УДК 316
Лайша Александр Владимирович
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России [email protected]
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ И ВЫЖИВАНИЯ В ЧУЖДОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ОКРУЖЕНИИ
В статье рассматриваются основные причины повышенной предпринимательской активности отдельных этнических диаспор. Подчеркивается, что частный сектор экономики является наиболее благоприятной средой для трудовой деятельности и повышения социального статуса представителей этнических меньшинств. Обращается внимание на замкнутость этнических бизнес-структур, специфику их внутренней организации на основе клановых и родовых связей.
Ключевые слова: предпринимательство, этнический бизнес, диаспора, мигранты.
Laysha Alexander Vladimirovich
Adjunct of the Department of Philosophy and Sociology of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF NATIONAL MINORITIES AS A MEANS OF ADAPTATION AND SURVIVAL IN AN ALIEN ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT
The article econsiders the main causes of increased business activity of individual ethnic communities. It is emphasized that the private sector of economy is the most favourable environment for employment and improvement of social status of ethnic minority representatives. Attention is drawn to the isolation of ethnic businesses structures, specific features of their internal organization on the basis of clan and tribal ties.
Key words: entrepreneurship, ethnic business, diaspora migrants.
На территории Российской Федерации проживают представители более чем 150 различных национальностей, включая как коренное население страны, так и мигрантов, прибывающих на территорию государства из стран ближнего и дальнего зарубежья в поисках работы, с целью получения образования или спасаясь от политической нестабильности, войн и конфликтов в родных странах. Представители этнических меньшинств все более активно проявляют себя в различных сферах общественной жизни, в первую очередь - в экономике. Как отмечают исследователи, предпринимательская деятельность этнических меньшинств и диаспор достаточно сильно отличается от бизнеса этнического большинства [1]. Фактически, бизнес национальных диаспор функционирует по иным законам и правилам, что позволяет нам говорить о таком специфическом явлении как этническое предпринимательство.
Глобализация экономики и связанные с ней миграционные процессы, особенно возросшие к концу ХХ - началу XXI в., актуализировали проблему этнического предпринимательства для многих стран мира, включая, в первую очередь, развитые государства Западной Европы и Америки, а также Россию, - центры притяжения мигрантов из менее развитых в экономическом отношении государств Азии и Африки. В научной литературе возрос исследовательский интерес к изучению этнического предпринимательства, были опубликованы работы по данной теме, принадлежащие таким авторам как Э. Боначич, Р. Вард, И. Лайт, П. Стокер, Р. Уолдингер, В.В. Радаев, С.В. Рязанцев, А. Снисаренко и др.
Почему же национальные диаспоры с наибольшей активностью проявляют себя именно в экономической сфере, в особенности в сфере торговли и бытового обслуживания населения? В первую очередь, отметим, что национальные меньшинства, в особенности мигрировавшие в страну из других государств, существенно ограничены в своих возможностях. Как правило, они плохо или крайне плохо владеют государственным языком принимающей страны, у них могут присутствовать проблемы с регистрацией и гражданством, сказывается и недостаточный уровень образования или отсутствие признания дипломов родных стран в принимающем государстве. Данная совокупность проблем практически перекрывает мигрантам возможность самореализации в таких сферах деятельности как государственная служба, правоохранительная деятельность, работа в бюджетных структурах образования, культуры, здравоохранения.
Многими работодателями из числа представителей коренного населения этнического большинства осуществляется своеобразная дискриминационная политика - при приеме на работу предпочтение отдается представителям коренных национальностей, мигрантов, даже если они в целом соответствуют требованиям компании, могут не взять на работу по причине национальной принадлежности. При этом мотивов к данному решению может быть много - от личной неприязни руководителей пред-
приятия или кадровиков к определенным национальностям до неуверенности в реальной способности представителей других национальных групп выполнять профессиональные обязанности, квалифицированно справляясь с поставленными перед ними задачами.
