статьи невозможно рассмотреть всю гамму вопросов (объект, предмет, границы и т.п.), связанных с термином «бренд-дизайн». Не претендуя на полноту анализа и завершён-
ность выводов, отметим, что приведённые соображения могут стать началом дискуссии об этом относительно новом профессиональном термине.
Примечания
1. Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна : дис. на соиск. учён. степ. доктора искусствоведения : 17.00.06 / Власов Виктор Георгиевич ; Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. Санкт-Петербург, 2009. 364 с.
2. Разработка терминологического аппарата дизайна / [Р. О. Антонов и др.]. Москва : ВНИИТЭ, 1982. 119 с. ил.
3. Техническая эстетика и дизайн : словарь / под общ. ред. М. М. Калиничевой. Москва : Академический Проект ; Культура, 2012. 356 с. (Summa).
References
1. Vlasov V. G. Teoretiko-metodologicheskie kontseptsii iskusstva i terminologiya dizaina. Diss. dok. iskusstv. [Theoretical and methodological concept art and design terminology. Dr. Art Criticism sci. diss.]. St. Petersburg, 2009. 364 p.
2. Razrabotka terminologicheskogo apparata dizaina [Develop terminology design]. Moscow, Publishing house of All-Russia research institute of an industrial art, 1982. 119 p.
3. Tekhnicheskaya estetika i dizain [Technical aesthetics and design]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], Kul'tura Publ., [Culture Publ.], 2012. 356 p.
ЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СИНТЕЗ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВА
УДК 378:745/749
Р. М. Канапьянова, П. С. Гуляев
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается проблема преподавания декоративно-прикладного искусства в творческом вузе. Отмечается, что декоративно-прикладное искусство, несмотря на «солидный» возраст, не утратило своих позиций в сложном калейдоскопе современного искусства, сохранило художественные традиции народных промыслов. Основная причина такой успешной приспособляемости состоит в синтезной природе исследуемого явления. Показывается многогранность проявления синтеза в художественном творчестве. Раскрывается понятие народной культуры через систему материальных и духовных ценностей русского народа как социальной общности. Отмечается, что народная культура выступает материальным и духовным фундаментом для существования и непрерывного развития декоративно-прикладного искусства. Особое внимание обращается на то, что декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, выступает важнейшим фактором развития народной куль-
1КАНАПЬЯНОВА РАУШАН МУСАХАНОВНА - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
KANAPYANOVA RAUSHAN MUSAKHANOVNA - Full Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Cultural Research and International Cultural Cooperation, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
2ГУЛЯЕВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ — кандидат философских наук, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества факультета социально-культурной деятельности Московского госу-68 дарственного института культуры
GULYAEV PAVEL STEPANOVICH — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of Decorative-Applied Activities, Faculty of Social and Cultral Activities, Moscow state Institute of culture
e-mail: rauk@mail.ru1, gulyaevu@mail.ru2 © Канапьянова Р. М., Гуляев П. С., 2016
туры, упорядочивая исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируя его моральные и эстетические ценности. Определяются основные свойства декоративно-прикладного искусства: целесообразность, функциональность, востребованность, структурность. Даётся функциональное определение исследуемого феномена как синтеза народной культуры и творчества в рамках декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: культура, декоративно-прикладное искусство, художественное творчество, искусство, народная культура, синтез искусств.
R. M. Kanapyanova, P. S. Gulyaev
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
DECORATIVE-APPLIED ARTS AS A SYNTHESIS OF FOLK CULTURE AND CREATION
The article examines the problem of teaching of decorative-applied arts at an Art Institute. It is noted that decorative-applied arts despite of a "respectable" age haven't lost the positions in the complex kaleidoscope of modern art and preserved the art traditions of folk crafts. The main reason of this successful adaptation is a synthesis nature of the investigated phenomenon. The variety of the synthesis existence in art is shown. The definition of folk culture is shown through the system of the material and spiritual values of the Russian people as a social community. It is noted that folk culture acts as the material and the spiritual foundation of the existence and continuous development of the decorative-applied arts. Particular attention is drawn to the fact that the decorative-applied arts are also the most important factors in the development of folk culture, marshalling the ancestral origins of the spiritual life of the Russian people, demonstrate their moral and aesthetic values. The key features of decorative-applied arts such asreasonability, functionality, relevance and structure are defined. The functional definition of the investigated phenomenon as a synthesis of folk culture and creation within the framework of the decorative arts is given. Keywords: culture, decorative-applied arts, artistic creativity, art, folk culture, synthesis of the art.
