Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет, Пермь, Россия
Философско-социологический факультет Доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных наук, кандидат искусствоведения
Perm State University, Perm, Russia Associate Professor of Department Culturology and Social-Humanitarian Sciences, PhD in History of Arts
СКРЫТОЕ ИСКУССТВО: рецензия на издание «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist
from the Audrey B. Heckler Collection»
В рецензии выявляются и анализируются современные исследовательские и институциональные подходы к дефинициям и обозначению границ искусства самоучек, ар брюта и аутсайдер-ского искусства на современном этапе. Издание The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection, опубликованное Американским музеем народного искусства, позволяет понять, как складывался дискурс непрофессионального искусства в Америке, каким образом формировались понятийные подходы к описанию этого поля. В издании раскрывается особая важность искусства самоучек для американского художественного контекста, а также интерпретация непрофессионального искусства США как важной части американской художественной идентичности. Авторы книги «Скрытое искусство» фиксируют новые границы аутсайдерского искусства и искусства самоучек на современном этапе: новая визуальность, проблематика и образность современной культуры влияют как на «инсайдеров» (художников актуального искусства), так и на «аутсайдеров».
Ключевые слова: дискурс, аутсайдерское искусство, искусство душевнобольных, ар брют, искусство самоучек.
THE HIDDEN ART: the review on book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection»
The book's review investigates contemporary research and institutional approaches to definitions and boundaries of self-taught art, art brut and outsider art in the contemporary period. "The Hidden Art: 20th -beginning of the 21h century Self-thought from the artist Audrey B. Heckler Collection", published by the American Folk Art Museum, shows how the discourse of non-professional art in America has been developed, how were formed the conceptual approach to the description of this field. The book reveals the high importance of self-taught art for the American art context, and the interpretation of American nonprofessional art as an important part of American art identity. The authors of "The Hidden Art" describe the new boundaries of Outsider Art and Self-Taught Art in the contemporary period: new visuality, problems, and imagery of modern culture affect both "the Insiders" (contemporary artists) and "the Outsiders".
Key words: discourse, outsider art, art of the mentally ill, art brut, self-taught art.
168
В
изучении различных феноменов непрофессионального искусства (ар
брюта, аутсайдерского и визионерского искусства и смежных феноменов) ключевыми остаются концептуальные тексты и теоретические
| 2 (39) 2020 |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
исследования, закладывающие фундамент понимания смысловых границ этого поля, написанные Жаном Дюбюффе, Роджером Кардиналом, Виктором Масгрейвом в период активного формирования этих явлений1. Волна исследований 1970-х - 2000-х годов взаимосвязана с результатами первичной институализации различных феноменов «странного искусства», авторы книг, которые публикуются в это время, изучают специфику ар брюта, аутсайдерского искусства и смежных феноменов, формируют их историю (Джон Макгрегор, Люсьена Пери, Мишель Тевоз. Клин Родес и другие)2. Эпоха 1990-х годов открывает новую страницу в осмыслении границ ар брюта и аутсайдерского искусства. В исследованиях и институциональной практике это период осмысления поля «странного искусства» не как специфической культурной резервации, а как части «большой» истории искусства, в этих изданиях открываются и изучаются новые имена художников-аутсайдеров, а также междисциплинарные аспекты ар бюта и аутсайдерского искусства3.
1 Cardinal R. Outsider Art. 1972. Dubuffet J. Asphyxiating Culture and other Writings. 1986. Dubuffet, J. Positions anticulturelles. 2006. Musgrave Victor, Cardinal Roger. Outsiders: An art without precedent or tradition. 1979.
2 Peiry L. Art Brut: The Origins of Outsider Art. 2006. Rhodes C. Outsider Art: Spontaneous Alternatives. 2010. MacGregor John M. The discovery of the art of the insane. 1989. Thévoz M. Art brut. 1975. h gp.
