Научная статья УДК: 902.7
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-367-375
Исторические науки
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА МОРДВЫ-КАРАТАЕВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКА ГУРИЯ ФИЛИППОВА «МОРДВА-ХРИСТИАНЕ. ИЗ ЖИЗНИ СЕЛА МОРДОВСКИЕ КАРАТАИ И ДЕРЕВНИ МЕНСИТОВО ТЕТЮШСКОГО УЕЗДА КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ» (1914 г.))
Рустам Рафаэлевич Батыршин
Институт Татарской энциклопедии и регионоведения, Академиия наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия, bat81@inbox.ru
Аннотация. В статье рассматривается дореволюционная обрядовая культура небольшой этнографической группы мордовского народа - Мордвы-Каратаев. В 1914 г. Г.А. Филиппов - представитель кряшенской духовной интеллигенции, опубликовал исто-рико-этнографический очерк «Мордва-христиане. Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии», в котором представлены история возникновения и этнокультурного развития каратаевских поселений. Автор подробно рассматривает сюжеты, связанные с проведением местными жителями, традиционных поминальных и свадебных обрядов.
Ключевые слова: Казанская губерния, Тетюшский уезд, Г.А. Филиппов, истори-ко-этнографический очерк, Аордва-Каратаи, поминальные обряды, свадебные обряды
Для цитирования: Батыршин Р.Р. Традиционная обрядовая культура Мордвы-Каратаев в начале XX века (на основе историко-этнографического очерка Гурия Филиппова «Мордва-христиане. Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии» (1914 г.)). Наследие и современность. 2023;6(4):367-375. https://d0i.0rg/10.52883/26190214-2023-6-4-367-375.
0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Батыршин Р.Р., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print) 367
HISTORY OF RUSSIA
Batyrshin R.R. The traditional ritual culture of the Mordvins-Karatai at the beginning... Heritage and Modern Times. 2023^(4^367-375
Original article Historical Sciences
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-367-375
THE TRADITIONAL RITUAL CULTURE OF THE MORDVINS-KARATAIAT
THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (BASED ON THE HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC ESSAY BY GURIY FILIPPOV «MORDVINS ARE CHRISTIANS. FROM THE LIFE OF THE VILLAGE OF MORDOVIAN KARATAI AND THE VILLAGE OFMENSITOVO, TETYUSHSKY DISTRICT, KAZAN PROVINCE» (1914))
Rustam R. Batyrshin
Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, bat81@inbox.ru
Abstract. The article examines the pre-revolutionary ritual culture of a small ethnographic group of Mordovian people - the Mordvins -Karatai. In 1914 G.A. Filippov, a representative of the Kryashen spiritual intelligentsia, published a historical and ethnographic essay «Mordvins are Christians. From the life of the village of Mordovian Karatai and the village of Mensitovo, Tetyushsky district, Kazan province», which presents the history of the emergence and ethno-cultural development of Karatai settlements. The author examines in detail the plots relatedto the conduct of traditional funeral and wedding ceremonies by local residents.
Keywords: Kazan province, Tetyushsky county, G.A. Filippov, historical and ethnographic essay, Mordvins, funeral rites, wedding rites
For citation: Batyrshin R.R. The traditional ritual culture of the Mordvins-Karatai at the beginning of the XX century (based on the historical and ethnographicessay by Guriy Filippov «Mordvins are Christians. From the life of the village of Mordovian Karatai and the village of Mensitovo, Tetyushsky district, Kazan province» (1914)). Nasledie i sovremennost = Heritage and Modern Times. 2023^(4^367-375. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-367-375.
