Научная статья на тему '"ЖЕНСКАЯ ЗАБАСТОВКА" В ПОЛЬШЕ В СВЕТЕ РЕАКЦИИ ПОЛЬСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА'

"ЖЕНСКАЯ ЗАБАСТОВКА" В ПОЛЬШЕ В СВЕТЕ РЕАКЦИИ ПОЛЬСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / "ЖЕНСКАЯ ЗАБАСТОВКА" / ПРОТЕСТ / АБОРТЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ / СТУДЕНТЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимофеева Ольга Валерьевна

Статья посвящена анализу отражения протестов в отношении ужесточения законодательства об абортах в конце 2020 года, известных как «женская забастовка», в реакции польского академического сообщества - преподавателей, студентов, университетской администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WOMEN'S STRIKE” IN POLAND AMID THE REACTION OF THE POLISH ACADEMIC COMMUNITY

The article is devoted to the analysis of the reaction of the Polish academic community, teachers, students, university administration on the protests against the tightening of the abortion legislation at the end of 2020, known as the ”women's strike”.

Текст научной работы на тему «"ЖЕНСКАЯ ЗАБАСТОВКА" В ПОЛЬШЕ В СВЕТЕ РЕАКЦИИ ПОЛЬСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА»

Тимофеева О. В. «Женская забастовка» в Польше в свете реакции польского академического сообщества // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 192-199.

Timofeeva О. V. "Women's strike" in Poland amid the reaction of the polish academic community. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 1 (88) . Pp. 192-199. (In Russ.)

УДК 930 (85). 438

О. В. Тимофеева

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

«ЖЕНСКАЯ ЗАБАСТОВКА» В ПОЛЬШЕ В СВЕТЕ РЕАКЦИИ ПОЛЬСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА1

Тимофеева Ольга Валерьевна — старший преподаватель кафедры «История и археология».

E-mail: olga. [email protected]

Статья посвящена анализу отражения протестов в отношении ужесточения законодательства об абортах в конце 2020 года, известных как «женская забастовка», в реакции польского академического сообщества — преподавателей, студентов, университетской администрации.

Ключевые слова: Польша, «женская забастовка», протест, аборты, университеты, студенты, конституционный суд.

О. V. ^mofeeva

Perm State University, Perm, Russia

"WOMEN'S STRIKE" IN POLAND AMID THE REACTION OF THE POLISH ACADEMIC COMMUNITY

^mofeeva Olga V. — Senior Lecturer at the Department of History and Archeology.

The article is devoted to the analysis of the reaction of the Polish academic community, teachers, students, university administration on the protests against the tightening of the abortion legislation at the end of 2020, known as the "women's strike".

Keywords: Poland, "women's strike", protest, abortion, universities, students, constitutional court.

Осенью 2020 года польские города должны были быть парализованными по случаю очередной волны коронавирусной инфекции. Однако на улицы выходят женщины, вновь протестующие против решения конституционного суда Польши по вопросу о доступности абортов. Забастовка женщин — явление, имеющее уже достаточно продолжительную историю. Впервые в 1975 году организовавшим «Женский выходной» исландкам удалось добиться принятия закона о равноправии, запретившего дискриминацию по половому признаку. В 2016 году польские женщины проводят массовую женскую забастовку, получившую название «черный протест», где десятки тысяч полек и поляков в понедельник под проливным дождем протестовали против ужесточения абортного законодательства.

Из всего спектра женской повестки проблема абортов является для Польши наиболее горячей, ведь мы знаем Польшу как страну с высоким уровнем религиозности. По данным доклада Европейской комиссии, в 2005 году более 80 % населения Польши называли себя

1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 21-011-31794 «Мобилизация vs самоорганизация: кросснациональ-ный анализ факторов и векторов женского участия в политике».

верующими [13, р. 9]. Согласно же отчетам Института статистики католического костела, в стране в 2017 году по сравнению с предыдущим на 1,6 % выросло число верующих, принимающих регулярное участие в воскресной мессе, что составило 38,3 % католиков. Это означает, что не менее 400 000 поляков в 2017 году регулярно принимали участие в этом таинстве [4, s. 4].

