УДК 34 © Р. Ю. Рахматуллин, Э. Р. Семенова, 2014
Традиционализм и либерализм в свете философии права
Р. Ю. Рахматуллин *, Э. Р. Семенова **
Естественное и позитивное право рассматриваются в качестве выражения исторического противоречия между традиционализмом и либерализмом, присущего также и современной России. Космологический вариант естественного права толкуется как выражение универсальных алгоритмов бытия Вселенной. Позитивное право, как выражение либерализма в правотворчестве, рассматривается в качестве результата трансформации всеобщих норм бытия, вызванной интересами и потребностями субъекта права.
Ключевые слова: либерализм, традиционализм, позитивное право, естественное право, архетип,
либеральный консерватизм.
Одним из противоречий, присущих как древним, так и современным обществам, является борьба между сторонниками либеральных и традиционалистских взглядов . В текстах это противостояние выражено в виде альтернативы «новое — старое», «модернизм — консерватизм», «реформы — застой», «инновации и традиции», «традиции и модернизация» и т . д . Но какие бы языковые выражения ни применялись, речь неизменно идет о противостоянии устоявшегося, с одной стороны, и стремящегося его изменить нового — с другой В нововременной России это противоречие было представлено в виде борьбы между «западниками» и «славянофилами», ныне оно трансформировалось в противостояние между «белоленточника-ми» (Б . Немцов, Г. Каспаров, А . Навальный и др .) и евразийцами (А . Дугин, Г. Джемаль, М . Шевченко и др .) . В современном арабском мире это противоречие переросло в вооруженный конфликт между сторонниками светских или «полусветских» форм общественного устройства (Б Асад, М Каддафи, Х . Муббарак и др .) и салафитами (мусульманскими «протестантами», желающими вернуть общество к так называемому «чистому» исламу времен Мухаммада). Российское общество, разочарованное результатами либеральных реформ последнего двадцатилетия, оказалось на перепутье между либерализмом и традиционализмом . Известный экономист и публицист М Делягин называет либерализм идеологией уничтожения России политолог В . Э . Багдасарян считает его изобретением Запада, направленным на колонизацию стран «вто-
рого» и «третьего» мира 2. Журналист М . Шевченко призывает россиян вернуться к фундаментальным ценностям православия и ислама ради сохранения Родины К сожалению, в России либерализм и традиционализм в их современных ипостасях оказались несовместимыми
Поскольку ключевые для нашей работы понятия «традиционализм» и «либерализм» имеют разные толкования 3, то для адекватного понимания смысла статьи поясним, в каком значении они здесь используются . Традиционализм рассматривается нами как приверженность традиции, такому способу социальной преемственности, при котором политические, правовые и иные решения принимаются исходя из незыблемости основополагающих принципов и ценностей существования социальной системы Последовательная редукция в поиске оснований такой традиции приводит в конечном счете к идее существования метафизической, сакральной матрицы, находящейся за пределами как социального, так и рационального Примером такого понимания этого феномена выступает интегральный традиционализм Р. Генона и М . Элиаде . Понятие «либерализм», выражающее стремление к свободе, выходу за рамки общепринятого, традиционного, консервативного ради реализации естественных прав человека, выступает в этом контексте как антитеза традиционализму Однако нужно исходить из относительности традиционного, консервативного, с одной стороны, и либерального, революционного — с другой . Учения Иисуса и Му-хаммада, воспринимавшиеся как нововведения
* В нашем журнале опубликовал статью «Генетические источники мусульманского права» (2011. № 4) .
** В нашем журнале публикуется впервые .
в период их возникновения, со временем превратились в мощные оплоты традиционализма . И наоборот: происходившие в Ливии и происходящие ныне в Сирии события рассматриваются салафитами в качестве борьбы за утверждение неотъемлемых прав граждан на соблюдение, как они говорят, норм «истинного ислама», понимаемого ими исходя из буквального толкования Корана. Политологи стали называть подобные события «консервативными революциями» 4.
