УДК 82. 821
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ПИСАТЕЛЯ - ДЕМОКРАТА ЦОМАКА ГАДИЕВА
© 2015
Л.А. Туаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры осетинской филологии Р.А. Кибизова, студентка Б-АН 3 курса факультета лингвистики
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье анализируются поэтические произведения известного осетинского писателя Цомака Гадиева с целью определения влияния традиций русской литературы на идейно-художественный мир его творчества, и на осетинское народное творчество в целом, которое диктуется, с одной стороны требованиями научного освещения истории литературы, с другой - задачами дальнейшего развития национальной литературы.
Ключевые слова: фольклорные традиции, синтаксическая природа, сюжеты, образы, структура, приемы, художественный язык, контаминация, писатель - сказочник.
Цомак Гадиев - выдающийся деятель осетинской культуры. Его личность и творчество вызывают большой интерес не только у массового читателя, но и у многочисленных критиков и литературоведов. Он - первый историк осетинской литературы, крупный литературный критик и воспитатель целого поколения осетинских писателей. Ц. Гадиев внес значительный вклад в осетинскую литературу: стихотворения, рассказы, драмы, переводы. Его историко-литературные портреты осетинских писателей и статьи по отдельным вопросам истории осетинской литературы до сих пор остаются авторитетным словом о науке и об осетинской литературе.
Изучение влияния традиций русской литературы на идейно-художественный мир творчества классика осетинской словесности диктуется, с одной стороны требованиями научного освещения истории литературы, с другой - задачами дальнейшего развития национальной литературы [1]. В период 1907-1917 гг. Ц. Гадиев не изменил реалистическим принципам и социальной проблематике своего творчества. В некоторых его стихах звучали мотивы революционной поэзии, принципы которой отстаивались Демьяном Бедным [2].
Однако Цомак, не будучи еще коммунистом, попал под влияние всеобщего упадка настроений. Его охватило настроение горя и печали при виде свирепствующего террора и страданий народа. Но Ц. Гадиев не поддался таким настроениям, он не стал певцом ни «чистого искусства», ни клеветником на революционеров и социализм. В своих стихах: «Рох бжсты хъаржг», «Царды фжйлаужнтж», «Цъитийы цъуппытыл», «Зымжг» и в некоторых стихах цикла «Ахжстоны фыстытжй», Цомак дал потрясающие картины народного бедствия в период реакции. При этом Цомак, как и многие поэты, тогда часто прибегает здесь, по вполне понятным причинам, к аллегории и символике. У него есть несколько излюбленных символических образов, которые проходят почти через все его творчество [3]. Так, например: «солнце» и «весна» у него символы революции и новой счастливой жизни, употребляемые в дооктябрьской поэзии как образы заветных чаяний и надежд своих и народа, а в послеоктябрьской, как использование лучших мечтаний людей - наступление свободной, счастливой жизни. Символическими образами врага народа - самодержавия - служили «зима», «черная скала», «черные тучи». А в «неистовых раскатах грома» дан символ свирепствующей реакции - «Рох бжсты хъаржг» [4]. Но это «раскаты грома» поздней осени, тогда как в символических образах весеннего благодатного грома (в стихотворении «Арв нжры») заключалась Октябрьская революция, несущая народам счастье.
В период реакции Цомак больше всего прибегал к символическому образу суровой зимы, т. к. она наиболее подходила к изображению положения бедствующего народа. Именно зимой больше всего страдает горский народ от холода (т.к. в горах трудно с топливом), от голода (мизерные пашни не давали прокорма и до середины зимы) и губительных обвалов, которые так часто
уносили человеческие жертвы [5]._
Вот почему в стихотворениях «Плач забытой родины», «Зима», «Желание», «Сон» (из «Тюремных записей») даны с такой силой эмоционального воздействия картины трагического положения народа, и вызывающие у читателя глубокое сочувствие трудовому народу и жгучую ненависть к самодержавию:
От несчастья людей, от стонов бедняков вечно плачут ледниковые горы.
От неимоверного грохота неба рушатся крепости башни.
«Плач забытой родины» [6]
Когда спускаются снежные обвалы,
Когда воют звери,
Когда реки замерзают в горах,
Когда голодные и угнетенные
Люди дрожат в своих холодных хижинах,
Хотя бы, - говорю я тогда про себя, -
Хотя бы весна наступила.
«Желание» [6, с. 139]
В аллегорическом стихотворении «На ледниковых вершинах» поэт проливает слезы из - за обманутых надежд своих - поражения революции. В этом стихотворении поэт иносказательно передает долгий и тяжелый путь революционной борьбы своей и народа за свободу и счастье в виде трудного пути восхождения поэта к «давно влекущим» его горным вершинам «ослепительно - «Белых» ледников, расположенных «поблизости к солнцу». А поражение революции, которое сменило радость людей на еще большие страдания, Цомак изображает в виде спуска вниз с «сияющей вершины», при котором исчезла увиденная с вершины благодатная панорама неосуществленной мечты (обширные зеленые луга, добротные жилища и свободное, радостное, трудовое крестьянство).
