ПСКУССТВОВЕаЕНПЕ
УДК 7
А. А. Суворова
ПОНЯТИЕ «ИСКУССТВО АУТСАЙДЕРОВ»: ГРАНИЦЫ И СМЕЖНЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Одной и самых дискутируемых проблем в поле только начинающихся сегодня исследований аутсайдерского искусства в России является вопрос терминологических границ и дефиниций этого понятия. Важным представляется выявление разницы между близкими или смыслово и формально совпадающими понятиями: «аутсайдерское искусство», «ар брют», «визионерское искусство», «наивное искусство», «самодеятельное искусство» и рядом других.
Для выявления дискурса понятия «аутсайдерское искусство» на современном этапе важно провести сравнительный анализ этого термина, опираясь на зарубежную и российскую справочную литературу. В данном случае в качестве источников исследования использованы словари, энциклопедии, справочные ресурсы, специализированные порталы по искусству на английском и русском языках.
Первый этап поиска понятийных границ аутсайдерского искусства связан с емкими, лаконичными формулировками из классических, наиболее распространенных в использовании словарей. Так, «Dictionary of the English Language» (Dictionary of the English Language. Fifth Edition. - Boston: Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 2016) дает следующее определение аутсайдерского искусства: «Искусство, создаваемое художниками без формальной подготовки, зачастую теми, кто работает в собственном специфическом стиле и изолированы от преобладающих художественных тенденций» [Dictionary of the English Language, 2016].
Другой авторитетный словарь «Collins English Dictionary» (Collins English Dictionary. Complete and Unabridged edition. 12th edition. - Glazgow: Harper Collins Publishers, 2014) дает также лаконичную характеристику, в которой, тем не менее есть очень важное указание: «Искусство, создаваемое необученными художниками, работающими самостоятельно и для себя» [Collins English Dictionary, 2014].
© Суворова А. А., 2018.
Специализированные справочные издания дают несколько более развернутые определения термина «аутсайдерское искусство». Так, в «Glossary of Art Terms» (2014) данный термин определяется как искусство, созданное теми, кто работает вне общества [Glossary of Art Terms, 2014]. Также в данном глоссарии отмечается разность подходов в интерпретации круга художников-аутсайдеров: в США искусство аутсайдеров включает в себя народное и этническое искусство, творчество заключенных и душевнобольных, детей и тех, что создает искусство, не ориентируясь на его продажу. В Европе, согласно определению данного источника, понятие искусство аутсайдеров интерпретируется более узко - как искусство, созданное людьми с какими-либо нарушениями, преимущественно с ментальными, а также лицами изолированными от мира искусства [Glossary of Art Terms, 2014].
В русскоязычных словарях термины «аутсайдерское искусство» или «искусство аутсайдеров» отсутствуют. Более того, только в 2000-е годы в словарях появляется понятие «ар брют» (что, согласно выявленным ниже определениям, является смежным или, во многих случаях, полностью синонимичным понятием для американских и европейских энциклопедий и словарей, а также фундаментальных исследований). Так, в издании «Словарь терминов изобразительного искусства» (2012) дается два варианта написания понятия: «арт брют» и «ар брют» и указывается, что это «направление в изобразительном искусстве середины ХХ века» [Словарь терминов изобразительного искусства, 2012]. Отсылая к исследователю и коллекционеру ар брюта Жану Дюбюффе, автор статьи упоминает основанную художниками «Компанию грубого искусства», «призванную сохранять, изучать и расширять собранные ими ранее коллекции "грубого искусства"». Интересно, что в статье, в сравнении с зарубежными источниками, достаточно вольно интерпретируется феномен ар брюта, а именно указывается, что он родственен «сюрреализму и примитивизму, объединяет в общем русле работы непрофессионалов с произведениями профессиональных мастеров, которые противопоставляют свои нарочито "варварские", как бы выплеснувшиеся из глубин подсознания образы внешнему лоску современной цивилизации» [Словарь терминов изобразительного искусства, 2012]. Эта очень приблизительная формулировка скалькирована из «Большого энциклопедического словаря» (Большой энциклопедический словарь: А-Я / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва; Санкт-Петербург: БСЭ, 2000) [Большой энциклопедический словарь, 2012].
