Научная статья на тему 'Традиционная культура Бурятского народа'

Традиционная культура Бурятского народа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1334
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ БУРЯТСКАЯ КУЛЬТУРА / БУРЯТСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ / ПРИЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ / МАССАЖ / ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЛЕЧЕНИЕ ТРАВАМИ / ЗАВОРАЧИВАНИЕ В ШКУРУ / ПРИЖИГАНИЕ / TRADITIONAL BURYAT CULTURE / THE BURYAT NATIONAL MEDICINE / PHYSICAL HEALTH / SOCIAL INNOVATION / THE HEALTHY LIFE STYLE / TRADITIONAL CULTURAL VALUES / DIETETIC THERAPY / TREATMENT RECEPTIONS / MASSAGE / WATER PROCEDURES / HERBAL TREATMENT / SKIN-WRAPPING TREATMENT / CAUTERISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цынгунова Евгения Тумэновна

Статья посвящена традиционной культуре и бурятской народной медицине. Автор дает характеристику представления о здоровье, лечебного питания и практическим приемам лечения: массаж, водные процедуры, заворачивание в шкуру, прижигание, лечение травами, свойственным традиционной бурятской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE OF BURYAT PEOPLE

The article is devoted to Buryat national medicine and culture. The author characterizes the state healthy, medical nourishment and treatment: massage, water procedures, wrapping in a hide, cauterization, as well as herbal treatment so popular in traditional Buryat culture.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура Бурятского народа»

УДК 39(571.54) ББК 63.5(2Р-6Бу)

Е.Т. Цынгунова

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУРЯТСКОГО НАРОДА

Статья посвящена традиционной культуре и бурятской народной медицине. Автор дает характеристику представления о здоровье, лечебного питания и практическим приемам лечения: массаж, водные процедуры, заворачивание в шкуру, прижигание, лечение травами, свойственным традиционной бурятской культуре.

Ключевые слова: традиционная бурятская культура, бурятская народная медицина, здоровье человека, социальная инновация, здоровый образ жизни, традиционные культурные ценности, лечебное питание, приемы лечения, массаж, водные процедуры, лечение травами, заворачивание в шкуру, прижигание.

E.T. Tsyngunova

TRADITIONAL CULTURE OF BURYAT PEOPLE

The article is devoted to Buryat national medicine and culture. The author characterizes the state "healthy ", medical nourishment and treatment: massage, water procedures, wrapping in a hide, cauterization, as well as herbal treatment so popular in traditional Buryat culture.

Key words: Traditional Buryat culture, the Buryat national medicine, physical health, social innovation, the healthy life style, traditional cultural values, dietetic therapy, treatment receptions, massage, water procedures, herbal treatment, skin-wrapping treatment, cauterisation.

В настоящее время в России сложилась кризисная ситуация со здоровьем населения: низкий уровень рождаемости и быстрый рост различных заболеваний, проблемы в их профилактике. Мы наблюдаем, что современному обществу сегодня не хватает медицинских специалистов, специального оборудования, качественных лекарственных средств, помещений и т.д. Постоянные очереди в поликлиниках, -к сожалению, реальная практика нашей жизни и проблема всего общества. Выход видится не только в реализации комплекса мероприятий, направленных на улучшение ситуации в области здравоохранения, реализации государственной политики в области здравоохранения, в рамках приоритетного национального проекта, но и в использовании внутренних культурных резервов нашего общества, в частности, традиционной культуры народов России. Как сказал Сократ, «Здоровье - это еще не все, но все - ничто без здоровья».

Современная инновационная экономика требует высокой мобильности трудовых ресурсов. В этой связи быстрое и эффективное оздоровление и профилактика заболеваний в домашних условиях и на рабочем месте выступают важной социальной инновацией в условиях перехода к постиндустриальной экономике. В связи с изложенным мы предлагаем обратить внимание на приемы лечения народной бурятской медицине, как значимого проявления традиционной культуры бурятского народа.

На сегодняшний день в современной медицине и биологии растет интерес к средствам лечения заболеваний, способам сохранения здоровья и продолжительности активной жизни, которые были созданы в обществах и культурах прошлых исторических эпох. Уже на самых ранних этапах истории человечество бережно сохраняло в культурных традициях знания о свойствах растительного мира, которые использовались в качестве лекарственных средств. Бурятская народная медицина располагает богатым арсеналом лекарственных трав, многие из которых недостаточ-

но изучены, поэтому и не нашли широкого применения в современном обществе.

