ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Л.А. КУЗНЕЦОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Тел. 8 920 283 90 54
ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
В статье рассматриваются традиции народных художественных промыслов, раскрывается существо художественной системы в искусстве народных промыслов, роль народного мастера в сохранении народных традиций, сравниваются народные и профессиональные мастера декоративно-прикладного искусства, в итоге статьи говорится о современном состоянии народных промыслов.
Ключевые слова: традиции, художественные промыслы, народный мастер, декоративно-прикладное искусство, народное искусство.
Современность диктует свои правила жизни. Сейчас во время всемирной глобализации практически все народы мира живут похожей жизнью. Молодёжь и пожилые люди носят джинсы, пропадают в интернете и социальных сетях, и лишь единицы обращаются к традициям, к народному искусству. Но остаются энтузиасты, которые всю свою жизнь посвящают возрождению народных промыслов, неся через века нерушимые образы, созданные когда-то нашими предками. То, что раньше мастера делали для украшения нехитрого быта, для красоты, которую они хотели привнести в мир, теперь мы называем искусством, народным искусством.
Искусство играет важную роль и является важнейшей из областей духовной жизни человечества. Разные виды искусства отражают разные стороны жизни человека. Одну из групп составляют пространственные, или пластические искусства, которые в свою очередь делятся на изобразительные и неизобразительные. К неизобразительным видам относится декоративно-прикладное искусство, оно не показывает окружающий нас мир таким, какой он есть, а создаёт материальную среду. Оно несёт в себе не только эстетическое, но и практическое назначение. Произведения прикладного искусства создаются с помощью пространства, формы, цвета и др.
Декоративно-прикладное искусство - это область декоративного искусства. Оно несёт в себе особый художественный смысл, свой язык образов, и в то же время служит человеку в его повседневном быту. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть выполнены из разных материалов: глины, дерева, ткани, металла, стекла и т. д.
Чтобы понимать декоративное искусство, не надо быть профессионалом, это доступно каждому,
© Л.А. Кузнецова
но по-настоящему в полной мере его может понимать только тот, кто сам творит. С глубокой древности люди создавали предметы быта, которые удовлетворяли не только потребительские нужды, но и украшали дом, создавали уют, красоту.
Первоначально произведения прикладного искусства выполняли мастера со своими подмастерьями. Они передавали опыт, учили, раскрывая свои секреты на примере изготовления своих изделий. На этой основе создавались объединения мастеров, артели.
В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и оттачивались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве и народных промыслах. Традиции крестьянского искусства в силу известного консерватизма бытового уклада, особой приверженности к патриархальной старине развивались медленно.
Развитие традиций в конкретном промысле непонятны, если не раскрыты черты, присущие этой традиции, а также неясна специфика выразительных средств и возможностей местного искусства. Ведь элементы художественной системы, которые составляют существо искусства данного промысла и передаются из поколения в поколение, и становятся традицией.
Существо художественной системы в искусстве народных промыслов составляют материал, способы его обработки и характер изготовляемых предметов, принципы и приемы воплощения обра-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
за. Важную роль играет свойство декоративности в виде особенностей форм предметов, орнамента, сюжетных изображений, выраженных живописными, пластическими или графическими средствами. Эти данные в каждом промысле складываются в ряд специфических выразительных средств и составляют свои взаимосвязи. Исторически все элементы системы подвержены изменению и развитию. Но степень их активности и подвижности в развитии местных традиций различна.
Определяющими и самыми устойчивыми факторами системы являются материал, способы и характер его обработки. Возникновение промысла нередко было обусловлено наличием природного сырья. Использование природных естественных материалов - одна из общих и основных традиций народного искусства. Именно в материале, с которым работали и работают многие поколения мастеров промысла, заключены все не только материальнотехнические, но и художественные особенности местного искусства. Двойственная природа произведений народного искусства - их материальная и художественная ценность - рождалась из определенного материала, знания его природных свойств, качеств, структурных и эстетических возможностей; в использовании этого материала, в технике его обработки и формировании навыков мастерства заключен труд многих поколений народных мастеров.
Материал определял и способы его обработки соответствующими инструментами, из чего возникали и исторически развивались традиции собственно художественного ремесла, где высокое техническое мастерство рождало искусство, а приемы обработки материала во многом обусловливали декор и специфику выразительных средств в целом. Уровень мастерства определял профессионализм народного искусства, навыки и опыт которого приобретались преемственностью поколений мастеров, а ныне, кроме этого, обучением в местной профессионально-технической или художественной школе и последующей практической деятельностью на промысле.
Материал и техника его обработки неотделимы от характера изготовляемых предметов. Они диктовали как их родовую принадлежность, функциональное назначение (игрушки, утварь, ювелирные украшения, костюм), так и особенности формы (токарной, резной, ажурной и т. п.).