Важно отметить, что в русскоязычных словарях, при отсутствии отдельной словарной статьи «аутсайдерское искусство», также происходит и некоторое смешение терминов «аутсайдерское искусство», «наивное искусство» и «ар брют». Так, в одном из самых авторитетных источников по любительскому искусству - специализированном словаре «Любительское художественное творчество
в России ХХ века» (2010) в словарной статье «Наивное искусство» (с. 221-224) в качестве примера наивного искусства приводится творчество Генри Дарджера, которого в американской и европейской исследовательской традиции рассматривают как художника аутсайдерского искусства: «Важную роль Н. И. играет в художественной жизни США [...] Отпечаток влияния массовой культуры несет творчество Генри Дарджера (1892-1973)» [Любительское художественное творчество, 2010, с. 223]. В том же академическом издании присутствует слияние понятий «наивное искусство», «ар брют» и «аутсайдерское искусство», что комментируется следующим образом: «Ар брют, или, в английском варианте, творчество аутсайдеров, - термин постепенно замещающий "Н. И."» [Любительское художественное творчество, 2010, с. 223].
Другой важный круг источников, проясняющий дефиниции понятия «аутсайдерское искусство», - сайты специализированных арт-институций (музеев, ярмарок и фестивалей искусства и др.). В силу своей специфики, а именно: лаконичный формат статьи, ориентация на широкий круг читателей, эти определения отличаются краткостью, но, будучи подготовлены профессионалами, заслуживают доверия. В это число источников включены, например, сайт британского музея TATE, сайт регулярной французской выставки Outsider Art Fair.
Указанные источники дают достаточно упрощенные интерпретации искусства аутсайдеров. Так, словарная статья британского музея TATE определяет искусство аутсайдеров через наивное видение, как искусство, создаваемое неучеными художниками, теми, кто находится за пределами арт-мира. Также по версии TATE как аутсайдерское искусство может характеризоваться и детское творчество, искусство пациентов психиатрических клиник, заключенных - тех, кто «творит искусство за пределами существующих структур» [Outsider art / The TATE].
Также важно, что в качестве феноменов - предшественников аутсайдерского искусства называют ар брют и указывают на прямую связь феномена искусства аутсайдеров с деятельностью Жана Дюбюффе и Андре Бретона. Специфичность описания термина проявляется также через круг примеров, к которым апеллируют авторы словарной статьи. Так, в качестве примера аутсайдерского искусства приводится творчество наивного художника Альфреда Уоллиса, британского рыбака, искусство которого было открыто в 1920-е годы. Здесь важно сделать примечание, что статья об аутсайдерском искусстве иллюстрируется работой Уоллиса, но также его произведение приведено в визуальном ряде, сопровождающем и статью о наивном искусстве [Naïve art / The TATE]. Таким образом, мы наблюдаем смешение понятий «аутсайдерское искусство» и «наивное искусство».
Другой авторитетный источник, дающий определение искусству аутсайдеров, - сайт французской Outsider Art Fair, он также как и TATE проводит прямую аналогию с ар брютом и делает ссылку на известное определение Жана Дюбюффе
1947 года [What is Outsider Art? / Outsider Art Fair]. Важно, что, обозначая истоки искусства аутсайдеров, авторы указывают на его многотысячелетнюю предысторию, но в качестве более близких ориентиров и примеров называют визионера Уильяма Блейка - художника и поэта романтической эпохи. А также особо отмечают круг душевнобольных художников, описываемых в исследованиях 1920-х годов: Адольфа Вёльфли, Карла Бренделя и Августа Наттерера. Отдельно упоминается «французская» ветвь аутсайдерского искусства: рисунки медиумов Огюстена Лесажа и Элен Смит, автоматическое рисование которых стало источником вдохновения для французских сюрреалистов [What is Outsider Art? / Outsider Art Fair].
Также в более широкой парадигме интерпретаций описывает понятие аутсайдерского искусства «Visual Art Encyclopedia». С отсылкой к 1972 году и искусствоведу Роджеру Кардиналу термин «аутсайдерское искусство» называется англоязычном эквивалентом ар брюта [Outsider Art / Visual Art Encyclopedia]. Но там же и отмечается, что концепция аутсайдерского искусства шире, нежели ар брют. Если термин, предложенный Жаном Дюбюффе, в значительной степени ограничивается произведениями маргиналов, то английское понятие «аутсайдерское искусство» включает произведения людей, не получивших образования, самодеятельных, наивных художников, которые практически не имели взаимодействия с институциональными формами искусства, в том числе географически удаленных художников и культур, а также живопись и скульптура пациентов психиатрических лечебниц [Outsider Art / Visual Art Encyclopedia]. Там же в качестве разновидностей аутсайдерского искусства называется примитивное искусство и наивное искусство.
