Научная статья на тему 'Традиционная культура народов Байкальского региона как сфера межкультурных коммуникаций'

Традиционная культура народов Байкальского региона как сфера межкультурных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
390
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура народов Байкальского региона как сфера межкультурных коммуникаций»

М. С. Антонова

Традиционная культура народов Байкальского региона как сфера межкультурных коммуникаций

Традиционная культура народов Байкальского региона представляется как определенная сфера межкультурных коммуникаций, где культура обусловливает коммуникацию, а коммуникация продуцирует культуру, следовательно, образуя неразрывную связь.

Современный опыт мировидения, связанный с социальными трансформационными процессами, ставит культурные смыслы и символы этносов в состояние «бесконечного кросскультурного диалога (полилога)». Преломляясь через призму этнической истории и культуры, своеобразный региональный дискурс служит выражению культурной самобытности. Байкальский регион представляет два противоположных социокультурных мира, как Восток (коррелируемый с парадигмой антропоцентризма) и Запад (космоцентризма), но в условиях глобализации наблюдается формирование общества с единым (скорее, западным) центром «господства» и духом «глобальной цивилизации», в которой утверждаются философские идеи «Единства всех вещей, всего человечества, Неба и человека». В такой ситуативной перспективе, функциональную актуальность обнаруживает философия межкультурного диалога: диалога с историческим прошлым; диалога с другими этническими общностями для представления единства региона; диалога религий в процессе формирования нравственных норм культуры и для исключения межрелигиозных конфликтов; диалога партикулярных и универсальных ценностей культуры в проекции процесса глобализации. Межкультурный диалог в регионе принимает неоднозначный характер в связи с процессами (само-) взаимооп-ределений этноисторических, социально-политических и духовноценностных ипостасей национальных образований в их специфической организованности и целостности.

Историко-культурный мир Байкальского региона, жизнедеятельность людей на Байкале и взаимодействие с ним является предметом неоднозначного исследования. Байкал на земном шаре единственный, это космопланетарный феномен, обладающий всеми признаками «зоны всемирного наследия». Известно, что аборигены Байкала понимали высшие уровни реальности, умели приводить в равновесие космические силы и использовать их, отличались знанием биоэнергетики, и это было присуще каждому роду, каждой этнической группе. На современном этапе проблема понимания такой степени остается весьма востребованной, необходимой, но и в какой-то мере недосягаемой... Культурный опыт каждого этноса, независимо от его численности, обладает общечеловеческой

значимостью и ценностью и важен тем, что способствует сохранению этнической культуры и духовного пространства современного социума.

Своеобразным эталоном интеграции этнокультур представляется Байкальский регион, имеющий многовековую историю межкультурных связей и диалога восточной и западной цивилизаций, находящийся в области пересечения наиболее важных геополитических мировых осей (мир христианский - мир буддийский; Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион и т. д.). Близость священного озера Байкал, естественное влияние его на этническую духовность, мирное сосуществование разных конфессий (от буддизма, шаманизма до православия и старообрядчества и т. д.) сформировали самобытный синтез культурных, религиозных традиций разных народов данного региона.

Современное культурное пространство Байкальского региона, в частности, Республики Бурятия (именно здесь сформировалась многоуровневая полиэтническая культура), обусловливается ситуацией сохранения и развития этнических традиционных культур. На территории современной Бурятии располагались важнейшие духовные центры всей монголосфе-ры - огромного региона Центральной Азии, в истории развития которой происходили кардинальные изменения культуры бытия (смена номадиче-ского образа жизни на оседлый, модификация стереотипов мышления, переориентация традиционной культуры на стереотипы универсальных ценностей и т. д.) и переходный период в ее развитии предполагает своеобразие в каждом отдельном случае. Бурятия как самостоятельный субъект проецирует социокультурную ситуацию региона в контексте государства и вместе с тем в контексте общемирового процесса глобализации (в этой ситуации становится актуальным и представление идей номадиче-ской цивилизации, тенгрианства и этнической социальной мысли). Современный период глобальных трансформаций социума культуры обусловливает потребность в осмыслении процессов общественного развития, которая определяется диалогичностью структуры сознания, соответственно культура мышления существующей эпохи истории и культуры исходит из принципа диалога культур, диалога образов мышления.