Аборты в Польше запрещены с 1993 года. Действующий сегодня «Устав о планировании семьи, охране человеческого плода и условиях допущения прерывания беременности» от 7 января 1993 года [ 17] называют компромиссным, так как в его содержании представлены позиции, удовлетворяющие одновременно позициям и сторонников, и противников абортов. С точки зрения этого акта аборты в стране до недавнего времени были легальны в нескольких обстоятельствах, а именно: аборт возможен, если беременность угрожает жизни и здоровью матери; аборт возможен, если известно о неизлечимых болезнях, угрожающих жизни плода; аборт также может быть осуществлен, если беременность стала результатом преступления. Таким образом, в Польше с 1993 года (с перерывом на полгода в 1997 году) действует один из самых жестких в Европе законов в этой области [см. подробнее: 1].

По крайней мере с 2015 года в политическом поле Польши конкурируют между собой две основные партии, идеологическое противостояние их между собой Л. С. Лыкошина называет «польско-польской войной» [2]. «Право и справедливость» (ПиС) братьев Качинских так же, как и «Гражданская платформа» (ГП), созданная бывшим премьер-министром Польши, бывшим председателем Европейского союза Дональдом Туском, относятся исследователями к правой части политического спектра. Однако если ГП не делает акцента на вопросах идеологии и посвящает себя главным образом вопросам экономического благополучия граждан, то ПиС прямо обозначает свою приверженность христианско-демократической, национально-католической, консервативной традициям. И именно ПиС в опоре на консервативные ценности предпринимает в 2016 году очередное наступление на репродуктивные права, поддержав законопроект об исключении из допустимых по закону условий легальности аборта пункт о неизлечимых болезнях плода. Результатом стал «черный понедельник» 2016 года, через несколько дней после которого законодатели подавляющим большинством проголосовали против «драконовского» законопроекта. Однако и альтернативный законопроект «Спасем женщин» [18], значительно либерализующий текущее положение дел и предусматривающий возможность прерывания беременности по решению женщины до 12 недели беременности, а также вводящий сексуальное просвещение в школе, тоже был отклонен парламентариями, что в очередной раз подтвердило неготовность правящего большинства к либерализации в столь горячем вопросе.

Важно отметить, что наибольшее сопротивление ПиС вызывает именно пункт, связанный с тяжелой болезнью плода. Уже в 2017 году представитель партии ПиС в сейме Бартоломей Врублевский обратился в конституционный суд уже по поводу пункта, связанного с медицинским проблемами плода [15]. Не скоро, но тем не менее 22 октября 2020 года конституционный суд Польши принимает решение о том, что такой пункт противоречит польской конституции, гарантирующей право на жизнь [20]. Активные протесты, в первую очередь в столице, начинаются в тот же вечер, но очень быстро распространяются на всю страну.

Протест, сегодня известный как «женская забастовка», отличается от «черного понедельника» 2016 года прежде всего тем, что в 2020 году протесты не завершились одним днем. Под лозунгом «Это война» протестующие прорабатывают программу действий, создают координационный совет, ведут активную пропаганду в Сети, и всё это в условиях ма-

сочного режима конца 2020 — начала 2021 года. Польское общество последние годы крайне поляризовано в политическом отношении, одним из доказательств тому служит результат последних президентских выборов, где с отрывом менее 3 % над представителем ГП одержал победу ставленник ПиС [19]. Этот же раскол мы наблюдаем в обществе и по вопросу отношения к «женской забастовке» и повестке протестов. Согласно опросу общественного мнения Кантар от ноября 2020 года 57 % опрошенных поддерживают протесты, даже при том, что не участвуют в них [14]. Наряду с этим, говорит то же исследование, больше всего поддерживающих женский протест находится в группе молодых людей 1824-летнего возраста. Среди этой возрастной группы почти каждый третий, а именно 29 %, принимали участие в протестах [14]. Академическое сообщество неоднородно, так же как и само польское общество. Вдобавок академическое сообщество, безусловно, не является сегодня замкнутым, как в средневековье, но представляет собой неотъемлемую часть всего общества. Особенностью академического сообщества можно назвать уровень правовой культуры и сознательности выше среднего, а также молодой возраст большей части участников. В этой связи ситуация в польских университетах в ходе протестов, а таже позиция студенчества и администрации могут составить особую картину, не во всем схожую с общей ситуацией в стране.