3 Eugen Gabritschevsky / Antoine de Galbert, Pascale
Jeanneret, Annie Le Brun, Noëlig Le Roux, Sarah
Lombardi, Vincent Monod, Valérie Rousseau. 2016. Hilma af Klint - A Pioneer of Abstraction Exhibition catalogue. 2013. Outliers and American Vanguard Art. 2018. The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection. 2017. Tuchman M. Parallel visions: modern artists and
Издание «Скрытое искусство: художники-самоучки XX-начала XXI века из коллекции Одри Б. Хеклер» (The Hidden Art: 20th -early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection), опубликованное Американским музеем народного искусства, представляет собой развернутый сборник статей, большая часть которых посвящена отдельным художникам4. Книга связана с даром одной из наиболее знаковых собирательниц аутсайдерского искусства Одри Хеклер Американскому музею народного искусства, а также выставке, которая была открыта в этом музее в 2019 году. Ценность издания заключается в том, что в нем делаются акценты и проводится своеобразная ревизия дефиниций и границ наивного, аутсайдерского искусства и ар брюта, исходя из существующий институциональной и исследовательской практики в Америке. Но также издание позволяет понять, как складывался дискурс непрофессионального искусства в Америке, каким образом формировались понятийные подходы к описанию этого поля.
Одри Хеклер - одна из ведущих американских собирательниц искусства самоучек и аутсайдерского искусства. Коллекция Одри Хеклер начинается в 1993 году. Это был период, следующий за бумом 1980-х годов, - временем коллапса арт-рынка, когда после периода раздутых цен на работы арт-звезд коллекционеры и арт-дилеры стремились найти новые, менее затратные, ниши коллекционирова-
outsider art. 1992. Wojcik D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma. 2016. и др. 4 The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection. 2017.
169
| 2 (39) 2020 |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
ния. На этом фоне произведения художники-самоучек обладали привлекательностью: с одной стороны они не имели такой высокой стоимости, с другой - выглядели новыми и свежими и были как бы некоторым противоядием от пресыщенной арт-сцены того времени. А начавшая в 1993 году Outsider Art Fair превратила начинающийся тренд в популярное направление коллекционирования.
В книге «Скрытое искусство» предпринимается некоторый экскурс в историю непрофессиональных феноменов искусства: отмечается деятельность Жана Дюбюффе и Роджера Кардинала - это традиционная позиция также и для европейских монографий об искусстве аутсайдеров. Но, в данном издании выделяется и национальная специфика, что важно для формирования американского дискурса аутсайдерского искусства и творчества самоучек. В издании особый акцент делается на деятельности Альфреда Барра, первого легендарного директора MoMA (Museum of Modern Art), и его выставке «Мастера популярной живописи» (Masters of Populär Panting), состоявшейся в MoMA в 1938 году, на которой были показаны произведения художников-самоучек5. Более того, в издании «Скрытое искусство» отмечено, что Альфред Барр считал работы непрофессиональных художников одними из трех принципиальных оснований мо-
5 Здесь важно сделать ремарку, что в новой постоянной экспозиции МоМА сделан трибьют этому проекту 1938 года и Альфреду Барру и одна из галерей посвящена художникам-самоучкам, показанным на выставке «Мастера популярной живописи» - Алоизе Корбац, Горацию Пиппину и другим.
дернизма6. Также важно, что в описании поля наивного американского искусства в период начала 1940-х годов делается акцент на том, что художники-самоучки более интернациональны по характеру своего творчества, чем профессионалы и более демократичны, выражают видение «простого человека».
В книге «Скрытое искусство» также раскрывается особая важность искусства самоучек для американского художественного контекста. В годы Второй мировой войны искусство самоучек получает беспрецедентную институциональную поддержку, что на тот момент вызвало негодование со стороны профессиональных художников. Этот конфликт стал частью непрекращающихся дебатов по поводу американской художественной идентичности: что же является американским самобытным искусством? Этот пункт является очень важным для понимания особого, более значимого в современной художественной перспективе, места непрофессионального искусства для американской культуры. Но в послевоенный период, - время, когда появляются новые культурные герои, американский наив (современный примитив) вытесняется абстрактным экспрессионизмом: Музей американского искусства Уитни, Метрополитен-музей, МоМА и другие музеи убирают живопись художников-самоучек в запасники.
