^ Теория и история культуры
^Традиционная куль тура и про цесс
этно культурной идентифика ции в со временных усло виях
УДК [008:39(476 )]:32 3.1 П. Г. Игнатович
Белорусский государственный университет культуры и искусств
В статье обосновывается закономерность актуализации проблемы идентичности на современном этапе, характеризующемся воздействием факторов глобализации и информатизации, кардинальным изменением современного социального пространства в результате геополитических изменений, в том числе развала СССР и его последствий. Анализируются виды идентичности, факторы, определяющие формирование и трансформацию идентичности различных социальных общностей. Подчёркивается значение традиционной культуры в процессе трансформации идентичности в направлении гармонизации потребностей, запросов, интересов личности, социальных общностей и социума в целом.
Ключевые слова: современное общество, глобализация, процессы глобализации, информатизация, информационное общество, СМИ, интернет, культурная ситуация, идентичность, идентификация, интеграция, факторы, культурный потенциал, традиционная культура, ценности.
P. G. Ignatovich
The Belarusian State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of The Republic of Belarus, Rabkorovskaya str., 17, Minsk, The Republic of Belarus, 220007
TRADITIONAL CULTURE AND ETHNOCULTURAL IDENTIFICATION IN MODERN CONDITIONS
The article substantiates the regularity of updating of identity problems at the present stage, characterized by the influence of the factors of globalization and Informatization, the radical changes in modern social space as a result of geopolitical changes, including the collapse of the USSR and its consequences. Analyzes the types of identity, the factors determining the formation and transformation of identity of different social communities. Stresses the importance of traditional culture in the process of transformation of identity in the direction of harmonization of the needs, demands, interests, personality, social communities and society as a whole. The processes in the modern globalized culture, having a mixed impact on the formation of identity of modern man.
Keywords: contemporary society, globalization, action of globalization, informatization, information society, mass media, internet, cultural situation, identity, identification, integration, factors, cultural potential, traditional culture, values.
ИГНАТОВИЧ ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ — кандидат исторических наук, профессор кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств, Республика Беларусь
IGNATOVICH PETER GRIGOR'EVICH — Ph.D. (History), Professor of Department of Cultural Studies, The Belarusian State University of Culture and Arts, The Republic of Belarus
e-mail: [email protected]
© Игнатович П. Г., 2014 95
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
ф
На ру белее XX—XXI ве ков глав ной тенденцией общественного развития стало становление информационного общества, что оказывает влияние на все его структурообразующие компоненты. До сих пор любые новые образования достаточно гармонично вписывались в систему культуры, постепенно адаптируясь к ней. Сегодня мы скорее наблюдаем процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь велика, что подчиняет себе традиционные элементы культуры и, прежде всего, изменяет традиционную систему культурной коммуникации. В результате разрушается локальный характер культуры, про ис ходит ста нов ление не коего об ще го коммуникационного пространства, которое как бы пронизывает все культуры, навязывая им обще при ня тые сте рео ти пы ком му ни-кации [3, с. 35—36].
Современная глобализационная культура в значительной мере охвачена процессом стандартизации, которой подчинены все сферы: экономика, политика, наука, образование, искусство. Своеобразной стандартизации подверглось и общество. В этих условиях неясных социальных и культурных гра ниц функ цию первич ной соци аль-ной идентификации берет на себя массовая культура. Именно она активно навязывает определённые стандарты жизни, поведения, сознания, задаёт индивиду определённую «программу действий» [6, с. 84].