Декоративно-прикладное искусство следует рассматривать в качестве протоискусства по целому ряду оснований: а) в силу древнейшего происхождения в качестве вида искусства, развивавшегося от момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства до настоящего времени; б) по схожести решаемых творческих задач, охватывающих сферы материальных и духовных ценностей; в) как следствие необходимости учитывать не только технологическую специфику, но и местные традиции, национальные особенности, социальные различия; г) из-за эмоционального воздействия на душевное состояние человека и формирование его эстетического отношения к окружающему миру. Обращение к внутреннему миру человека через систему духовных ценностей - одна из ключевых тем для исследования. В связи с этим необходимо отметить, что, несмотря на солидную предысторию, декоративно-прикладное искусство не утра-
тило своих позиций, смогло занять достойное место в многогранной мозаике современного искусства, сохранило заинтересованных потребителей, проверенные историей традиции художественных промыслов народных мастеров. Причины такой жизнестойкости, как правило, не поясняются.
Статья направлена на устранение этого содержательного пробела и обоснование идеи о том, что основная причина такой успешной «молодости» декоративно-прикладного искусства кроется в её синтезной природе. Для решения этой исследовательской задачи необходимо: раскрыть понимание синтезной природы исследуемого феномена; определить его значимые свойства; выявить историческую тенденцию успешного функционирования декоративно-прикладного искусства.
Под синтезной природой понимается способность декоративно-прикладного искусства объединять различные элементы (дис-
циплины, отношения, компоненты) в единое, устойчивое целое (систему), позволяющее расширить творческие возможности и сконструировать нечто новое. Синтезная природа декоративно-прикладного искусства проявляет большую гибкость в приспособлении к изменениям как во внешнем предметном мире, так и во внутренних процессах этого вида искусства. Речь идёт не о «механическом» объединении произвольно взятых элементов, а о диалектическом обобщении аналитически выделенных и изученных граней объекта.
Синтезная природа декоративно-прикладного искусства чрезвычайно многообразна и проявляется повсеместно. Приведём несколько примеров этого синтезного проявления. Так, при создании предметов быта, в рамках декоративно-прикладного искусства, сформировался синтез практической и художественно-эстетической функций. Любой народный мастер думает и о практическом назначении, и о красоте создаваемого творения. Образцы декоративно-прикладного искусства, вошедшие в быт, высоко ценились именно как синтез функции красоты и функции практической пользы. Другой пример. Декоративно-прикладное искусство, используя самые разные натуральные материалы: глину, дерево, камень, металл, стекло, ткани, натуральное волокно, успешно продемонстрировало и синтез-ное применение нескольких исходных материалов. Так, знаменитый народный промысел жостовская роспись успешно сочетает работу с металлом (изготовление подносов) с художественной лаковой росписью цветочных композиций по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному). Пример третий. Декоративно-прикладное искусство применяло разнообразные технические и художественные приёмы для изготовления своих изделий. Каслинское литье возникло как синтез технических приёмов чугунолитейного завода и художественных приёмов (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отде-
ланных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) [7, с. 7-27], а федоскинская миниатюра - как синтез технологии изготовления папье-маше и технологий традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками (сюжеты «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни) [3].
Синтезная природа исследуемого явления характеризуется следующими свойствами. Во-первых, целесообразностью декоративно-прикладного искусства как синтеза целеполагания (художественный замысел народного мастера) и целеиспол-нения (реальное создание художественного образца). Целесообразность в декоративно-прикладном творчестве проявляется только в целостности (синтезе) этих двух сторон, вне этого единства данное свойство не реализуется. Если речь идёт о целепола-гании, когда существует только авторская цель как некий идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта, то мы в лучшем случае будем иметь лишь художественный замысел и не более того. Если будет проявляться только целеисполнение, то работа мастера приобретёт шаблонный, штамповочный характер. Целесообразность декоративно-прикладного искусства, таким образом, несёт в себе креативный потенциал, стимулирует осознание и разрешение возникающего противоречия между традицией и инновацией в народных промыслах.
В течение многих веков складывались традиции народных промыслов. От поколения к поколению, от отца к сыну передавались секреты мастерства. Каждый народный художественный промысел, каждый мастер имеет свои стилевые особенности, специфические приёмы выполнения, но меняющийся характер и ассортимент продукции побуждает к инновациям. При создании новых образцов приходят и новые знания, навыки, умения. Сама жизнь стимулирует народного умельца к развитию, стремлению опираться
не только на достижения прошлых мастеров, но и искать свои оригинальные решения, одухотворяя изделия талантом личности, теплотой своих рук. Игнорирование инновационных моментов ведёт к нарушению свойства целесообразности, а на практике - к исчезновению, отмиранию изделий и промыслов. Декоративно-прикладное искусство, несмотря на свой почтенный возраст, вынуждено искать пути творческого развития и формировать новые подходы [2, с. 106-112]. Следует согласиться с мнением о том, что «художественные традиции не всегда могут быть использованы без изменения, поскольку новые произведения прикладного искусства уже создавались в условиях другой идеологии, быта, с использованием иных техник, понимания творческих задач» [10, с. 9].
Вторым свойством декоративно-прикладного искусства выступает функциональность, проявляющаяся как синтез в созданном образце красоты и практической пользы. Произведения художественного творчества рассчитаны на восприятие органами чувств человека. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки имеют не меньшее значение, чем польза. При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы, но и её он не может создавать без учёта практического назначения изделия. На практике художественная выразительность (функция красоты) и утилитарная конструкция (функция практической пользы) не всегда совпадают и не всегда находятся в гармонии друг с другом, но в идеале народный мастер должен к этому стремиться.
Третьим свойством декоративно-прикладного искусства следует считать экономическую востребованность, представляющую собой синтез реализованного авторского замысла и потребительской заинтересованности населения в приобретении этого образца. Авторская работа, не нашед-
шая своего потребителя, оказывается невостребованной, а обеспечивающее это изделие производство рано или поздно сойдёт на нет.
Четвёртым свойством декоративно-прикладного искусства можно назвать структурность. Процесс художественного производства декоративно-прикладного искусства можно представить в виде следующих структурных элементов: цель (авторские установки и видение, художественные замыслы), средство (непосредственно художественное производство) и результат (созданный образец продукции). Структурность как синтезное свойство декоративно-прикладного искусства можно представить в виде двух классов: внутриэлементный и межэлементный синтезы. Внутриэлементный синтез, например, включает в себя: «внутри элемента цель» - авторский замысел («должное») и получившийся образец продукции («сущее»); «внутри элемента средство» -синтез формы и пропорции, формы и декора, цвета и орнамента, материального и духовного; «внутри элемента результат» - синтез исходных натуральных материалов (деревянная дверь и скобяные изделия; керамика и художественная роспись). В группу межэлементного синтеза входит взаимодействие указанных элементов (цели, средства, результата).
Внимательное рассмотрение многовековой истории декоративно-прикладного искусства позволяет увидеть основную историческую тенденцию, обеспечивающую устойчивость декоративно-прикладного искусства, -синтез народной культуры и творчества.
Уточним исходные понятия. Под народной культурой понимается система материальных и духовных ценностей (значи-мостей) народа как социальной общности. Чаще всего она воспринимается как культура традиции, представленная безымянными авторами; древнейший возраст - от глубокой древности до настоящего времени; творцом её выступает народ, объединяющий всех индивидов общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельно-
сти [9, с. 52-57]. В настоящее время народная культура «выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания» [4, с. 15].
Народная культура выступает материальным и духовным фундаментом для существования и непрерывного развития декоративно-прикладного искусства [5, с. 45-49]. В свою очередь, декоративно-прикладное искусство выступает важнейшим фактором развития народной культуры, упорядочивая исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические ценности [6, с. 35-40]. Современные достижения народных художественных промыслов основаны на сочетании национального своеобразия формы и декора, орнаментации и колористического оформления, удачной композиции.
Народное творчество представляет собой переживание повседневной и религиозной жизни, истории, фольклора, обрядов и обычаев в символико-сюжетной и утилитарной форме. Применительно к декоративно-прикладному искусству народное творчество проявляется в двух основных формах: либо как создание новых образцов, неизвестных ранее, либо же - как создание образцов старых, но каким-либо новым, ранее неизвестным способом. Постоянное творческое совершенствование народными мастерами художественных и технических приёмов, формы, рисунка, цвета, пропорций, исходных материалов превращало утилитарные предметы в произведение декоративно-прикладного искусства. Художник не стремится слепо копировать окружающий мир, а художественными средствами творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учётом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки [8, с. 137-143].