Университет в Гданьске — одно из крупнейших государственных высших учебных заведений в Польше, насчитывающее более 21 тысячи студентов. Гданьск — родина движения «Солидарность», осуществившего демократический транзит в стране. Студенты университета организованно выступили в поддержку протестов уже в 10 утра 28 октября. К моменту начала пикета перед зданием главной библиотеки собрались около 500 человек, каждый из участников мог подойти к мегафону, многие из студентов признавались, что впервые взяли слово в ходе демонстрации. Среди заявлений выступавших студентов звучали голоса о том, что молодежи не нужно делать выбор в пользу эмиграции, так как Польша еще может стать светским государством. Кроме того, часть студентов потребовали от властей учебного заведения увольнения профессора Якуба Стелины, члена конституционного суда, который поддержал решение по вопросу закона об абортах и не высказал особого мнения. Студенты уже в понедельник во время удаленных занятий у профессора Стелины устанавливали на своих профилях символ женского протеста — красную молнию, а затем одна из студенток обратилась к Стелине с предложением уволиться из университета. Важно отметить, что в Гданьском университете к пикетирующим вышел исполняющий обязанности ректора Кшыштоф Белавски. Он поблагодарил собравшихся за участие в протестах словами о том, что права женщин — это фундаментальная ценность и за нее стоит бороться. И это при том, что один из судей конституционного трибунала преподает в Гданьском университете, то есть является его подчиненным. Позднее к протесту присоединились студенты Гданьской политехники [16].

Ректор Познаньского университета имени Адама Мицкевича (47 тысяч студентов) публикует открытое письмо, которое размещается на официальном сайте Познаньского университета 26 октября 2020 года. Ректор профессор Богумила Каневска в своем обращении громко заявляет о том, что решение конституционного трибунала, ограничивающее права женщин, принято без общественных консультаций, без заботы о последствиях, без уважения к правам человека, обязательным в демократическом государстве, да кроме того, бьет по науке, а именно подвергает сомнению смысл пренатальных исследований, а академическое сообщество, с ее точки зрения, имеет право знать позицию ректора, даже не всеми разделяемую [10].

Краковский, или Ягеллонский, университет — один из старейших в Центральной и Восточной Европе и один из крупнейших в Польше, насчитывает на сегодня около 50 ты-

сяч студентов. Ректорская коллегия Краковского университета в ответ на решение конституционного суда 22 октября 2020 года выпустила открытое обращение на имя президента страны, маршала сейма, маршала сената и председателя совета министров. В своем тексте члены ректорской коллегии называют решение трибунала крайним отсутствием ответственности за судьбы людей, чьим жизни и здоровью сейчас угрожает особая опасность. И поскольку, говорится в тексте, власти университета ощущают свою ответственность за 50-тысячное академическое сообщество с различными взглядами на ситуацию, то обращаются к президенту, премьеру и руководителям сейма и сената за быстрым поиском выхода из трудной ситуации, в которой оказалось польское общество. В состав коллегии, как и в список подписантов письма, входит ректор профессор Яцек Попель и проректоры университета [5]. Важно отметить, что в числе прочих обращение, совершенно однозначно определяющее позицию органа управления университета в отношении женского протеста, подписывает проректор Коллегиум Медикум. А именно в среде медицинского сообщества долгое время громко звучали голоса противников абортов, и именно медицинское сообщество Польши было обвиняемо в эксплуатации так называемой «оговорки совести» (Ыаши1а $ит1вта) — правового регулирования, позволяющего врачу даже в ситуации легального аборта отказаться его проводить, если это противоречит его идеологической или религиозной позиции [см. подробнее: 3]. В ситуации протестов глава медицинского подразделения Краковского университета демонстрирует солидарность с протестующими, отмежевываясь от пролайферской позиции.

