Научная статья на тему 'Традиции российской науки'

Традиции российской науки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗЕЦ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРОШЛОЕ / БУДУЩЕЕ / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / МОЗАИКА / ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ / SAMPLE / RUSSIAN / PAST / FUTURE / ACADEMY OF ARTS / MOSAIC / HISTORICAL PLOTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанская Т. М.

В статье рассмотрены взгляды М.В. Ломоносова на взаимодействие русской культуры с западной, на западные «образцы», на значение искусства в нравственном и патриотическом воспитании граждан, на достойное имя в науке, взгляды на художественную критику Подчеркивается актуальность деятельности М.В. Ломоносова, обращенной к будущему России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF THE RUSSIAN SCIENCE

In article views of M.B. of Lomonosov of interaction of the Russian culture with western, on western «samples», on value of art in moral and patriotic education of citizens, on a worthy name in science, views of art criticism are considered. Relevance of activity of M.B. of Lomonosov turned to the future of Russia is emphasized.

Текст научной работы на тему «Традиции российской науки»

«Алтай» (первый номер вышел в 1947 году). Литературно-художественный, краеведческий журнал «Барнаул» появился в 1993 году. С 1994 года ежегодно издается сборник научных трудов «Культурное наследие Сибири». С развитием художественной жизни, авторами публикаций все чаще стали выступать музейные работники и художники. Их образование и профессия позволяла уйти от написания информаций-объявлений и попытаться в статье проанализировать творчество одного из местных художников, отдельное произведение или дать обзор выставке. К примеру, И. Иевлев, член выставочного комитета, художник-педагог, в публикации «Искусство народа» делает обзор выставки работ самодеятельных художников, прошедшей в Барнауле в 1960 году.

Зачастую периодика середины ХХ века выступала проводником государственной политики в сфере искусства. Например, С. Савчук, председатель Союза Советских художников Алтайского края, в статье «Быстрее преодолеть отставание изобразительного искусства в крае» писал о недостатках в различных областях искусства, вскрытых Центральным Комитетом, и о путях их преодоления. Темой газетных публикаций художников и музейных работников часто выступало и историко-культурное наследие Алтая. К примеру, «Два портрета П.К. Фролова» - статья Н. Савельева, заведующего отделом краевого музея, о том, что найден портрет П.К. Фролова - разностороннего ученого, основателя в Сибири старейшего музея.

Публицистическая деятельность имела большое значение для современников. В 1952 году заместитель заведующего отделом культпросветработы Алтайского Крайисполкома П. Строганов писал: «Краевой отдел культпросвет работы сообщает, что помещенная в газете «Алтайская правда» заметка «О недостатках в работе краеведческого музея» правильно отмечает недостатки в работе музея. Совет обсудил ряд мероприятий, направленных на исправление отмеченных недостатков, предложил научным сотрудникам музея более энергично проводить научно-исследовательскую и собирательскую работу» [2, с. 94].

Несмотря на типологическое разнообразие, публикации на тему художественной жизни печатались нерегулярно, носили информативный характер, так как были написаны, прежде всего, журналистами. Эта ситуация как и качественное содержание статей изменилось в 1960-е годы, когда на Алтае началось формирование искусствоведческой среды. В.И. Эдоков, Т.М. Сте-

Библиографический список

панская, И.К. Галкина, Л.Н. Шамина, Л.Г. Красноцветова, В.В. Сазонова, Н.С. Царева получили фундаментальное образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств в Петербурге, Л.И. Снитко, Л.Н. Лихацкая окончили Уральский государственный университет им. М. Горького в Екатеринбурге. Появление искусствоведов на Алтае придало развитию местной культуры научную ценность, позволило систематизировать и обосновать основные этапы становления и развития алтайской художественной школы. Первой, а затем ставшей наиболее распространенной печатной формой, в которой искусствоведы содействовали популяризации алтайского искусства и повышению художественного вкуса среди читателей, стали публикации в местной периодической печати.

Подготовка статей искусствоведами для периодических изданий края носила принципиальный характер и входила в годовой план работы музеев. Например, в плане работы Алтайского краеведческого музея на первый квартал 1952 года среди прочих задач значится: «Подготовить статьи в «Алтайскую правду»: «Исторические памятники дореволюционного Алтая», «Новая модель в Алтайском краеведческом музее», «Водные пути в проектах Фролова», «Алтайские мастера-камнерезы» [3, с. 45].