В истории традиционализм, экстраполированный в правовое пространство, обнаруживается еще в Древнем Китае, где оно выразилось в идеологии даосизма и конфуцианства Известно, что эти учения рекомендуют человеку следовать «законам Неба», Дао и не противодействовать «ходу вещей» для достижения гармонии Наиболее характерным выражением этой позиции является даосский принцип «активного недеяния». Ранее мы писали, что «в древнекитайской философии есть термин „лиз", который переводится как ритуал, норма, устав, регламент Иероглиф для обозначения этого термина этимологически восходит к действию с сосудом. А иероглиф сосуда в китайской культуре несет онтологический смысл субстанции Таким образом, „лиз" символизирует действия с субстанцией, первоосновой Но ведь субстанция существовала до человека, она имеет объективную природу Тогда „лиз" следует рассматривать как структурирующее начало Вселенной, организующую Хаос в Космос силу. Это нормы, по которым устроен Космос» 5 . Конфуций призывал преодолеть в себе гордыню и обратиться к благопристойности, т. е. к неким объективно существующим нормам, понимаемым в данном контексте как надличностные нормы В китайской культуре эти нормы, как правило, именуют «законами Неба». Человеческое общество («поднебесная») должно быть устроено именно по этим вселенским алгоритмам Тогда в обществе будут порядок, мир и процветание Насколько своевольно люди изменяют законы, в такой же степени они страдают от несправедливости и самоуправства
Здесь напрашивается интересное сравнение с исламом Известно, что «ислам» в переводе с арабского означает покорность, подчинение Возникают вопросы: «Покорность — перед кем, подчинение — кому?» Оказывается, тем же «законам Неба», выраженным в виде шариата как нормативной части Корана . И даже пугающее исламофобов слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие», «усердие» в соблюдении этих метафизических алгоритмов бытия природы, общества и человека Поэтому мусульманское право «относится к космологическому варианту естественного права, согласно
которому правовые нормы являются отражением единого мирового порядка Вместе с представлением о едином Боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка» 6 .
Таким образом, естественное право (в его космологическом варианте) основывается на утверждении о существовании до человека и независимо от него неких упорядочивающих алгоритмов бытия По этим алгоритмам устроена и функционирует вся Вселенная, по ним же должна быть организована и жизнь людей . Поскольку эти нормы изначально содержатся в природе, то и не зависящее от интересов и желаний людей право было названо природным, естественным
В европейской культуре мысль об объективном, надчеловеческом характере структурирующих мир начал мы находим у Платона. Платоновские «идеи», наряду с «формами» Аристотеля, объясняют, почему так устроен и упорядочен мир Однако Платон и его ученик не стали социализировать свою метафизику в данном направлении . Большее внимание к применению этой идеи к общественному устройству мы встречаем у римских политиков и юристов (Цицерон, Гай и др. ), а также у философов А. Августина, Ф. Аквинского и У. Оккама. Голландский юрист Г Гроций полагал, что идея естественного права полезна, даже если Бог, как автор надчеловеческих норм, не существует
Таким образом, в космологическом варианте естественного права основным источником правовых норм выступает не человек, а объективно существующие алгоритмы бытия, по которым «работает» вся Вселенная Собственно, в таком — натуралистическом — онтологическом виде естественное право выступает в качестве главной юридической доктрины Средневековья и эпохи Просвещения Возникшие позже деонтологические (И Кант) и логико-центристские (Г В Гегель) истолкования естественного права должны были или отказаться от решения вопроса об онтологических основаниях естественно-правовых норм (Кант) или вернуться к их метафизическому толкованию в духе панлогизма Гегеля .