Последний фактор действительно является значимым, учитывая действительные различия в уровне образования, профессионального опыта, общей культуры у представителей различных этнических групп. Значительная часть представителей диаспор не обладает теми знаниями и навыками, которые необходимы для работы в современных инновационных сферах производства, на инженернотехнических должностях, что заведомо оставляет перед ними следующие перспективы - торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, низкоквалифицированный труд в строительстве, сельском хозяйстве или жилищно-коммунальных службах.
Учитывая же, что далеко не все работодатели готовы иметь дело с работниками-мигрантами, представители национальных диаспор создают собственные бизнес-структуры, предприятия и фирмы, становятся индивидуальными предпринимателями. То есть, предпринимательская активность в частном секторе экономики является для них, в первую очередь, средством выживания в чуждом и, зачастую, не всегда дружелюбном окружении. Как отмечают И. Кузнецов и В. Мукомель, «доверие, основанное на разделенной этнической идентичности, помогает сформировать «этнические» социальные сети, сокращает возможные временные, экономические и психологические издержки, связанные с недоверием и осторожностью, являющимися сопутствующими факторами поведения любого предпринимателя, находящегося в начальной стадии развития своего дела. При этом излишним становится использование посредников, выступающих гарантами в бизнесе» [2].
История свидетельствует, что этническое предпринимательство в той или иной форме существовало всегда и практически во всех регионах мира, с той лишь разницей, что функции «торговоремесленной нации», в зависимости от конкретной страны и исторического периода, брали на себя различные этнические общности - евреи, китайцы, армяне, греки, индийцы и т.д. И практически на всем протяжении истории этнического предпринимательства оно сталкивалось с неприятием и даже ненавистью коренного населения тех стран, где этнические меньшинства активно проявляли себя в сфере бизнеса, при том, что коренное население часто не могло обойтись без услуг предпринимателей - представителей этнических меньшинств.
Так, в течение нескольких столетий во многих странах Восточной Европы, включая и Россию, неоднократно проходили еврейские погромы, заключавшиеся в том числе и в разорении и разграблении торговых точек, трактиров, мастерских, принадлежавших предпринимателям еврейской национальности. В странах Юго-Восточной Азии, в особенности в Индонезии, вплоть до последнего времени периодически происходят погромы китайских торговцев и ремесленников, в которых местное население видит спекулянтов, наживающихся за счет продажи товаров по высоким ценам.
На территории Российской Федерации изредка имеют место хулиганские вылазки скинхедов, футбольных фанатов, бывших десантников в торговые ряды, где основная часть лотков принадлежит выходцам из Закавказья [3]. Этнические предприниматели как наиболее заметная часть диаспоры, чаще всего контактирующая с местным населением, во многом являются символом той или иной нации и по этой причине могут вызывать негативные эмоции со стороны коренного населения. Однако данный фактор, как мы можем судить, не является серьезным препятствием для продолжения представителями национальных меньшинств своей предпринимательской деятельности на территории страны.
Преимущественное сосредоточение этнических меньшинств в частном секторе экономики объясняется, в том числе, и повышенной мобильностью малых этнических групп, в особенности мигрантов, по сравнению с коренным населением [4, с. 188]. Отметим, что основная масса этнических предпринимателей, занятых в сфере рыночной торговли в современной России, представлена мигрантами и их потомками. Это, как правило, выходцы из бывших советских республик Закавказья и Средней Азии, мигранты из Китая, Вьетнама, Кореи, Афганистана. Привыкнув к быстрым перемещениям, минуя государственные границы, этнические предприниматели из числа мигрантов быстрее адаптируются к условиям ведения бизнеса и за сравнительно короткое время достигают заметного успеха.
Специфика внутренней организации этнических бизнес-структур заключается в активном использовании родственных и земляческих связей как одного из инструментов эффективного менеджмента. Как считает А. Снисаренко, «руководителю такой организации принадлежит решающая роль во всех делах. Без его одобрения не может приниматься ни одно решение. Степень его власти определяется не столько внутриорганизационными ресурсами, которыми он распоряжается, сколько его ролью и властью в более широкой среде этнической общины. Власть руководителя на предприятии основывается не столько его возможностями применять санкции к работающим
там как к своим сотрудникам, сколько как к членам общины» [1].
