Научная статья на тему 'Традиционная женская одежда белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении 1920-х гг. в коллекциях МАЭ РАН'

Традиционная женская одежда белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении 1920-х гг. в коллекциях МАЭ РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
МАЭ РАН / Туркмения / белуджи / джемшиды / хазарейцы / женский народный костюм / MAE RAS / the Baloch / the Hazara / the Jamshidi / Turkmenistan / women’s folk costume

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прищепова Валерия Александровна

Статья продолжает серию публикаций автора, рассказывающих о традиционной одежде малоизвестных иранских народов Туркмениибелуджей, джемшидов и хазарейцев 1920-х гг., сохранившейся в коллекциях МАЭ РАН. Коллекции вещей и фотоматериалы по традиционной культуре и быту этих народов собрали участники Среднеазиатской этнологической экспедиции АН СССР, первой советской этнографической экспедиции в Среднюю Азию, которая работала в 1926–1929 гг. под руководством крупнейшего отечественного ираниста И. И. Зарубина. В настоящее время эти собрания МАЭ РАН почти неизвестны даже в кругу узких специалистов. В 1928 г. с марта до ноября в Кушкинском районе Туркменской ССР Д. Д. Букинич и Э. Г. Гафферберг изучали основные особенности женской одежды джемшидов и хазарейцев. В 1929 г. в Байрам-Алийском, Мервском, Иолотанском и Мерахском районах Туркменской ССР Г. К. Шульц и А. П. Булгаков исследовали быт белуджского населения, в том числе женскую одежду. Женский народный костюм ираноязычных кочевников Туркмении 1920-х гг. отличался большим разнообразием. По нарядам можно было судить о социальном статусе владелицы, ее возрасте, семейном положении. Полевые сборы 1928–1929 гг. стали продолжением изучения материальной и духовной культуры белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении в предыдущие годы. Народный костюм ираноязычных народов Туркмении 1920-х гг. еще мало изучен и вызывает вопросы, на которые исследователям в дальнейшем предстоит найти ответы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Women’s Clothing of the Baloch, Hazara and Jamshidi of Turkmenistan in the 1920s (Based on the Collections of the MAE RAS)

This article is a follow-up to a previous one focusing on the traditional attire of three lesser-known Iranian ethnic groups in Turkmenistan: Baloch, Hazara and Jamshidi of the 1920s, based on the collections of the Museum of Anthropology and Ethnography. The Museum houses several collections of artifacts and photographs related to cultural practices and lifestyle of the so-called Iranian-speaking nomads of Turkmenistan. Those artifacts were gathered during the first Soviet ethnographic expedition to Central Asia — the Central Asian Ethnological Expedition of the Academy of Sciences of the USSR, conducted from 1926 to 1929 under the guidance of I. I. Zarubin, one of the most prominent Iranologist in Russia. Regrettably, these MAE collections are currently not widely known even among experts in this area. From March to November 1928, D. D. Bukinich and E. G. Gafferberg studied the main characteristics of women’s folk clothes of Hazara and Jamshidi in Kushkinsky District of the Turkmen SSR. Similarly, in 1929, G. K. Schultz and A. P. Bulgakov conducted research on the Baloch people, including women’s clothing, in Baýramaly, Merv, Ýolöten, and Merakh districts of the Turkmen SSR. In the 1920s women’s folk costumes of the Iranian-speaking nomads of Turkmenistan varied greatly and could convey information about the owner’s age, social and marital status. The field findings of 1928–1929 became the further development on previous studies of the material and intellectual culture of the Baloch, Hazara and Jamshidi of Turkmenistan. However, the 1920s women’s folk costumes of the Iranian-speaking peoples of Turkmenistan are still underexplored and require further research, since many questions regarding them remain unanswered.

Текст научной работы на тему «Традиционная женская одежда белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении 1920-х гг. в коллекциях МАЭ РАН»

DOI 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-99-117 УДК 069.5:391

Валерия Александровна Прищепова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5945-6684 E-mail: [email protected]

Традиционная женская одежда белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении 1920-х гг. в коллекциях МАЭ РАН

АННОТАЦИЯ. Статья продолжает серию публикаций автора, рассказывающих о традиционной одежде малоизвестных иранских народов Туркмении — белуджей, джемшидов и хазарейцев 1920-х гг., сохранившейся в коллекциях МАЭ РАН. Коллекции вещей и фотоматериалы по традиционной культуре и быту этих народов собрали участники Среднеазиатской этнологической экспедиции АН СССР, первой советской этнографической экспедиции в Среднюю Азию, которая работала в 1926-1929 гг. под руководством крупнейшего отечественного ираниста И. И. Зарубина. В настоящее время эти собрания МАЭ РАН почти неизвестны даже в кругу узких специалистов. В 1928 г с марта до ноября в Кушкинском районе Туркменской ССР Д. Д. Буки-нич и Э. Г. Гафферберг изучали основные особенности женской одежды джемшидов и хазарейцев. В 1929 г. в Байрам-Алийском, Мервском, Иолотанском и Мерахском районах Туркменской ССР Г. К. Шульц и А. П. Булгаков исследовали быт белуджского населения, в том числе женскую одежду. Женский народный костюм ираноязычных кочевников Туркмении 1920-х гг. отличался большим разнообразием. По нарядам можно было судить о социальном статусе владелицы, ее возрасте, семейном положении. Полевые сборы 19281929 гг. стали продолжением изучения материальной и духовной культуры белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении в предыдущие годы. Народный костюм ираноязычных народов Туркмении 1920-х гг. еще мало изучен и вызывает вопросы, на которые исследователям в дальнейшем предстоит найти ответы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАЭ РАН, Туркмения, белуджи, джемшиды, хазарейцы, женский народный костюм

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Прищепова В. А. Традиционная женская одежда белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении 1920-х гг. в коллекциях МАЭ РАН. Кунсткамера. 2023. 3(21): 99-117. doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-99-117

Valeria Prischepova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera)

of the Russian Academy of Sciences Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0001-5945-6684 E-mail: [email protected]

Traditional Women's Clothing of the Baloch, Hazara and Jamshidi of Turkmenistan in the 1920s (Based on the Collections of the MAE RAS)

