Научная статья на тему 'Место С. Л. Франка в истории социологии'

Место С. Л. Франка в истории социологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
423
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонова Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются социологические воззрения известного отечественного ученого С. Л. Франка на сущность прогресса, общественное развитие, нравственность личности как продукт цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место С. Л. Франка в истории социологии»

О. Г. Антонова. Место С Л. Франка в истории социологии

различия связаны, на наш взгляд, с особенностями их онтологического и методологического подхода к пониманию социальной реальности. Социологический реализм и номинализм как особые онтологические позиции обусловливали своеобразие представлений о структуре прогрессивного развития, его движущих силах, роли личности в истории, а также в определенной степени специфику методов анализа исторических изменений: реализм требовал объективистского взгляда, номинализм предлагал использовать и «субъективный», оценочный подход. «Реалисты» и «объективисты» в результате подчеркивали объективный характер прогрессивных социальных изменений, а «номиналисты» и «субъективисты» акцентировали внимание на «субъективном элементе» - человеке, его разуме, воле, его благе.

Существенным фактором, влиявшим на содержание теорий прогресса в отечественной социологии, выступали социальные ценности,

которым были привержены социологи - авторы теорий. Их ценностная ориентация в конечном счете определяла содержание прогрессивных идеалов и критерии приближения к ним, а также оценку реальной истории в плане ее «прогрессивности». Политические позиции и идеологические предпочтения русских социологов, будучи связанными с их отношением к общественному строю в России, решающим образом обусловливали их представления о способах и методах осуществления прогрессивных преобразований. Теоретико-методологические основания теорий прогресса, ценностные ориентации социологов и, как следствие, их представления о механизмах прогресса могут выступать в качестве оснований типологизации этих теорий. На наш взгляд, можно вести речь о позитивистских, антипозитивист-ских, неопозитивистских, непозитивистских, а также консервативных, либеральных (и либерально-консервативных) и радикальных концепциях.

УДК 316(470)(09)+929 Франк

МЕСТО С. Л. ФРАНКА В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

О. Г. Антонова

Саратовский государственный университет E-mail: ogantonova@rambler.ru

в статье рассматриваются социологические воззрения известного отечественного ученого С. Л. Франка на сущность прогресса, общественное развитие, нравственность личности как продукт цивилизации.

Ключевые слова: прогресс, социальный прогресс, общественное развитие, отечественная социология.

S. L. Frank’s Position in the History of Sociology

0. G. Antonova

The paper considers the sociological views of the prominent domestic scientist S. L. Frank on the essence of progress, social development, the moral of the person as a product of civilization.

Key words: progress, social progress, social development, Russian sociology.

Одной из крупных фигур в плеяде видных представителей русской общественно-политической мысли первой половины ХХ в., вошедших в историю становления и развития социологии в Саратовском государственном университете, является Семен Людвигович Франк (1877-1950). Приват-доцент Петербургского университета с 1912 г., С. Л. Франк летом 1917 г. по предложению Министерства народного просвещения Временного правительства становится деканом и ординарным профессором только что открытого историко-философского факультета Саратовского государственного университета (до своего отъезда в Москву в 1921 г.), и кроме того, воз-

главляет Саратовское философско-историческое общество.

Творчество С. Л. Франка достаточно многогранно. Его интересовали проблемы, относящиеся к разным отраслям гуманитарного знания, в том числе к социологии. Он внес значительный вклад в разработку проблем общей социологии, предприняв попытку определения задач обобщающей социальной науки. Заметное место в его творчестве занимают проблемы социологии культуры и политической социологии, в частности взаимоотношений личности, общества и государства, возникновения государства и его институтов, политической идеологии, появления такого социального феномена, как деспотизм, становления демократии.

