Научная статья на тему 'Традиционная культура и человек информационной эпохи'

Традиционная культура и человек информационной эпохи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
602
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО / UNIVERSITY AND THE SOCIETY / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ / SPIRITUAL IDEALS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

В статье рассматривается процесс трансформации традиционной культуры в контексте информатизации. Показано, что система духовных идеалов, ценностей (истины, добра, красоты и любви) личности является основой сохранения целостности социокультурной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of transformation of traditional culture in an information context is considered in article. It is shown that the system of spiritual ideals, values (true, good, beauty and love) of person are the basis of preservation of integrity of the social and cultural systems

Текст научной работы на тему «Традиционная культура и человек информационной эпохи»

Р. Г. Абдулатипов

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ

В статье рассматривается процесс трансформации традиционной культуры в контексте информатизации. Показано, что система духовных идеалов, ценностей (истины, добра, красоты и любви) личности является основой сохранения целостности социокультурной системы. Ключевые слова: университет и общество, традиционная культура, информационное общество, трансформация, духовные идеалы.

The process of transformation of traditional culture in an information context is considered in article. It is shown that the system of spiritual ideals, values (true, good, beauty and love) of person are the basis of preservation of integrity of the social and cultural systems. Keywords: university and the society, traditional culture, information society, transformation, spiritual ideals.

Проблема сохранения человеческой личности испокон веков являлась важной составляющей проблемного поля традиционной народной культуры. Академик В. С. Степин, характеризуя современное положение дел относительно сохранения человеческой личности, обозначает эту проблему как современный антропологический кризис, отмечая, что: «Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе... Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, устои, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, разных культурах, приспосабливаться к разным обстоятельствам». Отсюда берут свое начало многие современные нам проблемы по сохранению культурной идентичности человека, а также обусловленные неопределенностью культурных ориента-ций проблемы кризиса человека и кризиса культуры.

Этот кризис порожден интерференцией многих социокультурных процессов, неустойчивыми, а главное - во многом саморазрушительными процессами экстенсивного развития техногенной цивилизации.

Новая культура информационного общества приводит к исчезновению многих параметров порядка и целостности, хаотическому росту информацион-

но-коммуникативных связей в режиме регрессивной самоорганизации. Утрата традиционных основ устойчивости культур усиливает фрагментарность восприятия мира, что приводит к кризису самоидентификации как личности, так и социальных групп, нарастающему напряжению во всех сферах человеческих отношений. Человек и культура отдаляются друг от друга в лишенном последовательности обществе информационной культуры.

Такое положение дел обусловлено противоречиями системы образования: между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, между философией и технологиями, между этикой и коммерческим успехом, излишне прагматической ориентацией на узкодисциплинарный подход без раскрытия всего богатства междисциплинарных связей.

Наблюдающиеся дегуманизация общества, различных сфер жизнедеятельности человека, рост индивидуального эгоизма, отсутствие духовно-нравственных ориентиров разрушают человека.

По словам Ивана Ильина: «Человек развил свой разум настолько, что стал способен раскрывать загадки природы и освободился от власти ее слепых сил. Но в момент своего величайшего триумфа, стоя на пороге нового мира, он попал во власть вещей и организаций,

которые сам создал. Человек изобрел новый способ производства и сделал производство и распределение своими новыми идолами. Человек обожествил создание рук своих и превратил самого себя в слугу вещей. Человек всуе говорит о Боге, свободе, человечности, социализме, он поклоняется своей силе — бомбам и машинам, дабы скрыть свою человеческую несостоятельность; он хвастается своей разрушительной силой, дабы скрыть свое бессилие». Все эти тенденции в сотни раз усилились к началу XXI века.

Далее великий русский философ продолжает: «Кризис, переживаемый нами, не есть только функциональный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед последними вопросами и ведет нас в священную область ... Никогда еще отрицательные силы человеческого существа не выступали с таким дерзновением, так самоуверенно, с таким самосознанием; никогда еще они не делали таких вызывающих попыток захватить власть над миром; никогда еще человек не располагал такими техническими возможностями, никогда не владел такими разрушительными средствами. И той худшей опасности, которая нам грозит, мы можем противостоять только при условии внутреннего (духовного) обновления».

