Научная статья на тему 'Традиции региональной народной культуры. Христианский и народный годовые круги'

Традиции региональной народной культуры. Христианский и народный годовые круги Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
437
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР ЭТНОСА / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ / ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ / ВСТРЕЧА НОВОГО ГОДА. МАГИЧЕСКОЕ / РИТУАЛЬНОЕ И БЫТОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРЯДОВ / THE FOLKLORE OF ETHNIC / REGIONAL FOLK CULTURE AND FOLKLORE AS A FORM OF CULTURE / PAGAN AND CHRISTIAN TRADITIONS / THE NEW YEAR. MAGIC / RITUAL AND HOUSEHOLD THE VALUE OF RITUALS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джичоная Магда Алексеевна

В статье рассмотрено соотношение народных языческих календарных обрядов и церковных праздников. Народные обряды делятся на два цикла: календарные и семейно-бытовые. Народные обряды это строго определенное действо, сочетание действа и слов. Ключевые слова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF REGIONAL FOLK CULTURE. CHRISTIAN ANNUAL CIRCLES

The article considers relations between the people of the pagan calendar rituals and religious holidays. Folk rituals are divided into two cycles: calendar and family and household. Folk rituals is a certain action, combination of action and words.

Текст научной работы на тему «Традиции региональной народной культуры. Христианский и народный годовые круги»

УДК 71.4 ББК 82.3

ТРАДИЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. ХРИСТИАНСКИЙ И НАРОДНЫЙ

ГОДОВЫЕ КРУГИ

Джичоная Магда Алексеевна

кандидат культурологии, доцент , Институт славянской культуры «Российский государственный университет

им. А.Н. Косыгина», [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрено соотношение народных языческих календарных обрядов и церковных праздников. Народные обряды делятся на два цикла: календарные и семейно-бытовые. Народные обряды - это строго определенное действо, сочетание действа и слов.

Ключевые слова

Фольклор этноса, региональная народная культура, фольклор как форма культуры, языческие и христианские традиции, встреча Нового года. Магическое, ритуальное и бытовое значение обрядов.

Фольклор есть локальная художественная культура. Чтобы она функционировала и развивалась, нужно, чтобы она была составной частью коллектива, ограниченного в пространственном плане. Чтобы видеть коллективный характер творческого процесса в фольклоре, нужно иметь в виду, прежде всего, его региональную характеристику. Фольклор этноса следует рассматривать как «систему локальных традиций». К этому надо добавить, что реги-ональность теснейшим образом связана с цикличностью функционирования фольклора, которая в значительной степени зависит от того, к какому хозяйственно-культурному типу принадлежит этнический коллектив. Обусловленность фольклорной культуры, ее содержания, структуры, функций региональными и локальными факторами социоэтнического порядка не-

сомненна. Но при этом необходимо учитывать и собственную специфику фольклорной культуры как феномена: она жизнеспособна лишь как составная часть всей традиционной этнической культуры и сама немало воздействует на нее.

Фольклор, как и другие формы культуры, удерживает в одновременности исторически разноэтапные элементы. Таким путем и создается традиция. Сохраняясь, фольклорное наследие непрерывно модифицируется, приспосабливаясь к меняющейся действительности. Обе тенденции ярко заметны, когда один и тот же слово-образ, поэтическая формула или напев усваиваются несколькими жанрами. В этом случае средства народной поэзии или музыки оказываются доступны синхронному наблюдению в своих различных состояниях - ведь старшие жанры продолжают жить рядом с более моло-

дыми разновидностями устной культуры. Раннее наследие, хотя и поддерживает свою жизнь в позднее возникших формах фольклора, но все же посте-пенно сходит на нет, доходя до нас в виде смутных отголосков своего времени.

Существует много способов, чтобы показать различия язычества и христианства в понимании смысла человеческой жизни. Рассмотрим соотношение двух систем путем выявления смысла годового круга, содержащего полноту народных языческих календарных обрядов и церковных праздников.

