УДК 39(571.54) ББК 63.5(2Р-6Бу)
Е.Т. Цынгунова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУРЯТСКОГО НАРОДА
Статья посвящена традиционной культуре и бурятской народной медицине. Автор дает характеристику представления о здоровье, лечебного питания и практическим приемам лечения: массаж, водные процедуры, заворачивание в шкуру, прижигание, лечение травами, свойственным традиционной бурятской культуре.
Ключевые слова: традиционная бурятская культура, бурятская народная медицина, здоровье человека, социальная инновация, здоровый образ жизни, традиционные культурные ценности, лечебное питание, приемы лечения, массаж, водные процедуры, лечение травами, заворачивание в шкуру, прижигание.
E.T. Tsyngunova
TRADITIONAL CULTURE OF BURYAT PEOPLE
The article is devoted to Buryat national medicine and culture. The author characterizes the state "healthy ", medical nourishment and treatment: massage, water procedures, wrapping in a hide, cauterization, as well as herbal treatment so popular in traditional Buryat culture.
Key words: Traditional Buryat culture, the Buryat national medicine, physical health, social innovation, the healthy life style, traditional cultural values, dietetic therapy, treatment receptions, massage, water procedures, herbal treatment, skin-wrapping treatment, cauterisation.
В настоящее время в России сложилась кризисная ситуация со здоровьем населения: низкий уровень рождаемости и быстрый рост различных заболеваний, проблемы в их профилактике. Мы наблюдаем, что современному обществу сегодня не хватает медицинских специалистов, специального оборудования, качественных лекарственных средств, помещений и т.д. Постоянные очереди в поликлиниках, -к сожалению, реальная практика нашей жизни и проблема всего общества. Выход видится не только в реализации комплекса мероприятий, направленных на улучшение ситуации в области здравоохранения, реализации государственной политики в области здравоохранения, в рамках приоритетного национального проекта, но и в использовании внутренних культурных резервов нашего общества, в частности, традиционной культуры народов России. Как сказал Сократ, «Здоровье - это еще не все, но все - ничто без здоровья».
Современная инновационная экономика требует высокой мобильности трудовых ресурсов. В этой связи быстрое и эффективное оздоровление и профилактика заболеваний в домашних условиях и на рабочем месте выступают важной социальной инновацией в условиях перехода к постиндустриальной экономике. В связи с изложенным мы предлагаем обратить внимание на приемы лечения народной бурятской медицине, как значимого проявления традиционной культуры бурятского народа.
На сегодняшний день в современной медицине и биологии растет интерес к средствам лечения заболеваний, способам сохранения здоровья и продолжительности активной жизни, которые были созданы в обществах и культурах прошлых исторических эпох. Уже на самых ранних этапах истории человечество бережно сохраняло в культурных традициях знания о свойствах растительного мира, которые использовались в качестве лекарственных средств. Бурятская народная медицина располагает богатым арсеналом лекарственных трав, многие из которых недостаточ-
но изучены, поэтому и не нашли широкого применения в современном обществе.
В социокультурном аспекте под народной медициной условно можно подразумевать сумму представлений, существовавших среди разных народов, о сущности и причинах заболеваний и средствах их лечения. Носителями народной медицины являются далеко не все «народные лекари». О том, какой вред приносят такие знахари, довольно часто пишут в журналах "Здоровье", "Наука и религия" и т.д. И только некоторые из народных лекарей, весьма немногочисленные, получили от предыдущих поколений устную информацию о целебных свойствах некоторых трав. Разумеется, такая информация представляет определенный интерес для науки, и это является предпосылкой к ее изучению и экспериментальной проверке [2, 120-121]. Более того, требуется аттестация специалистов в соответствующей области знаний, равно как и научная систематизация знаний народной медицины. Кризис современной «медикаментозной» медицины, ее ограниченность в рыночных социально-экономических условиях привели к признанию народной медицины.