В начале XX в. в Казанской губернии проживало около 40 народностей (по степени владения родным языком). Вместе с русским, татарским и чувашским населением значительную часть составляли представители финно-угорских народов: марийцы, мордва и удмурты. Согласно данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года мордовское население Казанской губернии составляло свыше 22 тыс. человек и проживало, в основном, в Спасском (4,1%, от общего числа населения), Чистопольском (3,2%) и Тетюшском уездах (2,7%). В последнем проживали Мордва-Каратаи - этнографическая группа мордвы. Впервые о Мордве-Каратаях написал русский ученый-энциклопедист, путешественник И.И. Лепехин. Он считал их особым мордовским племенем («родом»), наряду с эрзей и мокшей [1, с. 155].
Этнограф А.Ф. Риттих придерживался другой точки зрения. Он, полагаясь на документы XVI-XVII вв. [2, с. 6, 10], считал, что Морд-ва-Каратаи являются локальной группой мордовского народа, а термин
© : Batyrshin R.R., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Батыршин Р.Р. Традиционная обрядовая культура Мордвы-Каратаев в начале... Наследие и современность. 2023;6(4):367-375
«каратаи» не этнический, а географический: «Эти акты и указания еще старше лепехинского открытия, но между тем, он ничего не говорит о том, чтобы каратай было особое колено, а лишь приурочивает мордву к известному месту, которое по звукам этого названия похоже на тюркское каратау, т.е. черная гора. Может быть мордву, жившую в этих местах, болгары называли так по местности, но из этого еще не следует, чтобы каратай составляли отдельное колено, от эрзы и мокши» [3, с. 223].
В 1914 г. в Казани вышел небольшой историко-этнографический очерк: «Мордва-христиане. Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии», написанный Г.А. Филипповым [4]. Об авторе известно немного: Гурий Алексеевич Филиппов родился в 1892 г. в семье кряшенского священника из с. Бай-мурзино Тетюшского уезда, в 1913 г. окончил Казанскую духовную семинарию, в 1917 г. - Казанскую духовную Академию, «со степенью кандидата богословия за сочинение «Мухаммеданско-татарское учение о новозаветных событиях и лицах по сборнику Рибгузи «Кысауль амбия» [5], входил в редакционную коллегию «Кряшенской газеты» («Кряшен газеты»), выпускавшейся в 1918 г. [6, с. 108], с 1919 г. являлся действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете [7, с. 243]. Другие его публикации, которые удалось обнаружить, посвящены истории христианского просвещения крещеных татар-мещеряков и практике проведения хороводов среди чувашского и крещено-татарского населения Тетюшского и Цивильского уездов Казанской губернии [8].
Автор очерка не поясняет, посещал ли он рассматриваемые населенные пункты. В тексте присутствуют ссылки на опубликованные материалы середины XIX - начала XX в. Так, Г.А. Филиппов, ссылаясь на справочные данные Казанской Епархии 1908 г., отмечает, что в с. Мордовские Каратаи (Рождественское) проживало 1421 человек, в д. Менси-тово - 421 человек [4, с. 1]. Все они православные инородцы, говорящие на татарском языке, «...который отличается от казанскотатарского множеством фонетических особенностей кроме того в нем находится значительное число слов, не употребляемых казанскими татарами» [4, с. 1]. По словам автора, «эти инородцы сильно обрусели: они хорошо владеют русским языком, а в последнее время некоторые начинают менять национальный костюм на русский» [4, с. 1]. Далее Филиппов приводит краткие исторические данные о с. Мордовские Каратаи, опубликованные в многотомном издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества.», под редакцией В.П. Семенова [9, с. 380]. Он отмечает, что «инородцы указанных села и деревни - мордовского происхождения».