До принятия Христианства культура Руси была языческой. В то время сформировались как семейно-бытовые, так и образующие годовой круг календарные обряды. С принятием христианства на Русь приходят новые, христианские традиции. Начинается смена культур. Древние языческие обряды, во всяком случае, самые свирепые и варварские, например, человеческие жертвоприношения (см. «Повесть временных лет»), были запрещены властью, идолы ниспровергнуты, а некоторые обряды были преобразованы под влиянием православия. Например, песни-колядки стали прославлять Рождество Христово вместо древней Коляды. В некоторых случаях получилось так, что новое христианское содержание наполнило уже практически готовую языческую форму, одухотворило непосредственное поклонение природе, преобразило антропоморфные пантеистические представления глубиной символического содержания. В итоге христианская традиция практически полностью сменила языческую.

Однако процесс осложнялся проблемой двоеверия. Не сразу уходит старая вера, и не вдруг уступает она место новому мировоззрению, долго сохраняется она в структурах мысли и формах быта. В народном сознании языческие традиции и суеверия оказались очень живучи, поэтому в крестьянской среде, наряду с христианскими, сохранились и древние обряды. Это соединение христианских и языческих верований и обрядов в народе создает то уникальное мировоззрение, при котором «крестившись во Христа, веруют в то же время в Перуна, Волоса и др. языческих богов». Именно это явление -

соединение христианских и языческих верований, - называемое двоеверием, является одной из ярких особенностей и одной из основных проблем русского фольклора. Указания на двоеверие содержатся в древнерусских литературных памятниках ("Поучения" Феодосия Печер-ского и Серапиона Владимирского, «Слово хри-столюбца» и др.). Двоеверами называют людей, которые, уже приняв христианство, «ходили молиться под овины, к священным (в язычестве) древам, болотам, колодезям; ели удавленину и мертвечину, призывали волхвов и т.д.» О существовании на Руси двоеверия свидетельствуют также «Слово о полку Игореве», многие народные песни, например, упоминающие о «Дид-Ладо», существовавшие до недавнего времени праздники Ивана Купала и другие. Даже в конце XVIII в. еще были распространены празднования в честь Ярилы, например, в Воронеже, где их обличал Св. Тихон Задонский.

Двоеверие существовало и в других странах. В частности, в IV веке в Восточной Римской Империи. Так, Св. Василий Великий и Астерий Амасийский укоряли современных христиан за празднование календ и за то, что их праздники на могилах умерших родственников были подобны языческим «луперкалиям». В русском фольклоре достаточно много жанров, в которых одновременно присутствуют языческие и христианские мотивы и образы.

Все обряды устанавливаются той или иной традицией и имеют для участников и исполнителей «магическое, юридическо-бытовое и ритуально-игровое, эстетическое значение».

Основа христианских обрядов - вера в Единого Бога-Творца мира. Одна из основных особенностей христианства в том, что оно не является отвлеченно-умозрительным философским учением, связано с церковью. Церковь - мистическое Тело Христово. Поэтому все христианские обряды совершаются в церкви (богослужение, таинства, молебны) или членами церкви. Отличие христианского обряда от магического в том, что христианский обряд требует веры и сознательного свободного участия. Только тогда человек может получить помощь от Бога.

Основа языческих обрядов — языческая вера, для которой характерны такие признаки, как политеизм (многобожие), анимизм (вера в существование духов), пантеизм (обожествление природы), антропоморфизм (представление, что все силы природы обладают человеческими качествами, такими, как разум, воля, чувства), магизм (вера в то, что человек с помощью различных заклинаний и других действий может влиять на окружающий мир). Магические обряды основаны на языческих, суеверных представлениях о природе. При помощи магических обрядов люди думали обезопасить себя от враждебных сверхъестественных сил или добиться своих целей (благополучия). Юридическо-бытовые обряды были призваны фиксировать заключения соглашений между отдельными людьми, семьями, селениями. Ритуально-игровые обряды предназначались для развлечения, удовлетворения эстетических потребностей человека. В таких обрядах, как свадьба, похороны переплетались элементы всех разновидностей обрядов, создавались сложные обрядовые комплексы.