Ряд универсальных энциклопедических изданий содержит подробные, обстоятельные статьи, посвященные аутсайдерскому искусству. Так, одна из наиболее авторитетных мировых энциклопедий «Британника» характеризует понятие аутсайдерского искусства как синоним ар брюта, распространившийся с 1980-х годов. Автором статьи является один из авторитетных современных исследователей искусства аутсайдеров Колин Родес - профессор и декан Колледжа искусств Сиднейского университета, автор книги «Аутсайдерское искусство: спонтанные альтернативы». Как отмечает автор статьи, аутсайдерское искусство -это объекты искусства, созданные необученными художниками, которые обычно исключены из конвенционального художественного сообщества [Rhodes].
В тексте статьи также описываются характерные черты «классического» художника-аутсайдера как культурно или социально маргинальной персоны: аутсайдеры обычно не прошли полного обучения, придерживаются нетрадиционного взгляда на реальность, иногда одиноки в доминантной культуре; многие имеют диагностированные ментальные расстройства [Rhodes].
Колин Родес, продолжая давать дефиниции понятия искусству аутсайдеров, обращается к истории феномена, а именно к рождению термина «ар брют», и вкратце излагает историю поисков Жана Дюбюффе и появление коллекции Музея Ар брюта в швейцарской Лозанне. Далее в тексте словарной статьи приводится замысел Дюбюффе: «Мы понимаем под этим термином работы, созданные людьми, не задетыми художественной культурой, не мимикрировавшими в нее... Эти художники получают все... изнутри, а не из конвенционального классического или современного искусства. Мы являемся свидетелями совершенно чистого художественного высказывания, сырого, грубого и полностью "заново изобретенного" только с помощью собственных внутренних импульсов художников» [Rhodes].
Терминологический поворот от ар брюта к аутсайдерскому искусству описывается Колином Родесом как введение Роджером Кардиналом в 1972 году англоязычного эквивалента французскому термину. В 1980-е годы происходит расширение термина «аутсайдерское искусство», чтобы охватить больший круг феноменов современного народного и маргинального искусства. Также в данной статье «Британники» указывается, что это расширение термина было особенно важно для Соединенных Штатов, где многие тенденции искусства отражали расовые, религиозные, локальные истории и были сформированы вне феномена классического ар брюта [Rhodes]. Эти тенденции, известные как «популярная живопись», «современное примитивное искусство», «самодеятельное искусство» (здесь важно отметить, что в русскоязычной версии данное понятие имеет несколько иные коннотации, чем распространённый в США термин self-taught art), «современное народное искусство» - все эти феномены стали видимой, легитимной частью художественного процесса в США еще в 1930-е годы. Также важно отметить, что автор статьи Колин Родес называет в качестве художников аутсай-дерского искусства Горация Пиппина, Джона Кейна, Уильяма Эдмондсона и Морриса Хиршфилда, которые далеки от классических характеристик ар брюта, подразумевающих компонент ментальной патологии или критически маргинальные обществу. Названные американские художники, скорее, ближе наивному видению, чем мастерам, чья творческая сила заключалась в некоторой предполагаемой невинности и подлинности, сопоставимой с европейскими «Художниками Святого Сердца», такими как Серафин Луис и Луи Вивин [Rhodes].
Позже к этому кругу мастеров были присоединены и другие художники, намного более близкие к определению ар брюта, данному Жаном Дюбюффе. Например, Джозеф Йокум, Минни Эванс, Билл Трейлор, Джеймс Касл и, возможно, самый известный из всех, Генри Дарджгер. Более того в конце ХХ века более расширительный характер термина аутсайдерское искусство был сообщен включением в этот круг таких художников, как Джудит Скотт - глухой человек с болезнью Дауна или когнитивный инвалид Дуайта Макинтоша [Rhodes]. Таким
образом, в энциклопедической статье «Британники» понятие аутсайдерского искусства смыкается с тем, что в европейской версии обозначается через категории ар брюта и наивного или самодеятельного искусства.