Эти опасности, о которых И. Ильин говорил теоретически, уже стали реальностью. Действительно, научно-техническое развитие без опоры на гуманистические ценности ввергает общество в антропологический кризис, сущностные характеристики которого мы уже приводили в начале нашей статьи. Таким образом, без возрождения гуманистических ориентиров и ценностей возродить человека и человеческую культуру будет невозможно.

Подготовка человека к работе закрепляется в различных профессиональных компетенциях и должна быть под-

креплена системой подготовки человека к жизни в целом. А это возможно лишь при объединении усилий культуры и образования, их ресурсов. И прежде всего — это сохранение и укрепление базовых ценностей отечественной народной культуры, на основе которых и должно формироваться содержательное пространство образования. Отсюда и задачи: обеспечение обновления России на основе традиционных духовных идеалов добра, истины, красоты и любви, воспроизводство на их основе нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, ресурсов российской культуры и русского языка - фактора духовного единения культур народов многонациональной России.

Дегуманизация общества и информационных систем деформирует систему массового информирования, утверждая «мозаичность» культурной среды, расширяя поле для насаждения невежества и предрассудков, распространения дезинформации. Общество бессильно сегодня обеспечить подрастающему поколению надежную опору в жизни, а именно: формирование духовно-нравственных ценностей.

Сохранение логико-смысловой целостности культуры является основой устойчивости духовно-нравственных ориентаций.

Складывание системы духовно-нравственной безопасности во всех сферах жизни и деятельности общества и государства возможно на основе:

— выработки способов общественного контроля за формированием и реализацией в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, направленных на воспитание человека духовного;

— принятия нужных мер по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;

— обеспечения глобальной взаимосвязи людей друг с другом в рамках всего человеческого сообщества.

Такая система духовно-нравственной безопасности во всех сферах жизни и деятельности общества и государства дает шанс на возрождение идеалов истины, добра, красоты и любви, которые должны привести к гуманизации многих сфер жизни и деятельности человека и общества. Наступление эры культуры должно означать безусловный приоритет в жизни общества и человека факторов духовно-нравственных. Без этого практическая деятельность человека искажает всю систему ценностей.

Именно отсюда и берет свое начало актуальность возрождения духовности в жизни человека и общества, духовного воспитания, а также личностно-ориен-тированного образования. Духовность представляет собой такое свойство души человека, которое состоит в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, что подразумевает высокую просвещенность, образованность человека. Духовность есть особое качество самоорганизации, самоактуализации, самопознания личности, ее деятельности по реализации на практике идеалов истины, добра, красоты и любви.

Духовность и ее идеалы в концентрированном виде могут реализоваться в совести и в ответственности человека, другими словами — как совестливое отношение к миру и другим людям. Духовность наиболее полно выражает личностную, динамическую характеристику человека, связанную с творческим поиском путей реализации духовных идеалов, познанием мира и самого себя в этом мире как составных частей единого процесса духовно-нравственной эволюции человека и общества. Главным производителем, носителем и воспроизводителем духовных идеалов становится сам человек.

Современное информационное общество не имеет перспектив развития без выработанных и внедряемых механизмов воспроизводства и развития

культуры, основанных на духовных идеалах, духовном производстве и воспроизводстве духовных ценностей. И в этом плане духовное развитие личности является предпосылкой становления и новой экономики, построенной на морально-нравственных и духовных идеалах, когда вопрос о первичности материального и вторичности идеального будет снят, ибо господство духовного начала получит окончательный приоритет над вещественным.

Только на этой основе возможно и духовное производство, включая понимание особенностей самоорганизации совместной мыслительной деятельности. Речь идет о становлении синергети-ческого управления творческими способностями, понимаемого как конструирование особого рода целостной самоорганизующейся коллективной автокоммуникации на основе культуры, построенной на духовный идеалах. И тогда центром нелинейной динамики оказывается человек, но не как изолированный автономный индивид, а как человек, духовный изначально и наделенный обязанностью заботиться о процессе воспроизводства ресурсов человеческой культуры.

