"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (64), 2017
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО УДК 78
И.Ш. АЙДАМИРОВА, Т.Ф. ШАК
ТРАДИЦИИ РУССКОГО РОМАНСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Айдамирова Иман Шамсудиевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), ima_10@list.ru
Шак Татьяна Федоровна, доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), shaktat@yandex.ru
Аннотация. На основе выявления типовых черт русского классического романса прослеживаются принципы его претворения в отечественной эстрадной песне.
Ключевые слова: романс, эстрадная песня, жанровая классификация, лирика, гармония, мелодия, музыкальная форма.
UDK 78
I.SH. AIDAMIROVA, T.F. SHAK
TRADITIONS OF RUSSIAN ROMANCE IN THE DOMESTIC POP SONG (TO STATEMENT OF PROBLEM)
Aidamirova Iman Shamsudievna, graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), ima_10@list.ru,
Shak Tatiana Fedorovna, PhD (arts), Full professor, head of the department of musicology, composition and methodology of music education at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), shaktat@yandex.ru
Abstract. Based on the identification of typical features of Russian classical romance traced the principles of its implementation in the domestic pop song.
Keywords, a romance, a pop song, the genre classification, the lyric, a harmony, a melody, a musical form.
Цель данной статьи связана с жанровой типологией и конкретно выявлением черт русского классического романса в эстрадной песне.
Жанр романса исследовался музыковедами с разных точек зрения: истории жанра [1, с. 9], персоналий [2, с. 38], особенностей музыкального языка [3]. Беглый экскурс в историю романса позволяет выделить его жанровые подвиды: классический (профессиональный), бытовой (городской), сентиментальный, романс-элегия, жестокий, цыганский, казачий, дворянский, белогвардейский, тюремный и пр. С самого начала русский романс вбирал в себя опыт народной лирической песни, достижения французского и немецкого романса. У его истоков мы находим итальянскую оперную мелодику, танцевальную музыку первой половины XIX века [4, с. 37].
Подобное жанровое многообразие позволяет выявить инвариантные, типовые, черты романса. Обобщим некоторые из них:
1. Смысловая часть романса не выходит за пределы лирики, то есть объектом рефлексии является любовное переживание. Этот жанр отличается только одним лирическим настроением, при этом количество оттенков эмоциональных состояний чрезвычайно велико.
№ 1 (64), 2017
"Трибуна молодого ученого"
2. В своем содержании изначально романс диалогичен, так как, выражая любовное переживание, он всегда либо имеет, либо подразумевает адресата.
3. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность, при этом нельзя говорить об эмоциональной замкнутости в романсе, поскольку он всегда обращен к слушателю.
4. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой двухгранную структуру, где в полной гармонии находятся слово и музыка. Романсы писались на образцы высокой поэзии с напевным, мелодичным стихом, способным создать непрерывно развивающееся мелодическое движение.
5. Содержание романса составляет счастливая или несчастная любовь. Намеренной простоте содержания соответствует доступность музыкального языка и ясность композиции романсов.
Наметим некоторые типовые музыкально-выразительные средства, характерные для романса. Это умеренно-медленный темп; широкий диапазон распевной мелодии; минорный лад, наличие ключевых малосекстовых, малотерцовых, нисходящих секундовых интонаций; гитарный тип аккомпанемента; простая гармония, где, как правило, наличествует прерванный оборот ф7 - VI) и отклонение в субдоминанту; ярко выраженная кульминация в точке золотого сечения (высокий по диапазону звук, усиление динамики); куплетная форма; метроритмическая и темповая свобода исполнения, вольное замедление темпа на ключевых словах.
Эстрадная песня - наиболее простая вокально-инструментальная форма, объединяющая стихотворный текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Стремление авторов сделать их доступными достигаются различными средствами. Одно из них -взаимодействие с жанром романса. Возможно, именно поэтому многие эстрадные певцы привносят в свои произведения черты русского романса, именуя при этом жанр исполняемого произведения как «авторская песня» либо «поп-фолк», в редких случаях «романс: Елена Ваенга, Алексей Глызин, Елена Камбурова, Григорий Лепс, Александр Малинин, Антон Макарский, Александр Маршал, Николай Носков, Пелагея, Людмила Сенчина, Светлана Сурганова, и многие другие.