Взаимодействие этих трех факторов - материала, техники его обработки и предметного существа изделий - составляет основу и наиболее устойчивую часть художественной системы местного искусства, следовательно, играет существенную роль
в формировании его традиций. Далеко не всегда эти новшества сразу обогащали традиции, нередко они наносили ущерб художественным достоинствам произведений. Но коллективный опыт исправлял, либо отвергал новшество, либо преобразовывал его в русло традиций.
В меньшей мере, чем материал, меняются способы его обработки и инструмент. Но и в них технический прогресс вносил дополнения и изменения появлением новых механизмов, которые помогали работе мастера, ускоряли подсобные операции, облегчали воплощение творческого замысла. Однако никакая машина не может заменить традиционную рукотворность произведений народных промыслов, индивидуальность создания каждой, даже серийной вещи. Человеческая рука не может, как механизм, буквально повторить одно и то же. Уже в этом залог вариантности, присущей народному искусству.
В наши дни уже ни у кого не вызывает сомнения эстетическая ценность произведений народного искусства. Но возрастание эстетической роли самих предметов - явление не новое. Общеизвестна, например, исторически оправданная смена функций произведений глиняной пластики - от ритуального символа до игрушки и произведения малой скульптуры.
История народных промыслов дает нам примеры перестройки и изменений даже в основополагающих частях местной художественной системы. Правда, эти изменения зависят не только от творческой воли мастера, но и от объективных условий общего прогресса. Тем не менее, при всей устойчивости материала, определяющего суть самого искусства промысла, в нем происходили и происходят процессы замены отдельных составных частей, обусловленные временем, материально-техническими новшествами. Смена красок в росписи, замена олифы лаками и так далее.
Но сколько бы мы ни говорили о традициях и их особенностях, источником традиций, их носителями являются люди - мастера, творцы народного искусства. А они тоже меняются. В современной жизни меняется их социальный состав, мировоззрение, уровень культуры. Современные народные мастера принадлежат, в основном, поколениям, выросшим за годы Советской власти. Это не прежние кустари, работавшие скорее интуитивно, по сложившимся законам ремесла. Сегодня от народного мастера требуется не только высокое техническое мастерство, но сознательное творческое отношение к своей деятельности художника, глубокое проникновение в художественную культуру промысла, в котором он работает, определенная общая культура и образованность, способность ориентироваться в
5^^ЙСКУССТВ0ВЁДЁНЙЁ^^^=
вопросах современного и мирового искусства.
Во все времена художественные промыслы жили в ногу со временем, постоянно испытывали внешние воздействия: влияния моды, вкусов заказчиков, по-своему воспринимали и интерпретировали элементы больших стилей искусства - барокко, рококо, классицизма. Все это требовало мобильности, оперативности, творческой активности и высокой культуры.
Многие народные мастера получают художественное образование, сейчас существуют специальные учебные заведения, которые готовят специалистов для художественных центров народных промыслов.
С возникновением художественной промышленности народные мастера не пропадают, они работают параллельно с профессиональными мастерами. В своих произведениях они поддерживают традиции родного края. Произведения народных и профессиональных мастеров во многом схожи, но всё же имеют и отличия. Свои изделия народные мастера выполняют в основном по традиционным технологиям, чаще вручную. Их изделия тиражируются очень редко, даже если мастер выполняет партию изделий, каждое из них несёт свою
индивидуальность.
Произведения профессиональных художников прикладного искусства изготавливаются на предприятиях художественной промышленности или в творческих мастерских, и чаще всего выпускается массово. Разница между народным мастером и профессиональным художником декоративноприкладного искусства становится всё прозрачнее. Сейчас, в целях сохранения народных художественных промыслов, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
Но современное состояние народных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать лучшего. В жёстких рыночных условиях многие и многие предприятия были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях можно надеяться только на народную мудрость и великое терпение, на то, что народные промыслы будут, как и раньше, передаваться по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам.
Библиографический список
1. Богуславская И.Я. Народное искусство или ширпотреб? -Декоративное искусство СССР, 1976, №6, с. 22.
2. Богуславская И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров. Советское декоративное искусство 77/78, М., 1980, с. 116-122.
3. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1969.
4. Некрасова М.А. Канон в народном творчестве. - Декоративное искусство СССР. 1971, №5, с. 29-32.
5. Некрасова М.А. Традиции и проблемы индивидуального в народном искусстве. Декоративное искусство СССР. 1974, №5, с. 15-16.
6. Некрасова М.А. Искусство Палеха. М., 1966.
7. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971.
8. КанцедикасА.С. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства), М., 1977, с. 22-24, 28-30.
L.A. KUZNECOVA TRADITIONS PUBLIC ARTISTIC PROVIDENCE
In article are considered traditions public artistic providence, opens essence of the artistic system in art public providence, role of the public master in conservation public tradition, are compared public and professional master decorative - an aplied arts, in total article is spoken about modern condition public providence.
Key words: traditions, artistic providences, public master, decorative - an applied arts, public art.