Процессы, идущие в современной глобализирующейся культуре, оказывают неоднозначное воздействие на формирование идентичности современного человека. С одной стороны, глобализация привлекательна для него, поскольку обращается к уни-вер сальным прин ци пам гу ма низ ма, плю ра-лизма, субъективной активности человека, ментально освобождает его от пространственных ограничений, накладываемых на него фактом проживания в данной стране. Появление глобальных форм коммуника-
ции (спутниковое телевидение, Интернет) даёт возможность принадлежать к группам и культурам, в которые он физически не погружен, то есть даёт этим группам возможность культурно существовать в жизни отдельных общностей и обществ. Возникают сообщества, в которых чувство идентичности индивида вырастает из связи с другими (часто пространственно отдалёнными) людьми не в результате общего воспитания и совместного проживания, но вслед-ст вие общих ин те ре сов, об щих идеа лов или, как минимум, совпадения мнений. С другой стороны, множест вен ность сис тем цен но-стей, подходов, типов культурного поведения, расширяя сферу социально и культурно одобряемого, порождает у человека экзистенциальное напряжение, связанное с необходимостью делать выбор в условиях неопределённости и далее распадом существующих форм социальной жизни. Процессы, постоянно происходящие между этими полюсами, обусловливают необходимость анализа усложнения формирования идентичности современного человека и возникающего у него чувства затерянности в много знач но сти ми ра, а так же про цессов, ко то-рые идут в самой культуре [5, с. 280].
«В мире, пронизанном потоками богатств, власти и образов, поиск идентично сти, кол лектив ной или ин ди ви ду аль ной, при писан ной или сконст руи рован ной, становится фундаментальным источником социальных значений», — подчёркивает М.Кастельс [2]. Тем временем глобальные сети инструментального обмена селективно подключают или отключают индивидов, группы, районы, даже целые страны согласно их значимости для выполнения це лей, обрабаты вае мых в Се ти, в не прерывном потоке стратегических решений. Отсюда следует фундаментальный раскол между абстрактным, универсальным инструментализмом и исторически укоренёнными партикуляристскими идентичностя-ми [2, с. 27].
С начала 90-х годов ХХ века ситуация в
ф
^ Теория и история культуры
ф
странах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, усложнилась в результате действия нескольких факторов, имеющих судьбоносное значение. К проблемам глобализации и информатизации, превратившим коммуникационное пространство в мощный фактор трансформации (часто в негативном плане) современной культуры, добавились проблемы, связанные с разрушением некогда могучего единого государства. Разрушение десятилетиями складывавшихся хозяйственно-экономических, политических, духовно-культурных связей привело к тяжёлому экономическому и духовному кризису, в частности началось раз-мы ва ние на циональной и культурной идентичности. Большинство людей вынуждено было искать себя в новой стране постсоветского геополитического пространства, из-ме няя свои цен но ст ные ориен та ции и т.д.
К этому добавилось воздействие глобализации, которая актуализировала проблему идентичности не только для новых суверенных государств на постсоветском, постсоциалистическом пространст ве, но и для «старых» государств с устойчивыми институтами и традициями демократии.
Идентичность — одна из ключевых кате горий в ко торой на ходят от ра же ние перемены современного общества. Идентичность (лат. identification) — отождествлять, отождествляю — представление человека о своём Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрас том, ролью, образом, нормой, группой, культурой, и т.д.) В социально-гуманитарных науках различаются социальная идентичность
— отождествление себя с социальной позицией или статусом, культурная идентичность — отождествление себя с культурной традицией, этническая идентичность
— отождествление себя с определённой эт-
нической группой, групповая идентичность
— отождествление себя с той или иной общностью, или групповой.