Ректор Вроцлавского университета (более 20 тысяч студентов) профессор Пшемы-слав Вишевски обратился к студентам и преподавателям в интервью «Газете Выборчей», одному из самых известных польских изданий, от 26 октября 2020 года. Ректор произносит очень лиричные слова о том, что он является мужем жены, которая любит больше жизни троих прекрасных, не всегда согласных с ними обоими детей, и он не представляет себе, чтобы кто-то мог ее вынудить на такую любовь. Таким образом, профессор Вишевски однозначно дает понять, что разделяет ценности «женской забастовки» [7]. При этом в выступлении ректор, избегая острых слов, говорит о том, что у университета свой путь, путь развития и обучения светскому, рациональному, гуманитарному дискурсу о мире, путь создания культуры, опирающейся на дискуссию, не на насилие — вновь в этих словах мы можем обнаружить отсылку к идеалам женского движения. Ректор Вроцлавского университета подчеркивает в своей речи, что каждый из нас живет во имя ценностей и каждый обязан эти ценности защищать, а также протестовать, когда эти ценности оказываются в опасности, а права отбираются. «Мы все гражданки и граждане светской Польши ... решение суда разрушает общественный компромисс по вопросу абортов», — говорит ректор, и здесь вновь мы не можем говорить о сохранении первым лицом вуза нейтралитета в отношении острой политической ситуации в стране. В открытом письме в адрес работников, докторантов и студентов учебного заведения профессор Вишевски призывает к принятию «рациональных решений в заботе о человеке. Это путь развития и учения о светской, рациональной, гуманистичной культуре дискурса о мире». Он пишет: «Как учителя и как студенты мы учимся строить между собой мосты, опирающиеся на логику, эксперимент, довод — всегда с заботой о человеке. И мы отрицаем как противоречащие человеческому достоинству насилие, презрение, желание доминирования со стороны сильного. Мы верим в свет человеческого разума даже тогда, когда обстоятельства тому противоречат. Если бы мы эту веру отбросили, мы бы обрекли себя и своих сограждан на ночь ненависти». «Берегите себя. Помните о достоинстве Университета, которое создаете. Дискутируйте всегда во имя рациональности, во имя гуманизма», — призывает ректор [7].

Варшавский университет является сегодня одним из крупнейших и самых престижных государственных высших учебных заведений Польши. На сегодняшний день в нем обучаются более 60 тысяч студентов. В Варшавском университете в ходе протестов принимается решение оставлять ворота кампуса открытыми вечером дольше обычного, чтобы в том числе протестующие могли оказаться на территории университета в безопасности. С просьбой об этом в адрес ректора Варшавского университета профессора Алоизия Нова-ка обратились работники отделения психологии. По средневековой традиции полиция не может без согласия ректора входить на территорию университета. В обращении психологов к ректору звучат слова о том, что «решение конституционного суда, ужесточающее законодательство об абортах, вызвало сопротивление многих сообществ как женщин, так и мужчин. Множество ректоров высших учебных заведений высказались однозначно, указывая на драматичные общественные последствия решения и взывая к уважению прав человека и свободы выбора в вопросах морали, которой право не должно касаться». «С глубоким сожалением, — пишут работники отделения психологии, — мы подчеркиваем факт, что среди таких людей нет ректора университета». Дальше в воззвании была сформулирована просьба о возможности не закрывать ворота кампуса, чтобы все участвующие в протестах могли укрыться на территории университета, если станут объектом агрессии или репрессий со стороны полиции [9]. Обычно ворота университетского кампуса на Краковском предместье закрывают в 20:00. Пресс-секретарь университета доктор Анна Модзе-левска пояснила, что в текущей ситуации это время продлено до 22:00, и университет будет постоянно мониторить ситуацию, чтобы в случае необходимости продлить время закрытия ворот для обеспечения безопасности студентов и работников университета. Безопасность протестующих для университета вопрос необычайно острый в связи с тем, что ровно напротив главных ворот университетского кампуса на Краковском предместье расположен Костел Святого Креста, чьи ступени стали местом столкновений в самые первые дни протестов. 28 октября, несмотря на обвинения, высказанные в воззвании отделения психологии, в том, что ректор остается безучастным к требованиям протестующих, ректором были объявлены так называемые «деканские часы», позволяющие студентам легализовать свое участие в протестах во время занятий.