Народные обряды — это строго определенные действа (печение жаворонков, завивание венков из березы, прыгание через костер, обсыпание жениха и невесты зерном и т.д.), назначение которых — достижение определенной цели (хороший урожай, благополучие, счастливая семейная жизнь). Народный обряд состоит из действий и слов. Словесная сторона обряда состоит из специальных песен, заговоров. Произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов, получили название обрядовой поэзии. Они сопровождали обряд, являлись его составной частью и никогда не исполнялись отдельно от обряда.

Народные обряды делятся на два цикла: календарные и семейно-бытовые. Семейно-быто-вые обусловлены рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию и смертью. Календарные обряды составляют годовой круг и приурочены к временам астрономического года (зиме, весне, лету, осени), а также к зимнему и летнему солнцевороту, связаны с хозяйствен-

ной деятельностью крестьян. Совер-шались они строго в определенные дни.

Сущность и взаимообусловленность календарных обрядов различные ученые объясняли по-разному. И. Сахаров, Е. Аничков подразделяли обряды на четыре цикла (весенние, летние, осенние, зимние) в зависимости от времени года. Ф. Буслаев, А. Афанасьев положили в основу классификации миф о смерти и воскресении солнца (зимой оно умирает, летом воскресает). В. Чичеров обосновывал обусловленность календарных обрядов трудовой деятельностью крестьян и разделял обряды, способствующие подготовке и увеличению урожая, и обряды, благоприятствовавшие уборке урожая. Классификацию В. Чичерова поддержали В.Я. Пропп, В.К. Соколова, В.П. Аникин.

Несомненно, каждая группа ученых отметила одну из существенных и неотъ-емлемых сторон календарной обрядности. Действительно, все обряды разделяются на четыре цикла, миф об умирающем и воскресающем солнце является основным, а главной целью, без сомнения, - увеличение урожая.

Зимние новогодние обряды (языческие) были связаны с мифом о умирающем и воскресающем солнце, и главным днем обрядовых действий был день зимнего солнцеворота. Чтобы помочь солнцу, которое находилось в «трудном поло-жении», жгли костры, что должно было послужить возрождению солнца. Как известно, до IV века Рождество праздновалось разными церквами в разное время. И только в IV веке было принято общецерковное решение праздновать Рождество 25 декабря. Это было связано также и с тем, чтобы Рождество вытеснило народный праздник Нового года, соединенный с поклонением солнцу. Природное явление — возрождающееся солнце — соединяется с историческим событием Рождества Иисуса Хрис-та. Но дело здесь не только в «административном» решении Церкви. Суть вопроса глубже. Дело в том, что в Евангелиях изначально пришествие в мир Спасителя описывается, как пришествие Света во тьму: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во

тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 1-9). Евангелие утверждает учение о Боге как о свете, действующем в этом мире, через Который мир спасается, просвещается и преображается. «Вы — свет мира», (Мф. 5, 14) -, говорит Христос своим ученикам. Через этот свет, нетварный по своей сущности, как учил, в частности, Григорий

Палама, подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он приобщается божественной жизни, преображается в новую тварь. В христианском миропонимании человек не может стать богом по природе, но может стать богом по благодати. И обожение человека есть конечная цель всякого духовного делания.

Список литературы

1. Захаров В.М. Поэтика русского танца, в 5-ти тт. М., 2010.

2. Ивлева Л. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

3. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989.

4. Мифы народов мира. В 2-т. М., 1980.

5. Михеева Л.Н. Русские народные праздники. М., 2007.

THE TRADITION OF REGIONAL FOLK CULTURE. CHRISTIAN ANNUAL CIRCLES

Djichonaya Magda Alexseevna

PhD in Culturology, associate Professor, Institute of Slavic culture, «Russian state University named after A. N. Kosygin»,

[email protected]

Abstract

The article considers relations between the people of the pagan calendar rituals and religious holidays. Folk rituals are divided into two cycles: calendar and family and household. Folk rituals is a certain action, combination of action and words.

Keywords

The folklore of ethnic, regional folk culture and folklore as a form of culture, pagan and Christian traditions, the New year. Magic, ritual and household the value of rituals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.