Научная статья на тему 'Традиционализм и проблема репродуктивного выбора женщин в Польше'

Традиционализм и проблема репродуктивного выбора женщин в Польше Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Польша / традиционализм / гендерная политика / репродуктивная политика / право на аборт / Poland / traditionalism / gender policy / reproductive policy / right to abortion

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Владислава Олеговна Кривошеина

Анализируется традиционализм гендерной политики в постсоциалистической Польше на примере дискуссии об ограничении репродуктивного выбора польских женщин. Начиная с 1989 г. в Польше усилилась вовлеченность католической церкви в политику, и христианские ценности существенно повлияли на дискуссию об абортах. В течение трех десятилетий происходили законодательные изменения, направленные на ограниче-ние права женщин на аборт, что противоречит принципам международной политики гендерного равноправия. При этом не был проведен референдум по этому вопросу, хотя такой общественный запрос существовал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditionalism and the problem of women's reproductive choice in Poland

The article analyzes the traditionalism of gender policy in post-socialist Poland on the example of the discus-sion about limiting the reproductive choice of Polish women. The sources used in the study can be divided into several groups. These are the laws of Poland of the socialist and modern periods, materials from the meetings of the Polish Sejm, international documents in the field of gender equality, materials from the English and Polish media. The article was written with the involvement of articles and monographs of Polish researchers in the original language, which were analyzed in Russian science for the first time. Since 1989, the involvement of the Catholic Church in politics in Poland has increased, and Christian values have signifi-cantly influenced the debate about abortion. For three decades there have been legislative changes aimed at restricting women's right to abortion, while there was no referendum on this issue, although there was such a public demand. Thou-sands of protests in the second half of the 2010s and massive “abortion tourism” in Poland in neighboring European countries show that the legal ban on abortion in Poland is not based on public consensus. The tightening of the country's reproductive policy took place alongside with the general democratization of the political regime in the context of Euro-pean integration. The peculiarity of the Polish reproductive policy is revealed, consisting in the choice in favor of pro-tecting the life of the human fetus in accordance with Christian values, which ignores the choice of women. Poland's goal to build a national model of reproductive policy is an attempt to isolate reproductive legislation from the influence of common European values of gender equality and mechanisms for their promotion. The influence of traditionalization on the ban on abortion gave rise in Poland to the situation of women's struggle for the rights of the "second wave of feminism" in the 1960s and 1970s. Poland is moving away from the EU gender equality policy, which takes into account the extensive historical experience of women defending the right to choose and the security of exercising such a right.

Текст научной работы на тему «Традиционализм и проблема репродуктивного выбора женщин в Польше»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 84

Научная статья УДК 94(438)

doi: 10.17223/19988613/84/13

Традиционализм и проблема репродуктивного выбора женщин в Польше

Владислава Олеговна Кривошеина

Томский государственный университет, Томск, Россия, wladyslawakrivoszeina@gmail.com

Аннотация. Анализируется традиционализм гендерной политики в постсоциалистической Польше на примере дискуссии об ограничении репродуктивного выбора польских женщин. Начиная с 1989 г. в Польше усилилась вовлеченность католической церкви в политику, и христианские ценности существенно повлияли на дискуссию об абортах. В течение трех десятилетий происходили законодательные изменения, направленные на ограничение права женщин на аборт, что противоречит принципам международной политики гендерного равноправия. При этом не был проведен референдум по этому вопросу, хотя такой общественный запрос существовал. Ключевые слова: Польша, традиционализм, гендерная политика, репродуктивная политика, право на аборт

Для цитирования: Кривошеина В.О. Традиционализм и проблема репродуктивного выбора женщин в Польше // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84. С. 103-111. doi: 10.17223/19988613/84/13

Original article

Traditionalism and the problem of women's reproductive choice in Poland

Vladislava O. Krivosheina

Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, wladyslawakrivoszeina@gmail.com

Abstract. The article analyzes the traditionalism of gender policy in post-socialist Poland on the example of the discussion about limiting the reproductive choice of Polish women. The sources used in the study can be divided into several groups. These are the laws of Poland of the socialist and modern periods, materials from the meetings of the Polish Sejm, international documents in the field of gender equality, materials from the English and Polish media. The article was written with the involvement of articles and monographs of Polish researchers in the original language, which were analyzed in Russian science for the first time.

Since 1989, the involvement of the Catholic Church in politics in Poland has increased, and Christian values have significantly influenced the debate about abortion. For three decades there have been legislative changes aimed at restricting women's right to abortion, while there was no referendum on this issue, although there was such a public demand. Thousands of protests in the second half of the 2010s and massive "abortion tourism" in Poland in neighboring European countries show that the legal ban on abortion in Poland is not based on public consensus. The tightening of the country's reproductive policy took place alongside with the general democratization of the political regime in the context of European integration. The peculiarity of the Polish reproductive policy is revealed, consisting in the choice in favor of protecting the life of the human fetus in accordance with Christian values, which ignores the choice of women. Poland's goal to build a national model of reproductive policy is an attempt to isolate reproductive legislation from the influence of common European values of gender equality and mechanisms for their promotion. The influence of traditionalization on the ban on abortion gave rise in Poland to the situation of women's struggle for the rights of the "second wave of feminism" in the 1960s and 1970s. Poland is moving away from the EU gender equality policy, which takes into account the extensive historical experience of women defending the right to choose and the security of exercising such a right. Keywords: Poland, traditionalism, gender policy, reproductive policy, right to abortion

For citation: Krivosheina, V.O. (2023) Traditionalism and the problem of women's reproductive choice in Poland. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 84. pp. 103-111. doi: 10.17223/19988613/84/13

Центральной проблемой статьи являются традици-онализация гендерной политики в постсоциалистической Польше, ее влияние на специфику дискуссии о прерывании беременности и ограничение репродуктивного выбора польских женщин. Опыт Польши инте-

ресен тем, что после продолжительного периода законодательного разрешения абортов (с середины 1950-х гг.) женщины были лишены права на прерывание беременности при демократическом и проевропейском режиме. Такой ситуации не возникло ни в одной дру-

© В.О. Кривошеина, 2023

гой стране Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) в период перехода от социалистических режимов.

