го дополнения в курсантских подразделениях первого курса, где курсанты проходят этап профессиональной и социальной адаптации, при выборе товарищей члены групп используют противоположный принцип - принцип психологического подобия. Дружат между собой представители одинаковых психотипов. Отчасти это может происходить из-за играющего здесь роль принципа социальной однородности - люди легче строят отношения с себе подобными. В то же время на старших курсах показатели взаимной корреляции между соционическим и иными методами исследования психологической совместимости имеют достаточно высокую положительную корреляцию.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: при комплектовании курсантских подразделений с учетом психологической совместимости возможно использование соционической методики. В этом случае на этапе адаптации (первый курс) возможны проблемы в межличностных отношениях курсантов, но при достаточно высоком уровне психологического сопровождения можно избежать серьезных конфликтов в этот период, а в дальнейшем подобное распределение положительно скажется на социально-психологическом климате в курсантских подразделениях и в итоге - на эффективности совместной учебной и служебно-боевой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. - СПб.: Тегга ЕаПжйса, 1998.
2. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы: Тесты. -СПб.: Тегга ЕаПазйса, 1998.
3. Ермаков П.Н., Терехин В.А. Способ прогнозирования эффективности совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной функциональной латерализацией // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.
4. Круткин С.В. Проблема комплектования учебных групп с учетом психологической совместимости // Тезисы докладов на региональной конференции “Университетское гуманитарное и социальное образование: опыт, теория и методология”. -Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
5. Круткин С.В. Соционика как метод комплектования первичных подразделений курсантов // Статья депонирована в справочно-информационном фонде МО РФ 4.04.2000 инв. № В 4263. Опубл. в сб. рефератов депон. рукописей серия В. Вып. № 51. - М.: ЦВНИ МО РФ, 2000.
6. НемовР.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984.
7. Обозов Н.Н. Аппаратурный метод исследования сра-батываемости и совместимости людей // Методы социальной психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
8. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.
9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. -Киев, 1990.
10. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к изучению психологической совместимости // Вопросы психологии. -1981. - № 6.
11. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учетом совместимости и срабаты-ваемости // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. - М., 1990.
12. ЮнгК.Г. Психологические типы. - М., 1996.
ТРАДИЦИИ КАК ЦЕННОСТНОНОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ А.З. Садыков, зам. начальника НИиРИО
Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт ВВ МВД России, г. Владикавказ
Жизнь общества - это смена поколений. Каждое старшее поколение оставляет для последующих все созданное им: материальные ценности, достижения науки и культуры, традиции. Традициями принято считать исторически сложившиеся, устойчивые обычаи, правила, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся моральным законом для народов, социальных слоев и групп, различных коллективов, в том числе воинских.
Традиции охватывают своим влиянием огромные массы людей и, по сравнению с другими воспитательными средствами, располагают большей эмоциональной силой воздействия. Характерной и важной чертой традиций в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России является широта их действия. Они имеют место в служебной, боевой, образовательной, общественной, культурной, научной и других сферах жизнедеятельности вуза.
Особое место в образовательном процессе СевероКавказского военного Краснознаменного института (СКВКИ) отводится воспитанию курсантов на войсковых традициях. Это обеспечивает преемственность в работе по формированию у них высоких морально-психологических качеств защитников Отечества, способствует восприятию героических дел, свершенных курсантами и выпускниками прославленного вуза в мирное время и в боевой обстановке за дело своих предшественников, за торжество Закона и Конституции. Традиции как ценностно-нормативный компонент способствуют воспитанию курсантов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам.
Воспитание будущих офицеров на войсковых традициях, сложившихся в военном институте, способствует моральной закалке военнослужащих, дисциплинирует курсантские подразделения. Неуклонное следование традициям, стремление быть достойными боевой славы предшествующих поколений - яркий пример патриотизма и нравственной силы “кировцев”*.
“Кировцы” неизменно пользовались авторитетом в войсках как всесторонне подготовленные в теоретическом и военном отношении офицеры. Они смело брались за дело, уверенно командовали подразделениями, частями и соединениями, успешно решали служебные и боевые задачи. Питомцы военного института проявляют отвагу, мужество, героизм и в наши дни. Доблесть курсантов и выпускников-“кировцев”, их беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь и взаимная выручка в бою, проявляемые во время Великой Отечественной
* Так называют себя курсанты и выпускники. Вуз с момента его основания носил имя С.М. Кирова.
войны, вооруженных конфликтов, выполнения служебно-боевых задач и в других испытаниях, служили и продолжают служить примером для сегодняшних курсантов.
В военном институте со времени его основания получили широкое распространение революционные, трудовые и боевые традиции. Они находились в неразрывной связи друг с другом, но имели свою специфику.