Наличие собственного бизнеса представляет собой один из ключевых факторов выживаемости и повышения влияния конкретной этнической диаспоры в чуждом окружении. Во-первых, бизнес является источником средств, часть из которых расходуется предпринимателями не в собственных интересах, а на поддержку соплеменников, культурную деятельность диаспоры, решение возникающих проблем с миграционными службами и правоохранительными органами. Во-вторых, наличие собственных бизнес-структур позволяет национальным диаспорам эффективнее осуществлять трудоустройство прибывающих соплеменников. Внутренняя же дисциплина в этнических диаспорах и создаваемых ими предприятиях способствует постоянному росту их благосостояния, с одной стороны, и повышению рейтинга в глазах местных предпринимателей и представителей властных структур, с другой стороны.
П. Стокер, рассматривавший этническое предпринимательство турецких мигрантов в ФРГ, отмечает, что «большинство турецких бизнесменов имеют семейные предприятия, поскольку основной мотивацией занятий бизнесом часто является предоставление работы молодым членам семьи, которые в ином случае были бы безработными» [5, с. 132]. Трудоустройство в коммерческих структурах, принадлежащих соплеменникам, позволяет недавно мигрировавшим представителям диаспоры стремительнее и менее болезненно адаптироваться в новых социальных условиях, в перспективе - использовать возможные каналы социальной мобильности в рамках этнического бизнеса, улучшая свое имущественное положение и приобретая определенный социальный статус.
Успешный бизнес способствует росту престижа конкретной этнической группы в обществе, что позволяет ее представителям в обозримом будущем интегрироваться во властные структуры, поступать на государственную службу. Так, в Тамбовской области курдской семье Шамоян благодаря своей предпринимательской деятельности (союз многоотраслевых хозяйственных предприятий «Дижла»), в которой они опирались на помощь соплеменников, прибывавших в регион из республик Закавказья и стран Ближнего Востока, удалось занять прочные позиции в областном бизнесе и даже политике [6].
Естественно, что данный факт может встречать негативную реакцию со стороны коренного населения, но для диаспоры он имеет исключительно позитивное значение, поскольку благодаря использованию возникших возможностей происходит более быстрая и легкая адаптация курдских мигрантов к жизни в области, они получают поддержку и защиту в конфликтных ситуациях как с местным населением, так и с органами государственной власти. Подобных примеров можно привести множество. как в других регионах России, так и в США, Латинской Америке, странах Западной Европы.
Вместе с тем следует обратить внимание и на такой значимый фактор как возможность криминализации этнического бизнеса вследствие его замкнутости и функционирования не столько по законам государства, сколько по неформальным предписаниям и обычаям этнической группы. Этнические бизнес-структуры отличаются высокой степенью замкнутости, поскольку их трудовые коллективы представлены, как правило, членами одной этнической или конфессиональной общности, в качестве бизнес-партнеров также рассматриваются, преимущественно, соплеменники, посредством соплеменников, работающих в госструктурах и правоохранительных органах, осуществляется взаимодействие с органами государственной власти. Для этнического предпринимательства в большей степени характерен увод деятельности в тень, с такими сопутствующими факторами как сокрытие доходов, использование труда нелегальных мигрантов, вовлеченность в коррупционные схемы и даже криминальную деятельность.
Наиболее замкнутыми структурами этнического бизнеса на территории России являются китайские и вьетнамские, контакты которых с окружающей средой сведены к минимуму и носят лишь вынужденный характер. Вокруг крупных рынков, на которых торгуют граждане стран Восточной и Юго-Восточной Азии, формируются целые анклавы их компактного проживания с характерной инфраструктурой «для своих» - закрытыми клубами, кафе, ресторанами, публичными домами. Соответственно, данная деятельность является объектом повышенного внимания этнических преступных группировок, которые выступают в качестве «крыши» этнического бизнеса и, в то же время, рэкетируют соплеменников, поскольку последние не склонны обращаться в правоохранительные органы. Получается, что национальная солидарность, испытываемая членами диаспор, оборачивается против них самих, когда их предпринимательская деятельность попадает в сферу внимания этнической организованной преступности.