Актуальность исследования обусловлена остротой общественной дискуссии о праве женщин на аборт, которая происходит в других демократических государствах. В 2022 г. Верховный суд США отменил конституционное право на аборт, существовавшее в стране почти полвека [1]. Последствием этого решения стал запрет на искусственное прерывание беременности в ряде консервативных штатов. В Алабаме, Луизиане, Южной Дакоте запрет стал касаться и беременности, наступившей в случае изнасилования или инцеста. Решение Верховного суда привело к массовым протестам американского общества [2]. Противоположную тенденцию демонстрируют Республика Ирландия и Северная Ирландия, которые расширили репродуктивные права женщин в 2018 [3] и 2019 г. соответственно [4]. Легализация абортов при беременности сроком до 12 недель в Республике Ирландия стала результатом проведенного здесь референдума, а в Северной Ирландии была закреплена решением правительства Великобритании. Дискуссии по поводу прерывания беременности выстраиваются вокруг вопроса о праве плода на жизнь или праве женщины на репродуктивный выбор и того, что определяется как приоритет. Морально-этическим основанием разделения на противников и сторонников легализации абортов в этих странах являются представления о человеческой жизни и ее религиозное толкование. Социалистическая Польша решала этот вопрос в пользу женщин, принимая во внимание негативные последствия запретов на аборты и предоставляя возможность легального прерывания беременности. После 1989 г. и усиления политической вовлеченности польской католической церкви в решение общественно значимых вопросов ситуация кардинально изменилась.

Тема нашла отражение в публикациях российских и польских исследователей, в которых раскрываются общие тенденции традиционализации гендерной политики современной Польши, влияние католичества на дискуссию о прерывании беременности, аргументы оппонентов в дискуссии об абортах, изменения польского законодательства. О.В. Тимофеева рассматривает идеологические и политические аспекты содержания, основных участников и ход дискуссии о праве женщин на аборт. Она полагает, что приверженность польского общества католическим ценностям является источником традиционалистской репродуктивной политики, где право ребенка на жизнь признается более значимым, чем право женщины на репродуктивный выбор [5]. Д.Б. Вершинина и О.В. Тимофеева обсуждают роль Римско-католической церкви в политике в области прерывания беременности. Авторы сравнивают опыт Польши и Ирландии и приходят к выводу, что разная политика объясняется разными темпами секуляризации обществ в этих странах [6]. Смягчение абортного законодательства в Ирландии стало следствием ослабления роли католичества. В Польше христианские ценности, имевшие большое значение для усиления национального самосознания после 1989 г., существенно

влияют на строгость политики в области прерывания беременности.

О.В. Макарова рассматривает влияние католический церкви на гендерную политику Польши после 1989 г. и отмечает возврат к традиционализму, что свойственно некоторым постсоциалистическим странам. Рост политического влияния церкви в решении социальных вопросов отразился на оформлении традиционалистской гендерной модели, которая «определяет социальные функции женщины как рождение и воспитание детей, сохранение и трансляцию "христианских ценностей"» [7. С. 209]. Эта модель, по мнению О.В. Макаровой, противоречит либеральной социальной доктрине и логике европейской интеграции. В статье С. Шлек-Миллер анализируются дискуссии об абортах в Польше в первые годы экономической и демократической трансформации и то, как это привело к принятию антиабортного закона 1993 г. Этот закон стал одним из самых строгих в Европе, хотя не ввел полного запрета на аборты, что стало следствием компромисса разных политических сил в Сейме. С. Шлек-Миллер полагает, что политика современной Польши по вопросу абортов демонстрирует «проблему примирения светских и религиозных ценностей» [8. Р. 69].

М. Козуб-Каркут анализирует дискуссию о допустимости абортов в Польше после 1996 г. на материалах Сейма и сопоставляет религиозные аргументы польских депутатов - противников абортов и их оппонентов. [9]. М. Козуб-Каркут делает важный вывод о том, что парламентские дебаты отражают два более широких политических дискурса - о Польше католической и национальной и о Польше западной и европейской. А.С. Шатилина анализирует правовое регулирование прерывания беременности на примере комментария к Постановлению Конституционного трибунала Республики Польша от 22 октября 2020 г. Она рассматривает предпосылки решения о полном запрете абортов, его материально-правовые и процессуальные аспекты и последствия. А.С. Шатилина показывает, как решение польского Конституционного трибунала противоречит общеевропейской тенденции к либерализации законодательства об абортах и предоставлению женщинам доступа к легальному и безопасному прерыванию беременности [10].

Новизна представленной статьи заключается в расширении исследовательского подхода к изучению дискуссии об абортах в Польше, включающего исторический подход, элементы постсоциалистической теории, анализ правовых документов Республики Польша. Исследование дополняет существующую методологию изучением взаимосвязи дискуссии об абортах в Польше с общественной традиционализацией, «конфессиональной демократией», международной гендерной политикой и политикой репродуктивных прав.

Репродуктивные права относятся к основным правам человека, что зафиксировано в Пекинской декларации и Платформе действий (1995) [11] - стратегической международной программе расширения прав и возможностей женщин, принятой в рамках Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. В частности, супружеские пары или лица должны иметь

«право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия, о чем говорится в документах по правам человека» [11. С. 71]. Вопрос доступности абортов является частью политики репродуктивных прав. Европейский институт по вопросам тендерного равенства (European Institute for Gender Equality, EIGE) определяет репродуктивные права следующим образом: «...права человека, которые уже признаны в национальных законах, международных законах и международных документах по правам человека и других кон-сенсусных документах, основанных на признании основных прав всех супружеских пар и отдельных лиц свободно и ответственно решать вопрос о количестве, интервалах и сроках рождения своих детей и иметь информацию и средства для этого, и право на достижение наивысшего уровня сексуального и репродуктивного здоровья» [12]. Право женщины на прерывание беременности относится к области репродуктивных прав. Пример Польши демонстрирует, что общественная дискуссия - важная часть изменения национального законодательства об абортах.

Изучение традиционализма как фактора, влияющего на общественную дискуссию о праве женщин на аборт в постсоциалистических странах Европы, началось в 1990-е гг. Американские исследователи К. Вер-дери [13], Дж. Нэйджл [14], С. Гал и Г. Клигман [15] рассматривали возврат к традиционным гендерно-роле-вым моделям и отход от социалистической гендерной политики, основанной на принципе равенства полов, под влиянием национальных культурных представлений и традиций. Как отмечает К. Вердери, во всех бывших социалистических государствах Восточной Европы проявились тенденции антифеминизма и ната-лизма (политики поощрения рождаемости), свойственные этнонационализму [13. Р. 100]. Исследователи анализируют традиционализацию в контексте системного реформирования и связывают ее с переходом к рыночной экономике и демократическому гражданскому обществу. В постсоциалистический период перед государствами ЦЮВЕ встал вопрос о национальной идентичности и ценностях. Для современной Польши основой национального самосознания стала католическая вера. Исторически католицизм играл важную роль в жизни польского общества, что отражалось в высокой религиозности даже при коммунистической власти. После 1989 г. действия церкви были направлены на закрепление христианских ценностей в законах Польши. Данная тенденция была концептуализирована в понятии «конфессиональная демократия», которое предложила польский философ Барбара Станош [16. S. 6] и которое отражает влияние католической церкви на общественную и политическую жизнь в стране [17. С. 55-56].