Однако, в версии «Британники» и автора статьи Колина Родеса, феномен искусства аутсайдеров, его границы (исторические и феноменологические) расширяются, когда Родес погружается в описание истории этого явления. В качестве истоков искусства аутсайдеров Колин Родес отсылает к коллекциям европейских психиатрических больниц XIX века, в которых хранились работы пациентов, использовавшиеся как источники психиатрических исследований [Rhodes]. Далее описывается ситуация переосмысления этих собранных коллекций, и перемещения этих работ из сферы психиатрии в сферу искусства, процесс, который осуществлялся при участии как психиатров, так и профессиональных художников-модернистов. Также Колин Родес в качестве некоторых канонических, базовых текстов, определяющих феномен аутсайдерского искусства, называет два наиболее влиятельных издания: книгу швейцарского психиатра Вальтера Мор-генхальталера «Душевнобольной как художник» (1921), в котором была представлена первая монография художника-аутсайдера Адольфа Вёльфли, и труд немецкого психиатра и искусствоведа Ханса Принцхорна «Искусство душевнобольных» (1922) [Rhodes].
Погружаясь далее в выявление границ аутсайдерского искусства, Колин Родес указывает, что Жан Дюбоффе, очерчивая феномен ар брюта, был ориентирован на социально маргинализированых людей, тех, чей статус в обществе часто был связан не только ограничением или отрицанием свободы высказывания, но и с отрицанием статуса взрослого, дееспособного человека. Тем не менее, даже наиболее знаковые художники, которые могут быть определены через ар брют: Адольф Вёльфли или мексиканский художник Мартин Рамирес, фактически имели глубокие связи с культурой, существующей за пределами психиатрической больницы, где они содержались, и в их произведениях проявлялись эти связи с культурными контекстами [Rhodes].
Конкретизируя в статье характеристики искусства аутсайдеров, Колин Родес указывает на такую объединяющую особенность как тенденция «straight talking» - непосредственность изложения, даже если это высказывание мировоззренчески противоречит доминирующему тексту культуры [Rhodes]. Изначально искусство аутсайдеров получило признание как некоторый прототип искусства модернизма, но также его признание было связано и с значительными отличиями от существующих практик [Rhodes].
Важно отметить, что в статье «Британники» также предпринимается и критика современного автору текста состояния искусства аутсайдеров. Так, Колин Родес пишет, что с начала 2000-х годов произведения аутсайдеров часто выглядят
как неуклюжие версии «обычного искусства» - некоторая принятая, «удобоваримая» версия современного мейнстрима [Rhodes]. Эти трансформации являются результатом стремления профессиональных художников ассимилировать, «захватить» формальные коды и логику аутсайдерского искусства, а не желанием художников-аутсайдеров подражать профессионалам, как это может показаться на первый взгляд.
В другом профессиональном и полном сетевом энциклопедическом справочнике «Encyclopedia of Religion» вопросу аутсайдерского искусства посвящена объемная статья Нормана Дж. Жирардо «Визуальная культура и религия: аутсай-дерское искусство» (Girardot Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art / Encyclopedia of Religion. 2005). В данной энциклопедической статье аутсайдер-ское искусство описывается через оппозицию, как что-то находящееся за пределами «классического», «канонического», «высокого искусства» [Girardot, 2005]. Те, кто игнорировал этот доминирующий дискурс искусства были обозначены как представители современного народного искусства, самодеятельного (self-taught) или аутсайдерского искусства. Как указывает автор статьи, аутсайдер-ское искусство не имеет точно определяемой стилистической традиции и не является направлением в искусстве в академическом смысле этого слова. Главным фактором, определяющим это направление, в данной статье называется собственно характер творчества этих людей и их периферийное положение по отношению к элитарной культуре и мейнстриму искусства [Girardot, 2005].
Также указывается, что маргинальность во многом определена различными психологическими (ментальной или физической недееспособностью, визионерским опытом и т.д.) или социальными факторами (этнические, расовые, демографические, экономические, классовые, возрастные, образовательные) факторами [Girardot, 2005].