В первые десятилетия после Второй мировой войны наивное искусство и творчество художников-самоучек показывается только в специализированных музеях и одной из
170
6 The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection. 2017. P. 12.
| 2 (39) 2020 |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
важных институции здесь является открытый в 1961 году нью-йоркский Американский музей народного искусства. Также возникают и редкие прецеденты обращения больших музеев к этому полю, но в этих случаях взгляд организаторов скорее ретроспективен. Так, в выставку американского народного искусства, состоявшуюся 1974 году в Музее американского искусства Уитни, не включили произведения художников-самоучек ХХ века, ограничившись только мастерами более раннего этапа. То есть, современное наивное и непрофессиональное искусство выпадало из поля зрения музейных кураторов.
Как бы в пику деятельности больших музеев, Американский музей народного искусства организует в 1970 году выставку «Американское народное искусство и художники ХХ века» (Twentieth-Century American Folk Art and Artists), а четырьмя годами позже издается одноименная книга, включающая, например, работы наивных довоенных художников Мориса Хиршфельда и Бабушки Мозес, а также произведения Мартина Рамиреза, который был близок парадигме ар брюта Жана Дюбюффе.
Важно отметить, что для современного искусствознания споры о границах отдельных полей непрофессионального искусства и дефинициях аутсайдерского, народного искусства, искусства самоучек являются одними из наиболее актуальных, но анализируемое издание защищает позицию о том, что народное искусство - это феномен искусства, находящийся вне академического мейнстрима. Подтверждая эту позицию, авторы книги апеллируют к американскому дискурсу народного искусства. Так, термин «народное» (folk) содержался в названии выставки «Черное народ-
ное искусство в Америке, 1930-1980» (Black Folk Art in America, 1930-1980) в Галереи Кор-коран, также отмечается, что эта позиция встречает неприятие «традиционных» фольклористов.
Важной вехой для американского аутсайдерского искусства называется выставка 1992 года в Лос-Анжелесе «Параллельные видения: современные художники и аутсайдер-ское искусство» (Parallel Visions: Modern Artists and Outsider Art). Именно эта выставка стала первой попыткой исследователей выделить американских художников-аутсайдеров. Придерживаясь критериев Дюбюффе, кураторы выставки в качестве художников-аутсайдеров называют Генри Дарджера, Говарда Финстера, Мартина Рамиреза и других. Эта выставка свя- 171 зала авангард, начиная с европейских сюрреалистов и экспрессионистов, и ар брют.
Тем не менее, в период 1990-х годов, уже после выставки в Лос-Анжелесе, термин «аутсайдерское искусство» в Америке по-прежнему использовался с осторожностью, предпочтение отдается понятию «художник-самоучка» (self-taught artist). Именно этот маркер был использован в выставке Американского музея народного искусства в 1998 году «Самодеятельные художники ХХ века: Американская антология» (Self-Taught Artists of the 20th Century: An American Anthology). Но, несмотря на название, на выставке были показаны самые разные художники: от Бабушки Мозес и Горация Пиппина до Тортона Диала и Генри Дарджера. То есть, в то время, как наивное искусство и ар брют в Европе были разными «лагерями», в Америке эти категории не были жестко разделены.
| 2 (39) 2020 |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
Названные выше события, а также Outsider Art Fair, проводившаяся с 1993 года в Нью-Йорке, позволяет авторам книги говорить о буме аутсайдерского искусства в период 1990-х годов. Также интересно, что в контексте рефлексии сложения дискурса американского аутсайдерского искусства в США, отмечается влияние субкультуры хиппи на сторонников и почитателей различных феноменов «странного искусства». Альтернативные формы искусства, по сути, были комплиментарны альтернативным стилям жизни. Также это внимание к чему-то за пределами мейнстима в Америке объясняется движением за гражданские права, значимостью различных меньшинств, а метафора нации как «плавильного котла» в это время уступает «великолепной мозаике». В каком-то смысле американцы могли бы сказать: «Мы все - аутсайдеры»7.