Вместо этого он видит бедные аулы, облезлые клочки пашен и страдающий народ:
Горы с лысыми боками, склоны с оползнями, Люди обнищали совсем, нет, нельзя больше жить. Иду по ущелью. Глаза мои болят, Слеза опять упала, упала тяжело, Так плачет, роняя свои слезы, Тот, кто вернулся с ледниковых гор, как я. «На ледниковых вершинах» [6, с. 140] В стихотворениях цикла «Из тюремных записей» печаль, тоска кончаются у него жизнеутверждающими мотивами. Например, в стихотворении «Дж чиныг» от настроения смерти поэт переходит к оптимистическому настроению, в нем возродилась надежда. Цомак опять мечтает о «свободе» и «жизни»:
Опять желания рождаются в груди моей. Моя надежда опять родилась... Теперь мечтаю о свободе, а о жизни - сильнее «Хотя бы» и «О, если бы» - говорю я сейчас. «Дж чиныг» [6, с. 142].
Из стихов периода реакции особо надо отметить как шедевр пейзажной зарисовки зимы в горах Кавказа стихотворение - «Зима». Это стихотворение, как широкая панорама, открывает перед нами суровый, но величе-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)
ственный зимний пейзаж в горах. Поэт применяет широкие мазки художника, но они до тонкости передают всю своеобразную прелесть зимы на Кавказе.
Неудивительно поэтому, что, как стихотворение Пушкина «Зимний вечер» с детства знакомо и любимо русским, так и стихотворение «Зима» Цомака с детства пользуется большой популярностью у каждого осетина.
Арестованный в 1908 г. в Дерпте за революционную деятельность среди студенчества вместе с 23 товарищами Цомак не бросает своей литературной деятельности. За два года (1908 - 1909 гг.) пребывания в тюрьме поэт создал цикл стихов под названием «Из тюремных записей», написанных красивым, бисерным почерком на маленьких листках тонкой почтовой бумаги. Это семь изящных миниатюрных картинок, выхваченных из жизни в тюрьме и прочувствованно - тонко переданных поэтом. Сюда входят стихи: «Луч солнца», «Голубь», «Зависть», «Сон», «Твое письмо», «К брату», «Стемнело». Все стихотворения пронизывает одна мысль, одно стремление, отраженное в эпиграфе к ним, взятом из Гейне: «Только тот, кто побывал в тюрьме, познает до глубины души, как любима свобода».
Поэт в этих стихах дает реалистические картины нечеловеческих условий тюремной жизни, мысли и чаяния преданных делу революции друзей по борьбе и по камере. Поэт не отделяет свое стремление к личной свободе от основной своей цели - освобождение народа. Но более полно, что именно мучило Цомака и что он хотел отразить в цикле «Тюремных записей», он выразил в стихотворении «Бжлон»:
Раздумья о жизни, ее лучших идеалах,
Радостная свобода и моя любовь.
Таким образом, несмотря на субъективные лирические мотивы, в «Записях» большое место уделено и общественно - социальным мотивам. Революция, на которую он возлагал так много надежд, которая разбудила самое прекрасное, что было в его поэтической душе, прозвучав мощным набатом по всей Осетии, потерпело поражение. Этот удар вместе с наступившей тяжелой реакцией особенно мучительно сказался на моральном состоянии Цомака в «Тюремных записях». Ко всему этому добавлялся голод, всяческое надругательство тюремных властей над человеческим достоинством заключенных и нестерпимая тоска по родине, по родне, что сильно выражено в стихотворении «К брату»:
Как люблю тебя, моя родина!
Мои соотечественники, как тоскую по вам!
В тяжелой неволе, в надежде увидеть вас.
Себя поддерживаю вестями и воспоминаниями о вас [6, с. 144].
Угнетающе действовала на молодого поэта и роковым образом оборванная любовь к Н.И. Мусьпан. Арестованный как политический преступник Цомак потерял надежду, как на ее любовь, так и на согласие ее более состоятельных родителей на их брак, даже в отдаленном будущем. В «Тюремных записях» не говорится о сердечных муках поэта, он никогда не забывал о своей любви и это еще более окрашивало его поэзию нотками грусти. Впрочем, разве в стихотворении «Твое письмо» в жалобе на то, что «все меня бросили в час заключения» не скрыт упрек в адрес той, кого он считал самым дорогим и близким человеком. Или в выражениях жажды свободы разве не заключалась и надежда на счастье с любимой девушкой?
В одном из писем тюремного периода Цомак заверил Наталью Ионовну, что, хотя «ужасно ослабел в тюрьме» и «чувствует себя больным», он готов вынести и «каторгу и ссылку», лишь бы «быть достойным ее». «Пусть закуют, пусть секут!», «я вынесу все, чтобы быть достойным любви твоей» [3].