Процесс формирования идентичности обозначается категорией идентификации. Идентификация представляет собой процесс отождествления индивидом самого себя с другими индивидами, социальными группами или общностями, ценностными стандартами и образцами поведения. Формируется, закрепляется либо трансформируется она в результате социального взаимодействия, помогая индивиду осваивать определённые нормы и роли. Идентификация является социально-психологическим механизмом социализации и развития соответствующих качеств личности. В результате процесса идентификации возникает определённая идентичность, то есть соотнесённость индивида с теми социальными группами и общностями, которые он воспринимает и оценивает в качестве «своих» (семья, этнос, профессия, поселенческая общность, культура, религия и т.п.). Именно в процессе идентификации индивид признает те или иные конститутивные при зна ки и свойства свои ми соб ствен ны-ми индивидуальными характеристиками, отождествляясь в том или ином отношении с данной группой. Групповая идентичность поддерживается наличием тех или иных институтов, объективно существующих показателей и т.д., в то же время она имеет существенное значение и как фактор ин ди ви ду аль ной иден тич но сти, или самоидентичности [1, с. 75]. Идентификация
— это механизм, благодаря которому реализуется отождествление, а идентичность
— результат действий идентификации. Становление и развитие идентичности заключается в синтезе идентификаций, которые ин тегриру ют ся в сис тему цен ност ной идентичности. Идентификация может осуществляться в различных формах, отличающихся социокультурным механизмом, характером усваиваемых видов деятельности, ролей, норм и ценностей, степенью эффек-
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
тивности этого усвоения.
Для белорусского общест ва про бле ма формирования национальной идентичности приобрела особую значимость в контексте выработки идеологии белорусского государства. Очевидно, что идеология государства не может эффективно функционировать в обществе и актуализироваться на уров не мас со вого соз на ния, ес ли она не опи рает ся на мен тальность народа, его традиции, его обыденное представление о своём этническом и государственном прошлом, настоя щем и буду щем. По этому про бле ма белорусской национальной идентификации связа на, пре ж де все го, с по ис ком (фор ми ро-ванием) объединяющей национальной идеи. Без национальной идентификации невозможно выйти на определение национальных ин тере сов, а сле до ватель но, це лей и задач внут рен ней и внеш ней по ли ти ки страны, найти правильное место Беларуси в современном мире. Как утверждает академик Е. М. Бабосов, если выразить нашу национальную идею одним словом, то это слово «беларускасць» Оно означает совокупность спе цифи че ских черт бе лорус ского на цио-нального самосознания, белорусского национального характера, белорусского быта, при над леж ность людей к бе лорус ской на ции.
В качестве важных эмпирических индикаторов белорусской идентичности выделяют чувство принадлежности, приверженности и общности с группами, презентирующи-ми ка ж дую из ба зовых со став ляю щих идентичности, таких как этническая (белорусы и др.), территориальная (жители Беларуси), гражданская (граждане Беларуси), культурная (представители белорусской культуры). Каждое из этих чувств представляет разную степень коллективной субъективности, а также потенциал перехода идентичности с индивидуального к групповому (коллективному) уров ню, от осоз на ния при над леж но-сти к группе (идентификация с ней), через общ ность (еди нение) с нею к пре дан но сти (приверженности) ей [4, с. 179]. В условиях
трансформационных процессов, происходящих в белорусском обществе, особую роль в духовном развитии общества, со-хра не нии и раз ви тии его культу ры, фор ми-ровании зрелой личности и её дальнейшем постоянном самосовершенствовании играет уровень национально-государственного сознания. Белорусские исследователи выделяют ряд закономерностей развития национальной белорусской идентичности, которые помогают сконструировать возможные из мене ния в со от но шении тех или иных типов идентичности. Среди них — диалектическая взаимосвязь и взаимовлияние внут-рен не го и внеш не го фак торов в про цессе фор ми рова ния и под дер жа ния на со от вет-ствующем уровне развития национальной идентичности; рост гражданской идентично сти как при ори тет ного (но не един ст венного) пат тер на. Важ ней шей пред по сыл кой, обусловившей проявление данной закономерности, высту пает устойчивость социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе; замедление (вплоть до резкого снижения) уровня са мо оп ре де ления по ев ропей ско му кри те-рию и др. [7, с. 167—168]. Особую роль в национальной идентичности играет форми-рова ние представ ле ний о су верен ной го су-дар ст вен но сти как важ ней шей цен но сти. Государственное самосознание является важ ней шим фак тором, влияю щим на на цио-нальную идентичность, на самосознание нации в целом.