Основой бурятской народной медицины выступает единство человека с природой, а также буддистская духовная практика, что роднит ее с тибетской медициной и медициной ряда иных народов. В свою очередь, в отличие от традиционной тибетской медицины бурятская народная медицина не имеет достаточных научных обобщений и письменных источников, она передается от одного носителя культуры к другому путем непосредственной передачи знаний и опыта. Своеобразие народной медицины бурят объясняется рядом исторически обусловленных факторов: полиэтническим происхождением народа, особенностями хозяйственной деятельности, которая заметно варьирует в разных природных ландшафтных зонах, степенью сохранности ранних форм религиозных верований и формами их сосуществования с буддизмом и/или христианством, которые так-
же не одинаковы у разных локальных групп бурят [3, 317].
Духовной основой бурятской народной медицины выступает не просто единство с природой, но и определенный «мир», «лад» с нею, познание себя через окружающий мир. В научной литературе отмечается бережное отношение традиционной бурятской культуры к природе, человеку и обществу как части природы, что позволило бурятскому народу жить в те суровые времена в отсутствие современной медицины и других нынешних достижений науки. Только поддерживая друг друга, сплотясь, заботясь, друг о друге, род или племя выживало совместно. Большую роль играла чистоплотность и брезгливость бурят. Опыт - вот то главное, что бережно передавали люди из поколения в поколение. Наше время несравнимо благоприятнее для человека. Но и теперь, как и тогда, человеку нужно быть спокойным, добродушным и терпимым, чтобы быть здоровым [1, 50-51].
Анализируя категорию «здоровье» как цель традиционной бурятской медицины, необходимо определить данное понятие. Так, в словаре "Человек" здоровье человека определено как естественное состояние организма человека, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Таким образом, подчеркивается единство человека с природой. В целом же в специальной литературе насчитывается свыше 100 определений и подходов к феномену здоровья человека. Оптимальным представляется исходить из общепризнанного определения данной категории, из которого официально исходит в своей деятельности Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с 1968 г. Согласно данному определению, " здоровье является состоянием полного и физического, и духовного, и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". По существу, это определение воспроизводится и в последних специальных трудах, хотя имеет свои нюансы [4, 91].
Начнем с физического компонента категории здоровья. Каковы же те аспекты народной бурятской медицины как части традиционной культуры бурят, которые могут стать социальными инновациями сегодня? Это лечебное питание, основанное на растительных компонентах. С момента своего появления на земле человек жил в тесном контакте с растительным миром, служившим ему кровом, средством пропитания и средством защиты от враждебных сил и болезней.
Как отмечает Н.Л. Жуковская, даже небогатая кухня кочевников полностью освоила все ресурсы дикорастущей флоры. Здесь пойдет речь только о дикорастущих пищевых растениях, поскольку, как впервые отметила Г.Р. Галданова, многие из них обладают лечебными свойствами. [3, 324].
Например, лесные ягоды, травы и кедровые орехи обладают лекарственными и целебными свойствами.
Из числа наиболее доступных практических приемов лечения можно отметить такое простое и надежное средство народной медицины, как самомассаж и массаж в домашних условиях. Дети тради-
ционно делали вечерний массаж матери или бабушке, топтали ногами спину, растирали пальцы, чесали спину. Этот массаж не только очень помогал усталым мамам и бабушкам, но и укреплял семейные связи.
Массаж суставов или конечностей взрослые осуществляли самостоятельно или просили родственников (знакомых) с «мягкими руками». При постоянных головных болях, при сотрясении мозга обращались уже к профессиональным массажистам -костоправам (баряаша) [3, 324]. Баряаши до сих пор пользуются большим почетом и уважением народа. [1, 50].
Несложным методом помощи себе и другим были грелки и согревающие компрессы (жэн) с помощью подручных средств: песка, соли, камней, металлических предметов, кусков войлока, иногда нагретых маслом. Применялись они для снятия колющих болей и при слабом пищеварении «холода живота».