Сказанное позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, синтезная природа декоративно-
прикладного искусства существует в тесном взаимодействии народной культуры и творчества. Просматривается устойчивая тенденция в жизнедеятельности людей к усилению эстетизации не только своего повседневного быта, но и среды обитания. Творческий потенциал декоративно-прикладного искусства полностью не раскрыт и обладает большими возможностями для обозначения художественных представлений мастера об окружающем мире [1, с. 20-28]. Обычный деревянный ковш принимал форму красивой птицы, полевые цветы с поверхности расписного подноса напоминали о лете и радовали душу человека красотой.
Во-вторых, проанализированный тезис о декоративно-прикладном искусстве как синтезе народной культуры и творчества может быть представлен как дефиниция (определение) исследуемого феномена. Обычно дают содержательное определение декоративно-прикладному искусству через перечисление его существенных признаков. В рамках данной статьи удалось дать определение функциональное, указывающее на основные элементы, обеспечивающие устойчивое целостное взаимодействие данного явления. Более того, поднятые в рамках статьи проблемы в определённой степени корреспондируются с ключевыми проблемами в сфере межэтнических отношений в современной России. Речь идёт о Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)"». В частности, в перечне поднятых проблем впервые выделяется тезис о «сложном социокультурном самочувствии русского народа, неудовлетворённости его этнокультурных потребностей». Таким образом, можно ли утверждать, что декоративно-прикладное искусство, как синтез народной культуры и творчества, и есть тот богатейший ресурс, способствующий раскрытию загадочной души русского человека?
Примечания
1. Ариарский М. А. Условия реализации созидательного потенциала культуры креативно-информационной эпохи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 20—28.
2. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (59). С. 106—112.
3. Народные художественные промыслы России = Folk handicrafts of Russia / Ассоциация «Народные художественные промыслы России» ; [сост.: В. П. Антонов]. Москва : Интербук-бизнес, 1998. 241, [6] с. цв. ил.
4. Народная культура в современных условиях : учебное пособие / Российский институт культурологии, Министерство культуры Российской Федерации ; [О. Д. Балдина и др.]. Москва : Российский институт культурологии, 2000. 219 с.
5. Некрасова М. А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена // Народное искусство России в современной культуре, XX—XXI век / М. А. Некрасова, авт.-сост., науч. ред. Москва : Коллекция М, 2003. С. 45—49.
6. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 343 с. ил.
7. Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров = The art оf ^sli маsters : [в 2-х книгах]. Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1983. Книга 1. 159 с. ил. . Книга 2. 159 с. ил.
8. Солодухина Т. К., Солодухин В. И. Основные направления воспитания этнокультурной ответственности в национально-культурных центрах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 137—142.
9. Тихонова В. А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 52—57.
10. Фокина Л. В. История декоративно-прикладного искусства : учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 239, [2] с., [16] л. цв. ил. (Высшее образование).
References
1. Ariarsky M. A. Conditions of realisation of creative potential of culture of an is creative-information epoch. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 1 (57), pp. 20—28. (In Russian)
2. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (59), pp. 106—112. (In Russian)
3. Antonov V. P., comp. Folk handicrafts of Russia. Moscow, Publishing house "Interbook-Business", 1998. 241 p. (In Russian)
4. Baldina O. D., ets. Narodnaya kul'tura v sovremennykh usloviyakh [National culture in modern conditions]. Moscow, Publishing house of the Russian institute of cultural science, 2000. 219 p.
5. Nekrasova M. A. Mesto narodnogo iskusstva v sovremennoi kul'ture kak dukhovnogo fenomena [The place of folk art in modern culture as spiritual phenomenon]. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoi kul'ture, XX-XXI vek [Folk art of Russia in modern culture, the 20-21st century]. Moscow, Publishing house «Collection M», 2003. Pp. 45—49.
6. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: Teoriya i praktika [Folk art as part of culture: Theory and practice]. Moscow, Izobrazitelnoe iskusstvo Publ. [Fine Arts Publ.], 1983. 343 p.
7. Peshkova I. M. The art cjf Kusli маsters. In 2 books. Chelyabinsk, Southern Ural book publishing house, 1983. (In Russian)
8. Solodukhina T. K., Solodukhin V. I. The main directions of education of ethnocultural responsibility in the national and cultural associations. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 137-142. (In Russian)
9. Tikhonova V. A. National cultural traditions and spiritual development of society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 52—57. (In Russian)
10. Fokina L. V. Istoriya dekotativno-prikladnogo iskusstva [History of decorative-applied arts]. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix», 2009. 239 p.