На процессы идентификации значительное влияние оказывает отношение к достижениям традиционной культуры. В наши дни наблюдается возрождение тради-ци он ной культу ры, при зна ние её ба зовым элементом, основой организации духовной жизни общества, без которого невозможно формирование национального самосоз-на ния и про яв ле ние культур ной иден тич-ности. Не случайно вопросы сохранения и развития традиционной культуры находят поддержку не только деятелей науки и искусства, но и представителей политической
Ф
^ Теория и история культуры
Ф
элиты, государственной власти национальных государств, авторитетных международных организаций, таких как ЮНЕСКО и др. Традиционная культура по своей сути является естественной, динамичной системой, вбирающей в себя наиболее значимые дос ти же ния народа, от сеи ваю щей уже утратившие свою актуальность. Духовные традиции, аккумулируя опыт прошлого, играют роль своеобразных эстафет, проносящих сквозь время жизненно важные общественные явления — представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о социальной значимости разных форм хозяйствен ной дея тельности, способов ком му ни-кации и регулирования социальных процессов, вопреки переменчивому времени и всему исторически проходящему.
Формирование национальной идентичности, национальных ценностей, менталитета любого этноса детерминируется многими факторами. Проблема поиска ценностных идеалов была характерна для белорусской культуры на протяжении всей истории. Уникальная история, особая жизненная среда, характер труда и отдыха, взаимодействие на про тя жении мно гих столе тий с предста ви-телями иных этнонациональных и конфес-сио нальных со обществ, соб ст вен ные нор мы мора ли, осо бый взгляд на про бле му цен но-стей явились основополагающими факторами, сформировавшими менталитет, культуру белорусского народа, являющимися основой современного процесса идентификации личности.
Глубинные истоки белорусского менталитета, его основополагающие черты начали формироваться ещё в древности, в период господства многочис лен ных ори гинальных культов, обычаев, обрядов. В дохристианский период нашим предкам был характерен политеизм. Они придерживались языческих верований, поклонялись разным богам, воз-дава ли почес ти при род ным сти хи ям, небес ным све ти лам, свя щен ным деревьям, камням, холмам, источникам и т.д. Мен-тальность тогдашних жителей белорусских
земель определялась обожествлением, одухотворением сил природы, подсознательным ощущением тесной взаимосвязи между человеком и землёй, всей окружающей средой и космосом.
Принятие христианства означало смену религиозной модели, что не могло не повлиять на менталитет, идентификацию народа. В ментальное поле белорусов постепенно входили гуманность, милосердие, спокойная уравновешенность, миролюбие, поэтичность ду ши, мяг ко сер де чие. С пра во сла ви ем на белорусской земле широкое распространение получила идея соборности, под которой обычно понимается коллективное жизнеустройство и согласие как антитеза индивидуализму. Здоровый практицизм, умение жить настоя щим, рассуди тельность во многом являются следствием воздействия католицизма. Превалирование христианского мировосприятия не означало исчезновения язычества, оно плавно, незаметно вплеталось в контекст белорусской культуры. Постепенно сложилось компромиссное равноправие христианских и языческих эле-мен тов.
Как свое образ ный и не по вто ри мый способ мышления, чувствования, мировос-прия тия и эмо циональ но-ин тел лек туаль но-го реагирования менталитет ярче всего воплощается в таких системах национальной культуры, как язык, фольклор, народная музыка и пение, танец, стиль труда и культур ные обря ды, на ос но ва нии че го фор ми-руется все строение национальной культуры. Менталитет выступает основой глубинной структуры традиционности, её общим фундаментом, на котором происходит развитие культуры. Он выражает базовые, мало изменяемые в течение длительного времени свойст ва тра ди ции в её от ноше нии к эт ни-ческой специфике, проявляющиеся в духовном и поведенческом своеобразии народа, раз лич ных формах мироощущения, мировосприятия, миросозерцания.