Очеловечивание самого человека и среды его обитания - центральная проблема духовного прогресса человека, который реализуется через образование и культуру. Духовность - это процесс социокультурного развития человека. Сплав духа и разума и есть человек, который всесторонне себя реализует.

Высшее проявление духовных идеалов - это культура и искусство. Именно они, являясь продуктом духовного измерения человечества, зададут человеку параметры его становления и реализации во всех сферах общества. Культура и духовность - понятия взаимосвязанные и взаимопроникающие. Именно духовные идеалы создают платоновские идеальные прототипы реальности. Духовные идеалы - это тот проект, те

чертежи, по которым конструируется нами повседневность, человеческие взаимоотношения, быт, культура.

Увлеченность человека материальным благополучием — одна из движущих сил цивилизации, но преобладающее положение культа потребления и наслаждения постепенно снижает духовный, интеллектуальный и даже технический потенциал человека. В результате человек, по меткому выражению культуролога и философа Г. Маркузе, сделался «одномерным». Потребитель эгоистичен по своей природе и транслирует свой эгоизм в окружающий мир.

Кроме того, переход от индустриального общества к обществу информационному в рамках техногенной цивилизации приводит к тому, что постмодернистское искусство становится порождением информационных технологий, а не духа и таланта, и при этом роль художника-творца нивелируется.

Сама культура становится виртуальной. Философия потребления, высокие технологии и стремительное развитие системы массовых коммуникаций породили такой феномен потребительской, коммерческой культуры, как массовая культура. Массовая культура выступает уже не как духовная, а как материальная, экономическая категория и основывается не на творчестве, а на манипулировании аудиторией. Этому способствует и современная информационная система, в сетях которой находится «одномерный человек». Главное, что времени на осмысление информации у человека нет. Квинтэссенцией массовой культуры, безусловно, является реклама. Навязывая товары и услуги рекламная массовая культура держит человека в заложниках, поощряя человека к низменному существованию.

Бездуховное общество становится обществом нового глобального тоталитаризма, тоталитаризма массовой культуры, где уже неограниченной властью пользуется культ насилия, гедонизма, разврата, жестокости и пошлости.

Философия потребления, информационные технологии, массовая культура, уход искусства в сферу массовых коммуникаций, манипулирование обществом с помощью средств массовых коммуникаций — и при утрате духовных идеалов — и приводит общество к кризису. Но человек хочет свободы от диктатора, который поселился в нем. И Россия как страна с глубокими духовными и культурными традициями может помочь в духовном возрождении Европы, если не уйдет в пучину атрибутов западной цивилизации. Но сама Россия все более уходит в духовный кризис.

В начале XX века строительство нового мира началось с разрушения старого. Были уничтожены многие культурные, духовные и нравственные ценности старого общества. Теперь в начале XXI века этот эксперимент повторяется. И опять мы наблюдаем уничтожение многих ценностей и вымывание еще одного духовного пласта.

В России господствует экспансионистская культурная политика Запада. Как утверждает известный философ Питер Рассел: «Самая опасная статья нашего экспорта — это наши ценности. С помощью товаров мы соблазняем жителей развивающихся стран покупать, а с помощью средств информации — особенно телевидения — поощряем их усваивать нашу эгоцентрическую систему ценностей».

Средства массовой коммуникации государство использует лишь в интересах политической элиты, а не человека. Каналы телевидения, Интернет, когда не занимаются освещением политических событий, в основном, навязывают зло, безобразие, ненависть, где культурные и нравственные границы для аудитории не просто размываются, а искажаются до неузнаваемости.

Государственная культурная политика не выполняет свою миссию, не просвещает и не образовывает народ, а развращает его. Диктатор хочет поселится в каждом из нас, обманывая, что нет

диктата. Культура ушла из средств массовых коммуникаций, культура стала экономикой, а следовательно, она стала продажной во всех смыслах.

