Белова, Г.А., Скороходова, Н.М. Гончарный промысел и глиняная игрушка села Нижние Таволги // Колесо. - Екатеринбург, 2019. - № 14. - С. 36-37.

3. Гамзатова, П.Р. Декоративно-прикладное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории. - Т. 3: Конец 1950-х - начало 1990-х годов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин,

1999. - С. 443-446.

4. Медведева Галина Ивановна // Гамаюн: Екатеринбургский музейный центр народного творчества. - URL: http://xn--80aah1bg5h.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/collections/ceramics/item100248/ (дата обращения 11.02.2022).

5. Чикунова, Н.Н., Белаш, Т. С. «Гамаюн» - центр народного творчества и художественных ремесел в Екатеринбурге // RELGA: научно-культурологический журнал. - URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=2025& level 1=main&level2=articles (дата обращения 12.02.2022).

6. Шкаровская, Н.С. Народное самодеятельное искусство. - Ленинград : Аврора, 1975. - 52 с.

References

1. Baldina O. D. Okno v mir prazdnika. Vstupitel'naya stat'ya [A window into the world of a holiday. An introduction]. The naive Russian art: painting, sculpture, graphics. The catalogue of the exhibition. Moscow, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Belova G. A., Skoroxodova N. M. Goncharny'j promy'sel i glinyanaya igrushka sela Nizhnie Tavolgi [A pottery and a clay doll of the Nizhnie Tavolgi settlement]. Koleso, 2019, no. 14.

3. Gamzatova P. R. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Decorative and applied arts]. An amateur art in USSR. Essays on the history. The end of 1950s - the beginning of 1990s. SPb.: Dmitrij Bulanin, 1999.

4. Saj t "Ekaterinburgskogo Muzejnogo centra narodnogo tvorchestva «Gamayun»". Muzejny'e kollekcii. Keramika. Medvedeva Galina Ivanovna [Ekaterinburg Museum center of a folk "Gamayun". Ceramics. Medvedeva Galina Ivanovna], available at http://xn--80aah1bg5h. xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/collections/ceramics/ item100248/ (accessed 11.02.2022).

5. Sajt zhurnala RELGA. Kul'tura. "Gamayun" - centr narodnogo tvorchestva i xudozhestvenny' x remesel. [Journal "Relga". Culture. "Gamayun" - center of a folk art and crafts], available at: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=2025& level1=main&level2=articles (accessed 12.02.2022).

6. Shkarovskaya N. S. Narodnoe samodeyatel'noe iskusstvo [Folk amateur art]. Lеningrad, "Aurora", 1975.

Об авторе

Макова Мария Александровна - заведующая экспо-зиционно-выставочным отделом Музейного центра «Гамаюн», магистр искусствоведения, Екатеринбург E-mail: marya.makova@mail.ru

Makova Maria Alexandrovna

Head of the exhibition department of the Museum Center "Gamayun", Master of Arts, Ekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.