Идеи либерализма, проецированные на правовое пространство, проявляются в виде возможности выбора равноправными гражданами тех норм, которые они считают справедливыми. В отличие от космологического варианта естественного права, в нем упор делается на человека, его интересы и потребности Это право установлено законодателем (в идеальном варианте — избранным демократическим путем) и выступает в качестве совокупности действующих правовых актов, защищающих интересы большинства
Отказ от космологического варианта в поиске оснований права и перенос их на «земную» по-
чву обнаруживается также в Древнем Китае, где появилось учение, известное в теории права как легизм . Легизм сформировался в ^-Ш вв . до н . э . и служил идейным фундаментом тоталитарно-деспотического управления обществом, ставшего в Империи Цинь официальной идеологией Подчеркнем, идея такого подхода к праву появилась еще в VI в . до н . э., когда советник правителя Царства Чжен по имени Цзы-Чань произнес формулу: «Путь человека близок, а Дао («путь Неба») далек и до человека не доходит» Именно в это время в Китае впервые была нарушена традиция «суда по совести», и в 536 г. до н. э. кодифицированы отлитые в металле уголовные законы, известные как Уложение о наказаниях Так же как и конфуцианство, легизм в Китае приобрел практическое значение и превратился в науку управления, напоминающую современный государственный менеджмент Возникает категория «шу», означающая методику управления, связующую юридический закон с властью . Шан Ян, правитель области Шан Царства Цинь, задолго до Н . Макиавелли формулирует прагматический принцип в политике и праве Он рекомендует не просвещать народ, чтобы легче было им управлять Отвергает абсолютность и святость любой правовой нормы, считая, что ее можно и нужно менять, если это отвечает интересам государства К этому периоду китайской истории относится не только построение Великой стены, но и уничтожение всех не имеющих практического значения книг, под которыми имелись в виду прежде всего книги гуманитарного направления Конечно, методы правления в Империи Цинь далеки от либерализма, и субъектом нормотворчества здесь выступают не избранный большинством законодательный орган, а император и его приближенные Но знаменательным является акт переноса норм организации жизни людей из «неба» на землю В рамках этой парадигмы автор закона оказывается в обществе, и в ходе истории с ним начинают происходить всяческие метаморфозы: им оказываются то суверен, то избранный большинством представительный орган, то — в идеализированном варианте — все общество
«Земной» характер права в европейской культуре доказывается британским юристом Дж. Остином — крупнейшим представителем позитивного толкования природы права Он пишет, что закон есть правило, установленное для руководства мыслящего существа другим мыслящим существом, обладающим властью над первым Остин не отвергал существования «небесных», Божьих законов, но считал их лишенными пользы, в отличие от человеческих законов, отражающих волю суверена — лица, над которым нет правителя В ХХ в среди
приверженцев позитивного права приобретает известность книга Г. Кельзена «Чистая теория права» (1934 г.), в которой автор последовательно проводил позитивистскую методологию, запрещающую в рамках научного исследования ставить и решать какие-либо мировоззренческие вопросы. Он считал, что делом юриспруденции является сфера должного, а не сущего
В европейской культуре две концепции права — «jus naturale» и «jus positivum» — находятся в постоянном противостоянии, последовательно меняя свой статус в правовом пространстве . Если в Средние века считали естественное право источником юридических норм, некой генетической матрицей, с которой они должны были согласовываться, то в XIX-XX вв. позитивное право, основанное на принципе равенства всех перед законом и поддерживаемое духом неограниченной свободы человека, стало брать реванш. Открытость позитивного права, его либеральность, стремление максимально соответствовать ожиданиям граждан достигли предела в социологической школе права (Р. Паунд, Е. Эрлих и др. ), которая, по сути, призвала к перманентной революции в праве, осуществляемой судами, которым дается право самим создавать законы, отвечающие местным условиям. Оно объявило позитивное право приверженным «юридической букве», поэтому не способным эффективно регулировать жизнь людей в конкретных условиях
Еще одной проблемой, возникающей на пути развития позитивного права, является установление пределов его либерализации . На самом деле, способен ли законодатель, ориентированный на мнение большинства граждан, установить некий предел расширяющимся потребностям этих граждан, толкуемым ими как их естественные права и свободы? Можно ли, например, разрешая гомосексуализм, лесбиянство, однополые браки, разрешить и педофилию, и скотоложство, и некрофилию, если большинство этого потребует? Подобные вопросы и вызывают, на наш взгляд, негативное восприятие либерализма как идеологии отечественными традиционалистами, не без основания опасающимися разрушения устоев русской культуры ускоряющейся вестернизацией, охватившей сферы не только экономики, политики, права, но и образования Как пишет А . Н . Швечиков, «либерализм стать национальной идеологией России не может, ибо он по сути враждебен ее православному духу, смысловым основам ее бытия» 7.
