Научная статья на тему 'Традиции предпринимательства у различных этнических групп'

Традиции предпринимательства у различных этнических групп Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1088
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРАДИЦИИ / ФЕНОМЕН / ОБЩЕСТВО / ВНЕШНИЙ РЫНОК / ETHNIC GROUPS / BUSINESS / TRADITIONS / PHENOMENON / SOCIETY / FOREIGN MARKET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лайша Александр Владимирович

В статье говорится о традициях предпринимательства у различных этнических групп. Этническое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую представителями этнических меньшинств и диаспор в чуждом этнокультурном окружении, в соответствии с определенными правилами ведения бизнеса, основанными на национальных культурных традициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лайша Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions of business at various ethnic groups

In article it is told about traditions of business at various ethnic groups. Ethnic business represents the business activity which is carried out by representatives of ethnic minority and diasporas in an alien ethnocultural environment, according to the certain rules of business based on national cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Традиции предпринимательства у различных этнических групп»

Лайша Александр Владимирович

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России ________________(е-таН: milena.555@mail.ru)

Традиции предпринимательства у различных этнических групп

В статье говорится о традициях предпринимательства у различных этнических групп. Этническое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую представителями этнических меньшинств и диаспор в чуждом этнокультурном окружении, в соответствии с определенными правилами ведения бизнеса, основанными на национальных культурных традициях.

Ключевые слова: этнические группы, предпринимательство, традиции, феномен, общество, внешний рынок.

A.V. Laysha, adjunct of the chair of philosophy and sociology of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; е-mail: milena.555@mail.ru

Traditions of business at various ethnic groups

In article it is told about traditions of business at various ethnic groups. Ethnic business represents the business activity which is carried out by representatives of ethnic minority and diasporas in an alien ethnocultural environment, according to the certain rules of business based on national cultural traditions.

Key words: ethnic groups, business, traditions, phenomenon, society, foreign market.

Рассматривая феномен этнического предпринимательства, нельзя не остановиться на таком интересном вопросе как присутствие у ряда конкретных этнических групп четко проявляющейся «склонности к предпринимательству». Безусловно, в каждой этнической группе есть определенное количество предпринимателей, однако в мировом масштабе лишь некоторые этносы, как мы можем видеть на многочисленных примерах, показывают повышенную склонность к занятию частным предпринимательством, что может быть связано с совокупностью целого ряда факторов экономикогеографического, исторического, культурного, религиозного характера.

История человечества знает немало примеров этносов, для которых была характерна специализация в торгово-ремесленной сфере, равным образом, как и этносов с иными профессиональными традициями (воинскими, земледельческими, скотоводческими и т.д.). Так, согласно концепции Э. Боначич, в мире существуют особые «меньшинства-посредники», которые наиболее активно проявляют себя в предпринимательской деятельности как на внутренних, так и на внешних рынках. В каждом регионе мира и даже в каждой отдельно взятой стране существуют свои «меньшинства - посредники», хотя есть и «меньшинства-посредники», действующие в

международном масштабе (к ним, к примеру, относятся еврейские и армянские диаспоры во всех частях света).

Еврейская диаспора является, наверное, классическим примером «меньшинства - посредника». Первоначально евреи представляли собой одно из многочисленных семитских племен, проживавших в Юго-Западной Азии и занимавшихся кочевым скотоводством. В тот период роль «меньшинства - посредника» в регионе играли скорее финикийцы - близкая по языку и происхождению этническая группа, которая проживала в приморском районе современных Сирии и Ливана, а позже распространила свое влияние на североафриканское побережье Средиземного моря, основав ряд колоний, наиболее известной среди которых был Карфаген.