Традиционная этническая культура Байкальского региона, где сохранился особый, ни с чем не сравнимый духовный потенциал этих мест (связанный с почитанием предков, традиций и обычаев, сохранением культурного наследия), представляется как форма исторического существования народов. Их культурное сосуществование и взаимовлияние выступает как диалог этнокультур, в котором духовно-ценностная основа предстает как мировоззренческая система, открывающая источники идей и ценностей, необходимых для решения проблем нового тысячелетия. Ведь человечество вступило в информационную эпоху, где технологический прогресс может осуществляться только через углубление духовности. Духовность как важное составляющее традиционной культуры пред-

ставляется нам и как особенный путь трансформации общества и, конечно же, человека этнического и культурного... Ему (человеку-личности) свойственно изменяться и изменять: сознание, чувственный потенциал души и тела, социальную жизнь. Эта способность к трансформации скрыта в человеческой природе, и духовные традиции привносят несомненную пользу в процессе познания своего «Я», а индивидуальное познание, в свою очередь, приводит к осознанию социального единства. В обществе этот процесс проявляется в межличностных отношениях, в диалоге этнокультур межкультурной коммуникации. Особенностью этнической культуры является и то, что в условиях перемен она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностноистинного, воплощающего в себе народную мудрость.

Стоит заметить, что в связи с глобальным цивилизационным развитием проблема культурной идентичности этносов приобретает обостренный характер. Критерии культурной идентичности максимализируют-ся, доходя до архетипических посылок бытия. Онтологическая субстанциональность истоков в каждую эпоху истории обретает свою характерную форму проявления. В этом отношении необходимость исторического обращения к культурному наследию, к традиционной культуре предопределена интуицией целостности человеческого существования. В настоящее время эта целостность нарушена, тем самым архетипы актуализируются в сознании, они детерминируют формы освоения новых ценностей. Культура в обыденном значении превращается из способа самовыражения в механизм самореализации, обусловливая стереотипы мышления. Не случайно в республике поднималась идея необходимости духовного возрождения для обретения стабильности существования. Духовное возрождение, с точки зрения Ясперса, возможно через внутреннее соприкосновение со своими историко-культурными истоками. Прозрение в постижении духовного бытия возможно при погружении вглубь архетипов, содержащих тайно-явные импульсы, требующие своего разрешения. В случае с центрально-азиатским регионом можно констатировать факт процесса переориентации традиционной культуры на стереотипы универсальных ценностей. Бурятия представляет индивидуальный вариант адаптации принципов глобализации в рамках культурной специфики системы общества. В оценке сложившейся ситуации необходимо определить, какие традиционные ценности, обусловленные менталитетом народа, функциональны. Очень важен интенциональный анализ - исследование ценностных ориентаций национального сознания с целью реконструирования определенных структур, не вписывающихся в существо мо-дернизационных процессов. Речь идет о необходимости привнесения рационально-прагматического подхода в существующую систему ценностей, не умаляя при этом значимость традиционных принципов мирови-дения, это обусловливается фактом глобальности цивилизационных про-

цессов. Это позволит сориентироваться в современном мире и наметить тенденции дальнейшего социокультурного развития. Такой подход к анализу социокультурного бытия исторической реальности раскрывает значимость архетипов. Придание новых шифров архетипическим истокам духовного возможно даст толчок к дальнейшему обновлению. Вместе с тем следует осознавать, что архетип предлагает подсказку ориентиров, но не дает прямого ответа. Поэтому здесь встает проблема духовного опыта.

В республике действуют более 170 религиозных объединений, и религиозные традиции на современном этапе не детерминируют этническую культуру. Однако, религия, в силу ее нравственных, моральноэтических и социокультурных аспектов, остается значимым началом современного социума. Возрождение своей культуры многие этносы связывают с возрождением религиозных традиций. Бурятия относится к числу регионов России, в которых нет серьезных межконфессиональных конфликтов и политических разногласий на религиозной почве. Использование духовных ценностей культуры и опора на вероучение способствуют сохранению и преумножению традиций этнической жизни региона.

