Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ТЕАТРА КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ И ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВКИ «КОФЕЙНАЯ» (2016) ТЕАТРА ДРАМЫ КУЗБАССА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО)'

ТРАДИЦИИ ТЕАТРА КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ И ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВКИ «КОФЕЙНАЯ» (2016) ТЕАТРА ДРАМЫ КУЗБАССА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ / СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА / ТЕАТР ДРАМЫ КУЗБАССА / ПОСТДРАМАТИЗМ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СИНТЕЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берсенева Елена Витальевна, Григорьянц Татьяна Александровна

В статье рассматриваются возможности синтеза театральных традиций и постдраматических тенденций на примере спектакля «Кофейная» (по мотивам пьесы К. Гольдони), автором которого является режиссер А. Джунтинни. Спектакль был поставлен в 2016 году в Кемеровском областном ордена «Знак Почета» театре драмы имени А. В. Луначарского (29.04.2020 был переименован в Театр драмы Кузбасса имени А. В. Луначарского) и представляет собой пример объединения элементов традиций итальянского театра комедии дель арте и постдраматических тенденций в одном спектакле. Современные исследователи итальянского театра масок считают, что комедия дель арте - не только продукт итальянского гения и исключительная собственность одного итальянского театра, но и явление, рождающее новые варианты и формы сценических текстов в иностранных театрах. Особое внимание уделяется пластическому рисунку персонажей, их внешним характеристикам. Акцентируются комбинации движений героев и отдельные жесты, позы и темповые перемещения. Все это дает возможность современным режиссерам экспериментировать, излагая сценический текст в большей степени на языке тела. При этом появляется и звучит особая - живая, непосредственная, рожденная сиюминутно интонация спектакля. В постановке «Кофейная», с одной стороны, яркие характеры разыгрывают хорошо знакомые жизненные ситуации в современном мире, с другой - множество пластических сцен и «отвлечений», выполненных в невербальной лексике. В одном случае способ существования персонажей предполагает колоритные, выполненные в определенном «узоре» пластические партитуры, в другом - акцент не на игре артистов, а на их исполнительском мастерстве. Сочетание традиций и инноваций проявляется в решении образов спектакля, в конструкции и конструировании сценического текста. Интересно решение автора сценического произведения относительно системы классических итальянских масок. Все персонажи в спектакле «Кофейная» наделены масками, которые фиксируются определенным образом. Точнее, видна некоторая отнесенность к традиционным итальянским маскам. С одной стороны, маска прорисована в полной мере, с другой - в наличии неравномерность и лишь некоторый намек на присутствие маски. Синтез традиции и современности в одном сценическом тексте позволяет режиссерам вести поиск не только в области обнаружения новых форм, но и в сфере рождения новых смыслов, что является актуальным для современного театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF COMMEDIA DELL’ ARTE THEATER AND POST-DRAMATIC TENDENCIES OF ONE PERFORMANCE (IN CASE OF THE PLAY OF THE KUZBASS DRAMA THEATER COFFEE HOUSE (2016))