Однако не только рассеяние по всему миру и жизнь в чуждом в этническом и культурном плане окружении способствовала тому, что у еврейского народа наиболее четко проявились коммерческие способности. Вернер Зомбарт видит причину предпринимательского успеха евреев в самой иудейской религии, которая оказала существенное влияние на формирование их экономического поведения в странах расселения [1]. Дело в том, что христианство запрещает ростовщичество, что препятствовало развитию банковского дела в Западной и Восточной Европе в Средние века. В особен-

77

ности это относилось к странам с преобладанием католического христианства, поскольку Римская католическая церковь крайне негативно воспринимала дачу денег под процент, вплоть до того, что занимавшиеся этой деятельностью люди лишались доступа к причастию.

Евреи же смогли занять первенствующие позиции в банковском деле, прежде всего потому, что заняли пустующую нишу ростовщиков в средневековой Европе. Иудаизм, в отличие от христианства, к ростовщичеству представителей «избранного народа» относился нормально, что подчеркивается в Ветхом завете (Второзаконие), а позже - в книге «Шулхан Арух». Последняя не только признает право иудея брать с чужих (гоев) процент за предоставляемые взаймы деньги, но и фактически вменяет ему в обязанность дачу денег только под проценты. Беспроцентное кредитование допускается только в отношении других евреев, что опять таки создавало широкие возможности для занятия евреев торговлей и производством: там, где представитель нееврейской нации был вынужден брать деньги под большие проценты у ростовщика (позже банкира), еврей получал возможность довольствоваться беспроцентным кредитом, что значительно облегчало для него возможность открытия собственного дела.

В результате уже к XVII в. значительная часть европейского финансового капитала находилась в руках еврейских банкиров, которые становились кредиторами известнейших аристократических фамилий Европы, распространяли свое влияние и на европейские колонии в Америке, Азии, Африке. В частности, отмечается достаточно значимое присутствие еврейских купцов и плантаторов - как иудеев, так и маранов, в Новом свете, в особенности в португальских, испанских и голландских колониях, где они составляли значительную часть рабовладельцев и работорговцев. Одновременно позиции потомков бежавших из Испании и Португалии в годы преследований евреев -сефардов укрепились в Османской империи, где они составили также значительную часть торговой прослойки, как в турецких, так и в левантийских и североафриканских городах.

Другим примером классической «нации предпринимателей» являются армяне. Как и в случае евреев, предпринимательская ориентация армян обусловлена, прежде всего, особенностями их исторического развития. Распад Византийской империи и проникновение на территории занимавшихся армянами земель турок, курдов, арабов способствовал тому, что значительная часть армян покинула пределы Малой Азии и Закавказья и расселилась по всему миру, преимущественно в городах -

торговых центрах, где занялась ремеслами и торговлей. Этому способствовали как причины вынужденные - пребывание в чуждом окружении, так и изначальная склонность армян, как и ряда других ближневосточных народов, к торговой деятельности. Тем более, что во многих странах существовали свободные ниши в торговле и ремесленной деятельности, поскольку коренное население занималось сельским хозяйством, а армянские (еврейские, греческие) диаспоры сосредотачивались в коммерческой деятельности.

Уже в средневековый период многочисленные армянские колонии существовали не только в крымских, левантийских, малоазийских городах, но даже в Индии. Переселение армян из Крыма на территорию Российской империи способствовало расцвету торговли и ремесел в южных городах России, прежде всего в Нахичевани и Ростове - на - Дону. В российском Закавказье и ряде районов Северного Кавказа к XIX в. «городские армяне монополизируют в свою пользу всю торговлю и промышленность края и держат в экономической зависимости земледельческое население. Но сила и значение, которыми они пользуются повсюду в передней Азии, основываются не на одной только торговле, а еще и на склонности их к образованию» [2].

В настоящее время армянская диаспора является одной из крупнейших диаспор в мире, присутствуя в большинстве государств и активно проявляя себя как в политической и общественной жизни, так и в различных сферах бизнеса. В Российской Федерации армяне представляют один из наиболее активных в экономическом отношении народов, на юге России армянская диаспора играет едва ли не ведущую роль в экономической жизни, контролируя самые разные сегменты как малого и среднего, так и крупного бизнеса.