AB STRACT. This article is a follow-up to a previous one focusing on the traditional attire of three lesser-known Iranian ethnic groups in Turkmenistan: Baloch, Hazara and Jamshidi of the 1920s, based on the collections of the Museum of Anthropology and Ethnography. The Museum houses several collections of artifacts and photographs related to cultural practices and lifestyle of the so-called Iranian-speaking nomads of Turkmenistan. Those artifacts were gathered during the first Soviet ethnographic expedition to Central Asia — the Central Asian Ethnological Expedition of the Academy of Sciences of the USSR, conducted from 1926 to 1929 under the guidance of I. I. Zarubin, one of the most prominent Iranologist in Russia. Regrettably, these MAE collections are currently not widely known even among experts in this area. From March to November 1928, D. D. Bukinich and E. G. Gafferberg studied the main characteristics of women's folk clothes of Hazara and Jamshidi in Kushkinsky District of the Turkmen SSR. Similarly, in 1929, G. K. Schultz and A. P. Bulgakov conducted research on the Baloch people, including women's clothing, in Bayramaly, Merv, Yolöten, and Merakh districts of the Turkmen SSR. In the 1920s women's folk costumes of the Iranian-speaking nomads of Turkmenistan varied greatly and could convey information about the owner's age, social and marital status. The field findings of 1928-1929 became the further development on previous studies of the material and intellectual culture of the Baloch, Hazara and Jamshidi of Turkmenistan. However, the 1920s women's folk costumes of the Iranian-speaking peoples of Turkmenistan are still underexplored and require further research, since many questions regarding them remain unanswered.

KE Y WORD S: MAE RAS, the Baloch, the Hazara, the Jamshidi, Turkmenistan, women's folk costume

FOR CITATION: Prischepova V. Traditional Women's Clothing of the Baloch, Hazara and Jamshidi of Turkmenistan in the 1920s (Based on the Collections of the MAE RAS). Kunstkamera. 2023. 3(21): 99-117. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2023-3(21)-99-117

Публикация является продолжением статьи о традиционной мужской одежде белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении 1920-х гг. в коллекциях МАЭ РАН (Прищепова 2022). Вещевые коллекции и фотоматериалы по традиционной культуре и быту так называемых ираноязычных кочевников Туркмении (белуджей, джемшидов и хазарейцев) собраны участниками Среднеазиатской этнологической экспедицией АН СССР (САЭЭ), которая работала в 1926-1929 гг. под руководством крупнейшего отечественного ираниста Ивана Ивановича Зарубина.

В 1927 г. одной из задач экспедиции в области иранистики было выяснение расселения, численности и основных особенностей малоизвестных иранских народов Туркмении — белуджей, джемшидов и хазарейцев. В 1928 г. с марта до ноября продолжались работы, направленные на дополнение и углубление собранных в 1927 г. сведений об этих кочевых и полукочевых иранцах Туркмении. Сотрудники САЭЭ Дмитрий Демьянович Букинич (1882-1939) и Люция-Элен-Эдит Густавовна Гафферберг (1906-1971) работали в Кушкинском районе, занимаясь преимущественно материальной культурой джемшидов и хазарейцев.

В Кушке у участников поездки возникли трудности: «Ни помещения, ни средств передвижения в Кушке за деньги получить нельзя (нет ни гостиницы, ни извозчиков), — писала Эдит Густавовна Гафферберг, — но местной пограничной комендатурой по предъявлении разрешения на въезд в Кушку была предоставлена комната». Оказавшись на пограничном вокзале крепости Кушка, Э. Г. Гафферберг записала: «Есть также радиостанция, но посылать радиограммы не рекомендуется, так как по словам местных жителей слова до такой степени перевираются, что почти невозможно понять смысла» (Архив МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 2. Д. 177. Л. 14).

Ближайшей задачей исследователей было выехать к джемшидам и приступить к их исследованию. Но сделать это оказалось непросто. Необходимо было пройти ряд формальностей. «В Кушке посетить три коменданта: у коменданта города — получить пропуск для свободного проезда через городские ворота. Комендант крепости предоставил нам военную подводу для проезда в Чаман-и-Бид, главное поселение джемшидов» (Архив МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 2. Д. 177. Л. 14). Э. Г. Гафферберг отмечала, что сначала они были недружелюбно встречены председателем аулсовета, который намеренно создал им плохие бытовые условия. Э. Г. Гафферберг объясняла это тем, что он не хотел иметь свидетелями посторонних людей, так как вместе с другими джем-шидами принимал участие в угоне скота из Афганистана. Однако в основном население встречало их приветливо, даже на летовке одного из самых разбойничьих племен им охотно продавали и меняли вещи.

Э. Г. Гафферберг работала с хазарейцами. Она пыталась зафиксировать все стороны жизни этого народа. В ее отчетах встречаются данные о миграции и ее причинах, характере расселения, основных занятиях, материалы по налоговой системе, описания культовых обрядов, родоплемен-ных отношений, пищи, сведения о контрабанде, народной медицине, знахарстве, данные по диалектологии и эпосу. Записывая, Э. Г. Гафферберг при этом указывала информанта, что не всегда встречается в полевых материалах других исследователей. Дневники Э. Г. Гафферберг читаются легко и с большим интересом. Она вела их аккуратно, отмечая каждую деталь, желая составить как можно более полную картину жизни изучаемого народа, она снимала планы хазарейских аулов, пыталась приобрести предметы для музея: «В каждом ауле окружает толпа любопытных. Вещи продают охотно, кроме самых необходимых» (Архив МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 2. Д. 177. Л. 56).

В местные селения вместе с Э. Г. Гафферберг ездили конвойные красноармейцы. Время для изучения населения было ограничено, охрана, данная им с Д. Д. Букиничем, не могла оставаться на ночь в аулах и должна была возвращаться, поэтому рабочие дни этнографов были крайне насыщены. Во время экспедиции проводилась музейная обработка коллекций: вещи нумеровались, составлялась черновая опись, осуществлялись упаковка и отправка. Фотоснимки проявляли на месте, на них также составлялась опись.

С целью более полного изучения жизни кочевников и экономии времени Э. Г. Гафферберг и Д. Д. Букиничу пришлось порознь выезжать в разные селения. Пока Д. Д. Букинич работал

в аулах джемшидов, Э. Г. Гафферберг продолжала фотосъемку, закупку коллекций для музея и изучение традиционной женской одежды хазарейцев.

Повседневный наряд хазарейки состоял из рубахи с неглубоким вертикальным разрезом на груди, застегивающимся на пуговицы, из широких штанов, головного платка и кожаных глубоких туфель. Рубаху обычно шили из недорогой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Излюбленным цветом местных женщин был красный. На груди рубашки делалась подрезная кокетка со сборкой впереди. В холодное время года поверх рубахи надевали халат. Штаны в виде двух прямых юбок, сшитых в верхней части, носили на вздержке. Цвет их мог быть любым, молодые носили более яркие, пожилые — темнее. Низ штанов обшивали тесьмой. Головной платок, клетчатый или одноцветный, как правило домашней работы, набрасывали на голову, чтобы он ниспадал на спину.