Революционные - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение опыт классовой борьбы, формы революционной деятельности, направленные на построение коммунистического общества.
Трудовые традиции - система взаимоотношений людей в производстве, принципов отношения к труду, методов организации и стимулирования производства.
Боевые традиции - исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач, как в мирное время, так и в боевой обстановке, побуждающие их честно и добросовестно служить своему народу и Отечеству.
Такая структура традиций в военном институте существовала до 90-х годов XX века и играла положительную воспитательную роль. В настоящее время в данной структуре произошли изменения, а революционные традиции претерпели наибольшие изменения.
На основе анализа литературы по проблеме традиций во внутренних войсках и СКВКИ, войскового опыта и проведенного социологического исследования были выявлены современные традиции в военном институте: боевые; служебные; учебные; спортивные; трудовые; общественные; специфические.
Боевые традиции представляют собой систему норм и правил поведения “кировцев” в военное время и боевой обстановке и включают: преданность и любовь к Родине, готовность ее защищать; верность воинскому долгу, военной присяге, приказу; войсковое товарищество; героизм, мужество, самопожертвование; смелость и отвагу.
Служебные традиции “кировцев” - устоявшиеся и повторяющиеся из года в год нормы и правила поведения военнослужащих в процессе служебной деятельности. Их составляют: организованность и дисциплина; оказание помощи пострадавшим при стихийных бедствиях и пожарах; честность и неподкупность; уважение воинских ритуалов; высокий уровень организации и несения службы; безупречный внешний вид (“от шнурков” до головного убора); продолжение семейных династий “кировцев”.
Учебные традиции - это отношения, сложившиеся в системе образовательной деятельности, особенности организации образовательного процесса, основные методы, стимулирующие учебную деятельность. В них входят: совершенствование военно-профессиональной подготовки; стремление к учебным и научным достижениям; творческое сотрудничество с другими вузами и научными учреждениями страны; соревновательность в обучении.
Спортивные традиции - это организация и проведение спортивных мероприятий: высокий уровень организации спортивных мероприятий для всех категорий военнослужащих; успешное участие в соревнованиях по различным видам спорта; покорение гор и вершин кавказского хребта; спортивные соревнования между структурными подразделениями института.
Трудовые традиции - система взаимоотношений в трудовой деятельности, принципы отношения к труду, организации и ведения хозяйственной деятельности: содержание военного института в образцово-показательном состоянии; постоянное совершенствование учебно-материальной базы; трудолюбие, уважение к физическому труду; изобретательство и рационализаторство.
Общественные (культурные) традиции - изучение достижений мировой и национальной культуры, выполнение общественной работы; сюда входит также социальный портрет “кировцев”. Устоявшиеся правила поведения “кировцев” в общественных местах включают: встречи с ветеранами, депутатами, выдающимися людьми науки и культуры, творческой молодежью; встречи с семьями погибших героев-“кировцев” и оказание им помощи; взаимодействие с религиозными и общественными организациями РСО-А; оказание материальной помощи детским домам г. Владикавказа; вечера встреч выпускников; участие в играх КВН и “брейн-ринг”; культпоходы в театры, музеи, кино.
Специфические традиции “кировцев” - традиции, являющиеся характерными для данной категории военнослужащих. Они, как правило, неофициальные: дорожат именем “кировец”, поддерживают имидж мужественных и преданных делу офицеров; курсант должен иметь спортивный разряд; курсанты не занимают сидячие места в общественном транспорте; курсанты-выпускники и офицеры слушают песню О. Газманова “Офицеры” стоя.
Такова современная структура традиций в военном институте. Традиции способствуют развитию у курсантов необходимых для военного специалиста качеств, формированию правильной системы ценностных ориентаций; помогают готовить офицера-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.
Воспитательное воздействие традиций заключается, прежде всего, в силе примера, которая побуждает новые поколения курсантов-“кировцев” идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Известно из истории, что “кировцы” в критические моменты боя, следуя примеру Аркадия Климашевского, не раздумывая, закрывали своим телом командиров, командиры, иногда ценой своей жизни, спасают подчиненных.
Положительный пример героев оказывает воздействие не только на отдельного человека, но и на коллективы в целом. Войсковая практика свидетельствует, что традиции повсеместно взяты на вооружение военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования как ценностно-нормативный компонент воспитания мужественных, стойких и преданных своему делу офицеров для внутренних войск.
Всюду, где служит “кировец”, рядом с ним “несут бессменную вахту” славные войсковые традиции. Это помогает воспитывать курсантов и коллектив в целом, мобилизовать будущих офицеров на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности. В традициях “кировцев” курсанты находят лучший образец для выбора нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков.