Научная статья на тему 'Традиционная этноправовая культура чеченцев в контексте современных социально-политических процессов в Чечне'

Традиционная этноправовая культура чеченцев в контексте современных социально-политических процессов в Чечне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
719
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ETHNOLAW CULTURE / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ЧЕЧЕНЦЫ / СHECHENS / ИСЛАМ / ISLAM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарафутдинова Э. Ф.

В статье освещается этноправовая культура чеченцев и ее трансформация в свете современных социально-политических процессов в Чечне. Показаны роль и место культуры вайнахов в стабилизации общественно-политического климата в Чеченской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional ethnologil culture of the Chechens in the context of modern socio-political processes in Chechnya

The ethnolaw culture of the chechens and its transformation in the view of the modern social-political prosesses in Chechnya is divelt upon in the article. The role and place of the vainachs culture in the stabilization of the socialpolitical climate in the Chechen Republic is shown in this article.

Текст научной работы на тему «Традиционная этноправовая культура чеченцев в контексте современных социально-политических процессов в Чечне»

ПАМЯТНИКИ ПРАВА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(Материалы научно-практической конференции)

пользования освещены нечетко и расплывчато или же совершенно не затронуты. Но у сборника адатов есть одно существенное преимущество перед остальными источниками, отмеченное Н.П. Тульчинским. Хотя сборник был опубликован в 1882 г., сведения, содержащиеся в нем, собраны еще в 1844 году, т. е. до освобождения зависимых сословий. Н.П. Туль-чинский отметил, что тогда «таубии не могли свидетельствовать против очевидности и преувеличивать свое значение» [3].

Таковы основные проблемы этих источников. В нашем дальнейшем исследовании попытаемся разобраться в этих многочисленных противоречиях.

Литература

1. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып. 1.

2. Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды//Вестник Европы. Т. 2. Кн. IV. М., 1884.

3. Тульчинский Н. Пять горских обществ Кабар-ды//Терский сборник. Вып. 5. Владикавказ, 1903.

4. Крепостные в Кабарде и их освобождение^Сбор-ник Сведений о Кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. Гл. VIII. Ч. 2.

5. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1. М., 1890.

6. Абаев М. Балкария. Исторический очерк//Му-сульманин. Париж, 1911. № 14—17.

7. Аль-Бухари. Сахих. Книга о преимущественном праве покупки. Книга 39, хадис 814.

УДК 340.15

Шарафутдинова Э.Ф.

Эксперт отдела Северо-Кавказской академии государственной службы, канд. полит. наук

ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНОПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЧЕЧНЕ

В статье освещается этноправовая культура чеченцев и ее трансформация в свете современных социально-политических процессов в Чечне. Показаны роль и место культуры вайнахов в стабилизации общественно-политического климата в Чеченской Республике.

The ethnolaw culture of the chechens and its transformation in the view of the modern social-politicalprosesses in Chechnya is divelt upon in the article. The role and place of the vainachs culture in the stabilization of the social-political climate in the Chechen Republic is shown in this article.

Ключевые слова: этноправовая культура, терроризм, конфликт, чеченцы, ислам, экстремизм.

Key words: ethnolaw culture, terrorism, conflict, hchens, islam, extremism.

Чеченское общество неоднократно становилось объектом многочисленных исследований в различных отраслях научного познания. Особенно актуальным это стало в последние годы. События последних двух десятилетий на территории Чечни все чаще заставляют ученых — правоведов, социологов, политологов, историков — обращаться к изучению социальных, политико-правовых и культурных проблем чеченского этноса на современном этапе. «Наш народ» — так переводится слово, которым называют себя чеченцы. Основополагающим элементом их этнического самосознания является сакральное пространство — земля [1, с. 54].

Одно из важнейших мест в жизни чеченского народа занимает культура соблюдения и исполнения обычаев и обрядов — адатов, которые передаются из поколения в поколение, формируя своеобразную и неповторимую идентичность чеченского этноса. Известно, что нормы адата скла-

дывались в условиях господства родоплеменных отношений. Адат издавна воспитывал у вайнахов особый правовой менталитет, правовую культуру и этику. Чеченские адаты концептуально призваны регулировать три вида взаимоотношений: 1) человека с природой; 2) человека с человеком; 3) человека с Богом.

В свою очередь, чеченские адаты подразделяются на два вида: традиционные и горско-языческие. В чеченском обществе есть люди, которые соблюдают традиционные нормы, и есть те, кто следует горско-языческим.

В традиционном адате есть замечательные, достойные правила. Например, уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях, гостеприимство. Гостеприимство чеченцев зачастую проявляется к совершенно незнакомому человеку [2]. Наряду с этим есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть.

