Научная статья на тему 'Традиции реформаторских идей в отечественной социологии XIX начала XX столетия'

Традиции реформаторских идей в отечественной социологии XIX начала XX столетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМЫ / СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дыльнов Геннадий Васильевич

В статье рассматриваются проблемы общественного реформирования в контексте социологических воззрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции реформаторских идей в отечественной социологии XIX начала XX столетия»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

вначале имеющее лишь военно-административное значение, а потом контролирующее все общественные сферы. То есть государство служит не какой-либо чисто внешней и утилитарной цели, а утверждению целостной правды.

Исследуя идеологические течения, Франк обращается к таким понятиям политической жизни, как «правое» (куда он относил подавление свободы мысли и слова, произвол властей) и «левое» (освободительное движение, требование законности). Наряду с этими течениями он предлагал найти место и тем силам, которые, отличаясь умеренностью и стремлением к примирению, ориентировались на реформы. Другими словами, С. Л. Франк отвергал крайности, в том числе революционное переустройство общества. Говоря о бессмысленности и даже вреде всевозможных революционных скачков и других социальных катаклизмов, Франк отдает предпочтение «здравому смыслу», «основанному на жизненном опыте и холодной мудрости». Относительно роли государства в жизни общества он разделял мнение В. С. Соловьева о том, что в функции государства не может входить установление рая на земле, но его задача - предупредить возникновение ада.

К числу основных затронутых Франком тем относятся проблемы России и революции. Опираясь на наследие К. Леонтьева и Н. Данилевского, он строит собственную историософскую концепцию, в которой крушение государственности России предстает итогом всего предшествующего развития не только нашей страны, но и пропитанной духом рационализма, атеизма и человекобожия европейской цивилизации Нового времени. Технократическая, обезличенная, анти-

удк 316 (470)(09)

традиции реформаторских идей в отечественной СОЦИОЛОГИИ XIX - начала хх столетия

гуманная по своей сути европейская цивилизация всей историей своего развития подготовила себе подобный финал. Буквальное восприятие самых радикальных идей из общественно-политической мысли Запада русской интеллигенцией, наряду с ее утилитаризмом, материализмом и атеистическим богоборчеством, и предопределило, по мысли Франка, характер русской революции.

Резко критически ученый относился к абсолютному возвеличиванию отдельного человека, партии, учения, считая это провозвестником деспотизма. Он определял деспотизм как господство человека над человеком, неограниченное и руководимое лишь произволом самого господствующего. Избежать этого можно лишь путем развития демократии, назначение которой Франк видел не в передаче власти в руки большинства, а в ограничении каждой индивидуальной воли волей всех остальных членов общества.

Таким образом, социально-политическая теория С. Л. Франка может быть рассмотрена как уникальная в истории отечественной социальной мысли попытка создания на руинах марксистских, позитивистских и либеральных воззрений нового, не имеющего аналогов на европейской арене мировоззрения, своеобразного «религиозного консерватизма», главной особенностью которого стало признание невозможности построения идеальной социально-политической системы и стремление не к абсолютному (и потому недостижимому) идеалу, а к созданию наиболее благоприятных во всех отношениях условий существования каждого индивида в отдельности и общества в целом.

Г. В. Дыльнов

Саратовский государственный университет E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

в статье рассматриваются проблемы общественного реформирования в контексте социологических воззрений.

Ключевые слова: общество, преобразования, реформы, способы и методы их осуществления.

Reformatory Idea Traditions in the Domestic Sociology of the 19th and Beginning of 20th Century

G. V. Dylnov

The paper discusses problems of social reforming in the context of sociological views.

Key words: society, transformations, reforms, means and methods of their implementation.

Отечественная социология прошла нелегкий и противоречивый путь. Ее развитие не было гладким и прямолинейным. Будучи органической частью отечественной культуры, социология разделила все превратности ее исторической судьбы. В ее летописях значатся выдающиеся достижения, которые могут быть предметом национальной гордости. Здесь мы найдем имена замечательных мыслителей, которые внесли достойный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку. Развитие русской социологии представляет собой пеструю картину с причудливым переплетением самых разнообразных школ и направлений - прогрессивных и реакционных, новаторских и догматических, революционных и консервативных.