The authors of the article consider the possibilities of synthesizing the modern theatrical trends and traditions of the Italian theater of masks Commedia Dell ’Arte. An example for analysis is the production of the play Coffee House based on the play by K. Goldoni, authored by producer A. Giuntinni. The play Coffee House was staged in 2016 at the Kemerovo Drama Theater of Kuzbass named after. A.V. Lunacharsky and is an example of the transformation and integration of the characteristics of the Italian theater Commedia Dell ’ Arte and some features of post-dramatism in one performance. In the production of Coffee House, on the one hand, bright characters play out well-known life situations in the modern world, on the other, a lot of plastic scenes and distractions performed in non-verbal style. The fusion of two different techniques makes it possible for modern producers to experiment, presenting the stage text to a greater extent in body language. The authors of the article pay attention to the accentuation of combinations of the characters’ movements and individual gestures, and emphasize tempo movements and sudden appearances. At the same time, a special lively, immediate, momentary intonation of the performance appears and sounds. On the one hand, the way the characters exist presupposes colorful plastic talents made in a certain pattern, on the other, the emphasis is not on the play of artists, but on their performing skills. The combination of traditions and innovations is also manifested in the solution of the images of the performance, in the design and construction of the stage text. The author’s solution of the system of classical Italian masks is interesting too. All the characters in the play Coffee House have masks, but these masks are fixed in a certain way. There is only some attribution to traditional Italian masks. Some characters have a mask drawn in full, others have only some hint of the presence of a mask. This unevenness, according to the authors, informs the attitude or measure of the attitude of the mask, as a combination of characteristics, to the character of the performance. The synthesis of tradition and modernity in one stage text allows directors to search not only in the field of discovering new forms, but also in the field of the birth of new meanings, which is relevant for modern theater.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ТЕАТРА КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ И ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВКИ «КОФЕЙНАЯ» (2016) ТЕАТРА ДРАМЫ КУЗБАССА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО)»

8. Svyatukha O.P. Tanets buto kak sintez zapadnykh i vostochnykh kul'turnykh traditsiy [Buto dance as a synthesis of Western and Eastern cultural traditions]. (In Russ.). Available at: https://cyberlemnka.ra/article/nAanets-buto-kak-sintez-zapadnyh-i-vostochnyh-kutturnyh-traditsiy (accessed 05.03.2023).

9. Khyyuzing T. Molchanie i trepet Arvo Pyarta [Silence and awe of Arvo Parta]. (In Russ.). Available at: https://trans-lated.turbopages.org (accessed 29.04.2023).

УДК 792

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-126-131

ТРАДИЦИИ ТЕАТРА КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ И ПОСТДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВКИ «КОФЕЙНАЯ» (2016) ТЕАТРА ДРАМЫ КУЗБАССА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО)

Берсенева Елена Витальевна, доцент кафедры театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Григорьянц Татьяна Александровна, кандидат культурологии, профессор, профессор кафедры театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются возможности синтеза театральных традиций и постдраматических тенденций на примере спектакля «Кофейная» (по мотивам пьесы К. Гольдони), автором которого является режиссер А. Джунтинни. Спектакль был поставлен в 2016 году в Кемеровском областном ордена «Знак Почета» театре драмы имени А. В. Луначарского (29.04.2020 был переименован в Театр драмы Кузбасса имени А. В. Луначарского) и представляет собой пример объединения элементов традиций итальянского театра комедии дель арте и постдраматических тенденций в одном спектакле. Современные исследователи итальянского театра масок считают, что комедия дель арте - не только продукт итальянского гения и исключительная собственность одного итальянского театра, но и явление, рождающее новые варианты и формы сценических текстов в иностранных театрах. Особое внимание уделяется пластическому рисунку персонажей, их внешним характеристикам. Акцентируются комбинации движений героев и отдельные жесты, позы и темповые перемещения. Все это дает возможность современным режиссерам экспериментировать, излагая сценический текст в большей степени на языке тела. При этом появляется и звучит особая - живая, непосредственная, рожденная сиюминутно интонация спектакля. В постановке «Кофейная», с одной стороны, яркие характеры разыгрывают хорошо знакомые жизненные ситуации в современном мире, с другой - множество пластических сцен и «отвлечений», выполненных в невербальной лексике. В одном случае способ существования персонажей предполагает колоритные, выполненные в определенном «узоре» пластические партитуры, в другом - акцент не на игре артистов, а на их исполнительском мастерстве. Сочетание традиций и инноваций проявляется в решении образов спектакля, в конструкции и конструировании сценического текста. Интересно решение автора сценического произведения относительно системы классических итальянских масок. Все персонажи в спектакле «Кофейная» наделены масками, которые фиксируются определенным образом. Точнее, видна некоторая отнесенность к традиционным итальянским маскам. С одной стороны, маска прорисована в полной мере, с другой - в наличии неравномерность и лишь некоторый намек на присутствие маски. Синтез традиции и современности в одном сценическом тексте позволяет режиссерам вести поиск не только в области обнаружения новых форм, но и в сфере рождения новых смыслов, что является актуальным для современного театра.