На фотографии «Женщина из зажиточной семьи рода беренгари» (рис. 1) можно рассмотреть платье-рубаху — длинное, до пола, из цветастого материала, с подолом, обшитым тесьмой. Из-под него торчат носы башмаков. Поверх рубахи надет джаман — халат. На голове два платка, один спускался на плечи, под него надевалась тюбетейка, второй повязывался вокруг головы. Обычно сверху накидывалось головное покрывало, обязательное для ношения всеми женщинами, его надевали поверх всей одежды при выходе из дома. По замечанию собирателя, во время фотографирования оно было снято «для удобства съемки». Женщина носила ожерелье, украшенное рупиями. Хазарейку на снимке Э. Г. Гафферберг назвала зажиточной, у бедных женщин покрывало, как правило, отсутствовало и бусы делали из более дешевых материалов.

Лучше представить комплект народной одежды помогут вещевые коллекции музея. Во время экспедиционного сезона 1928 г. Э. Г. Гафферберг и Д. Д. Букиничу удалось собрать вещевую коллекцию предметов быта, в состав которой вошли также предметы традиционной одежды. Так, в МАЭ хранятся три женских хазарейских рубахи, две из них из красной хлопчатобумажной, третья — из серой клетчатой домотканой материи (МАЭ № 3775-1719). Спинка и перед рубахи сшиты из одного куска ткани с вырезом для шеи. В боковые швы вставлены клинья, внизу оставлены боковые разрезы, в рукава, которые заканчивались манжетами, вшивали ромбовидные ластовицы. Рукава третьей рубахи составлены из двух материй разного цвета, верх из синей, а нижняя из той же ткани, что и вся рубаха.

В традиционном костюме джемшидов и хазарейцев было много похожего, но существовали и отличия. Так, Д. Д. Букинич обратил внимание

Рис. 1. Женщина из зажиточной семьи рода беренгари. Хазарейцы. Тахта-Базарский район Туркменской ССР, 1928. Фото Э. Г. Гафферберг МАЭ № 3921-35 Рис. 1. A woman from a wealthy Berengari family. Hazaras. Takhta-Bazar district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by E. G. Gafferberg. MAE No. 3921-3

на характерную особенность покроя рукавов хазарейских рубах пожилых женщин. По выкройке они были прямоугольными, очень просторными и сшивались из двух кусков ткани, обычно верхнюю часть делали темного цвета: «По этим темным вставкам в верхней части рукава можно отличить хазарейку от джемшидки», как у рубахи из коллекции МАЭ (Букинич 1938: 124).

Поверх рубахи надевали женский халат. В МАЭ РАН хранится хазарейский полушелковый халат вишневого цвета на подкладке с узкими рукавами (МАЭ № 3775-20). Спинка и плечи выкроены из цельного куска материи, сложенного вдвое, в боковые швы вставлены клинья, рукава разрезаны по всей длине. Д. Д. Букинич отмечал, что богатые шили джаманы из шелковой или полушелковой материи, большей частью вишнево-красного или ярко-зеленого цветов и джемшид-ские женские халаты не отличались от хазарейских (Букинич 1938: 125).

В МАЭ хранятся также две пары женских хазарейских штанов (МАЭ № 3775-15/а, б, 16/а, б). Одни — фасона auтaki, названные собирателями и регистраторами коллекции типично хазарейски-ми, сшиты из двух кусков белой бязи, на вздержке. Вторые штаны, по мнению собирателей, были «явным образованием двух юбок, сшитых вместе». По всей видимости, речь идет о фасоне, который Д. Д. Букинич называл женскими «юбочными штанами» и которые носили, как он отмечал, главным образом хазарейки, но встречались они и у джемшидок (Букинич 1938: 124). По замечанию собирателей, такой хазарейский фасон штанов считался «признаком плохого вкуса — это своего рода "мужицкие штаны"» (Опись коллекции МАЭ № 3775. Л. 5).

На изображении «Бедная женщина рода логе-ри в повседневном костюме» (рис. 2) заметно, что повседневная одежда женщины скудна и состоит лишь из традиционной рубахи и штанов. На голове повязаны всего два платка: спускающийся на плечи и повязанный вокруг головы. Из украшений только бусы на шее. Большое покрывало отсутствует. Э. Г. Гафферберг при этом подчеркивала, что покрывало отсутствовало «и у сидящих позади женщин, что свидетельствует о большой бедности аула» (Опись коллекции МАЭ № 3921. Л. 4).

К сожалению, среди коллекционных фотографий не нашлось изображения хазарейки, на которой был бы хорошо виден весь ее костюм. Обычно на снимках вне дома женщины позируют, завернувшись в покрывало, как на снимке «Костюм зажиточной женщины рода логери в повседневном костюме (фас)» (рис. 3).

Завершением народного женского костюма был головной убор. На поясном «Портрете молодых женщина рода беренгари» (рис. 4) демонстрируются традиционные головные уборы хазареек. Представить сложный головной убор хазареек

Рис. 2. Бедная женщина рода логери в повседневном костюме. Хазарейцы. Тахта-Базарский район Туркменской ССР, 1928. Фото Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3921-30

Рис. 2. A poor Logeri woman in a casual suit. Hazaras. Takhta-Bazar district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by E. G. Gafferberg. MAE No. 3921-30

Рис. 3. Костюм зажиточной женщины рода логери в повседневном костюме (фас). Хазарейцы. Тахта-Базарский район Туркменской ССР, 1928. Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3921-32

Рис. 3. Costume of a wealthy woman of the Logeri clan in casual wear (front). Hazaras. Takhta-Bazar district of the Turkmen SSR, 1928. E. G. Gafferberg. MAE No. 3921-322

Рис. 4. Портрет молодых женщин рода беренгари в традиционных уборах. Хазарейцы. Тахта-Базарский район Туркменской ССР, 1928. Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3921-37

Рис. 4. Portrait of young women of the Berengari clan in traditional attire. Hazaras. Takhta-Bazar district of the Turkmen SSR, 1928. E. G. Gafferberg. MAE No. 3921-37

помогают предметы одежды, хранящиеся в МАЭ РАН (МАЭ № 3775-22/а, б). Убор пожилой хазарейки состоял из большого черного платка, цветного платка и шапочки-тюбетейки.