Од ной из харак тер ных черт совре мен ной белорусской культуры является диалогизм,
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
имеющий глубокие исторические корни, проявляющийся в толерантном сосуществовании этносов, языков, конфессий. Эта диалогическая основа, диалогический принцип белорусской культуры является залогом вхо ж де ния её в ми ровое культур ное пространство. Находясь в центре славянского ми ра, она может быть ис поль зова на как один из коммуникативных посредников и трансформаторов культур Евразии, Сред-
ней и Западной Европы.
Динамичные трансформации в развитии идентичности гра ж дан современ ного белорусского общества связаны не только с глубокими изменениями социально-экономических, политических и социокультурных ус ло вий жизне дея тель но сти раз лич ных социальных групп и индивидов, но и с все большим включением Беларуси в глобальную систему взаимосвязей.
Примечания
1. Бабосов Е. М. Идентичность как фактор консолидации // Беларуская думка. 2013. № 3. С. 74—79.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общества и культура / пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. Москва : ГУВШЭ, 2000. 608 с.
3. Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 27—43.
4. Науменко Л. И. Белорусская идентичность. Концептуализация понятия // Социологический альманах. Выпуск 1. 2010. С. 171—180.
5. Русецкая В. И. Трансформация процесса идентичности в современном социокультурном пространстве // Социологический альманах. Выпуск 2. 2011. С. 279—284.
6. Синькевич О. Б. Идентичность в эпоху глобализации: современный дискурс // Весшк Гродзенска-га дзяржаунага ушвератэта iмя Яню Купалы. Серыя I. Псторыя i археалопя. Фiласофiя. Палмлопя. 2013. № 3. С. 80—85.
7. Титаренко Л. Г. Формирование новой модели развития белорусской идентичности в условиях многовекторного воздействия глобальных и национальных факторов // Социологический альманах. Выпуск 1. 2010. С. 162—170.
References
1. Babosov E. M. Identichnost' kak faktor konsolidatsii [Identity as a factor of consolidation]. Belaruskaia dumka [Belarusian thought], 2013, № 3, pp. 74—79.
2. Castells M. Information Age: Economy Society and Culture. Moscow, The Higher School of Economics Publ., 2000. 608 p (in Russian).
3. Mironov V. V. Kommunikatsionnoe prostranstvo kak faktor transformatsii sovremennoi kul'tury i filosofii [Communication space as a factor of transformation of the modern culture and philosophy]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2006, № 2, pp. 27—43.
4. Naumenko L. I. Belorusskaia identichnost'. Kontseptualizatsiia poniatiia [Belarusian identity. The conceptualization of the notion]. Sotsiologicheskii almanakh [Sociological almanac], 2010, Vol. 1, pp. 171—180.
5. Rusetskaia V. I. Transformatsiia protsessa identichnosti v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve [The transformation process of identity in modern social-cultural space]. Sotsiologicheskii almanakh [Sociological almanac], 2011, Vol. 2, pp. 279—284.
6. Sin'kevich O. B. Identichnost' v epokhu globalizatsii: sovremennyi diskurs [Identity in the globalization era: modern discourse ]. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Ivana Kupaly. Seriya I. Istoriya i arkheologiya. Filosofiya. Politologiya [Bulletin of the Grodno State University named Yanka Kupala. Series I. History and Archaeology. Philosophy, political science], 2013, № 3, pp. 80—85.
7. Titarenko L. G. Formirovanie novoi modeli razvitiia belorusskoi identichnosti v usloviiakh mnogovektornogo vozdeistviia global'nykh i natsional'nykh faktorov [The formation of a new model of development of the Belarusian identity in the conditions of a multidimensional impacts of global and national factors]. Sotsiologicheskii al'manakh [Sociological almanac], 2010, Vol. 1, pp. 162—170.
Ф