С 1989 г. на фоне активизации политической инициативы представителей католицизма начинаются парламентские дебаты и общественная дискуссия о прерывании беременности [8. P. 70-81]. На тот момент аборты в Польше были законодательно разрешены, так как легализация абортов произошла в Польской Народной Республике (ПНР) в 1956 г. [18]. Прерывание бе-

ременности допускалось по медицинским показаниям и при тяжелых социальных либо экономических условиях жизни женщины. Процедуру допускалось совершать не только в больницах, но и в частных врачебных кабинетах, что давало пациенткам и докторам возможность сохранять анонимность. При социализме в дебатах в Сейме были представлены разные точки зрения в отношении легализации абортов [19. S. 261-265]. Позиция депутатов-социалистов выражала интересы женщин, оказавшихся в неблагоприятных социальных и экономических условиях для рождения ребенка. Их оппоненты приводили католическую точку зрения, что любая человеческая жизнь нуждается в защите, и проблему абортов надо решать не доступностью процедуры прерывания беременности, а улучшением материальных условий жизни женщин. В 1956 г. вопрос был решен в пользу разрешения абортов для предотвращения нелегальных и для защиты здоровья женщин [19. S. 275].

В 1990 г. Сенат представил проект новой польской конституции, где право человека на жизнь признавалось с момента зачатия, а христианские ценности были заявлены как основа польской нации [8. Р. 76]. Поправка к конституции о праве человека на жизнь с момента зачатия могла привести к полному запрету абортов. Некоторые депутаты Сейма выдвигали предложения о проведении референдума по вопросу доступа к абортам и для его проведения собрали более миллиона подписей [8. Р. 80]. Но за четыре года обсуждения первых поправок к антиабортному закону решение об общенациональном референдуме так и не было принято. В 1993 г. в Польше был принят «Закон о планировании семьи, охране человеческого плода и условиях прерывания беременности» [20]. Он запрещал аборты за исключением случаев, когда беременность несет угрозу жизни и здоровью женщины, при изнасиловании, инцесте или необратимом повреждении плода. Аборт легально допускалось производить только в государственных больницах, но не в частных клиниках или врачебных кабинетах. В 1997 г. в уголовном кодексе Республики Польша появилась статья о лишении свободы сроком до трех лет лиц, совершающих процедуру прерывания беременности по непредусмотренным Законом 1993 г. показаниям [21]. Новое законодательство допускало четыре законных показания к процедуре. Это решение было компромиссом между традиционалистами и сторонниками доступа к легальным абортам и позволило на некоторое время снизить напряженность общественной дискуссии об абортах.

Дальнейшее изменение гендерной политики в Польше в течение нескольких лет не касалось проблемы репродуктивных прав, а было обращено к другим вопросам. В 1997 г. в стране была принята новая конституция. Статья 33 обозначила равные права женщин и мужчин в семейной, политической, социальной и экономической жизни, «равное право на образование, занятость и продвижение по службе, на одинаковое вознаграждение за труд одинаковой ценности, на социальное обеспечение, а также на занятие должностей, выполнение функций, равно как на получение публичных отличий (godnosci) и наград» [22]. Закрепленные в польской конституции принципы гендерного равно-

правия соотносились с целями гендерной политики ЕС в 1990-е гг. В 2000-е гг. к устранению социально-экономического неравенства мужчин и женщин в Евросоюзе добавились такие приоритеты, как баланс профессиональной и частной жизни, равное участие мужчин и женщин в принятии решений (политическая сфера, администрирование, гражданские институты), ликвидация тендерного насилия и гендерных стереотипов [23; 24; 25. С. 57-60].

Ко времени вступления Польши в ЕС в 2004 г. в ген-дерной политике пересекались черты социалистической модели [26. P. 302-327], доставшиеся по наследству от Польской Народной Республики, и традиционализма [27. P. 95-114], проявившиеся в ситуации усиления национального самосознания. Социалистическая идеология времен ПНР основывалась на принципах равенства полов в образовании, труде, отдыхе, семье и общественной жизни, что являлось продолжением классических идей социального равенства, свойственных левой политике. Переход к рынку и последствия «шоковой терапии», падение уровня жизни и массовая безработица в Польше привели к усилению гендерного неравенства. Общее число безработных в Польше в 1990-2002 гг. росло, количество безработных женщин увеличивалось, средняя заработная плата женщин составляла около 70% от уровня доходов мужчин [28. P. 245]. Сокращение государственных мер поддержки семьи, по уходу за детьми привело к уменьшению числа мест в детских садах на 46,8% [28. P. 246] и яслях, что вынуждало полек отказываться от работы вне дома, так как было необходимо заниматься воспитанием детей и ведением быта. Государственные меры поддержки частично продолжили социальную политику периода социализма - поддержка малоимущих семей, сохранение пособий на ребенка, выплата которых назначалась только женщинам. Социально-экономические последствия дестабилизации на рынке труда в 1990-е гг. привели к возрождению традиционных представлений о роли женщины как матери в противовес социалистическому видению женщины как работницы.

После вступления Польши в ЕС правые политики начинают активно использовать традиционалистскую гендерную риторику для подкрепления консервативной, патриотически окрашенной политической позиции. Консервативные политики рассматривают концепцию гендерного равноправия в ЕС как культурный или идеологический «вызов» национальным христианским ценностям страны. После избрания в 2005 г. президентом Л. Качиньского от партии «Право и справедливость» в Польше предпринимались попытки ужесточить уже и так самое строгое законодательство в Европе наряду с Мальтой и Ирландией, также находившихся под сильным католическим влиянием [9. S. 242]. В 2000-е гг. можно выделить две программы гендерной политики в Польше - традиционалистскую и либеральную [7]. Традиционалистская линия гендерной политики продвигается консервативными, ультраконсервативными партиями и организациями, политическими и духовными лидерами, авторитетами, СМИ. Наиболее яркими приверженцами таких идей выступают консервативная партия «Право и справедливость» (Prawo i

Sprawiedliwosc) [29], популистская партия «Самооборона Республики Польша» (Samoobrona Rzeczypospolitej Polskiej) [30], христианская радиостанция «Радио Мария» (Radio Maryja) [31]. Идеи либерализации гендерной политики поддерживают центристские, либеральные и левые партии, интеллигенция, феминистские организации, например партия «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska) [32] и движение «Конгресс женщин» (Kongres Kobiet) [33]. Традиционалистская позиция выражается через движение pro-life (англ. - за жизнь), объединяющее тех, кто выступает против абортов, контрацепции, экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), пренатального тестирования, и чьи идеи базируются на христианском представлении о жизни. Их оппоненты выступают за либерализацию репродуктивного законодательства, их самой главной целью является легализация абортов, - это местные сторонники движения pro-choice (англ. - за выбор). Важно отметить, что оба движения не являются сугубо польским феноменом и распространены в других странах [34-36]. В Польше как католической стране движение pro-life сильно за счет поддержки церкви.