По описаниям Д. Д. Букинича, домашний убор женщин представлял собой головную повязку, состоявшую из белого или цветного платка, накинутого на голову поверх тюбетейки, его концы свешивались, и цветной косынки, сложенной несколько раз и перевязывавшей голову на лбу. Пожилые хазарейки и джемшидки носили платок, «особым образом сшитый в части, облегающей голову» (Букинич 1938: 126).

Д. Д. Букинич оставил описание еще одного хазарейского сложного женского головного убора, состоявшего из трех частей, сшитых вместе, — большого черного платка, цветного платочка, который образовывал подкладку и шапочки-тюбетейки. Между подкладкой и верхним платком на темени подкладывали тряпочки, их обшивали таким образом, что образовывалось «два сферических бугра», которые играли, по всей видимости роль каркаса. К этой конструкции подшивалась шапочка-тюбетейка. Весь головной убор закреплялся на голове с помощью перевязывания на лбу цветным платочком (Букинич 1938: 126).

На этом же «Портрете молодых женщина рода логери» можно заметить у женщины слева в верхней части рукавов платья-рубахи пришиты темные вставки — отличие хазарейского наряда от джемшидского.

Традиционная женская одежда джемшидов Туркмении в 1920-е гг. по описанию Э. Г. Гафферберг состояла из белых или цветных штанов, рубахи и покрывала (Гафферберг 1936: 95). Как отмечал Д. Д. Букинич, женские платья-рубахи шили из цветной ткани, излюбленным был красный цвет. Длина доходила до икр ног, а ширина изделия была более двух метров (Букинич 1938). Во время экспедиции 1928 г. Д. Д. Букинич и Э. Г. Гафферберг собрали для МАЭ богатую коллекцию предметов быта джемшидов Кушкинского района Туркмении. В ее состав входит женская рубаха светло-малинового цвета, сшитая из двух прямоугольных кусков фабричной ткани, с восемью клиньями по бокам и рукавами с манжетами (МАЭ № 3767-13). На груди рубахи была кокетка, ниже которой материал собирали в складки.

На снимке «Костюм девушки рода мишмаст» (рис. 5) продемонстрировано длинное и широкое платье-рубаха, с застежкой на пуговицы, с кокеткой, украшенной раковинами каури, с длинными широкими рукавами и ожерельем из рупий.

Штаны у джемшидок были двух фасонов. По одному из фасонов штаны, как считал Д. Д. Букинич, шили с большим количеством сборок, аналогично описанным им мужским штанам. В 1928 г. в музей поступили две пары женских штанов джемшидок. Одни сшиты из белого фабричного коленкора (МАЭ № 3767-20/а, б). Каждая штанина имела пятиугольную форму, с ластовицей, которая давала сборку. Такой фасон женских штанов назывался афгани.

На снимке девушка стоит босиком в длинных и широких штанах белого цвета, по всей видимости, сшитых по приведенному фасону. На голову накинуто большое цветное покрывало, закрывающее женскую фигуру, под ним виден только платок, плотно облегающий голову.

На фотографии «Костюм джемшидки, на которой характерные (не для джемшидки) весьма широкое штаны» (рис. 6) показан костюм Фатьмы, жены Файзака Реим-оглы, состоявший из рубахи, штанов и халата. По замечанию собирателей, в будни халаты носили только зажиточные женщины. По сведениям собирателей и регистраторов коллекции, широкие штаны, фасон которых назывался аймацким, были характерны больше для хазарейцев, чем для джемшидов. На руках женщины ребенок, на которого надет детский халатик на вате, на голове тюбетейка, обмотанная платком. Традиционный головной убор джемшидок Туркмении в 1920-е годы состоял из трех платков и скрытой под ним тюбетейки. Обычно при выходе из жилища, как на снимке, поверх накидывали еще покрывало.

Второй вариант штанов, также представленный в коллекциях МАЭ, был более оригинальным (МАЭ № 3767-21/а). Они сшиты из красной хлопчатобумажной ткани (кумача) и представляют собой две штанины, сшитые в паху. В пах вставлялся клин. Такие штаны обычно шили из фабрич-

Рис. 5. Костюм девушки-джемшидки рода мишмаст. Джемшиды. Тахта-Базарский район Туркменской ССР, 1928. Фото Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-26

Рис. 5. Costume of a Jamshidi girl of the Mishmast clan. Jamshidi. Takhta-Bazar district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by E. G. Gafferberg. MAE No. 3888-26

Рис. 6. Костюм джемшидки, на которой характерные (не для джемшидки) весьма широкое штаны. Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, 1928. Фото Д. Д. Букинича, Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-24

Рис. 6. Costume of a Jamshidi woman, wearing specific (not characteristic for Jamshidi) very wide pants. Jamshidi.

Kushkinsky district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by D. D. Bukinich, E. G. Gafferberg. MAE No. 3888-24

ной материи красноватых тонов. Д. Д. Букинич называл такой фасон «юбочные штаны» и отмечал, что «юбочные женские штаны носятся главным образом хазарою, но встречаются и у джемшидок» (Букинич 1938: 124).

В комплект традиционного наряда джемшидок Туркмении 1920-х гг. входил также халат. В МАЭ хранится два женских джемшидских халата, которые надевали в прохладную погоду (МАЭ № 3767-14, 15). Один из них светло-малинового цвета из фабричной хлопчатобумажной ткани. Второй — двубортный из ярко-зеленой шелковой материи. Особенность покроя джемшидского женского халата заключалась в том, что шили его двубортным и он имел прорезные рукава: «Женский джаман обычно двубортный, шьется у богатых из шелковой материи или полушелковой, большей частью вишнево-красного или ярко-зеленого цветов. Спинки и оба борта выкраиваются из одного куска материи, сложенного вдвое, длиною около 2 м». К боковым сторонам спинки и бортов пришивали четыре косых клина, которые между собой не сшивались, а в средней части оставляли «прорез, скрепление которого нужно считать характерным для женских джаманов» (Букинич 1938: 125). Собиратель считал такой своеобразный джемшидский халат женщин с про-

Рис. 7. Костюм бедной женщины рода Мишмаст. Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, 1928. Фото Д. Д. Букинича, Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-28

Рис. 7. Costume of a poor woman of the Mishmast clan. Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by D. D. Bukinich, E. G. Gafferberg. MAE No. 3888-28

Рис. 8. Поясной портрет женщины рода Мишмаст из зажиточной семьи. Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, 1928. Фото Д. Д. Букинича, Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-30

Рис. 8. Half-length portrait of a woman of the Mishmast clan from a wealthy family. Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by D. D. Bukinich, E. G. Gafferberg. MAE No. 3888-30

резными рукавами неудобным, так как при работе разрезанные части нужно было отгибать «наподобие обшлагов».