С середины 1990-х годов ежегодно выходит сборник научных трудов «Культурное наследие Сибири», основателем и научным редактором которых является Тамара Михайловна Сте-панская, основатель искусствоведческой школы на Алтае, член Союза художников России с 1984 г., доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства. Материалы и статьи, опубликованные в «Культурном наследии Сибири» под рубриками «Искусство Сибири», «Слово сибирского искусствоведа», «Публикации. Выставки. Рецензии», «Наши юбиляры», вводят в научный оборот новые факты и документы, раскрывающие историю формирования региональной культуры.

Благодаря публикациям, отразившим в периодических изданиях важные события художественной жизни Алтая, сегодня мы имеем летопись культуры и искусства Алтайского края второй половины ХХ века. Роль периодической печати в информировании читателя о событиях в художественной жизни региона, в воспитании художественного вкуса и формировании эстетических взглядов читателя, безусловно, постоянно возрастает.

1. Рукописи статей Л.И. Снитко // ГААК. Ф. Р-1585. Оп. 1. Д. 32.

2. Письмо заместителя заведующего отделом культпросветработы Алтайского Крайисполкома П. Строганова и директора Алтайского краеведческого музея Н. Денисова // ГААК. Ф. Р-1041. Оп. 1. Д. 11.

3. Материалы об организации и работе Алтайского краевого музея ИЗОиПИ // ГААК, Ф.Р-1041, оп. 1, № 351.

Bibliography

1. Rukopisi stateyj L.I. Snitko // GAAK. F. R-1585. Op. 1. D. 32.

2. Pisjmo zamestitelya zaveduyuthego otdelom kuljtprosvetrabotih Altayjskogo Krayjispolkoma P. Stroganova i direktora Altayjskogo kraevedcheskogo muzeya N. Denisova // GAAK. F. R-1041. Op. 1. D. 11.

3. Materialih ob organizacii i rabote Altayjskogo kraevogo muzeya IZOiPI // GAAK, F.R-1041, op. 1, № 351.

Статья поступила в редакцию 14.01.14

УДК 7.01

Stepanskaya T.M. TRADITIONS OF THE RUSSIAN SCIENCE. In article views of M.B. of Lomonosov of interaction of the Russian culture with western, on western «samples», on value of art in moral and patriotic education of citizens, on a worthy name in science, views of art criticism are considered. Relevance of activity of M.B. of Lomonosov turned to the future of Russia is emphasized.

Key words: sample, Russian, past, future, Academy of Arts, mosaic, historical plots.

Т.М. Степанская, д-р искусствоведения, проф., член Союза художников России,

зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета,

г. Барнаул, Е-mail: stm@art.asu.ru

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

В статье рассмотрены взгляды М.В. Ломоносова на взаимодействие русской культуры с западной, на западные «образцы», на значение искусства в нравственном и патриотическом воспитании граждан, на достойное имя в науке, взгляды на художественную критику Подчеркивается актуальность деятельности М.В. Ломоносова, обращенной к будущему России.

Ключевые слова: образец, русский язык, прошлое, будущее, Академия Художеств, мозаика, исторические сюжеты.

В науке определяющую роль играет личность, ее талант, ее нравственность, ее устремления; это относится к любой эпохе. Истоки российской науки проистекают из деятельности универсальной личности М.В. Ломоносова. «Ломоносовскую пору национальной культуры, - писал Б.Р Виппер, - характеризует рост национального самосознания... Отсюда - мажорность, красочность русской культуры этого периода, ее оптимизм. Наиболее полное воплощение дух культуры середины XVII - XVIII вв. получил в торжественной Оде, величайшим мастером которой был Ломоносов и громко-звучные формы которой, призваны были прославлять успехи России, победы русского оружия, . приподнятость национального самосознания» [1, с. 126].

Этому мнению есть основания противопоставить иное. О каком «оптимизме», о какой «мажорности» можно однозначно говорить, если учесть такие факты, как публичная казнь стрельцов на Красной площади, как казнь автора генерального плана Петербурга П.М. Еропкина, как самоубийство первого «директора» Петербургской Академии Художеств измученного интригами иностранцев А.Ф. Кокоринова, как резолюция Екатерины Великой на рукописи А.Н. Радищева - «автора повесить», как изощренная казнь Е. Пугачева и выкалывание глаз по специальному указу каждому подозреваемому в сочувствии Пугачеву (рисунки художника Ерменева запечатлели молодых ослепленных крестьян с повязками на глазах, ведомых поводырями-детьми); как пребывание в заброшенном сарае более 50 лет конного памятника Петру I работы скульптора Б.К. Растрелли отлитому в 1746 году и установленному Павлом I только в 1800 году?