Культура - это индивидуально-коллективное творчество и сотворчество людей. Это продукт индивидуальный и общественный одновременно. Человек - это совокупность общественных отношений. Культура - это дух государства и его защита, иммунная система, которая обеспечивает его самоидентификацию, самотождественность, целостность и безопасность - столь необходимые для его жизнеспособности. Без духовных идеалов и без духовной устойчивости человек попадает под диктат реалий, которые ему навязываются.

Снижение уровня культурной идентичности, утрата значения традиционных духовных идеалов приводит к потере смысла существования человека, роли общества, государства. Традиционные культурные смыслы и ценности исчезают с катастрофической скоростью. Культура не порождает новых позитивных смыслов, позволяющих обществу и экономике эффективно и динамично развиваться.

В современных условиях актуальны культурная и информационная модернизация, упрочение культурной идентичности через воспроизводство ресурсов российской культуры. Кроме того, необходимы работа по генерированию новых смыслов - через реализацию духовных идеалов - гражданской ответственности и единства нации, обретение духовного измерения в жизнеустройстве людей и общества, обретение смысла жизни и социального оптимизма.

Культурно-информационная модернизация страны - это проект общегосударственного значения.

Всякого рода идеологии, в ходе своей реализации, присваиваются группой людей, которые превращают ее в формы самоутверждения собственного эгоизма и корысти, превращая большие

массы людей в пленников идеологии. Следовательно, любая тоталитарная идеология противна человеческой природе и социальной, духовной сущности современного человека. Время идеологий должно уйти в прошлое, будущее - это многообразие культур как практическое воплощение таких базовых идеалов, как истина, добро, красота и любовь, критериями которого будут выступать духовно-нравственное совершенствование человека и его преобразующее в этом плане влияние на общество и на других людей. И эти духовные идеалы имеют индивидуальное и коллективное измерение. Истина для одного имеет шанс стать истиной для другого. Культура характеризуется многообразием и многомерностью, тогда как идеология приводит к догматизму и диктату, утверждая однообразие и одномерность. Различные культуры - это различные способы миропонимания, но когда в их основе -общие духовные идеалы, то они начинают представлять собой огромный потенциал для взаимопонимания, диалога культур. Это необходимое качество культурной среды XXI века.

Для античного миропонимания важно было уйти от хаоса и упорядочить эстетическую природу бытия через познание сущности вещей и явлений, их «первосущности» (Аристотель). Единство многообразия - быть многим и быть единым - это свойство античной культуры. Культура Античности - это познание сути в тождестве микрокосмоса и макрокосмоса. А для средневековой культуры характерен диктат идеологии познания причастия ко Всеобщему Творцу - Богу, Всеобщему Субъекту. И с этого времени человек вместо познания своей сущности оказывается включен в рамки идеологии, которая всегда довлеет над человеком как смысл его бытия. В Новое время человеческий разум вновь обратился к самопознанию, к познанию сущности явлений и вещей. Здесь «понять» значит

«познать». В Новое время происходит познание бесконечности Вселенной: познание того, что неподвластно моим знаниям. Культура Нового времени — это наслоение культурных слоев и традиций прошлого. И если это социокультурная динамика «восходящего познания», то это становление не разума и культуры, а миропонимания культуры, культурного миропонимания. Диалогический разум культуры — становление и развитие культуры через диалог, соединение через духовные идеалы различных смыслов бытия. Именно наличие духовных идеалов, по сути, и доказывает всеобщность культуры.