В описи коллекции в качестве комментария к фотографии «Костюм бедной женщины рода мишмаст» (рис. 7) регистраторы написали только: «Аймацких штанов мишмаст не носят» (Опись коллекции МАЭ № 3888. Л. 7), из чего делаем вывод, что у джемшидки надеты штаны так называемые афганские, с пятиугольной формой штанин и с ластовицей, дававшей сборку. На женщине, стоящей босиком, длинное широкое платье-рубаха и большой платок белого цвета, под которым надет сложный головной убор джемшидок.

На «Поясном портрете женщины рода мишмаст из зажиточной семьи» (рис. 8) показан головной убор. Верхняя накидка большого размера надевалась при выходе из дома, под ней — домашний убор, платок белого цвета, под которым цветастый платочек, закрывающий лоб, надевавшийся определенным образом на шапочку-тюбетейку. По сведениям собирателей и регистраторов коллекции, у женщины на кадре под покрывалом поверх небольшого цветного платочка, повязывавшегося вдоль лба, надето серебряное головное украшение с рупиями.

Кадр «Праздничный костюм девушки из зажиточной семьи» (рис. 9) запечатлел традиционный наряд богатой девушки рода тавак-вардор. На голову девушки накинуто покрывало в клетку, по оценке собирателей и регистраторов коллекции, джемшидской работы. Д. Д. Букинич писал об этом: «Чаршоу из шерстяной клетчатой самотканки распространено и среди джемшидов, и среди хазары и различается по расцветке клетки» (Букинич 1938: 126). На девушке надет халат, харак-

Рис. 9. Праздничный костюм девушки из зажиточной семьи. Джемшиды. Кушкинский район

Туркменской ССР, 1928. Фото Д. Д. Букинича, Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-32

Рис. 9. Festive costume of a girl from a wealthy family. Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by D. D. Bukinich, E. G. Gafferberg. MAE No. 3888-32

Рис. 10. Праздничный костюм бедной женщины. Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, 1928. Фото Д. Д. Букинича, Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-35

Рис. 10. Poor woman's festive costume. Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by D. D. Bukinich, . G. Gafferberg. MAE No. 3888-35

терный для праздничного костюма, но зажиточные женщины носили его и в будни. На груди джемшидские и туркменские украшения. Из-под длинных и широких штанов белого цвета, края которых орнаментированы полосой с рисунком, выглядывают носы широкой кожаной обуви. По наличию обуви можно было судить о социальном положении ее обладателя.

На фотографии «Праздничный костюм бедной женщины» (рис. 10) из рода тавак-вардор можно отчетливо рассмотреть покрой платья-рубахи с кокеткой и складками. Разрез по кокетке застегивается на пуговицы. Квадратная форма кокетки обшита вышитой полосой. На груди у женщины ожерелья с одной рупией. Низ рукавов орнаментирован. Обращает на себя внимание отсутствие на женщине обуви. Из-под длинных и широких штанов белого цвета видны босые ноги. Большое покрывало откинуто, под ним перекрещенные концы большого платка белого цвета, а на нижний платочек, который повязывали на шапочку-тюбетейку, надето налобное украшение, немного сдвинутое вбок. В ноздрях джемшидки носовые украшения в виде розеток.

На портрете «Девушка Осро в праздничном костюме» (рис. 11) рода тавак-вардор запечатлена дочь Абдул-Агата Клыч-оглы, председателя аулсовета Чемен-и-Бида, закутанная в шелковое

Рис. 11. Девушка Осро в праздничном костюме. Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, 1928. Фото Д. Д. Букинича, Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 3888-38

Рис. 11. Girl Osro in a festive costume. Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, 1928. Photo by D. D. Bukinich, E. G. Gafferberg. MAE No. 3888-38

Рис. 12. Костюм девочки джемшидки. Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, Чемен-и-Бид, 1929. Фото Э. Г. Гафферберг. МАЭ № 4575-6 Рис. 12. Jamshidi girl costume. Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, Chemen-i-Bid, 1929. Photo by E. G. Gafferberg. MAE No. 4575-6Рис.

покрывало. По замечанию регистраторов, на голове у нее серебряные туркменские украшения, на ногах гератские туфли.

На снимке «Костюм девочки джемшидки» (рис. 12) показано платье-рубаха из светлой ткани с квадратной кокеткой, под которой ткань собрана в сборку. Штаны из белого материала сшиты длинными и широкими. На рубаху надет полосатый халат. Халат распахнут и под ним видна полочка, по сведениям собирателя, зеленого с серебряными позументами жилета мальчика, что Э. Г. Гафферберг определила как случайное явление (МАЭ № 4575-6). Головной убор состоит из тюбетейки, на которую накинут белый платок. Один конец его обвит вокруг подбородка, затем поднимается на голову и спускается вниз с правой стороны. Для удержания на голове этого платка сверху на него повязан другой, ситцевый, с узорами. Девочка стоит около жилища босая.

Повседневный женский костюм джемшидок представлен на снимке «Девушка Тазгуль в повседневном костюме» (рис. 13) — длинная рубаха, штаны в сборку. На голове длинный платок, повязанный таким образом, что на спину спускается длинный клин. Поверх платка головная повязка.

В 1929 г. в Байрам-Алийском, Мервском, Иолотанском и Мерахском районах Туркменской ССР изучали быт белуджского населения Густав Карлович Шульц и А. П. Булгаков (к сожалению, известны только инициалы). Их изыскания стали продолжением поездок И. И. Зарубина в эти районы с целью ознакомления с изучаемым народом. Сохранились дневниковые записи 1929 г.

Г. К. Шульца. В них содержатся сведения почти обо всех аспектах жизни белуджей: об их расселении, жилище и его убранстве, занятиях (с описаниями техники обработки земли и сельскохозяйственных орудий), о работе мужчин в скотоводческом хозяйстве, приготовлении пищи и ее употреблении, данные о ремеслах и промыслах (изготовление кошм, паласов, ковровых сумок, кройка и шитье, дубление бурдюков, добыча соли), о народном орнаменте, народной медицине, знахарстве, летосчислении, единицах веса и т. п. В письме И. И. Зарубину в октябре 1929 г. Г. К. Шульц писал: «Я очень доволен, что попал в этот аул, так как здесь еще не успело сказаться влияние русских городов, что заметно даже в одежде: здесь нельзя увидеть на белудже русских мундиров и визиток... я захватил с собой мануфактуру и приобрел недостающие в коллекции вещи» (АВИВ. Ф. 121. Оп. 1. Д. 476. Л. 1-1 об.). В ауле Г. К. Шульц жил у богатого белуджа-скотовода, принявшего его «чрезвычайно любезно и всем рекомендующего. как своего сына», — сообщал исследователь в письме (АВИВ. Ф. 121. Оп. 1. Д. 476. Л. 1-1 об.). Г. К. Шульцу даже дали мусульманское имя.