Выделим принципы претворения черт русского романса в песне.
По образному строю это адресность, диалогичность текста, широкий диапазон эмоционального состояния. По особенностям формообразования - куплетная форма. По средствам музыкальной выразительности - лирический тип мелодии, простая гармония с типовыми оборотами (прерванный, фригийский, отклонение в субдоминанту), специфический гитарный или подражающий гитарному аккомпанемент. По особенностям исполнения - яркая эмоциональность, присутствие смысловых цезур, метроритмическая свобода исполнения.
Объектом исполнителя являются личные или коллективные переживания в форме непосредственно выражаемых чувств, при этом лирическое настроение сохраняется от начала до конца песни. Его мы можем наблюдать во многих эстрадных песнях. Так, например, в песне «Две души» (сл. и муз. Е. Ваенга) в исполнении Е. Ваенга и А. Ма-линина. Эта песня сочетает в себе черты русской народной лирической песни и романса. Отсюда распевная мелодия, основанная на поступенном восходящем движении в куплете и интонации малой сексты чистой квинты в припеве, ладовые особенности, связанные с переменностью и натуральным минором.
Песня «Птицы» (сл. и муз. Н. Крупатина) в исполнении А. Макарского синтезирует черты романса как в его лирико-драматическом содержании, так и в средствах музыкальной выразительности: гитарный аккомпанемент, речитативного склада мелодия запева, ритм которой производен от текста, безыскусный припев, основанный на гаммообразной мелодии, льющейся из вершины-источника.
Адресность текста влечет за собой четкую направленность лирического содержания песни конкретному адресату. Исполнитель поет песню определенному объекту, выражая непосредственно испытываемые чувства. Приведем в пример песню-романс «Я тебя
"Культурная жизнь Юга России" 90 ;
№ 1 (64), 2017
никогда не забуду» (сл. А. Вознесенского, муз. А. Рыбникова) из оперы-мистерии «Юнона и Авось».
Широкий диапазон лирического эмоционального состояния. Контраст прослеживается, например, в песне «Река» (сл. Н. Матвеевой, муз. А. Барьюдина) в исполнении Е. Камбуровой. Благодаря динамическому нарастанию (от piano в начале песни к forte в конце) выявляется драматургический план песни-романса.
Говоря о принципе мелодичности, нужно отметить, что он присущ всем эстрадным песням, в которых воплощены черты русского романса. Ярким примером могут быть песни в исполнении Е. Ваенга «Клавиши», «Не любил» и в особенности песня «Шопен», где с помощью мелизмов на длинных нотах и использованием певицей микстового регистра на piano, пропеваются длинные фразы. Большое значение уделяется слову, текст взаимодействует с мелодией.
Специфический аккомпанемент - важное средство в данных песнях. Исполняются они чаще всего под аккомпанемент одного-двух музыкальных инструментов. Обычно это рояль и скрипка или же классическая гитара. Введение электронного инструментария в романсах недопустимо. В редких случаях используются и другие акустические инструменты, но очень специфично, не нарушая баланса между собой. Например, в песне «Исповедь» Николая Носкова (сл. Д. Коротаева, муз. Н. Носкова) хорошо прослеживается данный принцип. Партия скрипки акцентирует главный смысл песни.
Особенности гармонии. Присутствуют простые аккорды: T - S5/3 - D, а также прерванные обороты (с кульминации куплета). Например, песня «Звездочка моя» группа «Цветы» (сл. О. Фокиной, муз. В. Семенова), «Белой акации гроздья душистые» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).
Присутствие смысловых цезур, метроритмическая свобода исполнения очень важны в рассматриваемых произведениях. Цезуры являются своеобразными знаками препинания, признаками которых являются остановка на более долгом звуке, пауза в конце построения фразы, любая повторность (ритмическая, мелодическая). Например, песня в исполнении М. Боярского «Ланфрен-ланфра» (сл. Ю. Рященцева, муз. В. Лебедева).