Интеллигентность человека — это способность познания мудрости жизни, признание таланта и уникальности каждого человека, каждой культуры и их ценности как части целого бытия. Это способность почувствовать радость и боль бытия другого человека, общества. Махатма Ганди, Лев Толстой, Николай Рерих, для дагестанцев — Магомед Яра-жинский и Расул Гамзатов, для башкир

— Мустай Карим, для калмыков — Давид Кугультинов, для русских, для россиян

— это Дмитрий Лихачев. Их духовно-нравственные идеалы выступают как идеалы бытия всего общества, народа. Это люди — пророки, которые культурой, своим творчеством, своей совестью исцеляют, вдохновляют, очищают. Без опоры на духовно-нравственные ориентиры, на миропонимание таких людей трудно обрести себя в нашу эпоху неопределенности и кризиса ценностей, трудно осознать свою культурную, нравственную идентичность, другими словами — осознать замысел, смысл нашей истории и культуры. Потеря многих базовых факторов устоявшегося социального бытия, смена общественно-экономической формации, политической и идеологической систем привели к потере смысла жизни человека и общества. А именно они должны определять жизненные параметры нашего бытия. Без их стержневой роли начинается де-

зорганизация общества и деградация людей, потерявших или не нашедших смысла бытия. А общество не имеет будущего без ценностей, без смыслов, которые формируют социум. Некоторые считают, что «русская культура отторгает либеральные ценности прав и свобод личности... » (А. С. Запесоцкий). Русская культура не отторгает эти ценности, просто они не становятся ценностями русской культуры из-за того, что эти ценности дискредитируются. У политических лидеров и общества не достает терпения и последовательности, чтобы либеральные ценности стали частью нашей культуры. Надо сказать, что мы не Европа, не Азия, а Россия. И не мост между Азией и Европой, а самостоятельная цивилизация со своей самобытностью и исторической волей. Ценностная, мировоззренческая неопределенность является преградой для обретения целостности и устойчивости культуры и мировоззрения России, для разумной культурологической интерпретации истории и культуры России. Велико человеческое гуманистическое содержание российской культуры. И идея прав человека, его достоинства всегда имела место в ней.

Российская культура представляет определенную целостность духовных идеалов и их проявлений в жизни и деятельности людей, в их творчестве и сотворчестве как опыте социального бытия. Российская культура — это прежде всего щедрость, открытость многообразию внутренних и внешних влияний и достижений при стержневом характере духовных идеалов, истины, добра, красоты и любви. Культурологическое наследие — это осмысленный опыт ресурсов культуры в контексте сложных и противоречивых преобразований экономической, социальной и духовной жизни россиян.

Многое в истории страны, народа зависит от того, каковы ценности культуры, какую энергию она будоражит, какие идеалы воспроизводит. Культура

- это категория историческая, и она должна ориентироваться на масштабные проекты самореализации через деятельность человека и общества. Кризис общества, экономики, политики - это прежде всего кризис духа, идеалов, культуры. Культура прокладывает дорогу через хаос, смуту к гармонии, росту организованности цивилизованных, культурных форм, направляет человека к высоким духовным идеалам, просветлениям, высшим смыслам бытия, при этом сохраняя свою самобытность, но не допуская превознесения самобытности в исключительность. Именно такую ориентированность самобытности русской культуры определяли Л. Н. Толстой и Д. С. Лихачев. В становлении и развитии русской культуры прослеживается активное участие финно-угорского, татаро-тюркского, кавказского и прочих самобытных культур (1). При этом отмечается преобладающее влияние Византии и Скандинавии. Поэтому Д. С. Лихачев считал, что лучше называть Русь Скандовизантией, а не Евразией.

Д. С. Лихачев считал культуру духовным базисом общенационального бытия, а ее сохранение как элемент духовной безопасности страны. Отсюда и значимость культурной среды обитания человека. Вне культуры история народа лишается смысла, следовательно, и значимости собственной духовной традиции, на которую Д. С. Лихачев обращал внимание. И особо он подчеркивал важность культурного диалога как условия саморазвития культурного потенциала. Уровень, масштабы культуры зависят от ее внутренних и внешних связей, сотворчества. При этом он отмечал внутреннюю целостность культуры. Прошлое как опыт, как память, как традиция, как смысл и есть культура: «Для того чтобы протянуть очень длинную мысленную линию в будущее, нужно иметь ей достаточно длинный противовес в прошлом - линию столь же протяженную в прошедших столетиях».