Также как и автор статьи в «Британнике», Норман Дж. Жирардо отсылает к автору термина Роджеру Кардиналу, упоминая, что понятие «аутсайдерское искусство» является некоторым приблизительным переводом термина ар брют, введенном Жаном Дюбюффе. Но, дополняя классический круг авторов, называемых Дюбюффе, в словарной статье в понятие «аутсайдерское искусство» включается также и наивное и народное искусство, творчество бездомных и заключенных, афроамериканцев и американцев испанского происхождения и ряда других категорий, творивших, следуя своим собственным идеям в использовании методов и материалов [Girardot, 2005]. Не менее важны для Жирадо и связи аутсайдерского искусства и религиозного опыта и практики, использования традиционных и нетрадиционных религиозных образов и стремление к построению альтернативных и часто странных миров [Girardot, 2005].
В статье Жирадо используется более широкий круг источников, нежели в «Британнике» и приводятся философские и эстетические аспекты аутсайдерско-го искусства. Творцы-аутсайдеры могут использовать в своем творчестве фрагменты мейнстримного искусства, но очень редко это делается сознательно или иронически (в этой характеристике делается ссылка на тексты статьи Тессо Де Карло «Аутсайдерские биографии против Искусства аутсайдеров» (2002) и Шарля Русселя «Самодеятельное искусство: культура и эстетика американского народного искусства» (2001)) [Ояа^оЪ 2005]. В своем искусстве художники-аутсайдеры стремятся сообщить скрытые страсти и намерения, что-то глубоко личное и подавленное, непроявленное в реальности. Давая некоторые определения, автор словарной статьи используют такие дефиниции аутсайдерского искусства как «визионерское», «духовное», «экстазическое», «ранее скрытое», «религиозное» [Ойа^оЪ 2005].
В статье отмечаются также и причины формирования аутсайдерского искусства: открытие примитивной культуры, развитие в конце XIX века таких наук как психология и психиатрия, антропология, исследований фольклора и религии, влияние примитивизма как направления, разрывающего с классической традицией и проявляющегося в творчестве Поля Гогена, Анри Руссо, Пабло Пикассо и Пауля Клее, возникновение таких течений как сюрреализм и дада [О1га^о1, 2005]. Также как и в «Британнике», «Энциклопедия религий» описывает влияние на формирование аутсайдерского искусства, оказываемое как так называемым «психотическим искусством», так и изданий, опубликованных в начале 1920-х годов, а также искусства ар брюта и деятельности Жана Дюбюффе.
Важно, что Жирадо в своей статье выделяет и институциональную историю аутсайдерского искусства в США. Интерес к этому феномену нарастает по мере того, как все более эстетически значимые и индивидуальные произведения показываются на ранних выставках наивного и примитивного народного искусства в 1940-х и 1950-х годах. Рост интереса стимулировала и деятельность Музея американского народного искусства в Нью-Йорке. В 1980-е годы некоторые арт-дилеры начинают заниматься этими «маригинальными» феноменами, в частности, европейским ар брютом и наиболее знаковыми американскими художниками аутсайдерского искусства [Ойа^оЪ 2005].
Важной проблемой выявления смысловых границ понятия «аутсайдерское искусство» является его совпадение, синонимичность с рядом других феноменов. В анализируемых выше источниках наиболее часты связи с понятием «ар брют». В тех случаях, когда не происходит смешение понятий «аутсайдерское искусство» и «ар брют» мы наблюдаем совпадение этапов формирования данных феноменов: деятельность Ханса Принцхорна, его коллекцию и книгу «Искусство ду-шенобольных».
Для американской традиции бытования понятия «аутсайдерское искусство» характерна связь с такими категориями как «народное искусство», «современное народное искусство» и «самодеятельное искусство» (Self-taught Art, устойчивого перевода нет), «визионерское искусство» (Visionary Art), «интуитивное искусство» (Intuitive Art, устойчивого перевода нет), «любительское искусство» (Vernacular art, устойчивого перевода нет), «любительский энвайро-мент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments, устойчивого перевода нет).