Ключевые слова: театр комедии дель арте, сценическая пластика, Театр драмы Кузбасса, постдраматизм, театральные традиции, синтез.

TRADITIONS OF COMMEDIA DELL' ARTE THEATER AND POST-DRAMATIC TENDENCIES OF ONE PERFORMANCE (IN CASE OF THE PLAY OF THE KUZBASS DRAMA THEATER COFFEE HOUSE (2016))

Berseneva Elena Vitalyevna, Associate Professor of Department of Art of Theatre, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Grigoryants Tatyana Aleksandrovna, PhD in Culturology, Professor, Professor of Department of Art of Theatre, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tatyanagrigorjants@ yandex.ru

The authors of the article consider the possibilities of synthesizing the modern theatrical trends and traditions of the Italian theater of masks Commedia Dell'Arte. An example for analysis is the production of the play Coffee House based on the play by K. Goldoni, authored by producer A. Giuntinni. The play Coffee House was staged in 2016 at the Kemerovo Drama Theater of Kuzbass named after. A.V. Lunacharsky and is an example of the transformation and integration of the characteristics of the Italian theater Commedia Dell' Arte and some features of post-dramatism in one performance.

In the production of Coffee House, on the one hand, bright characters play out well-known life situations in the modern world, on the other, a lot of plastic scenes and distractions performed in non-verbal style. The fusion of two different techniques makes it possible for modern producers to experiment, presenting the stage text to a greater extent in body language. The authors of the article pay attention to the accentuation of combinations of the characters' movements and individual gestures, and emphasize tempo movements and sudden appearances. At the same time, a special lively, immediate, momentary intonation of the performance appears and sounds. On the one hand, the way the characters exist presupposes colorful plastic talents made in a certain pattern, on the other, the emphasis is not on the play of artists, but on their performing skills. The combination of traditions and innovations is also manifested in the solution of the images of the performance, in the design and construction of the stage text. The author's solution of the system of classical Italian masks is interesting too. All the characters in the play Coffee House have masks, but these masks are fixed in a certain way. There is only some attribution to traditional Italian masks. Some characters have a mask drawn in full, others have only some hint of the presence of a mask. This unevenness, according to the authors, informs the attitude or measure of the attitude of the mask, as a combination of characteristics, to the character of the performance. The synthesis of tradition and modernity in one stage text allows directors to search not only in the field of discovering new forms, but also in the field of the birth of new meanings, which is relevant for modern theater.

Keywords: Commedia Dell' Arte Theater, stage plasticity, Kuzbass Drama Theater, post-dramatism, theatrical traditions, synthesis.

Современный театр находится в состоянии поиска не только вдохновляющих событий и актуальных историй, выявляются поводы для открытого обсуждения и глубокого анализа событий наших дней и давно ушедших. Вызовы времени, которые неизбежно отражаются в театральной жизни, диктуют свои условия. Требуется более глубокое и подробное рассмотрение фрагмента (пьесы) не столько с позиции исторической правды и целесообразности, сколько с точки

зрения жизни обычного человека. Происходит переакцентировка в понимании сценической истории в сторону повседневности. Для реализации замысла, адекватного решению режиссера спектакля, необходимы новые визуальные условия и выразительные средства. Важным в этих обстоятельствах представляется формальная организация оригинального сценического текста. Часто придумывание и изобретение новых форм сопряжено с переосмыслением традиционных вы-

разительных сценических средств, с попытками иначе представить синтез уже известных способов обнаружения и воплощения смысла в театре.