На наш взгляд, межкультурный диалог формируется под влиянием таких факторов, как: географическое положение и природно-климатические условия; социально-экономический уклад жизни и развитие коммуникаций; историческое происхождение, родство культур и психического склада народов; политическое устройство и религия. Народы Байкальского региона в сложившихся условиях сумели сохранить свою территориально-политическую целостность и этнокультурную самобытность. Способствовали этому, в первую очередь, духовность, социальное сплочение и трудолюбие, межнациональное согласие. Диалог культур демонстрирует уровень цивилизованности этнического общества и региона, где «цивилизация» (как философско-культурологическая категория) может рассматриваться в такой смысловой дефиниции, как обозначение системы локальной культуры, уникальной в представлении духовных ценностей бытия и проявляющейся в различных ипостасях: историко-временной (проецирующей преемственную нить истории); культуротворческой (представляющей как сотворчество образов мышления); национальнодуховной (выражающей взаимопонимания культур в социокультурном аспекте).

В современной Бурятии проживают представители более 117 этносов, из которых самыми многочисленными являются буряты, как коренной этнос и русский субэтнос - старообрядцы, получившие этноним «се-мейские». К XI веку Забайкалье было заселено монголоязычными племенами, но первые упоминания о бурятских племенах зафиксированы к началу XIII века и содержатся они в древнем источнике «Сокровенное сказание монголов». Формирование русского населения за Байкалом относится к XVIII веку, и шло оно различными путями. В середине XVIII века

в Забайкалье в силу политико-исторических обстоятельств началось переселение старообрядцев, последователей старой веры, определенными группами: часть переселенцев в 1765 году были водворены целыми семьями (этот факт объясняет одну из версий происхождения этнонима «се-мейские») в села, расположенные недалеко от г. Верхнеудинска (г. Улан-Удэ). Они пополнили селения, где уже проживали русские крестьяне-старожилы, а со временем основали и новые, образовав настоящий анклав старообрядческих поселений с их самобытной культурой. С поселением семейских в Бурятии прослеживается их своеобразная аккультурация с коренным этносом - бурятами (обозначенная нами как межкуль-турный диалог традиций). Соприкоснулись две цивилизации - скотоводческая (кочевая) и земледельческая, началось более интенсивное освоение земель, пошел процесс взаимного влияния и культурного обмена.

Буряты, традиционные скотоводы и охотники, восприняли у семей-ских их богатый опыт в хлебопашестве (начали сеять рожь, пшеницу, овес и ячмень) и сенокошении, в культуре землепользования, освоили технологии обрабатывания земли и более широкое функциональное использование изделий из металлов. Семейские переняли опыт бурят в охоте и скотоводческой практике, в способе орошения и утугования лугов (способ, сочетающий удобрение лугов навозом и одновременное их орошение). В хозяйственной практике используются такие заимствования, как «бурятский узел» (например, для привязи коней) и все принадлежности седлания коня. Многие семейские имели свои заимки на землях, принадлежащих бурятам, угоняли скот на летние бурятские пастбища. Как видим, сближение староверов происходило на основе и взаимного земледелия, и аренды земли у бурят, таким путем приобретая в их лице нукеров (нухэр (бур.) - друг, товарищ). Следовательно, характерной особенностью общения семейских и бурят являлась своеобразная форма нукер-ства. Постепенный переход бурят на оседлый образ жизни способствовал тому, что они восприняли у семейских их неоценимый опыт в строительстве домов и хозяйственных помещений. Буряты стали строить дома и зимовья по северно-русскому типу. Информаторы рассказывали, что их дома зачастую строили именно буряты, быстро освоившие русскую технику строительства. Вообще, семейские села отличаются добротно срубленными жилыми домами (встречаются пятистенные и шестистенные дома), с элементами декоративного убранства и рельефной резьбы.

Семейские, несмотря на все испытания в их этнической судьбе, легко перенимали «новое» в способах ведения хозяйства и культуре другого этноса, в то же время бережно сохраняли свои традиции. Представления о красоте и гармонии в природе, воспитание мировоззренческих идеалов старообрядцев, преданность старой вере, древнему православию и нравственным ценностям создали определенный духовный потенциал, который присущ только семейским. О строительстве именно своей церкви

старообрядцы стали «хлопотать» с самого начала поселения в Забайкалье. Со временем на территории Забайкалья построились десятки церквей и часовен, но в 30-х годах прошлого столетия их постигла участь разрушений, духовенство подверглось репрессиям, и только в 90-х годах XX века начались работы по строительству старообрядческих церквей и молитвенных домов, когда среди семейских возродился осознанный интерес к своей культуре и религии. На современном историческом этапе совместное возведение православных храмов и буддийских дацанов - важный межкультурный диалоговый аспект в культуре бурят и семейских.