Важно отметить, что 4 ноября на сайте Варшавского университета были опубликованы рекомендации представителя и главного специалиста университета по вопросам равноправия о том, что ценности женского протеста вписываются в круг ценностей, которые ре-презентует университет и многие другие польские вузы. В преамбуле подчеркивается, что Варшавский университет поддерживает протестующих через такие меры, как оставление ворот открытыми, предложение правовой и психологической поддержки. Это преподносится как ответственность и забота университета об общественности. Таким образом особо подчеркивается не пассивная роль Варшавского университета и его властей, которые отреагировали заметно позднее некоторых других вузов страны. Рекомендации специалиста по равноправию преподавателям советуют позаботиться о том, чтобы студенты не чувствовали себя исключенными из-за своих взглядов, то есть официально заявлено, что отношение студентов или преподавателей к протестам не должно отразиться на оценках [12].

Не сложно отметить, что Варшавский университет демонстрирует широкий спектр отношения к протестам и женской повестке, подтверждая тезис о поляризованности польского общества. Ряд отделений Варшавского университета раньше ректора взяли слово в вопросе о «женской забастовке» и высказали поддержку протестующим, и среди них советы факультетов биологии, ориенталистики, педагогики, психологии, социологии, деканские советы отделений политических наук и международных отношений, отделения экономических наук, а также некоторые работники иных подразделений университета. При

этом отдельного внимания заслуживает открытое письмо — ответ на позицию университета, высказанную в рекомендациях специалиста по равноправию. На такую позицию университета публично отреагировали девять профессоров и почетных докторов (пять из девяти — историки) отреагировали острым вопросом, адресованным к ректору и властям университета, о том, действительно ли агрессия, дискриминация и вульгаризмы стали университетскими ценностями [6]. Таким образом, здесь мы обнаруживаем явно выраженную позицию противников «женской забастовки», сторонников громкого решения конституционного суда.

Особо следует обозначить реакцию сообщества не государственного, а католического университета. Католический университет в Люблине имени Иоанна Павла II — единственный негосударственный теологический университет Польши, имеет солидную репутацию и готовит отнюдь специалистов не только в области теологии и канонического права, но и в различных областях светской науки. Уже в первые дни после решения конституционного суда студентки католического университета стали заявлять в Сети о попытках не дать им высказываться по столь горячему вопросу [8]. Студентки университета заявляли об угрозах отчислением в адрес тех, кто высказывал открыто проабортные взгляды. Подобные угрозы звучали от деятелей, связанных с фондом «Жизнь и семья», инициаторов движения «Остановим аборты». От некоторых обучающихся поступали вопросы к руководству университета, могут ли они, как в некоторых иных университетах, рассчитывать на «ректорские часы», чтобы иметь возможность поддержать протест, за что также были подвергнуты критике в Сети в связи с необходимостью решать, быть ли студентом католического университета или демонстрировать свободу выбора. В нормативно-правовых актах университета говорится: «Как студент Католического университета в Люблине имени Иоанна Павла II буду добросовестно выполнять свои обязанности, чтобы быть усердно подготовленным на благо Костела и Родины. Руководствуясь принципами христианской морали, буду охранять достоинство студента и заботиться о добром имени университета, а также соблюдать все постановления его властей. Да поможет мне Бог» [11]. Светская свобода выбора не звучит в первых строках документов католического вуза, что и создает дополнительное конфликтное поле для студентов и сотрудников с различными взглядами на проблему. Однако и в этой ситуации важно отметить, что представитель университета Моника Стойовска в пояснениях для СМИ сообщила, что с профиля вуза в Сети удаляются лишь те комментарии, которые являются вульгарными, провокационными и выходят за рамки общепринятой культуры ведения дискуссии на публичных профилях. На вопрос, как Католический университет в Люблине смотрит на участие своих студентов и студенток в протестах в защиту прав женщин, представитель университета ответила, что время после окончания занятий является личным временем студента [8].