В 2006-2007 гг. в Польше рассматривали проект поправок к конституции, связанных с защитой жизни плода. В случае одобрения поправок Сеймом формулировка «Республика Польша обеспечивает каждому человеку правовую защиту жизни» была бы дополнена фразой «с момента зачатия» [37]. Для принятия изменений было необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов Сейма, или 296 голосов. Но поправку не включили в конституцию, так как за нее высказались только 269 депутатов, против проголосовал 121 депутат, воздержались 53 [38]. Следующая попытка ограничения права на аборт в Польше была предпринята в марте 2016 г., когда маршалу Сейма М. Кучиньскому был представлен законопроект [39], разработанный организацией Ordo Iuris, которая позиционируют свою деятельность как «защиту конституционных ценностей и свобод человека, в частности свободы вероисповедания и привязанности к польскому национальному наследию и польской правовой культуре» (§ 7, п. 7 Устава Фонда Института правовой культуры Ordo Iuris) [40]. Законопроект предлагал ввести уголовное наказание до пяти лет лишения свободы для женщин, решившихся прервать беременность, и для врачей, осуществляющих данную операцию. Кроме того, согласно предложенному документу, изнасилование и наличие врожденной патологии у плода перестали бы считаться законной причиной для прерывания беременности. Однако на фоне массовых многотысячных протестов в крупнейших городах страны [41] осенью 2016 г. парламент Польши не стал принимать данный закон. Впоследствии Сейму были представлены гражданские проекты как по либерализации репродуктивного законодательства (разрешение абортов на сроке до 12 недель, безрецептурная контрацепция, половое просвещение), так и по его ужесточению. В 2020 г. Конституционный суд Польши признал неконституционным показание к прерыванию беременности на основании поражения плода или наличия у него неизлечимого заболевания [42]. Прерывание беременности

официально стало допустимо только в двух случаях: при угрозе жизни или здоровью беременной; при наличии обоснованного подозрения, что беременность наступила в результате изнасилования или инцеста (беременность сроком до 12 недель). После принятия Конституционным судом этого решения в Польше прошли новые массовые протесты [43].

Допустимые законом показания к аборту не всегда гарантируют, что женщина в Польше сможет прервать беременность. Кодекс медицинской этики польских врачей предполагает отказ в проведение аборта на основании «оговорки совести» (klauzula sumienia) [44. S. 33]. Это правило было введено в 1990-е гг. и подразумевает право врача отказать пациенту в каком-либо виде медицинской помощи, если это противоречит его / ее этическим или религиозным соображениям. В 2014 г. в Польше 3 тысячи врачей подписали «Декларацию веры католических врачей и студентов-медиков о сексуальности и фертильности человека», где они заявляли об отказе от совершения аборта, контроля над рождаемостью, экстракорпорального оплодотворения и эвтаназии как противоречащих воле Бога и их совести действий [45]. Документ не носит юридического

характера, но является публичным манифестом биоэтической позиции польских врачей-католиков.

В 2020 г. Центр изучения общественного мнения Польши опубликовал исследование об отношении поляков к допустимости прерывания беременности и результаты опросов, проведенных в 1992-2020 гг. (рис. 1). Более 70% поляков поддерживают допустимость прерывания беременности, угрожающей жизни и здоровью матери, беременности из-за инцеста или изнасилования, и с 1990-х гг. этот показатель практически не меняется. Показания, связанные с дефектом плода или наличием врожденных неизлечимых заболеваний (инвалидность будущего ребенка), которые были исключены из перечня допустимых к прерыванию беременности в 2020 г., считают допустимыми более 50% поляков (самый высокий показатель 71% в 1992 г., самый низкий - 53% в 2016 г.). За последние годы в польском обществе снижается уровень одобрения легализации абортов при тяжелом материальном положении женщины (47% в 1992 г., 20% в 2020 г.) или тяжелой личной ситуации женщины (38% в 2002 г., 18% в 2020 г.), нежелании женщины иметь ребенка (28% в 2002 и 2005 гг., 18% в 2020 г.).

Рис. 1. Отношение поляков к вопросу о возможности искусственного прерывания беременности. Составлено по: [46. 8. 4].

Строгость репродуктивного законодательства не решает проблему совершения абортов. Не имея возможности легально прервать беременность в Польше, польки выезжают в соседние европейские страны. Это массовое явление получило название «абортный туризм» [47]. Вокруг запроса польских женщин на подобные услуги образовалась индустрия, предоставляющая консультации, услуги по проезду, проживанию, поиску медицинских учреждений и врачей в других странах, подбору медикаментозных вариантов решения проблемы нежелательной беременности. Также существуют различные гражданские инициативы по предоставлению помощи польским женщинам, решившим прервать беременность. Одна из них - «Аборты без границ» (Abortion Without Borders) [48], которая профессионально консультирует женщин и помогает покрыть расходы, связанные с затратами на проезд в другую страну

и процедуру прерывания беременности. По неофициальным данным польские женщины совершают в обход законодательства до 150 тысяч абортов в год [47, 49].

Сегодня репродуктивная политика в Польше противоречит политике тендерного равенства, продвигаемой ООН и Европейским союзом. В 2020 г. Европейская Комиссия (ЕК) опубликовала Стратегию по продвижению гендерного равенства в ЕС в 2020-2025 гг. [50]. ЕК отдает приоритет защите репродуктивных прав женщин на национальном уровне, так как политика здравоохранения находится в компетенции стран-членов ЕС [51]. Практически полный запрет абортов в Польше уже вызывал реакцию Европейского парламента, Комитета по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел (LIBE) и Комитета по правам женщин и гендерному равенству (FEMM Committee). Они осудили меры, препятствующие защите

прав польских женщин на жизнь и здоровье. Международная стратегия репродуктивных прав акцентирует внимание на том, что вопрос доступности легальных абортов - это вопрос жизни и здоровья женщины. Соображения безопасности женщины в такой трактовке стоят выше, чем морально-этическая оценка прерывания беременности. Это реализация политики pro-choice - за репродуктивный выбор женщины.