Хороо помогают «аршаны» - минеральные и горячие источники. Благо, почти каждая местность имеет свой аршан, который лечит то или иное заболевание или орган. Иногда проводится интересная процедура - молочная ванна. Эту процедуру назначают маленьким детям. Для этого надо собрать бочку молока. После ванны надо уложить больного на выделанную медвежью шкуру и сделать массаж.
Приемы лечения бурятской народной медицины, в русле обеспечения физического здоровья могут применяться в целях оздоровления и укрепления организма современного человека в домашних условиях. Далее представляется необходимым определить пути использования традиционной бурятской культуры в целях обеспечения социального и духовного здоровья. Рассматривая социальную составляющую здоровья, важно отметить, что причинами заболеваний выступает характер поведения человека. Кроме того, важно само отношение человека и общеста к здоровью. Если рассматривать отношение современного общества к своему здоровью, то можно сказать, что основная часть населения относится к своему здоровью недостаточно внимательно.
Еще одним социальным фактором обеспечения здоровья человека является уровень его жизни, в том числе доходов. На наш взгляд, низкая заработная плата многих категорий населения, особенно работников культуры и здравоохранения, негативно влияет на состояние здоровья человека и общества. Ведь для того чтобы быть здоровым физически, социально и духовно, требуется достойный уровень жизни, включая заработную плату. Так, например, библиотекарь, имеющий, в среднем, по многим регионам, в том числе по Республике Бурятия, заработную плату в шесть тысяч рублей, может позволить себе только скромное питание и транспортные расходы. В этой связи ему неизбежно приходится подрабатывать.
Данный пример характеризует изменение режима работы многих категорий трудящихся в условиях перехода к постиндустриальной экономике, когда человек работает сразу в нескольких местах, в том числе берет работу на дом. В этом присутствуют как позитивные факторы (меньшая зависимость от конкретного работодателя, использование современных
средств связи и коммуникации, например, Интернет или иных компьютерных технологий и т.д.), так и негативные (недостаточная заработная плата на основном месте работы, необходимость больше времени проводить в транспорте и т. д.). Кроме того, необходимо учитывать возрастающее количество стрессовых ситуаций, которые испытывает на себе современный человек (хотя бы в свете очередного экономического кризиса рубежа 2008-2009 годов).
Подчеркнем, что болезни не возникают случайно и неожиданно, люди зарабатывают их своим поведением. Речь идет как об объективной, так и о субъективной составляющих. По объективной составляющей отметим, что в особенно сложной ситуации оказываются работающие матери, прежде всего, в условиях неполной семьи. Здоровье матери по существу уходит «на второй план» по сравнению с проблемами социального обеспечения детей, включая их здоровье. Безусловно, требуется социальная помощь данной и ряду иных категорий населения. Но и укрепление института семьи, восстановление традиционного отношения к браку, детям, роду будут способствовать социальному оздоровлению общества и личности.
Обеспечение не только социального, а также духовного и физического здоровья человека в современных условиях напрямую зависит от социальноэкономических факторов, условий труда и уровня заработной платы. Важно не просто дать человеку деньги, но дать возможность их заработать, что очень важно в психологическом плане. Важны и иные нематериальные социальные стимулы развития человека, престиж, уважение, благодарность и т. д. Так, в России на сегодняшний день по отношению к работникам культуры и ряда иных сфер ситуация не выглядит «здоровой». Хотя если рассматривать отношение в традиционной культуре к тем, кто занимался здравоохранением и культурным развитием, оно было гораздо более уважительным, а социальный статус, в том числе уровень доходов, значительно выше.
В субъективной составляющей социального компонента здоровья тем более важно обращение человека к своей традиционной культуре, одной из мировых религий, иным традиционным ценностям. С точки зрения традиционной культуры, в том числе, бурятской, изменить свою жизнь, а также улучшить свое здоровье можно, лишь изменив свои мысли. Нарушение связи между душой, умом и сердцем приводит к душевной усталости, а от него к заболеваниям. А от душевного состояния каждого человека зависит общее состояние, состояние здоровья всего общества с точки зрения учения академика В. Вернадского о ноосфере.