© Дыльнов Г. В., 2012

В поисках и дискуссиях рождалась отечественная социология со своей тематикой, своими пристрастиями и проблемами. Разумеется, в рамках новой науки, как и в любой отрасли научного знания, развивалось множество школ и направлений, каждое из которых предлагало свою собственную социологическую парадигму. Возникало немало теоретических построений, характеризующихся определенной целостностью, относительной непротиворечивостью, нацеленных на практическое применение.

Главная линия эволюции шла в русле позитивизма, но следует учитывать и довольно сильные антипозитивистские тенденции. Нужно иметь в виду, что «первый позитивизм», идущий от О. Конта, поставив задачу создания социологии как самостоятельной науки со своими предметом и методом, полностью данной задачи не решил. Поэтому на своем раннем этапе новая наука не сумела избежать «детской болезни» редукционизма, то есть стремления присоединить социологию к какой-нибудь группе уже существующих научных дисциплин, имеющих солидную эмпирическую базу, обладающих развитой методологической системой и методологией исследования.

Редукционизм в социологии проявляется в попытках объяснить сложные процессы развития социальных явлений на основе закономерностей, свойственных отдельным сферам общественной жизнедеятельности или общественного сознания, либо природным явлениям. При этом характерно стремление расчленить сложные явления на менее сложные и на основе простых элементов и связей между ними формулировать законы поведения сложных систем. В мировой социологии известны различные виды редукции, наиболее распространены были механический, биологический, географический, экономический, психологический, этический. Те из них, которые имели отношение к природным процессам, объединялись под общим названием социологического «натурализма». Почти все указанные разновидности, хотя и не в одинаковой степени, проявились и в России.

Наряду с этим прослеживается стремление обосновать «суверенность» социологии как самостоятельной науки, отграничить ее от других областей знания в отношении как к предмету исследования, так и к его методу. На Западе такая линия нашла наиболее четкое выражение в социологическом «реализме» Г. Спенсера, в «социологизме» Э. Дюркгейма, в концепциях Г. Зим-меля и Г. Риккерта, а в России - в «эволюционной социологии» М. М. Ковалевского.

Картина эволюции социологической мысли была довольно пестрой - здесь имелось множество мировоззренческих и методологических ориентаций. Но в то же время все эти школы и направления имели и нечто общее, что позволяет трактовать комплекс социологических теорий, возникших в XIX в., как единый социокультурный феномен. Важным стало осознание общественно-

политической значимости социологической науки. Новое понимание выразил Е. В. де Роберти, подчеркнувший, что социологическое невежество должно считаться единственным подлинным источником наших интеллектуальных страданий, нашего морального падения, наших ошибок и социальных бедствий, столь ужасных и разнообразных.

Объективный синтез интеллектуальных тенденций (при всем их разнообразии) способствовал тому, что русская социология сформировалась как самостоятельная динамическая отрасль научного знания. Какие же основные особенности ее характеризовали?

Прежде всего следует отметить, что социологическая мысль с самого начала не замыкается в своих собственных профессиональных рамках и весьма тесно связана с нравственными, эстетическими и социально-политическими исканиями, характерными для русского общества XIX в.

Проблемное поле русской социологии выглядит достаточно пестро: здесь можно найти все, что интересовало передового человека того времени, над чем мучительно бились лучшие умы русского общества. Публицистическая и морализующая тенденции проявились в том, что от социолога непременно требовались четкая позиция по отношению к «жгучим» вопросам и соответствие его теоретических построений высоким нравственным идеалам. Все течения были политически окрашены, все пытались с помощью «позитивных» или иных аргументов обосновать тот или иной вариант общественного переустройства России.

Можно выделить некоторые направления развития русской социологической мысли конца XIX - начала XX в. - социологические теории народников, позитивизм, неопозитивизм, субъективная школа, марксистская социология, неокантианство, религиозная философия.