Некоторые эстрадные песни имеют жанровые признаки той или иной разновидности романса. Жестокий романс в эстрадной песне представляет собой жанр с ярко выраженным мелодраматизмом, надрывностью, минорным настроением, с сильной кульминацией, сухим аккомпанементом («А на последок я скажу», сл. Б. Ахмадулина, муз. А. Петрова, исполнители: В. Пономарева, В. Вдовиченко, Д. Гарипова). Сентиментальный романс отличается излишней чувствительностью, его исполнение обычно нарочито нежное, вокалисты используют максимум мелизматики, выражая тем самым восторженность, умиление, растроганность, сопереживание («Как упоительны в России вечера», сл. В. Пеленягре, муз. А. Добронравов, группа «Белый орел»). Романс-баллада предполагает повествование о событии в каком-либо определенном времени. Ярким примером такого романса служит песня В. Высоцкого «Беда». Черты зажигательного цыганского романса прослеживаются в песне «От зари до зари» (сл. Р. Рождественский, муз. П. Темистокле, исполнители: Д. Спэтару, Т. Буланова, А. Давидян). Романс-элегия является лирическим жанром, который несет в себе какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья («Осенний романс», сл. А. Ордынец, муз. В. Саксонова в исполнении А. Глызина).
Таким образом, жанр романса остается актуальным и в наши дни, получив второе рождение в жанре эстрадной песни.
Литература
1. Овчинников М.А. Творцы русского романса. М., 1985.
2. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. М., 1956.
3. Мазель Л. Заметки о мелодике романсов Глинки //Статья по теории и анализу музыки. М., 1982. C.79-126.
4. Соболева Г.Г. Русский романс. М.,1980.
№ 1 (64), 2017
молодого ученого" ^^
References
1. Ovchinnikov M.A. Tvortsy russkogo romansa [Creators of Russian romance]. Moskow,
1985.
2. Vasina-Grossman V.A. Russkii klassicheskii romans XIX veka [Russian classical romances of XIX century]. Moscow, 1956.
3. Mazel L. Notes melodic songs Glinka // Article on the theory and music analysis. Moscow, 1982. P. 79-126.
4. Soboleva G.G. Russkii romans [Znanie Russian romance. Knowledge]. Moskow,1980.
УДК 78
Е.В. ПОКЛАДОВА
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ТИМУРА ШАОВА
Покладова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры. (Краснодар, 40 лет Победы, 33), pokladova-lena@mail.ru
Аннотация. Рассматривая песенное творчество российского барда Тимура Шаова, автор освещает особенности претворения им традиций современной авторской песни. Ключевые слова: авторская песня, советская массовая песня, барды.
UDC 78
E.V. POKLADOVA
FEATURES POETIC AND MUSICAL MEANS OF EXPRESSION IN ART SONG TIMUR SHAOV
Pokladova Elena Viktorovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of musicology, composition and methodology of music education of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), pokladova-lena@mail.ru
Abstract. Considering songwriting Russian bard Timur Shaov, the author highlights the features they implement the modern tradition of art song. Keywords, author's song, the Soviet mass song, bards.
В начале 90-х ХХ в. российским слушателям стало известно имя Тимура Шаова, молодого врача из Карачаево-Черкесии. Его песни, прозвучав на радио «Эхо Москвы», сразу же нашли свою аудиторию. В 1995 году Т. Шаов стал лауреатом Грушинского фестиваля с песней «Деревенька», в 1998 - победителем фестиваля авторской песни «Петербургский аккорд-98». Знаменитый бард-романтик Юлий Ким назвал Т. Шаова продолжателем традиций А. Галича и В. Высоцкого. В этой связи представляется интересным и возможным выявить черты такой преемственности, а также традиций и новаторства в творчестве барда Т. Шаова.
Обращает на себя внимание выбор автором жанровой основы песен. Интересна трактовка жанра марша - от мажорно-оптимистического («Патриотический марш») и скачущего «вприпрыжку» («Марша гедонистов») до крадущегося, зловеще-саркастического («Песнь о бодуне»). Еще более интересны обращения автора к жанру вальса: от трагикомического и ироничного («Врачебная нищенская») до жалобного («Включайте поворотники») с органично вписанной в отыгрыш песни цитатой темы вальса из фильма