Так, говоря о духовной составляющей здоровья человека, важно отметить, что безболезненный переход к постиндустриальной экономике может осуществляться лишь с опорой на традиционную культуру. В русле сохранения и поддержания здоровья людей это имеет два аспекта:
1) медицинский;
2) мировоззренческий.
В первом аспекте сегодня целесообразно исполь-
зовать указанные выше и иные традиционные методы лечения и профилактики заболевания в домашних условиях и на рабочем месте.
Во втором аспекте необходимо психологически настроить себя на традиционные культурномировоззренческие доминанты. Только осознание себя членом российского общества, регионального сообщества, этноса, трудового коллектива семьи и иных социально значимых групп позволят обеспечить гармоничное развитие здоровой личности. Проверенные веками психологические установки на жизнелюбие, позитивное отношение к окружающей действительности, единство с природой и обществом являются залогом здоровья человека и нации.
Многие из нас в своей жизни сталкивались с состоянием, когда ничего не болит, все органы работают нормально, по медицинским критериям организм совершенно здоров, а душа не дает покоя, «болит». Одна из главных причин - потеря человеком устойчивости в жизни, утрата самого себя. Это может произойти с каждым из нас. Причины могут быть разные. Например, человек всю жизнь отдавал себя работе, смысл его жизни заключался именно в трудовой деятельности, которая в одночасье была потеряна. Причем потеря работы далеко не всегда связана с личными или профессиональными качествами работника. Изменение рыночной конъюнктуры, финансово-экономические кризисы, иные не зависящие от человека факторы могут привести к потере работы.
Психологическая сложность ситуации заключается и в том, что решение об увольнении (сокращении) принимает руководство предприятия (учреждения и т. д.). Некие «вышестоящие люди» посчитали нужным сократить человека. Тем самым происходит колоссальное разрушение самооценки, состояния души, наносится урон психике и нервной системе. Все это критическим образом сказывается на здоровье человека. Данная иллюстрация показывает, насколько же важно для человека ощущать себя востребованным и нужным в обществе. В свою очередь, далеко не все зависит от социальных факторов. Не секрет, что основная потеря смысла жизни и,\ как следствие ухудшения здоровья - это утрата близкого человека, того, кого мы любили всей душой. Но этот фактор имеет место в любом обществе и в любой культуре, он лежит за пределами нашего исследования.
Культурологическое значение, влияющее и на социально-экономическую и иные сферы общественной жизни, имеет феномен «хронической раздражительности». Каждый человек когда-либо раздражается, но в современном обществе нередки случаи некоей общей тенденции такого поведения. Не секрет, что злые и раздражительные люди больны не только физически, но и духовно. Даже удовлетворение своих низменных чувств (мести, зависти и т. д.) не дает им полного покоя, они остаются в состоянии вечной войны с людьми, обстоятельствами и с самими собой. Своим поведением, отношением к окружающему их миру они изменяют состав своей крови, вырабатывают своего рода «яд», который их же и губит. В подобных случаях необходимо каждому для
себя решить: расстаться ли с такими вредными для организма чертами характера, как зло, зависть, стяжательство, месть, затаенная обида, неуемная тоска, а также сопутствующими асоциальными видами поведения - пьянством, наркоманией, курением и т. д.
В традиционной бурятской медицине существовали методы лечения, имевшие глубокий духовный и даже мистический смысл. Так, практиковалась весьма колоритная процедура лечения тяжелых заболеваний, которая буквально потрясает воображение, -заворачивание в шкуру. Она дошла до нас в неизмененном виде с древнейших времен. Больного заворачивают в теплую, только что снятую шкуру животного. При этом еще обкладывают трепещущими, еще живыми внутренними органами. На сердце кладут сердце, на печень - печень и так далее. Это очень сильное средство.