В своей основе традиционные чеченские адаты исходят из принципа коллективной ответственности, обращенного к специфической этносоциальной структуре вайна-хов. Кратко этносоциальную структуру чеченского сообщества можно описать следующим образом: 1) доьзал — малая семья; 2) вар — большая семья или кровнородственный клан; 3) тейп — группа, круг, сообщество людей; 4) тукъхум — следующий уровень национальной иерархии чеченцев. Он объединяет тейпы, живущие друг с другом в одном географическом пространстве. Исторически у чеченцев сложилось девять тукъхумов. Союз девяти тукъху-мов вместе с тейпами, не входящими в тукъху-мы, образует «нохчи къам» — чеченскую нацию [3, с. 46].

Отличительной особенностью чеченского этноса является тесный симбиоз этнических и религиозных компонентов. Кратко остановимся на роли религиозного (исламского) фактора в социокультурной жизни чеченцев. Характерной чертой ислама в Чечне стал суфизм [4, с. 89]. Традиционным в Чечне выступает суннитский ислам шафиитского мазхаба (мазхабы — правовые мусульманские школы). Укоренение ислама в Чечне проходило в условиях прямого противостояния с адатом, т. к. правовые аспекты исламских ценностей обнаруживали консолидирующие возможности, но наряду с этим они несли новую форму солидарности и объединения людей.

Этноконфессиональная структура чеченской общины включает следующие элементы:

♦ вирд во главе с устазом (учителем). Вир-ды — это устойчивые религиозные образования. Для многих чеченцев приверженность к вирдовым братствам — историческая традиция [5, с. 59];

♦ тарикат — религиозное учение, содружество нескольких вирдов во главе с шейхом. В Чечне существует два суфийских ордена-тариката — Кадирийа и Накшбандийа. Основные различия между ними можно обнаружить в совершении религиозного обряда — зикра;

♦ суфийское сообщество тарикатов;

♦ единая мусульманская умма.

Сегодня среди чеченского населения сохранены и распространены следующие мусульманские обряды и праздники: шариатское оформление брака, мусульманский развод, суннет (обрезание), намаз (молитва), ураза (пост), ураза-байрам, курбан-байрам, мавлют (празднование в честь дня рождения пророка Мухаммеда), хадж (паломничество) и др.

Можно выделить следующие основные этно-правовые институты в чеченской общине:

♦ Институт обычного права (адат) — этнопра-вовая нормативная основа функционирования чеченской политико-правовой модели.

♦ Институт коллективной ответственности — базовый принцип построения всей политико-правовой системы вайнахов.

♦ Институт исламского права — суфийские структуры, образующие мусульманскую умму и являющиеся субъектами правоотношений.

На современном этапе в связи с социально-политическими событиями, происходившими на территории Чечни, этноправовая культура вай-нахов претерпела значительную трансформацию. На территории республики в ХХ в. можно было наблюдать попытки создания независимого от России в политико-правовом аспекте исламского государства.

Заметим, что на территории Чечни ранее неоднократно предпринимались активные попытки заменить обычное традиционное право чеченцев шариатским: шестилетняя война с шейхом Ман-суром (1785—1791 гг.); Кавказская война под предводительством имама Шамиля (1818—1864 гг.). Оба лидера «исламизировали» судебную практику и повсеместно стремились утвердить законы шариата.

На начальном этапе конфликта середины 90-х гг. ХХ в. правящая элита в своем стремлении создать независимое государство в целях консолидации гражданского общества пыталась сделать ставку на традиционную этносоциальную, а в последующие периоды — этноконфессиональную структуру чеченской нации. Эти попытки потерпели крах, потому что чеченское общество дифференцируется по особому принципу, в силу которого на протяжении всей истории чеченцы не имели собственной государственности. Параллельно с этим в описываемый период Чечню активно захлестнули процессы реисламизации. На территории республики появились джамааты со своими амирами и новыми, непривычными для чеченцев социальными и правовыми законами, которые начали отрицать и осуждать привычный образ жизни чеченцев — адат, а также традиционный суфийский ислам (в интерпретации радикалов это псевдоислам). Повсеместно на территории Чеченской Республики создавались и внедрялись на практике шариатские суды.

В 1996 г. Указом и. о. Президента Ичкерии З. Яндарбиева в Чечне был введен «Уголовный кодекс — шариат», отменивший при этом действие на территории Чечни светского законодательства.

ПАМЯТНИКИ ПРАВА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

(Материалы научно-практической конференции)

Содержание «Уголовного кодекса Ичкерии» представляло собой точную копию текста «Уголовного кодекса государства Судан». Важным обстоятельством является то, что при составлении этого правового документа совершенно не учитывались этнокультурные особенности чеченского этноса. На его основе в Чечне действовали Верховный шариатский суд, районные суды, рассматривавшие уголовные и гражданские дела, опираясь на нормы шариата.

Роспуск светских судов был объяснен саботажем против «народной власти», поголовным взяточничеством, якобы царившим в этих судах. Однако практика функционирования шариатских судов в Чечне за короткое время превзошла самые худшие стороны светских судов [2, с. 89—90].