И все-таки XVIII век - век просвещения: учреждены были Академия наук, Московский государственный университет, государственная Академия Художеств, Смольный институт, музеи, горные школы, библиотеки и т.п. История противоречива!

Отношение М.В. Ломоносова к историческому прошлому России заслуживает нашего внимания и некоторого анализа. Выдвигая собственную программу просветительских преобразований, М.В. Ломоносов понимал, что на пути ее реализации стоят «ужасные . препятствия», но они «. не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Сенод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое

место и Новый год в другой месяц! Российский народ гибок!». Из приведенной цитаты следует, что М.В. Ломоносов осознавал трудности и жестокости петровских реформ, но выше их разрушительности ставил конструктивное положительное новое, выводящее Россию на путь прогрессивного развития.

Отношение М.В. Ломоносова к культурному сотрудничеству с Европой также полезно знать современному жителю России. Ученый неоднократно отмечал, что «старается защитить труды Петра Великого», и обосновывал причину этих стараний: «...чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». По суждению М.В. Ломоносова, Россия не должна испытывать чувство «неполноценности» перед Европой: Россия сама является носителем уникальных научных, художественных, исторических, природных и других ценностей, способных обогатить мировую культуру. М.В. Ломоносов признавал необходимость учиться у европейских стран, но учиться, «полагаясь на свое разумение, на свои ресурсы, учитывая насущные потребности и внутреннюю логику своего развития» [2, с. 7]. Великий русский ученый ставил под сомнение принцип следования образцам: «сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Декарта, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею» [2, с. 11]. М.В. Ломоносову было свойственно понимание новизны его открытий в естественных науках, в поэзии, осознание неповторимости творческой индивидуальности ученого, индивидуальности художника. М.В. Ломоносов призывал в своих трудах и обращениях к «младому племени» не следовать «правилам и образцам», т.к., по его утверждению, неподражаемость является залогом славы для художника и ученого.

Отношение М.В. Ломоносова к русскому языку было особенно трепетным: «народ российский по великому пространству обитающий, не взирая на дальное расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в селах. Напротив того, в некоторых других государствах, например в Германии, баварской крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургской швабского, хотя все того ж немецкого народа» [2, с. 55] Русскому языку М.В. Ломоносов посвятил многие свои труды, среди которых «Письма о правилах российского стихотворца» (1739), «Краткое руководство к красноречию» (1748), «Российская грамматика» (1755). Ломоносов не одобрял россиян, «которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали» (из «Российской грамматики»), он отмечал «природное изобилие, красоту и силу» русского языка. Вспомнить суждения и заботу М.В. Ломоносова о русском языке в наше время, в начале XXI века, актуально, ибо беднеет словарный запас молодых граждан России, неграмотная речь становится почти нормой также, как и многочисленные ошибки в этикетках, вывесках, рекламах и т.п.. С эстрады исчезла традиция чтения стихов, художественной прозы, обеднели интонация и тональность устного слова.

Противники Петра Великого отвергали все его начинания. Среди сторонников было немало людей, которые, вкусив от плода западноевропейского просвещения, слепо уверовали в культурную отсталость России, нигилистически оценивали ее прошлое, и свои надежды на будущее связывали с помощью извне. М.В. Ломоносов своей поэзией и всеми своими трудами противостоял эти мнениям. «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов (слова Державина) был универсальной деятельной личностью, каждому делу придающей новизну: 24 января 1764 года направляет в Академию художеств «идеи живописных картин из российской истории»; 1 ноября 1761 года направляет И.И. Шувалову записку «О размножении и сохранении российского народа»; 1 ноября 1761 года открывает атмосферу на Венере; в 1763 году публикует книгу «Первые основания металлургии или рудных дел», сочиняет «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Благодаря таланту и творчеству М.В. Ломоносова в России была восстановлена традиция искусства мозаики, пришедшая в Древнюю Русь из Византии и почти прервавшуюся в Средние века, когда развитие получила фреска.

Опыты М.В. Ломоносова со стеклом привели к получению смальты яркой интенсивности и красоты цвета; изготовил 112 тонов и свыше 100 оттенков цвета. Свои опыты ученый производил в Усть-Рудице под Петербургом, где он создал первую мозаичную фабрику, из которой в 1750-1760 годах вышел ряд авторских мозаик М.В. Ломоносова, в том числе портрет Петра I, находящийся сегодня в Государственном Эрмитаже в Петербурге.

М.В. Ломоносов имел план создания «мозаичных поэм» для Петропавловского собора с целью прославления и увековечения деяний Петра I, М.В. Ломоносов считал искусство мозаики средством воспитания и пропаганды высоких патриотических идей.