В «Тюремных записях» Цомак много внимания уделяет описаниям «своей чудесной родины», страждущих дорогих соотечественников и горем убитых родителей.
В стихотворении «Завистник» он завидует даже проносившейся тучке, ему хочется «полететь свободным на любимую родину», «насладиться встречей с близкими».
Особенно трогательно дана поэтом сыновняя любовь к родителям и родителей к нему в стихотворении «Сон». Не «находя себе покоя» от тоски по далеким родителям и от других давящих мыслей, поэт ночами не смыкал глаз. И вот однажды он «взмолился», чтобы хоть во сне увидел свою мать, своего отца, своих близких и сказал им слово утешения в их горе и бедности. Заснув он, правда, увидел сиротливо накренившийся отчий дом, сидящих вокруг огня постаревшего отца и плачущую мать. Проснувшись, он еще более встревожился и желал уже: «Ах, хотя бы избавиться в эту ночь от своих сновидений, душераздирающих сновидений».
В «Тюремных записях» отразился благородный, «вдохновенно-идейный» образ Цомака с его тонким и глубоким восприятием прекрасного. Читая этот цикл стихов, перед нами встает образ «Пушкинского узника». Он так же радуется, когда в его темной камере показывается луч солнца и в окошко залетает голубь, так же завидует тучкам, свободно проносящимся мимо его окна. Вот почему, зная какой дивной бывает весна на родных плоскогорьях и в красивых ущельях, он молит судьбу дать ему возможность еще увидеть любимую отчизну.
Вернувшись после Октябрьской революции на родину вместе с другими ссыльными, находившимися под «тяжестью мук леденящих цепей», в «ожидании рассвета, свободы», Ц. Гадиев славит «цветущую весну родного народа». Долгожданная встреча с любимой родиной, ради счастья которой он столько претерпел, делает Цомака безмерно счастливым:
Осетия! От твоего вида сердце ныло, Твое положение я помнил всегда, И гнет, и голод, и горскую стужу, Когда плач бедняка был слышен до небес... Прошло это время. Права бедняка Утвердились в жестоких боях, Трудовой народ освободился тогда, Когда показал свое неимоверное мужество. Отечество» [6, с. 152]
Весенними мотивами и картинами природы полны стихотворения поэта: «^рцыд, ныллжууыд уалдзжг» (1924г.), цейские стихи 1925г.: «цъжй - дон», «Райсом», «Цъити», «Доны заржг». Все они написаны в приподнятом духе с прекрасными, реалистическими видами чудесного курортного места Цей. Автор, прибегая к излюбленной аллегории и символике, поэт призывает трудовой народ быть, как цейская река, смелым и непреклонным, мужественным в борьбе за строительство новой жизни.
В стихотворении «^рцыд, ныллжууыд уалдзжг», эпиграфом для которого Цомак взял слова из романса Моцарта «Тоска по песне», звучат те же мотивы весны, счастья и оживления природы: В предгорьях и долинах, В ущельях, на горах, От края и до края -Луч солнца золотой, И ветерок играет Весеннею травой. Несется песнь ликуя, И радости полна, Таким же быть хочу я, Как ты, моя весна! [6, с. 183]
Таким образом, Цомак в своем творчестве никогда не изменял традициям русской литературы. Он написал немногим более трех десятков стихотворений. Это были гимны свободе, рассвету, солнцу, весне. Это были стихотворения о торжестве и счастье людей и любимой родины. Это были призывы к самоотверженному участию в строительстве новой жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Цховребова Л.Э. Жизнь и творчество Ц. Гадиева и русская литература. - Сталинир, 1961. - 298 с.
2. Гадиев Ц. Автобиография. Архив СОНИИ.
3. Дзанаев С. Гадиев Цомак. О жизни и творчестве видного осетинского писателя // Соц. Осетия. - 1946. 22 ноябрь.
4. Джусоев Н. Цомак Гадиев //Очерк истории осетинской современной литературы. - Ордзоникидзе, 1967. - 406 с.
5. Гадиев Ц. Сека Гадиев - осетинский поэт - самоучка. Изв. Горского педагогического института. т. 5. Владикавказ, 1929. - с. 234.
6. Гадиев Ц. Сочинения. Орджоникидзе, 1959. - С. 54.
TRADITIONS OF RUSSIAN LITERATURE IN THE FORMATION OF THE DEMOCRAT
WRITER TSOMAK GADIEV
© 2015
L.A. Tuaeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor of ossetian philology R.A. Kibizova, 3- year student, group BAN, faculty of linguistics
North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. This article analyzes the poetic works of the famous Ossetian writer Tsomaka Gadieva to determine the influence of the traditions of Russian literature in the ideological and artistic world of his work, and the Ossetian folk art in general, which is dictated on the one hand the requirements of the scientific interpretation of the history of literature, on the other - objectives for further development of the national literature.
Keywords: folk traditions, syntactic nature, stories, images, structure, techniques, artistic language, contamination, writer - storyteller.