В социокультурном аспекте под народной медициной условно можно подразумевать сумму представлений, существовавших среди разных народов, о сущности и причинах заболеваний и средствах их лечения. Носителями народной медицины являются далеко не все «народные лекари». О том, какой вред приносят такие знахари, довольно часто пишут в журналах "Здоровье", "Наука и религия" и т.д. И только некоторые из народных лекарей, весьма немногочисленные, получили от предыдущих поколений устную информацию о целебных свойствах некоторых трав. Разумеется, такая информация представляет определенный интерес для науки, и это является предпосылкой к ее изучению и экспериментальной проверке [2, 120-121]. Более того, требуется аттестация специалистов в соответствующей области знаний, равно как и научная систематизация знаний народной медицины. Кризис современной «медикаментозной» медицины, ее ограниченность в рыночных социально-экономических условиях привели к признанию народной медицины.

Основой бурятской народной медицины выступает единство человека с природой, а также буддистская духовная практика, что роднит ее с тибетской медициной и медициной ряда иных народов. В свою очередь, в отличие от традиционной тибетской медицины бурятская народная медицина не имеет достаточных научных обобщений и письменных источников, она передается от одного носителя культуры к другому путем непосредственной передачи знаний и опыта. Своеобразие народной медицины бурят объясняется рядом исторически обусловленных факторов: полиэтническим происхождением народа, особенностями хозяйственной деятельности, которая заметно варьирует в разных природных ландшафтных зонах, степенью сохранности ранних форм религиозных верований и формами их сосуществования с буддизмом и/или христианством, которые так-

же не одинаковы у разных локальных групп бурят [3, 317].

Духовной основой бурятской народной медицины выступает не просто единство с природой, но и определенный «мир», «лад» с нею, познание себя через окружающий мир. В научной литературе отмечается бережное отношение традиционной бурятской культуры к природе, человеку и обществу как части природы, что позволило бурятскому народу жить в те суровые времена в отсутствие современной медицины и других нынешних достижений науки. Только поддерживая друг друга, сплотясь, заботясь, друг о друге, род или племя выживало совместно. Большую роль играла чистоплотность и брезгливость бурят. Опыт - вот то главное, что бережно передавали люди из поколения в поколение. Наше время несравнимо благоприятнее для человека. Но и теперь, как и тогда, человеку нужно быть спокойным, добродушным и терпимым, чтобы быть здоровым [1, 50-51].

Анализируя категорию «здоровье» как цель традиционной бурятской медицины, необходимо определить данное понятие. Так, в словаре "Человек" здоровье человека определено как естественное состояние организма человека, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Таким образом, подчеркивается единство человека с природой. В целом же в специальной литературе насчитывается свыше 100 определений и подходов к феномену здоровья человека. Оптимальным представляется исходить из общепризнанного определения данной категории, из которого официально исходит в своей деятельности Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с 1968 г. Согласно данному определению, " здоровье является состоянием полного и физического, и духовного, и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". По существу, это определение воспроизводится и в последних специальных трудах, хотя имеет свои нюансы [4, 91].

Начнем с физического компонента категории здоровья. Каковы же те аспекты народной бурятской медицины как части традиционной культуры бурят, которые могут стать социальными инновациями сегодня? Это лечебное питание, основанное на растительных компонентах. С момента своего появления на земле человек жил в тесном контакте с растительным миром, служившим ему кровом, средством пропитания и средством защиты от враждебных сил и болезней.

Как отмечает Н.Л. Жуковская, даже небогатая кухня кочевников полностью освоила все ресурсы дикорастущей флоры. Здесь пойдет речь только о дикорастущих пищевых растениях, поскольку, как впервые отметила Г.Р. Галданова, многие из них обладают лечебными свойствами. [3, 324].

Например, лесные ягоды, травы и кедровые орехи обладают лекарственными и целебными свойствами.

Из числа наиболее доступных практических приемов лечения можно отметить такое простое и надежное средство народной медицины, как самомассаж и массаж в домашних условиях. Дети тради-

ционно делали вечерний массаж матери или бабушке, топтали ногами спину, растирали пальцы, чесали спину. Этот массаж не только очень помогал усталым мамам и бабушкам, но и укреплял семейные связи.