Одежда семейских шилась из дорогих цветастых тканей, атласа, кашемира и т. д. Со временем появляется использование «русских» тканей и в бурятском традиционном костюме. Покрой семейских зипунов, халатов и шуб характерен для русской традиции, но стоит отметить, что некоторые виды верхней одежды заимствованы у бурят: малахай (шапка из меха); унты и пимы (обувь); шьются по-бурятски «яргачи», доха (тарба-ганьи или козлиные шубы) с шелковой вышивкой на груди разнообразных узоров. От бурятских мастериц приобретается умение выделывания пуговиц и корольков из разных костей.

Следует отметить своеобразный межкультурный диалог традиций семейских и бурят в культуре потребления пищи. Для бурят традиционным является мясной и молочный рацион, для семейских - растительный и мясной (при этом церковным уставом вводился и определенный набор продуктов). Благодаря этническим взаимосвязям, естественным образом произошла некоторая трансформация в традиционной кухне этих народов. Исконно бурятский чай, сваренный из зеленого чая и молока, бууза (позы, как большие пельмени, сваренные на пару), суп-лапша, бухлер (мясо в бульоне), кровяная колбаса входят в современный рацион питания семейских, а пищевой рацион бурят сейчас трудно представить без овощей и хлебобулочных изделий.

Особое место в традиционных культурах занимает фольклорное наследие. Исследований о фольклорном взаимодействии между бурятами и семейскими практически не обнаружено, но есть незначительные факты заимствования сюжетных линий бурятских преданий и сказок в русской устной традиции. По сведениям информаторов, у семейских до сих пор бытуют сказки и былички, схожие по сюжету с архаичными бурятскими текстами (особенно это касается тематики о священном море Байкал). Вообще, аспект взаимовлияния фольклорных межэтнических традиций достаточно интересен и требует специального изучения.

Необходимо отметить, что сближение народов Бурятии и их меж-культурная коммуникация, взаимовлияние культур развивались и на основе официальных правительственных мероприятий. Семейские и буряты, как и другие народы, вовлекались в систему социальных отношений, в процессы государственных преобразований. Но каждый социально-

культурный подъем в истории общества связан с обращением к опыту прошедшего времени, к глубинным пластам этнических культур. По нашему мнению, художественное самодеятельное творчество, находясь в системе традиционной культуры, в определенной мере демонстрирует развитие и взаимодействие этнотрадиций.

Таким образом, почти трехвековой межкультурный диалог традиций бурятской и старообрядческой культур представляется нам значимым аспектом научного интереса с перспективой дальнейшего исследования и позволяет увидеть глубину истории сохранения самобытности и культуру этнических взаимоотношений, что в условиях современного социума весьма актуально. Наблюдается уникальная «демонстрация» важнейших предпосылок межкультурной коммуникации: традиционная этническая культура как условие сохранения национальной идентичности; толерантность в диалоге этнокультур; проявление уважения к культуре другого этноса. Действительно, на территории Байкальского региона переплелись культурные, бытовые, религиозные традиции разных народов. Процесс их этнического формирования связан естественным образом с Байкалом, веками складывалась цельная система этноэкологических принципов и традиций гуманного, глубоко нравственного, трепетного отношения к природе, к ее творениям, к духовному наследию. Создана единая система ценностей взаимоуважения, взаимосотрудничества, взаимотворчества. Возможен факт того, что традиционная культура и культура в целом как сфера межкультурных коммуникаций превратится в главную движущую силу общества, тем более, что на государственном уровне принято положение о сохранении и развитии традиционных этнокультур как одном из важных условий успешного процветания современного социума.

Т. Н. Невская

Массовая культура в истории социально-гуманитарного знания

Масса, массовое сознание, массовая культура - понятия и явления связанные друг с другом и друг друга определяющие. Попытаемся проанализировать каждое из них, поскольку нам необходимо найти самую суть, сердцевину массовой культуры и ее проявлений.

В современной гуманитарной науке все больше появляется исследований отмечающих стремительные процессы мутации массовой культуры. Ее трансформация происходит под влиянием динамических процессов, происходящих в современном обществе. «То, что казалось очевидным и несомненным лет пятнадцать тому назад, когда мы впервые

370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.