Государству следует вести более активную работу в направлении установления доверительных отношений и налаживания взаимодействия в различных сферах деятельности с этническими предпринимателями. В первую очередь, это будет способствовать улучшению миграционной политики государства, поскольку сделает более легкой и прозрачной трудоустройство прибывающих в страну мигрантов в компании и фирмы, руководимые их соплеменниками из более ранних волн миграции. Во-
вторых, внимание к проблемам и нуждам этнических предпринимателей будет способствовать повышению привлекательности России для иностранного бизнеса и, соответственно, будет способствовать росту производства и бытового обеспечения населения.
Однако необходимо учитывать и негативные стороны наличия в стране бизнес-структур, организованных по этническому принципу. Ведь сама по себе форма их организации способствует консервации в социальной сфере клановости и родства, что влечет за собой архаизацию социальных отношений, выступает в качестве фактора демодернизации. Во-вторых, наличие микросреды, в которой представитель этнического меньшинства чувствует себя «как дома», позволяет ему не задумываться о необходимости повышения своего профессионального образования, дополнительном изучении государственного языка, расширении круга общения в среде местного населения. Так, социологические исследования свидетельствуют о том, что большинство находящихся в Москве выходцев из Азербайджана, Армении и других бывших советских республик не считают необходимым дальнейшее совершенствование знаний русского языка, полагая, что в повышении социального статуса им окажут содействие родственники и земляки, уже добившиеся успеха в бизнесе или на государственной службе [7]. По мнению Т. Заславской, наличие автономных путей социальной стратификации влечет за собой разрушение традиционных каналов социальной мобильности [8, с. 541], что представляет собой достаточно серьезную угрозу для социального порядка в российском государстве.
Такой подход влечет за собой опасность анклавизации и последующей фрагментации общества, в особенности в мегаполисах, где создаются компактные анклавы проживания национальных меньшинств с собственной, ориентированной на соплеменников, инфраструктурой. Такие анклавы могут стать не столько объектом посещения привлеченных экзотикой и «восточным колоритом» туристов, сколько очагами преступности, теневого бизнеса, экстремизма и религиозного фундаментализма. Следовательно, государство не должно упускать из поля зрения этнические диаспоры и их предпринимательскую деятельность как основной источник их существования и легитимизации в принимающем обществе.
Этническое предпринимательство представляет собой один из наиболее эффективных способов адаптации и выживания этнических меньшинств в чуждом национальном окружении. Повышенная активность ряда этнических меньшинств в сфере бизнеса обусловлена отсутствием возможности реализации своих амбиций и навыков в иных сферах общественной жизни, национальной предрасположенностью к торговле и ремеслам, потребностью в быстром улучшении материального благополучия и повышении социального статуса в иноплеменном окружении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на материалах исследования азербайджанской диаспоры С.-Петербурга). URL: http://www.narcom.ru/publ/info/522 (дата обращения 23 августа 2012)
2. Кузнецов И., Мукомель В. Формирование этнических ниш в российской экономике. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2007/1/ku18.html (дата обращения 23 августа 2012)
3. Погромы на московских рынках (обзор событий и прессы) URL: http://www.memo.ru/hr/discrim/caric.htm (дата обращения 23 августа 2012)
4. Хрусталев И.М. Этническое предпринимательство мусульманских диаспор в странах Западной Европы // Вестник МГИМО. 2010. № 2.
5. Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. М., 1995.
6. Джамал Шамоян: Я россиянин и этим все сказано // URL: http://www.shamoyan.ru/content/view/23/3/ (дата обращения 23 августа 2012)
7. Дробижева Л., Арутюнян Ю., Кузнецов И. Выходцы из Закавказья в Москве. Занятость и труд в Москве: есть ли этнические особенности? // Демоскоп weekly. 2007. 1-21 янв.
8. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция.
М., 2002.