Согласно местному преданию, первым поселением Мордвы-Каратаев в этих краях была д. Менситово, «.население ее называлось мордвой-мукшилар». Они соседствовали только с татарами, с которыми «жили в тесном общении. Вследствие соседства. мы свой язык забыли
HISTORY OF RUSSIA
Batyrshin R.R. The traditional ritual culture of the Mordvins-Karatai at the beginning... Heritage and Modern Times. 2023;6(4):367-375
и начали говорить по-татарски» [4, с. 2]. Татарское влияние распространялось даже на личные имена Мордвы-Каратаев. Автор очерка цитирует отрывок из переписной книги, опубликованный в упомянутом выше сборнике С. Мельникова: «Князь Бекбулатовы сотни, в селе Каратаях, а починок Менситов тож, пустыя дворы: двор пуст Улешки Алманова с сыном Иматком... двор пуст Улакаики Мокшина с сыном Сенкою... двор пуст Чаки Парамзина... Иртуганки Тобычева с сыном Себачком.., Давы-тки Чакина... Иштерячки Алтуганова... Енбулатки Муразаева... Ижбулат-ки Пшнеева... Утяганка Кугушева с сыном Иштерячком...» [4, с. 3].
Татарское влияние среди Мордвы-Каратаев, по мнению Г.А. Филиппова, было настолько сильно, что им «угрожала опасность отпадения в магометанство». В 1827 г. для противодействия дальнейшему росту отпадений, в Свияжский и Тетюшский уезды был направлен протоиерей Иоанн Световидов. Священник должен был посетить, в том числе, с. Мордовские Каратаи, жители которого «нуждались в увещевании», но не успел туда попасть. О том, когда местное населениебыло обращено в христианство, «не сохранилось никаких преданий». Филиппов предположил, что оно «... было массовым и совершено возере, которое называется «чукынган кул» - озеро крещения» [4, с. 3].Автор очерка достаточно подробно описывает традиционный костюм Мордвы-Каратаев. Основой мужской и женской одежды была самотканая рубашка (куль-мяк). Г.А. Филиппов выделяет несколько видов женского костюма (жуллы кульмяк, «чибяр кульмяк» ике кайламалы, «урыс кульмяк»), которые отличались друг от друга, прежде всего, орнаментом и расцветкой. Женскую рубашку носили с поясом (ургян ситкыслар билгя бувалар); девичий пояс дополнялся гребешками и пустыми орехами (кувуш чикляук). Отличительной особенностью женского костюма было наличие нагрудников, которые украшались монетами (танкярляр, тянкяли сюк). Основной женский головной убор - сорока (сурука), украшенная ожерельями и лентами; девушки украшали волосы лентами из монет (башларына тезгян булган ак мунжака) и серебряными нитками (ука). Повседневной обувью служили лапти (чябата) и белые онучи (ак аякчы). Мужчины носили синие самотканые шаровары (кук штан) и высокие шляпы (куснай шляпа) [4, с. 4].
Большая часть историко-этнографического очерка Г.А. Филиппова посвящена исследованию обычаев и обрядов Мордвы-Каратаев Тетюш-ского уезда. Эти обряды были насыщены религиозно-магическими ритуалами с молениями и жертвоприношениями в честь богов. Первым описываемым языческим обрядом Мордвы-Каратаев был «таук кляу» - моление о дожде («моление курицей»), проводимый каждой весной. Для осуществления этого обряда сельчане собирали по дворам продукты (крупы, масло, молоко, яйца и т.д.), дрова и относили их на специально отведенную для моления площадку (поляну, лужок - таук келяу чира-ме). Здесь из пожертвований готовились молочная каша («сутли бутка»),
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Батыршин Р.Р. Традиционная обрядовая культура Мордвы-Каратаев в начале. Наследие и современность. 2023;6(4):367-375
куриный суп («таук шурпасы») и яичница («жоморка калзясе»). Приготовлением этих кушаний обычно занимались вдовцы («катынсыз ир») и вдовы («ирсез катын»), их называли попами («пуплар»). Также, в качестве жертвоприношения, закалывали кур. После приготовления происходило моление с просьбой о дожде, даровании милости людям и скоту: «жрецы падали на землю, на поверхности которой разбрасывалась соль, и, простирая руки к небу, молили Бога: «бир Ходай безгя жангыр». Завершался обряд коллективной трапезой и обливанием водой «чтобы также шел и дождь». Возле специально установленного ритуального столба сельчане закапывали четыре яйца и белый хлеб [4, с. 4-5].