Один из информационных порталов, посвящённый различным феноменам аутсайдерского искусства, Detourart дает следующие определения ряду упоминаемых выше понятий [Detourart]. Так, например, понятия «любительский эн-вайромент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments) описываются как средовые объекты: дома, парки, сады, которые построены художниками аутсайдерами или визионервами. Но при этом постройки являются объектами, более интегрированными в мейнстрим [Detourart]. Понятия «народное искусство», «современное народное искусство» - то, что создается самодеятельными художниками (self-thought artists) (как отмечается это понятие пересекается с термином «аутсайдерское искусство»). Изначально это понятие относилось к ремеслам и созданию утилитарных объектов. Современное значение этого понятие значительно расширено и включает также и менее утилитарные объекты [Detourart]. Термины «визионерское искусство» (Visionary Art) и «интуитивное искусство» (Intuitive Art) интерпретируется как разновидность аутсайдерского искусства [Detourart]. Художники визионерского или интуитивного искусства имеют опыт видений, которые влияют на их искусство.
Таким образом, в ходе анализа понятийных границ термина «аутсайдерское искусство» на основе указанных источников выявлена его смежность, а часто полное понятийное совпадение с такими терминами как «ар брют» (Art Brut), а в англоязычных источниках - «народное искусство», «современное народное искусство» (Folk Art, Contemporary Folk Art), «самодеятельное искусство» (Self-taught Art, устойчивого перевода нет), «визионерское искусство» (Visionary Art), «интуитивное искусство» (Intuitive Art, устойчивого перевода нет), «любительский энвайромент» (Visionary, Folk, Vernacular, or Grassroots Environments, устойчивых переводов понятий нет). В контекст аутсайдерского искусства также включаются исторические исследования творчества душевнобольных в начале ХХ века, феномены визионерского искусства XIX века.
Таким образом, понятие «аутсайдерское искусство» обычно включает произведения людей, не получивших образование, самодеятельных, наивных художников, которые практически не имели взаимодействия с институциональными формами искусства, в том числе географически удаленные художники и культуры,
а также творчество пациентов психиатрических лечебниц. Также важно отметить, что для американского понятийного контекста характерно полное слияние всех вышеуказанных терминов. Европейские словари и справочники не используют такой широкий круг понятий, обычно ограничиваясь терминами «самодеятельное искусство», «аутсайдерское искусство», «ар брют».
Библиография
Большой энциклопедический словарь: А-Я [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва; Санкт-Петербург: БСЭ, 2000. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/58114 - Загл. с экрана.
Любительское художественное творчество в России ХХ века : Словарь [Текст] / под. ред. Т. Сухановой. - Москва: Прогресс-Традиция, 2010. - 496 с.
Словарь терминов изобразительного искусства [Электронный ресурс]: 2012. - Режим доступа: https://slovar.cc/isk/term/2476840.html - Загл. с экрана.
Collins English Dictionary Complete and Unabridged edition [Электронный ресурс]: 12th edition. - Glazgow: Harper Collins Publishers, 2014. - Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/outsider-art - Загл. с экрана.
Detourart [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.detourart.com/ references/definitions/ - Загл. с экрана.
Dictionary of the English Language [Электронный ресурс]: Fifth Edition. -Boston: Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company, 2016. - Режим доступа: https://www.thefreedictionary.com/outsider+art - Загл. с экрана.
Girardot, Norman J. Visual Culture and Religion: Outsider Art [Электронный ресурс]: Encyclopedia of Religion. 2005 Режим доступа: https://www.encyclopedia.com/ environment/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/visual-culture-and-religion-outsider-art - Загл. с экрана.
Glossary of Art Terms [Электронный ресурс]: 2014. - Режим доступа: http://art_glos.enacademic.com/2036/outsider_art - Загл. с экрана.
Naïve art [Электронный ресурс]: The TATE. - Режим доступа: http://www.tate.org.uk/art/art-termsZn/naive-art - Загл. с экрана.
Outsider art [Электронный ресурс]: The TATE. - Режим доступа: http://www.tate.org.uk/art/art-terms/o/outsider-art - Загл. с экрана.
Outsider Art [Электронный ресурс]: Visual Art Encyclopedia. - Режим доступа: http://www.visual-arts-cork.com/definitions/outsider-art.htm - Загл. с экрана.
Rhodes, Colin. Outsider art [Электронный ресурс]: Britannica. - Режим доступа: https://www.britannica.com/art/outsider-art - Загл. с экрана.
What is Outsider Art? [Электронный ресурс]: Outsider Art Fair. - Режим доступа: http://www.outsiderartfair.com/outsider_art - Загл. с экрана.