От Г. К. Шульца и А. П. Булгакова в МАЭ РАН поступили две богатые коллекции, собранные у белуджей, переселившихся из Афганистана в Туркмению в 1923-1928 гг. Они содержат большое количество предметов, в настоящее время редко встречающихся или вовсе исчезнувших из быта белуджей Туркмении. Одна коллекция из Мервского района состоит из более чем четырехсот предметов, среди которых представлены одежда и старинные украшения (МАЭ № 3993). Кроме того, в 1929 г. удалось приобрести у белуджей Иолотанского района традиционное жилище кочевников — шатер-гедан (МАЭ № 4027).

Описание предметов, входящих в эти коллекции, составлял Г. К. Шульц. Он также начал в 1929 г. регистрацию гедана, но не успел ее закончить, и ее продолжила уже в 1971 г. Э. Г. Гафферберг, которая с 1958 г. возобновила экспедиции в Туркмению и продолжила сбор материалов по культуре и быту белуджей (МАЭ № 4059-4061).

Тогда же, в 1929 г., были выполнены фотографии. В настоящее время полевые материалы 1929 г. являются уникальным источником, отражающим культуру и быт белуджей непосредственно после их переселения из Афганистана в Туркмению.

Традиционная одежда белуджских женщин была менее красочной и сложной по покрою, чем мужская, которую шили из ткани белого цвета, очень широкой, с большим количеством мелких складок и яркой вышивкой. Женский традиционный костюм состоял, как и мужской, из рубахи и штанов. Материалом большею частью служила домашняя хлопчатобумажная самотканка карбас, но использовали также фабричную ткань.

Женские рубашки, как и вся одежда кочевников, шились женщинами вручную. Рубахи были без воротника, с прямым разрезом на груди. Иногда по всей передней части от плеча до талии

13. Девушка Тазгуль в повседневном костюме (фас). Джемшиды. Кушкинский район Туркменской ССР, Чемен-и-Бид, 1929. Фото Э. Г. Гафферберг, Г. Г Гульбина. МАЭ № 3854-150

Рис. 13. Girl Tazgul in a casual suit (front). Jamshidi. Kushkinsky district of the Turkmen SSR, Chemen-i-Bid, 1929. Photo by E. G. Gafferberg, G. G. Gulbin. MAE No. 3854-150

Рис. 14. Три белуджские женщины в обычной одежде (фас). Белуджи. Байрамалийский район Туркменской ССР, 1929. Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова. МАЭ № 4060-33

Рис. 14. Three Balochi women in ordinary clothes (front). Balochi. Bayramaly region of the Turkmen SSR, 1929. Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-33

рубашки художественно украшали вышивкой. По покрою рубашки были туникообразными, длинными и очень широкими. Подол кроился клешем, для чего в боковые швы вставлялось по несколько клиньев, иногда разной величины. Рукава рубах имели очень широкие проймы и к кистям рук резко сужались, собирались мелкими складками и заканчивались манжетами, расшитыми разноцветными шелковыми нитками. Для большей ширины проймы вставляли ластовицы.

Для пошива женских рубашек, особенно молодых женщин, предпочитали цветные, узорчатые ткани, но излюбленными были черный и темно-красный цвет. Рубаха надевалась прямо на голое тело и служила также платьем. В платье-рубахе женщины ходили днем, в нем же спали ночами.

На женщинах с фотографии «Три белуджские женщины в обычной одежде (фас)» (рис. 14) показана будничная одежда. По замечанию собирателя Г. К. Шульца, «праздничное платье отличается только большей свежестью и чистотой» (Опись коллекции МАЭ № 3993. Л. 50). В 1929 г. в МАЭ поступили три женские рубашки и две пары шаровар. Женские шаровары белуджей представляли собой соединенные в шагу две очень широкие штанины. В поясе шаровары собирались при помощи вздержки в густую сборку. Молодые женщины носили шаровары красного цвета. Собиратель коллекции Г. К. Шульц, наблюдательный исследователь, обратил внимание на одну из сложностей комплектования коллекций в полевых условиях: «Если женщина довольно охотно продает платье-рубаху, если даже можно у них купить амулет-молитву, то совсем не представляется возможным, особенно мужчине, купить у них шаровары». Поэтому экземпляры шаровар, как мужских, так и женских, поступивших в МАЭ, были сшиты по заказу собирателей

Рис. 15. Три белуджские женщины в обычной одежде (профиль). Белуджи. Байрамалийский район Туркменской ССР, 1929. Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова. МАЭ № 4060-34 Рис. 15. Three Balochi women in ordinary clothes (profile). Balochi. Bayramaly region of the Turkmen SSR, 1929. Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-34

Рис. 16. Белуджские женщины в обычной одежде (вид сзади). Белуджи. Байрам-Алийский район Туркменской ССР, 1929. Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова. МАЭ № 4060-35 Рис. 16. Balochi women in ordinary clothes (back view). Balochi. Bayram-Ali region of the Turkmen SSR, 1929. Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-35

в селении Керим-хана в Иолотанском районе Туркменской ССР (Опись коллекции МАЭ № 3993. Л. 53-54).

Собиратели выполнили три снимка белуджских женщин, демонстрирующих свою одежду в разных ракурсах — анфас, в профиль (рис. 15) и сзади (рис. 16), старясь полнее представить общий план и рассмотреть детали. Таким образом фиксировали одежду в полевых условиях большинство собирателей.

Головной убор белуджских женщин был сложным и состоял из трех частей. Тюбетейка представляла собой круглую сферической формы плотно облегающую голову шапочку, сшитую из фабричного ситца, на подкладке. На макушке шапочка собиралась в сборку, получившееся отверстие снаружи зашивали квадратным кусочком ткани. По краям шапочки пришивали две шерстяные веревочки, которые пропускали за ушами и завязывали под подбородком. Г. К. Шульц составил описание двух таких тюбетеек: «Женщина ходит в шапочке весь день и не снимает ее даже ночью; расстается она с шапочкой только в тех случаях (весьма редко), когда моет и чешет голову» (Опись коллекции МАЭ № 3993-36. Л. 56).