И для восстановления культурной идентичности надо сохранить целостность культуры, обеспечить ее преемственность, понимая и продолжая развивать духовную самобытность культуры. И в условиях глобального мира, в котором взаимозависимость и взаимообусловленность людей, народов, стран возрастает, необходима самобытная культура, идеалами и установками устремленная на достижение гармонии частного и общего. Эгоизм отчужденных от других сообществ ведет мир к кризисам и трагедиям. Культура, обслуживая эгоистические интересы, теряет свою самобытность и глобальность, обществу нужна духовность, которая способна мобилизовать человечество на истину, добро, красоту и любовь, без этого человечеству трудно будет спастись, его надо выводить из благодушия и оцепенения.

Без культуры, без нравственности, без борьбы за истину, добро, красоту, без любви жизнь человека становится неполноценной, разрушительной. Старый мир борьбы за ресурсы, за прибыль, за территорию должен быть заменен миром культуры и созидания. Старая модель жизни себя исчерпывает, ибо она направлена против человека, против природы, и человечество тратит огромные ресурсы, чтобы приспособиться к этой бездуховной, безнравственной и растратной модели. Для утверждения смысла жизни надо возрождать духовные идеалы истины. Человек должен возродиться в своей духовно-нравственной сущности, обратиться к созидательному труду и добродетельной жизни. Человеческое общество достигло предела своего невежества, бездуховности и безнравственности, но у нас есть огромный потенциал - ресурсы культуры, созданные человеческим творчеством. Важно раскрепостить эти ресурсы, чтобы спасти человека, его сущность. Нынешняя модель организации общества, ее культуры, экономики, политики, управления не имеет перс-

пектив. И это надо признать, чтобы осуществить глубокие преобразования на основе гармонии интересов человека и социума, частного и общего, тела и души, материальных и духовных потребностей. Такой альтернативой мо-

жет стать культура, построенная на духовных идеалах истины, добра, красоты и любви. Эти идеалы отражают смысл социального бытия человека и социума, позволяют реализовать творческий, созидательный потенциал каждого и всех.

Примечание

1. Лихачев Д. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы / Д. Лихачев // Избранные труды по русской мировой культуре. — СПб., 2006.

Ф. М. Мухаметшин

СОХРАНЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ И ПОДДЕРЖКА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В

ГОСУДАРСТВАХ СНГ

В статье рассматривается опыт государственной поддержки русского языка за рубежом, осуществляемая в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» и проектов фонда «Русский мир», а также поддержка соотечественников, проживающих в государствах СНГ Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом. Ключевые слова: университет и общество, сохранение русского языка, поддержка соотечественников, СНГ, Россотрудни-чество, Федеральная целевая программа «Русский язык», фонд «Русский мир».

The experience of the state support of Russian language abroad within the Federal target program «Russian language» and projects of Russian world Fund and support of the compatriots living in the states of CIS by Federal agency on affairs of the Commonwealth of Independent States, the compatriots living abroad is considered in article. Keywords: university and society, preservation of Russian language, support of compatriots, the CIS, Federal agency on affairs of the Commonwealth of Independent States, the compatriots living abroad, the Federal target program «Russian language», Russian world Fund.

Одним из важных направлений деятельности Комитета по делам СНГ является сохранение русскоязычного пространства в странах СНГ, выявление проблем и выработка приоритетов на перспективу.

Работа на пространстве СНГ для Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее — Россотрудничества) есть и будет оставаться приоритетным направлением, а в год председательства России в СНГ она приобретает особое значение.

Россотрудничество принимает активное участие в выполнении Плана ме-

роприятий по реализации Концепции председательства в части, касающейся гуманитарного, научно-технического и инновационного, а также межрегионального и приграничного сотрудничества. Совместно с Роснаукой Россот-рудничество участвует в разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ. С учетом объявления 2010 года Годом науки и инноваций в СНГ ряд центров за рубежом станут эффективной площадкой для инновационного взаимодействия не только в интересах России, но и СНГ в целом. На базе Российского центра науки и культуры (далее — РЦНК) будут созданы центры инновационного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.