Одним из вариантов организации и материализации злободневных идей, мыслей, чувств на сцене является обращение к сложившимся, имеющим свою историю формам. Например, комедия дель арте - профессиональный итальянский театр ХУ1-ХУП веков - своеобразная «театральная система, в основе которой лежит импровизационный принцип игры и определенный набор масок-образов» [4, с. 114]. Изучая природу итальянского театра масок, исследователи пришли к заключению, что комедия дель арте «есть продукт итальянского гения и исключительная собственность только одного итальянского театра, пробуждающая (вместе с тем) новые формы в иностранных театрах...» [3, с. 36]. Большой потенциал кроется в обращении к особенностям телесного существования исполнителя в комедии дель арте. Исторические изыскания и эксперименты показали, что большая составляющая объема итальянской «маски» - это поведение персонажа. «То есть, по большому театральному счету, не через облик выявляет главным образом себя на подмостках любой характер, любой устойчивый человеческий тип, а через свое поведение, действие, в конце концов - через движение. Конечно, и костюм, и грим могут извещать о каких-либо существенных чертах, деталях, как-то характеризующих персонажа, но это будет дополнительная информация, генеральная же - передается движением» [7, с. 186]. Таким образом, все внимание переносится на комбинацию движений и реакций актера, что позволяет современным режиссерам экспериментировать, излагая сценический текст в большей степени на языке тела. При этом появляется и звучит особая - живая, непосредственная, рожденная сиюминутно интонация спектакля. Исследователи отмечают, что спектакли комедии дель арте «имели яркую реалистическую окраску, они игрались в быстром темпе, включали в себя песни, танцы, акробатические номера» [2, с. 144]. По мнению специалистов в области сценических искусств, театр дель арте представляет собой один из источников, питающих воображение режиссеров и вдохновляющих их и сейчас на создание оригинальных сценических произведений, что прекрасно демонстрирует по-

становка пьесы «Кофейная» (реж. А. Джунтинни, 2016) по пьесе К. Гольдони в Театре драмы Кузбасса. Премьера спектакля состоялась 19 апреля 2016 года и стала настоящим событием театральной жизни региона.

Автор пьесы «Кофейная» - известный драматург К. Гольдони - является одним из родоначальников литературного театра в Италии. Несмотря на свое отношение к народной комедии, многие персонажи его пьес удивительным образом перекликаются с характерами-масками комедии дель арте. Зритель без труда узнает в героях К. Гольдони Цанни (слуги, как правило, они существуют парами), весельчака Арлекина, старца Доктора, Коломбину и многих других.

Спектакль, автором которого является А. Джунтинни, интересен не только привлечением традиций классического итальянского театра, но и возможностью синтеза этих традиций с современными направлениями в театральном искусстве. Творческий поиск по созданию новой выразительной формы спектакля, как показывает практика, может находиться в области синтеза сценических возможностей, в соединении традиций и современности. Спектакль «Кофейная», сценический текст которого являет собой движение мысли, точнее, размышления о природе человеческой натуры и многообразии ее проявлений, представляет пример интеграции современных театральных тенденций (постдраматических) и устоев итальянского театра масок. В спектакле, с одной стороны, колоритные характеры, разыгрывающие хорошо знакомые жизненные ситуации и в современном мире, с другой - множество пластических «отвлечений» и значимого сценического текста в лексике языка тела. В одном случае способ существования персонажей предполагает яркие, выполненные в определенном «узоре» пластические партитуры, в другом - акцент не на игре артистов, а на их исполнительском мастерстве.

Кофейная Ридольфо (арт. Ю. Тимирбаев) -это своеобразное отражение повседневного мира обычных людей с их страстями, проблемами, заботами. События, сталкивающие и разводящие персонажей пьесы, не являются исключительными. Перед зрителем раскрывается панорама жизненных коллизий и характеров XVIII века, своеобразный срез будней того времени. История,

придуманная и рассказанная в XVIII веке, была перенесена на современную сцену, сохраняя некоторые атрибуты комедии масок. Начинается сценическое действие с большого монолога автора, повествующего историю, практически не имеющую отношения к основным событиям пьесы. Наличие длинного, «просторного» монолога в начале спектакля - одна из особенностей комедии дель арте.