В средиземноморском регионе произошло становление и третьей крупнейшей торговой нации Европы и Ближнего Востока - греков. Как и армяне, и евреи, греки имеют давние коммерческие традиции, уходящие своими корнями еще в античный период, когда греки делили с финикийцами контроль над всей средиземноморской торговлей. Греками были основаны торговые колонии и фактории на средиземноморском и черноморском побережье, позже - в акватории Азовского моря. Произошедшее в XVIII в. переселение армян и греков из Крыма на земли Российской империи способствовало подъему экономики южнорусских областей. Обосновавшись в Таганроге, Мариуполе, некоторых других населенных пунктах Приазовья, а также на черноморском побережье Кавказа и в районе Минеральных вод, греки также как и армяне стали играть

___________________________________ 78

важную роль в региональной экономике, в том числе в торговле, используя существующие связи с родиной и греческими диаспорами в соседних государствах (правда, порой данные связи способствовали тому, что именно греки становились наиболее успешными контрабандистами Черного и Азовского морей). Константин Леонтьев отмечал, что греки являются в высшей степени торговой и мореходной нацией, подлинными «комиссионерами Востока» [3]. Морская торговля и перевозки долгое время оставались монополией греческой диаспоры Юга России, вплоть до сталинских репрессий, существенно ее ослабивших.

Однако, помимо «меньшинств - посредников», которые в той или иной степени проявляют себя в большинстве стран мира, каждый этнос обладает собственными традициями хозяйствования, среди которых можно отметить, в том числе, и склонность к определенным видам экономической деятельности, а также предпочтение определенного «этикета» ведения дел. Последний в значительной степени обусловлен национальными традициями, мировоззрением, господствующей религией, особенностями национального исторического и социокультурного развития (см., в частности, работы М. Вебера о влиянии протестантизма на развитие капиталистических отношений в Европе).

Вследствие необходимости включения элементов психологии в объяснение экономических явлений возникло такое направление психологической науки, как экономическая психология. И все же, анализируя взаимосвязь этнического мышления и экономических процессов в обществе, нельзя ограничиваться одной лишь экономической психологией, поскольку между этносами кроме психологических существуют еще и различия в традициях, системе ценностей, культуре и идеологии.

Так, изучая феномен «японского чуда» и особенно международный успех ряда японских корпораций, исследователи сходятся во мнении о влиянии национальных интересов и пристрастий, благодаря которым покупатели в Японии были особенно разборчивы и предъявляли высокие требования к продукции определенного рода. Таковой является, например, фото-и кинотехника. Дело в том, что интерес к фотографии возник в Японии еще в начале двадцатого века, японцы в массовом порядке освоили искусство фотографии и стали использовать его в быту. Поэтому у них выработались определенные критерии качества фотоаппаратуры, которым должна была соответствовать вся выпускаемая продукция.

Вот почему японская фото- и кинотехника столь быстро заслужила популярность во всем

мире, а фирмы, производящие ее завоевали лидирующие позиции в общемировой индустрии. Также чрезвычайно популярны японские письменные принадлежности, поскольку искусство каллиграфии имеет многовековую традицию в этой стране. В свою очередь, для англичан традиционным увлечением является садоводство, поэтому английские фирмы весьма преуспели в производстве садовых инструментов и инвентаря, в этой отрасли им практически нет равных во всем мире. Американцы достигли небывалых успехов в традиционной для них сфере развлечений: индустрии кино и популярной музыки и пр. Традиции итальянского высокого искусства получили свое продолжение в знаменитой итальянской моде. Страны Скандинавии, прежде всего Швеция, специализируются в производстве товаров для физически ограниченных людей, что обусловлено социально ориентированной экономикой так называемого «шведского социализма». Интерес немцев к созданию сложных механизмов и постоянное стремление к техническому прогрессу сделали возможным производство высококлассных автомобилей и качественной бытовой техники.