Сверху на шапочку повязывали шелковый платок — головную повязку. Его складывали по косой жгутом, укладывали на лбу, концы перекрещивали на затылке и завязывали узлом на лбу. Эта головная повязка была обязательной принадлежностью головного убора белуджских женщин и девушек, в ней они проводили целый день и снимали только на ночь. Такой же платок, но с белыми и голубыми бусинами на концах, повязывали даже грудным девочкам. По замечанию Г. К. Шульца, белуджская женщина «повязывала голову только черным платком, платка другого

Рис. 17. Тип белуджской девочки (фас). Белуджи. Байрамалийский район Туркменской ССР, 1929.

Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова. МАЭ № 4060-37 Рис. 17. Balochi girl type (front). Balochi. Bayramaly region of the Turkmen SSR, 1929.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-37

цвета не употребляет» (Опись коллекции МАЭ № 3993. Л. 59). Затем сверху накидывали покрывало. Таким образом, как демонстрируется на фотографии, шапочку не видно. На снимке, по замечанию Г. К. Шульца, у средней женщины помимо черного шелкового платка повязан большой платок, который надевают в зимнее время.

Большое женское покрывало состояло из трех сшитых полос ткани. Делали его из разноцветного фабричного ситца или сатина, полосатого или с мелким цветочным рисунком. Посередине верхнего края покрывала, который приходился на голову, подшивали подкладку. Нижний край этого платка срезали полукругом. На фотографиях можно заметить, что передние края покрывала короче, чем на спине. Покрывало накидывали на голову, оно свисало до пят и окутывало женщину со всех сторон. Эта накидка являлась постоянным и обязательным убором белуджской женщины. Появиться перед посторонним мужчиной без покрывала считалось неприличным. Женщины начинали носить такую накидку с самого рождения. Снимали ее только на ночь. Даже во время работы, когда оно могло мешать, поверх покрывала на голову повязывали платок, который носили на тюбетейке. Покрывало в зимнее время являлось единственной верхней одеждой женщины.

На фотографии «Тип белуджской девочки (фас)» (рис. 17) демонстрируется одежда белуджской девочки. В МАЭ хранится будничный наряд девочки 8-9 лет (МАЭ № 3993-46-48). Платье-рубаха из красного с набивными букетами роз сатина фабричного производства сшито широким и длинным, ниже колена, с оставленным неподрубленным подолом, как это обычно делалось в детской одежде и как можно рассмотреть на снимке. Для расширения подола в боковые швы вставляли по два клина. Длинные широкие рукава с ластовицами суживались к кистям рук и края

Fi

Рис. 18. Тип маленькой белуджской девочки. Белуджи. Байрамалийский район Туркменской ССР, 1929.

Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова. МАЭ № 4060-39 Рис. 18. Little Balochi girl type. Balochi. Bayramaly region of the Turkmen SSR, 1929.

Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-39

отделывали тесьмой. Круглая горловина и небольшой вертикальный разрез от нее обшивали тесьмой и застегивали на пуговицу. На шее у девочки ожерелье. Платье-рубаху девочка надевала на голое тело и носила его днем и ночью.

В комплект одежды девочки входила также юбка, прямая по покрою, но очень широкая и длинная до пят, на вздержке, образующая густую сборку. Собиратель коллекции Г. К. Шульц обратил внимание на то, что подобные «юбочки носят белуджские девочки в возрасте от 6 до 10-12 лет; до этого возраста они ходят в одних платьях-рубахах; выше этого возраста девочки начинают носить шаровары белого цвета, после замужества — цветные шаровары» (Опись коллекции МАЭ № 3993-64. Л. 64). Девочка стоит босая. На снимке у нее на голове показано особое украшение из серебряных монет, обычное украшение белуджских девочек и девушек. Женщины такое украшение не носили.

Девочка на фотографии завернута в большое покрывало, на голове джемшидский сложный головной убор, из которого виден только цветной платок, плотно облегающий голову. Покрывало для девочек шили меньшего размера, чем для женщин, из двух полотнищ, но нижний его край также срезали полукругом, как и у взрослых женщин. Покрывало набрасывали на голову, оно свисало до пят и покрывало всю девочку. Подобно женщинам, девочки тоже постоянно ходили в покрывале, «привыкая к нему с самого раннего детства; будучи еще в колыбели, ей уже закрепляют на голове покрывало», — замечал Г. К. Шульц (Опись коллекции МАЭ № 3993. Л. 66).

Снимок «Тип маленькой белуджской девочки» (рис. 18) демонстрирует детали, которые отличали женскую и девичью одежду от костюма маленькой девочки. На ребенке, стоящем босиком,

Рис. 19. Тип белуджской женщины-старухи. Белуджи. Иолотанский район Туркменской ССР, 1929. Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова.

МАЭ № 4060-31 Рис. 19. Balochi old woman type. Balochi. Yoloten region of the Turkmen SSR, 1929. Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-31

Рис. 20. Тип белуджской женщины лет 30 (фас). Белуджи. Байрамалийский район Туркменской ССР, 1929. Фото Г. К. Шульца, А. П. Булгакова. МАЭ № 4060-27 Рис. 20. Type of a Balochi woman of about 30 years old (front). Balochi. Bayramaly region of the Turkmen SSR, 1929. Photo by G.K. Shultz, A.P. Bulgakov. MAE No. 4060-27

надето платье-рубаха из цветного ситца поверх длинной широкой юбки с густыми складками вместо шаровар. На голову девочки накинуто только покрывало. Г. К. Шульц уточнял, что у маленьких девочек накидка была единственным головным убором. Собиратель также добавлял, что «зимней верхней одежды, а также обуви у белуджских девочек Средней Азии нет» (Опись коллекции МАЭ № 3993. Л. 66).

Одна из трех женских рубашек, поступивших в МАЭ, принадлежала пожилой женщине (рис. 19), а такими, по сведениям Г. К. Шульца, белуджи считали дам 35-40 лет. Рубаха сшита из однотонного черного сатина и расширена книзу только четырьмя клиньями (МАЭ № 3993-33). Особенность коллекционной рубахи в том, что на правой стороне груди пришиты два амулета с молитвой — сложенные треугольником бумажки, на которых обычно бывают написаны выдержки из Корана, зашитые в красные ситцевые тряпочки. По наблюдениям Г. К. Шульца, амулеты-молитвы нашивали для лечения болезни, на больное место или над ним: «Если болит голова, пришивают к тюбетейке, если болит глаз, пришивают к чалме или тюбетейке так, чтобы он свисал над больным глазом. Роль амулета не ограничивается только ролью целителя, у белуджей бывают амулеты от дурного глаза, от разбойников, для приворожения, весьма распространены амулеты, оберегающие носителя от пуль и т. д. Пришитые к этому платью амулеты были приобретены их обладательницей для излечения болезни груди» (Опись коллекции МАЭ № 3993. Л. 51-52). Пожилые женщины носили покрывала черные, в полоску или с мелкими цветками.