Людей помещали в шкуры баранов, коз и коров, соответственно это лечение называлось «баранье лечение», «козье лечение», «коровье лечение». Реже проводилось «лошадиное лечение». Изменение цвета шкуры и органов обозначало, что болезнь «высосана», после чего лекарь относил шкуру подальше и закапывал [1, 50-51]. Кроме того, человек весьма наглядно ощущал, что не «царь» природы, а ее далеко не самая важная часть. Восстановление мировоззрения человека в традиционном ключе способствовало его духовному оздоровлению.
Важное культурно-воспитательное значение имеют ценностные установки, прививаемые молодежи. Отход многих народов, в том числе бурят, от традиционной культуры дает катастрофические последствия для здоровья нации. На сегодняшний день здоровье (не только физическое, но и социальное и духовное) молодого поколения россиян находится в плачевном состоянии. Нередко мы можем стать свидетелями ситуации, когда молодые девушки, т.е. будущие матери, хранительницы семейного очага, стоят возле родильного дома с «сигаретой в зубах». Это, так сказать, малое зло, но и оно показательно. Не мысли о ребенке, который должен скоро появиться на свет, а удовлетворение сиюминутных, вредных для здоровья потребностей занимает ее мысли и чувства.
Что же заставляет молодых людей так безответственно относиться к своему здоровью? Во-первых, пример старшего поколения, которое тоже не безупречно. Во-вторых, совокупность негативных социально-экономических факторов в обществе (безрабо-
тица, низкий уровень жизни и оплаты труда, сложности с медицинскими и образовательными услугами и т.д.). В-третьих - разрушение традиционной культуры, замена традиционных ценностей идеологией потребления и развлечений. Социально, духовно и культурно неразвитая личность может доказать обществу свою значимость только через асоциальные формы поведения, безразличное отношение к себе и окружающим, которым она «бравирует».
Выход видится в возвращении к традиционным культурным ценностям здорового образа жизни, сближении человека с природой как естественной средой обитания всех живых существ, обращения к мировым религиям и национальным культурам народов России. Обращает внимание образ жизни и мыслей долгожителей и редко болеющих людей. Он показывает, что веселые, жизнерадостные, целеустремленные и незлобивые люди дольше живут и гораздо меньше болеют, чем те, кто не обладает этими качествами. Данные качества даются не просто как персональные или врожденные. Они вырабатываются под воздействием традиционной культуры и ценностей здорового образа жизни во всех отношениях.
Таким образом, обеспечение физического, социального и духовного здоровья человека, как и общества в целом, возможно лишь на основе возвращения к традиционной культуре. В настоящей статье была рассмотрена традиционная культура и народная медицина бурят, хотя соответствующие ресурсы имеются в традиционной культуре многих народов.
Литература
1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах / В. Алагуева; Отв. ред. Б.Т. Жигмытов. - Улан-Удэ, 2006. - С. 50-51.
2. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины / Э.Г. Базарон. -Улан-Удэ, 1984. - С.120-121.
3. Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 2004. -С.317,324. - (Народы и культуры).
4. Волков Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь. / Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. - М., 1999. - С.91.
Literature
1. Alagueva V.P. Zolotaya kniga o buryatah / V. Alagueva; Otv. red. B.T. Jigmytov. - Ulan-Ude, 2006. - S.50-51.
2. Bazaron E.G. Ocherki tibetskoi mediciny / E.G. Bazaron. -Ulan-Ude, 1984. - S.120-121.
3. Buryaty / Otv. red. L.L. Abaeva, N.L. Jukovskaya; In-t et-nologii i antropologii im. N.N. Mikluho-Maklaya. - M., 2004. -S.317,324. - (Narody i kul'tury).
4. Volkov Yu.G., Polikarpov V.S. Chelovek: Enciklopedicheskii slovar'. / Yu.G. Volkov, V.S. Polikarpov. - M., 1999. - S.91.
Сведения об авторах
Цынгунова Евгения Тумэновна - аспирант кафедры теории и истории культуры ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Data on authors
Tsyngunova Evgeniya Tumenovna - - chair the theory and a cultural history, post-graduate student of the East-Siberian state academy of culture and arts, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]