Мозаика «Полтавская баталия» была создана М.В. Ломоносовым в 1761-1765 годы. Полтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII, состоялось утром 27 июня 1709 года в 6 верстах от города Полтава в МалоБиблиографический список

1. Ильина, Т. История русского искусства. - М., 2000.

2. Лебедев, Н.Е. М.В. Ломоносов. Стихотворения. - М., 1989.

3. Ломоносов, М.В. Избранные произведения. - М., 1986. - Т. I.

Bibliography

1. Iljina, T. Istoriya russkogo iskusstva. - M., 2000.

2. Lebedev, N.E. M.V. Lomonosov. Stikhotvoreniya. - M., 1989.

3. Lomonosov, M.V. Izbrannihe proizvedeniya. - M., 1986. - T. I.

россии (Левобережье Днепра). Разгром шведской армии привел к перелому в Северной войне в пользу России.

М.В. Ломоносов с вдохновением работал над мозаичным монументальным панно «Полтавская баталия». Панно представляет панораму битвы под Полтавой, традиционно включающую первый, средний и дальний планы; каждый план имеет свое колористическое решение. Размеры панно значительны: 14 футов длиной и 9 футов высотой. Мозаика «Полтавская баталия» расположена в классицистическом интерьере над маршем парадной лестницы здания Академии наук.

Не устарела забота М.В. Ломоносова о качестве научных и художнических трудов и изысканий. Он сформулировал актуальное и сегодня положение о художественной критике: «... главным образом пусть журналист (критик) усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последними мысли и суждения и присваивать их себе» [3, с. 225]. По М.В. Ломоносову, антиплагиат - это нравственность и достоинство автора.

Вспомним утверждение античного мыслителя Платона: «. познает не тот, кто видит, слышит, осязает, а кто любит.». М.В. Ломоносов «пел дело» для своего отечества, историю, язык и народ которого он любил. Любовь к Отечеству - традиция российской науки.

Статья поступила в редакцию 26.12.13

УДК 747

Usanova A.L. THEORETICAL STUDY OF FEATURES OF RESIDENTIAL INTERIOR OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY. ESSENCE OF AND INTERPRETATION OF KEY OF CONCEPTS. The article analyzes the semantic content of the key terms and definitions: Soviet style, residential interior design, art - household traditions and people's everyday design. Reveals the essential specifics of these concepts from the modern humanities.

Key words: Soviet style, architecture, residential interior design, folk art, art - household traditions, folk arts and crafts.

А.Л. Усанова, канд. искусствоведения, доц. каф. теории искусства и культурологи Алтайского гос.

университета, г. Барнаул. E-mail: alla_leo@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. СУЩНОСТЬ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ

В статье анализируется смысловое наполнение ключевых определений и терминов: советский стиль, жилой интерьер, художественно - бытовые традиции, бытовой и народный дизайн. Выявляется сущностная специфика данных понятий с позиций современной гуманитарной науки.

Ключевые слова: Советский стиль, архитектура, жилой интерьер, прикладное искусство, художественнобытовые традиции, народное искусство, ремесла.

Изучение отечественного жилого интерьера 1910-1950-х годов, как художественного процесса сопряжено с преодолением терминологических и понятийных разночтений которыми оперируют авторы исследований различных аспектов данного явления: культурологи, философы, социологи и др.

В данной статье предпринимается попытка сущностного анализа наиболее распространенных определений встречающихся в трудах, где прямо или косвенно освящаются вопросы жилого интерьера: советский стиль, жилой интерьер, архитектурный, предметный интерьер, художественно - бытовые традиции, бытовой и народный дизайн.

В настоящий время определение советский стиль одновременно является общеупотребимым по отношению к различным явлениям советского периода - моде, полиграфии и т.д., но дискуссионным с позиций формально-художественной иден-

тификации. В данной ситуации целесообразно предпринять попытку смыслового анализа данного определения в контексте традиционных и современных трактовок стиля как базовой категории в искусствознании, философии и культурологии. Так, исходя из определений Г. Вёльфлина, А. Ригля и других, понимавших, стиль как достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства, правомерность бытования термина советский стиль противоречит данной трактовке, поскольку советское художественное наследие во всем его многообразии (от конструктивизма до неоклассицизма) не укладывается в прокрустово ложе данного определения. В тоже время совокупность неких художественных особенностей присущих различным видам советского искусства в определенные этапы бытования позволяет говорить о частичном соответствии данного определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.