Таким образом, мы видим, что полярность мнений по отношению к «женской забастовке» в обществе в полной мере представлена в академической среде. Мы наблюдаем жаркую дискуссию в академическом сообществе по важному общественно-политическому вопросу. Нет возможности обнаружить монолитность позиции студенчества, или администрации, или преподавателей. Важно отметить, что развитие событий, обозначение своих позиций в академической среде протекает в большей степени мирно, тогда как на улицах польских городов «женская забастовка», по сообщениям СМИ, порой вступает в столкновения с защитниками права на жизнь и полицией. Мы не обнаруживаем в университетской среде информации об актах вандализма, насилия, нападениях, хотя обнаруживаем заявления о попытках использовать административный ресурс. Широкую дискуссию в академическом кругу мы можем объяснять серьезно укоренившейся в польском обществе демократической традицией. Кроме того, нельзя забыть о свойственной польскому обществу традиции про-

теста. Только лишь история движения «Солидарность» говорит нам о способности польского общества к самоорганизации, об умении формулировать требования и добиваться от властей, чтобы их услышали. Важно отметить, что академия не дистанцирована от происходящего в обществе и политике, университеты в лице руководства, представителей подразделений и отдельных сотрудников считают важным обозначить позицию учебного заведения по вопросу протестов. И если студенчество нередко бросает университетским властям обвинение в летаргии, то действия отдельных представителей профессуры получают в СМИ название «бунта профессоров». Однако мы не обнаруживаем сколь либо явной реакции властей страны, правящей партии на позицию академии, при том что академическое сообщество считает для себя крайне важным высказаться по горячей повестке.

Библиографический список

1. Вершинина Д. Б., Тимофеева О. В. Женский вопрос в католической стране: траектории гендерной политики в Ирландии и Польше конца XX — начала XXI века (на примере вопроса об абортах) // Вестник Пермского университета. История. 2019. № 3. С. 95-108.

2. Лыкошина Л. С. «Польско-польская война»: политическая жизнь современной Польши: монография / ИНИОН РАН. М., 2015. 258 с.

3. Тимофеева О. В. Свобода совести врача в решении вопроса об абортах в современной Польше // Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание: материалы XIII Междунар. науч. конф. Рос. ассоциации исследователей женской истории и Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН: в 2 ч. / ИЭА РАН. М., 2020. Ч. 1. С.435-438.

4. Annuarium statisticum ecclesiae in Polonia ad 2019. URL: http://www.iskk.pl/images/stories/ Instytut/dokumenty/Annuarium_Statisticum_2019.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

5. Apel Kolegium Rektorskiego Uniwersytetu Jagiellonskiego do Wladz RP w sprawie wyroku Trybunalu Konstytucyjnego z dnia 22 pazdziernika 2020 r. URL: https://www.uj .edu.pl/documents/10172/146167589/Apel_w_sprawie_wyroku_TK.pdf/489ceb68-ebec-4447-9cb9-dcdf01d7e 154 (дата обращения: 15.06.2021).

6. "Czy wartosciami UW s^ dyskryminacja, agresja i wulgaryzmy?" List profesorów do Rektora UW. Tygodnik Solidarnosci. 06.11.2020. URL: https://www.tysol.pl/a56174-Tylko-u-nas-Czy-wartosciami-UW-sa-dyskryminacja-agresja-i-wulgaryzmy-List-profesorow-do-Rektora-UW (дата обращения: 15.06.2021).

7. Dzikowska J. Rektor UWr: "Odrzucamy jako sprzeczne z godnosci^ czlowieka przemoc, po-gard? i ch?c dominacji ze strony silniejszych" Wyborcza.pl. 26.10.2020. URL: https://wroclaw.wyborcza.pl/wroclaw/7,35771,26438190,rektor-uniwersyteta-wroclawskiego-odrzucamy-jako-sprzeczne.html (дата обращения: 15.06.2021).