Сочетание традиций и инноваций проявляется в решении образов спектакля, в конструкции и конструировании сценического текста. Интересным представляется режиссерское решение системы классических итальянских масок в спектакле. Все персонажи сценического действия наделены масками, точнее, видна некоторая отнесенность к традиционным итальянским маскам. Необходимо заметить, что эта «отнесенность» неравномерна. У одних характеров маска прорисована полностью (например, дон Марцио, артист И. Крылов), у других маска менее выпукла (Ев-генио, арт. Т. Шилов). В спектакле есть герой без маски - Ридольфо (арт. Ю. Тимирбаев). Можно предположить, что таким образом автор указывает на степень присутствия известных характеристик у конкретного персонажа. Например, синьор дон Марцио, крупная сутулая фигура, весь «объем» которой сосредоточен «на верхнем уровне (ярусе)» тела, являет собой одно большое ухо. Выбеленное лицо и характерный для отрицательного героя итальянской комедии костюм дополнены головным убором с множеством металлических вставок, которые напоминают пружины. Любая незначительная, совершенно обыденная информация, попадая к дону Марцио, как бы «отпружи-нивает» в его голове, обрастая новыми, только что придуманными подробностями и смыслами. Он буквально живет слухами, их рождением и распространением. Обладая незаурядными пластическими способностями, исполнитель роли дона Марцио создает не просто маску отрицательного героя, а характер персонажа, постоянно находящегося в поисках новостей, искусно раздувающего их, создающего новые интерпретации известных событий. Мягкие и в то же время сильные и порывистые движения, мелкие, но очень выразительные жесты, яркие, «переплавляющиеся» из одной в другую позы - все это внешние характеристики персонажа. Дон Марцио напоминает

огромного черного паука, плетущего интриги и втягивающего героев в непростые жизненные ситуации, при этом получающего невероятное удовольствие и даже наслаждение. Таким образом, с одной стороны, - наличие маски, с другой -тонкая пластическая работа в рождении и развитии отдельных жестов, жестовых фраз и поз. Сложноорганизованная внешняя партитура образа дона Марцио не иллюстрирует текст, а транслирует художественную информацию, которая находится «за текстом» сценических фрагментов.

Своеобразный подход режиссера А. Джун-тинни к решению системы образов - еще один пример соединения элементов комедии дель арте и постдраматических тенденций. Один из персонажей «Кофейной», хитрый и изворотливый слуга Траппола, трансформируется по воле автора спектакля в двух слуг, что в некоторой степени соответствует итальянской комедии, «где пара или две шутов демонстрировали словесную и телесную ловкость и в незамысловатом диалоге выливался народный юмор» [3, с. 55]. Исполнители Траппо-лы (арт. А. Остапенко и арт. И. Сорвилов), представленные в совершенно разных пластических характеристиках, воплощают простоватого, но при этом хитрого, ловкого, иногда откровенно наглого Трапполы. «Первый Цанни является носителем динамического комизма, а второй - представляет комизм статический. Традиционное соединение ловкача и простака, взаимно друг друга дополнявших и выделявших, было одной из самых мудрых черт итальянской комедии» [3, с. 59]. По мнению Н. Прокоповой, удвоение Трапполы есть «игра режиссера А. Джунтинни с масками Арлекина и Бригеллы», оригинальная творческая версия, «обеспечивающая присутствие гротеска в спектакле» [5, с. 104]. Искажение реальности (удвоение одного персонажа пьесы), рождающее гротеск, является средством «конструирования объекта комического (смешного) в искусстве» [6, с. 118]. Автор сценического текста спектакля, удваивая образ слуги Трапполы, создает синтез-парадокс с использованием различных пластических техник. Каждое его появление представляет собой развернутый пластический этюд, исполняемый в различных техниках (пантомима, трюковая пластика, акробатика, хореография). Одна из интересных находок в работе исполнителя первой части героя (Слуга № 1) (арт. А. Оста-