Следующими языческими обрядами были: моление о воде («су-келяу») и моление о доме («жорт келяу»). Они совершились женщинами, которые специально для исполнения ритуалов пекли белый хлеб «и ночью с молитвой бросали в родники и колодцы», таким образом, задабривая воду, которая имела для мордвы большое практическое значение. Во время моления о доме куски хлеба обмакивались в супе и разбрасывались по углам жилища [4, с. 4-5].
Наиболее подробно в очерке представлено описание поминального обряда Мордвы-Каратаев. В конце XIX - начале XX вв. у мордвы, как и у других православных народов Среднего Поволжья, устраивались общеродовые поминки по всем умершим родственникам. Как правило, они были приурочены к церковным праздникам (Пасхе, Троице), последним крупным поминальным днем в году была Дмитриевская суббота (в дореволюционной России - суббота перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября)). Собственные наблюдения, описывающие такое поминовение родственников у Мордвы-Каратаев, Г.А. Филиппов предваряет отрывком из опубликованной статьи С.Е. Мельникова [10] - этнографа, члена Императорского Русского географического общества. В середине 1850-х - начале 1860-х гг. Мельников часто публиковал статьи в «Казанских губернских ведомостях», в том числе, по истории населенных пунктов Тетюшского уезда [11].
По его словам, поминальные мероприятия у Мордвы-Каратаев в Дмитриевскую субботу начинались ближе к полудню. Женщины и дети собирались на кладбище, совершали поминальное моление и устраивали своеобразную трапезу: «Старшая женщина сначала берет ломоть ржаного хлеба, отломив кусочек, кладет в небольшую яму (заранее вырытую прямо на могиле - Р.Б.), потом ест сама и остатки ломтя складывает в пестере, затем берет по куску от всего принесенного кушанья (небольшие пшеничные и ржаные караваи, блины, жаренная рыба - Р.Б.), также ломает и кладет в яму, за ней поступают точно также и все лица, сколько у каждого семейства в наличности, не исключая и маленьких ребят, после кушанья все кладут опять три земные поклона со вздохами, слезами и причитаниями на татарском языке. Вслед за этим старшая мордовка наливает в чашку из принесенного кувшина, или бурака, пиво и отливает
HISTORY OF RUSSIA
Batyrshin R.R. The traditional ritual culture of the Mordvins-Karatai at the beginning... Heritage and Modern Times. 2023^(4^367-375
его в эту же ямку, а остатки выливает и передает чашку всем предстоящим по старшинству» [4, с. 6]. Далее поминальный обряд продолжается уже дома, совместно с мужчинами, где также часть еды оставляют для умерших, в специальной чаше, которую после трапезы «выносят на задний двор, выливают.все под пятку задних ворот» [4, с. 7]. После этого застолья продолжаются несколько дней, «а иногда неделю», к ним нередко присоединяются жители соседних селений. С.Е. Мельников называет эти гуляния «праздником поминок». Сельчане носят праздничные костюмы, мужчины выстригают волосы «на вершинке головы, как старообрядцы», в знак уважения к торжеству, а женщины готовят «бавэр» -древнее народное кушанье, жаркое из мяса и мясных субпродуктов, приготовленное в горшочке.