Многочисленный анализ описанных событий показал, что именно неразрешимое противоречие между основными принципами функционирования шариатского государства и своеобразной этнонациональной государственностью вайнахов делает невозможным построение исламского государства на территории Чечни и Кавказа в целом.

Одним из тревожных сигналов является то, что в результате вышеперечисленных процессов появились ранее неизвестные как для Чечни, так и для России явления — терроризм (террористические акции и диверсии), экстремизм (массовый захват заложников), шахидизм (применение смертников-самоубийц, или «шахидов»). Причем на территории нашей страны для терактов, совершаемых смерниками-самоубийцами, чаще всего привлекаются представительницы слабого пола.

С точки зрения мусульманской ортодоксии возникает справедливый вопрос: «А правомерно ли участие женщин в подобных атаках?» Безусловно, неправомерно. Использование женщин в качестве живых бомб является скорее исключением, чем правилом. Верно отмечает один из египетских фундаменталистских лидеров: «Лучшая служба, которую женщины могут сослужить обществу, заключается в том, чтобы быть хорошей матерью, женой и домашней хозяйкой» [6].

Таким образом, в результате вышеобозначен-ных коллизий ряд изменений и трансформаций претерпели две базисные составляющие жизнедеятельности чеченского социума: обычное право (адат) и идеологическая и мировоззренческая составляющая религиозного (исламского) компонента.

В связи с этим популяризация традиционных адатов приобрела важное значение на современ-

ном этапе. Особо это касается молодого поколения Чечни, т. к. это наиболее податливая, восприимчивая и остро реагирующая на изменения в обществе социальная группа. Сегодня чеченская молодежь вряд ли является в полной мере носителем той чеченской идентичности, какая ей была присуща ранее. Этот процесс закономерен, т. к. молодое поколение Чечни оказалось на стыке двух цивилизаций — восточной и европейской. Вследствие такого взаимодействия на традиционные этнопра-вовые, культурные, национальные, конфессиональные ценности накладывается отпечаток западных мировоззренческих ориентиров, что, в свою очередь, порождает некий дисбаланс внутри чеченского социума.

Сегодня общественно-политическая ситуация в Чеченской Республике переменчива и нестабильна. На ее фоне происходит рост этнорелигиозного экстремизма, поскольку негативные процессы, происходившие в течение последних одиннадцати лет на территории Чеченской Республики, не прошли бесследно.

Процессу радикализации в Чеченской Республике способствует и тот факт, что сегодня не менее 6 тысяч благотворительных фондов распространяют в разных странах мира, в том числе в России, литературу провокационного экстремистского толка [7]. В этих целях также активно используется Интернет. В результате такой пропаганды все больше молодых людей, возраст которых в среднем составляет 16— 18 лет (подростковая группа), проникается и зомбируется утопичными по своей сути идеями радикалов, а затем они гибнут в результате спецопераций или от рук тех, кто в прошлом их идейно вдохновлял.

Безусловно, основную роль в стабилизации общественно-политической ситуации в Чеченской Республике играет федеральный центр, а также сформированная жесткая вертикаль региональной власти, возглавляемая Президентом ЧР Р.А. Кадыровым — активным сторонником сохранения и популяризации традиционных этноконфессиональ-ных правовых институтов чеченского сообщества. Конечно, важнейшими компонентами, способствующими политической стабилизации в республике, являются противодействие радикалистским и экстремистским проявлениям, ликвидация активного сопротивления боевиков, консолидация чеченского общества. Другой механизм, также способствующий нормализации политической ситуации в республике, — традиционное правовое и духовно-культурное влияние.

В этих целях необходимо реанимировать традиционную этноправовую культуру чеченского этноса, которая выступит на данном этапе основным оппонентом в противостоянии с новыми негативными явлениями. Вот почему требуется более тщательное исследование и анализ местных верований и обычаев, этнических и культурных феноменов.

Истинно чеченские адаты — один из основных и важных элементов формирования здоровой атмосферы в республике, восстановления нравственно-этических норм в обществе. В системе адата и в ценностях традиционного ислама в совокупности сформулированы условия, при которых возможно успешное разрешение сложных противоречий и конфликтных ситуаций.

Литература

1. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2004.

2. Червонюк Е., Гончарова Н, Канорская О. Многоликая Россия//Смена. М., 2009. № 3.

3. Верещагин В.Ю., Гавриш Г.Б., Нечепуренко П.Я. Чеченская этнонациональная государственность: от самобытности к сепаратизму. Ростов-на-Дону, 2003.

4. Рощин М. Суфизм по-чеченски//Статус-кво. 2002.

№ 2.

5. Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне (традиции и современность). Грозный, 2006.

6. Мухаммад аш Шафии. Новые женщины-смертницы: месть, агитация или новая тактика?//Аш Шарк аль-Авсат. 2005. № 11.

7. Ильясов М. Религиозный экстремизм в молодежной среде Дагестана//Ьйр://1-г-р.га/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.