Все эти примеры наглядно демонстрируют, что определенные национальные особенности могут обусловливать доминирование некоторых отраслей промышленности, что, безусловно, не укладывается в рамки традиционного учения об экономическом детерминизме. Следует отметить, что марксистская концепция (а особенно ее развитие в трудах последователей) предполагает возможность влияния надстройки на экономический базис общества. Но какие-либо системные национальные интересы и пристрастия могут сформироваться только с возникновением соответствующих материальных условий и технологических предпосылок. Таким образом, причинноследственная связь сформировавшихся национальных интересов и пристрастий в сфере производства и развития соответствующей отрасли промышленности во многом двойственна. Вот почему наиболее целесообразно вести речь о взаимообусловленности экономических и этнических процессов при определенном доминировании первых. Сущность и форма этой взаимосвязи сугубо индивидуальны для каждой конкретной страны.

Также необходимо помнить, что такие важные характеристики этносов, как ценности, традиции, предрассудки, идеология складываются в результате длительного исторического развития, причем влияние могут оказывать как внутренние факторы, так и внешние силы, а также природные условия. К примеру, на становление бизнес-культуры народов Восточной

79

Азии оказала крайне существенное влияние конфуцианская философия, легшая в основу делового этикета и китайских, и корейских, и японских предпринимателей.

Свои специфические черты имеет, разумеется, и русская промышленность. Общеизвестно, что традиционными чертами жизненного уклада и ментальности русских являются общинное сознание, патернализм и мощная государственная власть, которые также обусловлены географическими и климатическими особенностями, протяженностью территории

страны, а также выбранным путем исторического развития. Несомненно, что суровые погодные условия, а также наличие огромных площадей неосвоенных земель требовали мобилизации всех имеющихся сил и, как следствие, обусловили высокий уровень вмешательства государства во все внутренние проблемы и дела.

Для поддержания мощи государства необходимо иметь большую по численности боеспособную армию, структуры для охраны внутреннего порядка, развитую промышленность и инфраструктуру. Неблагоприятные природные условия российского Севера, а также восточных земель нашей страны, где находится большая часть природных ресурсов, тормозят в известной степени развитие экономики и обусловливают более высокие материальные и временные затраты на производство, чем в странах с более мягким климатом. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что нефтедобыча в Сибири обходится в четыре раза дороже, чем на южных территориях. И, тем не менее, в регионах с неблагоприятным суровым климатом находится большая часть природного богатства России, потому эти районы имеют важное стратегическое значение и находятся под особенно пристальным вниманием государства. Следует отметить, что в Канаде, демократической стране с развитой рыночной экономикой, промышленное производство и разработка месторождений на северных территориях также контролируется государственными структурами.

Уровень промышленного и технологического развития, а также исторически сложившиеся специализации производства во многом обусловливают формирование и развитие этносов и наций. Однако, специфические черты, присущие конкретным этносам, оказывают и обратное влияние на развитие производства. В качестве примера можно привести скандинавские страны, где конкурирующие между собой крупные промышленные компании нередко взаимодействуют и совместно задают цены на экспорт продукции. Причиной такого поведения является установившийся в скандинавских странах социальный строй, а также система

подготовки кадров, ориентированные на кооперацию и сотрудничество.

Такая практика приносит противоречивые результаты. С одной стороны наблюдаются, безусловно, позитивные моменты в развитии промышленности, облегчается взаимодействие различных отраслей производства и их соответствие потребностям граждан. В то же время для успешного развития и внедрения инноваций в некоторых видах промышленности существование конкуренции является обязательным условием, поскольку именно страх не удержаться на плаву и быть поверженным конкурентами, заставляет многих предпринимателей работать эффективнее и внедрять новые технологии производства. Вот почему, к примеру, Швеция отстает в тех сферах, где требуется постоянное совершенствование и смена ассортимента, однако «держит марку» в стабильных и консервативных сферах производственной и торговой деятельности.

Несколько схожую ситуацию можно увидеть и в ФРГ. Все это в известной степени тормозит развитие немецкой экономики, поскольку для создания новых промышленных предприятий необходимо наличие именно рискового капитала, который можно вложить в дело.