пенко) - просящий жест, который возникает автоматически на любые просьбы гостей кофейни. Вытянутая в сторону партнера рука с раскрытой вопрошающей ладонью - движение узнаваемое, имеющее вполне определенное значение. Интересно, что «работает» не только пластическая находка артиста, но и ее ритмическая организация (повторяемость), а также интонация ее исполнения. Любую просьбу со стороны посетителей кафе (чашка кофе, информация) всегда встречает вопрошающая рука. Сам жест, темпо-ритм его существования в спектакле наполняют все действие дополнительными смыслами, что придает дополнительный объем сценическому действию. Гротеск раскрывает и проявляет свои разнообразные свойства в пластических рисунках персонажей, что проявляется в умении «сочетать противоположности, полярные свойства в напряженном и прихотливом единстве» [8, с. 29]. Таким образом, история, рассказанная в XVIII ве-

ке, звучит актуально и в настоящее время. Синтез традиций комедии дель арте и постдраматических тенденций дает произведению удивительно современное звучание. Важным «жестом» в этом союзе является обращение к возможностям сценической пластики. Яркий внешний рисунок исполнителя должен воплощать внутреннее движение образа. По мнению Леонардо да Винчи, «хороший живописец должен уметь рисовать две главные вещи, а именно: человека и что у него на уме» (см. [1, с. 20]). Соединяясь в одном сценическом тексте, традиции и современность вызывают живой отклик у зрителя, движение его души, которые являются реакцией на искренность и талант исполнителей, «ведь история тронет душу, если изображенные в ней люди будут всячески представлять каждый свое движение души. Ничто в большей степени, чем природа, не оказывается способным к уподоблению, и потому мы плачем с плачущим и смеемся со смеющимся» [1, с. 20].

Литература

1. Баткин Л. М. Леон Альберти и Леонардо да Винчи о жесте в живописи. - М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2002. - 64 с.

2. Головенченко А. И. Комедия масок // Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974. -509 с.

3. Миклашевский К. М. Театр итальянских комедиантов. - СПб.: Лань: Планета Музыки, 2020. - 128 с.

4. Овэс Л. С., Сергеев А. В. Комедия дель арте // Театральные термины и понятия: материалы к словарю. - СПб.: ГНИУК РИИ, 2005. - Вып. 1. - С. 114-119.

5. Прокопова Н. Л. Актерское существование в спектакле «Кофейная» по пьесе К. Гольдони на сцене Кемеровского областного театра драмы им. А. В. Луначарского // Театр и драма: эстетический опыт эпохи. - Новосибирск, 2017. - Вып. 4. - С. 97-108.

6. Рюмина М. Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 320 с.

7. Щербаков В. А. Пантомимы Серебряного века. - СПб.: Петербургский театральный журнал, 2014. - 296 с.

8. Щербаков Е. А. Пластическое воплощение парадокса // Эра пантомимы. Лаборатория изучения евразийской театральной культуры XX-XXI веков: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Т. Ю. Смирнягина, Е. В. Маркова. - М.: Миттель Пресс, 2015. - Вып. 2. - 320 с.

References

1. Batkin L.M. Leon Al'berti i Leonardo da Vinchi o zheste v zhivopisi [Leon Alberti and Leonardo da Vinci about gesture in painting]. Moscow, Russian State University for the Humanities Publ., 2002. 64 p. (In Russ.).

2. Golovenchenko A.I. Komediya masok [Comedy of masks]. Slovar' literaturovedcheskikh terminov [Dictionary of literary terms]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1974. 509 p. (In Russ.).

3. Miklashevskiy K.M. Teatr ital'yanskikh komediantov [Theater of Italian comedians]. St. Petersburg, Lan', Planeta Muzyki Publ., 2020. 128 p. (In Russ.).

4. Oves L.S., Sergeev A.V. Komediya del' arte [Commedia dell'arte]. Teatral'nye terminy i ponyatiya: materialy k slovaryu [Theatrical terms and concepts: materials for the dictionary]. St. Petersburg, GNIUK RII Publ., 2005, iss. 1, pp. 114-119. (In Russ.).