На поясном портрете «Тип белуджской женщины лет 30 (фас)» (рис. 20) отчетливо виден головной платок черного цвета, который надевали на шапочку-тюбетейку и накинутый сверху большой платок белого цвета с рисунком. При большом увеличении кадра можно увидеть носовые серьги.

КУНСТКАМЕРА | KUNSTKAMERA № 3 (21) ■ 2023 * * *

Сотрудники Среднеазиатской этнологической экспедиции АН СССР собрали для МАЭ ценные в научном отношении этнографические коллекции, выполнили уникальные фотоснимки. Одной из несомненных заслуг ее работы в Туркмении было всестороннее изучение малоизвестных народов региона, приобретение коллекций среди этносов, до этого не представленных ни в одном музее страны. Материалы по традиционному женскому костюму белуджей, джемшидов и хаза-рейцев зафиксированы вскоре после переселения этих народов из Афганистана. В настоящее время эти собрания МАЭ РАН почти неизвестны даже в кругу узких специалистов (Прищепова 1995; 2000: 135-189; Прищепова, Жехак 1995; Rzehak, Pristschepowa 1994). В коллекциях довольно полно представлена женская одежда трех народов. Женский народный костюм ираноязычных кочевников Туркмении 1920-х годов отличался большим разнообразием, подразделялся на повседневный и праздничный, хотя Д. Д. Букинич подчеркивал, что «праздничный костюм мало отличается от будничного. Это или вновь сшитый или чисто вымытый будничный костюм» (Букинич 1938: 126).

По нарядам можно было судить о социальном статусе владелицы, ее возрасте, семейном положении. Полевые сборы 1928-1929 гг. стали продолжением изучения материальной и духовной культуры белуджей, джемшидов и хазарейцев Туркмении в предыдущие годы. К сожалению, в музеях сохранилось немного коллекций предметов одежды этих народов, еще меньше до наших дней дошло фотографий их национальной одежды. Отсюда возрастающая ценность как научного источника музейных собраний МАЭ РАН. Народный костюм ираноязычных народов Туркмении 1920-х гг. еще мало изучен и содержит много вопросов, на которые предстоит ответить исследователям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Архив востоковедов Института востоковедения РАН. Ф. 121. Оп. 1. Д. 476.

Архив МАЭ РАН. Ф. К-I. Оп. 2. Д. 177 — Гаффербег Э. Г. О материальной культуре джемшидов и хазара. Туркмения. Полевые записи. Автограф. 1928. 78 л.

Букинич Д. Д. Старинный костюм джемшидов и хазара в СССР (по материалам САЭЭ АН СССР 1928/29 г.) // Советская этнография. 1938. № 1. С. 118-128.

Гафферберг Э. Г. Формы брака и свадебные обряды у джемшидов и хезара // Советская этнография. 1936. № 1. С. 81-105.

Прищепова В. А. К этнографии народов Средней Азии и Казахстана: материалы Среднеазиатской этнологической экспедиции АН СССР 1926-1929 гг. (по архивным данным) // Этническая и этносоциальная история народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. СПб.: МАЭ РАН, 1995. С. 186-249.

Прищепова В. А. Коллекции заговорили. СПб.: МАЭ РАН, 2000.

Прищепова В. А. Традиционная мужская одежда белуджей, хазарейцев и джемшидов Туркмении 1920-х годов в коллекциях Музея антропологии и этнографии // Кунсткамера. 2022. № 3. С. 31-49.

Прищепова В. А., Жехак Л. Г. Кочевой быт. У стен древнего Мерва: белуджи, джемшиды, хазарейцы // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 7. СПб.: МАЭ РАН, 1995. С. 249-255.

Rzehak L., Pristschepowa W. Nomadenalltag. Vor den Toren von Merw. Belutschen, Dschamschedi, Hazara. Dresden: Staatliches Museum für Völkerkunde, 1994.

REFERENCES

Bukinich D. D. Starinnyi kostium dzhemshidov i khazara v SSSR (po materialam SAEE AN SSSR 1928/29 gg.) [Ancient Costume of Jamshidi and Hazara in the USSR (on Materials of the Central Asian Ethnological Expedition of the USSR Academy of Sciences 1928/29)]. Sovetskaia etnografiia [Soviet Ethnology], 1938, no. 1, pp. 118-128. (In Russian)

Gafferberg E. G. Formy braka i sbadebnye obriady dzhemshidov i khezara [Forms of Marriage and Wedding Rituals among the Dzhemshids and Khezars]. Sovietskaia etnografia [Soviet Ethnography], 1936, no. 1, pp. 81-105. (In Russian)

Prishchepova V. A. K etnografii narodov Srednei Azii i Kazakhstana: Materialy Sredneaziatskoi etnologiche-skoi ekspeditsii AN SSSR 1926-1929 godov (po arkhivnym dannym) [On the Ethnography of the Central Asian and Kazakh Peoples: Materials of the Central Asian Ethnological Expedition of the USSR Academy of Science 19261929 (According to Archival Data)]. Etnicheskaia i etnosotsial'naia istoriia narodov Kavkaza, Srednei Azii i Kazakhstana [Ethnic and Ethno-Social History of the Caucasus, Central Asia and Kazakhstan peoples]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 1995, pp. 186-249. (In Russian)

Prishchepova V. A. Kollektsii zagovorili [Collections Tell About Themselves]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2000, p. 272. (In Russian)

Prischepova V. Tradicionnaia muzhskaia odezhda beludzhei, hazareicev i dzhemshidov Turkmenii 1920-h godov v kollekciiah Muzeia antropologii i etnografii [Traditional Men's Clothing of the Baloch, Hazaras and Jamshidi of Turkmenistan in the Collections of the Museum of Anthropology and Ethnography]. Kunstkamera, 2022, no. 3(17), pp. 31-49. (In Russian)

Prishchepova V. A., Zhekhak L. G. Kochevoi byt. U sten drevnego Merva: beludzhi, dzhemshidy, khazareitsy [Nomadic Life. At the Walls of Ancient Merv: Baloch, Jamshidi and Hazara]. Kunstkamera. Etnograficheskie tetradi [Kunstkamera. Ethnographic Notebooks]. Iss.7. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 1995, pp. 249-255. (In Russian)

Rzehak L., Pristschepowa W. Nomadenalltag. Vor den Toren von Merw. Belutschen, Dschamschedi, Hazara. Dresden: Staatliches Museum für Völkerkunde, 1994.

Submitted: Accepted: Published:

25.09.2023 27.09.2023 10.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.