Массаж суставов или конечностей взрослые осуществляли самостоятельно или просили родственников (знакомых) с «мягкими руками». При постоянных головных болях, при сотрясении мозга обращались уже к профессиональным массажистам -костоправам (баряаша) [3, 324]. Баряаши до сих пор пользуются большим почетом и уважением народа. [1, 50].

Несложным методом помощи себе и другим были грелки и согревающие компрессы (жэн) с помощью подручных средств: песка, соли, камней, металлических предметов, кусков войлока, иногда нагретых маслом. Применялись они для снятия колющих болей и при слабом пищеварении «холода живота».

Хороо помогают «аршаны» - минеральные и горячие источники. Благо, почти каждая местность имеет свой аршан, который лечит то или иное заболевание или орган. Иногда проводится интересная процедура - молочная ванна. Эту процедуру назначают маленьким детям. Для этого надо собрать бочку молока. После ванны надо уложить больного на выделанную медвежью шкуру и сделать массаж.

Приемы лечения бурятской народной медицины, в русле обеспечения физического здоровья могут применяться в целях оздоровления и укрепления организма современного человека в домашних условиях. Далее представляется необходимым определить пути использования традиционной бурятской культуры в целях обеспечения социального и духовного здоровья. Рассматривая социальную составляющую здоровья, важно отметить, что причинами заболеваний выступает характер поведения человека. Кроме того, важно само отношение человека и общеста к здоровью. Если рассматривать отношение современного общества к своему здоровью, то можно сказать, что основная часть населения относится к своему здоровью недостаточно внимательно.

Еще одним социальным фактором обеспечения здоровья человека является уровень его жизни, в том числе доходов. На наш взгляд, низкая заработная плата многих категорий населения, особенно работников культуры и здравоохранения, негативно влияет на состояние здоровья человека и общества. Ведь для того чтобы быть здоровым физически, социально и духовно, требуется достойный уровень жизни, включая заработную плату. Так, например, библиотекарь, имеющий, в среднем, по многим регионам, в том числе по Республике Бурятия, заработную плату в шесть тысяч рублей, может позволить себе только скромное питание и транспортные расходы. В этой связи ему неизбежно приходится подрабатывать.

Данный пример характеризует изменение режима работы многих категорий трудящихся в условиях перехода к постиндустриальной экономике, когда человек работает сразу в нескольких местах, в том числе берет работу на дом. В этом присутствуют как позитивные факторы (меньшая зависимость от конкретного работодателя, использование современных

средств связи и коммуникации, например, Интернет или иных компьютерных технологий и т.д.), так и негативные (недостаточная заработная плата на основном месте работы, необходимость больше времени проводить в транспорте и т. д.). Кроме того, необходимо учитывать возрастающее количество стрессовых ситуаций, которые испытывает на себе современный человек (хотя бы в свете очередного экономического кризиса рубежа 2008-2009 годов).

Подчеркнем, что болезни не возникают случайно и неожиданно, люди зарабатывают их своим поведением. Речь идет как об объективной, так и о субъективной составляющих. По объективной составляющей отметим, что в особенно сложной ситуации оказываются работающие матери, прежде всего, в условиях неполной семьи. Здоровье матери по существу уходит «на второй план» по сравнению с проблемами социального обеспечения детей, включая их здоровье. Безусловно, требуется социальная помощь данной и ряду иных категорий населения. Но и укрепление института семьи, восстановление традиционного отношения к браку, детям, роду будут способствовать социальному оздоровлению общества и личности.

Обеспечение не только социального, а также духовного и физического здоровья человека в современных условиях напрямую зависит от социальноэкономических факторов, условий труда и уровня заработной платы. Важно не просто дать человеку деньги, но дать возможность их заработать, что очень важно в психологическом плане. Важны и иные нематериальные социальные стимулы развития человека, престиж, уважение, благодарность и т. д. Так, в России на сегодняшний день по отношению к работникам культуры и ряда иных сфер ситуация не выглядит «здоровой». Хотя если рассматривать отношение в традиционной культуре к тем, кто занимался здравоохранением и культурным развитием, оно было гораздо более уважительным, а социальный статус, в том числе уровень доходов, значительно выше.