Важно, что в качестве значимой тенденции современности, оказавшей влияние на дискурс аутсайдерского искусства и искусства самоучек, отмечается особое внимание к тем художникам, которые ранее игнорировались историей искусства (расовым и культурным меньшинствам, женщинам и т.д.) и что барьеры разделяющие инсайдеров и аутсайдеров в современной культуре исчезли. В книге «Скрытое искусство» делается акцент на некотором едином основании искусства профессиональных художников и самоучек: и первые, и вторые претерпевали влияние популярной культуры и высокой художественной традиции. Сегодня можно наблюдать, что самодея-
7 The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection. 2017. P. 15.
тельные художники включены в общий процесс истории искусства. МоМА, Метрополитен-музей, Музей американского искусств Уитни интегрирует произведения самодеятельных художников в свои постоянные коллекции. В качестве финальных точек интеграции аутсайдерского искусства называется основной проект Венецианской биеннале 2013 года «Энциклопедический дворец», в котором куратор проекта Массимилиано Джони сгруппировал художников, следуя нетривиальному делению: сверхъестественные видения, изобретенные миры, таксономии и каталоги объектов и так далее. Это все отражает размывание границ между «аутсайдерами» и «инсайдерами».
Художники из коллекции Одри Хеклер 172 (43 художника) сгруппированы в пять групп: «Мастера», «Ар брют и художники-самоучки в Европе», «Американские классики», «Лучшие художники-самоучки с Юга», «Мировое самодеятельное искусство XXI века». Группы художников в издании были определены видением самой собирательницы и могут обладать специфической субъективностью: так, например, признанный художник-аутсайдер Генри Дарджер не попадает в круг лучших (главу «Мастера»). Важно отметить, что коллекция Одри Хеклер, подаренная музею, признается одной из наиболее значимых и точно отобранных, и, собственно, дар и издание подразумевали селекцию. То есть, в книге «Скрытое искусство» выборка обладает максимальной репрезентативностью с точки зрения понимания знаковых имен и их дефинирования в американской исследовательской и институциональной практике. Также коллекция Одри Хеклер включает как произведения американских ху-
| 2 (39) 2020 |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
дожников, так и большую долю (30-40%) мастеров европейского ар брюта и аутсайдерско-го искусства.
В главу «Мастера», то есть, группу художников некоторой специальной селекции из без того высокого уровня коллекции Одри Хеклер, попали художники Торнтон Диал (1928 - 2016), Уильям Эдмндсон (1874 - 1951), Морис Хиршфельд (1872 - 2046), Мартин Ра-мирез (1895 - 1963), Билл Трэйлор (1854 -1949) и Адольф Вёльфли (1864 - 1930).
В раздел «Ар брют и искусство самоучек в Европе» включены «звезды» европейского ар брюта Алоиза Корбац (1886 - 1964), Евгений Габрический (1893 - 1979), Мадж Гилл (1882 - 1961), Август Клетт (1866 -1928), Огюстен Лесаж (1876 - 1954), Фредерик Шрёдер-Зонненштерн (1892 - 1982), Скотти Уилсон (1888 - 1972), Анна Земанкова (1908 -1986), Карло Зинелли (1916 - 1974), а также художники из австрийской лечебницы Гуг-гинг, которые не были описаны отдельно, а сгруппированы в одном тексте.
В главе «Американские классики» ожидаемо можно увидеть произведения Генри Дарджера (1892 - 1973), Джеймса Кастла (1899 - 1977), а также почти неизвестных для русскоязычных исследователей Джастина Мак-Карти (1892 - 1977) и других. Эта глава является одной из наиболее важных для понимания границ феномена аутсайдерского искусства на современном этапе в американской институциональной и исследовательской практике. Так, например, в русскоязычных исследованиях и институциональной практике периодически дискутируется вопрос о возможности включать творцов, имеющих художественные навыки / образование в сфере искусства в круг
художников-аутсайдеров. Но, например, Ахи-леса Дж. Ризоли (1896 - 1981), профессионального архитектора по образованию, автора масштабных рисунков-проектов архитектурных утопий и вымышленных сооружений, американские исследователи и музеи включают в данное поле (собственно данный подход зафиксирован и в книге «Скрытое искусство»).
О специфической оптике внимания к искусству исключенных говорит выделение в книге главы «Лучшие художники-самоучки с Юга», в которой, ожидаемо, есть тексты, посвященные Сэму Дойлу (1906 - 1985), Говарду Финстеру (1916 - 2001), Сестре Гертруде Морган (1900 - 1980), Пурвису Янгу (1943 - 2010). В этом разделе заметна и высокая вариативность художественных медиа: важным знаком более широких границ аутсайдерского искусства является атрибуция инсталляций Эмери Блэгдон (1907 - 1988), объемных поделок Дэвида Бутлера (1898 - 1997) как произведений поля искусства самоучек и аутсайдерского искусства.