Традиционализация гендерной политики и криминализация абортов в современной Польше вписались в логику разрыва с социализмом и оформления новой идеологии. «Конфессиональная демократия» позволила католическим лоббистам изменять репродуктивное законодательство в соответствии с христианской си-

стемой ценностей без проведения общенационального референдума. В то же время стремление Польши построить национальную модель репродуктивной политики является попыткой изоляции репродуктивного законодательства от влияния общеевропейских ценностей гендерного равенства и механизмов их продвижения. Влияние традиционализации на запрет абортов породило в Польше ситуацию борьбы женщин за права «второй волны феминизма», которых добивались в западноевропейских странах в 1960-1970-х гг. Происходит отдаление Польши от политики гендерного равноправия Евросоюза, которая учитывает обширный исторический опыт отстаивания женщинами права выбора и безопасности реализации такого права.

Список источников

1. Roe v. Wade. The landmark U.S. Supreme Court ruling recognizing the right to abortion // Center for Reproductive Rights. URL:

https://reproductiverights.org/roe-v-wade/ (accessed: 26.03.2023).

2. Thousands Protest End of Constitutional Right to Abortion // The New York Times. 2022. 24 June. URL: https://www.nytimes.com/live/

2022/06/24/us/roe-wade-abortion-supreme-court (accessed: 26.03.2023).

3. Irish abortion referendum: Ireland overturns abortion ban // BBC News. 2018. 26 May. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-44256152

(accessed: 26.03.2023).

4. After 158 Years U.K. Lawmakers Have Voted to Decriminalize Abortion in Northern Ireland. The Fight's Not Over Yet // Time. 2019. 25 July. URL:

https://time.com/5634762/northern-ireland-abortion-law-impact/ (accessed: 26.03.2023).

5. Тимофеева О.В. Аборты, контрацепция и дискуссия о роли женщин в обществе в политической повестке современной Польши // Вестник

Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. T. 2, № 4. С. 485-494.

6. Вершинина Д.Б., Тимофеева О.В. Женский вопрос в католической стране: траектории гендерной политики в Ирландии и Польше конца XX -

начала XXI века (на примере вопроса об абортах) // Вестник Пермского университета. История. 2019. Вып. 3 (46). С. 95-108.

7. Макарова А В. Религиозный фактор в гендерных трансформациях в III Речи Посполитой (1989-2000-е гг.) // Женщины и мужчины в кон-

тексте исторических перемен : материалы Пятой междунар. науч. конф. Российской Ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии РАН, Тверь, 4-7 октября 2012 г. М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2012. Т. 1. С. 207-210.

8. Szlek Miller S. Religion and Politics in Poland: The Abortion Issue // Canadian Slavonic Papers. 1997. Vol. 39, № 1/2. P. 63-86.

9. Kozub-Karkut M. Religia w dyskursie polityki - polski spor o aborj // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. 2017. Vol. 24, № 2. S. 237-255.

10. Шатилина А.С. Ваше тело не только Ваше дело: комментарий к Постановлению Конституционного трибунала Республики Польша от 22 октября 2020 года № K 1/20 // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 3 (142). С. 141-157.

11. Пекинская декларация и Платформа действий / ООН. Нью-Йорк, 2014. URL: https://www.unwomen.org/sites/default/files/Headquarters/Attachments/ Sections/CSW/BPA_R_FINAL_WEB.pdf (дата обращения: 26.03.2023).

12. Reproductive rights // European Institute for Gender Equality. URL: https://eige.europa.eu/thesaurus/terms/1350 (accessed: 26.03.2023).

13. Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton, NJ : Princeton University Press, 1996. 298 p.

14. Nagel J. Masculinity and nationalism: Gender and sexuality in the making of nations // Ethnic and Racial Studies. 1998. Vol. 21, № 2. P. 242-269.

15. Gal S., Kligman G. Reproducing Gender: Politics, Publics, and Everyday Life after Socialism. Princeton, NJ : Princeton University Press, 2000. 448 p.

16. Rochon A., Grzybek A., Graff A. i inni. Kosciol, panstwo i polityka plci / red. A. Ostolski. Warszawa : Przedstawicielstwo Fundacji im. Heinricha Bolla w Polsce, 2010. 185 s. URL: https://pl.boell.org/sites/default/files/kosciol_panstwo_i_polityka_plci.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

17. Зубжицки Ж. Polonia semper fidelis? Национальная мифология, религия и политика в Польше // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 44-78.

18. Ustawa z dnia 27 kwietnia 1956 r. o warunkach dopuszczalnosci przerywania ci^zy (Dz. U. Nr 12, poz. 61). Rzeczpospolita Polska. URL: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19560120061/0/D19560061.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

19. Baranowska M., Fiktus P. Dyskurs polityczny i prawny o ustawie z dnia 27 kwietnia 1956 r. o warunkach dopuszczalnosci przerywania ci^zy // Czasopismo Prawno-Historyczne. 2022. Vol. 74, № 1. S. 253-278. URL: https://pressto.amu.edu.pl/index.php/cph/article/view/34684/30060 (data dost^pu: 26.03.2023).

20. Ustawa o planowaniu rodziny, ochronie plodu ludzkiego I warunkach przerywania ci^zy : zostala przyj^ta 1 marca 1993 r., Rzeczpospolita Polska. URL: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19930170078/U/D19930078Lj.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

21. Ustawa z dnia 6 czerwca 1997 r. Kodeks karny, Dz. U. 1997. Nr 88, poz. 553. Rzeczpospolita Polska. URL: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/ WDU19970880553/U/D19970553Lj.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

22. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej : zostala przyj^ta 2 kwietnia 1997 r., Rzeczpospolita Polska (opracowano na podstawie: Dz. U. z 1997 r. Nr 78, poz. 483, z 2001 r. Nr 28, poz. 319, z 2006 r. Nr 200, poz. 1471, z 2009 r., Nr 114, poz. 946). URL: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/ WDU19970780483/U/D19970483Lj.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

23. Lisbon European Council 23 and 24 March 2000. Presidency Conclusion. URL: https://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm (accessed: 26.03.2023).

24. Community framework strategy on gender equality (2001-2005). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=LEGISSUM%3 Ac10932 (accessed: 26.03.2023).

25. Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов / отв. ред. и сост. О.А. Воронина. М. : МАКС Пресс, 2008. 768 с.

26. Wolchik S.L., Einhorn B., Rueschemeyer M. et al. Democratic reform and the position of women in transitional economies / ed. V.M. Moghadam. Oxford : Clarendon Press, 1993. 376 p. URL: https://www.wider.unu.edu/sites/default/files/Publications/Book/Book-democratic-reform-position-women-transitional-economies.pdf (accessed: 26.03.2023).

27. Hann C.M., Humphrey C., Verdery K. et al. Postsocialism. Ideals, ideologies and practices in Eurasia / ed. C.M. Hann. London : Routledge, 2001. 360 p.