С. Л. Франк исходил из основополагающей идеи личности как носителя и творца духовных ценностей, осуществление которых в общественно-исторической жизни и образует содержание культуры. Он был убежден, что личность стоит выше государства и никакое государство не может смотреть на нее как на свое орудие. Рассуждая о взаимодействии общества и государства, С. Л. Франк отмечал, что общество на первых ступенях своего бытия живет под действием «обычного права», нормы которого никем не введены, а рождаются непроизвольно. Из данного состояния оно выходит только под влиянием внешней опасности. Именно тогда появляется государство,

© Антонова О. Г., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2

вначале имеющее лишь военно-административное значение, а потом контролирующее все общественные сферы. То есть государство служит не какой-либо чисто внешней и утилитарной цели, а утверждению целостной правды.

Исследуя идеологические течения, Франк обращается к таким понятиям политической жизни, как «правое» (куда он относил подавление свободы мысли и слова, произвол властей) и «левое» (освободительное движение, требование законности). Наряду с этими течениями он предлагал найти место и тем силам, которые, отличаясь умеренностью и стремлением к примирению, ориентировались на реформы. Другими словами, С. Л. Франк отвергал крайности, в том числе революционное переустройство общества. Говоря о бессмысленности и даже вреде всевозможных революционных скачков и других социальных катаклизмов, Франк отдает предпочтение «здравому смыслу», «основанному на жизненном опыте и холодной мудрости». Относительно роли государства в жизни общества он разделял мнение В. С. Соловьева о том, что в функции государства не может входить установление рая на земле, но его задача - предупредить возникновение ада.

К числу основных затронутых Франком тем относятся проблемы России и революции. Опираясь на наследие К. Леонтьева и Н. Данилевского, он строит собственную историософскую концепцию, в которой крушение государственности России предстает итогом всего предшествующего развития не только нашей страны, но и пропитанной духом рационализма, атеизма и человекобожия европейской цивилизации Нового времени. Технократическая, обезличенная, анти-

удк 316 (470)(09)

ТРАДИЦИИ РЕФОРМАТОРСКИХ ИДЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ XIX - НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ

гуманная по своей сути европейская цивилизация всей историей своего развития подготовила себе подобный финал. Буквальное восприятие самых радикальных идей из общественно-политической мысли Запада русской интеллигенцией, наряду с ее утилитаризмом, материализмом и атеистическим богоборчеством, и предопределило, по мысли Франка, характер русской революции.

Резко критически ученый относился к абсолютному возвеличиванию отдельного человека, партии, учения, считая это провозвестником деспотизма. Он определял деспотизм как господство человека над человеком, неограниченное и руководимое лишь произволом самого господствующего. Избежать этого можно лишь путем развития демократии, назначение которой Франк видел не в передаче власти в руки большинства, а в ограничении каждой индивидуальной воли волей всех остальных членов общества.

Таким образом, социально-политическая теория С. Л. Франка может быть рассмотрена как уникальная в истории отечественной социальной мысли попытка создания на руинах марксистских, позитивистских и либеральных воззрений нового, не имеющего аналогов на европейской арене мировоззрения, своеобразного «религиозного консерватизма», главной особенностью которого стало признание невозможности построения идеальной социально-политической системы и стремление не к абсолютному (и потому недостижимому) идеалу, а к созданию наиболее благоприятных во всех отношениях условий существования каждого индивида в отдельности и общества в целом.

Г. В. Дыльнов

Саратовский государственный университет E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

в статье рассматриваются проблемы общественного реформирования в контексте социологических воззрений.

Ключевые слова: общество, преобразования, реформы, способы и методы их осуществления.

Reformatory Idea Traditions in the Domestic Sociology of the 19th and Beginning of 20th Century

G. V. Dylnov

The paper discusses problems of social reforming in the context of sociological views.

Key words: society, transformations, reforms, means and methods of their implementation.

Отечественная социология прошла нелегкий и противоречивый путь. Ее развитие не было гладким и прямолинейным. Будучи органической частью отечественной культуры, социология разделила все превратности ее исторической судьбы. В ее летописях значатся выдающиеся достижения, которые могут быть предметом национальной гордости. Здесь мы найдем имена замечательных мыслителей, которые внесли достойный вклад не только в отечественную, но и в мировую науку. Развитие русской социологии представляет собой пеструю картину с причудливым переплетением самых разнообразных школ и направлений - прогрессивных и реакционных, новаторских и догматических, революционных и консервативных.

© Дыльнов Г. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.