5. Prokopova N.L. Akterskoe sushchestvovanie v spektakle "Kofeynaya" po p'ese K. Gol'doni na stsene Kemerovskogo oblastnogo teatra dramy im. A.V. Lunacharskogo [Acting existence in the play "Coffee House" based on the play by K. Goldoni on the stage of the Kemerovo Regional Drama Theater. A.V. Lunacharsky]. Teatr i drama: esteticheskiy opyt epokhi [Theater and drama: aesthetic experience of the era]. Novosibirsk, 2017, iss. 4, pp. 97-108. (In Russ.).

6. Ryumina M.T. Estetika smekha: Smekh kak virtual'naya real'nost' [Aesthetics of laughter: Laughter as a virtual reality]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 320 p. (In Russ.).

7. Shcherbakov V.A. Pantomimy Serebryanogo veka [Pantomimes of the Silver Age]. St. Petersburg, Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal Publ., 2014. 296 p. (In Russ.).

8. Shcherbakov E.A. Plasticheskoe voploshchenie paradoksa [Plastic embodiment of paradox]. Era pantomimy. Laboratoriya izucheniya evraziyskoy teatral'noy kul'tury XX-XXI vekov: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Era of pantomime. Laboratory for the Study of Eurasian Theatrical Culture of the 20th - 21st Centuries: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference]. Ed. by T.Yu. Smirnyagina, E.V. Markova. Moscow, Mittel' Press, 2015, iss. 2. 320 p. (In Russ.).

УДК 377

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-63-131-141

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Голубь Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и сценических искусств, Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна (г. Тирасполь, Приднестровье). E-mail: [email protected]

Проблемы развития художественного образования в контексте культурной политики Приднестровья, позволяющей формировать будущую творческую элиту, рассматриваются в разрезе геополитической ситуации и этнокультурной составляющей региона. Анализ современного состояния образовательной пирамиды республики в сфере культуры актуализирует вопросы, обусловленные многофакторностью, императивной изменчивостью и динамикой различных скоростных характеристик в области реализации разнообразных форм репрезентации аксиологических процессов.

Пирамида образовательных уровней, созданная за 30-летний период становления независимого Приднестровья, привела к расширению форм предоставления образовательных услуг (формальные и неформальные, государственные и негосударственные), обеспечивающих вовлечение разновозрастных аудиторий в данный процесс (от дошкольников до людей пенсионного возраста). Вместе с тем актуализируется необходимость реформирования образовательной системы, повышения уровня социальной и культурной активности республики и, в первую очередь, переосмысления дихотомии «традиция -модернизация» с учетом гетерогенности приднестровской культуры, направленной на выработку про-активных мер, сдерживающих деформации системы ценностей как деструктивной формы манифестации культурной идентичности. При отсутствии Концепции развития художественного образования в Приднестровье акцент следует сделать на положения «Стратегии развития ПМР на 2019-2026 годы», позволяющей следовать обозначенным стратегическим направлениям национальной культурной политики, при этом сохраняя, развивая и совершенствуя уникальную систему художественного образования.

Сформулированные рекомендации направлены на структурные и содержательные преобразования всех ступеней профессионального художественного образования в условиях общественной стратификации; активизацию процессов, направленных на улучшение культурно-воспитательной платформы, формирующей триаду: педагогические кадры - творческие работники - потребители культурных благ и услуг новообразованной республики. Акцент на культурно-интеллектуальный капитал, заложенный художественным образованием, формирующий культурную элиту республики, позволит подготовить будущих ее представителей, готовых отвечать на вызовы современного мира и самых глубоких его разломов, противостоять насаждаемым западным ценностям и их культурным эталонам, самоутверждающимся на основе агрессивного отрицания собственной национальной традиции, успешно продуцируя свою национальную культуру.

Ключевые слова: художественное образование, культурная политика, поликультурное Приднестровье, национальная идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.