В обозначенном выше аспекте законодатель постоянно находится перед дилеммой: с одной стороны, изменяющаяся жизнь людей требует изменений и норм этой жизни С другой — нормы должны
иметь какие-то устойчивые основания, не зависимые от сиюминутных желаний и потребностей граждан Но как совмещать противоположности? Предположительный ответ на этот вопрос можно найти при помощи далекого от философии права учения — глубинной психологии К . Г. Юнга .
Известно, что Юнг верил в существование неких объективных, надматериальных и надпсихических феноменов («коллективного бессознательного»), проявляющих в человеческой психике в виде архетипов, определяющих в конечном счете нашу жизнь Но если архетипы одни и те же, почему люди ведут себя по-разному? Спроецируем этот вопрос на проблемное поле нашей статьи, и тогда получается следующая его формулировка: «Если существуют надчеловеческие нормы, по которым функционирует вся Вселенная, то почему возможны законы, не вписывающиеся в эти нормы?»
Мы полагаем возможным следующее решение Архетип реализует себя через человеческое сознание. Поскольку люди отличаются по состоянию здоровья, демографическим признакам, нравственным качествам, интеллекту, профессионализму и т д , то архетип проявляет себя в каждом по-разному Для пояснения приведем такой пример: одна и та же идея табуретки и полученные в результате ее реализации разными столярами табуретки будут отличаться настолько, насколько отличаются по профессионализму столяры, делающие табуретки, и материал, из которого табуретки делаются. Полагаем, что таков же механизм реализации надчеловеческих норм, о существовании которых говорит естественное право Вполне допустимо существование всеобщих структурирующих начал («порождающих структур»), которые являются всеобщими алгоритмами бытия Правовой характер они приобретают при их проецировании на сферу государственной власти Если же они проецируются, например, на биологический мир, то мы наблюдаем законы размножения и функционирования живых систем . С этой точки зрения и структура ДНК, и музыкальное произведение, и научная гипотеза представляют собой лишь разные формы реализации архетипа, иногда — одного и того же
В политико-правовой области эта идея может быть выражена как компромисс между традиционным и новым А Г Дугин назвал такую идеологию либеральным консерватизмом: «Для либеральных
консерваторов „сегодня" — это разумный компромисс между „вчера" и „завтра"» 8 .
Современная правовая мысль движется именно в этом направлении В конституциях Италии, Испании, США, Франции воплощена естественно-правовая концепция прав человека, когда власть государства ограничивается фиксированными в них правами личности Эти неотчуждаемые права должны, однако, найти оформление в виде ряда действующих норм позитивного права Получается, что можно рассматривать позитивное право как форму реализации естественного права В этом случае развитие права видится в приведении в соответствие действующего законодательства (позитивного права) с естественным правом Вместе с тем избежать противоречия между ними никогда не удастся в силу того, что субъектом права всегда являются определенное лицо или группа со своими интересами и потребностями
1 Делягин М. Г. Либерализм — теория уничтожения России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 14-18.
2 Багдасарян В. Э. Либерализм как идеология неоколониализма // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010 . Т. 3 . № 5 . С. 84-85.
3 Палмер Т. Либерализм, глобализация и проблема национального суверенитета. URL: http://www.polit.ru/ article/2005/12/09/palmer/ (дата обращения: 20.12.2012) ; Аверьянов В. Два понимания традиции (к сопоставительному анализу интерпретаций проблемы культурного наследия в современной отечественной мысли) // Вопросы культурологии . 2009. № 3 . С. 12-16 ; Богданов А. В. Сравнительный анализ интерпретации традиции и традиционализма в западной и отечественной политико-философской мысли // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 2011 № 8, ч 1 С 39-42 ; и др
4 Иванова Е. А. Политическая модернизация Арабского Востока: между государством и консервативной революцией // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН . 2011 . № 11. С. 419-433.
5 Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Онтологические основания идеи федерализма в свете философии права // Вестник ВЭГУ 2010. № 4 . С. 51 .
6 Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России 2011 № 4 С 43
7 Швечиков А. Н. Либерализм как идеология секуляризации // Известия Российского государственного педагогического университета им А И Герцена 2009 № 89 С 26
8 Дугин А. Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? // Философия права. 2009. № 4. С. 13 .