В субъективной составляющей социального компонента здоровья тем более важно обращение человека к своей традиционной культуре, одной из мировых религий, иным традиционным ценностям. С точки зрения традиционной культуры, в том числе, бурятской, изменить свою жизнь, а также улучшить свое здоровье можно, лишь изменив свои мысли. Нарушение связи между душой, умом и сердцем приводит к душевной усталости, а от него к заболеваниям. А от душевного состояния каждого человека зависит общее состояние, состояние здоровья всего общества с точки зрения учения академика В. Вернадского о ноосфере.

Так, говоря о духовной составляющей здоровья человека, важно отметить, что безболезненный переход к постиндустриальной экономике может осуществляться лишь с опорой на традиционную культуру. В русле сохранения и поддержания здоровья людей это имеет два аспекта:

1) медицинский;

2) мировоззренческий.

В первом аспекте сегодня целесообразно исполь-

зовать указанные выше и иные традиционные методы лечения и профилактики заболевания в домашних условиях и на рабочем месте.

Во втором аспекте необходимо психологически настроить себя на традиционные культурномировоззренческие доминанты. Только осознание себя членом российского общества, регионального сообщества, этноса, трудового коллектива семьи и иных социально значимых групп позволят обеспечить гармоничное развитие здоровой личности. Проверенные веками психологические установки на жизнелюбие, позитивное отношение к окружающей действительности, единство с природой и обществом являются залогом здоровья человека и нации.

Многие из нас в своей жизни сталкивались с состоянием, когда ничего не болит, все органы работают нормально, по медицинским критериям организм совершенно здоров, а душа не дает покоя, «болит». Одна из главных причин - потеря человеком устойчивости в жизни, утрата самого себя. Это может произойти с каждым из нас. Причины могут быть разные. Например, человек всю жизнь отдавал себя работе, смысл его жизни заключался именно в трудовой деятельности, которая в одночасье была потеряна. Причем потеря работы далеко не всегда связана с личными или профессиональными качествами работника. Изменение рыночной конъюнктуры, финансово-экономические кризисы, иные не зависящие от человека факторы могут привести к потере работы.

Психологическая сложность ситуации заключается и в том, что решение об увольнении (сокращении) принимает руководство предприятия (учреждения и т. д.). Некие «вышестоящие люди» посчитали нужным сократить человека. Тем самым происходит колоссальное разрушение самооценки, состояния души, наносится урон психике и нервной системе. Все это критическим образом сказывается на здоровье человека. Данная иллюстрация показывает, насколько же важно для человека ощущать себя востребованным и нужным в обществе. В свою очередь, далеко не все зависит от социальных факторов. Не секрет, что основная потеря смысла жизни и,\ как следствие ухудшения здоровья - это утрата близкого человека, того, кого мы любили всей душой. Но этот фактор имеет место в любом обществе и в любой культуре, он лежит за пределами нашего исследования.

Культурологическое значение, влияющее и на социально-экономическую и иные сферы общественной жизни, имеет феномен «хронической раздражительности». Каждый человек когда-либо раздражается, но в современном обществе нередки случаи некоей общей тенденции такого поведения. Не секрет, что злые и раздражительные люди больны не только физически, но и духовно. Даже удовлетворение своих низменных чувств (мести, зависти и т. д.) не дает им полного покоя, они остаются в состоянии вечной войны с людьми, обстоятельствами и с самими собой. Своим поведением, отношением к окружающему их миру они изменяют состав своей крови, вырабатывают своего рода «яд», который их же и губит. В подобных случаях необходимо каждому для

себя решить: расстаться ли с такими вредными для организма чертами характера, как зло, зависть, стяжательство, месть, затаенная обида, неуемная тоска, а также сопутствующими асоциальными видами поведения - пьянством, наркоманией, курением и т. д.

В традиционной бурятской медицине существовали методы лечения, имевшие глубокий духовный и даже мистический смысл. Так, практиковалась весьма колоритная процедура лечения тяжелых заболеваний, которая буквально потрясает воображение, -заворачивание в шкуру. Она дошла до нас в неизмененном виде с древнейших времен. Больного заворачивают в теплую, только что снятую шкуру животного. При этом еще обкладывают трепещущими, еще живыми внутренними органами. На сердце кладут сердце, на печень - печень и так далее. Это очень сильное средство.