Совершенно новые границы искусства самоучек и аутсайдерского искусства на современном этапе представляет заключительная глава издания «Мировое самодеятельное искусство XXI века». В главу включены статьи, посвященные индийскому самоучке Неку Чанду (1924 - 2015), японским художникам-аутсайдерам Хироюки Дои (род. 1940 и Монма (род. 1951), итальянскому самоучке Доменико Зиндато (род. 1966), чешскому аутсайдеру Любосу Пльни (род. 1961). Произведения художников-аутсайдеров новой волны, представленные в книге «Скрытое искусство» и уже сегодня являющиеся частью коллекции Музея американского народного искусства, отлича-
173
| 2 (39) 2020 |
Анна Александровна СУВОРОВА / Anna SUVOROVA
| Скрытое искусство: рецензия на издание «The Hidden Art: 20 th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» / The Hidden Art: the Review on Book «The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection» |
ются новой, универсальной визуальностью и использованием широкого диапазона медиа и форм искусства.
В книге «Скрытое искусство» проводится своеобразная ревизия дефиниций и границ искусства самоучек, аутсайдерского искусства и ар брюта, исходя из существующий в Америке институциональной и исследовательской практики. Также издание позволяет увидеть, как складывался дискурс непрофессионального искусства в Америке, каким образом формировались понятийные подходы к описанию этого поля. Новая визуальность, проблематика и образность, присущая полю современной культуры, оказывает влияние, как на «инсайдеров» (художников актуального искусства), так и на «аутсайдеров» и издание «Скрытое искусство» фиксирует эти новые границы «странного искусства», показывая его развитие на современном этапе.
1.
Список литературы / References
Cardinal, R. Outsider Art. - London : Studio Vista; New York : Praeger Publishers, 1972. - 192 p.
2. Dubuffet J. Asphyxiating Culture and other Writings. New York: Four Walls Eight Windows, 1986. - 118 p.
3. Eugen Gabritschevsky. / Antoine de Galbert, Pascale Jeanneret, Annie Le Brun, Noëlig Le Roux, Sarah Lombardi, Vincent Monod, Valérie Rousseau. Catalogue. Gent: Snoeck, 2016. - 192 p.
4. Hilma af Klint - A Pioneer of Abstraction Exhibition catalogue / Ed. Iris Müller-Westermann with Jo Widoff, with contributions by David Lomas, Pascal Rousseau and Helmut Zander. - Sweden : Moderna Museum, 2013. - 280 p.
5. MacGregor J. M. The discovery of the art of the insane. Princeton: Princeton University Press, 1989. - 416 p.
6. Musgrave Victor, Cardinal Roger. Outsiders: An art without precedent or tradition / Victor Musgrave, Roger Cardinal. - London : Authors and Arts Council of Great Britain, 1979. - 172 p.
7. Outliers and American Vanguard Art / Ed. Lynne Cooke. - Chicago : University of Chicago Press, 2018. - 448 p.
8. Peiry L. Art Brut: The Origins of Outsider Art. Paris: Flammarion, 2006. - 320 p.
9. Rhodes C. Outsider Art: Spontaneous Alternatives / C. Rhodes. - London : Thames & Hudson, 2010. - 224 p.
10. The Hidden Art: 20th - early 21st Century Self-thought Artist from the Audrey B. Heckler Collection / Valérie Rousseau (ed.); Preface by AnneImelda Radice; contributions from Jane Kallir and 29 additional scholars. New York: Skira Riz-zoli/American Folk Art Museum, 2017. - 272 p.
11. Thévoz M. Art brut. - Geneva : Skira, diff. Flammarion, 1975. - 225 p.
12. Tuchman M. Parallel visions: modern artists and outsider art / M. Tuchman, C. S Eliel. - Los Angeles/Princeton: Los Angeles County Museum of Art / Princeton University Press, 1992. - 334 p.
13. Wojcik D. Outsider Art: Visionary Worlds and Trauma / D. Wojcik. - Jackson (MI) : University Press of Mississippi, 2016. - 304 p.
174
| 2 (39) 2020 |