Принципиально иная ситуация наблюдается в Италии. Большинство ее жителей менее расчетливы, чем немцы, для них свойственна известная доля авантюризма в характере. Конечно, в этом случае повышается риск банкротства и возможности потерять все, однако, итальянцы не относятся к банкротству столь трагически, как жители Германии. Вот почему в Италии развит именно сегмент малого бизнеса. Более того, чтобы держаться на плаву, итальянские фирмы должны следовать новейшим веяниям и общественным вкусам, постоянно менять ассортимент, выпускать множество вариантов продукции одного типа. Вот почему для итальянских предприятий характерна весьма узкая спецификация и стремление к совершенству в выпуске продукции какого-либо определенного вида.

Еще одна важная особенность итальянских предприятий — их клановый характер, а также влияние на бизнес родственных связей и традиций семейной преемственности. Партнерские деловые отношения подкреплены, как правило, личной дружбой и во многом основаны на доверии. Да и зарубежные контакты предопределены личными связями и предпочтениями предпринимателей. Именно в силу этих особенностей национального менталитета большинство жителей Италии предпочитают работать не в крупных корпорациях со строго выстроенной служебной иерархией, а на собственных фирмах, либо у родственников или друзей.

80

Итак, следует задаться вопросом, почему даже, несмотря на глобализационные процессы, различные этносы продолжают функционировать в системе мировой экономики в качестве отдельных субъектов, осуществляющих экономическо-хозяйственную деятельность?

Причин несколько. Первая и основная состоит в том, что воплощение социоцентриче-ской модели на практике предполагает разносторонний анализ всего общества и его составных частей, в том числе и этнических общин. Благодаря этому принципу научное исследование перестает быть односторонним и рассматривает все возможные пути и варианты развития экономической системы.

К тому же для любой этнической общности характерна сформировавшаяся система ценностей, моральных норм и устоев. Знание данной информации необходимо для составления объективной картины хозяйственного уклада конкретных этнических общностей. Кроме того, благодаря этим сведениям в известной степени сокращается элемент риска и непредсказуемости в экономической деятельности, поскольку поведение субъекта можно частично предсказать. Именно поэтому сходство социальных и культурных особенностей народов может обусловливать и существование экономической системы одного типа.

И наконец, в результате влияния этнического фактора формируется многообразие цивилизаций в мировой экономической системе. Дело в том, что на сегодняшний день во всем мире насчитывается более 5 тысяч этносов, для каждого из которых характерны свои особенности ведения хозяйства. Вот почему единой для всех модели рыночной экономики существовать просто не может. Вот почему изучение этно-экономических общностей необходимо.

Несомненно, что на формирование системы ценностей людей, их представлений о допустимом и недопустимом поведении во многом обусловливает окружающая экономическая и социальная среда. Так, например, ценности и представления, присущие людям в капиталистическом обществе, могут не иметь значения в других общественных системах. Более того, мировая экономика никогда не сможет в полной мере унифицировать подобные отличия, они будут воспроизводиться, хоть и в несколько измененном виде. Вот почему экономическое поведение людей из разных стран в сходных ситуациях может сильно отличаться. Несмотря на стремительную глобализацию и процессы унификации, затронувшие практически все сферы жизни, представителям одной нации намного легче налаживать совместный

бизнес, чем партнерам, различающимся по этнической принадлежности.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Распространение этнического предпринимательства в современном мире связано с совокупностью ряда социальноэкономических и социокультурных факторов. Вместе с тем, практически в каждом регионе мира существует одна или несколько этнических групп, которые наиболее активно проявляют себя в предпринимательской деятельности, нередко фактически монополизируя целые сферы экономики. «Торговые нации», «меньшинства-посредники» - это евреи, армяне, греки в Европе и на Ближнем Востоке, китайцы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ливанцы и сирийцы в Западной Африке, индийцы в Восточной Африке и т.д. Преимущественное сосредоточение представителей данных этнических групп в торговой деятельности связано, прежде всего, с их положением «чужаков», маргиналов в чуждом этнокультурном окружении, но играет роль и наличие соответствующих традиций предпринимательства. В частности, концентрация представителей еврейской диаспоры в сфере банковского капитала прямо исходит из догматов иудейской религии, допускающей кредитование под проценты в отношении иноверцев и иноплеменников.