В русле этих направлений имелось множество теорий, концепций, идей, которые существенно не отличались не только целями, задачами, содержанием, направленностью, но и формами и методами их реализации, претворения в жизнь. Весьма популярными были идеи народной революции, классовой борьбы, преобразования общества путем революционных потрясений и переворотов, что нашло свое наиболее полное воплощение в ортодоксальном марксизме.

Наряду с этим русская социологическая мысль развивала идеи и искала пути постепенного преобразования общества на демократических началах, без крови и человеческих жертв. Идея реформирования - центральная среди них, именно ей подчинены все богатство идей, выбор путей их достижения. История отечественной социологии богата именами ученых, внесших свой вклад в обоснование необходимости строительства нового общества путем разносторонних и глубоких реформ. Покажем это на двух примерах.

Социология

7

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

Обратимся прежде всего к русской школе социологии права, сформировавшейся на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Она вобрала в себя богатство идей и общественных деяний разных ученых. Среди них назовем М. М. Ковалевского, Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина, А. Д. Градовского, П. Н. Милюкова, П. И. Новгородева, Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова и др.

Генезис основных направлений отечественной социологии права проходит в сложных драматических условиях противоречивого развития пореформенной России. На процесс их формирования самым существенным образом влияли социальные конфликты, борьба консервативных и либеральных, реакционных и революционных, анархистских и этатических тенденций в общественной жизни страны.

Наряду с консервативно-охранительными и леворадикальными течениями в пореформенный период значительную историческую роль играло либеральное направление - так называемая государственная школа. На основе исторического и социологического анализа видными деятелями этого направления был разработан альтернативный вариант политико-правовых реформ.

Существенную роль в осмыслении особенностей политико-правового развития российского общества сыграли творческие поиски позитивистов, заслугой которых явилась теоретическая разработка концептуальных основ «теории факторов» и плюралистического подхода к изучению процессов социальной эволюции на основе социокультурной и политической динамики русского общества.

Своеобразная интерпретация движущих сил и закономерностей политических и правовых процессов в пореформенной России содержится в трудах представителей неокантианства. Особое значение имеет их научный вклад в разработку теоретических основ формирования конституционного строя и подлинного правопорядка в конкретных условиях российского общества.

Подчеркнем еще раз, что практически весь комплекс политико-правовых учений, о которых

велась речь выше, опирался на идеи умеренных реформ, которые должны были привести к ограничению самодержавия и постепенному становлению конституционного строя.

Далее остановимся на характеристике взглядов отечественного социолога начала ХХ в. А. А. Богданова. Причем обратим внимание на неоднозначность его позиций в отношении способов и путей достижения общественных идеалов.

Включившись в рабочее движение России в 90-е гг. XIX в., А. А. Богданов становится с 1904 г. одним из руководителей большевистского крыла РСДРП, вторым после Ленина человеком в партии. Но в результате политических и мировоззренческих разногласий он навсегда порвал с большевизмом.

Как известно, мировоззрение Богданова формировалось под воздействием передовых научно-технических и общественно-политических теорий XIX - начала ХХ в., а также гуманистических традиций русской общественной мысли.

Общественный идеал А. А. Богданова - социализм, понимаемый как коллективистский строй, основанный на научно организованном труде и сознательно товарищеских отношениях. Здесь стержневым принципом выступают нравственные критерии - доверие, взаимопонимание, братская солидарность, взаимопомощь свободных людей, стремящихся к сознательной гармонии жизни.

Развитие социально-политических взглядов А. А. Богданова под влиянием его нравственных, гуманистических убеждений привело его к отрицанию насильственных способов преобразования общества и диктатуры, которая «держится на штыках». Он стремился социологически обосновать эволюционный путь совершенствования и переустройства социальных отношений, выдвигая на первый план демократические реформы, просвещение и воспитание трудящихся, в первую очередь формирование новой организационной культуры. Обоснованию этих своих идей он посвятил главный труд своей жизни «Тектология».

8

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.