28. Bystydzienski J.M. Negotiation the New Market: Women, Families, Women's Organizations and the Economic Transition in Poland // Journal of Family and Economic Issues. 2005. Vol. 26, № 2. P. 239-265.

29. Prawo i Sprawiedliwosc. URL: https://pis.org.pl/ (data dost^pu: 26.03.2023).

30. Samoobrona Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http://samoobrona.net.pl/ (data dost^pu: 26.03.2023).

31. Radio Maryja. URL: https://www.radiomaryja.pl/ (data dost^pu: 26.03.2023).

32. Platforma Obywatelska. URL: https://platforma.org/ (data dostijpu: 26.03.2023).

33. Kongres Kobiet. URL: https://www.kongreskobiet.pl/ (data dost^pu: 26.03.2023).

34. Callahan J.C., Callahan S., Easterbrook G. et al. The Ethics of Abortion: Pro-Life Vs. Pro-Choice (Contemporary Issues) / ed. R.M. Baird, S.E. Rosenbaum. Prometheus, 2001. 354 p.

35. Ralph D. Abortion and Ireland: How the 8th Was Overthrown. Palgrave Pivot, 2020. 142 p.

36. Amery F. Beyond Pro-life and Pro-choice: The Changing Politics of Abortion in Britain. Bristol University Press, 2020. 234 p.

37. Projekt ustawy o zmianie Konstytucji Rzeczypospolitej Polskiej. 5 wrzesnia 2006 r. URL: http://orka.sejm.gov.pl/Druki5ka.nsf0/79EB9DAFA9 F1849FC12571F60033806C/$file/993.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

38. Glosowanie nad przyj^ciem w calosci projektu ustawy o zmianie Konstytucji Rzeczypospolitej Polskiej, w brzmieniu proponowanym przez Komisj^ Nadzwyczajn^. Sejm RP. 13.04.2007. Posiedzenie 39 - glosowanie nr 79. URL: https://orka.sejm.gov.pl/Glos5.nsf/nazwa/39_79/Sfile/ glos_39_79.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

39. Platek M. Opinia prawna na temat projektu ustawy o zmianie ustawy o planowaniu rodziny, ochronie plodu ludzkiego i warunkach dopuszczalnosci przerywania ci^zy (Dz. U. z 1993 r. nr 17, poz. 78 ze zm.) oraz ustawy z dnia 6 czerwca 1997 r. - Kodeks karny (Dz. U. nr 88, poz. 553 ze zm.) // Instytut Spraw Publicznych. 2016. 55 s. URL: https://www.isp.org.pl/pl/publikacje/opinia-prawna-na-temat-projektu-ustawy-o-zmianie-ustawy-o-planowaniu-rodziny-ochronie-plodu-ludzkiego-i-warunkach-dopuszczalnosci-przerywania-ciazy (data dost^pu: 26.03.2023).

40. Ordo Iuris. Kim Jestesmy. URL: https://ordoiuris.pl/kim-jestesmy (data dost^pu: 26.03.2023).

41. Bunt kobiet : czarne protesty i strajki kobiet / red. E. Korolczuk, B. Kowalska, C. Snochowska-Gonzalez, J. Ramme. Europejskie Centrum Solidar-nosci, 2019. 207 s. URL: https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/18107/ECS_raport_buntkobiet.pdf?sequence=1&isAllowed=y pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

42. Wyrok Trybunalu Konstytucyjnego z dnia 22 pazdziernika 2020 r. sygn. akt K 1/20. Rzeczpospolita Polska. URL: https://isap.sejm.gov.pl/ isap.nsf/download.xsp/WDU20210000175/0/D20210175.pdf (data dost^pu: 26.03.2023).

43. Poland abortion ruling: Protests spread across the country // BBC News. 2020. 23 Oct. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-54669257 (accessed: 26.03.2023).

44. Obecnosc Kosciola katolickiego w sferze publicznej demokratycznego panstwa prawa. Przyklad wspolczesnej Polski. Warszawa, 2013. 75 s.

45. Deklaracja wiary lekarzy to klauzula sumienia. Kto podpisal deklaraj wiary? Lista lekarzy // Dziennik Zachodni. 2014. 30 maja. URL: http://www.dziennikzachodni.pl/artykul/3455075,deklaracja-wiary-lekarzy-to-klauzula-sumienia-kto-podpisal-deklaracje-wiary-lista-lekarzy,2,id,t,sa.html (data dost^pu: 26.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Komunikat z badan CBOS. O dopuszczalnosci przerywania ci^zy i protestach po wyroku Trybunalu Konstytucyjnego. Centrum Badania Opinii Spolecznej. 2020. № 153. 16 s. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2020/K_153_20.PDF (data dost^pu: 26.03.2023).

47. Chelstowska A. Stigmatisation and commercialization of abortion services in Poland: turning sin into gold // Reproductive Health Matters. 2011. Vol. 19, № 37. P. 98-106.

48. Abortion without borders. URL: https://abortion.eu/ (accessed: 26.03.2023).

49. Dzwoni^ kobiety, ktorym szpital wlasnie odwolal aborcj^. Pomozemy wszystkim [ROZMOWA] // OKO.press. 2020. 25 pazdziernika. URL: https://oko.press/dzwonia-kobiety-ktorym-szpital-wlasnie-odwolal-aborcje-pomozemy-wszystkim-rozmowa (data dost^pu: 26.03.2023).

50. A Union of Equality: Gender Equality Strategy 2020-2025 C0M/2020/152 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= CELEX%3A52020DC0152 (access date: 26.03.2023).

51. Zacharenko E. Reproductive rights as a social justice issue in the EU // The Future of the European Union: Feminist Perspectives from East-Central / E. Kovats (ed.). Budapest : Friedrich-Ebert-Stiftung, 2017. P. 27-36. URL: http://fesbp.hu/common/pdf/The_Future_of_the_EU.pdf (accessed: 26.03.2023).

References

1. The Center for Reproductive Rights. (n.d.) Roe v. Wade. The landmark U.S. Supreme Court ruling recognizing the right to abortion. [Online] Available

from: https://reproductiverights.org/roe-v-wade/ (Accessed: 26th March 2023).

2. The New York Times. (2022) Thousands Protest End of Constitutional Right to Abortion. 24th June. [Online] Available from:

https://www.nytimes.com/live/ 2022/06/24/us/roe-wade-abortion-supreme-court (Accessed: 26th March 2023).

3. BBC News. (2018) Irish abortion referendum: Ireland overturns abortion ban. 26th May. [Online] Available from: https://www.bbc.com/news/world-

europe-44256152 (Accessed: 26th March 2023).

4. Time. (2019) After 158 Years U.K. Lawmakers Have Voted to Decriminalize Abortion in Northern Ireland. The Fight's Not Over Yet. 25th July.