Многообразие традиций этнического предпринимательства связано с культурными, конфессиональными, ментальными различиями отдельных «торговых этносов». В современном мире, несмотря на процессы глобализации и постепенное стирание культурных различий, еще сохраняется специализация отдельных этнических групп в предпринимательской деятельности, при этом такие группы, как правило, отличаются внутренней замкнутостью, четкой самоидентификацией, стремлением к сохранению своих традиций и обычаев, отличающих их от населения «принимающей» страны.

В заключение можно отметить следующее.

1. Глобализация экономики и связанные с ней миграционные процессы в современном мире привели к широкому распространению этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, осу-

ществляемую представителями этнических меньшинств и диаспор в чуждом этнокультурном окружении, в соответствии с определенными правилами ведения бизнеса, основанными на национальных культурных традициях. Основным критерием выделения предпринимателей в группу этнических является «этнич-ность» бизнеса - внутренняя замкнутость, приоритетность этнической принадлежности партнеров по бизнесу. В то же время не обязатель-

81

но потребители продукции или наемные работники этнических предпринимателей должны относиться к той же или близкой этнической группе.

2. Этническое предпринимательство рассматривается в социальных науках в неразрывной связи с собственно феноменом предпринимательства, поскольку появление и развитие последнего во многом определяется этнокультурной и конфессиональной спецификой. Классиками социологии было выявлено, что конфессиональный фактор (распространение протестантизма в его кальвинистской традиции) сыграл важнейшую роль в становлении капиталистических отношений в Европе, равным образом как и догматы иудаизма во многом детерминировали экономический успех еврейской финансовой буржуазии. Современными исследователями рост этнического предпринимательства ставится в зависимость от процессов миграции, расширения сферы услуг в развитых странах, роста потребления и потребительских запросов населения развитых стран. Вместе с тем, подчеркивается, что важную роль в распространении этнического предпринимательства играют традиции и обычаи определенных этнических групп, в большей степени склонных к торговопосреднической деятельности («меньшинства-посредники»).

3. В современном мире этническое предпринимательство встречается практически у всех многочисленных мигрантских диаспор, однако следует обратить особое внимание на наиболее успешные в предпринимательской дея-

тельности национальные диаспоры, к которым можно отнести евреев, армян, греков в европейском и ближневосточном регионах, ливанцев и сирийцев в странах Западной и Северной Африки, индийцев в Восточной и Южной Африке, китайцев в Юго-Восточной Азии. Предпринимательский успех данных этнических групп объясняется, с одной стороны, их давними торговыми традициями, повышенной коммуникабельностью, готовностью к риску, с другой стороны - развитой этнической идентичностью, сплоченностью диаспор, что позволяет в относительно краткие сроки не только создавать бизнес, но и добиваться в различных сферах экономики значительного успеха.

1. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

2. Вейденбаум Е. Очерк этнографии Кавказского края // Путеводитель по Кавказу. — Тифлис: Типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1888. С. 64-129.

3. Леонтьев К. Панславизм и греки // URL: http://knleontiev.narod.ru/texts/panslavizm_i_grek. htm

1. Zombart V. Bourgeois. M., 1994.

2. Veydenbaum E. Sketch of ethnography of the Caucasian region // Guidebook to the Caucasus. — Tiflis: Printing house of Office of main chief a civil part in the Caucasus, 1888. P. 64-129.

3. Leontyev K. Pan-Slavism and Greeks // URL: http://knleontiev.narod.ru/texts/panslavizm_i_grek. htm

___________________________________ 82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.