Жители д. Менситово совершали моление об усопших («улдукляр келяу»). По словам Г.А. Филиппова, оно совершалось «один раз в году 25 октября», длилось три дня и на него приглашались только родственники. За неделю до поминовения сельчане варили пиво: «Варка пива сопровождалась особыми церемониями, в присутствии членов семьи. Посередине комнаты хозяин дома ставил пустую корчагу, украшенную разноцветными ленточками; сюда и наливалась часть приготовленного пива. Все члены семьи становились вокруг наполненной корчаги и начинали плакать и причитать об умершем». Основные поминки происходили дома, с застольями: в каждом доме на стол ставились угощения (суп, каша, мясо, хлеб, пиво) и совершалась молитва об упокоении души умерших родных. После этого все угощались, отделяя по кусочку умершим. В последний день поминок закалывали овцу. Во время совершения ритуала кто-то из пожилых жителей произносил молитву, в которой упоминалось: «... умерший не завещал, чтобы о нем плакали, он завещал пить с пением, смехом ипляской». Далее «следовал пир...напоминающий свадебный» [4, с. 8]. Историко-этнографический очерк завершается описанием свадебного обряда у Мордвы-Каратаев. Г.А. Филиппов сразу отмечает схожесть в исполнении свадебных обычаев с русскими и чувашскими традициями. Свадебный цикл у каратаев начинался со сватовства. Родители жениха для предварительных переговоров отправляли в дом невесты свата (жявче). Как правило, сватьями выбирали кого-то изродственников жениха (тетю, дядю или крестных). В доме невесты сват произносил речь: «.у вас есть овца, у нас - баран, соединим их!». В случае согласия стороны начинали договариваться о приданом, состоящем, в основном, из предметов одежды: «.сарафанов, зимних и летних сапог, поясов, платков и пр.». Также обсуждались подарки для родных жениха [4, с. 8-9].
В день венчания в доме жениха снаряжали своеобразный свадебный кортеж для поездки за невестой. В него входили: сваха, родственники и близкие друзья жениха. Когда кортеж подъезжал к дому невесты, ее подруги и родственники запирали ворота и двери, требуя выкупа. Отку-
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Батыршин Р.Р. Традиционная обрядовая культура Мордвы-Каратаев в начале. Наследие и современность. 2023;6(4):367-375
питься можно было «.мелкой монетой и привезенным с собой вином» [4, с. 9]. После небольшого угощения участники свадебной процессии увозили невесту в церковь, где ее уже ждал жених. После венчания все основные мероприятия проходили уже в доме жениха. Вначале новобрачных во дворе встречали родители жениха «с иконой, хлебом и солью». Молодожены кланялись перед ними и получали благословение. Далее в доме начиналось свадебное застолье, на которое, в том числе, приглашались музыканты. На второй день свадебные гуляния продолжались, теперь уже гости приносили с собой угощения «.вино, пиво, кашу, поросят.». Всем приглашенным предлагалось попробовать кусочек сыра, за который гости должны были заплатить. Собранные деньги «назначались для молодушки». В последний третий день свадебных мероприятий все участники переодевались «.во всевозможные костюмы, кто как может.», некоторые даже изображали «чертей и русалок». Гуляния, с музыкой и плясками, продолжались на улице для того, чтобы сопроводить молодую невесту к ручью («жяш киленгя су жулы курсятя-ляр») [4, с. 9]. Этот обычай был распространен среди мордовского населения Среднего Поволжья. Он означал представление нового члена семьи богине воды Ведь-аве. Невесту выводили к водоему, где она делала богине приношение, обычно кольцо [12, с. 241].
Историко-этнографический очерк Г.А. Филиппова является важным источником по изучению традиционной культуры и истории Морд-вы-Каратаев. Исследование традиций обрядовой культуры этой уникальной этнографической группы в дореволюционный период показывает, что в их культуре прослеживаются как черты, характерные для финно-угорских и тюркских народов, так и локальные характеристики.
Литература
1. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. Ч. 1. СПб.: При Имп. Акад. наук. 1771. 538 с.
2. Акты исторические и юридические и древние царские грамоты Казанской и других соседственных губерний, собранные Степаном Мельниковым, членом сотрудником императорских обществ географического, археологического и Казанского экономического и членом корреспондентом Казанского губернского статистического комитета, изданные иждивением Казанского Губернского статистического комитета : Т. I. - Казань: Тип. Казанск. Губ. стат. комитета. 1859. 231 с.
3. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. XIV -ая. В 2-х ч. Ч. 2. Казань: Тип. Императ. Казан. универ-та. 1870. 256 с.
4. Филиппов Г.А. Мордва-христиане: из жизни села «Мордовские Каратаи» и деревни «Менситово» Тетюшского уезда Казанской губернии: (историко-этнографический очерк): Отдельный оттиск из журн. Православный собеседник. Казань: Центральная тип., 1914. 10 с.
5. 100-летие выпуска Казанской духовной академии 1917 года // «Православие в Татарстане» информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии [Элек-
HISTORY OF RUSSIA
Batyrshin R.R. The traditional ritual culture of the Mordvins-Karatai at the beginning. Heritage and Modern Times. 2023^(4^367-375
тронный ресурс]. - URL: https://tatmitropolia.ru/all_ publica-
tions/hramy_tatarstana/?id=65330 (дата обращения 1 сентября 2023 г.).
6. Мухамадеева Л.А. Общественные и культурные институты татар-кряшен в 19171940-х гг. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 252 с.
7. Сидорова И.Б. Учёное братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878-1931 годы). Часть 1. Казань: Институт археологии им. А.Х. Халикова, 2014. 304 с.
8. Филиппов Г.А. Из истории христианского просвещения крещеных татар-мещеряков Цивильского и Тетюшского уездов Казанской губернии // ИКЕ. 1915. №37, 39, 40. С. 1038-1043, 1080-1084; его же. Чуваши и татары (Татарско-чувашские девичьи хороводы в Тетюшском и Цивильском уездах Казанской губернии) // Инородческое обозрение. 1915. Кн. 10. С. 753-760.
9. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей / под ред. В.П. Семенова; под общ. рук. П. П. Семенова и В. И. Ламанского. Т. 6: Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье: [Казанская, Симбирская, Самарская, Саратовская и Астраханская губернии] / сост. П.А. Ососков [и др.]. СПб.: А.Ф. Девриен, 1901. VIII. 599 с.
10. Мельников С.Е. Поминки или Дмитриевская суббота в селе Каратаях, Тетюшского уезда // Казанские губернские ведомости. 1862. №9. С. 89-90.
11. Агафонов Н.Я., Корсаков В.Д. Указатель статей по археологии, истории и этнографии, помещенных в неофициальной части «Казанских губернских ведомостей» за 1843-1891 гг. // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1892. Т.Х. Вып.1. С. 127-131.
12. Мордва: Историко-культурные очерки / Ред. кол.: В.А. Балашов (отв. ред.), В.С. Брыжинский, И.А. Ефимов; Рук. авт. коллектива академик Н.П. Макаркин. Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1995. 624 с.
References
1. Lepekhin I.I. Dnevnye zapiski puteshestviya doktora i Akademii nauk ad"yunkta Ivana Lepekhina po raznym provintsiyam Rossiiskogo gosudarstva, 1768 i 1769 godu. Ch. 1. SPb.: Pri Imp. Akad. nauk. 1771. 538 s.
2. Akty istoricheskie i yuridicheskie i drevnie tsarskie gramoty Kazanskoi i drugikh sosedstvennykh gubernii, sobrannye Stepanom Mel'nikovym, chlenom sotrudnikom imperatorskikh obshchestv geograficheskogo, arkheologicheskogo i Kazanskogo ekonomicheskogo i chlenom korrespondentom Kazanskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta, izdannye izhdiveniem Kazanskogo Gubernskogo statisticheskogo komiteta : T. I. -Kazan': Tip. Kazansk. Gub. stat. komiteta. 1859. 231 s.
3. Rittikh A.F. Materialy dlya etnografii Rossii. Kazanskaya guberniya. XIV - aya. V 2-kh ch. Ch. 2. Kazan': Tip. Imperat. Kazan. univer-ta. 1870. 256 s.