[Online] Available from: https://time.com/5634762/northern-ireland-abortion-law-impact/ (Accessed: 26th March 2023).

5. Timofeeva, O.V. (2018) Aborty, kontratseptsiya i diskussiya o roli zhenshchin v obshchestve v politicheskoy povestke sovremennoy Pol'shi [Abortion,

contraception and discussion about the role of women in society in the political agenda of modern Poland]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2(4). pp. 485-494.

6. Vershinina, D.B. & Timofeeva, O.V. (2019) Zhenskiy vopros v katolicheskoy strane: traektorii gendernoy politiki v Irlandii i Pol'she kontsa XX -

nachala XXI veka (na primere voprosa ob abortakh) [Women's question in a Catholic country: Trajectories of gender policy in Ireland and Poland in the late 20th - early 21st century (the abortion question)]. VestnikPermskogo universiteta. Istoriya. 3(46). pp. 95-108.

7. Makarova, A.V. (2012) Religioznyy faktor v gendernykh transformatsiyakh v III Rechi Pospolitoy (1989-2000-e gg.) [Religious factor in gender

transformations in the Third Commonwealth (1989-2000s)]. Zhenshchiny i muzhchiny v kontekste istoricheskikh peremen [Women and men in the context of historical changes]. Proc. of the Fifth International Conference. Tver, October 4-7, 2012. Moscow: Institut etnologii i antropologii RAN, 2012. T. 1. pp. 207-210.

8. Szlek Miller, S. (1997) Religion and Politics in Poland: The Abortion Issue. Canadian Slavonic Papers. 39(1/2). pp. 63-86.

9. Kozub-Karkut, M. (2017) Religia w dyskursie polityki - polski spor o aborcj^. Annales UniversitatisMariae Curie-Skiodowska. 24(2). pp. 237-255.

10. Shatilina, A.S. (2021) Vashe telo ne tol'ko Vashe delo: kommentariy k Postanovleniyu Konstitutsionnogo tribunala Respubliki Pol'sha ot 22 ok-tyabrya 2020 goda № K 1/20 [Your body is not only your business: a commentary on the Ruling of the Constitutional Tribunal of the Republic of Poland dated October 22, 2020 No. K 1/20]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 3(142). pp. 141-157.

11. The UNO. (2014) Pekinskaya deklaratsiya i Platforma deystviy [Beijing Declaration and Platform for Action]. [Online] Available from: https://www.unwomen.org/sites/default/files/Headquarters/Attachments/ Sections/CSW/BPA_R_FINAL_WEB.pdf (Accessed: 26th March 2023).

12. European Institute for Gender Equality. (s.n.) Reproductive rights. [Online] Available from: https://eige.europa.eu/thesaurus/terms/1350 (Accessed: 26th March 2023).

13. Verdery, K. (1996) What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton, NJ: Princeton University Press.

14. Nagel, J. (1998) Masculinity and nationalism: Gender and sexuality in the making of nations. Ethnic and Racial Studies. 21(2). pp. 242-269.

15. Gal, S. & Kligman, G. (2000) Reproducing Gender: Politics, Publics, and Everyday Life after Socialism. Princeton, NJ: Princeton University Press.

16. Rochon, A., Grzybek, A., Graff, A. et al. (2010) Koscioi, panstwo i polityka pici. Warszawa: Przedstawicielstwo Fundacji im. Heinricha Bolla w Polsce. [Online] Available from: https://pl.boell.org/sites/default/files/kosciol_panstwo_i_polityka_plci.pdf (Accessed: 26th March 2023).

17. Zubrzycki, J. (2016) Polonia semper fidelis? Natsional'naya mifologiya, religiya i politika v Pol'she [Polonia semper fidelis? National mythology, religion and politics in Poland]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' vRossii i za rubezhom. 3. pp. 44-78.

18. Poland. (1956) Ustawa z dnia 27 kwietnia 1956 r. o warunkach dopuszczalnosci przerywania ciqzy (Dz. U. Nr 12, poz. 61). Rzeczpospolita Polska. [Online] Available from: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19560120061/O/D19560061.pdf (Accessed: 26th March 2023).

19. Baranowska, M. & Fiktus, P. (2022) Dyskurs polityczny i prawny o ustawie z dnia 27 kwietnia 1956 r. o warunkach dopuszczalnosci przerywania ci^zy. Czasopismo Prawno-Historyczne. 74(1). pp. 253-278. [Online] Available from: https://pressto.amu.edu.pl/index.php/cph/article/ view/34684/30060 (Accessed: 26th March 2023).

20. Poland. (1993) Ustawa o planowaniu rodziny, ochronie piodu ludzkiego I warunkach przerywania ciqzy : zostala przyjçta 1 marca 1993 r., Rzecz-pospolita Polska. [Online] Available from: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19930170078/U/D19930078Lj.pdf (Accessed: 26th March 2023).

21. Poland. (1997) Ustawa z dnia 6 czerwca 1997 r. Kodeks karny, Dz. U. 1997. Nr 88, poz. 553. Rzeczpospolita Polska. [Online] Available from: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/ WDU19970880553/U/D19970553Lj.pdf (Accessed: 26th March 2023).

22. Poland. (1997) Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej: zostala przyjçta 2 kwietnia 1997 r., Rzeczpospolita Polska (opracowano na podstawie: Dz. U. z 1997 r. Nr 78, poz. 483, z 2001 r. Nr 28, poz. 319, z 2006 r. Nr 200, poz. 1471, z 2009 r., Nr 114, poz. 946). [Online] Available from: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/ WDU19970780483/U/D19970483Lj.pdf (Accessed: 26th March 2023).

23. EU. (n.d.) Lisbon European Council 23 and 24 March 2000. Presidency Conclusion. [Online] Available from: https://www.europarl.europa.eu/ summits/lis1_en.htm (Accessed: 26th March 2023).

24. EU. (n.d.) Community framework strategy on gender equality (2001-2005). [Online] Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=LEGISSUM%3 Ac10932 (Accessed: 26th March 2023).

25. Voronina, O.A. (ed.) (2008) Gendernoe ravenstvo v sovremennom mire: rol' natsional'nykh mekhanizmov [Gender equality in the modern world: The role of national mechanisms]. Moscow: MAKS Press.

26. Wolchik, S.L., Einhorn, B., Rueschemeyer, M. et al. (1993) Democratic reform and the position of women in transitional economies. Oxford: Clarendon Press. [Online] Available from: https://www.wider.unu.edu/sites/default/files/Publications/Book/Book-democratic-reform-position-women-transitional-economies.pdf (Accessed: 26th March 2023).

27. Hann, C.M., Humphrey, C., Verdery, K. et al. (2001) Postsocialism. Ideals, ideologies and practices in Eurasia. London: Routledge.