8. Gmiterek-Zablocka A. Strajk kobiet. Studentki KUL alarmuj% ze zamyka si? im usta: Przeraza-j^ce, co si? dzieje. Tok.fm. 28.10.2020. URL: https://www.tokfm.pl/Tokfm/7,103085,26448816,strajk-kobiet-na-katolickim-uniwersytecie-lubelskim-alarmuja.html (дата обращения: 15.06.2021).

9. Karpieszuk W. Apel do rektora UW o otwarcie bram kampusu, by protestuj^cy mogli si? tam schronic przed polij Wyborcza.pl. 26.10.2020. URL: https://warszawa.wyborcza.pl/ war-szawa/7,54420,26450088,apel-do-rektora-uw-o-otwarcie-bram-kampusu-by-protestujacy.html (дата обращения: 15.06.2021).

10. List Rektora z 26 pazdziernika 2020 r. URL: https://amu.edu.pl/wiadomosci/aktualnosci/ ogol-nouniwersyteckie/list-rektora-z-26-pazdziernika-2020-r (дата обращения: 15.06.2021).

11. Regulamin Studiów Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego Jana Pawla II. URL: https://bip.kul.lublin.pl/files/1658/akty_prawne_2021/uchway/228_zal._regulamin_studiow_2019_jednolit y_od_1.10.2021.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

12. Rekomendacje rzeczniczki akademickiej i gtównej specjalistki ds. równouprawnienia na UW w sprawie wykorzystania symboli w przestrzeni akademickiej. URL: https://www.uw.edu.pl/rekomendacje-rzeczniczki-akademickiej-i-glownej-specjalistki-ds-rownouprawnienia-na-uw-w-sprawie-wykorzystania-symboli-w-przestrzeni-akademickiej/ (дата обращения: 15.06.2021).

13. Social values, Science & Technology. Special Eurobarometer 225. 2005. URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/ebs/ebs_225_ report_en.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

14. Sondaz Kantaru: 70 proc. badanych popiera protest Strajku Kobiet // Rzeczpospolita. 20.11.2020. URL: https://www.rp.pl/Spoleczenstwo/201119278-Sondaz-Kantaru-70-proc-badanych-popiera-protest-Strajku-Kobiet.html (дата обращения: 15.06.2021).

15. Teister W. Aborcja eugeniczna do Trybunalu Konstytucyjnego! // Gosc.pl 24/20 URL: https://www.gosc.pl/doc/4285851.Aborcja-eugenicznado-Trybunalu-Konstytucyjnego. (дата обращения: 15.06.2021).

16. Tokarczyk M. "Kupcie im kwiaty na grob, ktory sobie kopi^". Protest studentow na Uniwer-sytecie Gdanskim. // Wyborcza.pl. 28.10.2020. URL: https://trojmiasto.wyborcza.pl/trojmiasto/ 7,35612,26449043,kupcie-im-kwiaty-na-grob-ktory-sobie-kopia-tlumy-protestujacych.html (дата обращения: 15.06.2021).

17. Ustawa z dnia 7 stycznia 1993 r. o planowaniu rodziny, ochronie plodu ludzkiego i warunkach dopuszczalnosci przerywania ci^zy // Dziennik Ustaw. 1993. Nr. 17. Poz. 78. URL: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/ WDU19930170078/ U/D19930078Lj.pdf (дата обращения: 15.06.2021).

18. USTAWA z dnia ... 2017 r. o prawach kobiet iswiadomym rodzicielstwie (project). Komitet Inicjatywy Ustawodawczej Ratujmy Kobiety 2017. URL: https://www.dropbox.com/s/ y3m0j7fc9elzjmy/ProjektRatujmy2017final-2.pdf?dl=0 (дата обращения: 15.06.2021).

19. Wybory Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej 2020 r. URL: https://prezydent20200628.pkw.gov.pl/ prezydent20200628/ (дата обращения: 15.06.2021).

20. Wyrok Trybunalu Konstytucyjnego z dnia 22 pazdziernika 2020 r. sygn. akt K 1/20. URL: https://tvn24 .pl/naj nowsze/opp 1t-Wyrok-Trybuna%C5%82u-Konstytucyj nego-z-22-pa%C5 %BAdziernika-2020-roku (дата обращения: 15.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.