Людей помещали в шкуры баранов, коз и коров, соответственно это лечение называлось «баранье лечение», «козье лечение», «коровье лечение». Реже проводилось «лошадиное лечение». Изменение цвета шкуры и органов обозначало, что болезнь «высосана», после чего лекарь относил шкуру подальше и закапывал [1, 50-51]. Кроме того, человек весьма наглядно ощущал, что не «царь» природы, а ее далеко не самая важная часть. Восстановление мировоззрения человека в традиционном ключе способствовало его духовному оздоровлению.

Важное культурно-воспитательное значение имеют ценностные установки, прививаемые молодежи. Отход многих народов, в том числе бурят, от традиционной культуры дает катастрофические последствия для здоровья нации. На сегодняшний день здоровье (не только физическое, но и социальное и духовное) молодого поколения россиян находится в плачевном состоянии. Нередко мы можем стать свидетелями ситуации, когда молодые девушки, т.е. будущие матери, хранительницы семейного очага, стоят возле родильного дома с «сигаретой в зубах». Это, так сказать, малое зло, но и оно показательно. Не мысли о ребенке, который должен скоро появиться на свет, а удовлетворение сиюминутных, вредных для здоровья потребностей занимает ее мысли и чувства.

Что же заставляет молодых людей так безответственно относиться к своему здоровью? Во-первых, пример старшего поколения, которое тоже не безупречно. Во-вторых, совокупность негативных социально-экономических факторов в обществе (безрабо-

тица, низкий уровень жизни и оплаты труда, сложности с медицинскими и образовательными услугами и т.д.). В-третьих - разрушение традиционной культуры, замена традиционных ценностей идеологией потребления и развлечений. Социально, духовно и культурно неразвитая личность может доказать обществу свою значимость только через асоциальные формы поведения, безразличное отношение к себе и окружающим, которым она «бравирует».

Выход видится в возвращении к традиционным культурным ценностям здорового образа жизни, сближении человека с природой как естественной средой обитания всех живых существ, обращения к мировым религиям и национальным культурам народов России. Обращает внимание образ жизни и мыслей долгожителей и редко болеющих людей. Он показывает, что веселые, жизнерадостные, целеустремленные и незлобивые люди дольше живут и гораздо меньше болеют, чем те, кто не обладает этими качествами. Данные качества даются не просто как персональные или врожденные. Они вырабатываются под воздействием традиционной культуры и ценностей здорового образа жизни во всех отношениях.

Таким образом, обеспечение физического, социального и духовного здоровья человека, как и общества в целом, возможно лишь на основе возвращения к традиционной культуре. В настоящей статье была рассмотрена традиционная культура и народная медицина бурят, хотя соответствующие ресурсы имеются в традиционной культуре многих народов.

Литература

1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах / В. Алагуева; Отв. ред. Б.Т. Жигмытов. - Улан-Удэ, 2006. - С. 50-51.

2. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины / Э.Г. Базарон. -Улан-Удэ, 1984. - С.120-121.

3. Буряты / Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 2004. -С.317,324. - (Народы и культуры).

4. Волков Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь. / Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. - М., 1999. - С.91.

Literature

1. Alagueva V.P. Zolotaya kniga o buryatah / V. Alagueva; Otv. red. B.T. Jigmytov. - Ulan-Ude, 2006. - S.50-51.

2. Bazaron E.G. Ocherki tibetskoi mediciny / E.G. Bazaron. -Ulan-Ude, 1984. - S.120-121.

3. Buryaty / Otv. red. L.L. Abaeva, N.L. Jukovskaya; In-t et-nologii i antropologii im. N.N. Mikluho-Maklaya. - M., 2004. -S.317,324. - (Narody i kul'tury).

4. Volkov Yu.G., Polikarpov V.S. Chelovek: Enciklopedicheskii slovar'. / Yu.G. Volkov, V.S. Polikarpov. - M., 1999. - S.91.

Сведения об авторах

Цынгунова Евгения Тумэновна - аспирант кафедры теории и истории культуры ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Data on authors

Tsyngunova Evgeniya Tumenovna - - chair the theory and a cultural history, post-graduate student of the East-Siberian state academy of culture and arts, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.