4. Filippov G.A. Mordva-khristiane: iz zhizni sela «Mordovskie Karatai» i derevni «Mensitovo» Tetyushskogo uezda Kazanskoi gubernii: (istorikoetnograficheskii ocherk): Otdel'nyi ottisk iz zhurn. Pravoslavnyi sobesednik. Kazan': Tsentral'naya tip., 1914. 10 s.
5. 100-letie vypuska Kazanskoi dukhovnoi akademii 1917 goda // «Pravoslavie v Tatarstane» informatsionno-prosvetitel'skii sait Tatarstanskoi mitropolii [Elektronnyi resurs]. -URL: https://tatmitropolia.ru/all_publications/hramy_ tatarstana/?id=65330 (data obrash-cheniya 1 sentyabrya 2023 g.).
6. Mukhamadeeva L.A. Obshchestvennye i kul'turnye instituty tatar-kryashen v 1917-1940-kh gg. Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2019. 252 s.
7. Sidorova I.B. Uchenoe bratstvo: Obshchestvo arkheologii, istorii i etnografii pri Ka-zanskom universitete (1878-1931 gody). Chast' 1. Kazan': Institut arkheologii im. A.Kh. Khalikova, 2014. 304 s.
374
ISSN 26l9-02l4 (Print)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Батыршин Р.Р. Традиционная обрядовая культура Мордвы-Каратаев в начале. Наследие и современность. 2023^(4^367-375
8. Filippov G.A. Iz istorii khristianskogo prosveshcheniya kreshchenykh tatarmeshcheryakov Tsivil'skogo i Tetyushskogo uezdov Kazanskoi gubernii // IKE. 1915. №37, 39, 40. S. 1038-1043, 1080-1084; ego zhe. Chuvashi i tatary (Tatarskochuvashskie devich'i khorovody v Tetyushskom i Tsivil'skom uezdakh Kazanskoi gubernii) // Inorodcheskoe obozrenie. 1915. Kn. 10. S. 753-760.
9. Rossiya. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego Otechestva: nastol'naya i dorozhnaya kniga dlya russkikh lyudei / pod red. V.P. Semenova; pod obshch. ruk. P. P. Semenova i V. I. Lamanskogo. T. 6: Srednee i Nizhnee Povolzh'e i Zavolzh'e: [Kazanskaya, Sim-birskaya, Samarskaya, Saratovskaya i Astrakhanskaya gubernii] / sost. P.A. Ososkov [i dr.]. SPb.: A.F. Devrien, 1901. VIII. 599 s.
10. Mel'nikov S.E. Pominki ili Dmitrievskaya subbota v sele Karatayakh, Tetyushskogo uezda // Kazanskie gubernskie vedomosti. 1862. №9. S. 89-90.
11. Agafonov N.Ya., Korsakov V.D. Ukazatel' statei po arkheologii, istoriii etnografii, pomeshchennykh v neofitsial'noi chasti «Kazanskikh gubernskikh vedomostei» za 1843-1891 gg. // Izvestiya obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete. 1892. T.X. Vyp.1. S. 127-131.
12. Mordva: Istoriko-kul'turnye ocherki / Red. kol.: V.A. Balashov (otv. red.), V.S. Bryzhinskii, I.A. Efimov; Ruk. avt. kollektiva akademik N.P. Makarkin. Saransk: Mordov. kn. izd-vo, 1995. 624 s.
Сведения об авторе Батыршин Рустам Рафаэлевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра энциклопедистики, Институт Татарской энциклопедии и регионо-ведения Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия. E-mail: bat81@inbox.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 16.11.2023. Одобрена после рецензирования: 20.11.2023.
Принята к публикации: 25.12.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Rustam R. Batyrshin, Ph.D. in History, Senior Researcher at the Center of Encyclope-distics, Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia. E-mail: bat81@inbox.ru
Article info
Submitted: 11.16, 2023.
Approved after peer reviewing: 11.20.2023.
Accepted for publication: 12.25.2023.
The author has read and approved the final
manuscript.