28. Bystydzienski, J.M. (2005) Negotiation the New Market: Women, Families, Women's Organizations and the Economic Transition in Poland. Journal of Family and Economic Issues. 26(2). pp. 239-265.

29. Poland. (n.d.) Prawo i Sprawiedliwosc. [Online] Available from: https://pis.org.pl/ (Accessed: 26th March 2023).

30. Poland. (n.d.) Samoobrona Rzeczypospolitej Polskiej. [Online] Available from: http://samoobrona.net.pl/ (Accessed: 26th March 2023).

31. Poland. (n.d.) Radio Maryja. [Online] Available from: https://www.radiomaryja.pl/ (Accessed: 26th March 2023).

32. Poland. (n.d.) Platforma Obywatelska. [Online] Available from: https://platforma.org/ (Accessed: 26th March 2023).

33. Poland. (n.d.) Kongres Kobiet. [Online] Available from: https://www.kongreskobiet.pl/ (Accessed: 26th March 2023).

34. Callahan, J.C., Callahan, S., Easterbrook, G. et al. (2001) The Ethics of Abortion: Pro-Life Vs. Pro-Choice (Contemporary Issues). Prometheus.

35. Ralph, D. (2020) Abortion and Ireland: How the 8th Was Overthrown. Palgrave Pivot.

36. Amery, F. (2020) Beyond Pro-life and Pro-choice: The Changing Politics of Abortion in Britain. Bristol University Press.

37. Poland. (2006) Projekt ustawy o zmianie Konstytucji Rzeczypospolitej Polskiej. 5 wrzesnia 2006 r. [Online] Available from: http://orka.sejm.gov.pl/Druki5ka.nsf0/79EB9DAFA9 F1849FC12571F60033806C/$file/993.pdf (Accessed: 26th March 2023).

38. Poland. (2007) Glosowanie nadprzyjçciem w calosci projektu ustawy o zmianie Konstytucji Rzeczypospolitej Polskiej, w brzmieniu proponowanym przez Komisjç Nadzwyczajnq. Sejm RP. 13.04.2007. Posiedzenie 39 — glosowanie nr 79. [Online] Available from: https://orka.sejm.gov.pl/ Glos5.nsf/nazwa/39_79/$file/ glos_39_79.pdf (Accessed: 26th March 2023).

39. Platek, M. (2016) Opinia prawna na temat projektu ustawy o zmianie ustawy o planowaniu rodziny, ochronie plodu ludzkiego i warunkach dopuszczal-nosci przerywania ciqzy (Dz. U. z 1993 r. nr 17, poz. 78 ze zm.) oraz ustawy z dnia 6 czerwca 1997 r. — Kodeks karny (Dz. U. nr 88, poz. 553 ze zm.). [Online] Available from: https://www.isp.org.pl/pl/publikacje/opinia-prawna-na-temat-projektu-ustawy-o-zmianie-ustawy-o-planowaniu-rodziny-ochronie-plodu-ludzkiego-i-warunkach-dopuszczalnosci-przerywania-ciazy (Accessed: 26th March 2023).

40. Ordo Iuris. Kim Jestesmy. [Online] Available from: https://ordoiuris.pl/kim-jestesmy (Accessed: 26th March 2023).

41. Korolczuk, E., Kowalska, B., Snochowska-Gonzalez, S. & Ramme, J. (eds) (2019) Bunt kobiet: czarne protesty i strajki kobiet. [Online] Available from: https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/18107/ECS_raport_buntkobiet.pdf?sequence=1&isAllowed=y pdf (Accessed: 26th March 2023).

42. Poland. (n.d.) Wyrok Trybunalu Konstytucyjnego z dnia 22 pazdziernika 2020 r. sygn. akt K 1/20. Rzeczpospolita Polska. [Online] Available from: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU20210000175/O/D20210175.pdf (Accessed: 26th March 2023).

43. BBC News. (2020) Poland abortion ruling: Protests spread across the country. 23rd October. [Online] Available from: https://www.bbc.com/ news/world-europe-54669257 (Accessed: 26th March 2023).

44. Poland. (2013) Obecnosc Kosciola katolickiego w sferze publicznej demokratycznego panstwa prawa. Przyklad wspolczesnej Polski. Warszawa: [s.n.].

45. Dziennik Zachodni. (2014) Deklaracja wiary lekarzy to klauzula sumienia. Kto podpisal deklaracjç wiary? Lista lekarzy. 30th May. [Online] Available from: http://www.dziennikzachodni.pl/artykul/3455075,deklaracja-wiary-lekarzy-to-klauzula-sumienia-kto-podpisal-deklaracje-wiary-lista-lekarzy, 2,id,t,sa.html (Accessed: 26th March 2023).

46. Poland. (2020) Komunikat z badan CBOS. O dopuszczalnosci przerywania ci^zy i protestach po wyroku Trybunalu Konstytucyjnego. Centrum Badania Opinii Spolecznej. 153. [Online] Available from: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2020/K_153_20.PDF (Accessed: 26th March 2023).

47. Chelstowska, A. (2011) Stigmatisation and commercialization of abortion services in Poland: turning sin into gold. Reproductive Health Matters. 19(37). pp. 98-106.

48. EU. (n.d.) Abortion without borders. [Online] Available from: https://abortion.eu/ (Accessed: 26th March 2023).

49. OKO.press. (2020) Dzwoni^ kobiety, ktorym szpital wlasnie odwolal aborcjç. Pomozemy wszystkim [ROZMOWA]. 25 pazdziernika. [Online] Available from: https://oko.press/dzwonia-kobiety-ktorym-szpital-wlasnie-odwolal-aborcje-pomozemy-wszystkim-rozmowa (Accessed: 26th March 2023).

50. EU. (n.d.) A Union of Equality: Gender Equality Strategy 2020—2025 COM/2020/152 final. [Online] Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= CELEX%3A52020DC0152 (Accessed: 26th March 2023).

51. Zacharenko, E. (2017) Reproductive rights as a social justice issue in the EU. In: Kovats, E. (ed.) The Future of the European Union: Feminist Perspectives from East-Central. Budapest: Friedrich-Ebert-Stiftung. pp. 27-36. [Online] Available from: http://fesbp.hu/common/pdf/ The_Future_of_the_EU.pdf (Accessed: 26th March 2023).

Сведения об авторе:

Кривошеина Владислава Олеговна - аспирант кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук

Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: wladyslawakrivoszeina@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Krivosheina Vladislava O. - Postgraduate Student of the Department of World Politics, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: wladyslawakrivoszeina@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; принята к публикации 03.07.2023 The article was submitted 27.03.2023; accepted for publication 03.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.